Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





vocabulaire, principe et metode 20 страница



Эти напоминания о детстве очень банальны, и ответом может быть только согласие. Введение слова «чудесно» не случайно, также, как и слов «интерес­нее» и «удивительнее», которые, как это ясно видно, на втором уровне* являются аналогией* того, что мы делаем.                                                                                      '"

...Теперь, когда ваше бессознательное готово, оно побудит вас сделать глубокий вдох, очень глубокий вдох, и в этот момент... Так, очень хорошо (пациентка делает глубокий вдох)... вы позволяете* себе быть захваченной мощным чувством КОМФОРТА, так что, возможно, вам захочется закрыть глаза или захочется, чтобы они закрылись сами...

Здесь делается предложение* (в терминах диссоциации*) и ожидается от­вет. Это то, что Эриксон и Росси называют имплицированным указанием*. В дан­ном случае пациентке дают понять, что ее послание принят (обратная связь*). Поскольку пациентка отвечает*, по-видимому, спонтанно*, ассоциируют* другие внушения, чтобы они реализовались так же спонтанно.

Сейчас я не знаю, стдаетеи вы себе отчет, что ваше тело адаптировалось, что ваше дыхание стало намного глубже, и с каждым вашим вдохом чувство КОМФОРТА становит­ся значительнее и вы позволяете себе погрузиться в это очень ПРИЯТНОЕ состояние глубокого РАССЛАБЛЕНИЯ. Ваше артериальное давление нормализовалось, мышцы ва­шего лица разгладились, свидетельствуя об экономии движений, очень характерной...

Сейчас речь идет о ратификации* достигнутого. Она закрепляет и усилива­ет* феномены, а также подсказывает пациентке, что, поскольку все хорошо, можно двигаться дальше. Ратификация используется для того, чтобы объединить' ощу­щение комфорта с таким постоянным явлением, как дыхание.

...Я думаю, что вас удовлетворяет это чувство комфорта, которым вы владеете, которым вы сами управляете... вы сами учитесь всему этому, я здесь только для того, чтобы на­править вас...

Пациентке воздается должное, за ней признается то, что ей принадлежит, то есть контроль* за ситуацией и достигнутые результаты. Эти шаблонные фразы* необходимы.

...Вы постоянно осознаете себя здесь, но то, на что вы обращаете внимание, не имеет значения, и напротив, работа вашего бессознательного очень интересна и важна...

Для згой пациентки особенно важно подчеркивать ее присутствие и способ­ность контролировать* ситуацию. Но это не мешает нам «депотенциапизировать*» сознательные моменты, просто подчеркивая, что в настоящий момент они не важны. Акцент поставлен на автоматической* бессознательной работе*.

...Вы знаете, что ваше бессознательное может грезить... Оно может грезить, не зная, что грезит... Оно может грезить, что вы бодрствуете... Вы можете грезить, что спите, и мо­жете грезить, что грезите... Все это вполне обычно и вполне нормально, так же, как и то, что грезы забываются, что забывается многое, что забвение свойственно человеку, что оно обычно. Все это совершенно нормально...

Обращение к грезам* является аналогией* с состоянием гипноза, так как работа фантазии осуществляется спонтанно, помимо нас, и предполагается, что

она несет в себе полезную функцию. Аллюзия* на тему грез создает условие для легкого замешательства'. Трюизмы*, упоминающие о забвении, готовят почву* для вероятной амнезии*.

...Ваше бессознательное способно также действовать незаметно для вас, например, оно может заставить вас сделать знак головой, знак «да» или знак «нет», тогда как сами вы не планировали это действие и заметили его позже или не заметили вовсе. Это и есть то поведение, которое я хотел бы, чтобы вы научились испытывать и развивать...

Стремление ввести «сигналинг», то есть добиться, чтобы пациентка отвеча­ла бессознательно и непроизвольно* на поставленные ему вопросы.

...Ваше бессознательное может также порождать движения, вы это знаете, и эти движе­ния связаны с тем, что происходит в вашей голове... все это очень интересно, и теперь я хотел бы, чтобы вы сконцентрировались на одной из ваших рук, на любой из них, напри­мер, на той, на которую вы смотрите, спрашивая себя о том, что же может происходить в этой руке, и то, что может происходить, может оказаться для вас СЮРПРИЗОМ...

В данный момент исследуются* идеомоторные* ответы. Будет ли что-то про­исходить на уровне рук? В противоположность традиционному* гипнозу в данном случае не внушают* какое-либо конкретное движение. Просто ждут, зная, что то, что может произойти, будет производным от происходящего в голове пациентки. Мы считаем, что появление любого гипнотического феномена будет побуждать пациента функционировать* гипнотически и что это желательно.

...Вы просто ждете... вы полностью расслаблены и, видите, один палец слегка пошеве­лился... Вы просто спрашиваете себя... вы ждете, говоря себе... «Что произойдет?» Это ваше бессознательное начинает действовать определенным образом...

Подчеркивая появляющиеся феномены, терапевт способствует их развитию или, по крайней мере, предвосхищает их*.

...Видите, видите, один палец на правой руке, а также и на левой руке... Мы не знаем, может ли одна из рук, к примеру, приподняться, мы ждем, чтобы это увидеть, так как все движения связаны с происходящим в вашей голове, то есть с деятельностью вашего бессознательного, и все это очень интересно. Вы знаете, что одна из ваших рук может ПОДНЯТЬСЯ... да... левая или правая рука... я не знаю, одна или другая... Мы ждем, чтобы узнать, не продемонстрирует ли нам что-либо одна или другая... Вы просто вни­мательны к ощущениям, возникающим в той или другой руке, вы просто внимательны... Да... правая рука ПРИПОДНИМАЕТСЯ... это очень интересно, она ПРИПОДНИМАЕТСЯ маленькими рывками, которые очень типичны для бессознательных движений и отлича­ются от движений произвольных...

Здесь исследуется явление левитации* руки. То, что происходит в голове пациентки, является производным от слов, которые мы используем. Слова «под-

нять» или «приподнять» произнесены с подъемом голоса* и легким подъемом головы (невербальное* внушение). За пациентом сохраняется возможность вы­бора руки (дублирование*), но он должен ждать, чтобы узнать, какая из рук отве­тит, как если бы между руками было возможно соревнование (метафора*, свя­занная с профессиональными достижениями пациентки).

...Вы очень внимательны к своим ощущениям... будет ли это легкое покалывание или впечатление, что рука вам не принадлежит... какими бы ни были эти ощущения, все равно это хорошо, это совершенно нормально. Это просто показывает вам, что ваше бессознательное сейчас занимает более важное место в нашем опыте, и это то место, которое следует вашему бессознательному предоставить...

Здесь охвачено множество возможностей одного порядка*. Важное внуше­ние включено здесь в составное* внушение. Требуется, чтобы бессознательное* заняло более значительное место у склонной к гиперконтролю и напряжению па­циентки.

...Я спрашиваю себя, будет ли одна из ваших рук продолжать ПОДНИМАТЬСЯ и ПОДНИ­МЕТСЯ ли она до самого вашего лица. Если это происходит, то локсть сгибается, и локоть становится ЛЕГКИМ, и он движется как бы сам собой, так как чем выше ПОДНИМАЕТСЯ ваша рука, тем ближе вы к ПРИЯТНОМУ состоянию полного КОМФОРТА, при котором параллельно могут развиваться ваши грезы...

Эти внушения, начинающиеся со слов «я спрашиваю себя», характерны для индукции посредством левитации руки, к чему мы, по-видимому, близки. Опи­сывая явления, их усиливают. Неплохо также переключить внимание на грезы.

...грезы - работа бессознательного. Вы сами не делаете ничего... В любом случае, что бы вы ни делали, если ваша рука хочет ПОДНЯТЬСЯ, она ПОДНИМЕТСЯ к вашему лицу, что бы вы ни делали. И это очень, очень хорошо, очень интересно, так как чем выше ваша рука ПОДНИМАЕТСЯ (я полагаю, что выше ПОДНИМАЕТСЯ правая рука)...

Тот факт, что рука поднимается посредством бессознательного механизма, равносилен шоку, который предстоит интегрировать в рамки доверительных от­ношений*.

...я думаю, что чем выше поднимается ваша рука, тем больше вы поддаетесь, тем боль­ше места вы уступаете своему бессознательному, бессознательному, которое способно грезить... Да... видите, ваш локоть ПОДНИМАЕТСЯ, ваш локоть тоже может ПРИПОД­НЯТЬСЯ, потому что как только ваша рука коснется лица, вы сможете глубоко уснуть,

' глубоко спать и грезить. Вы полностью поддаетесь этому, все это очень ПРИЯТНО, дол­жно быть ПРИЯТНЫМ, потому что когда рука ПОДНИМАЕТСЯ, все мышцы РАССЛАБЛЯ­ЮТСЯ, остальные мышцы расслабляются... И вы даете себе волю, вы должны достиг­нуть контроля над чувством ПРИЯТНОГО КОМФОРТА... И когда ваша рука коснется лица,

:' вы сможете глубоко уснуть и в тот же момент сможете погрузиться в грезы. Все это совершенно нормально, вы полностью поддаетесь этому...

• Только в исключительных случаях современный гипнотический сеанс быва­ет столь директивным*. Но здесь мы имеем дело с болями органического проис­хождения, и прямые* внушения в данном случае уместны. Оператор является как бы посредником, необходимым для того, чтобы пациентка смогла дать своему организму нужные указания. Чтобы достичь убедительности, здесь используется «вызов*», что также не характерно для нового гипноза: оператор доказывает па­циентке, что она своей волей не может контролировать движение, так как эста­фета передана другой инстанции. Что же касается прямого замаскированного* внушения, то в нем не утверждается прямо, что боль должна исчезнуть, а гово­рится, что ее место займет ощущение комфорта. Примечательна формулиров­ка*: «Вы должны научиться контролировать приятное ощущение комфорта». Эти внушения построены так, что согласуются с тем, что происходит в действитель­ности, а именно 6 неожиданным движением руки. Намеков*, упоминаний о сне*, как правило, избегают, поскольку они способствуют пассивности* и поддержи­вают негативные мифы* о гипнозе.

...Впрочем, потом вы сможете все это забыть, это все не важно, вы сохраните из этого опыта только то, что окажется полезным для вас...

Амнезия* в данном случае желательна. Неплохо, если ожидаемое улучше­ние будет приписано спонтанной положительной динамике заболевания.

...Ваша рука продолжает не спеша продвигаться к вашему лицу... Это все совершенно нормально; не засыпайте, пока она не коснется вашего лица, и в тот же момент вы смо­жете глубоко уснуть, как человек, который долго бодрствовал и очень хочет спать.

, Использование парадокса*, в то же время являющегося импликацией*. Па-радокс разряжает сопротивление*.

Вы все время видите легкие непроизвольные движения... Когда она коснется вашего лица, вы сможете глубоко и спокойно уснуть, очень, очень спокойно... Ваше бессозна­тельное не торопится, оно использует все несбходимое для вас время. Вы сможете глу­боко уснуть, очень, очень глубоко, поскольку ваша рука - в четырех сантиметрах от ва­шего лица... в одном сантиметре. СПИТЕ ГЛУБОКО, ГЛУБОКО СПИТЕ...

Вновь отметим, что этот сеанс некоторыми своими чертами напоминает тра­диционный* гипноз. Упоминание о сне* способствует появлению грез у данной пациентки, не склонной к мечтам и созданию образов*.

...И вы сможете отыскать ПРИЯТНЫЕ воспоминания, например, о периоде, предшество­вавшем вашей болезни, когда ваше тело постоянно испытывало удовольствие... Вы можете увидеть себя в движении, если хотите, короче говоря... ПРИЯТНЫЕ воспоминания, найдите ПРИЯТНЫЕ воспоминания, и ваше тело РАССЛАБЛЯЕТСЯ, оно обретает это ПРИЯТНОЕ ощущение, которое вы унесете с собой после сеанса, так как это ПРИЯТНОЕ ощущение должно «перекрывать» те ощущения КОМФОРТА, которые порой появляются в вашем теле.

Вызывать воспоминания о периоде, предшествовавшем болезни, — эффек­тивное средство борьбы с существующей болью*.

Вы должны уметь воссоздавать те ощущения, что были у вас до болезни, и вы можете увидеть себя грезящей о неких эпизодах вашей жизни, или об эпизодах воображаемых, или об эпизодах будущего, это не так важно, но вы воссоздаете ПРИЯТНЫЕ события с участием людей, которых вы любите.

Проецировать себя в будущее" — еще одно интересное средство устранения болей.

И вы подробно восстановите все ощущения. Все ощущения, относящиеся к этому воспоминанию... Вы вспоминаете их ярко, отчетливо. Вы ясно слышите голоса ва­ших друзей, если вы видите себя с друзьями... Или мой голос может стать их голоса­ми, и вы можете слышать их голоса... Вы можете интерпретировать это как угодно... так, чтобы это было ПРИЯТНО, так, чтобы это хорошо вписывалось в ПРИЯТНОЕ вос­поминание, в котором вашему телу ПРИЯТНО, где вы можете двигаться очень ЛЕГ­КО, очень ПРИЯТНО.

Использование настоящего* времени вместо прошедшего способствует ми­нимальной возрастной регрессии*. Предоставленная пациентке возможность трансформировать голос терапевта, чтобы лучше использовать* его в своих вос­поминаниях, также должна способствовать этой регрессии. Повторяющееся ис­пользование слова «приятно» является контекстуальным* внушением с возмож­ным кумулятивным эффектом.

И когда я не говорю с вами, внешние шумы также интерпретируются вами в соответствии с этими приятными образами. Проходящие секунды могут казаться очень длительными периодами, во время которых происходит много разных событий, которые вы видите до мельчайших деталей...

Указание по инкорпорированию* внешних звуков немаловажно. Пациентка как бы следует нужным указателям*. Использованная формулировка* значитель­но удачнее, чем совет не слышать внешних звуков, который вызвал бы парадок­сальный эффект. Одновременное создание возможности искажения времени* тоже может оказаться полезным. Пациентка воспользуется этим, если понадо­бится.

...Совершая эту работу, ваше бессознательное одновременно трудится над интеграцией вашей личности.

Открытые терапевтические* внушения.

Это воспоминание, эти грезы, вы сможете забыть их и в то же время вы сможете их запомнить или запомнить только некоторые моменты, это не важно.

Внушение амнезии*.

Важно только, что вам ХОРОШО, что эти ощущения БЛАГОПОЛУЧИЯ ВО ВСЕМ ТЕЛЕ, что это ощущение... вы им овладевали, чтобы вызывать его, что именно это ощущение будет возникать у вас чаще, чем охватывающий вас иногда дискомфорт, которому вы сможете противопоставить ПРИЯТНЫЕ телесные ощущения.                                            <

Прямые* внушения.

Проходят часы, и вы внимательно следите, как разворачиваются ваши грезы... Эти гре­зы, раз начавшись, могут продолжаться при необходимости и ночью. Важнее всего то, что происходящая внутри вас интегрирующая и усиливающая ваш эмоциональный конт­роль работа, однажды начавшись, также продолжается, как это бывает при поиске реше­ния математической задачи, когда ночью, во сне, разум продолжает трудиться, и утром появляется решение.

Банальная метафора*.

Такую программу вы, сами того не зная, сейчас закладываете... Эти программы помога­ют вам в решении ваших проблем, проблем, которые вы осознаете, и проблем, которых вы не знаете.

Любая боль имеет и психологические параметры.

Вы даете себе волю, и ваше тело расслабляется, вы учитесь чувствовать себя хорошо, комфортно в своем теле. Это все совершенно нормально. И в то время, пока совершает­ся вся эта работа, когда секунды могут показаться вам очень долгими, вы полностью Отпускаете себя, вы слушаете мой голос, который можете интерпретировать по-своему...

Когда пациент перестает слушать утомляющую* речь терапевта, полезны по­вторения*, которые будут интегрированы на другом уровне*.   .

...если вы хотите сказать мне что-нибудь, то можете подать мне знак, слегка пошевелив указательным пальцем правой руки, и я пойму, что вы хотите мне что-то сказать... Но если вы просто хотите продолжать опыт таким, как он есть... да, указательный палец правой руки двигается самостоятельно... итак, вы просто позволите своему телу пребы­вать в состоянии гипноза, в котором оно находится, вы разбудите вашу голову... Шум не мешает, все это очень обыкновенно, вы просто разбудите вашу голову, и мы сможем разговаривать, потому что ваши глаза откроются, и через несколько минут вы сможете вернуться в это очень глубокое состояние, в котором вы сейчас находитесь.

Пробуждение головы*.

Пациент вполне способен пробудить «только голову*» и оставить все тело в гипнозе. Возможны любые варианты диссоциации*, поскольку гипноз — это не что иное, как возможность «брать в скобки»* некоторые функции.

Сейчас вы просто пробуждаете вашу голову и оставляете свое тело в прежнем состоя­нии... Да, это ПРИЯТНО. Да, вы хотели бы мне что-то сказать...

П.: Да, мне кажется, что я не спала...

Т.: Нет, это не настоящий сон...

П.: Это не пробуждение...

Т.: Это не настоящий сон, но слово «сон» подходит лучше других. Это не имеет значения, но

забавно то, что я видел, как ваш палец двигался сам, это не вы захотели подвигать им...

тогда он двигался небольшими рывками... П.: Да...

Т.: Вы не контролировали его... Я: Нет...

Напоминание* о сне* не подходит, поскольку пациенты ив признают это обыч­ным сном. Они правы в том, что стремятся избегать этого слова. В то же время оператору легко узнать, было ли движение* пальца произвольным* или нет.

Т.: Очень хорошо, очень хорошо... Вы тогда имели в виду, что хотели бы работать вместе... П.: Э-э... нет! Разве только то, что я себя еще очень скованно чувствую...

Возврат и окончание сеанса.

Ключевые слова:

Сопровождать, указатель, аллюзия, амнезия, усиливать, аналогия, предвосхищать, на­вык, объединять, автоматизм, кинестезии, замешательство, контроль, вызов, депотенциали-зировать (сознательное), имплицированное указание, директивность, диссоциация, искаже­ние времени, дублирование, боли, детство (упоминание о нем), состояние (гипнотическое), исследовать, фиксация внимания, фокусировать, функционировать, формулирование, направ­лять, идеомоторность, импликация, бессознательное, использовать, индукция, позволить, утомлять, левитация, магия, метафоры, движение, мифы, уровень интеграции, невербальное, забвение, парадокс, скобки, пассивность, шаблонные фразы, подготовить почву, проециро­вать (в будущее), предложение, психотерапия, раппорт, ратификация, переосмыслить, крат­кое повторение, возрастная регрессия, связь, повторение, отвечать, сопротивление, обрат­ная связь, разбудить голову, грезы, ощущения, последовательное принятие, подача сигналов, сон, спонтанность, внушение (аналогией, внутри одного порядка, замаскированное, состав­ное, прямое, контекстуальное, открытое, терапевтическое), симптом, тема, традиционный (гип­ноз), работа, трюизм, голос, произвольное/непроизвольное.

16-2917

7. упорядоченная возрастная регрессия

Этот сеанс показывает, как используется замешательство* для достижения возрастной* регрессии.

Данная запись отличается тем, что на сеансе присутствует не пациент, а актер, изъявив­ший желание участвовать в опыте из любознательности. Чтобы максимально удовлетворить его желание, мы предложили необычный опыт упорядоченной возрастной регрессии*. Эта запись в несколько гротескной форме демонстрирует использование замешательства.

В качестве темы для индукции используется концепция реальности, которая весьма ин­тересует актера.

Регрессия у артиста. 1985

Пациент никогда не подвергался гипнозу и не видел гипнотических сеансов. По желанию пациента во время опыта он находился в кресле-качалке.

Предварительная часть

Т.: Нужно устроиться удобно, так как, только удобно устроившись, можно погрузиться в себя... Как расстояние, нормально? Вам это подходит?

Расстояние*, разделяющее участников сеанса, является важным элементом комфорта, для каждого человека оно свое.

П.: Да...

Т.: Тогда вот что я хотел бы узнать: что это означает для вас и как вы представляете себе...

каким он может быть, этот гипнотический опыт*? П.: Я должен испытать то, о чем я слышал. Это проникновение внутрь себя... контакт со своим

бессознательным.

Такой ответ пациента редкость. Объяснения*, которые он получит, будут соот­ветственно адаптированы. Все рассуждения по поводу гипноза в данном случае будут прекрасной подготовкой, и иногда их бывает достаточно для индукции*.

Т.: Итак, вы представляете это немного похожим на сновидение. Я спрашиваю вас об этом, поскольку считаю, что не может быть двух одинаковых опытов, что каждый имеет дело с тем, что у него есть, и так, как он хочет, вот и все... Об этом я вас и спрашивал: с чем это связывается у вас. Да, это может вращаться вокруг мечтаний или грез, которые близки к сновидениям, правил здесь нет...

Нужно, чтобы ожидания* были реалистичными.

...Мы как бы с изумлением ожидаем и хотим узнать, что же получится...

Слово «изумление*» является здесь открытым* внушением. Подразумевает­ся (импликация*), что пациент привносит что-то свое.

...Вы произнесли слово «бессознательное». Это понятие довольно важно для нас... но вначале дадим ему определение: бессознательное - это все, что не присутствует в со­знании. Не следует воображать себе что-то более сложное, чем следующее: все ресур­сы, все прошлые навыки сохраняются здесь, в этом бессознательном... Они могут вос­станавливаться, вам знакомо это... Это можно проверить в любое время: оно проявляет­ся зачастую без всякого смысла, когда вы едете в автобусе, сидите в зале ожидания, вы погружаетесь в себя, в свои воспоминания... Для нас это и есть гипноз; это такой же гипноз, как и все, что начинается с момента, когда вы отключаетесь от окружающего и погружаетесь в себя. Не обязательно терять сознание и тому подобное, достаточно толь­ко слегка забыться; все эти опыты, которые чрезвычайно банальны, имеют одну и ту же природу. Важно оставить сознание немного в стороне, потому что сознание стремится вмешаться; когда хотят чему-нибудь научиться, во многих случаях стоит положиться на бессознательное. Когда вы учились танцевать, важнее было предоставить события их естественному ходу, нежели пытаться слишком анализировать свои движения и точно их рассчитывать. Важнее было несколько отвлечься, чтобы все осуществлялось с помощью внутренних ресурсов*, которыми вы обладали и о существовании которых не знали, этим ресурсам было предназначено проявиться при определенных условиях...

Следует делать упор на слове «бессознательное*», которое будет использо­ваться в дальнейшем. Кроме того, под предлогом объяснений формируется ус­тановка' на диссоциацию*. Длинные объяснения утомляют* и способствуют от­ключению внимания.

...Итак, какой же вид опыта вы предпочли бы? Потому, что вы тоже будете определять это: легкий, средний, глубокий?

Простая связь*.

П.: Я не знаю, что... лучше, потому что... я... Все, что я хочу, это немного лучше знать то, что я думаю. Не правда ли, пациент уже в легком замешательстве*?

Т.: Итак, наиболее интересующая вас проблема - это быть способным... или, скажем, испыты­вать определенное чувство освобождения во время игры - возможно, я плохо изъясняюсь.

П.: Да, но я думаю, что игра удается, когда ты в ударе; именно когда ты в хорошем контакте со своим бессознательным, тогда все получается легко, игра становится удовольствием и т. д.

вступление

Т.: Поглядим, который час. У нас полно времени.

Якорь*.

16*

Т.: Я вовсе не знаю, когда вы войдете в гипнотическое состояние.

Негативное парадоксальное* внушение, подразумевающее* (импликация*), что гипнотическое состояние* существует и что пациент войдет в нею.

Т.: Я только хочу попросить вас... поставьте ступни ровно, чтобы вам было удобно, и поста­райтесь найти удобную для вас позу...

Структурирование ситуации, чтобы накопить ожидания*. Следует отметить, что пациенту не говорится прямо, что он чувствует себя комфортно, так как это может оказаться инконгруэнтным*.

...Впрочем, вы можете оставить глаза открытыми, если вам так удобнее, для меня это не имеет значения; сейчас мы можем просто подождать, чтобы увидеть, как нечто будет самоорганизовываться для вас.

Открытое* внушение, глаза можно оставить открытыми, чтобы ободрить па­циента, который, по-видимому, в этом нуждается.

Итак, вам не нужно ничего делать, не нужно двигаться, не нужно говорить и даже не нужно меня слушать, потому что меня слушает ваше бессознательное, и оно способно выбрать из моих слов то, что может быть ему полезным.

Хорошие шаблонные фразы*. Если пациенту ничего не нужно делать, то он и не может потерпеть неудачу. Это хорошая установка*.

Оно вполне способно истолковывать мои слова и даже может отвечать*, если посчитает полезным.

Подготовка почвы* для сигналинга*, который будет подключен позднее.

В то время как вы КОМФОРТНО сидите в этом кресле, вы можете слышать различные звуки с улицы и можете слышать мой голос...

Банальная последовательность принятия*, содержащая контекстуальные* внушения.

I

...и вы можете вспомнить, что здесь стоит письменный стол, что здесь есть полки с книгами, которые совершенно реальны.

Поскольку пациент актер, ведущей темой* или лейтмотивом индукции* бу­дет реальное и нереальное. Эта тема должна интересовать его (использующий* подход), и это также является аналогией*, метафорой* гипнотического сеанса, где не перестают спрашивать себя о том, что же реально.

...и вы можете чувствовать тяжесть ваших рук на подлокотниках кресла...

Продолжение последовательности принятия*, ориентирующее пациента на его кинестетику'.

...и вы можете сосредоточиться, к примеру, на мышцах вокруг ваших глаз, которые, ка­жется, хотят закрыться...

Следует отметить сцепление множества предложений союзом «и» (состав­ное' внушение).

...вы можете осознавать это, как осознают иногда обувь на ногах, при условии, что обра­тят на это внимание; подобное ощущение, впрочем, вскоре забывается...

Внушение необычное, вызывающее замешательство*, но не случайное. Та­кое воспоминание может быть легко вызвано.

Быть может, ваше бессознательное уже отметило, выделило название одной из книг, находящихся в комнате?

Намеренная бессмыслица, содержащаяся в расспросе*.

...Теперь вы снова можете подумать об этом ощущении в вашем теле и позволить появиться воспоминаниям, связанным с определенными ситуациями... поскольку воспоминания сами по себе очень реальны... Даже если они абстрактны, они в равной степени имеют значение реальности, так что воспоминания можно распределить - от простых воспоминаний до более подробных, которые могут повлечь за собой, к примеру, некоторую усталость...

Напоминание об усталости может быть аналогией отстраненности* и вызы­вать релаксацию*.

...как воспоминания вашего детства... и вы можете позволить вашей душе отдаться этим воспоминаниям детства...

Минимальная возрастная регрессия*.

...воспоминаниям о движениях, которые могли вызывать усталость, которая также была совершенно реальной; и одно воспоминание может повлечь за собой другое; и вы може­те компенсировать эту усталость, достигая ощущения релаксации вашего тела, что пре­красно компенсирует усталость, РЕЛАКСАЦИИ, сопровождающейся обычно ощущением ТЯЖЕСТИ рук и ног и всего тела; эта релаксация тоже совершенно реальна, как реальны некоторые воспоминания и некоторые грезы, потому что образы и звуки ваших грез так же реальны, как те, что вы можете слышать в другое время...

Утомляющее* многословие, направленное на депотенциализацию сознатель­ного*.

...Я не знаю, заметили ли вы, что ваше дыхание изменилось, что оно уже стало РОВНЕЕ, напоминая дыхание спящего...

Ратификация*. Следует отметить, что упоминание о сне* носит косвенный характер.

...И я могу также сказать, что ваше артериальное давление стабилизировалось, так же, как и ваш пульс. Получаете ли вы удовлетворение от этого чувства комфорта?

Расспрос*.

(Пациент делает утвердительный жест.) ...Да... очень хорошо.

Начало регрессии с использованием замешательства

Вы полностью используете это особенное ощущение...

Импликация*, вызывающая замешательство.

...и вы сможете, впрочем ... вы полностью присутствуете здесь, несмотря ни на что... Вы, впрочем, сможете вспомнить, если захотите, все, что происходит в этом опыте, так же, как вы сможете забыть все, что не будет иметь значения, или все, что будет иметь значение только для бессознательного и не должно загромождать ваше сознание...

Рассуждения, способствующие замешательству, намекающие на возмож­ность забвения*.

...вы знаете, как легко забывают, как можно забыть о свидании, думая, что оно будет завтра, тогда как оно должно было быть вчера... Вы знаете, как легко можно ошибиться, указывая в дате прошедший год вместо текущего...

Трюизмы*, подготавливающие почву* для дезориентации.

...Так же как сегодня суббота... это мог бы быть и четверг, но это не имеет значения, потому что даже если у нас пятница, то единственное, что имеет значение, это дать свободу своим воспоминаниям, например, вы вспоминаете что-то, что было в понедель­ник, и то, что было в понедельник, может напомнить о чем-то, что произошло в среду следующей недели... может быть, в среду на предыдущей неделе...

Резкое замешательство.). (Мы имеем дело с артистом. С другим пациен­том, разумеется, беседа носила бы менее гротескный характер.)

...И одно воспоминание может быть в равной степени связано с предыдущим воспомина­нием, может напомнить о том, что произошло, к примеру, четыре года назад. Но четыре года назад вы могли прекрасно знать все, что происходило в течение дня, и вы не можете...

Отметьте изменение времени*.

...рассуждать о том, что будет происходить в 1987-м, потому что эти события еще не наступили; напротив, вы можете вспомнить все, что происходило в этот день, и в том, что происходило в это, день, может быть нечто общее с тем, что происходило в 82-м...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.