|
|||
vocabulaire, principe et metode 18 страницаПауза*, чтобы дать пациентке время отреагировать. ...Итак, сейчас, поскольку ты любишь горы, ты можешь прогуляться в горах. Итак, там... в горах... ты совершенно РАССЛАБЛЕНА... полностью РАССЛАБЛЕНА... Тебе очень ПРИ-ЯТНО... когда хорошая погода и когда светит солнце, как это прекрасно и как... это... УСПОКАИВАЕТ... очень... потому что пейзаж является не обычным пейзажем. Это совсем... НЕРЕАЛЬНО... Метафора* ситуации гипноза*, которая также несколько нереальна, но приятна, ...Ты будешь прогуливаться в горах... где ты увидишь... сначала... лиственные деревья... потом... хвойные деревья... По мере того, как ты поднимаешься... появляются большие 14 - 2917 равнины... с короткой травой, как на газонах... полные цветов, цветов, цветов... и небольших ручьев. Ты пересекаешь некоторые из них... Горы — это успокаивающий для пациентки контекст, он напоминает о неглубоких потоках воды, в которых не рискуешь потерять дно. Задействованы резо-нансы* слов. ...Итак, как ты продолжаешь подниматься, ты найдешь места, где почва скалистая, ты даже сможешь подниматься на гребни, чтобы заглянуть на другую сторону. Прогулка полностью зависит от твоего желания, и если ты видишь дороги, то можешь пойти по ним. Ты можешь оказаться не одна, а с друзьями, которые были бы приятны тебе во время этой прогулки... Предложения по возможности объединены* между собой, хотя бы союзом «и». Это составные* внушения. Заметны метафоры* ситуации гипноза*. ...Ты также можешь слышать их, то есть ты можешь изменить мой голос, который станет их голосом... если только мой голос не превратится в простой шум, более или менее отдаленный... Это не имеет значения... ты сама делаешь все, что хочешь, на этой прекрасной прогулке... на которой тебе хорошо... Шаблонные* фразы, передающие пациенту полномочия и способствующие гипнотическому состоянию и привнесению в него пациентом личного содержания. ...И когда у тебя появится желание... может быть, вместе с друзьями... если хочешь... если солнце достаточно жаркое, ты сможешь удобно растянуться на солнце, ощутить почву-своей спиной, ясно почувствовать солнце на своей коже, ясно услышать умиротворяющие звуки окружающей природы... Ты сможешь сделать это, когда захочешь, когда пройдешь достаточно и когда достаточно УСТАНЕШЬ. Ты сможешь... позволить своему сознанию блуждать... грезить... и ты сможешь мечтать обо всем, о чем захочешь, преимущественно о приятном. Предложение* растянуться сделано условно. Если это не подходит пациентке, она может решить не делать этого. Упоминание о грезах* должно способствовать внутренней позиции* отстраненности. Но грезы должны быть приятными. ...Я не знаю, в какой момент ты глубоко вздохнешь. Когда это произойдет... ты можешь повторить вздох несколько раз, это не имеет значения... ты позволишь воспоминаниям подняться... Косвенное* внушение непроизвольного* поведения (имплицированное* указание). Ответ на подобную просьбу — это, по сути, единственный тест гипноза* в нашем понимании (гипноз — это «ответ*»)- ...И может быть, ты сможешь снова увидеть эту прогулку, все тропинки... так как за несколько мгновений к тебе может вернуться множество воспоминаний. Эта прогулка может казаться тебе очень долгой, даже если для нас она длится всего несколько мгнове- ний... и ты можешь за это время детально вспомнить все цветы, названия которых ты знаешь или не знаешь... Ты можешь запросто заглянуть внутрь цветка, ведь они очень красивы. Ты сможешь также смотреть на легкие облака, которые могут быть там, и следить за ними взором... смотреть, как они странствуют, так же, как странствует твоя душа, она способна находить воспоминания... В этот момент пациентка грезит, что она грезит (транс в трансе*). Используется смещение времени*. Это в одно и то же время является сопровождением* и последовательным принятием*. ...Может быть, воспоминания о том времени, когда ты была маленькой девочкой, выбирающей хорошие ПРИЯТНЫЕ воспоминания... и может быть, воспоминание о моменте, когда ты НАУЧИЛАСЬ шить, так как это тебе НРАВИЛОСЬ. И я думаю, что это также казалось тебо ужасно трудным, может быть, невозможным... держать иглу прямо... Это что-то очень трудное - делать точные и выверенные движения там, где это нужно... это трудно. Знать, как кроить из большого бесформенного куска ткани... это кажется совершенно невозможным... И может быть, ты можешь вспомнить, как... постепенно... твое бессознательное усвоило эту способность, так что теперь ты можешь шить, думая о другом, смеясь с друзьями, даже не зная в точности, как ты это делаешь, и удивляться, видя всю проделанную тобой работу, весь пройденный путь. Твое бессознательное проделало эту работу* для тебя... Таким же образом... сейчас ты в состоянии научиться чему-то и ты не знаешь, что это. Ты не знаешь, что готова научиться... в то же время твое бессознательное борется за эту иитересную задачу научиться тому, о чем ты не имеешь представления... Любое упоминание о детстве* способствует гипнозу (минимальная* возрастная регрессия). Здесь используется «упоминание о начальных* навыках». ...Я не знаю, в каком моменте прогулки ты сейчас находишься... но ты могла бы обращать внимание на все ощущения, которые появляются в твоем теле, может быть, запахи зелени, может быть, легкий ветерок на твоей коже, свежий или теплый, или солнце, может быть, прикосновение земли... возможно нежной, как пыль, или местами твердой... я не знаю. Ясно почувствовать все это... Ты больше не слушаешь меня... и ты слушаешь то, что интересует тебя намного сильнее... Негативное парадоксальное* внушение включает сопровождение, направленное на сенсориализацию*. ...И бывает ВОДА, которая очень СИМПАТИЧНА, эти маленькие потоки, вода прекрасная и чистая, это очень красиво, это ласкает взор, вид воды... которая НИСПАДАЕТ. Когда хочется пить... какое удовольствие пить эту воду, глядя на солнце, глядя на бегущие облака. (Ундина прикрывает глаза.) Новое упоминание о воде, ничем не напоминающей ту, которая пугает. Теперь, через несколько мгновений, я попрошу тебя вернуться, быть здесь, со мной, совершенно СПОКОЙНОЙ, пока мы не решим вновь отправиться в другое ПРИЯТНОЕ \ 14* 211 путешествие. Я сосчитаю до пяти, и ты вернешься, очень постепенно... Один... два... три... четыре... и пять! (Потребовалось полторы минуты для того, чтобы Ундина реориентирова-лась'.) П.: Я немного прогулялась. Т.: Это было приятно? П.: Временами, но знаешь, иногда словно сжимало здесь. (Показывает на грудь и сердце.) Т.: Вначале? Я: Да. Г.: Видишь ли, вначале я нарочно дал тебе неприятное упражнение. < П.: Но лотом это продолжало быть немного неприятным. Г.: Ладно. П.: Но вообще было очень хорошо. Т.: Тепарь я тебя попрошу вот о чем... Если тебе будет почему-либо ПРИЯТНО... ты ничего не делай... ты позволь указательному пальцу твоей правой руки приподняться, а если почувствуешь дискомфорт, позволь указательному пальцу твоей левой руки приподняться, идет? Постановка «сигналинга*», для того чтобы минимальные знаки* не остались незамеченными терапевтом, как произошло перед этим (несомненно, в результате парадоксальной* индукции). Я: Да. Т.: ...потому что ты НАУЧИШЬСЯ прогонять неприятное чувство... когда тебо неприятно, вызывая... то, которое ПРИЯТНО. В этой прогулке есть моменты более приятные, чем остальные, и... ты вызываешь наиболее приятные моменты, чтобы избавиться от дискомфорта. Ты НАУЧИШЬСЯ делать это. НАУЧИШЬСЯ прогонять неприятные чувства. Ты легко их узнаешь, потому что проработала их вначале. Дальнейшее представлено как обучение* (сравнимо с десенсибилизацией в поведенческой терапии). Т.: Где ты находилась? Ты лежала? Ты видела горы? Ты видела цветы? Ты чувствовала их? П.: Да, там были васильки, ведь это было август. Я была там однажды, и мне очень понравилась. Т.: Он был ПРИЯТНЫМ, этот опыт? П.: Да. Г.: Тогда им следует воспользоваться, чтобы отгонять то, что может быть неприятным. Когда будет неприятно, ты вспомнишь эту прогулку... сама, без меня... СПОКОЙНО, В СОБСТВЕННОМ РИТМЕ, оставив глаза открытыми или закрыв их... Ты знаешь, что и с открытыми глазами можно не видеть... но это не имеет значения. Наоборот, ты снова увидишь васильки или поля васильков... Используются собственные слова пациентки. Затем в течение минуты наступает молчание*, чтобы позволить пациентке вжиться в ситуацию. Может быть, ты смогла бы найти ПРИЯТНЫЕ воспоминания детства... в прекрасной стране Португалии. Там должны быть, я уверен, моменты очень ПРИЯТНЫЕ... которые так и просятся стать РЕСУРСАМИ*. Потому что воспоминание о ПРИЯТНОМ может, в свою очередь, напомнить нечто ПРИЯТНОЕ, еще более ПРИЯТНОЕ.. Поведение пациентки явно показывает, что она обрела хорошее состояние внутренней поглощенности*. ...И ты полностью остаешься внутри себя, и ты не позволяешь себе беспокоиться из-за меня... Это только для того, чтобы кое-что проверить. Не думай обо мне... Терапевт приподнимает всю руку пациентки и придает ей неудобное положение. ...ты пересчитываешь лепестки василька. Ты не обращаешь внимания на меня... Ты даешь свободу своему бессознательному. И в моем голосе ты узнаешь голоса своих друзей. Ты импровизируешь... ты идешь куда тебе хочется... так свободно, как тебе хочется... Рука остается на весу, в каталепсии*. ...Позволь своим воспоминаниям перемешаться, приятным воспоминаниям, воспоминаниям детства. Почувствуй солнце на твоей коже. Пить, когда тебе жарко, свежую ВОДУ... После минутою промедления пациентка отвечает* глотательным движением. ...это очень ПРИЯТНО, и ты вспоминаешь, как тебе было ХОРОШО... и СПОКОЙНО... очень, очень хорошо и... СПОКОЙНО... И ты сможешь обрести это УСПОКОенИЕ, когда захочешь, как РЕСУРС. (Лает собака.) Не позволяй себе беспокоиться... Ты используешь шумы в своих грезах... ты их включаешь в свои грезы, если возникает шум... Использование* посторонних элементов (пациентка услышала лай собаки, которая была у нее в детстве). ...И... когда твое бессознательное поймет, что ты умеешь использовать воспоминания как РЕСУРСЫ, чтобы УСПОКАИВАТЬСЯ... в этот момент ты позволишь своей руке осторожно опуститься... И когда твоя рука вернется на прежнее место... ты полностью вернешься к нам... УСПОКОЕННОЙ и отдохнувшей после этого освежающего опыта, который позволяет тебе НАУЧИТЬСЯ УСПОКАИВАТЬСЯ и РАССЛАБЛЯТЬСЯ... полностью СНИМАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ. Тебо будет ХОРОШО... ты будешь совершенно УСПОКОЕНА и РАССЛАБЛЕНА... и ты полностью проснешься... с хорошим самочувствием и ясной головой... Классическое окончание*, содержащее шаблонные* фразы. ...Ты используешь столько времени, сколько нужно, чтобы твое бессознательное полностью отдало себо отчет, что ты располагаешь этими РЕСУРСАМИ, что эти РЕСУРСЫ могут вытеснять неприятные ощущения, которые иногда возникают... Общее открытое* внушение. ...И чтобы ты могла расслаблять твои мышцы... когда это необходимо... РАССЛАБЛЯТЬ их... И ты очень постепенно начинаешь пробуждаться*... возвращаться сюда... так что когда твоя рука вернется на место... Ты полностью проснешься, будешь полностью с нами, будешь чувствовать себя совершенно КОМФОРТНО... И ты сможешь вспоминать или не вспоминать об этом опыте, о том, что может быть полезно тебе... это не важно. Ты будешь успокоенной и отдохнувшей. Ты сможешь потянуться, как после сна, пока мы не решим еще раз повторить опыт, чтобы еще увеличить твой личностный контроль... Идет ли речь о расслаблении мышц в состоянии релаксации* или имеется в виду обучение плаванию? Удачная неопределенность*. Т.: Ну вот!.. Это приятно? Я: Да. (Она располагает руку по-другому.) Т.: У тебя странное ощущение в руке? Я: Да. Т.: Что это за впечатление? П.: Она более холодная. Знаешь, когда собака залаяла, я услышала свою. Это забавно, когда мы были на каникулах в Португалии, там была гора; летом, когда миндаль зреет, там всегда гуляют... И была маленькая собачка по имени Ласси... Мы поднимались, было очень жарко... [Далее следует многоминутный рассказ о собачке, евшей виноград и т. д] Г.: Ты не испытывала дискомфорта на этот раз? > П.: О! нет. Рука стала холоднее. Г.: Это является частью любопытного явления. Тебя удивило, что рука в таком положении? П.: Да, это странно. Т.: Но это не мешало тебе? П.: Нет, совсем нет. Комментарии Эта запись дала пищу для многочисленных комментариев. Могу сказать определенно, что мне представляется бесполезным употреблять термин «фобия». Скажем просто, что эта девушка по неизвестным причинам не могла научиться плавать. Создавалось впечатление, что каждый раз, когда друзья приводили ее в бассейн, она заново разыгрывала свой детский сценарий*, стремясь доказать, что она права, что она не может, что ее мышцы сокращаются... Благодаря сеансу гипноза, как мы его понимаем, этот сценарий сделался «доступным мобилизации*», и она отправилась в бассейн, чтобы проделать новый опыт*, стремясь найти «точки опоры». Интересной метафорой* в данном случае является сам гипнотический сеанс. Обучение гипнозу происходит успешно, когда не стараешься специально ничего делать. Чтобы держаться на воде, требуется то же самое. Часто задают вопрос: почему не использовать прямое* внушение? Лично я думаю, что данный сеанс является показательным для иллюстрации нашего подхода. Пациенты сами совершают работу* с проблемой, которую они принесли с собой. Прямое внушение неудобно тем, что может побуждать пациента демонстрировать поведение, к которому он не готов. В данном примере это очевидно: предположим, что прямых внушений оказалось достаточно для того, чтобы пациентка отправилась на большой водоем... где она могла бы утонуть... Не лучше ли ей идти туда после того, как она найдет свои точки опоры? Не так ли и с другими видами патологии? Празднуя это событие, я в шутку назвал эту девушку Ундиной. Это прозвище осталось за ней, и я думаю, что каждый раз, как она его слышит, в ней оживают приятные чувства, сопутствующие открытию того, что ты «талантлив, не подозревая об этом». Ключевые слова: Поглощенность, сопровождение, неопределенность, краткий анамнез, начальные навыки, ассоциировать, объединять, установка, каталепсии, замешательство, депотенциализация сознательного, имплицированное указание, диссоциация (термины), искажение времени, детство (упоминание о нем), упражнение, опыт, фиксация внимания, формулировка, включение, минимальные знаки, парадоксальная индукция, непроизвольный (феномен), отстраненность, метафора (гипнотической ситуации), мобилизация, шаблонные фразы, предложение, минимальная возрастная регрессия, релаксация, реориентация, отвечать, резонанс (слов), ресурсы, грезы, пробуждение, сценарий, последовательное принятие, сенсориализация, сигналинг, молчание (пауза), составное внушение, прямое внушение, косвенное внушение, контекстуальное внушение, негативное парадоксальное внушение, открытое внушение, окончание, гипнотический тест, транс в трансе, работа. 4. индукция посредством левитации руки* Этот сеанс интересен тем, что иллюстрирует все разновидности внушения, которые мы используем (открытые*, активизирующие*, внушения косвенные*, прямые*, прямые замаскированные* и т. д.). Здесь используется индукция с помощью левитации руки. В этом подходе, очень давно предложенном Эриксоном, есть два периода: индукция и затем рабочая фаза. Ноэми, или раскрытие возможностей. 1985 Речь идет о молодой женщине, не выносившей директивное™*. Ситуация становилась драматичной при поисках работы; возникали серьезные профессиональные проблемы. Этот сценарий* тянулся с детства, когда она была исключена из пяти колледжей. После данного получасового сеанса пациентка, как мы увидим, изменила свое поведение и, что самое удивительное, сделала это бессознательно. Особенность этого случая определила выбор метода: максимально использовалась директивное™.*, но так, чтобы не нарушалась связь с пациенткой. Другими словами, сам подход являлся метафорой* представленной проблемы. Пациентка никогда ранее не подвергалась гипнозу и не присутствовала на гипнотических сеансах. Т.: Все, что я попрошу тебя сделать, крайне просто. Ты можешь облокотиться... ты можешь комфортно облокотиться... ты удобно ставишь ноги, вот так... Я просто попрошу тебя удобно положить свои руки, видишь, вот так... Вежливые, но прямые* предложения*, обращенные к сознательному уровню. Терапевт сразу занимает главенствующую* позицию. Полезные слова, такие, как «комфортно», и позитивные* выражения произносятся несколько иным тоном (контекстуальное* внушение). ...и позволить своему телу расслабиться... Формулирование с использованием диссоциативных* терминов: есть «она» и есть «ее тело». Более прямая формулировка («расслабься») может оказаться неконгруэнтной' и повлечь за собой немой ответ: «Это как раз то, что я не умею делать». ...и ты также посмотришь на свои руки... и это все... Фиксация внимания* посредством фиксации взгляда. ...Все, что ты можешь делать, это внимательно прислушиваться ко всему, что чувствуют подушечки твоих пальцев, ясно ощутить контакт с тканью под кончиками твоих пальцев... И по мере того, как ты ясно ощущаешь прикосновение ткани, это... может позволить тебе вспомнить определенное количество других вещей... Составное* внушение: сцепление предложений и объединение* предложений, не имеющих между собой логической связи. ...И не понадобится ничего делать, только ждать... Преимущественно прямое* внушение. ...так как в твоем теле может происходить нечто такое, что связано с происходящим в твоей голове... Полезное уточнение на уровне ожиданий*, так как не следует допускать того, чтобы пациент приписывал власть* терапевту. Должно быть ясно, что пациентка сама совершает работу* над собой. ...и это работа твоего бессознательного позволяет понемногу брать контроль над ситуацией... Понятие «бессознательное» необходимо для состояния гипноза и для начала психологической работы*. ...И ты знаешь также, что рука может стать легкой, и знаешь... что если это произойдет, это совершенно нормально... Трюизм* несколько смелый, поскольку маловероятно, что пациентке что-либо известно об этом. ...даже если это вызывает некоторое изумление*. Это изумление следует всегда рассматривать как забавное... Подготовка* и ободрение* перед тем, что должно последовать. ...В этом состоянии... Импликация* (подразумевается, что есть состояние*). ...глубокого расслабления, полной релаксации* возникают легкие спонтанные движения, как в твоем указательном пальце, который, как я только что видел, слегка двигался и шевелился... Усвоение* и утилизация* спонтанно появляющихся феноменов. ...И я не знаю, пошевелится ли один из твоих пальцев... Негативное парадоксальное* внушение. ...сейчас слегка пошевелилась вся твоя правая рука... Ратификация', подразумевающая действие, совершенное сообща, в некотором роде исследование*. ...И ты очень внимательна к тому, что чувствуешь под кончиками пальцев... чтобы понять, становятся ли один или несколько твоих пальцев легче и чувствуешь ли ты разницу в ощущениях под кончиками твоих пальцев... Внушение посредством расспроса*. Я не знаю, в какой руке это может произойти... Двойная связь* в эриксоновском понимании. ...я даже не знаю, будет ли это... указательный, или средний, или большой, или безымянный, может быть, даже мизинец... Внушение, упоминающее о различных возможностях одною порядка*. ...мы здесь для того, чтобы просто ждать и наблюдать... Открытое* внушение, делающее упор на ожиданиях*. ...ты видишь, есть легкие движения в большом и безымянном пальцах правой руки... Все это... спонтанно, это небольшие движения твоего бессознательного. Вот и другая рука... ' j Все это крайне интересно... Сопровождение* при появлении феноменов; это равносильно последовательности принятия*. ...И я спрашиваю себя, какая из твоих рук может сделаться легче. Мне кажется, что это скорее правая рука, и ты должна кончиками пальцев воспринимать эту разницу в ощущениях, так как рука начинает очень медленно подниматься... Да, она поднимается... Внушение путем аналогии*, по мере того, как повышается тон голоса, терапевт приподнимает лицо кверху. ...Это совершенно нормально, не волнуйся, потому что по мере того, как твои пальцы становятся легче, кисти рук также начинают подниматься. Они поднимаются... Они легко поднимаются... и все это совершенно нормально- Легкое предвосхищение*, основанное на текущих феноменах, которые по своей природе должны повлечь за собой феномен замешательства* (депотенци-ализациа сознательного*). ...Впрочем, я вижу, что это забавляет тебя (пациентка улыбается), но нисколько не мешает... Использование* поведения, которое некоторым образом является посланием оператору. Гипноз — это ответ* (в двух смыслах). ...Ты можешь вполне забавляться этим, но не вмешивайся в происходящее... Ты позволяешь своей руке делать то, что она хочет, и если она хочет ПОДНИМАТЬСЯ, ты позволяешь ей ПОДНИМАТЬСЯ. Если кисть поднимается, ты позволяешь ей подниматься, и по мере того, как твоя рука осторожно поднимается, ты чувствуешь, как слегка сгибается твой локоть, и признаешь, что все это совершенно нормально, и ты ничего не делаешь, чтобы приостановить это движение. Ты позволяешь событиям идти своим чередом... В этом локте, который сгибается, заключена естественная метафора*. ...не спеша. Это очень любопытно, но совершенно нормально, потому что легкость, заставляющая ПОДНИМАТЬСЯ твою руку, может так же сообщиться всему твоему предплечью... И это движение приподнимает твою руку, в то время как другая рука остается совершенно спокойной, а твой локоть начинает сгибаться, так как рука хочет подняться еще немного, и ты позволяешь ей подняться, ты позволяешь ей действовать так свободно, как она хочет. Тебя это не занимает; ты знаешь, что все это связано с происходящим в твоем бессознательном... и именно своему бессознательному ты должна довериться, предоставить своему бессознательному действовать... Следует уделить внимание сопротивлению*. Что мы и делаем, побуждая пациентку двигаться осторожно. Отмечаем поведение другой руки, которая скрыто сопротивляется. ...И локоть, который начал сгибаться, тоже может стать... легче и приподняться таким образом, что твоя рука как бы направляется к лицу... И ты смотришь на нее, и это тебя забавляет, и когда твоя рука поднимается, твои веки могут... наоборот, опускаться... Ты внимательна к тому, что должно вскоре произойти... потому что пока это не произошло, ты знаешь об этом не больше чем я... Внушается, что два дополняющих движения соответствуют друг другу (противопоставление противоположностей*). ...Ясно одно: рука продолжает подниматься, подниматься легко, еще выше, и эта рука явно начала приближаться к твоему лицу... Это движение, очень медленное, все-таки очень необычно, и этот сгибающийся локоть сгибается как бы помимо тебя, и твоя рука направляется к твоему лицу... Движение происходит помимо нее, метафора* компульсивного поведения. ...Когда рука будет совсем рядом с твоим лицом, ты сможешь, если захочешь, позволить себе уснуть еще глубже, и если твои веки хотят закрыться, ты позволишь им закрыться. Упоминание о сне* являлось традиционной частью данной индукции* посредством левитации руки. Основное неудобство упоминания о сне состоит в пассивности*, которую оно вызывает. В данном случае не это является существенным препятствием. Не нужно продвигаться слишком быстро, но когда рука коснется твоего лица, ты сможешь сделать глубокий вдох и позволить своему сознанию блуждать как во сне, а твоя рука продолжает приближаться к твоему лицу в удобном тебе ритме. Не нужно только полностью погружаться в себя, входить в гипнотическое состояние, пока твоя рука не коснется твоего лица. Ты стойко сопротивляешься, но когда рука коснется твоего лица, ты сможешь позволить себе перейти к состоянию очень приятному, очень спокойному... очень-очень приятному... Парадоксальное* внушение противоположного действия, учитывающее со-противление*. ...Сейчас ты вое время удивляешься тому, что происходит, но ты очень спокойна, не напряжена, тебе очень хорошо, очень комфортно... Но ты ждешь, чтобы рука коснулась твоего лица, прежде чем позволить ощущению комфорта очень-очень глубоко утвердиться в тебе и позволить себе перейти к определенному... стилю сна, как если бы тебе хотелось спать... И когда твоя рука коснется твоего лица, твои веки смогут закрыться, так как ты глубоко вздохнешь, внимательно следя за этим ощущением комфорта, которое укрепляется и еще глубже укрепится в тебе... Последовательное принятие*. Прямые внушения. ...И когда ты будешь в этом состоянии*, я стану говорить с твоим бессознательным, которое сможет взять из того, что я скажу, то, что оно захочет, чтобы наилучшим образом использовать это в твоих интересах... Внимательно следи за тем, чтобы не войти в глубокое гипнотическое состояние, пока твоя рука не коснулась лица. В этот момент ты сможешь позволить себе отдаться приятному ощущению усталости и этому ощущению восстанавливающего отдыха, очень-очень глубокого... очень-очень глубокого... Это очень хорошо... Очень хорошо. Очень хорошо, и ты можешь глубоко заснуть, очень-очень глу-боко... очень-очень глубоко, и тебе хорошо... комфортно... очень-очень комфортно. Главенствующая* позиция терапевта, обусловленная поставленной задачей, не беспокоит пациентку, поскольку в конечном счете она сама выберет то, что захочет. Повторение предыдущих видов внушения для максимального использования идеодинамического* эффекта. Теперь произойдет переход к так называемой терапевтической фазе. И теперь... ты снова вспомнишь все, что мы говорили, все, что я говорил тебе на уровне сознания... И нужно, чтобы ты все это знала, и особенно научилась действовать на бессознательном уровне... < Решение проблемы находится на уровне бессознательного. ...Ты хорошо помнишь то, что я тебе объяснил: что существует профессиональная ценность и существует ценность рыночная... и что \ некоторых случаях следует на время поступиться своей'профессиональной ценностью... просто чтобы заработать на жизнь, для чего требуется трудиться в определенных рамках, и когда не удается преодолеть свои особенности... просто использовать их... Ты превосходно умеешь это делать. Все ресурсы уже имеются в тебе... остается дать возможность проявиться этим ресурсам... Повторение советов, тысячу раз до этого полученных на сознательном уровне. ...Единственное, о чем я попрошу тебя, это... как только ты чувствуешь, что внутри тебя поднимается раздражение, ярость, желание ответить резкостью... что у тебя очень хорошо получается... так вот... для начала полностью разучиться это делать, чтобы остановиться... Прямое, почти авторитарное* внушение. ...и чтобы позволить ВЗОЙти... другим возможностям, среди которых ты выберешь... ту, которую сочтешь наилучшей... и позволить всей своей творческой способности, всему своему бессознательному занять свое место и выбрать наилучшее решение, наиболее разумное для тебя в этой ситуации... Открытое терапевтическое* внушение. ...Среди этих возможностей самая простая, конечно, сказать: «Да, мсье...», как это может сделать актер... нужным тоном, с должной убедительностью и интонациями... Это также прямые внушения, предназначенные для того, чтобы им не следовали. Здесь пациентка реагирует негативно посредством мимики. Терапевт дает обратный ход*. ...В этот момент, если слишком трудно сделать то, к чему ты не привыкла, ты можешь разделить или, вернее, сделать несколько вещей одновременно, так как иногда легче сделать сразу многое, чем что-то одно... В этот момент... ты, во-первых, слегка опускаешь голову, чтобы не видели твоего лица, и говоришь: «Да, мсье...». Во-вторых, про себя ты произносишь следующее: «Если ты теряешь деньги по собственной глупости, так тебе и надо!..» В-третьих, ты поднимаешь голову и широко улыбаешься... Эта улыбка может относиться к чему угодно, и в любом случае никто не сможет истолковать твою улыбку... Накопление сопротивления может выразиться в агрессивности по отношению к терапевту. Здесь речь идет о разрядке* сопротивления с помощью установки «громоотвода». (Пациент/а снова понимающе улыбается). ...Это сдно из возможных решений. Ты можешь найти и другие. Ты можешь найти лучшие... Это решение должно принести плоды... и если тебе поможет то, что ты вообразишь наблюдателя, ты представишь себе наблюдателя. Этот воображаемый наблюдатель может забавляться, видя твою ситуацию и зная, что сильнее тот, кто более гибок. И если идея этого наблюдателя может помочь тебе не действовать сгоряча, я хочу, чтобы эта идея пришла к тебе... чтобы помочь. Образы* могут помочь пациенту. «Я хочу, чтобы» — это сознательная авторитарная формулировка, но она безобидна в данном контексте. Присутствуют словесные резонансы*.
|
|||
|