|
|||
vocabulaire, principe et metode 16 страница3. Диссоциированная регрессия. Еще одна возможность, предоставляемая гипнозом, -попросить пациента снова пережить опыт, диссоциировав* эмоции, то есть пережить события без сопровождавших их чувств. В последующем можно попросить пациента вспомнить и эмоции, но без зрительных образов*. Эти опыты* лежат в основе дробного отреагирования, позволяющего в дальнейшем пережить событие полностью, но менее драматично (Erickson & Rossi, 1979). 4. Гипноз может позволить пациенту с помощью терапевта представить себе воображаемые альтернативные решения независимо от исторической правды. В некоторых случаях возможно изменениечувствапереживаемой катастрофы, когдакомпульсивный2 сценарий* теряет свою власть. 5. И наконец, что очень важно, терапевт может помочь пациенту научиться мапулировать образами, например, замещая образы пережитого воображаемыми фотографическими образами; последние могут стать объектами манипуляции и трансформации. Этот несколько хитроумный подход очень эффективен (Reiner, 1990). Он позволяет пациенту реинтегрировать ряд личных моментов. TRAVAIL PSYCOLOGIQUE. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА En.: Psycological work В той мере, в какой гипноз позволяет добиться того, что ранее было невозможным, мы вправе говорить, что совершена определенная психическая работа. 1 Внутривенное введение барбитуратов и амфетаминов 2 Неконтролируемый Мы можем предположить, что эта работа является результатом приведения в действие определенных психологических ассоциативных* цепей. Речь идет о бессознательной работе. Навыки* или перенос* навыков как результат гипнотического сеанса также могут быть результатом работы. Рассуждая таким образом, мы следуем размышлениям, сформулированным Жаком Па-ласи (личное сообщение): «Это не просто внушение, вы предоставили пациенту свою психику для совершения работы, которая ранее была для него невозможной...» (Palaci, 1987). TROMPER LES SUJETS. ВВОДИТЬ ПАЦИЕНТОВ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ En.: To trick the subject 1. Установлено, что гипноз, даже самый традиционный, может заставить пациента совершить не все что угодно, а только то, на что пациент способен вне гипноза. Но тогда возникает вопрос: можно ли с помощью гипноза обмануть пациента во вред ему? Поскольку гипноз позволяет изолировать психические элементы от их контекста, такая возможность определенно существует. Такой риск явно присущ традиционному* гипнозу, поскольку в нем оператор просит пациента отбросить всякую инициативу и всякую критику. Классические примеры можно найти у Лоуренса и Перри (Laurence & Perry, 1988); в частности, случаи с полковником медицинской службы (стр. 308), с соблазнителем женщин (стр. 309), С приходящей няней (стр. 310) и знаменитый «случай Пальмера» (стр. 313). 2. Новый гипноз, напротив, требует от пациентов сохранять присутствие, достаточное для сотрудничества. В этих условиях риск относительно невелик. Во всяком случае, это касается уже этической* стороны нашего подхода. TRUISME. ТРЮИЗМ En.: Truism Трюизмом мы называем повторение общеизвестного, очевидного. Очевидно, что в практике гипноза трюизм используется не случайно, поскольку одно только словесное обозначение феномена уже способствует его осуществлению (идеодина-мизм*) (Erickson & coll., 1976.) Пример: «Когда мы устаем, наши глаза начинают потихоньку слипаться и иногда сами собой закрываются», или: «Большинство людей испытывают удовольствие, ощущая на коже приятное прикосновение легкого свежего бриза», или еще: «Мы знаем, что когда вы засыпаете, ваше бессознательное может рождать образы», или, наконец: «Вы знаете, как легко нам забыть...» Употребление этих трюизмов не обязательно ведет к реализации того, что произнесено, но делает это гораздо более вероятным. Трюизмы входят в состав косвенного* внушения (Erickson & Rossi, 1979). и UTILISATIONS MEDICALES DE LHYPNOSE. МЕДИЦИНСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОЗА En.: Medical uses of hypnosis. . - При использовании в медицине новый гипноз предоставляет те же возможности, что и более традиционные* виды гипноза, которые хорошо описаны в классических трудах (Crasilneck, Н. & Hall, J., 1975; Cheek & Le Стоп, 1968; Croger, 1977; Pratt, Wood & Alman, 1988; Rager, 1973; Spiegel & Spiegel, 1978). В основном речь идет о том, что оператор добивается усиления воздействия психики пациента на тело, умело используя свой голос. В зависимости от особенностей случая бывает показан более или менее прямой подход*. Часто отсутствует пояснительное звено, как при травматической аносмии1, вылеченной во время выполнения учебного упражнения (Phoenix, дек. 1991). Область применения гипноза далеко не ограничена снятием болевых синдромов. Много лет назад профессор Ласснер (Lassner, 1967) сообщил нам об удивительных результатах: при задержках мочи гипноз часто помогал пациентам избежать катетеризации. Показания для гипноза во многом определяются творческим потенциалом каждого. Одна из еще мало используемых возможностей заключается в облегчении побочных эффектов химиотерапии и в улучшении переносимости болезненных исследований (Bourgeois, 1992). Кроме того, при психосоматических проявлениях гипноз позволяет получить доступ к лежащей в их основе психической динамике, что весьма перспективно с точки зрения терапии. Гипноз может одновременно иметь различную направленность. Например, в сексопатологии гипноз является эффективным средством, потому что способен одновременно нейтрализовать негативный самогипноз, изменить некоторые представления пациента из разряда мифических и восстановить физиологию желания и удовольствия (Tordjman, 1989). Обнадеживает тот факт, что некоторые терапевты добились результатов в тех областях, где лечение затруднено. Приведем всего несколько примеров: ихтиоз (Masson, 1952), гемофилия (Swirsky-Sacchetti & Magolis, 1986), подавление аллергических реакций (Ikemi & Nakagawa, 1962), генитальный герпес (Longo, Clum & Yaeger, 1988) и т. д. Новая наука, получившая название психонейроиммунологии, могла бы в равной степени использовать возможности, предоставляемые гипнотическим подходом (Black, 1969). UTILISATIONNELLE (APPROCHE). УТИЛИЗИРУЮЩИЙ (ПОДХОД) En.: Utilisational (approach) Как и в педагогике, способов обучить пациента новому типу функционирования* существует много. Новый гипноз предлагает в качестве отправной точки использовать то, что уже ' Потеря обоняния. наличествует в психике пациента и/или то, что данный пациент уже умеет делать. Как в дзюдо, в гипнозе поведение и энергия пациента направляются, чтобы он мог добиться того, для чего пришел. 1. Утилизирующий подход в индукции* гипноза. Он заключается в том, чтобы ничего не навязывать, а только использовать язык* пациента, его идеи, его образы* и его внутреннюю позицию*. После этого пациент может научиться новому, следуя информации, получаемой от нас. Чтобы завладеть его вниманием*, мы используем то, что уже занимает его: если у вашего пациента болит колено, то именно это его интересует, и бесполезно предлагать ему помечтать о красавицах... Фиксируйте его внимание на колене, и гипнотическая индукция не будет сложной. «Я понял, что не требуется особой техники, если вы готовы использовать внимание вашего пациента» (Ericksan, 1983/1986). Отметим, что наведение транса путем сопровождения в приятных воспоминаниях, которую мы используем для начального обучения новому гипнозу, уже является утилизирующей, поскольку воспоминание предоставляется самим пациентом. (Можно найти примеры использования желаний, взглядов, сопротивления, поведения пациентов в Erickson & Rossi, 1979.) 2. Утилизирующий подход в терапии. Психотерапевтический* подход Эриксона также состоит в том, чтобы направлять пациента в его работе* и использовать в качестве отправной точки то, что уже есть в наличии. Для этого Эриксон всегда вначале просил пациентов продолжать делать то, что они хорошо умеют. Постепенно изменяя и обогащая их опыт, он делал возможным изменение* их поведения. «Важно пенять, что сказанное нами - это стимулы, вызывающие собственный ответ пациента. Мы таким образом помогаем пациенту использовать эти ответы по-новому, чтобы он понял, в каком направлении ему двигаться к выздоровлению» (Erickson & Rossi, 1979). V VISUALISATION. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ En.: Visualisation Способность по собственному желанию зрительно представлять себе некую ситуацию, воспоминание* или замысел - это визуализация в широком смысле слова. Визуализация может быть более или менее интенсивной - в зависимости от числа задействованных каналов коммуникации*, от времени, которым располагает пациент, и от его готовности погрузиться* в воображаемое. Некоторые врачи, вслед за Саймонтоном (Simonton & coll., 1978), используют визуализацию вне всякой связи с гипнозом, для достижения нужных физиологических изменений и повышения защитных сил, например при раке (Job, 1988). В рамках взаимодействия двух личностей, когда один из них направляет другого, правомерно говорить о гипнозе. В спортивной практике визуализация используется для улучшения результатов (Missouri & Lhabouz,1990). volontaire, non volontaire, involontaire. произвольное, невольное, непроизвольное En.: Volontary/ non volontary Непроизвольной называют активность, которая не может контролироваться волей, как, например, деятельность вегетативной нервной системы или физиологические функции. Невольными называют действия, которые могут контролироваться волей, но в данный момент, по-видимому, ею не контролируются. Эриксон не делает различия в употреблении слов «невольное» и «непроизвольное». Гипнотическое поведение, по нашему мнению и по определению, является невольным, или непроизвольным (Erickson & coll., 1976). Результат гипнотического сеанса также не может быть достигнут усилием вели (Erickson & coll., 1976). С другой стороны, стремление быть вежливым может побудить к превосходной симуляции* гипноза; эта же установка* может послужить и для индукции гипноза. Интересно отметить, что граница здесь очень зыбкая, и ситуация может быть двойственной*. При углублении гипноза непроизвольный характер поведения становится более отчетливым. w WHITE. УАЙТ Роберт Уайт стал первым, кто предложил концептуализацию гипноза, шедшую вразрез с мнениями его эпохи и быстро забытую (1942). Он утверждал следующее: • гипноз предполагает наличие измененного состояния сознания*, и это состояние позволяет превысить обычные возможности; • гипнотические ответы являются социальными видами поведения, обусловленными ожиданиями и в конечном счете направляемыми самим пациентом, даже если это происходит без его ведома. «Гипнотическое поведение осмысленно, направлено к цели, которая заключается главным образом в том, чтобы вести себя как загипнотизированный человек, так, как это определено оператором и понято пациентом» (White, 1942). Спанос и Чейвес (Spanos и Chaves, 1989) считают, что эти два положения противоречат друг другу. Мы не согласны с этим: поскольку мы считаем, что внутренние установки, вызванные определенными процедурами, позволяют проявляться новым возможностям, говорить или нет об измененном состоянии - вопрос семантики (достаточно расплывчатый по своей природе). Остальное - вопрос относительности феноменов и бессознательного поведения.
Часть II ПРИМЕРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ГИПНОЗА С КОММЕНТАРИЯМИ И КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ
Приведенные ниже иллюстрации - это не модели, а примеры, показывающие, что не обязэтельно быть Эриксоном, чтобы практиковать новый гипноз. Они относятся к 1985-1986 годам и выбраны по принципу простоты. Как введение в практику нового гипноза или как материал для размышления, они предпочтительнее других случаев, более поздних, более сложных или более разработанных. Эти иллюстрации дополняют предшествующие им теоретические определения и приближают их к реальной практике. Возможно, некоторые предпочли бы начать чтение этой книги с иллюстраций. Для них мы приводим ключевые слова, отсылающие к разъяснениям в предыдущей части. 1. Простейшая индукция. 2. Классическая индукция (Жак). 3. Парадоксальная индукция. Терапия без внушения (Ундина). 4. Индукция левитацией руки (Ноэми). 5. Подход при функциональных болях (Солен). 6. Подход при болях органического происхождения (случай хондрокальциноза). 7. Упорядоченная возрастная регрессия (актер). 8. Подход для эмотивного пациента (девушка с виолончелью). 9. Индукция/обучение релаксации. 10. Традиционный гипноз. «Часто случается, что мы не осознаем важных фактов до тех пор, пока не упраздним вопрос почему» Вацлавик, Уикленд и Фиш, 1974/1975 «Если я не знаю, что не знаю, я думаю, что знаю; если я не знаю, что знаю, я думаю, что не знаю». Лэйнг, цит. по: Вацлавику, Уикленду и Фишу, 1974/1975 1. ПРОСТЕЙШАЯ ИНДУКЦИЯ Эта индукция наиболее проста, ее терапевтические параметры элементарны. Речь идет о простом сопровождении в приятном воспоминании*, включающем контекстуальное* внушение. При такой простоте становится сомнительной необходимость гипноза как понятия. Латентная тетания1 (запись, 1984) Молодая женщина работает секретарем. Она обратилась к моему коллеге-психиатру по поводу приступов тетании, повторявшихся много раз за неделю. Она говорила, что чувствует себя очень связанной, так как не осмеливается удаляться далеко от дома и от места своей работы. После этого сеанса пациентка чувствовала себя здоровой в течение семи или восьми месяцев. Затем она попросила повторить сеанс, так как боялась, что приступы могут повториться. После второго сеанса она решилась поехать в Соединенные Штаты, где, как мы знаем, новая и интересная жизнь завершила ее выздоровление. Не изменено ни одно слово. Пациентка никогда раньше не подвергалась гипнозу и не присутствовала на гипнотическом сеансе. Терапевт. Сейчас я попрошу вас устроиться ПОУДОБНЕЕ, потому что только если чувствуешь себя УДОБНО, сможешь погрузиться в себя... Мягкое указание, подразумевающее*, что сейчас наступит гипнотическое состояние. Выделенные заглавными буквами слова призваны вызывать релаксацию*, способствовать ей. ...вы вспомните ПРИЯТНЫЙ эпизод, когда вам было ХОРОШО... Итак... вы совершали путешествие, во время которого вам было ХОРОШО... в то время; итак... вы проживете заново один день... Вы сейчас увидите, как вы проснулись, что-то делаете... мне не важны детали... Главное - почувствовать заново ту атмосферу, может быть, запахи лета, ясно представить себе пейзажи, звуки, хорошо восстановить это чувство БЛАГОПОЛУЧИЯ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ, которое у вас было... существования на лучшем уровне, заинтересованности, любопытства к тому, что должно произойти, к тому, что еще предстоит узнать... Вы воскрешаете это... ПРИЯТНОЕ ощущение ДОВЕРИЯ, НЕПРИНУЖДЕННОСТИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ с друзьями, и быть может, вы снова увидите этих друзей, увидите их лица, какими они были... может быть, услышите их, может быть, мой голос станет их голосами... а посторонние звуки, если они есть, будут включены* в ваши грезы; важно хорошо почувствовать... хорошо все увидеть... Здесь мы имеем дело с индукцией посредством простого сопровождения в воспоминании*. Во время предварительной беседы девушка говорила о путеше- 1 Мышечные судороги. ствиях, которые она совершила или мечтала совершить. Достаточно было ис-' пользовать неопределенные* слова, чтобы она почувствовала себя в воображаемом путешествии (забота о другом*). Следует отметить важность некотрых слов,' произносимых здесь с особой интонацией. Их произносят по-иному, чтобы они спин контекстуальным* внушением. ...вы можете не закрывать глаза, потому что глаза могут оставаться открытыми и не видеть... Вы можете позволить им закрыться, если они хотят закрыться... если они закрываются сами; просто вспомните атмосферу... чтобы восстановить ощущение КОМФОРТА, РЕЛАКСАЦИИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ... Аллюзия * по поводу глаз способствует их закрытию, если ничто этому не препятствует. Гипнотическое состояние возможно и при открытых глазах, если пациент в достаточной мере переключает свое внимание с того, что его окружает. Долгая пауза. ...может быть, вы видите себя идущей и видящей пейзаж с необычной растительностью, может быть, вы ощущаете несколько нереальный климат этих удивительных и необычных мест, и вы в полной мере чувствуете в себе эту радость открытия... чего-то нового, чего-то неизведанного, радость проникновения в совсем неизвестную для вас область... СОПРОВОЖДАЕМУЮ... в полном СПОКОЙСТВИИ, вдали от мира, вдали от забот... Быть может, ваше сердце бьется немного быстрее, потому что вы оживлены, может быть, наоборот, оно бьется медленнее, поскольку здесь вы РАССЛАБЛЯЕТЕСЬ, так как вы можете одновременно находиться здесь и там, вы можете слышать мой голос, не слушая его, вы просто можете ПОГРУЗИТЬСЯ в это путешествие и забыть вое остальное... Под предлогом возобновления сопровождения здесь используются метафоры гипнотической* ситуации: немного нереальная, необычная, неожиданная, сопровождаемая, спокойная и т. д. Следует отметить паузу* после слова «открытие». ...через несколько мгновений я попрошу вас постепенно возвратиться вместе со мной сюда, чтобы мы могли немного поговорить об этом первом опыте... Итак, я сейчас сосчитаю до пяти, чтобы вы постепенно вернулись: раз... два... три... четыре... и пять! Работая с пациентом, которого еще мало знаешь, всегда полезно быстро собрать отзвуки пережитого им только что (фрагментированный* гипноз). Терапевт. Вы туда действительно отправились? Пациентка: Да, это было там... Т.: Это было приятно? ПЛ Да... Т.: Что вы чувствовали? П.: Мне было хорошо... мне просто было хорошо. Т.: Вы были спокойны, вы доверились... П.: Вполне; мне было хорошо. Т.: Тогда нужно использовать это как РЕСУРС. Нужно научиться вызывать в себе нечто подобное... способное вмешаться и заместить другие чувства, да! И чтобы вы полностью сохранили вою свою эффективность, но в эмоциональном контексте ДОВЕРИЯ, БЕЗОПАСНОСТИ, РЕЛАКСАЦИИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ; это очень просто и очень ЛЕГКО. Итак, мы делаем первый шаг... Вы хорошо ощущаете свое тело и все... Постгипнотический период* относится еще к гипнозу. Терапевт продолжает прежнюю стратегию. П.: Да, но это было любопытно... тело и... что-то такое, что проникает внутрь, и не знаешь, что это. Г.: Можно пойти дальше в этом направлении, если хотите; я могу помочь вашему бессознательному выразить себя... бессознательное, эта наиболее важная часть вас самих, именно оно должно быть главным, именно оно управляет всеми вашими автоматизмами и прочим... Если эта часть не выполняет свою работу, значит, ей что-то мешает, стрессы и все такое... Следует вернуть ей ее место... Именно в этом направлении я и работаю. Речь с использованием терминов диссоциации*. Упоминание об автоматизмах не случайно: терапевтическое* внушение. Так что, если что-то вам кажется необычным, я постараюсь помочь вам понять, что это нормально. Это просто связано с тем, что происходит внутри вас, с вашим бессознательным... Это может быть также связано с моими словами, так как и то и другое гармонирует между собой, но все является производным от происходящего в вашей голове, и если кажется неожиданным, то только потому, что вы частично ослабили контроль, и то, что «происходит в голове, в точности воспроизводится в ваших ощущениях. Это может быть неожиданно, даже забавно, но нет причины для беспокойства, наоборот. Для меня, если хотите, это показатель того, что бессознательное находит свое истинное место... Здесь повторяются объяснения, данные в основном перед началом сеанса. Слово «неожиданность*» подготавливает* дальнейшее. Пауза. ...Итак, если это было приятно, повторим? Вам нет необходимости двигаться, нет необходимости говорить, нужно просто ждать, когда ваш организм найдет определенное равновесие... сможет действовать как бы сам собой, так же, как автоматизмы действуют внутри вас, так же, как ваше дыхание осуществляется без вашего участия. И вы способны отвлечься от посторонних шумов, от помех, таких, как моя собака (собака ворчит), которую можно включить в ваши грезы, или от других шумов, вы можете забыть обо всем этом, поскольку знаете, что способны забывать... Иногда забывать - это плохо, но часто забвение - это благо, и следует помнить только о том, что может быть полезно для нас, и забыть все остальное. Шаблонные* фразы, сообщающие пациенту, что ему не обязательно что-либо делать, нужны для того, чтобы вызвать положительный внутренний настрой*. 13-2917 Мы видим здесь простые терапевтические' внушения. Кроме тою, приступам твтании несомненно способствует подразумеваемая ими проекция в будущее", отсюда эти упоминания о возможности забывать. Терапевт (разговаривает с собакой): Ты не понимаешь, ты не понимаешь, что мы делаем, давай, давай, уходи! Вы подробно вспоминаете все детали этого дня, вы просто позволяете воспоминаниям появляться... Вам не нужно ничего делать... особенно стараться усилить... И когда вам хорошо удастся восстановить эмоциональную атмосферу БЛАГОПОЛУЧИЯ, вы позволите воспоминаниям образовать цепочку, воспоминания образуют последовательность, будучи отсеяны по принципу БЛАТОПОЛУЧНОСТИ, и может быть, за этим последуют образы БЛАГОПОЛУЧИЯ с контекстом ПРИЯТНОГО, контекстом КОМФОРТА, контекстом ДОВЕРИЯ, может быть, ОТДЫХА, может быть, усталости... Но усталость тоже бывает ПРИЯТНОЙ, и образы могут нанизываться у вас в уме, как это бывает в грезах... Один образ вытесняется другим, но их совокупность остается ПРИЯТНОЙ и КОМФОРТНОЙ. Все образы, которым вы позволите всплыть в вашей памяти, это ПРИЯТНЫЕ образы ПОКОЯ, /.БЛАГОПОЛУЧИЯ... И вы можете забыть, что находитесь здесь, продолжая сохранять в уголке сознания знание о том, что вы находитесь здесь... Вы можете забыть все детали, это не важно, вам не обязательно видеть обстановку, не обязательно слышать уличный шум... Наоборот... хорошо слышать звуки оттуда, хорошо почувствовать то окружение, ту атмосферу, хорошо почувствовать... всю непривычность обстановки, открытие чего-то неизвестного и ваш интерес к этому неизвестному, которое обогащает вас, которое является для вас дополнительной возможностью понять, понять людей, понять мир... просто испытав нечто новое... Это также контроль над собой, это путешествие явилось для вас возможностью самоовладения, возможностью нового опыта, понимания людей, которых вы никогда не надеялись понять, возможностью заметить, что... вы способны на многое, что вы ясно можете представить себе все это, тепло дружеского присутствия, которое всегда много значило для вас... И вы ясно можете ощутить его, вы хорошо слышите их голоса в моем голосе, который меняется, и то, что я говорю, может стать тем, что они говорят вам, они могут говорить с вами, советовать вам, и вы можете их слышать. Возобновление сопровождения* с исследованием* мира образов*. Поскольку пациентка поглощена* воспоминаниями, она невнимательна к тому, что ей творят, но резонанс* слов сохраняется. Следует отметить паузы* после «вновь почувствовать» и «заметить»... ...И если вы вновь почувствовали себя очень УДОБНО, вы можете позволить, к примеру, Одному из ваших пальцев ответить мне, как если бы он мог отвечать... Например, указательный палец вашей правой руки может слегка пошевелиться... вы видите... пошевелиться сам, как бы отвечая мне на этот вопрос, на вопрос УДОБНО ли вам... Вы видите... вы позволили ему, и движение этого пальца очень отличается от произвольного движения... это все спонтанно и очень-удивительно... Введение такого языка общения*, который мог бы быть использован непроизвольно (сигналинг*). ...Этот опыт вам интересен, и вы даете свободу своему бессознательному... так как ваше бессознательное существует, чтобы защищать вас... Оно существует, чтобы объединять различные части вашей личности, существует, чтобы находить для вас решения. Это ваше бессознательное упорядочивает ваши внутренние автоматизмы и ваш метаболизм, обмен кальция и прочее... Все эти автоматизмы бессознательны, и вы Предоставляете свободу своему бессознательному, и если вы не вмешиваетесь, если вы полагаетесь на ваше бессознательное, оно будет лучше действовать в ваших интересах... Оно создано для этого и ено работает очень и очень хорошо. И в этот момент вы не осознаете, что находитесь в процессе обучения, но вы обучаетесь, вы учитесь не мешать ему... И после завершения этой работы ваше бессознательное будет продолжать работать для вас, даже после сеанса... Терапевтические* внушения. Это способ воздействия на тело. Вы также знаете, что можно весь вечер искать решение математической задачи и не найти его, а утром при пробуждении убедиться, что решение пришло само. В подобном случае ваше бессознательное работало для вас, тогда как вы не подозревали об этом. Это программа, согласно которой ваше бессознательное способно продолжать преодолевать... трудности, с которыми вы сталкиваетесь, даже не понимая их причины, и ваше сознание не способно разрешить эту проблему, так как может охватить не более одной идеи за раз, а этого часто недостаточно... Напротив, ваша бессознательная интуиция... может это сделать, и вы передаете инициативу вашему бессознательному, так как оно будет находить решения... Может быть, это решение предстанет как очевидное в данный момент... Может быть, оно вовсе не появится перед вами, но вы поведете себя так, что разрешите данную проблему, даже не зная об этом... Все это должно произойти само собой, все это может произойти без вас... Это программа, которая должна продолжать действовать после этого сеанса. Простая метафора*. Но вы не слушаете меня потому, что то, что я говорю, неинтересно... Вы полностью остаетесь в вашем путешествии, чтобы черпать, чтобы вдоволь черпать ощущение этого КОМФОРТА, этого ДОВЕРИЯ, этого прекрасно сбалансированного мышечного тонуса, быть одновременно в состоянии тонуса и релаксации, вы ясно ощущаете это... Это легче ощутить в более подходящих условиях, таких, как отпуск, и вы воспользуетесь этим. Ваше бессознательное в состоянии прибегать к этому ресурсу... чтобы использовать его всякий раз, когда необходимо это ощущение... БЛАГОПОЛУЧИЯ, ЛЕГКОСТИ, волнующего открытия и интереса... Это все то, что вы сможете сохранить в себе после этого опыта, что же касается проблем, которые жизнь ставит перед вами, как и перед всеми остальными, то вы разрешите их... одну за другой... день за днем, учитывая обстоятельства, видя то, что жизнь предлагает вам, пользуясь возможностями, если сочтете их полезными... И вы... вы будете организовывать каждый свой последующий день, как это делают все, и даже увидите, что это и составляет интерес жизни... Вы полностью остаетесь в этом путешествии и не позволяете себе отвлекаться на меня, вы не интересуетесь тем, что я хотел бы проверить кое-что, вы не позволяете себе отвлекаться и не вникаете в это - вы остаетесь в своем путешествии... 13* Терапевт приподнимает запястье (пациентки), и рука застывает в каталепсии*. ...Что-то может происходить в этом путешествии - впрочем, вы, может быть, больше не находитесь в нем, может быть, вы уже в других грезах... Возможно, на несколько мгновений вы перенесетесь в будущее, и если вы в будущем, пусть оно будет неизменно ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ, РАССЛАБЛЯЮЩИМ, пусть это всегда будет совершенно ОСВОЕННОЕ будущее, которое вы могли бы видеть, могли бы чувствовать; что-то может происходить, как в грезах... И если в вашем теле происходит что-то странное, или вы способны забыть о своей руке, или если происходят движения в вашем пальце, или где-то еще, или одна рука становится легче или тяжелее, - все это совершенно нормально, вы просто позволяете совершаться этому... И продолжаете ваши воспоминания, ваши грезы и ваши путешествия и не позволяете себе отвлекаться... На этот раз терапевт приподнимает всю руку, и она остается в каталепсии*. Слова, следующие за этим, нужны, чтобы ободрить* данную пациентку. ...Вы можете обратить внимание на то, что вы ощущаете в своем теле - тяжесть или легкость... Может быть странное впечатление, как будто ваша рука не принадлежит вам, все это не имеет значения... Через несколько мгновений вы позволите вашей руке опуститься, но только тогда, когда ваше бессознательное хорошо поймет, как оно может помогать вам, как оно может... находить решения, чтобы помочь вам... И когда ваша рука совсем опустится, в этот самый момент вы снова окажетесь здесь, в этой комнате, расслабившейся, отдохнувшей, полностью владеющей собой. ' И ваше бессознательное находится на пути к пониманию такого типа работы, такого способа поиска решений, и без всякого вашего участия ваша рука сможет сама спокойно опуститься. Когда она опустится туда, где была раньше, вы почувствуете себя совершенно умиротворенной, расслабившейся и отдохнувшей, снова здесь, вы сможете сделать глубокий вдох и потянуться, если нужно. Рука опускается. Пациентка реориентируется*. Она трет глаза и потирает руки. Т.: Вы совершили то же путешествие или другое? П.: Нет, то же самое... Пауза. Пациентка кажется растерянной. Т.: Это забавно, я делаю это, только чтобы понять, где вы. Я: На самом деле я совсем ничего не делаю... Г.: Вы ничего не делаете, но вы находитесь не здесь...
|
|||
|