Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





vocabulaire, principe et metode 21 страница



Сопровождение пациента по времени, в прошлом и будущем, способствует временному замешательству*.

...Подобным же образом вы можете вспомнить что-то, что произошло в 80-м, и то, что могло бы произойти в 79-м, что-то, что в равной степени было бы возможным и в 1978-м, так как вы знаете, что многое забывается очень легко, и напротив, есть воспоминания гораздо более стойкие, такие, как воспоминания нашего детства, тогда как то, что про­изошло в 78-м, стирается с каждым днем, как стирается понемногу с каждым днем то, что происходило в 77-м, и то, что происходило в 76-м, 75-м...

Это постепенное восхождение позволяет пациенту понять и испытать* меха­низм, который от него ожидается.

...И по контрасту события вашего детства могут сохраняться в памяти очень крепко; на­пример, один из ваших дней рождения между б-ю и 10-ю годами, и вы до сих пор еще можете ожидать событие, которое могло произойти и которое произойдет, и вы ожидаете это событие, которое вы способны снова очень явственно увидеть, со всем эмоциональ­ным контекстом этого ожидания...

Когда пациент уже усвоил механизм, от него можно добиться массивной рег­рессии вплоть до крепко укоренившихся воспоминаний. Это воспоминания, в которых что-то произойдет. (Пациент расскажет после сеанса, что видел себя вместе с маленькой девочкой играющим в докторов и что момент становился «интересным».)

...Когда это событие придет полностью, станет явственным, вы сможете подать знак, слегка пошевелив указательным пальцем правой руки, и вы почувствуете разве что удив­ление, увидев, почувствовав, как ваш правый указательный палец двигается сам собой...

Постановка сигналинга*.

...что вполне возможно, если вы дадите ему время, потому что я не знаю, ни когда это произойдет, ни даже произойдет ли это вообще...

Предложение, привязанное ко времени*.

...да, видите, очень хорошо... вы сами видите, вы полностью остаетесь в этом событии... Ратификация*, укрепляющая опыт с помощью коммуникации*.

...так как вы можете одновременно быть там и здесь...

Логика транса*.

...И это и есть обучение*... так как во время вы обучаетесь чему-то, не зная, что вы этому обучаетесь, и вы не очень понимаете, к чему это обучение относится. И воз­можно, что ваше бессознательное, которое само хорошо знает, что делает, позволит или не позволит вам однажды понять важность обучения, которое станет возмож­ным, когда вы позволите вашему бессознательному взять на себя управление, то есть бессознательное, являющееся большей частью вас самих, занимает свое закон­ное место, если вы не препятствуете этому, потому что в этот момент ваше бессоз­нательное свободно и способно побуждать вас к совершению отдельных движений или к-сложному поведению, с некоторой долей гениальности, чего не может сделать сознание, охватывающее только одну идею после другой... тогда как ваше бессозна­тельное способно к глобальному синтезу такого множества вещей за десятую долю секунды...

Терапевтическое* внушение, ведущее в направлении, выбранном пациентом.

...И вы можете даже позволить своему уму блуждать от воспоминания к воспоминанию... Вы можете позволить ему грезить, так как грезить можно, это работа бессознательного, так же, как можно грезить о том, что грезишь, - можно грезить, что грезишь, не зная о том, что грезишь, - можно неу грезить, сохраняя внутренне готовность к этому, - гре­зить, что грезишь о том, что грезишь, - все это работа бессознательного, и бессозна­тельное может совершать все это одновременно...

Опыт показывает, что упоминания о грезах служат источником поглощенно­сти*, разрыва с окружающим и замешательства.

...Если ваше бессознательное удовлетворено чувством комфорта, которым сопровожда­ется этот опыт, оно всегда может сделать мне знак, пользуясь тем же языком. Вам само­му не обязательно делать что бы то ни было, просто позвольте произойти этому, как сюрпризу...

Просьба об информации, по возможности на подсознательном уровне.

...Да... видите, очень хорошо... (Долгое молчание*.) Вам нет необходимости обращать на меня внимание, потому что мое присутствие не имеет значения, и вы можете интер­претировать мой голос...

Шаблонные фразы*.

...который может стать частью ваших грез, сделаться шумом, шуршанием листьев, зву­ком воды, шумом ветра, звуками присутствия человека, которого вы очень любите, дру­га, существа, товарища... и внешними звуками. Вы также можете интерпретировать их по своему усмотрению...

Предложение инкорпорировать* нечто.

...в этом ваша свобода, это то, что может сделать ваше бессознательное, которое в этот момент находится на пути к тому, чтобы научиться находить свое истинное место, не создавая помех на других уровнях. И вам даже нет необходимости слушать то, что я говорю, потому что ваше бессознательное способно само отбирать то, что больше всего его интересует, так же, как оно способно, когда я не говорю или говорю с кем-нибудь другим (в комнате присутствуют и другие лица), продолжать работать для вас, совершать эту работу интеграции*, которую оно реализует и которая будет происходить не только во время этого опыта, но продолжится и после...

Включение бессознательных процессов*.

...так же, как программа поиска может продолжаться, когда ищут решение математичес­кой задачи и находят его много позже, - это бессознательное подключило соответствую­щую программу... Такие программы ваше бессознательное может сохранять для реше­ния всего того, что вы пожелаете разрешить...

Метафорическое* напоминание о возможности включения программ поиска решений* реальных задач.

...Вы полностью остаетесь в ваших грезах - не обращайте на меня внимания...

Оператор приподнимает руку (пациента), которая через некоторое время остается в каталепсии*.

...не обращайте на меня внимания, вы полностью остаетесь в ваших грезах... Вы не обращаете на меня внимания, вы не позволяете себе беспокоиться, ваше бессознатель­ное вполне способно забыть все, что не относится к вашим грезам...

Усиление феномена посредством внушения.

...Через несколько мгновений, если вы согласны, я попрошу вас... просто позво­лить... когда я скажу... вашим глазам открыться... И вам не обязательно просыпать­ся... вы можете оставить ваше тело... в этом особом состоянии, начиная от шеи... и, если хотите, сможете разговаривать... Вы сможете говорить так свободно, как поже­лаете, о том, что вы чувствуете в этом опыте... Вы можете очень осторожно позво­лить своим глазам открыться и охватить взглядом часть помещения, не торопясь... не спеша, полностью оставаясь в состоянии КОМФОРТА... И вы чувствуете, как ваши веки начинают просыпаться... Ваше бессознательное удовлетворено этим ощущени­ем комфорта?

Здесь пациенту предлагают пробудить не только голову*, но и голос, а также открыть глаза.

Желаете ли вы разрешить своему бессознательному предоставить глазам открыться? Быть может, вы предпочитаете оставить их... да... глаза слегка приоткрываются... Это очень хорошо.

Пациенту описывают происходящее. Но видно, что он не настолько освоил­ся, чтобы говорить.

Окончание

Теперь, для того чтобы мы смогли обсудить опыт, прежде чем повторить его, если не возражаете, я попрошу вас позволить вашей левой руке опуститься на свое место. Затем вы проснетесь и будете чувствовать себя очень хорошо, полностью проснувшимся, освеженным, в хорошем настроении, чтобы мы могли обсудить этот опыт и решить, что мы будем делать.

Длинная пауза... Пациента просят вернуться. Пробуждение будет происхо­дить постепенно, так что он сможет увидеть свою руку повисшей в воздухе. Такая несколько демонстративная методика оправдана только в тех случаях, если не­обходима значительная ратификация, потому что для некоторых пациентов это может оказаться травматичным.

Посмотрим, который час... У нас полно времени... Повторный якорь* для структурированной амнезии*.

Постгипнотическая беседа

П.: Я надел бы свитер...

На дворе август! Пациент буквально* воспринял внушение «освежающий опыт».

П.: ...Это потрясающе. Страшно было пошевелиться, чтобы не нарушить этого... Я чувствую

себя отлично...

7!: Сколько времени продолжалось то, что мы делали?                             '

Я: По-моему, четверть часа.

Спонтанное искажение* времени. Длинная пауза...

Т.: Вы запомнили название книги, которую здесь видели?

Я: Я помню, что разглядывал книги, но не видел названий.

Т.: Но бессознательно это может прийти на память?

Я:«...»и«...», я уверен, что видел это. Я как бы получил разрядку... Я как бы получил разрядку...

Т.: Вы уверены, что проснулись полностью?

Я: Как?

Реиндукция

Техника реиндукции* широко использовалась Эриксоном. Импликации сомнения в тоне голоса* в этот момент бывает достаточно, чтобы реиндуцировать* гипноз. Сейчас пациент

остается в некоем неопределенном состоянии, его голос звучит искусственно* и немного по-детски.

П.: Не думаю, что я в очень уж ясном сознании - полагаю, что внутренне сопротивляюсь...

Речь пациента становится смазанной... Он покачивается на своей сиденье. Т.: Что вы имеете в виду под сопротивлением?

(Слышен звонок.)

Т.: Не беспокойтесь...

Я: У меня нет ощущения полного расслабления...

Т.: Вы хотели бы, чтобы ваше бессознательное научилось добиваться полной релаксации,

когда вы этого пожелаете? Л: Да.

Речь пациента невнятна. У него как будто полипы в носу и дыхание затруднено...

П.: Мое дыхание более... очень хорошо.

Г.: И вы полагаете, что можно найти лучшее равновесие с помощью лучшей координации, что-то вроде этого...

П.: С помощью лучшего дыхания... редко бывало, чтобы мне дышалось легко. Сейчас я дышу довольно свободно.

Г.: Вы, наверное, снова можете отправиться в путь, когда захотите, или, вернее, когда будет готово ваше бессознательное, оно заставит вас сделать глубокий вдох.

Имплицированное* указание.

Т.: Да! Очень хорошо (Пациент начинает усиленно дышать.)

Подтверждение, что внушение принято. Обратная связь*.

...и вам, может быть, удастся обрести состояние, аналогичное тому, которое уже было, или даже более глубокое, так как теперь вы уже прошли определенное обучение*, и это обучение может позволить вам теперь пойти дальше внутрь вас самих, просто позволяя чему-то происходить и предоставляя* процессам совершаться, потому что вы хорошо знаете, что можете достичь состояния большего расслабления* большей релаксации... И когда вы пожелаете, вы достигнете совершенной ясности сознания, и вы будете после сеанса бодрым, с хорошим самочувствием, с ясными мыслями, вы полностью сможете контролировать себя, как только этого пожелаете...

Подготовка процедуры завершения*, которая будет осуществлена позже, когда в атом возникнет необходимость.

...Эта релаксация только позволяет вам лучше контролировать расслабление вашего тела, чтобы оно могло восстановить силы, чтобы оно могло согреться... И по мере того, как вы

погружаетесь, как вы отправляетесь вглубь себя самого, ваша душа может грезить о том, что ее интересует...

Руки, покоившиеся на подлокотниках, падают, и пациент пошатывается.

...В это время ваши руки РАССЛАБЛЯЮТСЯ, ваши ноги РАССЛАБЛЯЮТСЯ, и вы можете чувствовать, как ваши ступни, стоящие на полу, РАССЛАБЛЯЮТСЯ, как ваши плечи РАС­СЛАБЛЯЮТСЯ тоже. И вы можете чувствовать, как ваше дыхание становится глубже...

Методика релаксации* под гипнозом, сопровождающая* действия пациента.

...И вы также можете позволять совершаться процессу расслабления бессознательно, в то время как ваше сознание не прислушивается к моим словам, а внимает только своим грезам, сохраняя мой голос только как сопровождающий вас издалека, и находит ПРИЯТ­НЫЕ воспоминания детства, поскольку эти детские воспоминания являются для вас как бы ресурсами, вехами тех моментов вашей жизни, когда ваше тело функционировало прекрасно, с детской легкостью...

(Пациент улыбается. Он глубоко дышит.)

...И вы позволяете прийти этим воспоминаниям, и вы чувствуете свое тело молодым,

подвижным, неутомимым...

(Пациент по-детски раскачивается, как бы баюкая себя.)

Новое внушение регрессии*.

...И вы не противитесь этому дыханию, с той же свободой, с какой вы не противились в определенные предшествующие периоды своей жизни... И вы не противитесь этому ды­ханию, и вы позволяете своему телу находить, своему бессознательному находить наи­лучший режим дыхания, поскольку не вы находите его, вы только позволяете своему бессознательному обозначить режим, наилучший для данного момента, ваше бессозна­тельное всегда готово находить этот наилучший режим... Таким образом ваши суставы расслабляются, ваши плечи расслабляются, ваши пальцы расслабляются; ваши ноги, ваши колени, ваши лодыжки, ваши ступни расслабляются... ваш позвоночный столб расслаб­ляется... мышцы, поддерживающие вашу голову расслабляются...

Пациент резко откидывается назад.

...Очень хорошо... Вы нашли наилучшее положение для себя, это положение, которое позволяет вам лучше погрузиться в себя... И вы чувствуете это расслабление, позволяю­щее наилучшим образом восстановить силы, после чего, как вы прекрасно знаете, вы снова станете таким же бодрым, как и раньше, бдительным, способным максимально использовать свои физиологические и психологические возможности...

Пациент беспокойно двигается в своем кресле, его поведение напоминает детское.

...И вы сможете забыть из этого опыта все, что вам не понадобится, вы даже сможете забыть эту релаксацию, пусть у вас останется только способность расслабляться, что гораздо важнее, чем само воспоминание...

Пациент потягивается и поднимает руки.

...Эта возможность расслабиться, которой обучается ваше тело, сможет и в дальнейшем по­могать вам, и по мере того, как ваше тело пытается почувствовать, что в нем происходит... в это время ваш ум может блуждать вовне... Если ваш ум блуждает, то ваше бессознательное...

Кресло пациента скрипит.

...и все звуки в этой комнате вы включаете в свои детские грезы... так как ваше бессозна­тельное может совершать несколько действий одновременно и, в частности, заниматься вашими проблемами...

Пациент засовывает в рот кончики пальцев, делает детское лицо... Зева­ет... трет себе грудь... делает движения губами и ртом...

...и ваше бессознательное может найти новью точки равновесия... Пациент вертится в кресле и шумно дышит.

...И если вы хотите продолжить ваше бессознательное обучение, то можете сделать мне знак, как всегда, указательным пальцем правой руки, если только этот палец не движется сам в зависимости от того, что происходит в вашей голове, особенно в вашем бессознательном...

Правая рука слегка шевелится... потом кисть правой руки поднимается.

...И вы позволяете вашему телу расслабиться и согреться - вы полностью даете возмож­ность этой релаксации наступить...

Пациент засовывает в рот оставшиеся четыре пальца правой руки и указа­тельный палец левой руки...

...Да... это очень хорошо... И я снова попрошу вас хорошенько проснуться, вернуться сюда, полностью вышедшим из этого состояния частичного расслабления... Вы возвра­щаетесь* очень осторожно, постепенно, чтобы полностью вернуться сюда, к нам, в нуж­ном вам темпе, так, чтобы вы смогли потом снова проделывать другие опыты, еще более расслабляющие и обогащающие...

Руки пациента падают.

...опыты, которые вы отныне сможете делать самостоятельно, просто позволяя своему телу снимать напряжение, как оно уже научилось делать, и позволяя своему телу согре­ваться, что всегда сопутствует хорошей релаксации.... Теперь, когда вы захотите, вы

сможете сделать глубокий вдох и вернуться сюда, проснувшись на этот раз совершенно, полностью проснувшись, полностью присутствуя, удержав из этого опыта только то, что будет вам полезно. Вы сможете потянуться, как вам захочется... Вы здесь, вы присутствуете... Все в порядке, вы с нами.

Д: Полагаю, что да. Смех пациента.

Т.: Вам тепло?

П.: Мне не так холодно...

Ему предлагают покрывало.

/7: Да, я охотно возьму его.

Ему укрывают ноги. Он заботливо расправляет покрывало.

П.: М-м-да, это любопытно...

Ключевые слова:

Поглощенность, сопровождать, структурированная амнезия, аналогия, якорь, обучение, ожидания, установка, кинестезии, сообщение, замешательство, имплицированное указание, диссоциация, дистанция, искажение времени, состояние (гипноза), опыт, объяснения, имп­ликация, несоответствие, бессознательное, включение, использование, индукция, интегра­ция, отстраненность, позволять, утомлять, связь, буквальность, логика транса, метафора, заб­вение, шаблонные фразы, подготовка, бессознательный процесс, программа поиска реше­ния, предложение, привязанное ко времени, ратификация, релаксация, возрастная регрес­сия, реиндукция, отвечать, ресурсы, обратная связь, грезы, пробуждение головы, последовательное принятие, сигналинг, молчание, сон, составное внушение, контекстуаль­ное внушение, негативное парадоксальное внушение, открытое внушение, внушение посред­ством расспроса, внушение с использованием трюизмов, терапевтическое внушение, изум­ление, темп, тема, утилизирующий (подход), голос.

8. эмотивный пациент, особенности подхода

Эта запись интересна тем, что иллюстрирует относительную сложность работы с эмотив-ными пациентами, обусловленную их недостаточной способностью к отстраненности. Запись показывает, как можно действовать. С некоторыми так называемыми резистентными пациен­тами имеет смысл постепенно менять подход, пока не будет найден такой, который вызовет у него отклик. С некоторыми эмотивными пациентами лучше придерживаться одного подхода, так как любая перемена провоцирует у них новый выброс адреналина. С самого начала нужно быть готовым к относительно долгому сеансу.

Девушка с виолончелью. 1986

Речь идет об очень молодой девушке, обратившейся ко мне по поводу «невроза неуда­чи». Будучи одаренной артисткой, она посвятила свою жизнь музыке. Она играет на виолонче­ли и совершенно неожиданно дважды провалилась на вступительных испытаниях в консерва­торию.

Во время первого сеанса, который здесь и записан, мы работали над эмоциональным контролем. Мы также получили амнезию и каталепсию руки. Если пациентка способна «за­быть» о своей руке, она тем более сможет забыть об экзаменационном жюри.

Во время второго сеанса, состоявшегося двумя днями позже, мы использовали в своей работе парадокс и метауровни (референтные рамки*).

Эта девушка и по прошествии пята лет чувствует себя хорошо. Она считает, что ее жизнь преобразилась после этого сеанса. Прежде она никогда не подвергалась гипнозу и не присут­ствовала на гипнотических сеансах. Ни одно слово в записи не изменено.

Т.: Хорошо! Итак, если подвести итог, проблема состоит в вашей эмотивности и в том, что это мешает вам на экзаменах. Мысль о том, что вы на экзамене, вас волнует, возникает замешательство и так далее...

Попытка простого изменения референтных рамок* проблемы. Мы избегаем классификации нарушений, так как любой ярлык способствует закреплению на­рушения.

П.: У меня также есть ожидание неудачи.

Г.: Посмотрим, удастся ли что-нибудь сделать в этом направлении. Итак, попытаемся?

Бессмысленно стараться переубедить пациентку. Мы принимаем' ее взгля­ды, и в данном случае ее пессимизм.

Т.: Вначале я попрошу вас устроиться поудобнее... Так будет удобно? Как по-вашему, не сижу ли я слишком близко, не слишком ли громко я говорю? Так хорошо?

Постановка гипнотического сеанса представляется важной для выработки со­ответствующих ожиданий*. Примечательно, что именно пациент определяет ди­станцию*, которая будет разделять его и терапевта. Это особенно важно для эмотианых пациентов.

Хорошо... ступни ровно... и постарайтесь найти самое УДОБНОЕ положение, потому что только если вам будет УДОБНО, вы сможете углубиться в себя...

Контекстуальное* внушение, сопровождаемое банальной импликацией*.

...очень хорошо... чтобы лучше найти это самое удобное положение...

Слишком часто пациента забывают ободрить*, просто сказав ему, что «все хорошо». Возврат информации, или обратная связь* (feedback) необходимы. Гипноз — это ответ* в двух смыслах. Достаточно один раз побывать пациентом, чтобы понять важность подобных деталей. Слишком часто повторяют «чувствуй­те себя удобно», или еще хуже — «вам удобно». Достаточно придать предложе­нию относительный характер*, чтобы оно стало конгруэнтным* и могло быть при­нято.

...Так хорошо? Вы увидите, это очень просто, потому что не нужно ничего делать, не нужно двигаться, не нужно говорить и, я сказал бы, вам даже не нужно меня слушать...

Как можно потерпеть неудачу, если «не нужно ничего делать»?

...потому что есть часть вас самой, которая может слушать, и если эта часть слушает, эта бессознательная часть вас самой, то этого нам вполне достаточно... потому что эта бес­сознательная часть способна брать из моих слов то, что может оказаться для нее полез­ным, так что вам даже не обязательно слушать меня...

Эти рассуждения о бессознательном* являются частью любого эриксоновс-кого подхода. Будучи полезной рационализацией происходящего, они способ­ствуют гипнотической диссоциации* и готовят* к последующей работе*.

...Итак, вы сохраняете УДОБНУЮ позу, вы можете случайно услышать звуки с улицы... вот как сейчас... вы можете слышать легкое стрекотание аппарата... Вы можете видеть стоящие вокруг книги... мебель и так далее, не обращая на это внимания, потому что это не важно. Вы можете это видеть, но это не имеет значения, потому что то, на что вы обращаете внимание, не имеет значения. И напротив, вы можете отчетливо чувствовать то, что происходит в вашем теле, и стараться быть внимательной к этому ощущению КОМФОРТА, которое, я полагаю, теперь может начать развиваться внутри вас...

Последовательное принятие*. Пациент сориентирован внутрь себя, к своим кинестезиям*, и он может, не сознавая, почему это происходит, начать ощущать телесный комфорт. «Релаксационный ответ*» не обязателен для гипнотического состояния, но он является этапом для большинства индукций.

...Вы можете чувствовать свои руки, лежащие на подлокотниках кресла... Вы можете чувствовать это кресло, это кресло-качалку... немного необычно уравновешенное... Вы можете чувствовать свою спину, плотно опирающуюся на спинку кресла, вы можете чув­ствовать свою голову, которая может прислоняться или не прислоняться, впрочем, это не важно. И вы даже можете оценить это ощущение КОМФОРТА, потому что это ощущение КОМФОРТА - это ощущение РЕЛАКСАЦИИ...

Долгая пауза.

Снова последовательное принятие. Теперь прозвучала просьба оценить ощу­щение комфорта и была предложена * мысль о релаксации*. Напоминание * о крес­ле-качалке — это удобная метафора* гипнотического состояния, также являюще­гося «немного необычным равновесием», не вызывающим тревоги.

...и когда вы хорошо почувствуете его, вы сможете его достичь...

Желательно, чтобы пациент взял на себя инициативу релаксации. Опыт по~ называет, что после удачно проведенного гипнотического сеанса пациент стано­вится способным к самогипнозу. Не мешает сказать ему об этом.

Итак, вы просто внимательно прислушиваетесь ко всем ощущениям в своем теле, и если появляются особенные ощущения в вашей руке, в вашей голове, в ваших ногах или в вашей спине, которые даже могут показаться странными... Все это очень хорошо. Все, что нужно, - это просто быть внимательной...

Важно предупреждать пациентов, особенно если они эмотивны, о возмож­ности появления специфических*, странных феноменов. В данной ситуации эти феномены кажутся нам полезными, они делают робкого пациента как бы прича­стным к приключению. Говоря о них, оператор способствует их появлению.

...Все это вам, наверное, кажется немного странным... Полагаю, вы недоумеваете, что вы здесь делаете; ситуация любопытная, и вы можете сказать себе, что вы сейчас чему-то учитесь. И то, чему вы сейчас учитесь, это нечто такое, о чем вы ничего не знаете...

Еще одно последовательное принятие, поскольку пациентке остается только отвечать «да» на предложения, которые ей делаются. Она находится в состоянии обучения*. Ей дается на это несколько мгновений.

Пауза.

...Вспомните, вы уже обучались, когда впервые пошли в школу, вы учились читать, это казалось очень трудным. Это казалось вам даже невозможным, лишенным смыс­ла, были буквы, которые очень походили друг на друга, как b и d, и вам казалось очень глупым стараться их запомнить, и были буквы печатные и письменные, и все это было крайне трудно. И вы не знали, для чего это нужно, но постепенно ваше бессознательное конструировало образы, и эти образы стали полностью автомати­ческими, и теперь вы можете читать, к своему большому УДОВЛЕТВОРЕНИЮ, без всяких затруднений. Так вот, это немного напоминает то, что вы делаете сейчас здесь,

17-2917

со мной; вы обучаетесь и только позже вы сможете увидеть и понять, для чего пона­добилось это обучение...

Упоминание о раннем обучении*. Этот типично эриксоновский подход спо­собствует минимальной возрастной регрессии*. Кроме того, это метафора* дан­ной ситуации.

Пауза.

...Во время всего этого опыта, который мы проделываем вместе, вы можете констатиро­вать, что всегда полностью присутствуете здесь; нет и речи о потере сознания; вопрос в том, и вы увидите это сами, что все, на что вы обращаете внимание, не имеет значения...

Ободряя* пациента, который, без сомнения, опасается потери самоконтро­ля, мы депотенциализируем* сознательное, просто говоря, что оно не имеет зна­чения.

...И я хотел бы, чтобы вы были внимательны только к тому, что происходит внутри вас, в вашем теле и в вашей голове. Речь идет об определенном способе вхождения внутрь себя, о том, чтобы ЗАБЫТЬ, что я здесь, и просто найти воспоминания или грезы, кото­рые могут помочь нам. Я очень хотел бы, чтобы вы нашли приятные воспоминания, вос­поминания о вас, когда вам было УДОБНО, когда вам было ХОРОШО, когда вы были УВЕРенЫ В СЕБЕ...

Очень осторожно предлагается* идея «забвения» окружающего, способству­ющая гипнозу. Это перекликается с возможностью забыть об идентификации с проблемой. Пришло время найти приятные воспоминания*, которые станут ре­сурсами.

Это возможно? Да...

Поиск пут к диалогу, несмотря на то, что мы пока еще на сознательном уровне.

...Вы стараетесь вспомнить те моменты, когда были УВЕРЕНЫ В СЕБЕ, когда все ПРОИС­ХОДИЛО ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ, как по ВОЛШЕБСТВУ. Ваше тело само вас слушалось, и вы не думали ни о чем другом, не было беспокойства, все происходило САМО СОБОЙ, и ваше тело действовало само по себе...

Упоминания о волшебстве* отсылают нас к миру детства* и просто заинте­ресовывают. Кроме того, это позволяет сгладить случайную неконгруэнтность*, потому что волшебство все улаживает. И наконец, это готовит почву* для изумле­ния*. Небезразлично и слово «чудо».

...Итак, когда вы вспомните... не торопясь, используя столько времени, сколько понадо­бится... когда вы отчетливо вспомните время, когда вы хорошо себя чувствовали, зани­мались чем-то, что вас ИНТЕРЕСУЕТ... это воспоминание, в котором вы были В ЛАДУ С СОБОЙ, УВЕРЕНЫ В СЕБЕ, когда вы найдете такое воспоминание, я хотел бы, чтобы вы

слегка пошевелили указательным пальцем правой руки, чтобы дать мне знак, что вы действительно нашли его... Не торопитесь...

Гипноз — это ответ*, и мы услышим этот «сознательный» ответ, подготавли­вающий почву для других, бессознательных ответов. Пауза.

...Да... (Пациентка подала знак.) Вы делаете это очень осторожно... и пока полностью остаетесь в этом воспоминании. Вы можете, если хотите, оставить глаза открытыми, это не имеет значения... Если вам проще закрыть глаза, вы позволяете вашим глазам зак­рыться... Вы позволяете совершаться тому, что совершается; если они хотят закрыться, они закроются сами...

Глаза пациентки все время открыты, и конечно, предпочтительнее закрыть их. Но если они остаются открытыми, значит, на то есть причины, к которым мы относимся с уважением.

...Важно, что вы продолжаете оставаться в этом воспоминании, которое для вас подобно РЕСУРСУ. .Это тот РЕСУРС, который мы будем использовать, чтобы вернуть ощушение ДОВЕРИЯ, когда потребуется.

Минимальные необходимые объяснения*.

Для этого вы должны отчетливо вспомнить все детали этой ситуации... Вы вспоминаете свой тогдашний возраст, вы снова видите место, где это происходило, все детали... Если там были люди, то вы можете их видеть, вы можете их слышать, слышать все звуки, связанные с этой ситуацией, и если там были запахи, было ли это на улице или в помещении... вы просто вспоми­наете все это, не торопясь, используя столько времени, сколько вам нужно... И вы позволяете своему телу устроиться УДОБНО, полностью восстанавливая ПРИЯТТОЕ впечатление от своего тела, такого, каким оно было когда-то, в той ситуации, которую вы вспоминаете...

Пауза.

Техника визуализации* способствует доступу к ресурсам* и вхождению в гипноз.

...Если ситуация, которую вы вспоминаете, связана с музыкой, вам не обязательно гово­рить мне об этом, но вы делаете знак указательным пальцем своей правой руки... Да! (Палец делает знак.) Очень, очень хорошо! Можете ли вы снова услышать этот музыкаль­ный отрывок? Да! (Палец делает знак.) Вы все время подаете мне знак рукой, едва за­метно... Вы внимательно слушаете этот музыкальный отрывок...

Об этом было нетрудно догадаться. Очень важно знать, где находится паци­ент, чтобы эффективно сопровождать* его. Пауза.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.