Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





vocabulaire, principe et metode 17 страница



П.: Я не могу узнать мою правую руку и мою левую руку...

Т.: Да, но это не важно... Вы видели, как все само двигалось?

П.: Я чувствовала движение, хотя на самом деле ничего не делала... Это не я заставляла их

двигаться... Т.: Это та часть вас самих, которую я называю для удобства вашим бессознательным... Это

непроизвольно действующая часть, временно отключаемая, чтобы дать возможность чему-

то развиться, проявиться, организоваться... Это можно использовать для релаксации. Вы можете делать пятиминутное упражнение. Достаточно, чтобы вы вспомнили то, что мы делали...

Ключевые слова:

Поглощенность, сопровождение в воспоминании, намек, установка, каталепсия, комму­никация, объяснение, исследование, неопределенные (слова), фрагментированный гипноз, образы, импликация, метафора, забвение, паузы, подготовка, проекция в будущее, ободре­ние, релаксация, реориентация, словесный резонанс, сигиалинг, забота о другом, контексту­альное внушение, терапевтическое внушение, изумление.

2. классическая индукция при симпаталгии

(Васкулярные лицевые боли)

, Этот сеанс интересен тем, что он достаточно «классический». Речь идет о диагностичес­ки ясных и подвергавшихся лечению васкулярных болях. Пациент не был ни особенно легким, ни резистентным. Тот факт, что пациент был хорошо знаком терапевту, никак не сказался ни на образе действий, ни на результатах. Был использован мягкий, но относительно прямой подход и предложено несколько открытых внушений.

Жак, 1984

Жак страдает сосудистыми болями в области лица (периодичность - дважды в день), возникшими три недели назад. Лечение он получал по всем правилам. В прошлом было два аналогичных, но менее интенсивных эпизода. Приступы очень острые. После первого сеанса (получасового), запись которого приведена ниже, боли не повторялись. Второй сеанс был проведен на следующий день и еще один сеанс - на третий день. В течение шести лет все идет нормально.

Не изменено ни одного слова. .Данный пациент никогда не подвергался гипнозу и никог­да не присутствовал на гипнотическом сеансе.

Т.: Итак, ты знаешь, что у тебя находят вазомоторные лицевые боли, то есть они зависят только от вегетативной нервной системы, иначе говоря, от симпатической и парасимпа­тической систем. Стало быть, есть показания для контролирования симпатической сис­темы. Это, кстати, сходно с методикой контролирования боли, используемой в некото­рых случаях...

Минимум объяснений* необходим пациенту, чтобы он понял смысл опыта и мог сотрудничать.

> ...Итак, происходить все будет очень просто: если хочешь, ты можешь поставить ноги ровно, чтобы поза была удобной, затем руки вот так... спокойно!

Структурирование ситуации, делающее акцент на ожиданиях*.

Итак, я полагаю, что для начала тебе следует просто найти среди своих воспоминаний что-нибудь ПРИЯТНОЕ, возможно, воспоминание о КАНИКУЛАХ...

Выделенные большими буквами слова произносятся другим юном (контек­стуальное* внушение, основанное на принципе двухуровневого* языка).

...оно может быть недавним или старым... это не так важно. Это нужно отчасти для того, чтобы ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ... всеми сопутствующими ассоциациями, и в очень неболь­шой степени - как разминка для вхождения в свой внутренний мир.

Простые пояснения", делающие опыт правдоподобный.

Итак, когда ты хорошо представишь себе эту картину, увидишь ее ярко, во всех деталях, ты подашь знак, слегка приподняв указательный палец правой руки... Совсем-совсем небольшой знак, показывающий, что ты ясно вспомнил это ощущение... и эти чувства... которые сопутствуют этому воспоминанию... возможно о каникулах... Да [палец двигает­ся], вое хорошо... Итак... ты даешь себе свободу действия.

Просьба к пациенту сотрудничать и отвечать' перемещает опыт в контекст общения, что является первостепенной задачей. Здесь в одном и том же дей­ствии знак*, о котором просит терапевт, подготавливает* почву для постановки сигналинга*.

Т.: Это на море? П.: Да.

Сопровождать пациента в воспоминании* проще, если есть минимум инфор­мации о выбранной теме.

Т.: Хорошо! Итак, ты ясно видишь детали; ты ясно видишь, какая стоит погода, солнце... Я полагаю, что день солнечный! Я думаю, что ты, быть может, видишь море, ты пытаешься услышать его, а также вдохнуть... запах... моря... И постепенно тебе удается ощутить контакт с почвой, то ли спиной, то ли ступнями, я не знаю, и это не важно... важно просто хорошо погрузиться в это воспоминание, чтобы удалось ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ...

Вот пример сопровождения в воспоминании с использованием неопреде­ленных* слов и ревизией разных каналов сенсорной коммуникации*. Пауза* пос­ле слова «воспользоваться» является открытым* внушением, так как у пациента запускаются цепи ассоциаций*, связанных с этим словом. Терапевт делает пау­зу, равную одному вдоху.

...приятными ощущениями, которые приносит это воспоминание... ПРИЯТНЫМИ ощу­щениями, связанными со СНЯТИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ, с РЕЛАКСАЦИЕЙ... с БЛАГОПОЛУ­ЧИЕМ... ПРЕКРАСНЫМ ОЩУЩЕНИЕМ СЕБЯ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ., оставив все забо­ты и... находясь там только для того, чтобы ясно почувствовать КОМФОРТ этой ситуа­ции... Ты и сейчас тоже можешь ощутить КОМФОРТ, присущий этой ситуации и...

Позитивные* слова здесь, как это часто происходит в гипнозе, связаны с телесными ощущениями комфорта и релаксации*. Без сомнения, такой образ действия способствует ослаблению внешнего внимания и успокоению вегетатив­ной нервной системы. Кажется, что для проявления релаксации недоставало толь­ко слов оператора.

...когда ты ясно ощутишь КОМФОРТ в своем теле, сейчас... снова... ты позволишь дви­гаться указательному пальцу твоей правой руки... как только КОМФОРТ будет ЯСНО чув­ствоваться...

Повторяется с небольшими изменениями недавнее указание. Но на этот раз импликация* позволяет предположить, что палец может приподниматься сам.

Да, очень хорошо (палец двигается).

Новый ответ' пациента, про который нельзя в точности сказать, является ли он произвольным' или нет. В данный момент это не важно. Имеет место обрат­ная связь' поскольку пациенту требуется подтверждение, что его поведение вос­принято оператором.

Ты полностью остаешься в этой ситуации, и затем в течение нескольких мгновений ты вернешься сюда, чтобы мы смогли обсудить все это, а еще через несколько мгновений, если хочешь, ты сможешь вернуться в это ПРИЯТНОЕ место... которое теперь всегда будет нашей отправной точкой для этого проникновения внутрь себя. Итак, сейчас не спеша возвращайся сюда, в эту комнату, полностью обретя присутствие... ты не торо­пишься...

Желательно без промедления вернуть пациента, если он встревожен или выдал очень мало информации во время сеанса. Это позволит убедиться, что все идет хорошо, получить информацию, которую можно здесь же использовать (словарь, выражения, образы), и главное — пуститься в дальнейший путь в луч­ших условиях (фрагментированный* гипноз).

Т.: Итак, это было ПРИЯТНО? Ты это ясно ощутил? Мне кажется, что тебо удалось это ясно представить...

П.: Да, это было на берегу Средиземного моря... в Каннах, в маленьком отеле... Это одна вилла... ты знаешь, которая служит отелем. Это было очень приятно, потому что не было впечатления, что ты находишься в отеле, чувствовалось, что попал на виллу...

Т.: Ты почувствовал все это... Ты очень любишь море, ты ясно смог его увидеть?

Я: Да, и потом я снова ясно увидел сельский вид, все...

Т.: Хорошо... Тогда в виде упражнения или гимнастики ты снова не спеша вернешься туда...

Начать снова очень просто. Достаточно вежливо попросить об этом.

Т.: Ты устраиваешься С КОМФОРТОМ, потому что только в КОМФОРТНОМ СОСТОЯНИИ ты можешь по-настоящему погрузиться в себя... Ты сейчас принял позу...

Простые импликации*.

...которая позволяет тебе... легко совершить это путешествие... Итак... по своему жела­нию... ты можешь... или закрыть глаза... или оставить их открытыми... это не важно... Тем более, что даже если глаза открыты, ты вполне можешь не видеть...

Эти предложения* имеют целью сделать более вероятным закрытие глаз, или, по меньшей мере, устранить фиксацию взора. Кто-то предпочтет говорить о внушении негативной* галлюцинации.

...Ты можешь полностью оставаться... в этом путешествии во времени... Опять не то­ропись, и когда обретешь прежний контекст... истинный жар этого средиземноморс­кого солнца, когда ты ХОРОШО... почувствуешь все, что сопутствует этому... ПРИЯТ­НОЕ ощущение КАНИКУЛ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ, очень ГЛУБОКОЕ, когда ты ясно представишь вое это, ты сможешь сделать мне знак указательным пальцем своей пра­вой руки, хотя, возможно, ты и будешь удивлен, увидев, как твой палец перемещается сам по себе...

Вот самый простой способ постановки сигналинга *. Пациент принимает пред­ложение, поскольку оно представлено как часть уже происходящего и как про­стая возможность.

...Как только ты ясно воспроизведешь все эти ощущения... все богатство этих ощуще­ний... звуки... цвета, жару... всю эту обстановку...

(Палец двигается таким образом, что становится ясно, что речь идет о непроизвольном движении*.) Да, очень хорошо...

Утверждение*, что происходит нечто.

...Теперь ты ненадолго задержишься там... Теперь... все это позволит тебе РАССЛА­БИТЬСЯ... Это значит, что... все твое тело ощутит РЕЛАКСАЦИЮ, которую ты чувствовал в этой обстановке, твоя спина РАССЛАБЛЯЕТСЯ, твои плечи РАССЛАБЛЯЮТСЯ, ноги, колени, ступни... затылок... вое мышцы лица РАССЛАБЛЯЮТСЯ, и ты погружаешься еще сильнее внутрь себя... Ты можешь спуститься так глубоко, как хочешь... С каждым вдо­хом ты можешь погружаться в состояние КОМФОРТА, все более и более ПРИЯТНОЕ...

Маленькое упражнение на релаксацию, очень простое, но способствующее вхождению в гипноз.

...другими словами, в ГРЕЗЫ, которые ты желаешь, которые ты можешь выбрать, кото­рые легко приходят к тебе...

Предложение более тонкое, чем предыдущее, менее прямое, учитывающее возможность диссоциации*.

...Эти грезы могут приблизиться к ночным сновидениям... то есть стать немного более причудливыми, подобно сновидениям... Они могут приходить совершенно СПОНТАН­НО... это не так важно... Ты также можешь выбрать только ГРЕЗЫ на тему каникул или обратиться к воспоминаниям о других каникулах...

Упоминание о грезах является аналогией* гипнотического состояния*.

...постепенно обратиться к каникулам, когда ты был маленьким... может быть, тоже на берегу моря... Это вполне возможно... Ты можешь представить море, каким ты увидел его в первый раз, С ИЗУМЛЕНИЕМ, что подобное существует в твоей жизни... Я не знаю, в каком это было возрасте, но это не имеет значения... Ты можешь представить это изумление, когда ты в первый раз увидел море... Ты можешь также представить вое памятные подробности того времени... Думаю, что поскольку ты очень любишь море, это должно быть связано для тебя со множеством ПРИЯТНЫХ впечатлений, открытием ново­го, каникул, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ, и ты прекрасно можешь странствовать и позволить странствовать своей душе среди всего этого...

Ребенок легко входит в состояние гипноза, и любое упоминание о воспоми­наниях детства* должно способствовать гипнозу (минимальная* возрастная рег­рессия).

...Впрочем, самое лучшее в этом то, что тебе хорошо удается представлять себе все эти подробности, так что, если я говорю, тебе даже не обязательно слушать меня...

Эта слегка смущающая* фраза наводит на мысль о том, что пациент диссо­циирован* между своим сознательным «Я» и своим бессознательным. Это будет способствовать гипнотическому функционированию.

...Существует часть твоего «Я», которая слушает и которая способна взять из всего, что я говорю, то, что может быть полезным, то есть она способна отобрать то... что может быть использовано твоим подсознанием, твоим бессознательным, как принято говорить...

Эти шаблонные* фразы являются оборотами речи*, позволяющими избе­жать инконгруэнтности*, поскольку пациент получает возможность не слышать то, что ему не подходит.

...тогда как твой сознательный ум не готов справляться с такого рода командами... На­против, бессознательное... именно оно занимается всем этим и прекрасно может взять под контроль... подобную ситуацию... И твое бессознательное... постепенно возьмет контроль над ситуацией... в то время как твой ум может странствовать повсюду, где ему ПРИЯТНО.

Подкрепляется идея полезного бессознательного, которое необходимо ос­вободить, — идея, нужная для того, чтобы вызвать состояние гипноза и избежать проекции симптомов в будущее* (самореализующееся предсказание*).

Бессознательное работает... подобно тому, как иногда вечером безуспешно ищут решение математической задачи, а утром первое, что приходит на ум, оказывается нужным решени­ем, потому что бессознательное совершило свою работу... Оно всю ночь искало решение; примерно то же самое начинает происходить и сейчас. Это твое бессознательное присту­пает к поиску, как если бы произошла авария и бессознательное принимается за поиск... решения... позволяющего... организму, который требует только возможности действовать

очень ХОРОШО, совершенно нормально... возобновить... свою работу... Как будто бы ты очень долго ехал на своей машине в неблагоприятных погодных условиях, например, в сильную жару, в слишком сильную жару, автомобиль перегревался, и в какой-то момент ты вынужден остановить машину, потом оставить ее... чтобы она отдохнула, чтобы все встало на свои места... Постепенно, если очень жарко, ты можешь даже немного уменьшить дав­ление в шинах, потом ты оставляешь... и все приходит в порядок... И наконец, можно снова пуститься в путь... очень хорошо, в прекрасных условиях... Примерно такую же работу со­вершает твое бессознательное... Все становится на свое место... СПОКОЙНО... очень, очень спокойно, и это - работа твоего бессознательного...

Цепочка метафорических* внушений.

(Кажущееся непроизвольным* движение* пальца. Это важный ответ.) Да... Я вижу легкое движение твоих пальцев... Это ОЧЕНЬ ХОРОШО... Твое бессозна­тельное является причиной этих движений... Ты позволяешь этому происходить... Это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ХОРОШО, ты полностью позволяешь своему бессознательному делать то, что оно хочет...

С ратификацией* соединяется* терапевтическое* внушение того, что бес* сознательное уже в работе*.

...Да... Рука может сделаться легче, это бывает часто, и тебе по-прежнему очень КОМ­ФОРТНО, потому что все это вполне хорошо, вполне нормально... И если это тебя ИЗУМ­ЛЯЕТ, ты можешь воспринять это изумление с веселым вниманием... Видишь, пальцы становятся легче...

Эти предложения готовят почву* для последующей каталепсии*. Слово «изум­ление»* всегда уместно.

...Не давай себе беспокоиться, пока я бору тебя за руку... (Оператор приподнимает предплечье пациента.)

...Ты не обращаешь на это внимания, ты остаешься погруженным в себя... Ты погло­щен... путешествием и всем, что может там тебя интересовать... Не отвлекайся ни на меня, ни на что другое... Ты просто продолжаешь это путешествие и можешь забыть обо всем остальном... Твое бессознательное вполне способно забыть об этой руке... И всем своим существом ты продолжаешь быть под солнцем и максимально используешь это ощущение комфорта...

Занимая внимание пациента, мы помогаем ему забыть* о руке.

...очень, очень большого комфорта... И обретенный тобой комфорт - это РЕСУРС*, РЕ­СУРС, который теперь может быть восстановлен... И это ПРИЯТНОЕ ощущение может занять место дискомфорта... И чувство КОМФОРТА, которое может преобладать, - это ресурс, который ты учишься использовать- И этот комфорт очень приятен, это тот ком­форт, который должен заместить все остальные ощущения...

Каталепсия предполагает повышение восприимчивости* или готовности*. Это удобный момент для проведения терапевтического внушения, которое в данном случае является скрытым* прямым внушением.

...Теперь через несколько мгновений ты еще раз вернешься сюда, в эту комнату, как это было недавно, пока мы не решим вместе провести повторный опыт, может быть, сразу же, чтобы еще больше усилить твой личностный контроль...

Подобная фраза предположительно способствует реиндукции* посредством постгипнотического* внушения.

...Я сосчитаю до семи, не давай себе беспокоиться... Рука занимает свое место, и ты постепенно будешь приходить в себя по мере того, как я буду считать до семи, чтобы полностью вернуться сюда, спокойно, вместе со мной, и здесь мы сможем разговари­вать, обсуждать этот опыт настолько свободно, насколько ты пожелаешь.

Счет способствует постепенной реориентации*, пациент с каждым счетом как бы восстанавливает ее на одно деление.

И за это время твое бессознательное совершает работу по интеграции* всех частей тво­его организма, чтобы они снова заработали полностью автоматически, как и должны работать.

Удачный момент для постгипнотических* внушений — непосредственно пе­ред пробуждением*.

Один... два... три... четыре... пять... шесть... и семь! Ты совершенно спокойно возвра­щаешься. Сначала ты потягиваешься... Это было приятно?

П.: Прекрасное самочувствие... надо же! У меня было впечатление, ты понимаешь... я чув­ствовал... я представлял себе, что нахожусь на солнце и согреваюсь, и ты знаешь, ведь веки закрыты, и сквозь них как бы проникает свечение...

7!: Как будто солнце...

Я: Да, вот-вот. Оно то появлялось, то исчезало...

Т.: Как будто на солнце находили облака?

Я: Вот-вот, похоже... и больше с правой стороны.

Т.: Да.

П.: Так может быть?

Г.: Да, знаешь, все возможно...

Я: В некоторые моменты я чувствовал, как мои пальцы...

Г.: Так... так.

Я: ...раздвигаются, но непроизвольно!

Т.: Да, это забавно...

П.: Раздвигаются, а потом я почувствовал, что моя рука стремится... не знаю... оторваться от опоры, что ли...

7".: Временами бывает впечатление, что их больше не чувствуешь, и это...

Ь\

Я: Нет, у меня впечатление, что я чувствовал...

Т.: Это часто случается. Вначале в принципе делать ничего не надо... Это немного напоминает

запуск программы, и эта программа развивается самостоятельно... Хочешь повторить

небольшое упражнение? Прямо сейчас? Я: Если хочешь... Г.: Не думай обо мне...

Оператор приподнимает предплечье пациента, и оно остается в воздухе. Ре-индукция* очень легко происходит после каталепсии, даже без определенного внушения*. Очевидно, немое* согласие является результатом принятия соответ­ствующей внутренней позиции*.

...не заботься обо мне... Ты думаешь о жаре, о солнце, которое согревает твою кожу... Ты вновь передаешь управление своему бессознательному, потому что с того момента, как твое бессознательное берет управление на себя, все приходит в порядок... Твое бес­сознательное существует, чтобы защищать тебя, твое бессознэтельное существует, что­бы интегрировать множество вещей и находить решения всех проблем... тогда как ты можешь думать о другом... Это никак не накладывается одно на другое, так как вся рабо­та - это просто работа по программе, которую твое бессознательное задает само себе... чтобы находить решения ПРОБЛЕМ, возможных ЗАТРУДНенИЙ, и особенно для того, чтобы интегрировать всю телесную деятельность, являющуюся автоматической и бес­сознательной и требующую только самостоятельного функционирования, только само­стоятельного интегрирования...

Краткое повторение всего, что говорилось раньше. Упоминание о бессозна­тельной деятельности связано с гипнотической* установкой. Это также дает воз­можность для скрытого прямого внушения".

...Твое бессознательное способно заставить тебя грезить, так как именно бессознатель­ное заставляет нас видеть сны, именно оно делает так, что вспоминается одно и забыва­ется другое, чтобы удерживать только то, что может быть полезным, и забывать осталь­ное... Можно грезить... что бодрствуешь, можно грезить, что грезишь, все это - работа бессознательного... И бессознательное заставляет нас совершать незаметные для нас жесты, делать головой утвердительные или отрицательные движения, не осознавая это­го... Все это - работа бессознательного... И к тебо легко приходят грезы, как было толь­ко что, и быть может, грезы более давние... так как чаще всего грезы, приходящие к нам, являются мечтами нашего детства, и если они приходят, то потому, что они также выпел-няют бессознательную функцию... И ты позволяешь этим грезам появляться, если они стремятся появиться, даже грезам самого раннего детства, самым давним, какие ты только можешь вспомнить... самым давним образам...

Переход*, позволяющий перейти от бессознательного к грезам, от грез - к возрастной регрессии*.

...Вполне возможно, что когда ты только учился ходить, все необыкновенные открытия этого периода... этот мир, такой восхитительный, такой иитересный, впервые открываю-

щийся маленькому ребенку, который становится на ноги... все эти образы могут вполне появиться сейчас, со всем богатством сопутствующих им ощущений... которые сохраня­ются всю жизнь и являются частью наших ресурсов... И все эти навыки в значительной степени определяют нашу телесную деятельность, протекающую без нашего ведома и, между прочим, протекающую гораздо лучше без нашего вмешательства... так как чем - , меньше этим занимаются, тем успешнее это само происходит. Вся эта деятельность... ' очень-очень сложная, но осуществляющаяся спонтанно, бессознательно... Твое бессоз­нательное вновь берет эту деятельность на себя... приступает к интеграции всего этого, даже без твоего участия... поскольку неизвестно, что это за работа, совершающаяся бес­сознательно... А между тем это гигантская работа... которая никогда не прекращается... и если в нее не вмешиваться... она всегда совершается наилучшим образом...

Снова терапевтические* внушения, кажущиеся многословным повторением '>\ сказанного раньше. В действительности предполагается, что пациент, уже утом­ленный, перестает слушать. Послания могут восприниматься им на другом уров­не*.

...Не обращай на меня внимания, тебе по-прежнему хорошо, ты продолжаешь прогули­ваться в своих грезах, позволяя им появляться... Не обращай на меня внимания... ты позволяешь свободно приходить своим грезам... не давай себе беспокоиться...

На этот раз оператор добивается каталепсии обеих рук, которые сохраняют неудобное положение.

...И эта странная поза не утомляет тебя, поскольку и здесь тоже эстафета принята твоим бессознательным... Это совсем не утомляет тебя.

Окончание*, которое последует, использует движение руки.

Теперь ты позволишь своей руке спокойно опускаться, очень осторожно, в присущем тебе ритме... И по мере того, как рука будет опускаться, ты будешь возвращаться сюда, полностью проснувшимся, в ясном сознании, после того, как бессознательное поняло... какую работу... оно должно будет проделать... хорошо поняло эту работу взятия под кон­троль... Очень осторожно, и когда твоя рука коснется бедра, ты опять полностью про­снешься после этого небольшого, очень приятного, снимающего напряжение путеше­ствия... Очень хорошо... Потом ты почувствуешь себя очень хорошо, очень спокойно.

Рука начинает опускаться.

Ты не должен торопиться, используй столько времени, сколько нужно, чтобы как следует проснуться, чтобы полностью прийти в себя, как это было недавно, и ты сможешь хоро­шенько потянуться, как человек, который хорошо выспался, который хорошо отдохнул.

Рука опустилась, но пациент остается неподвижным.

Когда ты захочешь, ты сможешь сделать глубокий вдох (изображается вдох), и вот...

Руки пациента двигаются, но глаза остаются закрытыми.

Теперь ты полностью расслабился, полностью отдохнул... Ты можешь вернуться, пока мы не решим вместе проделать новый опыт, чтобы еще усилить твой самоконтроль... Итак, ты. постепенно приходишь в себя, не торопясь, я буду считать до семи, и ты мо­жешь приходить в себя совсем понемногу, очень постепенно, на счет семь ты сможешь потянуться и почувствовать себя расслабившимся, отдохнувшим настолько, что мы могли бы вместе посмотреть фильм, который мы отсняли.

Пациента заинтересовывают, чтобы ускорить процесс пробуждения.

Один... два... три... четыре... пять... шесть... и семь! Ну, как? (Пациент шевелится, но не открывает глаза.) ...Тебе так хорошо...

Пациент реориентируется*.

(Между моментом, когда пациента попросили проснуться, и моментом, когда он открыл

глаза, прошло три с половиной минуты.) П. (глубоко вздыхает...): Я укодил, чтобы выспаться...

(Пациент потягивается.) Т.: Ты уходил далеко!

Ключевые слова:

Сопровождать (в воспоминании), аналогия гипнотического состояния, ассоциировать, ожидания, установка, скрытое (внушение), каналы коммуникации, каталепсия, цепи ассоциа­ций, замешательство, готовность, диссоциация, детство, состояние (гипноза), упражнение, опыт, неопределенные (слова), негативная галлюцинация, фрагментированный гипноз, имп­ликация, инконгрузнтность, интегрировать, отстраненность, речь на двук уровнях, позитив­ные слова, движение, уровень (восприятия), забвение, паузы, шаблонные фразы, приемы (речевые), самоисполняющееся предсказание, подготовить почву, восприимчивость, возрас­тная регрессия, реиндукция, реориентация, отвечать, ресурсы, обратная связь, пробуждение, подача сигиалов, внушение, контекстуальное внушение, метафорическое внушение, открытое внушение, постгипнотическое внушение, терапевтическое внушение, изумление, окончание, переход, работа, произвольный/непроизвольный.

3. парадоксальная* индукция, терапия без внушения

Эта запись интересна тем, что во время сеанса не предлагалось никакого прямого вну­шения. Пациент знал, для чего пришел, и этого было достаточно для того, чтобы сеанс позво­лил что-то изменить. Использование парадоксальной индукции было оправдано, поскольку находившиеся в бессознательном идеи-паразиты, активизированные недавними беседами, уже занимали сознание пациента.

История «Ундины», не осознававшей своей одаренности

Пациентка, молодая женщина 27 лет, не могла научиться плавать из-за неудержимого страха перед водой. Никаких других проявлений не было. После этого сеанса, длившегося полчаса, она попыталась научиться плавать. Пять дней спустя инструктор по плаванию уже предложил ей тест: проплыть 33 метра туда и обратно в большом бассейне на спине, так как за такое короткое время ему еще не удалось научить ее правильно дышать!

Итак, она оказалась очень способной, но не знала об этом! Пациентка никогда ранее не была гипнотизирована и никогда не видела гипноз. Ни одно слово в записи не изменено.

Краткий анамнез*

Г. Для начала расскажи в нескольких словах о своих проблемах с водой.

П.: Когда я погружаюсь, мне кажется, что я захлебнусь, и я не могу удержать голову под водой, особенно уши.

Т.: Ты говоришь, что погружаешься... Сколько же гребков тебе удается сделать?

П.: Я не умею плавать. Совсем. Я хочу сказать, когда я погружаю голову в воду...

Т.: Ну хорошо. Ты можешь попытаться вкратце описать, какие чувства это у тебя вызывает? Описать и пережить заново эти чувства.

Я: Прежде всего я не могу быть спокойной, если не достаю ногами дна. Я не могу так оста­ваться, мне кажется, что сейчас все провалится, все исчезнет.

Т.: Что ты всякий раз чувствуешь?

П.: Страх перед водой, страх задохнуться... Все мои мышцы сокращаются.

7!: Бывают ли другие ситуации, когда ты так же страдаешь, не находясь в воде? Существуют ли другие ситуации, места, куда ты не любишь ходить? Горы? Гроза?

Эти сведения очень важны.

П.: Горы я очень люблю, грозу - нет.

Т.: Что еще действует на тебя так же, вызывает это чувство напряжения, неуверенности и т. д.?

П.: Темнота. Темное всегда пугало меня, еще с детства.

Собственно сеанс

Т.: Хорошо. Вот о чем я хочу тебя попросить... Вначале... постарайся усилить это ощущение, которое ты не любишь, и напрягись как следует... Хорошо?

Пациентка знает, что пришла для того, чтобы занимались ее проблемой с водой. Она неспокойна, и зга подсознательная озабоченность помешает ей скон­центрироваться. Но эта же мысль-паразит и послужит для фиксации внимания*.

Ты ясно представляешь это чувство, которое ты не любишь, и ты в самом деле напряга­ешься... Иди дальше... Усиливай это... Напрягись изо всех сил. Ты станешь такой напря­женной... какой только можешь быть. Этого недостаточно... Усиль это еще... Ты вспом­нишь об этом во всех деталях... Ты думаешь только об этом и не слушаешь меня, потому что думаешь единственно о том, как сжаться... и совсем не думаешь о том, что я здесь и говорю с тобой. Тебе нет нужды слушать меня. Тебе не... нужно ничего. Ничего не нужно делать, ничего не нужно говорить... просто... хорошо проделать этот опыт* и это упраж­нение*... И это продолжается, это продолжается... это продолжается... это продолжается еще... и это действительно совсем не ПРИЯТНО... совсем не ПРИЯТНО...

Подобная просьба со стороны психиатра вызывает замешательство* (депо-тенциализация сознательного*). Формулировка* «не приятно» предпочтительнее, чем «неприятно», так как позволяет осуществить контекстуальное* внушение, сделав акцент на слове «приятно».

Когда это тебе по-настоящему надоест, ты сможешь сделать глубокий вдох и после этого РАССЛАБИТЬСЯ... полностью... Когда тебе это по-настоящему надоест, ты сделаешь глу­бокий вдох, вернее, ты позволишь своему телу сделать глубокий вдох...

Формулировка, использующая термины диссоциации*.

...и в этот момент ты сможешь РАССЛАБИТЬСЯ так, как тебе хочется, так ГЛУБОКО, как тебе хочется. Тебе нет нужды елушать меня... Когда ты захочешь... очень глубокий вдох... и ты сможешь в этот момент РАССЛАБИТЬСЯ... так глубоко, как тебо хочется...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.