Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





vocabulaire, principe et metode 22 страница



...Вы слушаете его со всеми нюансами, совсем богатством оттенков и чувств, которые могут выражаться этим звучанием... и продолжаете его слушать, но меня вы не слушае-

17*

те, потому что я не важен - важно обрести это воспоминание, являющееся ХОРОШИМ воспоминанием.

В этом и заключается обучение* — сосредоточившись на музыке, отрешить­ся от всего остального. Между тем я беспокою пациентку, поскольку разговари­ваю, чего обычно не делают, слушая музыку.

И вы даете свободу своим глазам, и если ваши глаза хотят закрыться, вы не сопротивля­етесь, вы позволяете им... И вы даже можете остаться с открытыми глазами и не видеть; это тоже часто случается, и это не имеет значения.

Новое упоминание о глазах в надежде получить идеомоторный' эффект. При­мечательно, что разговор идет в терминах диссоциации*. Мы надеемся на появ­ление непроизвольных* гипнотических феноменов. Слово «сопротивляться*» ис­пользовано не случайно, поскольку сопротивление возможно. На всякий случай предлагается* идея «негативной галлюцинации», которая, возможно, будет удач­ным решением для данной пациентки.

Важно только одно - чтобы вам удалось воссоздать это воспоминание и физическое ощущение той поры... И вы все время слушаете музыку, а не меня, потому что даже если вы меня не слушаете, а в моих словах есть что-то, что может быть полезным, ваше бес­сознательное использует это... Оно может интерпретировать мой голос, мой голос может стать голосом кого-то другого, кого вы знали тогда, кого-то, кого вы очень любили; мой голос может превратиться в шум, звук или музыку той поры... Да, очень хорошо... Вы позволяете себе ощутить комфорт ситуации, пережитой вами когда-то и очень благопри­ятной для вас. И если ваше бессознательное удовлетворено вновь обретаемым вами комфортом, оно может слегка приподнять ваш указательный палец... помимо вашей воли... вы позволяете это... И, быть может, вы почувствуете удивление, увидев, как ваш палец сам движется... Вам не нужно ничего делать, только внимать этой музыке, употребить во благо это чувство доверия, которое вы сейчас испытывали. Это воспоминание может становиться явственнее, может быть подобно грезам... Эти грезы могут развиваться как сновидение или как дневная задумчивость... это не важно. Вы просто позволяете грезам развиваться как они хотят, подобно причудливой мечте, подобно образам, переходящим в другие образы, рождающим образы более старые, подобно мечтам, сменяющим друг друга. Возможно, вы смогли бы увидеть себя в то время, когда только начинали учиться играть на виолончели, быть может, вы смогли бы вспомнить трудности и радости и снова

Эти ораторские приемы* важны как указатели*, направляющие ход мыслей. Пациентка непременно будет истолковывать слова, которые невольно слышит, и в этом смысле все, что она услышит, будет ею усвоено!

...Видите! Позвольте своему телу действовать {она реагирует)... Радость той поры, когда вы открыли для себя музыку, открыли, что это нечто важное для вас, нечто, чему вы решили посвятить себя. Если вы вспомните это время, которое должно быть временем вдохновля­ющим, радостным, вы позволите прийти этому ощущению... вы дадите ему подняться в

вас, вы позволите охватить себя радости ОТКРЫТИЯ, испытанной вами однажды... И если это приходит как грезы, это очень хорошо. Не обязательно последовательно думать о чем-то, но если за одной мыслью следует другая мысль, другое воспоминание, единственное, о чем я вас прошу, это отбирать мгновения ПРИЯТНЫЕ, КОМФОРТНЫЕ, мгновения ДОВЕ­РИЯ, РАДОСТИ, ОТКРЫтиЯ И ВООДУШЕВЛЕНИЯ ОТКРЫтиЕМ...

Эти слова вполне соответствуют происходящему. Очень важно отбирать толь­ко приятные воспоминания*. Мы не стремимся к бурному отреагированию*.

...И вы позволяете всему этому подняться в вас, и если чувство комфорта нарастает, вы ничего не делаете, вы просто позволяете своему пальцу приподняться, если он сам хочет приподняться. Если нет, то вам не нужно стараться подавать мне знак, ваше бессозна­тельное прекрасно может сделать это само, поскольку именно так все и происходит, как если бы все совершалось само собой, как если бы ваше тело само наилучшим образом действовало в ваших интересах... Потому что ваше бессознательное существует, чтобы защищать вас, ваше бессознательное работает для вас, это наиболее важная часть вас самих, существующая, чтобы защищать вас...

На этот раз устанавливается сигналинг*, другими словами, средство сооб­щения*, которое должно действовать* непроизвольно. Пауза.

...И вы слышите эту музыку, которая может нарастать... Я хочу, чтобы звуки нарастали, становились отчетливее, реальнее, правдоподобнее... И поскольку ваше бессознатель­ное может делать множество вещей одновременно - вы можете быть там и здесь одно­временно, - ваше бессознательное может говорить со мной, в частности, сигнализируя мне о комфорте, по мере того, как это чувство будет утверждаться в вас, и ваше бессоз­нательное также может... смотрите...

Палец двигается. Это ответ* на бессознательном уровне.

...Ваше бессознательное также способно восстанавливать в вас воспоминания и, быть может, воспоминания, которые были давно забыты, забыты полностью, но являются хо­рошими воспоминаниями, хорошими РЕСУРСАМИ... как я вам уже говорил. Одно воспо­минание может вести за собой другое. И вы можете не спешить - и вы одновременно находитесь там и здесь, и чем больше проходит времени... тем в большей степени вы можете находиться там, забыть о моем присутствии здесь, потому что оно не имеет значения. Значение имеет только та работа, которую осуществляет ваше бессознатель­ное... Эта работа состоит в пользовании РЕСУРСАМИ и существующими в вас навыками, даже если вы об этом не знаете, потому что внутри себя вы обладаете всеми желаемыми РЕСУРСАМИ, абсолютно всем, что вам необходимо... Достаточно позволить всему этому организоваться, организоваться для вас, для вашего личностного синтеза... И вы слуша­ете то, что вы слышите, но не мой голос, потому что он не имеет значения...

Пользуясь тем, что пациентка перестала слушать, мы снова говорим то, что позволяет ее бессознательному работать. Это не внушения, в том смысле, что

ничто не навязывается. Пациентка использует предлагаемое нашей психикой для совершения своей собственной работы* и сохраняет только то, что ей подходит. Пауза.

...И если в ваших грезах появляются люди, которых вы любите, люди, от которых вы получили эту поддержку, это доверие, вы их слушаете, если они говорят с вами, вы их слушаете...

Пауза.

...И в это время ваше тело расслабляется, ваши плечи расслабляются, ваша спина рас­слабляется, ваши локти расслабляются, ваши руки расслабляются, ваши бедра, ваши колени, ваши ступни расслабляются также, как и вое мышцы вашего тела, мышцы ваше­го лица, мышцы вокруг ваших глаз расслабляются, мышцы рук, ног расслабляются таким образом, что все это может ощущаться вами как КОМФОРТ и тяжесть вашего тела, как ощущение тоже ПРИЯТНОЕ, как КОМФОРТ...

В гипнозе настраиваются на реализацию феноменов, описанных операто­ром. Эта релаксация*, будучи однажды достигнутой, в дальнейшем может вызы­ваться гораздо легче.

...По мере того, как продолжается эта музыка, и вы заняты только ею, потому что вы любите эту музыку, она будит в вас ПРИЯТНЫЕ чувства, и только она имеет значение..Ее вы слушаете, и если эта музыка вас РАССЛАБЛЯЕТ, если эта музыка дарит вам физичес­кий КОМФОРТ, вы позволяете этому физическому комфорту наступить...

Объединить* физический комфорт и музыку, являющуюся ежедневным уде­лом пациентки, представляется неплохой идеей. Пауза.

...Это очень хорошо, вы остаетесь в этом состоянии, которое учитесь узнавать, потому что когда вы хорошо сможете распознавать этот телесный КОМФОРТ, вы также научитесь достигать его; вы даже не будете знать, как вы действуете, но ваше бессознательное будет знать очень хорошо, как действовать, чтобы обрести это чувство доверия и весь этот эмоциональный контекст, в котором вы полностью сосредоточены на том, что вы слушаете; полностью сосредоточены на том, чем в настоящий момент заняты, забывая все остальное, не имеющее в этот момент значения...

Забвение* — в некоторой степени лейтмотив этого сеанса. Это также полез­ный опыт*.

...Ваше бессознательное может грезить; вы знаете, что по ночам ваше бессознательное грезит; оно может грезить о вещах любопытных или фантастических... Можно грезить о том, что грезишь, или о том, что не знаешь, что грезишь; можно грезить о том, что не грезишь, или грезить, что грезил о том, что, может быть, грезил... Все это немного

смущает или беспокоит, но грезы, мечты - это нечто такое, что играет важную роль в нашей психологии...

Обращение к грезам* должно помочь отключению внимания. Это удобный момент для внесения некоторого замешательства*, для того чтобы способство­вать реорганизации*, которая затем последует.

Пауза.

...Вы все время слушаете эту музыку, я не знаю, откуда она звучит, я не знаю, тот ли это отрывок, ко вы, вы это знаете... Один отрывок может соединяться с другими, вы можете слышать что-нибудь другое или сами можете переходить от одного к другому, но так, что это не мешает вам, поскольку чувства, передаваемые музыкой, остаются теми же; это чувства ЛЕГКОСти, ДОВЕРИЯ И СЧАСТЬЯ... Вы остаетесь в этом состоянии, даже если я говорю с вами, и вам не обязательно сознательно отвечать мне, потому что ваше бессоз­нательное может мне ответить... Я хотел бы знать, удовлетворены ли вы этим чувством комфорта... И вы, вы остаетесь с этой музыкой и не делаете ничего другого...

Слушать про себя музыку - это, несомненно, прекрасный способ поддержа­ния гипнотического состояния и грез, которые являются одной из его форм. Пауза.

Вы слушаете, как кто-то играет; вы как бы немного забываете себя...

Еще одна осторожно предложенная* идея — слышать музыку, исполняемую другим человеком, это в какой-то степени означает забывать себя. Это явное напоминание о гипнозе, который прежде всего предполагает отстраненность*. Отдаваться музыке, имея возможность при желании это прекратить, — такое со­стояние не вызывает тревоги.

Пауза.

...как будто этот другой имеет возможность сообщить вам то, что в нем есть хорошего, и вы с удовольствием отдаетесь восприятию этого неосязаемого дара...

Пауза.

...И с таким же удовольствием вы можете слушать, и вы думаете, что эти люди, играю­щие для вас, даже если вы их не знаете, это друзья... Люди, с которыми вы разделяете определенные устремления, идеалы, и вы с удовольствием на какое-то время полностью полагаетесь на них, поскольку то, что они приносят вам, очень важно...

Здесь переход к иным, более широким референтным рамкам*, придающим относительность* страхам по поводу конкурса. Пауза.

...Может быть, вечером, засыпая, вы снова услышите эту музыку, принесшую вам... что-то днем, и позвольте увлечь себя, позвольте убаюкать себя этим музыкальным образам,

услышанным вами прежде. Не интегрируется ли это с некоторыми частями вашей лично­сти, дополняющими то, что вы услышали, так что вы уже не можете отличить то, что приходит извне, от того, что исходит от вас...

Мы постоянно находимся внутри метафоры' гипноза, в котором пациентка продвигается небольшими шагами, об этом свидетельствует ее позиция* и оста­ющиеся открытыми глаза. Упоминание о сне* — это не намек на то, что гипноз усыпляет, а попытка использовать возможный резонанс* этого слова.

...Все это не имело бы значения - важно, что в результате возникает нечто прекрасное... Эта музыка, то чувство ДОВЕРИЯ, которое она может нести в себе, БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ, эта РАДОСТЬ БЫТИЯ и самовыражения...

Задача состоит в том, чтобы распространить* чувство доверия на другие области. Пауза.

...И возможно, ночью вы так же восстановите в памяти это обращение к вам, когда вы грезили, и я спрашиваю себя, не услышите ли вы ночью, во сне и эту музыку, вместе с этим ощущением КОМФОРТА, которое она может нести в себе, этой безмятежностью, этой радостью бытия. Я спрашиваю себя, не будет ли она сопровождать вас иногда во сне, и в какую форму может облечься эта музыка для спящего... Потому что я считаю, что можно крепко спать и в то же время принимать участие в чем-то - продолжать слушать, как человек, который спит и слышит нечто приятное...

Негативное парадоксальное внушение*. Будет ли упоминание о сне* способ­ствовать гипнозу, который медлит с приходом?

...И ваше тело остается чутким к КОМФОРТУ, который оно может снова ощутить, так как ваше тело может быть расслаблено, поскольку музыка снимает напряжение одинаково хорошо как с души, так и с тела...

В данном случае предполагается, что девушка пока еще слишком напряже­на, слишком «симпатотонична». Пауза.

...И если вам захочется уснуть, чтобы лучше слышать, чтобы быть еще полнее захвачен­ной этим, вы можете спать - ваше бессознательное существует, чтобы помогать вам, -ваше бессознательное здесь для того, чтобы воспринимать из моих слов только то, что может быть ему полезным, и слышать только то, что может быть ему полезным, и забы­вать остальное... (Пауза.) Я думаю, что когда поглощен музыкой, это все равно как сон, ты становишься полностью поглощенным и безразличным ко всему остальному... Всегда знаешь, что находишься здесь... определенным образом, и это больше не имеет значе­ния, так как в то же время находишься не здесь, даже не зная точно, где именно. Это не имеет значения...

Мурлыканье на одну и туже тему* и напоминание о хорошо знакомом — возмож­но, наилучшее средство успокоить тою, кто склонен тревожиться без причины. Пауза.

...И вы не слушаете меня, потому что я не имею значения, но если ваше бессознательное хочет дать мне знать, что вы действительно обрели это, оно всегда может подать мне знак указательным пальцем правой руки или движением головы... Но вам совсем не обязательно давать мне знать, потому что если ваш указательный палец приподнимает­ся, он приподнимается сам, или рука, она сама становилась невесомой, как бы независи­мо от вас... И если это наступает НЕОЖИДАННО, если палец приподнимается, что вполне возможно, если рука полностью расслаблена, расслаблена, так как все эти движения -всего лишь производные того, что происходит у вас в голове, это может явиться для вас настоящей НЕОЖИДАННОСТЬЮ, так как это феномены вашего бессознательного... И бес­сознательное обладает РЕСУРСАМИ, о которых вы не подозреваете. Точно так же, когда вы играете, это играете не вы... ваше тело порой может играть само, потому что ваше бессознательное принимает эстафету, как бы давая вашему телу возможность действо­вать самому...

Спонтанные движения были бы желанным подтверждением* того, что нечто происходит. Они позволили бы также углубить состояние, так как сами по себе являются прекрасной разновидностью гипнотической индукции.

Пауза.

...И все внешние шумы (слышен уличный шум) могут стать частью ваших грез, могут быть интерпретированы и вделаться то ли музыкой, то ли чем-то еще, может быть, ре­чью, это не имеет значения...

Пауза.

...Ваши веки, кажется, тоже хотят закрыться сами, помимо вас... Вы можете воспроти­виться, если пожелаете... вы также можете не противиться... и позволить им делать то, что они хотят, и именно ваше бессознательное найдет для ваших мышц наилучшее в данный момент положение. И если вашим глазам не обязательно оставаться открытыми, они могут закрыться сами, так как вас это больше не интересует.                                  .

Важно ратифицировать* все новые проявления, особенно если они выглядят как появившиеся спонтанно. Рекомендовать сопротивление* — парадокс, кото­рый часто оказывается полезным.

...Вы продолжаете оставаться там, где вы есть, давая свободу своему бессознательному. Я не знаю, заметили ли вы, что ваше дыхание изменилось, - оно гораздо спокойнее, как в состоянии хорошей релаксации... Ваше артериальное давление также адаптировалось, ваш пульс адаптировался...

Ратификация* феноменов, которые можно или нельзя проверить.

Пауза.

...И я хотел бы, чтобы вы вновь ощутили КОМФОРТ глубокой РЕЛАКСАЦИИ*... Когда я не говорю, ваше бессознательное продолжает работать* для вас, даже если вы не знаете об этом. Важно, что ваше бессознательное работает не только в эту минуту, но что оно берет старт для продолжения этой работы в будущем, после окончания этого упражне­ния, для разрешения проблем, которые вы не смогли бы разрешить сознательно, так как сознание медлительно и не может охватить более одной идеи за раз, а ваше бессозна­тельное, если вы ему позволите, найдет решения, одно другого остроумнее, так что вы и не узнаете, как это сделано, потому что это исключительно интуитивная и бессознатель­ная деятельность. Вам только нужно позволить своему бессознательному занять подоба­ющее ему место, не вмешиваясь, потому что ваше бессознательное прекрасно знает ваши возможности - оно может принять эстафету от вас и дать вам ЗАБЫТЬ, когда вам необходимо ЗАБЫТЬ то, что происходит вовне, чтобы полностью погрузиться внутрь себя, когда это нужно, и оно может действовать само, как если бы вам не было нужды действо­вать произвольно.

У этой девушки неизбежны психологические проблемы, которые данный се­анс, возможно, призван разрешить, при этом мы даже можем не знать, в чем они состоят. Акцент на слове «забыть» перекликается с возможностью забыть о жюри предстоящего конкурса.

И вы позволяете своим мышцам продолжать расслабляться, в частности, ваше лицо уже начало расслабляться, и ваши руки расслабляются полностью, пальцы, кисти совершен­но расслаблены, совершенно не напряжены, ваша голова готова упасть, как у заснувшего человека, и это не имеет значения... Вы можете позволить ей принять естественное положение, так как ваше тело способно занимать наилучшее положение, когда это необ­ходимо ..

Описывать пациенту то, что удается наблюдать', обычная практика. Это спо­соб сопровождения*.

...Через несколько секунд я попрошу вас вернуться сюда, в совершенно ясном и бодр­ствующем сознании, чтобы иметь возможность снова разговаривать со мной, и таким образом, чтобы потом мы смогли повторить путешествие и таким образом усилить ваш личностный контроль. Очень плавно вы вернетесь сюда, не спеша, выходя из этих грез очень постепенно... вы сможете потянуться, как человек, который просыпается... Вы бу­дете хорошо себя чувствовать, вы сможете говорить и принять решение о нашей даль­нейшей работе...

Шаблонные* фразы. Пациентка реориентируется*.

Т.: Вы действительно отсутствовали? П.: М-м-м... да... Т.: Вы почувствовали что-нибудь? 17.: Да, на мышечном уровне..

Т.: На что это было похоже?

Я: Я почувствовала себя очень-очень тяжелой... (Она потирает руку.)

Т.: Так бывает часто, это гипотонус... а воспринимается, как ощущение тяжести.

Я: У меня болело... (Она продолжает растирать себе руку.)

Т.: Вы увидели себя более молодой?

Я: Не намного, на год или два.

Г.: Да, ваше бессознательное действует по своему усмотренир. Оно пробует силы, оно филь­трует то, что может оказаться полезным, и это может происходить автоматически. Физи­чески это было приятно?

Я: Да.

Т.: Именно это и послужит ресурсом для того, чтобы восстановить его... и это легко восстанав­ливается, вы увидите. Это восстанавливается само, и вы найдете это нормальным, как человек, умеющий плавать и не понимающий, почему у других это вызывает затрудне­ния... Когда это будет происходить само собой, вам будет трудно представить себе, что когда-то это могло быть проблемой.

Я: Снятие напряжения?

7!: Да, эта разрядка, это доверие, это забвение экзаменационной ситуации, это должно про­исходить естественным образом. Вы забудете, что над этим приходилось работать. Вы не подумаете, что обязаны этим нашему сеансу, впрочем, вы и не обязаны этим нашему сеансу, потому что, как я вам уже сказал, это происходит само. Но то, что здесь делается, помогает... Вы хотите снова отправиться?.. Будет похоже или почти похоже.. Это хоро­шо закрепится... Тело тяжелое... вы ощутили что-то другое?

Я: Я не чувствовала своих рук... пальцев...

Т.: Это тоже то, что мне нужно... У каждого бывает по-своему... Так происходит отключение. Вы почувствовали, что ваш палец сам двигался?

Я: Нет.

Т.: Я это видел... Это нормально... Не нужно удивляться... Это очень хорошо...

Повторный сеанс

Т.: Вы просто будете вспоминать, как недавно вы были там и как услышали эту музыку [для вас это несложно), таким образом, чтобы ваше тело само ощутило прежний след и прежнее состояние. Вам нужно только слушать, и когда вы ясно ее услышите... вы ничего не станете делать... быть может, вы будете изумлены, увидев, как правый указательный палец сам двигается, чтобы подтвердить, что вы хорошо слышите эту музыку... И вам не нужно делать этого сознательно, вам только нужно ждать, позволяя этой музыке появ­ляться, и усиливаться, - и она усилится... Вы погрузитесь в эту музыку, в то же время погружаясь внутрь себя.

Пауза.

Этого должно быть достаточно для обретения предшествовавшего состоя­ния (краткое повторение*).

Вы знаете, что ваши глаза могут оставаться открытыми и не видеть, что ваши веки могут быть тяжелыми, что вы можете противиться... и что вы можете также не противиться и

что все это не имеет значения. Только музыка и все то ДОВЕРИЕ, РАДОСТЬ, которые она может выражать... Вы видите ваши пальцы, которые двигаются, хотя вы не двигаете ими...

Здесь повторяется то, что было сказано раньше. Пальцы, которые сами дви­гаются, как бы говоря «да», это знаки того, что пациентка отвечает на непроиз­вольной и, возможно, бессознательном уровне.

...Я не знаю, будет ли двигаться указательный палец, будет ли двигаться мизинец... будет ли двигаться другая рука, приподнимется ли вся рука целиком, я этого не знаю -вы этого не знаете тем более, но мы ждем, чтобы увидеть... И если что-то происходит, мы просто обнаружим, что это очень интересно, видеть, как сам поднимается или двига­ется палец, или просто сдвигается, не знаю - все это возможно... Временами рука, наоборот, становится гораздо тяжелее, как бы принимаясь давить на ручку кресла... вре­менами совсем ничего не происходит. Но в ожидании мы увидим, чем является для вас это состояние и как реагирует ваше бессознательное, поскольку так же, как вы можете больше не чувствовать своих рук, так же и они могут совершать движения, которыми вы не управляете, как если бы они становились легче, как если бы разом они стали настоль­ко легче, что приподнялись... Все это возможно...

Здесь используются психомоторные ответы, то есть возможность левитации руки*. Для пациентки это будет обучением иному типу гипнотического функцио­нирования*. Это делается с привлечением различных возможностей одного по­рядка*, другими словами любые ответы будут хороши. В данном случае пациен­тка не отвечает на эти предложения, и следует перейти к чему-то другому.

...И только для вас одной важно то, что вы слышите, и ощущение комфорта в вашем теле указывает...

Пауза.

...на ресурсы физиологического контроля - это важно... Вы видите, что ваше дыхание уже начинает принимать участие в этом процессе раскрепощения...

Пауза.

...И я хотел бы, чтобы эти грезы стали настоящими грезами, захватывающими вас, дей­ствующими независимо от вас, как истинные грезы...

Пауза.

Теперь исследуются возможности грез.

...и если что-то происходит в этих грезах, это тоже очень хорошо. Может быть, вы ждете, чтобы в этих грезах что-то происходило - кто-нибудь заговорил, я не знаю...

Пауза.

...но я предпочел бы, чтобы эти грезы стали настоящими грезами, как у того, кто глубоко спит... Пауза.

...Ощущение КОМФОРТА несколько напоминает УСТАЛОСТЬ, ХОРОШУЮ УСТАЛОСТЬ, потому что бывает хорошая усталость - после хорошего трудового дня иногда очень приятно почувствовать, как тело отдыхает... В этот момент приятно бывает ощутить уста­лость и возможность наконец отдохнуть, позволить себе большой отдых и даже продол­жительный сон... Бывает, что спать нельзя, нужно бодрствовать и приходится бороться, чтобы глаза оставались открытыми... Иногда мы просто говорим себе, что хорошо бы уснуть по-настоящему, не имея нужды бороться со сном, хорошо бы в полной мере ощу­тить комфорт усталого тела, которое отдыхает, и не имея необходимости сохранять яс­ность ума, позволить уму произвольна блуждать, погружаясь в приятные мечты...

Пауза.

Вызывается усталость, чтобы способствовать появлению грез.

...И иногда мы грезим о нашем раннем детстве, которое также содержит в себе сокрови­ща ПРИЯТНЫХ воспоминаний и открытий - забытые мечты, забытые воспоминания, так как в нашем детстве есть моменты трудные, а есть и моменты чудесные даже своей трудностью - например, когда мы учимся играть на музыкальных инструментах, когда это трудно, когда это вовсе не КОМФОРТНО. Даже в эти моменты происходили открытия -моменты, когда торопят открытие, моменты, когда торопят что-то новое и интересное. Это чудесные моменты, даже если они трудны, даже если ребенок не всегда видит по­лезность всех этих усилий, даже если он очень устал.

Пауза.

Небольшая возрастная регрессия*, использующая воспоминания, которые должны быть значимыми для данной пациентки. Отмечено, что позитивные* слова могут использоваться и в негативных контекстах.

...Вы полностью остаетесь в своих грезах... и можете совершенно забыть обо мне, так как я не имею значения...

Фраза «я не имею значения» - это лейтмотив, тема* сеанса и аналогия с жюри конкурса.

...И дайте себе раскрыться... всем этим РЕСУРСАМ, слышать эту музыку, приносящую вам РАДОСТЬ, ощущения, которые обогащают ваши собственные... Это единственное, что имеет значение...

Подготовка каталепсии* руки.

...Не позволяйте себе беспокоиться, если я возьму вашу руку, потому что вы можете легко забыть о моем присутствии и о том, что я делаю, и не позволяйте себе беспокоить-

ся, как если бы рука вам не принадлежала. Имеет значение только то, что происходит у вас в голове. Потому что ваше бессознательное может совершенно забыть об этой руке, как оно способно забывать о множестве вещей, каким бы удивительным это ни казалось. Так же, как забывают сны, как забывают содержание грез, бессознательное может за­быть о множестве вещей, именно оно производит отбор того, что является важным...

Каталепсия руки - это метафора*: подобным же образом пациентка сможет забыть о жюри, присутствующем на экзамене.

...Не позволяйте себе беспокоиться из-за меня... Вы совсем забываете обо мне... Един­ственная важная вещь - это то, что происходит в вашей голове; об остальном вы научи­тесь забывать - это навык*, который приобретет ваше бессознательное.

Каталепсия всей руки.

Между прочим, вы можете оставаться в таком положении, не уставая... Это может длить­ся даже часами, не утомляя вас... и это вас не интересует. И напротив, вы хорошо слы­шите музыку, которая продолжает звучать. Это гораздо важнее, гораздо ИНТЕРЕСНЕЕ, гораздо ЦЕННЕЕ, это лучше УСПОКАИВАЕТ, так как приносит вам ДОВЕРИЕ, в котором вы сейчас нуждаетесь. И секунды, которые проходят, могут казаться очень долгими, мо­жет быть, часами и часами, наполненными множеством событий и деталей. Одна секун­да может стать часом - может произойти множество разных событий, участником кото­рых я не буду, но где могут появиться очень значительные для вас люди.

Пауза.

Важно, что ваше бессознательное содержит в себе все, что нужно, чтобы быть вам по­лезным, чтобы действовать в ваших интересах, чтобы научиться не зависеть от идей-паразитов, которые могли бы вмешэться и которые не должны вмешиваться, потому что ваше бессознательное само вполне способно... взять на себя решение проблем, даже если это экзамен или беспокоящая вас ситуация... Ваше бессознательное может забыть об этой беспокоящей вас ситуации, чтобы полностью сосредоточиться на том, что важно, что вы любите, чем вы сами можете увлечься.

Открытое постгипнотическое внушение*. Примечательно использование па­узы* после слова «способно». Паузы после позитивно окрашенных слов побужда­ют бессознательное пациента на поиск того, с чем они могут соотноситься. Это способ запуска программ бессознательного поиска*.

И когда ваше бессознательное поймет, что оно может сделать для вас, я хотел бы, чтобы оно позволило вашей руке очень плавно опуститься... и чтобы в тот момент, когда ваша рука займет свое прежнее место, вы почувствовали себя совсем хорошо, полностью про­снувшейся, совершенно расслабившейся после этого опыта... с совершенно ясным со­знанием... Опыт, который вы, впрочем, можете забыть, потому что ваше бессознатель­ное способно удерживать только то, что ему полезно, и забывать все, что не имеет зна-

чения... И когда ваша рука опустится на место, вы сможете, как это было недавно, потя­нуться, как человек, который просыпается, быть полностью расслабившейся, полностью отдохнувшей, очень уверенной... и даже забыть этот опыт.

Внушение «пробуждения*», при котором объединены* три феномена: опус­кание руки, пробуждение и внушение запуска программы. Пациентка реориентируется*.

Т.: Как дела? Сколько сейчас времени? Сегодня вечером у вас много дел?

Отвлечение*, способствующее амнезии*, поскольку желательно, чтобы па­циентка не вмешивалась сознательно в работу*, произведенную на сеансе.

Продолжение опыта

Через несколько дней эта девушка получила высший балл на выпускном экзамене и ме­сяц спустя смело дала небольшой концерт. Через год она чувствовала себя очень хорошо и заявила одной из своих подруг, что «испытала прежний страх, но это не так уж важно - испы­тывать страх». Шесть лет спустя мы получили известия о ее успешной карьере. В классичес­ком гипнозе эта девушка, несомненно, была бы отнесена к резистентным. На самом деле она была заинтересована и готова к сотрудничеству.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.