|
|||
Сказка пятаяСказка пятая
Про «злого логопеда» я слышу часто. Обычная ситуация: переезжают люди в другой район, приходят в новую поликлинику, приводят ко мне пятилетнего ребёнка. Я приглашаю его на занятия (обычно по постановке нескольких звуков), и мне начинают рассказывать про то, что «в той поликлинике логопед нехорошая была, мы ей ещё в два года говорили, что нам заниматься надо, а она отказывалась!». Приходится заступаться за честь коллеги и объяснять, что в два или три года звуки не ставят, и логопед как раз был очень хороший, и у вас вот в карте написано: «явка в 5 лет» — всё правильно! Значит, у ребёнка физиологический процесс развития речи идёт нормально. Даже если у ребёнка серьёзные проблемы с речью и ему показан специальный детский сад, то туда тоже с пяти лет принимают — программа рассчитана на два года, как раз до школы! Конечно, бывает, что занятия нужны раньше. В случаях, когда ярко выражена задержка речевого развития, или есть заикание, или есть ещё какие-то логопедические проблемы… Но там и занятия не сводятся к звукопостановке. Если регулярно показываться логопеду, то при тяжёлых нарушениях речи логопед сможет подобрать наиболее подходящую форму помощи и с более раннего возраста. Вообще, по показаниям логопеды занимаются с людьми любого возраста, у которых есть речевые расстройства. Но как существуют педиатры и терапевты, так существуют и детские и взрослые логопеды. В поликлинике или логопункте при детском садике с детьми, имеющими фонетические нарушения, занимаются с пяти лет — это правда. Но если приходит на приём мама с малышом или, наоборот, с подростком — они не уйдут ни с чем, а обязательно получат либо рекомендации для самостоятельных занятий, либо координаты тех учреждений, куда они могут обратиться. Откуда взялась легенда, что логопед занимается исключительно исправлением неправильного произношения (а то и вовсе только «р» исправляет, как мне заявила одна почтенная женщина), я понятия не имею. Было бы прекрасно, если бы, кроме звукопостановки, других проблем с речью не существовало в природе, а мы бы учили детей только правильно «р-р-р-р-рычать». Но тогда бы и называлась наша профессия не логопед, а рычальник, к примеру. Однако же мы и звуки ставим, и помогаем с заиканием, и учим говорить «молчунов», и детям с серьёзными нарушениями строения артикуляционного аппарата помогаем речь осваивать, и взрослым возвращаем утраченные после травм и инсультов речевые навыки, порой даже читать и писать учим… В общем, мы работаем с любыми проблемами с речью, устной или письменной. И волшебства в нашей профессии не больше, чем во многих других. Некоторые бабушки любят повспоминать мам и пап своих внуков: «Я вот Леночку всего два раза сводила на занятия, и она научилась правильно говорить». Правда, те же бабушки ещё любят вспоминать, что раньше хлеб 12 копеек стоил, медицина была бесплатная, колбаса натуральная, вода чистая, а трава куда зеленее… Описанные «чудеса» случаются. Но, как правило, они очень просто объясняются. Либо логопеду-кудеснице повезло и попался «лёгкий» ребёнок. Либо ребёнку для скачка в развитии речи не хватало лёгкого толчка — и им стали упражнения, показанные на приёме. Либо до этого были долгие занятия с другим («плохим», по словам родителей) логопедом, которые будто бы не приносили результатов. На самом деле приносили, конечно. Представьте себе человека, который копал-копал огород, последняя грядка осталась, и он решил немного отдохнуть, а в этом время подошёл другой и вскопал последнюю грядку — ни у кого же язык не повернётся сказать, что весь огород вскопал второй! Хорошо бы такие «чудесные исцеления» происходили постоянно, но, увы, чаще всего с ребёнком нужно заниматься как следует и длительное время. Если много звуков нарушено, если затронуты основные компоненты речи, если словарный запас мал, если есть заикание, дисграфия, дислексия — тут одним занятием не обойтись.
|
|||
|