Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стародубова Наталья Анатольевна 16 страница



 

Методические рекомендации к выполнению некоторых тем
Влияние стиля общения педагога с детьми на развитие речи дошкольников

Ц ел ь р аб о т ы — определить пути совершенствования стиля общения педагога с детьми, повышения уровня речевого развития детей.
Изучив рекомендованную литературу, раскройте понятие «педагогическое общение», выделите его функции, обоснуйте значение педагогического общения для создания благоприятного психологического климата в группе детского сада, для становления личности ребенка. Опираясь на исследования А. А. Бодалева, А. А, Леонтьева, Т. А. Репиной и др., охарактеризуйте основные стили общения педагога с детьми, уделив особое внимание взаимосвязи общения и речи.
Цель констатирующего этапа — выявление особенностей речи (грамматика, лексика, интонационная выразительность) педагогов с разным стилем общения и уровня речевого развития детей, посещающих эти группы. для этого проведите наблюдения за речевым общением воспитателей с детьми на занятиях и в повседневной жизни. Продумайте способы фиксации результатов наблюдений. Организуйте игры в детский сад», придумайте проблемные ситуации для выявления речевого поведения детей в роли воспитателя и выяснения степею-у1 влияния речи педагога на речь детей. Побеседуйте с детьми, чтобы ‘становить, знают ли они правила речевого этикета. В качестве дополнитёльного метода попросите детей придумать рассказ (сказку) о детском саде. дайте количественный и качественный анализ полученных данных и определите содержание обучающего эксперимента.
Задача формирующего этапа исследования — совершенствование стиля общения педагога с детьми и уровня речевого развития детей. для решения поставленных задач продумайте методику дифференцированной работы с воспитателями разных стилей общения (консультации, решение педагогических задач, открытые просмотры и анализ занятий, практической деятельности детей, досугов) и детьми разных уровней развития речи (речевые упражнения, игры, беседы).

Используя методику констатирующего этапа, в контрольной части экспериментальной работы проведите обследование речевого поведения педагогов и детей и выясните, какие изменения произошли в речи воспитанников. Анализ результатов позволит сделать выводы об эффективности выбранной вами методики.
Литература
Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.
Коломинский Я. Л. Что такое педагогическое общение /1 Дошкольное воспитание. — 1985. — 1 6.
.ГГеонтьее А. А. Педагогическое общение. — М. 1979.
Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О.Смирновой. - М.; Воронеж, 2001.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со сверстииками / вод рел. М. ИЛисиной. — М., 1985.
Развитие общения у дошкольников/ под ред. А.В.Запорожца, М. И.Лисиной. — М., 1974.
Отношения между сверстниками в группе детскго сада / под ред. Т.А.Репиьюй. — М., 1978.
Форманоб’ская Н. Н. Речсвое общение // дошкольное воспитание. — 1977. Г 5.

Влияние половых различий на связную речь детей

дошкольного возраста

Ц е л ь работы — изучить особенности развития монологической речи детей в зависимости от половых различий.
Начните работу с обоснования актуальности проблемы. Рассмотрите, как половая идентификация обсуждается отечественными и зарубежными исследователями в разные периоды исторического развития, как они доказывают необходимость учета половых различий в развитии детей, включая речевое развитие. Выделите основные направления изучения данной проблемы на современном этапе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. М.Леушина, О. С. Ушакова и др.) раскройте понятие «связность речи», раскройте процесс становления связной речи у детей дошкольного возраста и рассмотрите различные аспекты исследования данной проблемы на современном этапе.
В констатирующей части исследования выявите уровень связной речи детей старшего дошкольного возраста в зависимости от половых различий, для этого предложите детям обоего пола составить описательный и сюжетный рассказы по одной и той же картине, придумать сказку на одну и ту же тему. Проанализируйте полученные детские высказывания по следующим параметрам: структурная организация текста; микротемы, их количество, последовательность, логичность в развитии сюжета; его оригинальность; внутритекстовые связи между предложениями; объем высказываний; морфологический состав высказываний; средства выразительности. На основе полученных данных составьте таблицы.

Задача формирующего эксперимента —поиск эффективных путей совершенствования связной речи мальчиков и девочек. для этого разработайте серию занятий, способствующих формированию у детей представлений о композиции и жанровых особенностях литературных произведений, обучению составлению творческих рассказов, дифференцированных заданий для мальчиков и девочек. Покажите процесс взаимообогащения, взаимодополнения речи детей на занятиях.
В заключении сделайте выводы об эффективности проведенной

работы.

Литература

Арутюнова Л. А. Воспитание мальчиков и девочек// дошкольыое воспитание. .— 1984. — 6.
Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация/ Н.Л. Белопольская. М., 1995.
Ворошнина Л. В. Особенности построения огюисательных рассказов детей 5—6 года жизни в зависимости от половьтх различий 1/ Проблемы
гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. — Пермь, 1993.
Выго,аскийЛ. С. Мышление и речь: собрание сочинений: в б т. Т. 2. — М., 1982.
Еремеева В.д. Мальчики и девочки — два разных мира / В.д. Еремеева, Т. П.Хризман. — М., 1998.
Леуялина А. М. Развитие связной речи у довiкольника // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1941. — Т. 35.
Плисенко Н. В. Генезис половой идентификации в дошкольноы возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М,, 1984.
Репина ТА. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду// Вопросы психологии. — 1984. — Ь1 4.
Смолыиикова Я. Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1986.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников — М., 2001.
Влияние сюжетно-ролевой Игры на развитие
диалогической речи дошкольников
Це л ь работ ы — изучить особенности развития диалогй’ческой речи детей в процессе сюжетно-ролевой игры (на примере одной возрастной группы).
Работу следует начать с обоснования актуальности проблемы развития связной речи дошкольников. Раскройте психолого-педагогическяе и лингвистические основы диалогической речи как одного из видов связной речи. Выделите ее структурные компоненты, дайте им характеристику.
Опираясь на педагогические исследования, покажите роль игры в решении данного вопроса, выделите условия, при которых игра оказывает благоприятное влияние на развитие речи, раскройте существующую двустороннюю зависимость между речевым общением детей в игре и развитием самой игры.

В констатирующей части исследования выявите особенности диазогической речи детей в разных по тематике и содержанию сюжетно-ролевых играх, определите уровень игровой деятельности и организации взаимодействия детей в процессе ее осуществления, Для этого дайте анализ детских игр, детской речи в процессе игр, побеседуйте с детьми и педагогами.
Задача обучающего эксперимента — изучить педагогические условия, определяющие успех развития диалогической речи в процессе сюжетно-ролевых игр. Разработайте 3—4 сюжета игр, продумайте пути совершенствования самой игровой деятельности, взаимодействия детей, побуждающих ребят к изменению характера высказываний.
Анализ результатов повторного обследования диалогической речи детей позволит отметить происшедшие в ней изменения.
В заключении сделайте выводы и предложите рекомендации в адрес воспитателей детского сада.
Литература
Арувланова А. Г. Речь и речевое общение детей 3—7 iст / А. Г. Арушанова. — М., 1999.
Жукоеская Р. Н. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. — М., 1975.
Менг К Проблема анализа диалогического общения // Текст как лиыгвистическая реальность. — М., 1982.
Проблемы доiдкольной игры: психолого-ведагогический аспект. — М.,
1987.
Степанова М.А. Развитие форм и функций речи дошкольника в игровой деятельности: автореф. дис. ... канд, пел. наук. М., 1987.
Слама-.Казаку Г. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии. — 1961. — 2.
Якубовский Д. И. О диалогической речи // Русская речь / под ред. Л. В, Щербы.— М., 1923.

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления

с сезонными явлениями в природе

Це л ь работы — изучить наиболее эффективные методы и приемы обучения связной речи в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе.
В теоретической части раскройте значение природы в умственном и речевом развитии детей дошкольного возраста. Изучив работы Л. С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина и др., остановитесь на проблеме взаимодействия мышления и речи; раскройте особенности связной речи дошкольников. для этого обратитесь к работам Е. И.Тихеевой, ЛА. Пеньевской, А. М.Леушиной, О. С.Ушаковой, Н. Ф. Виноградовой. Проанализируйте содержание работы по формированию связной речи у детей разных возрастных групп.
На констатирующем этапе эксперимента выявите уровень знаний детей о сезонных явлениях, их умение составлять рассказы. для этого организуйте наблюдения за детьми в процессе самостоятельного обследования предметов и явлений с целью выявления их способностей выявлять характерные признаки предметов, выстраиватъ логические цепочки, обобщать; побеседуйте с каждым ребенком, проведите дидактические игры для выявления знаний об изменениях в природе, умений устанавливать связи, закономерности и способности отражать их в своей речи. Предложите детям составить рассказ о выбранном сезоне для определения уровня сформированных речевых умений и навыков, характерных речевых ошибках. Дайте количественный и качественный анализ полученных данных и составьте таблицы.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, наметьте задачи, содержание и методику развития связной речидетей в пропессе усвоения доступных им связей и закономерностей в сезонной жизни природы. Проведите обучающий эксперимент, уделив особое внимание методам и приемам, способствующим развитию у детей активной ориентировочной деятельности в окружающей природе и расширению сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог и монолог): наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, лексические и грамматические упражнения, речевые логические задачи, дидактические игры.
Контрольный эксперимент поможет установить уровень развития связной речи после обучения. для этого можно использовать методы констатирующего эксперимента. Сравнительный анализ результатов позволит сделать выводы об эффективности разработанной методики.
Литература
Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф.Виноградова. — М., 1982.
Выгоi’вский Л. С. Мышление и речь: собр. соч.: в 6 т. Т. 2. — М., 1982. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М., 1966.
Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — М., 1941. — Т. 35.
Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — М., 1979.
Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду / Л.А. Пеньевская. — М., 1950.
Проблемы изучения речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1994.
Развитие речи и речевого общения дошкольников: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. — м., 1995.
Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Проблемы общей психологии. — М., 1973.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М., 2001.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — М., 1981.
Обучение старших дошкольников сочинению сказок
Це л ь р аб от ы — разработать методику формирования у детей речевых умений и навыков, необходимых для создания сказок, проследить влияние сказок на развитие словесного творчества детей.

Во введении обоснуйте выбор темы и ее актуальность, раскрыв следующие положения: необходимость развития словесного творчества детей и использование для этого потенциальных возможностей сказки.
В теоретической части дайте обзор исследований по двум направлениям: психолого-педагогические проблемы развития творчества детей; характеристика сказкм как средства развития словесного творчества.
Изучая литературу в русле первого направления, охарактеризуйте понятие <творчесТво>, выделите его компоненты, показатели, рассмотрите проблему воображения как двигателя любого творчества. С этой целью обратитесь к работам Л. С. Выготского, Б. М, Теплова, А. Н.Леонтьева, Л. А. Ветера, О. М.дьяченко и др. Особое внимание обратите на исследования, посвященные словесному творчеству до- школьников (О. С. Ушакова, Л. В. Ворошнина, М.А. Орланова, ВА. Краснова и др.).
Характеристику сказки как средства развития словесного творчества детей вам поможет дать анализ работ Е. А. Флёриной, А. В. Запорожца, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской и др.
На этапе констатирующего эксперимента выявите знания детей о сказке как фольклорном жанре, изучите особенности творчества детей в придумываю-гии сказок. для реализации поставленных задач проведите ряд Индивидуальных бесед с детьми, предложите им сочинить сказку на самостоятельно выбранную тему, проведите опрос воспитателей и родителей. Проанализируйте полученные данные и на их основе условно выделите уровни словесного творчества детей, используя критерии, разработанные Л. В. Ворошниной (увлечеюнность, заинтересованность детей; оригинальность сюжета и его развитие; самостоятельность в поиске образов; использование соответствующих языковых средств).
Задача формирующего этапа — формирование у детей речевых навыков и умений, необходимых для придумывания сказок. для обучения детей воспользуйтесь картами В.Я. Проппа и наметьте этапы работы. На первом этапе введите детей в мир русских народных сказок, познакомьте с законами сказочного жанра, его особенностями и структурой. На втором этапе познакомьте детей с картами В.Я. Проппа. На третьем этапе организуйте работу по обучению детей самостоятельному сочинению сказок. На всех этапах разработайте систему занятий и творческих заданий.
Анализ повторного обследования (контрольных срезов) позволит отметить изменения, происшедшие в уровнях развития словесного творчества детей.
Сделайте выводы и дайте свои предложения по совершенствованию методики обучения детей сочинению сказок.
Литература

Заiiорожец А. В. Психология восприятия сказки дошкольником /1 до- школьное воспитание. 1948. — З’ё 9.
Карпинская Н. С.
Русская народная сказка в моральном воспитании советского ребенка-дошкольника / Н.С. Карпинская. — М., 1948.
Ковина М. М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Ученые записки МГПI4 им. В. И.Ленина. - М., 1963. — 196.
Краслюва В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников (на материале сказок): автореф. дис. ... канд. пел. наук. — М., 1999.
Тiропii В.5i. Русская сказка! В.Я.Пропп. — М., 1984.
Соловьеба О. И. Русские народные волшебные сказки в воспитании детей дошкольного возраста // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / 0. С. Ушакова. — М., 2001.
Флёзина Е.А. Живое слово дошкольнику / Е.А. Флёрина. — М., 1956.

Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. М., 1973.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте /
Л.С. Выготский. М., 1991.
дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О.М.Дьяченко. — М., 1996.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников: дис... канд. пед. наук. —.
СП6., 1999.
2. Алексеева М. М, К методике обучения звукопроизношению /1 Вопросы умственного воспитания детей доi.якольного возраста. — М., 1978.
3. Алексеева М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова /1 Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста. — М, 1983.
4. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку
1iошкольников/ М. М.Алексеева, В. И. Яшина. — М., 1997.
б .5. Андросова В. Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего до- школьного возраста в условиях детского сада: автореф. дис. ... канд. пед. щук. — Алма-Ата, 1969.
6. Ачдрюшина Я. И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А.Флёриной: автореф. дис. ... канд. пед. Наук. — М., 2003.
7. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3 —7 лет / А. Г. Арушанова. — М., 1999.
8. Бавыкшiа Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г. Н. Бавыкина. — Комсомольск-на-Амуре, 1996.
9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин, — М.,
1986.
10. Беленькая Л, Ребенок и книга / Л. Беленькая. М., 1969.
11. Блонский П. П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения. — М., 1979. — Т. 2.
2. Блонский П. П. Психология доказывания и ее особенности у детеЙ// Вопросы психологии, — 1964.— 1’бi 3.
13. БородичА. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. — М.,
1974.
14. Будагов Р.А. Человек и его язык / Р.А. Будагов. — м., 1974.
15. Виноградова Я. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. М., 1978.
16. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова.
СГТ6., 1901.
17. Войдем в новую школу: Отчет о четвертой встрече педагогов-экспериментаторов /1 Учительская газета. — 1988. 18 октября.

18. Ворошнина Л. В. Мотивация как один из путей аiсгивизации деятельности детей на занятиях по обучению рассказыванию /1 Оптимизация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. — Пермь, 1987.
19. Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказьтванию детей до- школьного возраста / Л. В. Ворошнина. — Пермь, 1991.
20. Ворошнана Л. В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1978.
21. Выгоб’вский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. — М., 1967.
22. Выговский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии /1 Собр. соч.:вбт.Т.4.—М.,1984.
23. Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших довкольников в процессе обучения родному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1991.
24, Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. .— М., 1992.
25. Галыерин И. Р. Текст как объект лингiзистического исследования / [1. Р. Гальперин. —М., 1981.
26. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г.Генинг, Н.А. Герман. — Чебоксары, 1980.
27. Гербоеа В. В. Обучение рассказьтванию //дошкольное воспитание. — 1976. —Iб.
28. Гербова В. В. Ознакомление с окружающим и развитие речи // Вос- питание детей во второй младшей группе детского сада. — М., 1981.
29. Герб’ова В. В. Составление описательных рассказов 1/ дошкольное воспитание. — 1981. — 1 9.
30. Геоз ден А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — М.,
1961.
31. Геоз ден А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. — М., 1949.
32. Горелов И. Н. Основы психолингаистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Се- дов.— М., 2001.
33. Гризик И. В. Обучение детей описанию предметов /1 дошкольное воспитание. — 1989. — 3 5.
34. Гуровач Л.М.
Ребенок и книга! Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И.Логинова. — М., 1999.
35. Гурович Л. М. Пересказ как прием активизации умственноi4’ деятельности на занятиях /1 дошкольное воспитание. — 1973. — I 4.
36. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей с
3—5 лет / А. Н.давидчук. — м., 2000.
37. диагностика в детском саду. Содержание и организац%i диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. - Ростовн/Д, 2003.
38. диагностика речевого развития дошкойьников / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1997.
39. ,Г[ьяченко О.М. Чего на свете не бывает/ О. М.дьяченко, Н.Е.Веракса. — М., 1995.
40. дьяченко О. М. Воображение дошкольника / 0. М. дьяченко. — М., 1986.

41. Езикеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге // Система эстетического воспитания в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной.
М., 1962.
42. Ерас,вов Я Ii Культура связной речи / Н. П. Ерастов. — Ярославль, 1969.
43. Жинкин К. И. Психологические основы развития речи 1/ В защиту живого слова / Н. И. Жинкин. — М., 1966.
44. Жуковская Р. И. Игровые приемы // Известия АПН РСФСР. — М.,
1951. Вып. 34.
45. Жуковская Р. К. Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возраста / Р. И. Жуковская. — М., 1954.
46. Жуковская Р. К. Чтение книги в детском саду / Р. И. Жуковская. — М., 1955.
47. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком.-дощкольником литературного произведенщi // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию, — М., 1949.
48. Запорожец А. В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // дошкольное воспитание. — 1974. — 1 8.
49. Захарюта К. В. Умственное развитие дошкольников при обучении составлению плана пересказа текста // Пути совершенствования умствеы.. ного воспитания дошкольников. — Ульяновск, 1986.
50. Зеегенцев ВА. Язык и его лиигнистическая теория / В. А. Звегенцен. — М., 1973.
51. ЗрожевскаяА.А. Обучение монологам-описаниям //дошкольное Воспитание. — 1986. — 12.
52, Иваненко А. П. О комплексном подходе к обучению детей родному языку (в условиях детского сада) 1/ Формирование творческой активности дошкольников. — Запорожье, 1985.
53. Карiцаiская Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карвинская. — М., 1972.
54. Карпова с. н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С. Н. Карпова. — М., 1967.
55. Кацнельсон С.Л. Содержание слова, значение и обозначение / Л. С. Кацнельсон, — М., 1965.
56. Колунова Л.А. Работа над смысловыми о’тгенками слова со старшими дошкольниками // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1995.
57. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. — М.,
1973.
58. Ко;шна М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста (словарная работа) ,// Известия АПН РСФСР. — ]948.—Чд 16.
59. Короткова .9. П. Беседа как средство развития речи у детей до- школьного возраста / э. п. Короткова. — М., 1977.
60. Короткова Э. П. Обучение детей доiiткольного возраста рассказьтванию / Э. П. Короткова. —. М., 1982.
61. Короткова Э. П. Принципы обучения речи в детском саду / Э. П. Коноткова. — Ростов н/д, 1975.
62. Красногорский Н. Я. Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей / Н. И. Красногорский. М., 1939.

63. Курочкина И.А. детям о книжной графике / И.А. Курочкина. СП6., 1997.
64. Лаврентьева А. И. Система работы над синтаксической стороной речи младших дошьольников: дис. ... канд. пел. наук. —‘ М., 1998.
65. Лаврик М. С. Формирование сложных синтаксическях конструкций в речи старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1977.
66. .Гiадыженская ТА. Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А.Ладьтженская. — М., 1998.
67. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному / А. А. Леонтьев. — М., 1974.
68. Лернер К.Я. Учебный предмет, тема, урок/ И.Я.Лернер. — м., 1988.
69. Леушина А. М. Значение пересказа в развитии связной речи до- школьника /1 Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949.
70. Леушана А. М. Развитие связной речи у дошкольников 1/ Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена. — М., 1941. — Т. 35.
71. Логинова В. И. К.д.Ушинский как основоположник методики развития речи 1/ доiвкольное воспитание. — 1979. — 1 1.
72. Логичова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей до- школьного возраста / под ред. Ф.А.Сохина. — М., 1976.
73. Лосева Л. М. Как строится текст/Л. М.Лосева. — М., 1980.
74. Левое М. Р. Методы развития речи учащихся /1 Ргсский язык в школе. — 1985. — д 4.
7 Левое М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. — М., 2002.
76. Лямика Г. М. Ранние этапы формирования речевой деятельности // дошкольное воспитание. — 1970. — 1’4 7.
77. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний возраст) //дошкольное воспитание. — 1975. — I 9.
78. Максаков А. И. Речь воспитателя 1/ Развитие речи детей доiвкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1976.
79. Максаков А. И. Умственное развитие детей на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи // Умственное воспитание детей доiвкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. — М., 1984.
80. Максаков А. И,, Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1976.
81. Мале,чияа Н. С. Развитие речевого общения дошкольников / Н. С. Малетина. — Нижневартовск, 2003. /
82. Методика развития речи детей доцгкольного возраста / Л. Г. Федоренко [и др.] — М., 1984.
83. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н.А.Короткова. — М., 1997.
84. Наумова Е. В. Развитие семантики именных фразеологических единиц как фактор их трансформации в речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Н.Новгород, 1999.
85. Негневицкая Е. И. Язык и дети / Е. И. Негыевицкая, А. М. Шахнарович.— М., 1981.
86. Нечаева О.А. Лингвистические основы школьных сочинений ипа описания, повествованi4я, рассуж.цения // Русский язык в школе. — 1970. — 3.

.1

П 1

87. Нечаева О. А. ФункциОнально-смысловые типы речи /0. А. Нечаева. — Улан-Удэ, 1974.
88. iiикольская Р. И. Содержание и методы обучения Связному высказыванию типа рассуждения в начальной школе: дис... канд. пед. наук. — М., 1981.
89. Орланова iI.А. Обучение дошкольников творческому рассказьтванию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Киев, 1967.
90. Павлова А.А. Проблемы диагностики речевого развития // Психологические и психофизиологические исследования речи. М., 1985.
91. Павловскве среды. — М.; Л., 1949. — Т. 2.
92. Панкратова Л.А. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басендетьми//дошкольное воспитание. —1974. — 1.
93. Пеньевекая )Г.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Известия АПН РСФСР. — 1948. I’4 16.
94. Полозова А. И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворения //Дошкольное воспитание. — 1970. — ЗЧд 7.
95. Попона М. Я Грамматические элементы языка в речи детей преддошкольного возраста// Вопросы психологии. — 1985. 1 3.
96. Радина Е. И. Роль беседы в воспитательной работе советского лет- ского сада// Известия АПИ РСФСР. - 1948. — З”ё 16.
97. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. Г. Рузской. - М.,
1989.
98. Рейнсеейн А. Э. Особенности ВЛИЯНИЯ взрослого и сверстника на развитие речИдошкольыиков: дис ... канд. психол. наук. -.- М., 1982.
99. Репина ТА. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. — М., 1960.
100. Реформа,вский А.А. Введение в язьгкознание / А. А. Реформатский. М., 1995.
101. Рождесвюве,ская В. Воспитание правильной речи / В. Рожцественская, Е. Радина. — М., 1968.
102. Рубвнштейн С.Л. Бьхтие и сознание / С.Л.Рубинштейн. М.,
1957.
103. Рубинштейн С,Л. К психологии речи// Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. — 1941. — Т. 35.
104. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СП6, 2000.
105. Рузекая А.Г. Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения со взрослыми // Развитие общения у доiцкольциков/ под ред. А. В. Запорожца, М. И.Ясиной. — М., 1974.
106. Русский язык в Начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчика. — М., 1997.
07. Русский язык: функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. — М., 1984.
108. Савушкина Е. В. Роль общения с изобразительным искусством в развитии речи дошкольника // Развитие речи и речевого общения до- школьников/под ред. О. С.Ушаковой. — М., 1995.
109. Семевова К. В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: дис. ... канд. пел. наук. - М., 2001.

110. Серебрякова Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизарiрии: дис. ... канд. пед. Наук.
СП6., 1996.
111. Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии. — 1961. — ! 2.
112. Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1992.
113. Смольчикова Н. Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1986.
114. Солганик Г.Л. Синтаксическая стилистика / Г.Л.Солганик. — М.,
1973.
115. Соловьева О. К. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / о. и. Соловьева. — М., 1956.
116. Сомкова О. Н. Как использовать модель для развития речевого творчества / О. Н. Сомкова, Н. Н. Кондратьева // дошкольное воспитание. — 1991. — У’4 10.
117. Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И. П. Павлова!! Советская педагогика. — 1951. — 7.
118. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М., 2002.
119. Сохин Ф.А. Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М., 2002.
120. С,врунина Е. М. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова // Развитие речи и речевого общения дошкольников. — М., 1995.
121. ТамбовцеваА. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: дис. ... каю-щ. Нед. наук. — М., 1983.
122. Танина Л. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: автореф. лис. ... канд. пед. наук. — М., 1999.
123. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И.Тихеева. — М., 1981.
124. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // дошкольное воспитание. — 1990. — 10.
125. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н.Толстой. — М.,
1989.
126. Ушакова О. С. Развитие поэтического слуха как средства формирования словесного творчества детей 6—7 лет // Художествённое творчество в детском саду. — М., 1974.
127. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников /0. С. Ушакова. — М.,
2001.
128. Ушакова О. С. Обучение старших дошкольников рассказываНию по серии сюжетных картин / 0. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // дошкольное воспитание. — 1987. — 12.
129. Ушакова Т. Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком!! Вопросы психологии. — 1974. —1 1.
130. Ушцнский К:д. О первоначальном преподавании русского языка // Избранные педагогические произведения. — М., 1968.

131. Усова А. П. Обучение в старшей группе детского сада 1/ Известия АПН РСФСР. — М.; Л., 1948. — Ч 16.
132. Фальдбере А. С. Воспитание Звуковой культуры речи у детей // Обучение грамоте в детском саду / под ред. А. И. Воскресенской — М., 1963.
133. Федоренко Л. 17. Принципы обучения русскому языку / л. п. Федоренко. -- М., 1973,
134. Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников / Е. А. Флёрина. — М., 1961.
135. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972.
136. Цейiалин С.Н. ЯЗЫК и ребенок: ли1-iгвистиКа детской речи / С. Н. Цсйтлин. — М., 2000.
137. Чуковский К II. От двух до пяти / К. И. Чуковский, — М., 1966.
138. Чулкова А. В. Методика формирования диалогической речи удетей дошкольного возраста / А. В. Чулкова, — Волгоград, 2002.
139. Шадрина Л. Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990.
140. Шибiщкая А. Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми // Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972.
141. Элькохин д. Б. Развитие речи в ДОШКОЛЬНОМ возрасте / Д. Б. Эльконин. — М., 1969.
142. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкоэнание) / сост. М. В. Панов, - М., 1984.
143. Ядэщко 8. i. Развитие речи детей от трех до пяти лет/ В. И.5iдэщ- ко. — М., 1966.
144. 5Гковличееа А. Ф. Некоторые вопросы понимания дошкольниками текста и рисунка в детской художественной книге // Ученые записки кафедры дошкольвой педагогики Ростовского на Дону государственно го педагогического института. —. 1956. Вып. 1.
145. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка / Б. В. Якушин. М., 1985.
146. Яшiлна В. Н. Методические принципы развития речи детей // Вопросы речевого развития дОШКОЛЬНИКОВ, — М., 1998.
147. Яшина В. И. Овладение Оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольниКа // Психологопедагогические механизмы формирования качеств социально активной личности детей дошкольного и младшего ШКОЛЬНОГО возраста, — М., 1986.
148. Яшина В. К. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей б лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дОагКОЛЬНОг0 возраста / сост. М. М.Алексеева, В. И.Яшина. - М., 1999.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.