Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стародубова Наталья Анатольевна 15 страница



З ан я ти е 2. Беседа как метод обучения

диалогической речи

деловая игра Лучший конспект обобщающей беседы

Студенты разбиваются на 3—4 группы, выбирают ведущего в каждой группе, пронумеровывают конспекты (их количество должно соответствовать количеству студентов). Каждому члену группы дается лист бумаги для выставления оценок (например, конспект ‘ 1—<5, !“4 2—<3, 1(i 3—<5> и т.д.).
Студенты читают конспекты по кругу, передавая их друг другу и оценивая каждый из них. После прочтения всех конспектов группа по оценкам выбирает лучший, обговаривая критерии оценки. В ходе этой работы эксперты (3 человека) наблюдают за работой групп.
Когда лучшие конспекты определены, начинается обсуждение. Выступают ведущие всех групп и докладывают, почему данный конспект они считают лучшим, что можно предложить для его совершенствования. Затем каждому ведущему задаются вопросы, на которые может ответить любой член группы ясли автор конспекта.

 

В конце занятия эксперты дают оценку работы групп по следующим критериям:
1) активность обсуждения конспектов:
— высокая активность — З балла;
— средняя активность — 2 балла;
— низкая активность — 1 балл;
2) культура обсуждения конспектов:
— члены группы выслушивают мнение каждого, не перебивают друг друга — 2 балла;
— члены группы спорят, не дослушивая и перебивая друг друга — 1 балл;
3) представление конспекта ведущим:
— содержательность, четкость, убедительность сообщения — 2 балла;
— недостаточная содержательность, перескакивание с одной мысли на другую, недосказанность — 1 балл.
Задание для самостоятельной работы
Разработайте конспект обобщающей беседы с детьми старшего до- школьного возраста (тема на выбор).
Рекомеидуемая литература
Короткова Э. П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста/Э.П.Короткова. — М., 1977.
Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей //дошкольное воспитание. — 1973. — 1 4.
Радина Е. И.
Роль беседы в воспитательно-образовательной работе детского сада /1 Хрестоматия по теории и методике развития речи до- школьного возраста! сост. М. М.Алексеева, В. И.Яшина. — М., 1999.
З а н я ти е З. Обучение дошкольников составлению описательных

и сюжетных рассказов
Вариант 1
Вопросы для обсуждения

1. Сущность описательного (сюжетного) рассказа, его признаки, структура.

2. Особенности описательных (сюжетных) рассказов детей дошкольного возраста (по исследованиям).
3. Формирование у детей знаний о структурных частях текста (по исследованию Н. Г. Смольниковой).
4. Методика обучения детей описательным (сюжетным) рассказам.

Задания для самостоятельной работы
1. Запишите описательные (сюжетные) рассказы трех детей разного возраста.

2. Проанализируйте сюжетные рассказы (полнота отражения событий, сгтецифичность набора фактов, особенности последовательности и логики изложения фактов, виды предложений, богатство словаря) и описательные рассказы (структура рассказа, количество выделенных признаков, средства выразительности).

Вариант 2

Книжная выставка

В аудитории оформляется выставка педагогической литературы, в которой отражаются результаты исследований по обучению детей описательньтм (сюжетным) рассказам.
Студенты по очереди представляют (рекламируют) ту или иную работу, отвечают на вопросы, зачитывают аннотации на них.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомитесь с содержанием работ (на выбор), подготовьтесь к их представлению на выставке.
2. Напишите аннотацию на выбранную работу.

Вариант З

Ролевая игра «Консультирование воспитателей

Студенты по очереди выступают в роли «методиста* и проводят консультации по проблеме обучения дошкольников описательньтм (Сюжетным) рассказам. Темы консультаций заранее обговариваются с преподавателем. <Воспитатели* (студенты) задают им вопросы.
После выступлений — обсуждение содержания консультаций. В конце занятия преподаватель подводит итог.
Задание для самостоятельной работы
Напишите текст консультации по выбранной теме, подготовьте необходимый наглядный материал, соответствующую литературу.

Вариант 4

Выполнение практических заданий

1. Анализ литературных текстов (творческими группами):
а) прочитайте текст, ответьте на вопросы: «Можно ли данный текст назвать текстом?», <(Каковы основные признаки текста?»; «К какому типу можно отнести этот текст (доказать)?»;
б) выделите микротемы, определите границы каждой части;
в) определите связь между предложениями;
г) озаглавьте текст.
2. Анализ детских рассказов (творческими группами):

— соответствие теме;
— структурная организация текста;
— микротемы (количество, последовательность, развернутость);
— внутритекстовые связи между предложениями;
— средства выразительности;
ошибки (смысловые, стилистические, лексические, грамматические);
— вывод о соответствии знаний, умений и навыков по составлению рассказов программным требованиям.
З. Анализ образцов описательных (сюжетных) рассказов для детей, подготовленных студентами.
Задание для самостоятельной работы
Составьте образец описательного (сюжетного) рассказа (на выбор) для детей любой возрастной группы.
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. И.Яшию-юа. — М., 2000.
Гербова В. В. Составление описательных рассказов //Дошкольное воспитание.— 1981.—I9.
Гризик Т. И. Обучение детей описыванию о предметов /1 дошкольное воспитание. — 1989. — З 5.
Эрожевская А. А.
Обучение монологам-описаниям // дошкольное воспитание. — 1986. — Г”4 12.
Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин 1/ дошкольное воспитание. 1987. — I 12.
Смольникова Н. Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Смольцикова, О. С. Ушакова 1/Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1990.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М., 2001.
Шадрина Л. Г. Пути развития связной речи младших дошкольников /1 Проблема изучения речи дошкольника. — М., 1994.

З а н я ти е 4. Обучение дошкольников рассуждениям, доказательствам, объяснениям

Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. Сущность рассуждения, его признаки, структура.
2. Особенности рассуждений, доказательств детей дошкольного возраста (по исследованиям).

3. Методика обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений.

Те м а 5. Развитие фонетической СТОРОНЫ речи детейний.
4. Формирование у дошкольников объяснительной речи (по исследованию Н. И. Кузиной).
Вариант 2
Круглый стол. Обсуждение результатов мини-исследования по проблеме
<Обучение старших дошкольников высказываниям типа рассуждений
1
Вопросы для обсуждения
1, Теоретические основы формирования у детей связных высказываний типа рассуждений.
2. Особенности рассуждений детей старшего дошкольного возраста.
З, План работы по обучению детей рассуждениям.
Задания для самостоятельной работы
1. Проведите мини-исследование:
а) понаблюдайте за речевым общением педагога с детьми и до- школьников друг с другом в разных видах деятельности и при выполний режимных моментов, выявите наличие высказываний типа рассуждений, обратите внимание на частоту их употребления;
б) побеседуйте с двумя-тремя детьми о любимой игрушке: «Какая твоя любимая игрушка?, «Почему она любимая?)> Проанализируйте ответы дошкольников (структура рассуждения, количество приведенных аргументов, их доказательность, языковые средства);
в) предложите детям отгадать загадку с целью выявления характера аргументации при доказательстве.
Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.
2. Разработайте план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассуждениям.
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. 14.Яшина. — М., 2000.
Блонский II. 17. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии. — 1964. — I З.
Запорожец А. В. Развитие рассуждений в дошкольном Возрасте // до- школьное воспитание. — 1947. — ГЧ 8.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. — М., 1985.
ЛурияА.Р.
Речь и мышление/А. Р.Лурия. — М., 1976.
Нечаева О.А. Функционально-смьтсЛоВые типы речи. [Раздел Рассуждение] / О.А.Нечаева. — Улан-Удэ, 1974.
Пиаже Ж Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже. СП6., 1997.
Яшина В. Я. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей довiкольного возраста / сост. М. М. Алскссева, В. И.Яшина. — М., 1999.

Вариант 1
Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях
Вопросы для обсуждения
1. Занятия как форма работы по воспитанию звуковой культуры речи (их место в педагогическом процессе, структура, содержание и методика проведения в разных возрастных группах).
2. Обсуждение разработанных студентами конспектов занятий по обучению звукопроизношению на занятиях.
Задание для самостоятельной работы
Составьте конспект занятия, предусматривающий решение всех задач по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп (на выбор).
Вариант 2
Анализ развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения
1, Анализ работы воспитателей по формированию звуковой культуры речи у детей в разных возрастных группах.
2. Особенности звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп (обследование студентами).
З. Защита перспективного плана работы с обследованными детьми.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с документацией, наглядным материалом, планом педагогической работы воспитателей по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах (на выбор), дайте им анализ.
2. Обследуйте состояние звуковой культуры речи у двух детей. Результаты обследования представьте в таблице и проанализируйте.
З. Составьте перспективный план работы по воспитанию звуковой стороны речи на 1 месяц с обследованными детьми.
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1995.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. И. Яшина. — М., 2000.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста/А. И. Максаков. — М., 1987.
Максако А. И. Звуковая культура речи / А. И. Максаков, М. Ф. Фомичева // Развитие речи детей дошколы-iого возраста / под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

‘у) )

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях // ,Дошкольное воспитание. — 1979. — ! 1 —3.
Фомычева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. М., 1981.
Те м а 6. Лексическое развитие детей
З ан я ти е 1. Современные достижения в теории и iiрактике
развития словаря детей дошкольного возраста

Вариант 1

Научная конференция

Примерные темы докладов

1. Особенности развития словаря детей разных возрастных групп (по данной теме можно подготовить ряд докладов по возрастным группам, можно представить один доклад, раскрьтвающий динамику развития словаря детей от младшей до старшей группы).
2. Развитие словаря детей в процессе игровой, трудовой, изобрази- тельной деятельности (на выбор).
3. Словарная работа в процессе обучения отгадьтванию и сочинению загадок.
4. Формирование у детей фразеологической лексики.
5. Работа над словом в процессе развития словесного творчества.
6. Овладение детьми эмоционально-оценочной лексикой.

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите доклад на одну из выбранных тем.
2. Напишите краткий отчет о конференции (1.— 1,5 страницы).

Вариант 2

Работа с педагогической литературой

На занятии студенты получают авторефераты диссертаций, научные статьи. Задание: выписать гипотезу, путь ее проверки и результаты исследования. После выполнения задания (30—35 минут) студенты выступают с краткими сообщениями. В конце занятия преподаватель подводит итог.
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника / М. М. Алексеева, В. И. Яшина // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально-активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1986.
Богатырева А. О понимании слов маленькими детьми // дошкольное воспитание. — 1969. — 12.

 

Гавриш Н. В. Развитие образности речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников. — М., 1994.
Гербова В. В. Особенности словарной работы в первой младшей группе //дошкольное воспитание. 1972. — 1.
Иваненко А. П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни: автореф. дис. ... какд. пед. наук. — М., 1971.
Кабан Ж Обогащение и активизация словаря детей в процессе трудовой деятельности // Дошкольное воспитание. — 1985, — З 11.
Колучова Л.А. Особенности понимания детьми смысловых огггенков слова // Проблемы изучения речи дошкольника. — М., 1994.
Кудыкина Н. Активизация словаря в творческих играх // доiлкольное воспитание. — 1978. — 1 7.
Логинова В. Я. О развитии словаря //дошкольное воспитание. — 1967. — 9.
Ляховская Ю. С. Особенности словаря старших дошкольников // до- школьное воспитание. — 1967. — 9.
Савельева Н. Л. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1967.
Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — м., 1992.
Струна4ча Е. М. Семантический аспект в развитии речи старших до- школьников / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова // Развитие речи и речевого общения дошкольников. — М., 1995.
Соловьева Н. В. Особенности вербализации эмоциональньтх представлений дошкольт-iиками: автореф. дис. ... канд. пел. наук. — М., 1999.
Яиiиiа В. И. Особенности словаря детей пятого года жизни // Вопросы дошкольной педагогики. — М., 1975.
Яшияа В. И. Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в стожетно-ролевой игре // Умственное воспитание детей дошколььтого воз-

раста. —. М., 1980.

З а н я т и е 2. Работа над смысловой стороной слова

Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. Особенности понимания детьми смысловой стороны слова (по исследованиям).
2. Ассоциативный метод как средство выявления ориентировки детей на смысл слова (по исследованиям).
3. Развитие смысловой стороны слова удошкольников на разных возрастных этапах (сообщения студентов).
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте сообщение на тему «Содержание и методика развития смысловой стороны слова у дошкольников (возраст детей по выбору студента).
2. Сформулируйте методические рекомендации воспитателям к обучению детей, учитывая особенности понимания детьми смысловой стороны слова.

Вариант 2

Ролевая игра Консультирование воспитателей»

Студенты по очереди исполняют роль <методиста» и проводят консультации по проблеме развития смысловой стороны слова. Темы консультаций заранее обговариваются с преподавателем. <Воспитатели задают вопросы. После выступлений — обсуждение содержания консультаций, В конце занятия преподаватель подводит итог.
Задание для самостоятельной работы
Напишите текст консультации, подготовьте необходимый наглядный материал.
Вариант З
Обзор педагогической литературы по проблеме развития смысловой
стороны слова
На занятии студенты делают сообщения по одной из статей по данной проблеме (на выбор), отвечая на вопросы:
— задачи работы;
— методика, предложенная автором;
— выводы к данной работе;
— ваше отношение к работе;
что бы вы предложили для продолжения работы.

Задание для самостоятельной работы

Подготовьте сообщение по выбранной статье.

Рекомендуемая литература

Колунова Л.А. «Умноватьгй мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова, О. С. Ушакова // доцiкольное воспитание. — 1994. — IЧ 9.
Колунова ЛА. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи доiакольника / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1994.
Лаврентьева А. К. Употребление антонимов в речи детей раннего возраста // Проблемы изучения речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С.Ушаковой. — М., 1994.
Струнина Е. М. Сечантический аспект в развитии речи старших до- школьников / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова // Развитие речи и речевого общения дошкольников: сб. науч. тр. / под рсд. О. С. Ушаковой. — М., 1995.
Сiлрунина Е. М. Лексическое развитие дошкольников: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1990.

Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова до- школьниками // Проблемы изучения речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1994.
Смага А. А. Особенности понимания многозначных слов дошкольниками // Развитие речи и речевого общения доiыкольников: сб. науч. тр. / под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1995.
Т е м а 7. Развитие грамматической стороны речи детей

Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (по исследованиям).
2. Методика формирования морфологической стороны детской речи (по исследованиям).
3. Методика формирования синтаксической стороны детской речи (по исследованиям).
4. Методика формирования способов словообразования (по исследованиям).

5. Обсуждение консультаций, подготовленных студентами.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте консультацию для воспитателей по работе над грамматическими ошибками детей,
2. Подберите (или самостоятельно разработайте) игру по обучению детей одной стороне грамматического строя рёчи (на выбор). Подготовьте наглядный материал, будьте готовы продемонстрировать игру на занятии.

Вариант 2

Коллоквиум по книге А. Г. Арушановой <Речь и речевое общение детей 3—7 лет»

Студенты знакомятся с содержанием книги, выбирают разделы, кажущиеся им наиболее интересными и важными, готовят выступления, в которых высказывают свое отношение к прочитанному, дают анализ грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций. После выступлений организуется обсуждение.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомьтесь с содержанием книги,д.Г.Арупвановой, подготовьте небольшое выступление.
2. Проведите с детьми одну игру из книги А.Г.Арушановой (на выбор), проанализируйте ее результаты.
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В.И.Яшина. М., 2000.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3—7 лет / А. Г. Арушанова. — М., 1999.
Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
Лаврик М. С. Формирование синтаксического строя речи старших дошкольников // Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. —. М., 1990.
Лями,ча Г. М. Особенности грамматического строя у Маленьких // до- школьное воспитание. — 1968. — 8.
Тамбов цена А. Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М., 2001.
Цейт.iч,н С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. — М., 2000,
Чуковский К. Я. От двух до пяти / К. И. Чуковский. — М., 1968.
Ядэшко В. И. Развитие речи от трех до пяти лет (о формировании предложений в речи детей) / В. И.Ядэшко. — М., 1966.

Те м а 8. Подготовка будущего читателя

в дошкольного учреждении

З а н я ти е 1. Формирование у дошкольников умения воспринимать и понимать литературные произведения

Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений (по исследованиям).
2. Особенности восприятия и понимания детьми образов героев, мотивов их поведения (по исследованиям).
3. Роль иллюстраций в понимании содержания литературных произведений (по исследованиям).
4. Анализ произведений современной детской литературы, выполненный студентами.
Задание для самостоятельной работы
Проанализируйте одно произведение современной детской литературы (на выбор), не включенное в программу, с точки зрения его соответствия возможностям и особенностям восприятия детей дошкольного возраста.
Вариант 2
Круглый стол. Обсуждение результатов мини-исследования по проблеме «Особенности восприятия и понимания литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста», выполненного студентами
Вопросы для обсуждения
1. Теоретические основы восприятия дошкольниками литературных произведений.
230

2. Особенности восприятия и понимания старшими дошкольниками литературных произведений.
3. План работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Задания для самостоятельной работы

1. Проведите мини-исследование с детьми старшего дошкольного возраста:

а) прочитайте рассказ (сказку), побеседуйте с двумя-тремя детьми с целью выявления особенностей восприятия и понимания ими литературных произведений («О чем этот рассказ (сказка)’?>, «Какое место тебе понравилось больше всего? Почему?», «Кто тебе больше всех понравился? Почему?’>, «Почему он (герой) так поступил?»;
б) через несколько дней предложите детям пересказать этот рассказ (сказку), чтобы понять, что ребенок выделяет как наиболее существенное. Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.
2. Разработайте план работы по ознакомлению детей с художественной литературой
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. И.Яшина. — М., 2000.
Гурович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. — М., 1999.
Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения!! избр. психол. труды. В 2 т. Т. 1. — М., 1986.
Карабанова О.А. Роль иллюстраций в восприятии литературно-художественных произведений в младшем дошкольном возрасте // Вести. Моск. уи-та. Сер. 14, Психология. — 1984. — У 2.
Курочкина Н.А. детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. — СП6., 1997.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. — М., 1972.
Репина ТА. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. — М., 1960.
Ушакова О. С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. ф.А.Сохина. — М., 1984.

З а ня ти е 2. Беседа по литературным произведениям

в подготовке будущего читателя <

Вопросы для обсуждения

1. Значение беседы по литературным произведениям в понимании их содержания (по исследованиям).
2. Вопросы как составная часть «совместного (воспитателя и детей) раздумья вслух» по прочитаiiному, требования к ним (по исследованиям).


3. Обсуждение бесед по литературным произведениям, подготовленных студентами.
Задание для самостоятельной работы
Подготовьте беседу с детьми старшего дошкольного возраста по предложенному литературному произведению (на выбор): С. Маршак «Рассказ о неизвестном гсрое<>, «Два жадных медвежонка<>, «Заяц-хвастун Н. Носов «Заплатка»; М. Горький «Воробьишко>; В. Бианки «Лесные домишки».
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкОльников/ М. М.Алексеева, В. И.Яшина. — М., 2000.
IУрович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логицова. — М., 1999.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании ‘детей / Н. С. Карпинская. — М., 1972.
Короткова Э. 17. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста / Э. П. Короткова. — М., 1977.
Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой / о. с. Ушакова, Н. В.Гавриш. — М., 1998.
Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 1985.

Т е м а 9. диагностика речевого развития детей

Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. диагностические методики разных авторов, выявляющие ту или иную сторону речи.
2. Обсуждение результатов диагностики речевого развития детей до- школьного возраста (выполненных студентами).
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите диагностические методики разных авторов (на выбор), выявляющие ту или иную сторону речи (словарь, грамматику, связную речь, звуковую культуру речи), дайте их сравнительный анализ: задачи; критерии оценки речевого развития детей; методы, определяющие уровеiiь речевого развития; наглядный материал.
2. Выберите диагностическую методику, подготовьте необходимый наглядный материал и проведите обследование речевого развития до- школьника любой возрастной группы. Дайте анализ полученных результатов и на их основе составьте речевуiо Характеристику на ребенка, наметьте индивидуальную программу коррекции его речевого развития.
232

В программе должны быть намечены задачи и содержание обучения; указаны наглядный материал для занятий; представлены методы и приемы решения выдвинутых задач; продумана этапность работы.

Вариант 2

Защита диагностических методик

Студенты по очереди представляют разработанные ими диагностические методики и наглядный материал к ним. После их представления им задаются вопросы и организуется обсуждение. В конце занятия преподаватель подводит итог.
Задание для самостоятельной работы
Разработайте (модифицируйте) диагностические методики, наглядный материал для выявления уровня речевого развития детей конкретной возрастной группы во любой речевой задаче.
Рекомендуемая литература
даскалова ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1997.
Максаков А. И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1986. — У 2, 3.
Юр,вайкина Т. М. Методика обследования речевого развития детей // Развитие речи дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1990.
Яяшна В. И. Изучение уровня речевой подготовки детей к школе // Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. — М.,
1994.

Те м а 10. Методическое руководство работой

по развитию речи детей

З а ня тие 1. Организация методической помощи воспитателям по развитию речи детей

Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. Задачи методической работы.
2. Обсуждение планов разных форм повышения теоретических знаний и практических умений педагогов по методике развития речи (подготовленных студентами).
233

1сi

КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМВЫЕ РАБОТЫ
ПО КУРСУ <ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Примерная тематика курсовых и дипломных работ
1. Предметно-игровая среда как условие развития речи детей.
2. Влияние стиля общения педагога с детьми на развитие речи дошкольников.
3. Роль моделирования в развитии речи детей.
4. Обучение старших дошкольников созданию речевых произведений малых форм.
5. Изображение социальной действительности в рассказах детей.
6. Обучение старших дошкольников связным высказываниям типа рассуждений.
7. Развитие эстетических суждений у дошкольников,
8. Влияние половых различий на связнуюречь детей дошкольного возраста.
9. Формирование образности речи в процессе ознакомления с изобразительным искусством (волшебной сказкой; театрально-игровой деятельностью; малыми фольклорными формами).
10. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников.
Н. Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе.
12, Обучение дошкольников сочинению сказок.
13. Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников.
14. Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателя (поэта) как средство воспитания положительного отношения к книге.
15. Развитие интереса к поэзии у детей дошкольного возраста.
16. Формирование у дошкольников юмора средствами художественной литературы (юмористических картинок).
17. Влияние бесед о прочитанном на понимание литературных произведений детьми дошкольного возраста.
18. Влияние театрально-игровой деятельности на понимание литературных произведений.
19. Обогащение словаря детей в процессе формирования знаний о свойствах и качествах предметов.
20. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей.
21. Овладение детьми эмоционально-оценочной лексикой.
22. Поэтический образ природы как средство обогащения словаря детей.
23. Обогащение словаря детей в процессе игровой (трудовой) деятельности.
24. Развитие словаря детей в процессе ознакомления с природой.
25. Обучение старших дошкольников способам глагольного словообразования.
26. Формирование у старших дошкольников структуры сложного предложения.
27. Развитие грамматических способов выражения пространственных (временных) отношений детьми старшего дошкольного возраста.
28. Обогащение речи детей грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений.
29. Воспитание у дошкольников интонационной Выразительности.
30. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
31. Развитие активной речи у детей раннего возраста.
32. Роль картинки в обогащении словаря детей раннего возраста.
33. Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста.
34. Методическое руководство работой по методике развития речи в дошкольном учреждении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.