Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стародубова Наталья Анатольевна 14 страница



При исправлении ошибок, как показывает опыт многих исследователей и педагогов, необходимо помнить следующее:
— исправление детской речи требует большого такта, чувства меры. Слишком частые и резкие замечания могут привести к обратному результату — у ребенка появится недоверие к себе, и он может «замолчать»;
— ребенок должен слышать правильную грамотную речь. Воспитатель должен постоянно заботиться о культуре собственной речи;
— когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно. Подобное «вмешательство» не дойдет до сознания детей;
— не следует повторять неправильно сказанное ребенком слово или предложение. Например, читая стихотворение, дошкольник произносит «солнушко», воспитатель поправляет: <Ты сказал “солнушко”, это не верно, надо сказать «солнышко» Неверно сказанное ребенком слово воспитатель повторил, ребенок вновь услышал его с ошибкой, и в его памяти осталось произнесенное воспитателем искаженное слово. Чтобы научить детей правильно произносить слово, верно строить предложение, необходимо дать образец: <(В аквариуме новые ворот», — говорит ребенок, наблюдая за рыбками. <В аквариуме новые ворота>, — исправляет воспитатель и предлагает дошкольнику повторить предложение. Но ошибки в построении предложений нельзя исправлять в процессе рассказывания, так как это нарушает ход мыслей ребенка, мешает последовательности логической передачи рассказа. В данном случае воспитателю нужно запомнить ошибку ребенка, выслушать рассказ до конца, а затем, давая оценку, исправить ее;
— если большинство детей делают одинаковую ошибку, следует в игровой форме закрепить правильное употребление слов. Например, рассказывая о своей комнате, ребята говорят: «Между шкафом и стола стоит диван», т. е. употребляют вместо творительного падежа родительный. Воспитатель в конце занятия проводит игру, в ходе которой дети упражняются в правильном употреблении предлога <между>. Педагог вызывает ребенка и предлагает поставить на стол игрушки: собачку, кошку, а между ними — медвежонка. Воспитатель спрашивает: «Посмотрите, где стоит медвежонок? «Между собачкой и кошкой», — отвечают дети и т.д.;
— следует поощарять детей, которые говорят правильно. Это вызывает у остальных ребят стремление тоже говорить правильно, воспитывает осознанное отношение к произносимому (например,

после ответа ребенка воспитательница говорит: «Молодец, Дима, слово очень трудное, а ты его везде говорил правильно для устранения некоторых ошибок детям старшего дошкольного возраста можно дать объяснения («дети, слово “пальто” никогда по-другому не говорится. Послушайте, как я говорю: я пришла в осеннем пальто. У моего пальто большие карманы мне очень нравится мое пальто”. Слышите, я везде говорю
одинаково: “пальто”».
Многие ошибки детей могут быть предупреждены. Этому во многом способствует проведение различных игр, упражнений, создание речевых ситуаций, решение логических задач на занятиях и в повседневной жизни.
Исправление и предупреждение ошибок неотделимы. Исправление ошибки одного ребенка предупреждает ее появление у остальных, и наоборот, предупреждение ошибки у всех детей является в то же время ее исправлением у отдельных ребят.
Постоянное внимание воспитателя к речи детей, к их ошибкам позволяет повысить культуру слушания. дети не только запоминают исправления, сделанные воспитателем, но и сами становятся внимательнее к собственной речи и к речи сверстников.
Обучение детей правильной разговорной речи дает хорошие результаты, если эта работа ведется в контакте с родителями.
Вопросы и задания для повторения
1. Какие виды ошибок допускаются детьми в детской речи? Назовите их причины.
2. для чего педагогу нужно знать типичные речевые ошибки детей?
3. Назовите способы исправления и предупреждения ошибок.


3.6. Подготовка будущего читателя в дошкольном учреждении

 

3.6.1. Особенности восприятия детьми литературных произведений


‚Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности дошкольник начинает видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замечаемые им качества, воспринимает предметы и явления в их внутренней связи.
Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка выводит его за рамки личных наблюдений, открыва

 

отсутствуют страницы с 183 по 207

 

Вопросы и задания для повторения

1. В чем значение художественной литературы в воспитании детей до­
школьного возраста?

2. Раскройте особенности восприятия детьми литературных произве­дений и образов литературных героев.

3. Перечислите принципы отбора литературных произведений для де­тей.

4. В чем заключается подготовка педагога к чтению художественного
произведения?

5. Каковы приемы объяснения детям незнакомых, непонятных слов?

6. Как вы понимаете выражение «анализ произведения должен быть
совместным(педагога и детей) раздумьем вслух»?

7. Каким требованиям должен отвечать анализ литературных произве­дений?

8. Какие вопросы доступны детям дошкольного возраста при анализе
литературных произведений?

9. Какова роль иллюстраций в понимании детьми литературных про­изведений?

 

10.Расскажите о методике показа иллюстраций детям.

11.Чему учат стихи?

12.Раскройте условия, влияющие на характер детского запоминания
поэтических произведений.

13.В чем специфика разучивания стихотворений в разных возрастных
группах?

3.7. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — период первоначального станоачения личности, формирования основ самосознания и индивидуально­сти ребенка.

Создание условий для формирования личности, отбор техно­логий развивающего обучения, использование личностно ориен­тированной модели взаимодействия взрослого с ребенком — все это способствует развитию творческой личности. Но создать пси­хологически комфортные условия невозможно без знания осо­бенностей развития каждого дошкольника. Вот почему специали­сты разных профилей и педагоги дошкольных учреждений прово­дят диагностику.

Диагностика это комплекс методик для тонной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой.

Диагностика проводится с целью:

- получения информации об уровне развития каждого ребенка;

- создания условий для развития, обучения и коррекции нару­шений у детей;

- развития творческой индивидуальности детей.

Выделяют несколько принципов организации диагностической

работы.

1. Принцип законности. Диагностика должна проводиться на за­конных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых доку­ментов («Конвенции о правах ребенка»; «Конституции Россий­ской Федерации»; Закона Российской Федерации «Об образова­нии»; приказов и индивидуальных писем Министерства образова­ния Российской Федерации; Устава образовательного учрежде­ния; договора с родителями и т.п.).

2. Принцип научности. Диагностика должна опираться на науч­ные исследования. Программы диагностической работы должны
быть научно обоснованы, т.е. должны включать основные теоре­тические положения, послужившие базой для ее составителей, с
указанием авторов и публикаций. Если педагоги сами разрабаты­вают диагностические методы, они должны дать информацию об
их валидности и надежности, о времени ее проведения а также
характеристику выборки испытуемых.

3. Принцип этичности. Диагностика должна проводиться с со­блюдением этических норм и правил. Она должна быть бесприст­растной (т.е. носить объективный характер), конфиденциальной
(полученные результаты должны храниться в тайне), к тому же
необходимо согласие ребенка на совместную деятельность.

4. Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает, что
достаточное количество информации должно быть получено ми­нимальными усилиями [37].

Результаты диагностики могут быть использованы при:

- планировании учебно-воспитательной и коррекционной ра­
боты с детьми;

- создании современных методик и технологий развивающего
обучения;

- организации предметно-развивающей среды (в группе, в ка­бинете);

- проведении подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;

- комплектовании групп;

- определении временной нагрузки на каждого ребенка.
Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана

помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить педа­гогическое общение с каждым ребенком.

Диагностика речевого развития детей является серьезной про­блемой, поскольку речь — сложная психическая функция, под­верженная многофакторным влияниям.

А. А. Павлова подчеркивает, что речь детей изучается по раз­ным направлениям:

- во-первых, при изучении интеллектуальной деятельности
как одного из показателей умственного развития. В рамках данного
направления диагностика проводится лишь по функциям, непосредственно указывающим на уровень интеллектуального равития (это понимание чужой и осознание своей речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй речи);
— в о-вторых, при исследовании собственно речи во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом).
Данное направление связано с детальным исследованием каждого из аспектов речевой деятельности [90].
Диагностика речевого развития детей проводится так же в дефектологии и логопедии.
Выявление уровня речевого развития представляет необходимость при определении готовности дошкольников к обучению в школе, при оценке работы дошкольного учреждения, при сравнении эффективности вариативных (альтернативных) программ обучения.
диагностика речевого развития дошкольников проводится для решения следующих задач:
— для выяснения состояния речевого развития детей;
— для определения динамики речевого развития;
— для определения перспектив развития той или иной стороны речи;
— для определения соответствия (несоответствия) речевого развития норме.
диагностика речевого развития помогает выяснить индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка, а также получить разностороннюю информацию о состоянии развития речи для выбора подходящих содержания и методов обучения.
для понимания сущности речевой диагностики необходимо четко представлять, что входит в содержание устной речи и какие компоненты наиболее важны для ее изучения.
Как показали исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, А. Г. Арушановой, А. И. Максакова, В. И. Яшиной и др., при проверке словаря необходимо обращать внимание на количественный и качественный состав словаря, на понимание значения слова, степень его обобщенности, на умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи. С этой целью детям предлагаются задания на показ и называние предметов и картинок, на их сравнение и классификацию, на дополнение заданного тематического ряда, на называние предмета по его описанию, на подбор синонимов, антонимов, на составление предложений с заданным словом и др
для обследования грамматического строя речи воспитатель дает задания, направленные на выявление понимания грамматических конструкций, на составление предложений с заданными словами или по картинке, на дополнение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, на словообразование.

Фонетические особенности речи обследуются путем выполнения заданий на произнесение звуков в разных позициях (изолированных, в словах, во фразах), на узнавание, различение и сравнение слов, фраз, на запоминание звуковых и слоговых структур.
Степень развития связной речи устанавливается на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться три раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года).
диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Беседа не должна превышать 15 минут. Интервал между работой с каждым дошкольником — 2—З минуты. Это время необходимо для того, чтобы сменить дидактический материал.
Если диагностику проводит незнакомый с детьми взрослый, то он должен заранее познакомиться с ребятами, наладить с ними эмоциональньтй контакт.
Задания следует давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения не нужно показывать ребенку, что он не справился, надо дать ответ самому (например, ребенок не смог назвать обобщающего слова и взрослый сам говорит: Это можно назвать словом “одежда”»), но в протоколе отметить невыполнение.
Лучше всего предлагать детям задания при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть известно детям.
для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (игрушки, предметы, картинки). для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядности, но на знакомых словах. Большое значение имеет точная формулировка вопросов. Вопросы и задания должны предлагаться ребятам в логической последовательности.
для проведения диагностики речевого развития детей следует использовать уже апробированные в современных исследованиях методики1.

 

Диагностика должна заканчиваться рекомендациями, т.е. давать ответ на вопрос, как учитывать полученные данные в последующие
практической деятельности с отдельными детьми или группой


Вопросы и задание для повторения
1. С какой целью проводится диагностика речевого развития детей?
2. Каких принципов следует придерживаться при организации диагностики?
3.Раскройте методику проведения диагностики речевого развития детей.
4. Как могут быть использованы результаты диагностики?

 

Приложение.

 СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Развитие речи детей в отечественной педагогике

Занятие 1. Вклад Е. И. Тихеевой в методику развития
речи детей

 

Вариант 1


Вопросы и задания
1. Каков главный механизм усвоения ребенком родного языка, с точки зрения Е. И.Тихеевой.
2. Е. И.Тихеева об основных принципах обучения детей родному языку. Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию этих принципов
в процессе обучения родному языку.
З. Почему Е. И. Тихеева уделяет большое внимание вопросам развития речи детей в раннем возрасте?
4. Почему Е. И. Тихеева считает организацию среды важным фактором развития речи детей?
5. Какие виды занятий по <живому слову* рекомендует Е. И. Тихеева в работе с детьми? В чем она видит их значение?
б. Что Е. И. Тихеева считает главным в словарной работе с детьми?
7. Как Е. И. Тихеева относится к дидактическому материалу, используемому в работе с детьми по развитию речи?
8. Сформулируйте основные теоретические положения, разработанные Е. И. Тихеевой и имеющие основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку.
9. дайте оценку книги Е. И.Тихеевой <Развитие речи детей’ с позиций современной теории и практики дошкольного воспитания.

 

Вариант 2
Конкурс «Знатоки методики развития речи Е. И. Тихеевой,»
Студенты группы заранее разбиваются на две команды, изучают содержание книги и готовят по ней вопросы для комавды-соперницы (приблизительно по б вопросов). При этом в случае необходимости они должны быть готовы сами дать ответы на поставленные вопросы.
В начале занятия для оценки команд выбираются члены жюри (З человека). Работа оценивается по трехбалльной системе по следуюшим критериям:
1) ответы на вопросы:
— правильный, полный ответ — З балла;
— недостаточно полный ответ — 2 балла;
— неправильный ответ, отсутствие ответа — О баллов;
2) активность обсуждения вопросов членами команд:
— высокая активность (работают не менее 2/3 членов команды) — З балла;
— средняя активность (работают не менее 1/2 членов команды) — 2 балла;
низкая активность (работает 1/З членов команды) — 1 балл. За соблюдение (несоблюдение) культуры обсуждения вопросов командам добавляется (списывается) 1 балл.
Преподаватель предоставляет каждой команде возможность по очереди задавать свои вопросы.
В конце занятия члены жюри подводят итоги и объявляют победителя.

Вариант З

Коллоквиум но книге Е. И. Тихеевой «Развитие речи детей»

Студенты знакомятся с содержанием книги, выбирают разделы, кажущиеся им наиболее интересными и важными, и готовят выступления, в которых дают оценку прочитанному с позиций современной методики. После выступлений они задают друг другу вопросы и обсуждают прослутланное.
Задание для самостоятельной работы
Изучить содержание книги Е. И. Тихеевой и быть готовыми к ее обсуждению.
Рекомендуемая литература
Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е. И. Тихеева. — М., 1981.
Гребенщикова Е. А. Взгляды Е. И.Тихеевой в области развития речи детей // Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М., 1967.
З а н я т и е 2. Научная конференция «Вклад отечественных
педагогов в методику развития речи»
Студенты выступают с сообщениями о вкладе в методику развития речи какого-то одного педагога (на выбор): Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, А. М. Леуiлиной, Е. И. Радиной, М. М. Кониной, Ф. А. Сохина и др.
В конце занятия студентам предлагается сформулировать основные выводы, к которым они пришли, прослуiлав содержание выступлений.
Задание для самостоятельной работы
Подготовить сообщение о вкладе в методику развития речи одного из указанных педагогов

 

Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М., 2000.
Жуковская Р. К. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. — М., 1975.
Жуковская Р. И.
Чтение книги в детском саду / Р. И. Жуковская. — М., 1955.
Кокина М. М.
Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Обучение в детском саду / отв. ред. А. П. Усова. — М., 1950.
Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — М., 1941. — Т. 35.
Пеньевская Л.А.
Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду/ отв. ред. А. ГГ. Усова. — М., 1950.
Радина Е. И. Роль беседы в воспитательно-образовательной работе советского детского сада // Обучение в детском саду / ота. ред. А. П. Усова. — М., 1950.
Сохин Ф. А.
Психолого-оедагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: сб. науч. тр. / под ред. Ф.А.Сохиной. — М., 1988.
Флёрича Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / под ред. В. Н. Шацкой. М., 1961.

Т е м а 2. Роль общения в речевом развитии детей

Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. Понятие речевого общения. Речевая деятельность как ведущая форма осуществления общения.
2. Формы общения детей со взрослыми и их влияние на развитие речи детей (по исследованиям).
3. Особенности общения детей со сверстниками, речевые средства, используемые детьми для общения (по исследованиям).
4. Обсуждение результатов наблюдений за общением воспитателя с детьми и детей друг с другом и методических рекомендаций для воспитателей ДОУ.
Задания для самостоятельной работы
1. Понаблюдайте за общением воспитателя с детьми и детей друг с другом. Зафиксируйте содержание разговоров, проаналнзируйте их (кто был инициатором общения, поводы общения, количество участников общения, тематика и содержание разговоров, особенности речи детей и воспитателей в процессе общения). Сделайте выводы о степени влияния общения на речевое развитие детей.
2. Подготовьте методические рекомендации для воспитателей ДОУ по руководству развитием речи в процессе общения детей друг с другом.

 

Вариант 2

Те м а 3. Содержание работы по развитию речи детей

Практическое занятие по «модели позиционного обучения Н. Вераксы
Группа студентов делится на подгруппы (не более 3—4 человек). Каждая подгруппа предусматривает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.
Предлагаются следующие позиции:
— «Понятие — необходимо указать базовые понятия, входящие в эту проблему, и дать им определения.
— «Апологет» следует выявить и сформулировать положительные, наиболее интересные, перспективные стороны проблемы речевого общения.
«Оппозиция» — необходимо сформулировать все «недостатки», которые удастся найти в рассматриваемой проблеме, обосновать, почему это является недостатком.
— «Практик» — предлагается показать, как изучаемые теоретические положения могут быть использованы в практической деятельности, при этом нужно указать различные варианты их применения.
— «Театр» — необходимо написать сценарий мини-спектакля, в котором отражаются интересные моменты изучаемой проблемы, и проиграть его.
На занятии преподаватель предоставляет слово каждой подгруппе. В выступлении должны принимать участие все ее члены.
В конце занятия преподаватель дает оценку работы подгрупп. При подготовке к практическому занятию студенты могут консультироваться с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы
Разделитесь на подгруппы, продумайте свою позицию, подготовьте наглядный материал.
Рекомендуемая литература
Галигузова Л.Н. Ступеньки общения: от года до семи лет/Л. Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. — М., 1992.
Карпова С. Н. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками / С. Н. Карпова, М.А. Степанова // Вестн. Моск. уи-та. Сер. 14. Психология. - 1984. — 1 4.
Междичностньте отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. — М., 2001.
Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И.Лисиной. — М., 1985.
Развитие общения у дошкольников / под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.
Рейнстейн А. Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982.
Рузекая А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками//Дошкольное воспитание. — 1988. — ! 2, 3.


З а ня тие 1. Развитие речи в вариативных программах
воспитания и обучения дошкольников


Студенты заранее делятся на подгруппы в соответствии с количеством вариативньих программ, предложенных для обсуждения («Истоки», «Радуга», «детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О. С. Ушаковой), и знакомятся с их содержанием.
На занятии каж.аая подгруппа представляет выбранную программу, раскрьгвая ее достоинства и недостатки. При этом выступают все студенты подгруппы. После этого в обсуждение включается вся аудитория, В конце занятия преподаватель подводит итог.
Задание для самостоятельной работы
дайте анализ одной из современных программ речевого развития детей, обратив внимание на:
— теоретические положения, которые легли в основу программы;
— задачи развития речи дошкольников;
— принципы отбора содержания программных требований к различным сторонам речи;
- основные направления программы в развитии речи детей.
Рекомендуемая литература
детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / сост. В. И.Логиноеа, Т. И. Бабаева и др. — СП6., 1995.
Истоки: базисная программа развития ребенка-доiвкольника / науч. ред. Л.А.Парамонова, А. Н.давидчук, К. В. Тарасова [и др.] — М., 1997.
Программа «Развитие»: основные положения / науч. рук. .Т. А. Венгер. — М., 1994.
Радуга: программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / сост. Т. Н.доронова. — М., 1993.
Радуга: программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / сост. Т. Н.доронова. — М., 1993.
Радуга: программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада! сост. Т. Н.доронова. — м., 1994.
Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5—6 лет в детском саду / сост. Т. Ндоронова. — М., 1996.
Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 1994.

Занятие 2. Обучение дошкольников родному языку

на занятиях
Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. Современная стратегия и тактика обучения детей родному языку на занятиях.
2. Современные требования к занятиям по обучению родному языку.
3. Особенности занятий в разных возрастных группах (сообщения студентов).
4. Методы и приемы обучения родному языку на занятиях.
Задания для самостоятельной работы
1. Из книги «Занятия по развитию речи в детском саду» (под ред. О. С. Ушаковой) выберите одно занятие в любой возрастной группе, выделите в нем методы и приемы. Мотивируйте их применение, найдите возможные варианты прикленения на этом занятии других методов и приемов.
2. Подготовьте консультацию для воспитателей по теме «Особенности занятий в разных возрастных группах’> (на выбор).

Вариант 2

Круглый стол <Педагогика сотрудничества» в обучении родному языку на занятиях

Вопросы для обсуждения

1. Чем вызвана необходимость поиска новых путей обучения до- школьников на занятиях?
2. Что такое, по-вашему, «педагогика сотрудничества»?
3. Какие идеи <педагогики сотрудничества» вью считаете важными для обучения родному языку?
4. В чем вы видите преимущество педагогики сотрудничества» над традиционными методами обучения родному языку на занятиях?
5. Как, по вашему мнению, следует развивать сотрудничество педагога с детьми?
б, Расскажите, как вы реализуете идеи «педагогики сотрудничества’> на занятиях по обучению родному языку. Какие трудности вы испытываете при этом?
7. Обсуждение рекомендаций, подготовленных студентами, для воспитателей ДОУ.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите предлагаемую литературу, подготовьтесь с ее помощью к обсуждению вопросов за круглым столом.
2. Напишите рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей родному языку на занятиях.

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучению родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. И. Яшина. — М., 2000.
Арушанова А. Г. Задачи и формы организации обучения // дошкольное воспитание. — 1994. — Г’ 1.
Котырло В. К Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников / В. К. Котырло, Т. В.дудкевич // Вопросы психологии. 1991. — !“4 2.
Макеева Т Сам себе педагог, или о том, как важно воспитателю видеть в ребенке партнера по обучению // Дошкольное воспитание. — 1995. — 1”4ё 12.
Михайлеiiко Н. дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // дошкольное воспитание. — 1992. — ЗЧ 5, 6.
Павлова Л. Развивающие занятия: взрослые и дети // дошкольное воспитание. — 1996. — 1’ 3.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М., 2001.
Чиркова Т Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях // дошкольное воспитание. — 1991. — У 9.

Т е м а 4. Теоретические ОСНОВЫ развития
связной речи у дошкольников
З а ня ти е 1. Развитие диалогической речи у детей

Вариант 1

Вопросы для обсуждения

1. Сущность диалога, его значение для развития речи и освоения норм речевого общения.
2. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста (по исследованиям).
3. Задачи обучения диалогической речи дошкольников,
4. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста (сообщения студентов).
1. По программе <‘Истоки» проследите усложнение задач развития диалогической речи в разных возрастных группах.
2. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
— разговор воспитателя с детьми как метод формировании диалогической речи;
— роль дидактических игр в развитии диалогической речи детей;
— роль игры-драматизации в развитии диалогической речи дошкольников;
— использование речевых ситуаций в процессе развития диалогической речи дошкольников.

Рекомендуемая литература

Задания для самостоятельной работы

Вариант 2
Ролевая игра Пресс-конференция
Студенты заранее готовят по два вопроса по проблеме развития диа- логической речи у дошкольников. Формулировка вопросов обговаривается с преподавателем. Каждый студент выступает то в роли корреспондента, задающего вопросы, то в роли респондента, отвечающего на них. В конце занятия зачитываются рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите предлагаемую литературу, подготовьте два вопроса и ответы на них по проблеме развития диалогической речи дошкольников.
2. Напишите рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яцiина, — М., 2000,
Аруцланова А. Г. Речь и речевое общение детей 3—7 лет / А. Г. Арушанова. — М., 1999.
Вшюградоеа Н. Ф. Об особенностях диалогической речи детей 5— 7 лет!! Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. — М., 1978.
Пиаже Ж Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М., 1978.
Слама-Казаку Г. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии. — 1961. — 1 2.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.