Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стародубова Наталья Анатольевна 5 страница



3) в вопросах не должно быть непонятных для детей слов. Например: «Какие предметы делают из шерсти?» Вместо слова «вещи» употреблено слово «предметы»);
4) не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли. Например, неправильно задавать 5—б-летним детям вопросы: «Сколько ног у лошади?»; «Сколько глаз у кошки?»; «Где живет волк?’>, — так как, во-первых, это детям уже хорошо известно, и, во-вторых, такие вопросы ничего не прибавляют к знаниям детей о животных. Правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: «Какие у него глаза, хвост и т.д.’>, установление зависимостей: «Почему волк живет в лесу?»;
5) нельзя задавать вопросы в отрицательной форме («А вы не знаете, как называется?»), так как они провоцируют детей на отрицательный ответ;
б) вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;
7) количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу. В беседе большую роль играют указания педагога. Они помогают
устанавливать порядок и правила высказывания детей, привлекают их внимание к вопросам взрослого и ответам сверстников («Послушайте внимательно, о чем я буду вас спрашивать»; «Подумайте хорошо, прежде чем ответить»; «Отвечать будет тот, кого я назову» и т.д.); приучают детей к сдержанности («А ты послушай, не перебивай, надо уважать товарища»; «Ты даже не знаешь, что я хочу сказать, а уже тянешь руку»).
Ряд указаний относится к уточнению детской речи, которые имеют место во время беседы, но не нарушают ее стройности. Например, ребенок говорит: «Лазют по снегу». Не фиксируя внимание ребенка на допущенной ошибке, воспитательница замечает: «По снегу ползут». Ребенок продолжает рассказ: «Разведчики тихо ползут по снегу».
Для уточнения представлений дошкольников при необходимости можно использовать наглядный материал: картину, игрушку, предмет в натуре, модель. Наглядный Материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятие. Наглядный материал используется по-разному: одни предметы воспитатель показывает всей группе (картина, живое существо и т. п.), другие раздает детям (предметные картинки, листья деревьев, семена). Но не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия.
В основной части может быть несколько подтем, но не более 4—5, все они должны быть логически увязаны между собой. Например, в беседе «О почте» можно выделить четыре подтемы: здание и помещения; почтовые принадлежности; путь письма от отправителя до адресата; труд работников почты.
В ко н ц е  бе с е ды полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами:
изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;
— провести дидактическую игру на том же программном материале;
— предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы;
— прочитать художественный рассказ;
— дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.
При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого, по мнению Е. И. Радиной и О. И. Соловьевой, необходимо соблюдать следующие прав ил а:
— беседа не должна длится долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устают, они перестают участвовать в ней, т. е. перестают активно мыслить;
- во время беседы воспитатель должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать (неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко);
— нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно;
— дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ, то можно позволить им ответить хором;
не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний. В таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже одно- сложным ответом;
— нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка. Например, на вопрос: «Какое сейчас наступило время года?» дети, следуя требованию, вынуждены отвечать: <(Сейчас наступило время года весна». Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т. п. Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»;
— часто вопрос, задаваемый воспитателем, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог должен быть готов к этому и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы, или прервать ребенка, заявив: «Об этом поговорим в другой раз» {96;
1151.
Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступить во время беседы. детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением.

3.1.3. Формирование монологической речи у детей

дошкольного возраста

Монологичсская речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.
Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: Как сделан текст?»; <(Как он организован?»; «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.
Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их школе.
Лингвистические основы формирования монологической речи детей. Поскольку лингвистика текста является сравнительно молодой областью языкознания, ее терминология в полной мере еще не установилась. В литературе можно встретить различные термины: «теория текста», «синтаксис текста», «стилистика текста», <синтаксис сложного синтаксического целого» и др. При определенных различиях, отражающих специфику подхода, все эти названия относятся к одной и той же области знания, предметом изучения которой является текст.
Общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике пока не существует. Тем не менее лингвисты чаще всего ссылаются на определение, данное И. Р. Гальпериным: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев), объединенных разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определенную целенаправленность и установку» [25. — С. 18].
Текст только в том случае можно назвать речевым произведением, если он обладает соответствующими пр и з н а к а м и. Из всех признаков, выделяемых лингвистами, мы рассмотрим лишь те, которые должны знать воспитатели в первую очередь.
Прежде всего к признакам речевого произведения относятся цельность текста, составляющими которой являются тематикосмысловая цельность, и структурное единство текста.
Тематико-смысловая цельность текста предполагает, что в тексте говорится о каком-то едином предмете (явлении), что он посвящен единой теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы. Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении. Например:
                                                                                     Осень в лесу
Пришла осень. Лист на деревьях начал кое-где желтеть еще в конце августа. А в сентябре на зеленой березе появились совсем желтые, золотистые ветки. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня, и трепетная осина вся красная, багровая, золотистая уже. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство. Он крутит в воздухе сухие листья, устилает ими мокрую землю (К. д. Ушинский).
Все предложения в данном примере объединены общей темой, в каждом говорится об осени. Во всех предложениях имеются слова, прямо указывающие на предмет речи («желтеть» — «желтые», «золотистые ветки», «желтых листьев», «ветер срывает крутит, устилает>). Этот текст обладает тематическим единством.
Также текст должен обладать структурным единством. В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц) структуры текста.

Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).
Одним их основных признаков текста является коммуникативная целеустановка. В лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль». В методической литературе используется термин «основная мысль».
Основная МЫСЛЬ — то главное, что автор хочет сказать в своем произведении. Она проходит красной нитью через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового стержI-1я. Основная мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях текста: в зачине, средней части, концовке. При этом она может быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Например:
день березы
Именины березы — это день ее весеннего пробуждения. Тогда хмельной сок стремится вверх по стволу с таким напором, что каждая веточка становится упругой. Кора еле сдерживает тугие соки. Тронь острым — и брызнет (б. Петров).
Основная мысль текста прямо сформулирована в первом предложении. Остальные предложения, добавляя новую информацию, раскрывают основную мысль.
Важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.
Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым развертыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершенности. Например:                                                                            Почему Тюпу прозвали Тюпой
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и ><тюпает», и тюпает’>: тюп-тюп-тюп... Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула - Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает: тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! Вот почему Тюпу прозвали Тюпой (Е. Чарушин).
В этом тексте концовка прямо соотносится с заголовком, практически повторяя его. Указывая на то, что развитие темы достигло логического предела, конечная часть в значительной мере обеспечивает завершенность текста.
Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой.

Развитие мысли в тексте помогает понять коммуникативный синтаксис, а именно — теория актуального членения [106].
Г.А. Золотова сравнивает нашу речь с движениями конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, он одной ногой отталкивается, а другой скользит вперед. Также строится и текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано (от данного), и делаем шаг вперед в развитии мысли, сообщаем новое (те сведения, ради которых создается предложение). В движении мысли участвует каждое предложение. Именно внутри предложения выделяются названные части — «данное» (д) и «новое» (Н). Членение предложения на «данное» и «новое» получило название «актуальное членение предложения» (АЧП).
АЧП помогает понять, как осуществляется развитие мысли в тексте.
Чтобы мысль в тексте развивалась, необходимо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи. Например: «Утром по влажной от росы дорожке шла птица. Она шла неторопливо, изредка поглядывая на меня темным, круглым, как бусинка, глазом».
Лингвистами установлено, что предложения скрепляются с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может быть последовательной или параллельной.
При последовательной связи возникает своеобразная цепочка: то, что было «новым», в следующем предложении станет «данным», к последнему добавляется «новое», оно опять становится «данным» и т.д. Сущность последовательной связи можно выразить схемой: Н1—д,—Н2—д2... Например: «Летом я жил в маленьком городе (Н1). Город (д1) стоял на берегу реки (Н2). По ней (д2) плыли пароходы (Н3), баржи, плоты».
При параллельной связи возникает как бы «пучок мыслей»: в нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом свое:
‚-Н1
Д23Е—Н2.
Например: Москва (д) — столица России (Н1). Это ‘Н3
(д2)
политический, культурный (Н2) и промышленный центр страны. Москва (Д) — крупный транспортный (Н3) узел.
Необходимость повторения определенных сведений создает объективные предпосылки для появления повторяющихся слов, которых нередко нельзя избежать. Но повтор не всегда является недочетом [106].
Между предложениями текста существуют отношения, определяемые задачами коммуникации, т. е. смысловая связь. Как не всякие слова можно объединить в одно предложение, так и не всякие предложения можно соединить в один связный текст. Например: «Витя пошел купаться на озеро. На столе лежали канцелярские кнопки». Эти предложения объединить в текст невозможно, так как они разнородны по смыслу.
Предложения любого текста, как правило, группируются, тематически объединяются. В каждой группе тесно связанных между собой предложений раскрывается своя микротема. Каждая микро- тема — это рассказ в миниатюре со своим началом, развитием действия и концовкой. Приведем для примера рассказ И. Полуянова «Веснушки>.
(1) у ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. (2) Это кладовые. (3) В них дерево хранит свои семена. (4) Ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых: ветер бьет шишечки, выдувает семена и ничего не добьется. (5) Мороз стучит— не достучится.
(6) Поворотит солнце с зимы на весну, начнет пригревать — теплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.
(7) Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.
В данном тексте две микротемы: первая раскрывается в 1 —3 предложениях (представление о кладовых ольхи), вторая — в 4— 7 предложениях (характеристика свойств этих кладовых).
Отграничению одной микротемы от другой помогает постановка смыслового вопроса от предыдущего предложения к после- дующему. Если смысловой вопрос поставить нельзя, значит описание микротемы исчерпано, далее идет начало новой микротемы. В представленном отрывке к первой микротеме можно поставить вопросы: «Что за шишечки?»; «Какие кладовые?», — а ко второй микротеме: «А мороз?»; (<А солнце?»; «А семена; «При чем тут веснушки?»
Смысловая связь, существующая между предложениями, предполагает грамматические средства ее выражения, Лингвисты (Л.М.Лосева, Г.Я.Солганик и другие выявили связи предложений.
Цепная связь может быть трех видов, к которым относится лексический повтор (‘<девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто»), местоименная замена («Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу») и синонимическая замена («Красная шапочка дернула за веревочку — дверь и открылась. Вошла девочка в дом»).
Широкое распространение цепных связей, по мнению Г. Я. Солганика, объясняется тем, что они в наибольшей степени способствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны [114].
Параллельная связь характеризуется тем, что предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. При этом благодаря

параллелизму конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или. противопоставление. Например:
Пришла весна. Развернулись на березках молодые, нежные листочки. В зеленой траве распустились золотые одуванчики. Появились букашки, мушки, червячки. Под землей из личинки вывелся майский жук... (Г. Скребицкий).
При лучевой связи называется объект, а затем дается его характеристика. Например:
у второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый (И.Тургенев).
Чтобы более осознанно проводить обучение монологу, педагогу необходимо представить себе, как создается высказывание (текст).
Толчком к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных задач (поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить что-то и т. д.). Так возникает коммуникативное намерение, и вслед за ним определяется общий замысел говорящего. Замысел важнейший компонент высказывания, ему подчиняются отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др.
Возникший общий замысел начинает развертываться, намечаются основные вехи высказывания. «Планируя, рассказчик прежде всего должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину. Потом он подыскивает подходы к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намеки на дальнейшее развитие, а возможно, и обещания решить какую-то задачу. После этого надо обдумать выводы и концовку» [43. — С. 521. Как отмечает Н. И. Жинкин, описанная схема формальна, но она отражает ход внутренней подготовки высказывания, его обдумывания. То, как дальше удается «на ходу» развивать мысль и словесно оформлять ее, зависит от накопленного человеком речевого опыта, его личного запаса языковых средств.
Предварительный план, по мнению Н. И. Жинкина, хотя и облегчает подготовку предстоящей речи, но решает только половину дела.
В реализации намеченного плана важную роль играет память человека (долговременная и оперативная). Долговременная память хранит весь лексикон человека, модели слов, конструкции, которыми он владеет. Это и есть арсенал, из которого говорящий в момент речи черпает языковые средства. По запросу средства из долговременной памяти попадают в оперативную память, которая работает всего несколько секунд. Она выполняет две функции:
частично удерживает уже сказанное и упреждает высказывание, т. е. «готовит» синтаксическую модель и конкретные слова, которые предстоит использовать. Отбор всех средств направляется замыслом, теми смысловыми вехами, которые были намечены. Если вдруг очередная веха «теряется» говорящим (или пишущим), то происходит сбой — длительная пауза, нарушение логики изложения и т. п. В идеальном варианте человек говорит плавно, легко и свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам — образуют систему. Закончилось одно предложение оперативная память сбрасывает отработанные слова и выполняет задачу составления нового предложения [43. — С. 501.
Таким образом, реализация намеченного плана — это процесс последовательного формулирования мыслей, ориентированный на общий замысел, на запланированные смысловые вехи.
Понимание механизма создания текста позволяет педагогу лучше осмыслить сущность тех умений, которые следует формировать у детей дошкольного возраста в ходе обучения.
В процессе речи человеку приходится говорить то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, месте, состоянии окружающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений, то о своей оценке чего-либо. В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определенным значением.
Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относятся описание, повествование и рассуждение.
Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала, о котором надо что-то сказать. Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи — предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения [86. — С. 38].
Каждый тип речи нуждается в специфическом отборе материала и обладает помимо общих свойств текста своими структурными особенностями. Однако в речевой практике описание, повествование, рассуждение в своем <(чистом» виде встречаются крайне редко. Все эти типы речи, по меткому выражению Н.А. Плёнкина, способны к сосуществованию, к мирному «сотрудничеству», без тени каких-либо противоречий. Вместе с тем любой художественный текст, включающий в себя все типы речи, в своей основе является или повествованием, или рассуждением, или (что встречается много реже) описанием.
70

Что же должен знать воспитатель о построении каждого типа речи? Рассмотрим их более подробно.
Описание как функционально- смысловой тип связной речи. Описание это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или пОСТОЯННЫХ признаков объекта [87. — С. 31],
Постоянные признаки в объекте — это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности, данному человеку, предмету и т.д. Они могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, объем и т.д.), так и внутренние качества предмета или явления (характер, увлечения, повадки и т.д.).
Описание объекта характеризует объект, т. е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки - это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли говорящему, во-первых, вычленить характерные детали предмета, во-вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки и, в-третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»
Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи.
Прежде всего описание — это характеристика предмета в статике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов-описаний.
Чаще всего описание начинается с названия объекта: «Это клоун», «Мне подарили куклу», «На ветках сидит филин» и т. п. В нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение: «Жираф — самое большое и красивое животное». Оценочное суждение требует, чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства.
Затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. ГIоследовательность в перечислении признаков может быть различна, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление, местоположение (слева — направо, снизу — вверх, вблизи — вдали и т. п.). Содержание эi9й части описания зависит от самого объекта, от его сложности [87].
Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство, назначение.
Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки.
При описании человека внимание обращается на его вешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.).
При описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмета, показ признаков: «что, какое?» Например, при описании леса: «...Елочка похожа... а дуб словно... Кустики спрятались... Снег на ветках...). В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов («Вышли мы на опушку и видим: прямо перед нами... слева от ... а чуть поодаль). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках.
После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания.
Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.
Описание не допускает смещения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.
Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.
Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. для него характерна лучевая связь между предложениями.
В зависимости от того что описывается, тексты-описания подразделяются на описания предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.
Описаниями являются и те тексты, в которых говорится о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам -описаниям относят также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.
Особенности описательных рассказов детей дошкольного возраста. Особенности описательной речи дошкольников были предметом внимания многих педагогов (В. В. Гербова, Н. Ф. Виноградова, О. С. Ушакова, А. А. Эрожевская, Л. Г. Шадрина, т. и. Гризик и др.). Анализ их исследований позволил выделить следующие ошибки, характерные для детей разного возраста:
— многие высказывания детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок описания признаков. Например, описывая медвежонка, ребенок может начать описание с головы, затем отметить особенности костюма и вновь вернуться к голове;

— дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все’>. Например: «У зайчика брюки голубые. У него лапки есть и ушки. В корзинке есть еще цветочки. Всё»; <У меня мишка в красной рубашке и в красной шапочке. У него красные брюки»;
— в описаниях детей нет яркого, четкого образа предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружающей средой, вычленять его существенные признаком. Например:
<Петух. Травка и цветочки, Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка.
Земля. Небо»;
— дети могут составить рассказ, не назван его объект: «У него красная шляпка. У него балалайка с бантиком. У него кофточка красная с зеленым»;
— В рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами. Порой необходимое Слово заменяется действием (указанием на предмет). Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», тут», «такой>. Например: «Этот зайчик сделан из дерева. У него здесь капельку синее и серое. У него платьице красное, ботиночки тоже. Ручки у него серенькие, бантик у него беленький’> [3:З
— объем детских описаний небольшой, но с возрастом он увеличивается: у детей 4 лет в среднем текст состоит из 17 слов и 5 предложений; у пятилетних — из 28 СЛОВ И 7 предложений [51. -— С.44].
Недочеты детских описаний чаще всего связаны с тем, что дошкольники не умеют рассматривать то, о чем говорят, и выделять детали и части, из характеристики которых складывается общая картина, не умеют вычленять существенные признаки.
Учитывая специфику описания как типа монологической речи и особенности детских описательных рассказов, исследователи определили круг знаний и умений, которыми должны овладеть дети. К ним относятся:
— умение видеть красоту и неповторимость каждого предмета (явления);
— умение выделять в предметах существенные, характерные признаки, соединять, группировать признаки, адекватно обозначая их словами;
— умение соотносить свое описание с рассматриваемым объектом;
— знание структуры описательного рассказа, умение следовать ей, пользуясь разными видами последовательности (слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу - вверх, по кругу, по диагонали);
— умение высказЫиВаться о признаках предложениями разной синтаксической конструкции;
умение использовать различные связи между предложениями;
— умение пользоваться разнообразными средствами выразительности;
умение давать подробное, развернутое, и сжатое, краткое, описание;
— умение включать описание в другие виды высказываний.
Вышеназванные знания, умения и навыки составляют содержание обучения детей описательным рассказам в детском саду, которое конкретизируется в программе по каждой возрастной группе.
Обучение дошкольников описательным рассказам. Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Необходимость и важность обучения детей данному типу рассказывания подчеркивали К. д. Ушинский, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, А. М.дементьева, В. В. Гербова, Н. Ф. Виноградова, А.А. Эрожевская, Л. Г. Шадрина и др.
Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения. В процессе
составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.
В детских садах дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:
— описанию игрушек и натуральных предметов;
— описанию картин.
Обучение детей каждому виду описания имеет свои особенности.
Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов. Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.
для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок [27].
для описания могут использоваться также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, лиСтьЯ), сезонные явления (ледоход, листопад) [15], интерьер групповой комнаты [33].
В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.