Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свойства центральной нервной системы (СНС) в школе Б.М. Теплова – В.Д.Небылицына



Всего выделили по четыре свойства, относящихся к процессам возбуждения и торможения, итого – восемь.

1. Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению– это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение. Экспериментальный прием, который использовался для изучения силы, – многократное повторение через короткие интервалы условного рефлекса с подкреплением. С силой коррелирует сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей, особенности концентрации, величина абсолютных порогов зрения и слуха (чувствительность). Сила нервной системы к торможению – это способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания дифференцировок – способности различения, которую И.П.Павлов называл «славой больших полушарий». Итак, сила свидетельствует о работоспособности и выносливости нервной системы.

2. Динамичность – скорость образования условных реакций.

3. Подвижность нервных процессов– переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости.

4. Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Изучая силу и динамичность нервной системы, В.Д.Небылицын отметил отчетливые связи между СНС и психологическими проявлениями.

Биологическое, определяя поведение человека и его индивидуальные вариации, не всегда оказывается наследуемым При помощи ЭЭГ выделены четыре интегративных свойства, которые, по-видимому, могут быть поставлены в соответствие СНС: 1) общая мощность активированности (сила), 2) пространственно-временная синхронизация и когерентность ЭЭГ-процессов, 3) скорость достижения минимального предела активированности и 4) скорость достижения максимального предела активированности, свидетельствующие о лабильности мозга как целого. По-видимому, эти свойства могут объяснить индивидуальные различия во всех значимых областях психики – особенности темперамента, характера, когнитивные стили, скорость интеллектуальных и других процессов могут быть связаны с этими характеристиками.

  Центральные категории ДП

Психические состояния -устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека (или животного). Это интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека.

«Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться» (К. К. Платонов).

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также выделяют состояния сознания, которые в основном определяются уровнем бодрствования — сон, дремоту, транс, гипноз, бодрствование. В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов: Нафизиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.; вмоторной сфереобнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи; вэмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях; вкогнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.; наповеденческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.; накоммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Психические состояния подразделяются наситуативныеиличностные. К устойчивым психическим состояниям личности относятся: оптимальные и кризисные состояния; пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость); психические состояния нарушенного сознания. Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Изучается в разделе «психология состояний», в исследованиях внутрииндивидуальной вариативности в контексте ситуаций.

Психические новообразования – во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; – во - вторых, новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л.С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты». Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно - действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте). Изучаются в разделе «психология возрастных различий», в исследованиях внутрииндивидуальной вариативности в контексте индивидуального развития.

Индивидуальность(особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по B.C.Мерлину)).

Типичность. Индивидуальное и типичное неразрывны в характере: типичное проявляется у каждого человека индивидуально. Исходя из того, что в характерах людей имеется общее, типичное, в психологии уже давно делается попытка классифицировать характеры на группы. В науке известны многие классификации, в том числе русских психологов А. Ф. Лазурского и П. Ф. Лесгафта, а также советских ученых Н Д. Левитова и А. Г. Ковалева. Однако ни одна из них не получила в науке общего признания, так как не найден основной критерий, по которому можно было бы классифицировать характеры людей на группы.Формальные типологии. Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства, относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности. Пример:Герман Уиткин в 1954 году выделил типы людей на основе полезависимости и поленезависимости. Полезависимые не вычленяют простую фигуру из сложного геометрического фона. Поленезависимые умеют вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона.Динамические типологии. Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном). Примеры: с точки зрения психоанализа, ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий — это создает особый склад души, своего рода психологический тип. Человек в своем развитии выступает как автоэротичное существо, то есть он получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспитательного процесса. Фрейд считал, что для каждой такой стадии характерна своя эрогенная зона. В самопознании, в поиске самости, человек проходит ряд стадий. Карл Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. Первый этап индивидуации — это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное. Второй этап — осознаниетени. Если мы признаем её реальность, то сможем освободиться от её влияния. Третий этап — встреча с Анимой или Анимусом. Последняя стадия процесса индивидуации — развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Диспозиции -готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн). Диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин "диспозиция" используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.

Стиль человека(устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой). Изучаются в разделе «психология индивидуальных различий», в исследованиях межиндивидуальной вариативности.

Субъктность.Впервые термин «субъектность» употребил А. Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность» в 1977 году. Под «субъектностью» Леонтьев понимает определенный набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к самодетерминации, творческой активности и др. Наиболее точным аналогом в зарубежной психологии является слово «agency», которое вошло в лексикон с 1980-х. Оно обозначает способность человека быть агентом (субъектом), то есть активно действующим лицом, движущей силой действия. По одному из определений, agency — это «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость. Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения». К наиболее признанным относится теория Р. Харре, который считает: «Наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является то, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Под этим я подразумеваю, что его поведение (действия и акты) не полностью детерминированы условиями его непосредственного окружения». Полноправный субъект (agent), считает Харре, умеет дистанцироваться как от воздействия окружения, так и от тех принципов, на которых основывалось поведение до настоящего момента. «Человек является совершенным субъектом по отношению к определенной категории действий, если и тенденция действовать, и тенденция воздерживаться от действия в его власти».

Личностное бытие.Личностное бытие есть метафизический уровень, на котором экзистенция возрождает личность как определённую форму человечности, социокультурного опыта, умения практиковать сложность. В основе самосозидания личности —трансцендирование, способность, умение выходить за свои собственные пределы к имманентно и метафизически присущему экзистенции абсолюту.

Личностное бытие выражает уровень личности, общее достояние, присущее каждому человеку и всему человечеству. Он проявляется в заботе о самом себе и себе подобных, что инициирует воплощение подлинно человеческих отношений в социокультурной среде.

Корни личностного бытия как целостности состоят в особой череде переходов, которую в повседневном потоке жизни созидает и реализует человек. В этих переходах от низших форм бытия к высшим осмысляется восхождение человека по вертикали личностного развития к Абсолюту (разуму, совести, экзистенции), опосредованного различными формами его внешней и внутренней активности: коммуникацией, жизнедеятельностью, поведением, рефлексией. Все они являются необходимым условием, фундаментом, на котором возникает и произрастает духовный опыт.

В ходе общественного прогресса личностное бытие усложняется, поглощая нечеловеческое, трансформируя, преобразуя и культивируя его в новые формы человечности, качественно отличающиеся от предыдущих. Высшие его формы нельзя редуцировать к низшим, но высшие надстраиваются над низшими. В то же время личностное бытие имеет границы и пределы, определяемые культурно-исторической мерой соотношения преходящего и вечного в человеческом бытии.

Личностное бытие в экзистенциально-феноменологическом проекте создаётся, с одной стороны, как онтология сознания, ибо человек и его жизненный мир конституируются нашим сознанием, с другой — как опыт, репрезентирующий Другого, обеспечивающий полноту бытия. Это даёт возможность понять интенциональность, интерсубъективность, темпораль-ность как основу истории, трансформации сознания в опыте.

Главным аспектом личности является экзистенции, которая обусловливает отношения и взаимосвязи, сущности и существования, сознания и языка, разума и рассудка, морали и нравственности, свободы и ответственности, локальности и вненаходимости, уникальности и общечеловечности.

Личностное бытие направлено к целостности и универсальности, но в реальной действительности оно неизбежно проблематизируется, поэтому личностное бытие, самосозидание человеческого в человеке состоит в стремлении постоянно стягивать расходящиеся векторные силы и замыкать разорванный круг своей целостности.

2. Анализ структуры психологических свойств

Характеристика индивидуальных различий

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально приобретенных свойств. Многообразие человеческой индивидуальности проявляется: в действиях и поступках, в общении и поведении, в личностных свойствах и психофизиологических характеристиках, в мыслях и чувствах, в переживаниях и оценках, в представлениях о мире и о себе… Понятие совокупной человеческой индивидуальности ввел С.Л. Рубинштейн: рассматривал индивидуальность во взаимодействии разноуровневых психических процессов и свойств. В.С. Мерлин ввел понятие «интегральной индивидуальности» (И.И.). Различает следующие уровни в структуре индивидуальности: 1) биохимический, 2) соматический, 3) нейродинамический (свойства нервной системы), 4) психодинамический (темперамент), 5) свойства личности, 6) социальные роли. Все природные и социальные качества) плотно связаны. И.И. – саморазвивающаяся, саморегулируемая, автономная, уникальная и неповторимая биопсихосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы развития человека. Это форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений.

Понятие «темперамент» (Т)

Т. (хотя исследуется уже более 25 столетий) остается нерешенной проблемой. Т.— биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Т. - своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Свойства Т. преимущественно врожденного характера, поэтому наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность Т. заключается в том, что различные свойства Т. данного человека не случайно сочетается друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию. Обычно выделяются следующие основные свойства Т. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидностьсвидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение. Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума. Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу уточнил психологические характеристики основных классических типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Психология способностей

Способности человека- индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Мотивы, знаниы, умения и навыки выступают как условия реализации способностей. Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки - задатки (врожденные, предопределенные генетически морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения; приобретенные социальные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни). Задатки - естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей в соответствующих условиях. Классификации способностей. 1. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека. В зависимости от этого выделяют следующие виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные («вообразительные»), мнемические, аттенционные («внимающие»), эмоционально-динамические, речевые, волевые. 2. В социальной жизнедеятельности человека существуют две стороны: предметная деятельность и общение. Это деление позволяет выделить два вида способностей: предметные и социально-психологические. 3. В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. 4. В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. 5. В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность. Формирование способностей. По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия (содействия) в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование способностей должно быть направлено на организацию (обязательно в сензитивный период) необходимых видов и способов деятельности и общения и преобразование их в соответствующие личностные образования. Однако его нельзя отождествлять с методикой формирования знаний, умений и навыков. К развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.

Одаренность и гениальность

Представление об одаренности как «симптоме наследственной дегенерации эпилептоидного типа» (Ч. Ломброзо, 1891). Ф. Гальтон создал методологию решения проблем: развитие способностей и их детерминанты; взаимосвязи общих и специальных способностей (измеряя показатели простейших психических процессов, можно определить уровень одаренности человека); методы измерения способностей. В работе «Наследственность таланта: ее законы и последствия» (1867) первым ставит проблему соотношения одаренности и наследственных факторов. Основным источником выдающихся способностей считает наследственность, то, что есть в самом человеке и передается из поколения в поколение биологическим путем, подтверждая это статистическим анализом фактов биографий (генеалогический метод) представителей английской социальной элиты. Долгое время выводы Гальтона поддерживались (Ч. Спирмен К. Пирсоне, С. Берт, Л.М. Термен). На рубеже XIX — XX века в русле ассоциативной психологии рождается функциональный подход к одаренности. Его сторонников (А. Бен, В. Вундт, Д. Милль, Г. Спенсер) занимала проблема познавательных процессов (функций) к которым, кроме мышления были отнесены внимание, память, восприятие и др. Несомненным достоинством первых исследований одаренности является достаточный объем знаний, накопленный по указанной проблематике, его эмпирическая и теоретическая апробация, выявление детерминант одаренности (интеллект; наследственность; хронологический, психический возраст; социальная среда и другое), стремление обозначить количественные показатели одаренности и, ссылаясь на них, задать уровневую дифференциацию в проявлении данного феномена. При всем этом чрезмерный интеллектуализм в изучении одаренности не позволил раскрыть ее сущности, отразить взаимосвязи одаренности с отдельными сторонами психической реальности человека и, прежде всего, в соотнесенности с деятельностью, в которой раскрывается одаренность ребенка. Парадоксально и то, что при всем многообразии исследований одаренности, способностей, таланта, гениальности как отечественные, так и западные психологи не перестают искать «рецепт» указанных феноменов, как нечто статичного, зависимого от одного или нескольких составляющих. Пример этому — интеллектуальная одаренность или, правильнее сказать, обусловленность одаренности степенью развития интеллекта (в первую очередь!), а позже — средовыми (социальными), наследственными, психофизиологическими и другим и факторами. Именно это ограничивает возможности всестороннего изучения одаренности, хотя позволяет детально рассмотреть место каждого из элементов (креативности, интеллекта, наследственности, среды и прочего) в общей системе. Следующий период развития психологического знания по проблеме одаренности (с начала 50-х годов XX века) связан с изучением ее творческой обусловленности. Предложенное Дж. Гилфордом деление мышления на конвергентное и дивергентное (быстрота, оригинальность, гибкость, точность) и введение параметров креативности, стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, и фактически положило начало разведению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность», а также введенная им модель структуры интеллекта (являясь одной из наиболее критикуемых) легла в основу многих концепций диагностики, прогнозирования обучения и развития одаренных детей в зарубежной психологической теори и и практике. Одним из первых, кто обнаружил, что умственная одаренность не может рассматриваться как основная, универсальная личностная характеристика, был известный американский ученый П. Торренс, который, наблюдая за одаренными детьми, приходит к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Условием успешности, по Торренсу, выступает творчество, представленное в концепци и одаренности триадой творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. Творчество в его понимании — естественный процесс, порожда - емый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности. В исследованиях Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюзена, А. Танненбаума, Р. Стернберга, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер предпринимается попытка преодолеть ограниченность одаренности интеллектом и творческостью, одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы. Это направление позволяет во многом преодолеть односторонность перечисленных выше подходов, однако творческость определяется в нем описательно и выступает как сочетан ие интеллектуальных и личностных факторов. Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика (Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенков и др.). Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии. Такое понимание одаренности привело к созданию теоретических моделей, которые наряду с факторами, характеризующим и потенциал личности, включают факторы среды. К таким, например, можно отнести модель Ф. Монкса - «мультифакторная модель одаренности». Ф. Монкс дополняет уже три традиционных пересекающихся круга Дж. Рензулли треугольником, обозначающим основные факторы микросреды: «семья», «школа», «сверстники». Современными исследователями Р. Стернбергом и Д. Лавертом предложена так называемая «инвестиционная модель» одаренности. Авторы утверждают, что для творчества необходимо наличие шести основных факторов: интеллектуальных способностей, знаний, стилей мышления, индивидуальных черт, мотивации и внешней среды. Наиболее интересный вариант такого решения - «пятифакторная модель» А.Танненбаума. Он подчеркивает, что само по себе наличие выдающихся интеллектуальных и творческих качеств не может гарантировать реализацию личности в творческой деятельности. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внутренние и внешние факторы: общие способности; специальные способности в конкретной деятельности; специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые); стимулирующе окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа); случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час). Наибольшей проработанностью вопроса способностей как основы одаренности отличается теоретическая позиция В.Д. Шадрикова. Способности определяются им как: «...свойства функциональных систем (система, обеспечивающая достижение результата), реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций». А следовательно, одаренность, по мнению Шадрикова, есть «сложение» способностей, обеспечивающих пригодность человека к различным видам деятельности. Последователем В.Д. Шадрикова в вопросе определения одаренности выступает и В.Н. Дружинин. Согласно его точке зрения, одаренность — есть уровень развития способностей, определяющих диапазон, в котором человек может достичь больших успехов. На современном этапе развития психологии подобное представление о феномене одаренности не позволяет понять сущности этого явления, поскольку, если способности рассматривать как элементы целого (одаренности), то не получим ли мы в итоге продукты «...чужеродные по отношению к анализируемому целому, — элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому, и обладают рядом новых свойств, которых это целое никогда не могло обнаружить».

Понятие «характер»

Характер(от греч. charakter — печать, чеканка, отличительная черта, признак, примета, особенность. Понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения. Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер – это сложившаяся система устойчивых психических характеристик, выражающих различное отношения человека к действительности и самому себе. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знания которых позволяют предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу.

Типологический подход к изучению личности и характера

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт. То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Наиболее известными являются типологические описания личности, предложенные К.-Г.Юнгом, К.Леонгардом и другими психологами, в основном ориентированными на практику. Типологии ‑ это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения. Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное. Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими. Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки ‑ например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались. Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям. 1) ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов. То есть, например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям; 2) каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса; 3) каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом ‑ по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование ‑ не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице. Пример - психоаналитическая типология личности Нэнси Мак-Вильямс - направлена на использование типологических особенностей в клиническом процессе. Построенная, подобно большинству современных работ, на эклектических посылках, она в качестве оснований для классификации вводит содержания бессознательного (психологических защит). Из классического психоанализа в типологию Н.Мак-Вильямс вошли три положения: 1. Существующие психологические проблемы являются отражением своих младенческих предшественников. 2. Взаимодействия в ранние годы (называемые после работ М.Малер объектными отношениями) создают шаблон более позднего восприятия жизненного опыта. 3. Идентификация уровня развития личности ‑ это основа понимания характера. Характер понимается как способ осмысления существования, присущий каждому человеку. Характер достаточно устойчив: его можно модифицировать в процессе психотерапии, но трансформировать в другой нельзя. Структура характера образуется двумя измерениями: во-первых, уровнем развития личностной организации и, во-вторых, преобладанием защитного стиля внутри этого уровня. Чем раньше ребенок пережил травму, тем более значительными оказываются последствия, определяя психотический уровень; и, напротив, чем позже наступает фиксация, тем более зрелой является структура личности. При этом сохраняется внутрииндивидуальная вариативность: совершенно здоровый человек может вести себя как психотик в условиях стресса, а больной шизофренией ‑ способен к периодам совершенно ясного видения. Последовательность описания типов расположена по порядку от более ранних искажений к более поздним и, соответственно, опирающимся на более зрелые защитные механизмы. Н.Мак-Вильямс предложено 3 уровня развития личности. 1. Уровень от здоровья до невроза (3-4 года - 6 лет). Интеграция идентичности и константность объекта. Эдипов уровень по Фрейду. Инициативность или вина по Эриксону. 2. Пограничный уровень (18-24 мес. ‑ 3 года).Сепарация-индивидуация. Анальный уровень по Фрейду. Автономия или стыд и неуверенность по Эриксону. 3. Психотический уровень (0-18 мес). Симбиоз. Оральный уровень по Фрейду. Базовое доверие или недоверие по Эриксону. Психологические защиты ‑ это глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют собой результат взаимодействия темперамента, природы пережива


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.