![]()
|
||||||||||
Свойства центральной нервной системы (СНС) в школе Б.М. Теплова – В.Д.Небылицына 5 страница | ||||||||||
Биологический и психологический пол | Классиками гендерной психологии (С.Бем, М.Киммел, К.Уест и Д.Зимерман и мн. др.) "гендер" трактуется как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности. В этом смысле психологический пол, если его определять как характеристику личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности – совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов, является одним из компонентов более широкого понятия "гендер". В традициях отечественной психологии пол развивающейся личности рассматривают как сложную многоуровневую структуру, включающую генетический пол, гормональный пол, морфологический (соматический) пол, гражданский пол, пол воспитания и психологический пол. В данном комплексе компонентов, разноуровневых составляющих пола, которые формируются на разных стадиях индивидуального развития и детерминированы иерархической системой механизмов, психологический пол представляет одну из составляющих. Он сам представляет собой сложную, иерархически организованную систему компонентов, взаимосвязанную как с составляющими системы пола, так и с системной организацией личности. Понимание психологического пола личности отличается от понимания гендерной личности в теории гендерной схематизации С. Бем. Его также нельзя свести напрямую к пониманию маскулинности и фемининности как двух взаимодополняющих или независимых структур личности в концепциях андрогинии. Согласно теории гендерной схемы, "гендерная личность" формируется как результат усвоения гендерной поляризации в культуре, так называемых "гендерных линз", и, "… как только эти линзы усвоены, они предрасполагают ребенка, а позднее взрослого, формировать свою идентичность в соответствии с линзами". Гендерная личность – это результат преобразования "культурного в естественное", "гендерного в природного", которое "…происходит благодаря неосознаваемому переносу линз культуры в психику личности, в ее сознание". При том, что "…гендерная личность – это нечто большее, чем индивидуальная сокупность фемининных или маскулинных черт; это одновременно и способ воспринимать реальность, которая снова и снова воспроизводит эти черты на протяжении всего цикла существования "я" конструкции", источником ее образования выступают исключительно социальные, культурные конструкты. В свою очередь, психологический пол понимается как система иерархически организованных элементов (образований), детерминированных в разной степени биологическими, социально-культурными и психологическими (личностными) факторами. Абстрактное выделение этих разноуровневых элементов основывается на выявленных случаях нарушений психологического пола разной этиологии и глубины. При этом четко проявляется закономерность, что специфические нарушения более высоких иерархических уровней психологического пола предполагают нормальное развитие предыдущих уровней. Возникновение полового самосознания можно выделить как первое и базовое образование в онтогенезе психологического пола личности. Понятие полового самосознания (аутоидентификации) сформировалось как обозначение ощущения индивидом своей принадлежности к мужскому или женскому полу. В норме половое самосознание человека соответствует его биологическому полу (генетическому, гормональному и морфологическому) и органично сливается с формирующейся половой идентичностью и интериоризацией половой роли. Ядерная половая идентичность, по В. Мертенсу, это первичные, осознанные и неосознанные представления относительно своего биологического пола устанавливаются как (относительно) бесконфликтное знание к концу второго года жизни. Случаи нарушений (инверсий) полового самосознания позволяют раскрыть его роль в формировании психологического пола личности. Эти нарушения проявляются различными вариантами транссексуализма как стойкого осознания своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильный (соответствующий морфологическому) пол воспитания и даже вопреки всем усилиям родителей. В качестве причины инверсииь полового самосознания указывается органическое нарушение дифференцировки структур мозга, в первую очередь, гипоталамуса, под воздействием гормональных влияний. Несоответствие проявляется, по литературным данным, уже в три года, активизируясь затем в период пубертатного созревания, и драматическим образом нарушает гармоничное формирование личности. Первичная половая идентичность ще не включает рефлексии и сознательного осмысления, стабильных понятий о половой принадлежности и ее константности. Однако это понимание не снимается в ходе развития психологического пола более развитой половой идентичностью, но и не остается неизменным в дальнейшем развитии личности. Появление и развитие полового самосознания личности можно связать с возникновением субъектности в развитии личности, которая, по мысли Л.С.Выготского, является специфичной "точкой встречи" идеальной и реальной форм поведения. Таким образом, половое самосознание выполняет регуляторную функцию. А.И.Белкиным было установлено, что для процесса половой идентификации характерно: 1) отождествление (уподобление) своего "я" чужому, принятому за "образец" или "эталон", в первую очередь, заимствование манеры поведения и личностных черт; 2) привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, "вживание" в его образ и готовность к эмоциональному сопереживанию; 3) сравнительная легкость осуществления идентификации за счет использования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов, исключающих критическую оценку "образа"; 4) необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями, поскольку отсутствие этого затрудняет или даже делает невозможной половую идентификацию. В норме идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся явление, и не требует активности сознания. Понятие половой роли впервые в психологию ввел Дж.Мони в 1955 году. По сути, половые (или гендерные) роли, являясь изначально внешними по отношению к личности, культуральными образованиями, не могут одновременно пониматься и как внутренние, личностные структуры. Элементы психологического пола образуются на разных этапах онтогенеза личности и в процессе своего дальнейшего формирования во взаимодействии определяют ее гармоничное развитие. | |||||||||
Соотношение характера и темперамента | Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов. Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер». Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента. Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества (Н. Левитов). Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.). Темперамент включен в характер в качестве составляющей. Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере. И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов. Характер формируется на основе темперамента, так как последний - более раннее личностное свойство, обусловленное генетически. Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер - «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии. Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт. Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента. Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент - лишь их манеру, стиль, динамику. Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший - плохой», характер же - совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие - к позитивным (доброта - злость, сдержанный - вспыльчивый). Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание. | |||||||||
Формирование характера | Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например, у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону). Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера — динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией -потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. | |||||||||
Понятия "экстраверсия", «психотизм» и «нейротизм» | Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Теория Айзенка включает в себя сильный психометрический и биологический компоненты.
Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения. Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Третий уровень занимает черта. Четвертый, высший уровень организации поведения, — это уровень типов, или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.
Типы.
Айзенк выделял только три общих типа или суперфактора: экстраверсию тип (E), нейротизм тип (N), психотизм тип (P). На рис.1 изображена иерархическая структура факторов Айзенка — P, E и N.
![]() | |||||||||
Эволюционное предназначение темперамента | Эволюционное предназначение темперамента можно вывести из понимания сути феномена. Темперамент— совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность, моторика и эмоциональность. От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения: интенсивность психических процессов. Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения н их различными сочетаниями. И.П. Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы). Этими свойствами являются: сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток); уравновешенность — показатель соотношения процессов возбуждения и торможения; подвижность — показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения. Физиологической основой темперамента является не деятельность мозговой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем. Экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы; лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов; динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов; концвнтрированность — показатель меры дефференцировки раздражителей. Во многих психофизиологических работах получены достоверные корреляции между показателями физиологических свойств нервной системы и характеристиками динамики психической жизни, например, между показателями слабости нервной системы и эмоциональной возбудимостью. Имеются веские основания в пользу предположения о существенной зависимости свойств темперамента от основных свойств нейродинамики. В отечественной психологии темперамент также изучался очень основательно. В школе B.C.Мерлина выделяется девять основных параметров; это: 1) эмоциональная возбудимость; 2) возбудимость внимания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; 5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность); 6) активность волевой, целенаправленной деятельности; 7) пластичность – ригидность; 8) резистентность (сопротивляемость); 9) субъективация (пристрастность). Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно; так, например, возбудимость внимания скорее характеризует познавательные процессы, а волевая активность и субъективация могут быть отнесены к свойствам характера. Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает реактивность (понимаемую как величину ответных реакций человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе) и активность (описывающую интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции. Теорию Я.Стреляу можно свести к следующим нескольким положениям. 1. Можно говорить об относительно стабильных индивидуальных различиях по отношению к формальным характеристикам поведения – интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект). 2. Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и млекопитающих в целом. 3. Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетический базис, который и определяет, наряду со средовыми влияниями, индивидуальные проявления темперамента. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я.Стреляу, в определенных границах все же может изменяться. Наиболее теоретически проработанной из современных концепций представляется учение о темпераменте, развиваемое школой В.М.Русалова. Согласно этому учению, темперамент – психосоциобиологическая категория. Темперамент, однако, не совпадает с индивидуальностью и личностью в целом. Он формируется под влиянием общей конституции в процессе тех конкретных деятельностей, в которые человек включен с самого детства. И если ранее существующие теории темперамента основывались либо на гуморальной детерминации (подобно Гиппократу), либо на соматической (привязанной к особенностям строения тела, как это делали Э.Кречмер, У.Шелдон, А.Ф.Лазурский), то в настоящее время чаще говорят о психобиологической детерминации, так как темперамент задается свойствами нервной системы и выражается в психологическом облике человека. От природы человек получает нормы реакции биохимическиx, биомеханических, нейрофизиологических и других свойств, в результате чего у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития и т.д. Эти свойства включаются в выполнение различных видов деятельности – от сосательных и хватательных рефлексов до игры, учения и т.д. По мере созревания человека, благодаря генетической устойчивости, у него складывается некая присущая ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и другие характеристики темперамента. Эти характеристики не только окрашивают деятельность, но и задают границы, оберегают организм от чрезмерно большого или малого расходования энергии, сохраняя его способность выживать. Таким образом, главная приспособительная задача темперамента со стоит в энергетическом регулировании. Исходя из этого понимания сущности темперамента, понятно, что к темпераментальным проявлениям можно отнести только те психологические свойства, которые удовлетворяют следующим требованиям. Темперамент 1) отражает формальный аспект деятельности и не зависит от ее цели, смысла, мотива; 2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношения к миру и себе; 3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности; 4) может проявляться уже в детстве; 5) устойчив в течение длительного периода жизни человека; 6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.); 7) передается по наследству. Таким образом, эволюционное предназначение темперамента ученые усматривают в энергетическом регулировании. | |||||||||
Факторы, обуславливающие моральное сознание | Моральное сознание – это система образцов поведения и ценностных ориентаций человека, ядром которой выступает моральный идеал. Моральное сознание включает в себя устойчивые представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и достоинстве личности.
В сознании отдельной личности крайне редко можно найти стройную, логически осмысленную и соподчиненную систему норм и правил, по которым живет человек. А ведь с древних времен и до наших дней мораль (нравственность) понимается как мера господства человека над собой.
|
|||||||||
|