Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свойства центральной нервной системы (СНС) в школе Б.М. Теплова – В.Д.Небылицына 4 страница



Психоаналитическая типология характера

В психоаналитической типологии характеров А. Лоуэна, автор рассматривает характер как относительно устойчивый результат компромиссного взаимодействия противоположных сил, использующих энергию «Я». Подавленные силы могут вырываться наружу в виде истерики, неистовой ярости, депрессивной отчужденности и др. Свою типологию А. Лоуэн построил, исходя из степени проявления в поведенческих паттернах индивида (моделях поведения) общего иждивенчества, мазохизма, истеричности, нарциссизма и шизоидности. Оральный характер принадлежит индивиду, поведенческие паттерны которого включают чувства депривации (потери): потери любви и внимания со стороны значимого человека, потери надежд на карьеру и др. Наиболее ярко проявляются несамостоятельность индивида, чувство внутренней пустоты, одиночество, беспомощность. Он опасается быть отвергнутым, но сам ничего не может предпринять. О нем кто-то всегда должен заботиться, любить его, оказывать ему внимание. Фазы активности у него бывают, но их место вновь занимают депрессивные тенденции. И эта цикличность наблюдается постоянно. Мазохистский характер отличается тем, что индивид имеет тенденцию направлять против себя все, что является деструктивным, болезненным и оскорбительным. Склонность жаловаться, навредить себе, бичевать себя легко может привести к садизму, стремлению мучить других и при этом испытывать одинаковые страдания. От чего другие испытывают неудовольствие, мазохист получает наслаждение. Он уверен, что любые его старания не ценятся окружающими; не доверяет никому, зачастую таит против всех злобу и ненависть. Истерический характер базируется на склонности сексуализировать все несексуальные отношения и ситуации. Характерны иррациональные вспышки эмоций, театрализованное поведение. Спонтанно возникающий избыток энергии захлестывает истерика, вызывая резкое усиление тревожности. Психическое равновесие воспринимается им как бесцветное существование, серость и скука. Попытка уйти от этого состояния реализуется часто через серию приключений. Фаллически-нарциссический характервыделяется прежде всего амбициозностью, самоуверенностью, «агрессивной храбростью», импульсивностью, хвастливостью, энергичностью и упорством в достижении поставленных целей. Индивид не успокаивается на достигнутом (карьера, секс и др.) и продолжает погоню за новыми «свершениями». Шизоидный характер связан с аффективными нарушениями, неадекватностью эмоциональных проявлений. Он плохо контролирует свои реакции. На короткое время его посещают духовные чувства к другим людям, однако он не выдерживает этого напряжения. Типология личности Н.Мак-Вильямс. По содержанию направлена на использование типологических особенностей в клиническом процессе. Типология эта носит сугубо прагматический характер. В качестве оснований для классификации вводит содержание бессознательного (психологических защит). Из классического психоанализа в типологию Н.Мак-Вильямс вошли три положения: 1. Существующие психологические проблемы являются отражением своих младенческих предшественников. 2. Взаимодействия в ранние годы создают шаблон более позднего восприятия жизненного опыта. 3. Идентификация уровня развития личности ‑ это основа понимания характера. Характер понимается в как способ осмысления существования, присущий каждому человеку. Характер можно модифицировать в процессе психотерапии, но трансформировать в другой нельзя. Структура характера образуется двумя измерениями: уровнем развития личностной организации и преобладанием защитного стиля внутри этого уровня. Чем раньше ребенок пережил травму, тем более значительными оказываются последствия, определяя психотический уровень; и, напротив, чем позже наступает фиксация, тем более зрелой является структура личности. При этом сохраняется внутрииндивидуальная вариативность. Последовательность описания типов расположена по порядку от более ранних искажений к более поздним и, соответственно, опирающимся на более зрелые защитные механизмы. Н.Мак-Вильямс предложено 3 уровня развития личности. 1. Уровень от здоровья до невроза (3-4 года ‑ 6 лет). Интеграция идентичности и константность объекта. Эдипов уровень по Фрейду. 2. Пограничный уровень (18-24 мес. ‑ 3 года). Сепарация-индивидуация. Анальный уровень по Фрейду. Автономия или стыд и неуверенность по Эриксону. 3. Психотический уровень (0-18 мес). Симбиоз. Оральный уровень по Фрейду. Базовое доверие, недоверие по Эриксону. Психологические защиты ‑ это глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют - результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем детстве стрессов, защит, усвоенных по образцам значимых других, и индивидуально выработанных защит, подтвердивших свою эффективность. Первичные (примитивные) защиты имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром, а вторичные защиты (высшего порядка) ‑ с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.). Появление психологических проблем нередко рассматривается как результат недостаточности защит. Традиционно среди первичных защит выделяют примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий контроль, примитивную идеализацию (и обесценивание), проекцию, интроекцию и проективную идентификацию, расщепление Эго и диссоциацию, а среди вторичных ‑ репрессию (вытеснение), регрессию, изоляцию, интеллектуализацию, рационализацию, морализацию, компартментализацию (раздельное мышление), аннулирование, поворот против себя, смещение, реактивное образование, реверсию, идентификацию, отреагирование, сексуализацию (инстинктуализацию) и сублимацию, всего ‑ 7 примитивных и 16 вторичных защит (определения каждой из них приведены в глоссарии). Н.Мак-Вильямс выделяет девять типов характера, описывая каждый из них по следующим направлениям: об суждение аффектов, драйвов и темперамента; адаптивная и защитная организация Эго; паттерны объектных отношений, интернализованные и ставшие «скриптами»; переживания собственного «Я». Эти характерологические основания подводят к постановке дифференциального диагноза и определения стратегии лечения.

Понятие «психологическая защита»

Понятие «психологическая защита» (ПЗ) родилось в рамках психоана­лиза. Здесь структура психики предусмат­ривала в ПЗ механизмы защитного характера для того, чтобы подавлять, менять ненормативные, запретные, социально неодобряемые влечения человека. Но термин ПЗ использу­ется и в гештальт-психологии, и даже в бихеви­оризме, где он имеет название «перцептивная защита». ПЗ – постоянно встречаю­щееся явление, а не какое-то уникальное. Кроме того, это понятие тесно связано с идеей адаптивности психики. Что же такое ПЗ – ахиллесова пята или броня, без которой человек бы погиб? Это – и то, и другое, в за­висимости от ситуации. Раньше такое заболевание, как невроз (особая форма реагиро­вания человеческой психики на стресс), рассматривали однознач­но – как брешь в ПЗ, пробитая броня. Позже обнаружилось, что невроз – это гипертрофированная ПЗ – особая, слишком тяжелая броня. Затем, под вли­янием многих фактов, появилось утверждение, что невроз бывает и в результате нарушенной ПЗ, и вследствие слишком мощной ПЗ. Еще один важный вопрос: почему возникли психологические защиты у человека, и может ли человек жить без них? Человек сложен и противоречив. Сложна и окружающая его действительность, в которой, так или иначе, человек должен совме­щаться с тем, что часто не совместимо с его внутренними побужде­ниями. Для того, чтобы адаптироваться к самому себе и к ок­ружающему миру, и возникли ПЗ. Главный смысл ПЗ – адаптация: «я» адаптируется к «я» и «я» адаптируется к миру. Это адаптация между изменчивым и почти не меняющимся, между биологией человека, которая консервативна (пищевой, питьевой, сексуальный инстинкт, темперамент), и куль­турой, в которой человек живет. Существует также культура семьи, которая может резко отличаться от культуры общества, и это будет еще одним объектом, к которому необходимо адаптироваться. Чело­век, хорошо вписывающийся в культуру своей семьи, может совсем не вписываться в культуру общества. Поэтому нет на земле человека без ПЗ, нельзя остаться голым на арктическом холоде, ПЗ – это одежда человека. Сказка про голого короля – это мудрая сказка про психологическую защиту. Каждый из людей в какой-либо момент жизни – неминуемо «голый король». Разница между людьми в этом случае заключается в том, что одни бывают больше «голыми королями», другие – меньше, одни – чаще, другие – реже. Значит, какие-то психологические защиты человек может отмечать в себе и работать с ними. Функции психологической защиты 1. Интегрирование личности, то есть возможность сделать человеческое «я» цельным и непротиворечивым, уберечь его от распада. Классическая ситуация, когда в человеке одновременно сосуществуют многие «я». Для того, чтобы собрать эти разные «я», необходимы ПЗ. Это своеобразный цемент, который не позволяет распадаться на множество «я». 2. Во-первых, остижение потребностного уровня самоува­жения, самоодобрения, «самопоглаживания», во-вторых, получение социального одобрения. Причем, часть людей ориентирована в своих ПЗ, в основном, на получение социального одобрения, и только тогда у них возникает самоуважение. Американ­ский психолог Э. Берн называет это социальное одобрение «по­глаживанием». У людей другого склада самоуважение меньше связано с соци­альным одобрением. Абсолютное большинство людей принадле­жит к первой группе. Значительно меньшая часть – ко второй, их, очень условно, можно назвать «нонконформистами». Они не эгоисты, не эгоцентрики, а люди, для которых ценность собствен­ного «я» и ценность собственных суждений выше, чем заблуждения многих. 3. Сокрытие от сознания истинных мотивов и желаний. Иначе говоря, ПЗ – это возможность не знать ту правду, которую не хочешь знать про себя. 4. Предстать перед миром таким, каким мир хочет видеть человека – также функция ПЗ. Она помогает человеку чувствовать себя социально норматив­ным, социально приемлемым, социально одобряемым. 5. ПЗ не только защищает человека от реальности, но и от тех отрицательных качеств, которыми человек реально не обладает, но признает их за собой, подозревает, что они у него есть. ПЗ «спасает» и от мифических недостатков.

Модель интеллекта Дж. Гилфорда

Джой Пол Гилфорд создал самую развернутую модель структуры интеллекта (120 разных факторов). Гилфорд называет ряд основополагающих принципов для огромного количества факторов интеллекта (его реальных проявлений), и, основываясь на этом, приводит их классификацию, выделяя три базовых способа объединения факторов интеллекта. Этими тремя базовыми блоками являются: операции, содержание, результаты. Описываются они так. Блок «Операции». Основой классификации факторов интеллекта блока «Операции» является определение базовых видов процессов интеллектуального характера и выполняемых операций. Оно делает возможным объединение интеллектуальных способностей в пять больших групп: 1) Оценка (какие суждения выносятся относительно правильности предлагаемой ситуации); 2) Конвергентное мышление (является логическим и последовательным однонаправленным мышлением, проявляющимся в задачах, которые подразумевают только один верный ответ); 3) Дивергентное мышление (является альтернативным мышлением, отступающим от логики и проявляющимся в задачах, которые подразумевают наличие нескольких верных вариантов ответов); 4) Память (как запоминается и воспроизводится материал); 5) Познание (как воспринимается и понимается предъявляемый материал). Блок «Содержание». Блок классификации факторов интеллекта «Содержание» относится к виду материала или имеющегося в нём содержания. Содержание, в свою очередь, можно представить следующим образом: 1) Образное, 2) Символическое, 3) Семантическое, 4) Поведенческое. Блок «Результаты». Применяя к содержанию ту или иную операцию, можно выявить шесть результатов, представляющих собой конечный мыслительный продукт. Этими результатами являются: 1) Элементы, 2) Классы, 3) Отношения, 4) Системы, 5) Преобразования, 6) Применения. Представленные блоки классификаций Гилфорд изобразил в форме куба, в котором каждое из измерений является одним из вариантов оценки проявлений интеллекта: Первое измерение включает в себя разные типы операций. Второе измерение включает в себя разные типы содержаний. Третье измерение включает в себя разные типы результатов. Модель проработана довольно глубоко, но всё же остаётся открытой системой. На сегодняшний день выделяют уже свыше 150 факторов. Голфорд выделил показатели креативности человека и разработал элементы дивергентного мышления (точность, гибкость, оригинальность и быстроту). Сформировал представления о взаимосвязи креативности и интеллекта.

Теория интегральной индивидуальности (ИИ)

Учение В.С. Мерлина об ИИ представляет собой вариант целостного подхода к человеку с позиций принципов общей теории систем. В теории ИИ реализованы, прежде всего, следующие фундаментальные системные идеи: о структурных уровнях, телеологической детерминации и полиморфизме. В теории ИИ человек рассматривается как большая система, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, много-многозначно (полиморфно) связанных между собой. Иерархический способ организации, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных (полиморфных) и жесткость однозначных связей – таковы главные особенности представления о человеке в этой теории. Гносеологическая установка на ИИ как систему позволила Мерлину показать ее в нескольких ракурсах. Во-первых, ИИ есть самостоятельный качественный феномен, функционирующий как целостность. Во-вторых, ИИ представляет собой совокупность множества взаимосвязанных индивидуальных свойств. Они образуют внутреннюю структуру – ИИ организована иерархически. В-третьих, ИИ как система вписывается в социальную и биологическую макросистемы и анализируется с учетом условий ее функционирования в них. Эффект разработки системного подхода к ИИ по этим линиям приводит к тому, что в ней обнаруживается многокачественность, иерархичность, многомерность. Многокачественность ИИ проистекает из того, что она содержит в себе качество самостоятельной системы и в то же время актуализирует качества социальной и биологической макросистем, в которые она входит. Иерархичность ИИ обнаруживается в том, что она имеет уровневое строение: в ИИ выделяется некоторое множество относительно самостоятельных уровней. Многомерность ИИ возникает вследствие того, что она существует одновременно в нескольких системах координат. В позиции действующего лица ИИ раскрывается как интраиндивидуальность (свойства, имманентно присущие индивидуальности безотносительно к тому, как к ней относятся окружающие люди), в позиции внешнего наблюдателя – как метаиндивидуальность (свойства индивидуальности, возникающие в результате отношения и оценок ее окружающими людьми). Иерархия. Представления об иерархии разрабатывались в контексте представлений о дифференциации и интеграции индивидуальности. Ряд предпосылок указывает на правомерность иерархизации ИИ. 1. Индивидуальные свойства, принадлежащие разным уровням ИИ, возникли на разных ступенях фило- и онтогенеза, начиная от биохимических свойств и кончая социальным статусом человека в группе и обществе. Они приобрели устойчивый характер и сохранились в форме относительно автономных систем и подсистем. 2. На каждом иерархическом уровне действуют специфические каузальные закономерности, например, биохимические, нейродинамические, психодинамические, личностные, социально-психологические. 3. Уровни ИИ не только обособляются. По В.С. Мерлину, уровни ИИ параллельны и равнозначны. 4. Разноуровневые индивидуальные свойства отличаются от одноуровневых по типу взаимного соответствия. Внутриуровневые связи свойств носят однозначный характер, межуровневые связи свойств – много-многозначный (полиморфный) характер. 5. Представителями отдельного уровня ИИ выбираются не изолированные свойства, а те из них, которые связаны и образуют относительно замкнутую подсистему. Например, маркерами нейродинамического уровня могут быть показатели силы и лабильности, потому что их сочетание характеризует тип нервной системы. Маркерами психодинамического уровня могут быть эмоциональность и экстраверсия / интроверсия, потому что их сочетание характеризует тип темперамента. В.С. Мерлин выделял в качестве иерархических уровней ИИ несколько систем индивидуальных свойств и их подсистемы: ● систему индивидуальных свойств организма, ее подсистемами являются: а) биохимические, б) общесоматические, в) нейродинамические свойства; ● систему индивидуальных психических свойств организма, подсистемами которой выступают: а) психодинамические свойства, б) психические свойства личности; ● систему социально-психологических индивидуальных свойств; к ее подсистемам относятся социальные роли: а) в социальной группе, б) в социально-исторических общностях. Полиморфизм. В теории В.С. Мерлина существуют и сосуществуют законы химические, физические, биологические, психологические, социальные. Связи одноуровневых индивидуальных свойств подчиняются действию каузальных законов «своего», а не «чужого» уровня. Между свойствами одного и того же уровня ИИ есть однозначные (или одно-многозначные) связи. Чтобы понять интегральную сущность индивидуальности, необходимо разобраться с особым характером связей свойств разных уровней ИИ. Своеобразие собственно многомногозначных связей заключается в следующем. 1. Много-многозначные связи возникают между индивидуальными свойствами разных уровней ИИ. 2. Эти связи имеют вероятностный и закономерный, а не случайный характер. 3. Существует равная вероятность связи свойства а уровня А с одним, другим или третьим свойством уровня Б. И, наоборот, существует равная вероятность связи свойства б уровня Б с одним, другим или третьим свойством уровня А. 4. Если сравнивать разноуровневые связи с одноуровневыми связями по критерию вероятности, то первые являются равновероятными, а вторые – разновероятными, хотя и те, и другие являются статистически значимыми и достоверными. 5. Равная вероятность связей свойств разных уровней приводит к нетривиальным следствиям: а) разноуровневые свойства ИИ не вписываются в каузальные отношения, а уровни ИИ не соотносятся как причины и следствия; б) одни уровни ИИ не сводятся к другим уровням ИИ, и одни не выводятся из других; в) каждый уровень ИИ обладает относительной автономностью и в то же время открыт для взаимоотношений с другими уровнями ИИ; г) много-многозначные связи являются изменчивыми и гибкими; поэтому их можно подвергать преобразованиям, например через стили человека.

3. Поиск причин происхождения индивидуальных различий в психологических особенностях

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Функциональная асимметрия головного мозга — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной (в данном определении видимо «предметно-смысловой») форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта. За синхронизацию работы полушарий в основном отвечает «мозолистое тело» (соrpus callosum), кроме него эту задачу решает еще и «передняя спайка» (precommissure). Однако, мозолистое тело, состоящее из 200-250 миллионов нервных волокон, является самой большой структурой, соединяющей полушария. Мозолистое тело имеет форму широкой плоской полосы. Волокна в мозолистом теле проходят главным образом в поперечном направлении, связывая симметричные места противоположных полушарий, но некоторые волокна связывают или несимметричные места противоположных полушарий, например, лобные извилины с теменными или затылочными, или разные участки одного полушария. В середине 50-х годов ХХ в., после рассечения мозолистого тела было установлено, что с поведением и психикой человека происходят удивительные изменения. Связи между двумя половинами мозга были разрушены, а человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых проблем. Однако очень многое из того, что для человека с сохранным мозолистым телом не составляет никакого труда, для пациентов с рассеченными связями оказалось недоступным. Правая рука, на которую большинство из нас привыкло полагаться во всех случаях жизни, подводила при самых простых задачах: она не могла перерисовать элементарные геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь бытовые предметы. Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова. Впрочем, и без пересечения мозолистого тела правши обычно не пишут левой рукой. Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, также функция речи. Правда, правое полушарие было способно к пониманию речи, если грамматические конструкции не были очень сложными. Но продукция речи оказалась ему недоступна. Впрочем, врачи давно знали, что при повреждении левого полушария нарушается речь, даже если правое полушарие полностью сохранно. Зато правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части, в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах. С функциями правого полушария было связано понимание метафор и восприятие юмора. Итак, американскими исследователями были проведены изощренные эксперименты, которые заставляют предполагать, что обмен информацией между правым и левым полушарием происходит не одинаково и правое обладает определенными преимуществами.

Формирование межполушарной асимметрии в онтогенезе

В настоящее время не существует единой теории онтогенеза функциональной асимметрии полушарий, несмотря на многочисленные попытки создать ее. Тем не менее, в последние десятилетия здесь фактически произошла смена парадигмы – от теории тотального доминирования левого полушария исследователи перешли к гипотезе парциальной доминантности и взаимодействия полушарий. В то же время, крайние типы латерализации рассматриваются как варианты асимметрии, отрицательно влияющие на дальнейшее психическое развитие ребенка. Сейчас принято выделять доминантность по речи, слуху, зрению и мануальному предпочтению, которая и создает множество вариантов латерализации функций или паттерны асимметрий. В процессе онтогенетического развития появляются направление и степень выраженности асимметрии, происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия, а задержка латерализации функций нарушает эмоциональное и когнитивное развитие ребенка и может являться основой для возникновения трудностей в школьном обучении, а также для формирования психосоматических и некоторых других нарушений. Сам процесс латерализации ВПФ в онтогенезе имеет нелинейный характер, он отличается сменой доминирования то одного, то другого полушария и постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации. Латерализация функций головного мозга постепенно формируется в онтогенезе примерно до 14–16 лет, достигая максимума к зрелому возрасту, и затем начинает постепенно нивелироваться по мере старения. В конечном итоге происходит становление индивидуального профиля межполушарной функциональной асимметрии, который представляет собой изменчивое в онтогенезе образование, имеющее половые различия и закономерную возрастную динамику. Однако такая точка зрения не поддерживается некоторыми исследователями, которые считают, что существует неизменность основных параметров межполушарной асимметрии во всех возрастных группах. Более того, M. Hiscock в своем обзоре не только не находит убедительных доказательств в пользу увеличения латерализации в онтогенезе у детей 2–12 лет в слуховой, зрительной, осязательной и двигательной сферах, но и подвергает сомнению результаты тех работ, где такое увеличение было найдено. Специфическими показателями формирования межполушарных функциональных взаимодействий в онтогенезе можно считать наличие определенного количества левосторонних латеральных (как сенсорных, так и моторных) признаков, наряду с правосторонними латеральными предпочтениями у детей, и флуктуации моторного и сенсорного предпочтений ребенка при различныхнагрузках, что может свидетельствовать о недоста‑ точной сформированности доминантности по руке, глазу, уху и т.д. Поэтому процесс формирования межполушарной организации психических функций имеет определенную нормативную онтогенетическую последовательность прогрессирующей латерализации вплоть до периода взрослости (18 лет). Общим правилом для всех асимметрий человека является постоянное развитие функциональной асимметрии от более простых проявлений в начале жизни к более сложным. Однако единства в объяснениях возможных механизмов нарастания асимметрии мозга на начальных этапах онтогенеза до сих пор не существует. Отсутствие единой теории появления и развития функциональной асимметрии мозга в онтогенезе компенсируется многочисленными гипотезами, обобщающими огромный фактический материал, накопленный в этой области. В большинстве работ, посвященных функциональной асимметрии мозга в детском возрасте, исследователи так или иначе пытаются ответить на вопрос о времени появления латерализации и особенностях ее формирования в последующем развитии. Одни из них считают, что мозговая асимметрия развивается постепенно в детстве, достигает максимума во взрослом состоянии и нивелируется в процессе старения. Другие доказывают инвариантность асимметрии, которая может обнаруживаться еще до рождения, несмотря на развитие психических функций, когнитивной деятельности и поведения в целом. Третьи рассматривают признаки латерализации, выявленные в раннем онтогенезе, лишь как предпосылки для дальнейшего формирования полушарной асимметрии. И тем не менее, исследования, проведенные в последние годы, позволяют выстроить единую схему формирования функциональной межполушарной асимметрии в процессе онтогенеза. Во‑первых, выделяется онтогенетический фактор, определяющий характер функциональной асимметрии. Отсюда предполагается постоянное развитие мозговой асимметрии по мере взросления ребенка в рамках «нормативной онтогенетической последовательности становления прогрессирующей латерализации», причем это развитие идет от простых проявлений феноменасимметрии к сложным. Однако возможные меха‑ низмы нарастания межполушарной асимметрии до сих пор не совсем ясны. Во‑вторых, состояние и динамика функциональной межполушарной асимметрии в значительной степени определяются структурно‑функциональной организацией мозга, психологической и мозговой организацией психических процессов на разных этапах онтогенеза. С этой точки зрения внешне противоречивые концепции развития асимметрии – инвариантная и прогрессивной латерализации – равноправны и описывают «различные функциональные и процессуальные уровни, этапы психического цереброгенеза». В‑третьих, сама асимметрия мозга как устойчивое функциональное образование слагается из многих факторов в процессе онтогенетического развития, и только их комплексное действие приводит к появлению эффекта межполушарной асимметрии человека. В каком‑то смысле, асимметрия – побочный феномен полушарной специализации, характерный для мозговой организации человеческой психики. Важнейшими факторами, формирующими МПА, являются мануальное доминирование, развитие речи и произвольная регуляция психических процессов. Поэтому появление истинной межполушарной асимметрии можно отнести лишь к периоду созревания регулирующей функции речи в психической деятельности (от 7 до 12 лет), тогда как в предшествуюшем периоде онтогенеза формируются только ее предпосылки. Сам процесс становления сенсомоторных показателей проходит через этапы направления и степени латерализации. Направление латерализации является наиболее ранним онтогенетическим признаком, степень (интенсивность) – более поздний и изменяющийся на протяжении всего онтогенеза латерализационный признак. Например, мануальное предпочтение выявляется уже у плода и у нов рожденных в ранний постнатальный период, в то время как степень доминирования руки отчетливо возрастает в возрасте от 3–4 до 16–18 лет и далее может изменяться под влиянием многих факторов (средовых, профессиональных, спортивных, стрессовых, патологических). Популяционные исследования онтогенетического становления функциональной межполушарной асимметрии у детей позволяют проследить основные закономерности ее формирования, выявить критические периоды развития и связь с состоянием ВКФ и локальных (функциональных) систем мозга.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.