Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свойства центральной нервной системы (СНС) в школе Б.М. Теплова – В.Д.Небылицына 3 страница



Что же касается уровня профессиональных достижений, то здесь устойчиво прослеживается преобладание одаренности у мужчин. Многие отмечают, что масштаб достижений, которые принесли известность женщинам, мужчинам не позволил бы играть такую же роль. В исследовании наиболее одаренных людей Британии, предпринятом X. Эллисом, в общую группу из 1030 человек входило лишь 55 женщин. Эти данные вполне могут быть объяснены культурно-историческими традициями, которые поощряли профессиональные достижения преимущественно у мужчин. Они также согласуются и с эволюционной теорией пола, разработанной В.А.Геодакяном, согласно которой мужские особи осуществляют в филогенезе функцию изменчивости, первыми открывают для своего вида новые возможности и достигают наибольших успехов по сравнению с женскими особями. В исследовании К. Кастл, посвященном выдающимся женщинам, показано, что в группе из 868 знаменитых женщин, представляющих 42 нации начиная с седьмого века до нашей эры и заканчивая девятнадцатым веком, наибольшее число женщин (38%) достигло известности в литературе, но высочайшая степень знаменитости, измеряемая количеством упоминаний в биографических справочниках, была получена женщинами-монархами, политическими лидерами, а также матерями или любовницами выдающихся людей. Неинтеллектуальными путями достижения славы женщинами были замужество, религия, благотворительность, трагическая судьба, красота и бессмертие, полученное благодаря жизни в литературе (подобно Лауре, Ф. Петрарки). Барьеры самореализации женщины в профессиональной сфере в зависимости от области их действия могут быть разделены на две группы — барьеры непсихологического и психологического характера. Непсихологические барьеры самореализации женщины в профессиональной сфере — это барьеры социального плана, обусловленные воздействием дискриминационных практик в отношении женщин, а также особенностями их социального положения. Частным случаем дискриминации является профессиональная сегрегация. Она заключается в асимметричном размещении женщин в профессиональной структуре и вызванном этим неравенстве в отношении оплаты труда мужчин и женщин и других профессиональных характеристик. Горизонтальная профессиональная сегрегация состоит в асимметричном распределении мужчин и женщин как работников в различных профессиональных отраслях. Вертикальная профессиональная сегрегация действует в рамках одной и той же профессиональной группы. В основном женщины занимают исполнительские, а не руководящие должности, особенно в таких областях, как научная, политическая, предпринимательская деятельность. Профессиональная сегрегация связана с явлением «стеклянного потолка», существующего во многих организациях, выше которого женщины не могут продвинуться. «Стеклянный потолок» — это искусственно созданные барьеры, основанные на предрассудках, не позволяющие квалифицированным работникам, в том числе женщинам, продвигаться по служебной лестнице и занимать руководящие посты в своих организациях. В отличие от непсихологических барьеров, выступающих в качестве социальных препятствий самореализации, существуют психологические барьеры самореализации женщины в профессиональной сфере. Можно выделить две группы психологических барьеров: социально-психологические и личностные. К социально-психологическим барьерам относятся традиционные установки относительно роли женщины в обществе и ее предназначения, а также особенности социализации женщины. Успешность профессионального самоопределения женщин прямо связана с семейным воспитанием, структурой родительской семьи, которые располагают к определенным установкам и ценностным ориентациям. Среди женщин, успешных в карьере, 85 % воспитывались в полной семье и 14 % — в неполной. Важным фактором также являются «нетрадиционные» установки матери относительно роли женщины в обществе, а также поддерживающее поведение отца, демонстрирующего модель «успешного профессионала». По мнению ряда исследователей, негативное влияние на самореализацию личности оказывают гендерные стереотипы. Как отмечает И. С. Клецина, такие составляющие феминного образа, как пассивность, конформность, зависимость, противоречат идее самореализации. В соответствии с традиционными представлениями, для женщин приоритетными социальными ролями являются семейные роли, поэтому именно женщина выполняет в семье обслуживающую функцию по отношению к детям, мужу, стареющим родителям. Однако служение другим из чувства долга также не сочетается с самореализацией, поскольку, постоянно жертвуя собой, человек утрачивает свое «Я». Выделяется группа стереотипов, которая касается различий в содержании труда. Область деятельности женщин — это, как правило, экспрессивная сфера, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Женщинам приписывается наличие в большей мере исполнительских качеств, чем характеристик руководителя. Это обусловливает ожидание от женщин определенного рода издержек. В то же время женщины обладают не меньшим творческим потенциалом, чем мужчины. Вторая группа психологических барьеров самореализации женщины в профессиональной сфере — личностные. В литературе описываются качества личности, которые могут препятствовать достижению успеха в профессиональной сфере. В их числе — недостаточно развитый личностный потенциал, неконструктивные личностные установки, связанные с достижением успеха, преобладание направленности на себя, а не на дело. Установлено негативное влияние таких личностных факторов, как неуверенность в возможностях реализовать свой потенциал, экстернальный локус контроля, эмоциональная нестабильность, низкая мотивация к карьере, высокий уровень выраженности психотизма. Напротив, эффективность профессиональной деятельности повышается вместе с увеличением степени выраженности таких факторов, как интернальность, мотивация к карьере, эмоциональная стабильность. Препятствием на пути успешной самореализации является выраженность психологической защиты по типу реактивного образования. Такой тип защиты позволяет снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиления импульсов и чувств противоположного значения. Это предполагает чрезмерную защиту от собственных эмоциональных побуждений с помощью моральных норм. Наряду с отдельными личностными факторами, оказывающими негативное воздействие на процесс самореализации личности, существуют личностные барьеры самореализации, действующие в профессиональной и брачно-семейной сферах жизнедеятельности. Л.А. Коростылевой выделены уровневые барьеры самореализации личности, выраженность которых различна в зависимости от уровня. В частности, чем выше уровень самореализации, тем ниже интенсивность выраженности барьеров. Различия между женщинами и мужчинами в выраженности барьеров самореализации в наибольшей степени проявляются на низких, в наименьшей степени — на высоких уровнях самореализации. При этом у мужчин проявления личностных свойств и стереотипов поведения смещены к полюсу маскулинности, у женщин — фемининности. Установлено, что частая смена работы и безработица могут быть обусловлены сочетанием в личности женщин энергичности, жизнерадостности и низкого социального интеллекта (склонности к необоснованным переменам), что осложняет возможность сосредоточенной работы для достижения цели. Среди личностных характеристик безработных женщин, затрудняющих их самореализацию, следует отметить недоверчивость и подозрительность. Они могут осложнять взаимоотношения женщины с другими людьми и препятствовать трудоустройству. «Неуспешным» женщинам (не трудоустроившимся больше года) свойственны ранимость, чувствительность, низкая эмоциональная устойчивость. Эти особенности могут стать причиной острых переживаний по поводу проблем трудоустройства. Реально и критически подойти к решению проблем «неуспешным» женщинам мешает их излишняя эмоциональность. Прямолинейность и отсутствие дипломатичности затрудняют установление контактов и доброжелательных отношений. Основными препятствиями самореализации в профессиональной сфере у «неуспешных» женщин являются их эмоциональная неустойчивость и низкая саморегуляция. Особое место среди интегральных личностных характеристик «успешных» и «неуспешных» женщин занимает фактор адаптации. В настоящее время адаптация рассматривается как феномен психологии личности. Именно личность содержит в себе основной внутренний регулятор адаптации в изменяющихся условиях. Личность обеспечивает внутренние условия для преобразования сложившихся устойчивых взаимоотношений со средой и создания новых, аккумулирует возможности, содержащиеся в условиях среды, и возможности самого человека. Можно предположить, что в этой способности отбора возможностей и состоит различие между «успешными» и «неуспешными» в профессиональной деятельности женщинами. Преодоление женщиной затруднений самореализации в профессиональной сфере связывается со стремлением к независимости и самоутверждению. Самореализующиеся женщины несколько доминантнее и социально смелее, чем менее «успешные» женщины. Определенную роль в формировании личностных особенностей «неуспешных» женщин играют факторы социализации. Родители и педагоги, как правило, формируют в девочке такие качества, как нерешительность, эмпатийность, пассивность. Впоследствии они могут препятствовать достижению успеха. В ситуациях профессиональной деятельности, в которых необходимо проявить твердость и уверенность, данные качества могут выступать в качестве барьеров самореализации. Среди качеств, препятствующих достижению успеха в бизнесе, женщины-менеджеры отмечают излишнюю эмоциональность, доверчивость, чрезмерный альтруизм. Нередко им сложно преодолеть чувство жалости. В ситуациях профессиональной деятельности эти «женские» качества могут затруднять достижение успеха. В исследовании Л. В. Бабаевой и А. Е. Чириковой 75 % женщин среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, отметили излишнюю мягкость. Респондентки указывали, что хотели бы научиться формировать психологическую дистанцию с людьми. Традиционно считающиеся «женскими» личностные качества, формируемые в процессе социализации, оказываются невостребованными в современном деловом мире, построенном на традиционных маскулинных ценностях — агрессии, соревновательности, достижении цели любой ценой. Более значимой оказывается ориентация на «дело», а не на человека, поэтому, чтобы добиться успеха, женщине зачастую приходится отказываться от таких качеств, как эмоциональность, интуиция, внимание к межличностным отношениям. В то же время некоторые «женские» черты характера, напротив, способствуют достижению целей профессиональной самореализации. Так, женщины-менеджеры отмечают ценность таких качеств, как умение налаживать контакты с людьми, добросовестность, ответственность. В рамках традиционной культуры женщине преувеличенно приписывается потребность в любви и принадлежности. Нередко в случае отсутствия партнера женщина не может чувствовать себя в полной мере счастливой. Это может затруднять реализацию ее потенциала

Соотношение между классификацией профессий и профессиональными типологиями личности

Мир профессий насчитывает более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии – так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Эти классификации профессий (на основе учета структуры личности - интересов, способностей личности и свойств темперамента) получили широкое распространение за рубежом. Примеры. Классификация профессий Дж. Холланда (1966 г.). Наиболее значимой подструктурой личности является направленность. Успешность деятельности определяется ценностными ориентациями, интересвми, установками, отношениями, мотивами. Выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности, ориентированных на определенную профессиональную среду: реалистический тип (ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств); интеллектуальный (на умственный труд); социальный (на взаимодействие с социальной средой); конвенциональный (на четко структурированную деятельность); предпринимательский (на руководство людьми и бизнес); художественный (на творчество). Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера. Шкала приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам изображена схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды (рис. 1). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. Рис. 1. Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды: Р - реалистический тип; И - интеллектуальный тип; С - социальный тип; К - конвенциональный тип; П - предпринимательский тип; Х - художественный тип. Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный.   Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии. Классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий. 1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания. 3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель. 4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра. Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса: 1. Гностические профессии (Г). Примеры: в типе "человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе "человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе "человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе "человек - знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе "человек - художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед. 2. Преобразующие профессии (П). Примеры: в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе "человек - человек" – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей. 3. Изыскательские профессии (И). Примеры: в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;в типе "человек - знаковая система" – программист, математик; в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор. По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда (Р). Примеры: в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора. 2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля. 3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи. 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны).

Понятие «акцентуация» в психологии

Акцентуация черт характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Выделяют акцентуированные черты характера, которые развиты до предела max нормы. Выходя за пределы нормы, черта становится жесткой, менее пластичной, что приводит к помехе успешности в адаптации к внешним условиям и жизнедеятельности. В исследованиях Леонгарда и Личко выявлены типыакцентуации черт характера. Гипертимический тип.Постоянное или частое пребывание в приподнятом настроении. Проявляется высокая активность; жажда деятельности; чрезмерная общительность, выраженность жестов, мимики, пантомимики; оптимистичность; преодоление препятствий без труда. Возникновение конфликтов с окружающими людьми из-за не достаточно серьезного отношения к своим семейным и служебным обязанностям. Застревающий тип.Высокая устойчивость аффекта; длительность эмоционального отклика, переживаний; умеренно общительны, занудливы; склонны к нравоучениям; не разговорчивы; стремление добиться высоких показателей в любом деле; требовательны к себе; чувствительны к социальной несправедливости; подозрительны; оскорбление достоинства и личных интересов долго не забывается и никогда не прощается просто так. Эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие эмоциональные реакции. Мягкосердечие, доброта, задушевность. Сострадательность, эмоциональная отзывчивость, обостренное чувство долга. Исполнительность, слезливость. В конфликты вступают редко, в них пассивны, обиды носят в себе. Педантичный тип.Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность, осторожность, добросовестность, серьезность, надежность в делах, уступают лидерство другим, бюрократы. В конфликты вступают редко, в них пассивны. Тревожный тип.Повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и близкого окружения, робкие, иногда с покорностью, дружелюбные, самокритичные, исполнительные, неуверенные, неконтактные, в конфликты вступают редко, ищут поддержки и опоры. Циклотимический тип.Смена гипертимических и дистимических состояний. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают положительные эмоции, жажду деятельности, словоохотливость, общительность, активность. В дистимической фазе печальные события вызывают огорчение, подавленность, замкнутость. Замедленность реакции и мышления, снижение эмоционального отклика. Смена настроения → смена общения с людьми. Демонстративный тип.Потребность и стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Самохваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа ситуации. Контактны, стремятся к лидерству, власти, похвале. Самоуверенны, с высокими притязаниями активно защищаются, обходительны, артистичны, лицемерны. Возбудимый тип. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых яв­ляются активной, провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. В со­стоянии эмоционального возбуждения раздражительны, вспыль­чивы, плохо контролируют свое поведение. Дистимический тип(противоположный гипертимическому). Неконтактны, немногословны, доминирующее пессимистическое настроение. До­моседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окру­жающими, ведут замкнутый образ жизни, высоко ценят тех, кто с ними дру­жит. Серьезность, добросовестностность, обостренное чувство справедливости, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. Экзальтированный тип. Бурная реакция на происходящее. Контактны, слово­охотливы, влюбчивы. Часто спорят, в конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Привяза­ны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство со­страдания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Паникерство, подверженность сиюминутным настроениям. Экстравертированный тип. Высокая контактно­сть, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе, в семье уступают лидерство другим. Готовность вниматель­но выслушать другого, выполнить просьбу, исполнительность. Подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность по­ступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов. Интровертированный тип. Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Любят одиночество; вступают в конфликты редко. Эмоционально холодные идеалисты, слабо привязанные к людям. Сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что. Значительно чаще встречаются не "чистые" типы, а смешанные формы акцентуаций: типы промежуточные - результат одновременного развития нескольких типических черт; типы амальгамные — напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру, образующиеся по определенным законам.

Характеристика модели Большой Пятерки

Говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт. Черта — это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения. Ученые определили множество черт личности, и большинство психологов согласны с тем, что черты, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархии. Пять основных черт, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархической модели личности «Большая пятерка». Автор: Джеймс Л. Адамс, заслуженный профессор Стэндфордского университета, консультант общественных и коммерческих организаций. В иерархической модели личности — «Большая пятерка» — сверху расположены пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Каждая черта состоит из различных особых черт. Например, экстраверсия (склонность к положительному отношению к жизни) состоит из таких специфических черт, как положительный эмоциональный настрой, общительность и душевность. Черты «Большой пятерки» и специфические черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания.
Аспекты личности модели «Большая пятерка» Экстраверсия Невротизм Уживчивость Добросовестность Открытость опыту
Особые черты, относящиеся к «Большой пятерке» Положительный эмоциональный настрой Общительность Душевность Беспокойство Застенчивость Уязвимость Доверчивость Прямота Отзывчивость Компетентность Любовь к порядку Самодисциплина Фантазия Действия Идеи

Каждая из общих и специфических черт представляет собой континуум, в который может быть помещен некоторый аспект личности. Любая черта личности человека может располагаться в этом континууме сверху, внизу, посередине или где угодно. Пример.

1. Экстраверсия. Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, — это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты — люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны. Интроверты — люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми. На работе экстраверты чаще, чем интроверты, испытывают положительные эмоции, чувствуют удовлетворение от своей работы, и в целом их мнение об организации и окружающих людях можно охарактеризовать как позитивное. Экстраверты быстрее идут на контакт с сослуживцами. Они могут отлично работать там, где требуются частые контакты с людьми, например, в области продаж или в сфере обслуживания клиентов.

2. Невротизм. В отличие от экстраверсии невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно. Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим. Люди, в большой степени склонные к невротизму, чаще других испытывают отрицательные эмоции и переживают длительный стресс по различным поводам. Люди, склонные к невротизму, чаще испытывают на работе отрицательные эмоции, чаще переживают стрессы и в целом отрицательно относятся к обстановке в своей организации. Люди с высоким показателем невротизма могут отрезвляюще воздействовать на коллег, указывая на недостатки принимаемого совместно решения. Люди с низкой степенью невротизма редко испытывают отрицательные эмоции и не столь критичны и пессимистичны, как их высоконевротичные коллеги.

3. Уживчивость. Уживчивость — это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью. Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе. Низкая степень уживчивости может быть полезной в таких профессиях, которые требуют от человека несговорчивости, например, сборщик налогов или сержант, муштрующий роту. С уживчивыми людьми в целом легко найти общий язык, они «командные игроки». Уживчивость может быть ценным качеством в сферах, где требуется налаживать хорошие отношения с людьми.

4. Добросовестность личности. Это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности.

5. Открытость опыту. Эта черта показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски. Чтобы эта черта работника проявилась в творческом и инновационном поведении, организации нужно убрать препятствия с дороги инноваций. Кроме того, надо определить должность и должностные обязанности как можно более широко, чтобы открытость опыту могла послужить рождению новых идей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.