Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свойства центральной нервной системы (СНС) в школе Б.М. Теплова – В.Д.Небылицына 6 страница



В структуре морального самосознания выделяют три компонента. Когнитивный компонент представляет собой сочетание нравственных принципов, знаний, представлений, понятий, суждений, осознаваемых личностью собственных моральных качеств. Эмоциональный компонент отражает эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе, моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений. Поведенческий компонент — готовность к определенному образу действий, а также определяет уровень личностной ответственности за собственное поведение. Исследования, направленные на изучение морального сознания граждан современной России, Китая, США, показали, что моральное самосознание многомерно, характеризуется сложной структурой и отдельные категории морального сознания могут быть детерминированы разными психологическими и социальными факторами (культура, пол, возраст и т.д.). В моральном самосознании сосуществуют и психологически совместимы морально-ценностные принципы, и феномен аморализма. Феномен аморализма является системообразующим признаком в моральном сознании. Дескрипторы аморализма в гораздо большей степени дифференцируют индивидов, чем моральные ценности и принципы. Способы решения моральных дилемм прямо не связаны с моральными ценностями: разные типы морального сознания могут прийти к одному решению на основании совершенно разных моральных ценностей и принципов. Моральные ценности, аморализм, способ решения моральных дилемм, тактичность, цели жизни автономны, это разные сферы морального самосознания, каждая из которых имеет собственные измерения. Усвоение и присвоение принятых в обществе социальных норм осуществляется ребёнком в деятельности через переживание, осознание и сознательное принятие. Пиаже считал, что моральное самосознание состоит из запретов, которое определяют, что «хорошо», а что «плохо» и моральное развитие связано с изменением отношения к этим понятиям. Пиаже выделил две стадии и этом процессе: мораль принуждения и мораль кооперации. Мораль принуждения характеризуется эгоцентризмом ребенка, его неспособностью посмотреть на ситуацию с позиции другого, оценить его мотивы поведения и желания. В этом возрасте суждения ребенка сильно зависят от взрослого, поэтому в моральной сфере содержаться запреты, услышанные от взрослых. На стадии морали кооперации ребенок уже сам способен встать на место другого, тем самым постепенно изменить своё отношение к запретам. На этой стадии ребенок понимает, что запреты являются относительными, и придерживается их не из-за требования авторитетного лица, а потому что сам считает их необходимыми. Для того чтобы произошел переход от одной стадии к другой необходимо три важных условия: повышение уровня интеллектуального развития; освобождение от подчинения авторитетному лицу; общение со сверстниками. Л.Кольберг, основываясь на концепции Ж. Пиаже полагал, что в состав морального самосознания входят нормы справедливости. Он выделил три основные уровня развития морального самосознания: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Все эти уровни имеют две стадии. На преконвенциональном уровне выделяют стадию гетерономной морали, где соблюдение норм подчиняется власти авторитетного лица из-за желания избежать наказания. Вторая стадия — это стадия инструментального индивидуализма и равного обмена. На этой стадии справедливость рассматривается как система взаимовыгодного обмена благами. Конвенциональный уровень характеризуется пониманием того, что необходимо выполнять ряд определенных правил для того чтобы сохранить целостность общества. На этой стадии происходит ориентация на социальный закон, правило которого должны выполняться полностью, за исключением некоторых неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными нормами. Постконвенциональный уровень самый высокий уровень развития морального самосознания. На этом уровне человек руководствуется безличными моральными нормами. Человек сам для себя выбирает единственную систему моральных норм и правил, а затем следует ей. Некоторые последователи Колберта предполагают, что моральное развитие состоит из сменяющих друг друга когнитивных схем. Когнитивный подход предлагает рассматривать моральное развитие по четырем критериям: 1) качественно различные стадии мышления; 2) инвариантный порядок, на темп развития которого влияет культурный фактор, но не может изменить последовательность стадий; 3) целостная структура стадии; 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы, чем низшие. Данная концепция широко применяется несмотря на критику и по-прежнему остается главной теоретической основой для разработки программ морального воспитания и образования. В концепции просоциального поведения Н. Айзенберга основное внимание уделено развитию альтруизма, которое определяется как добровольное, целенаправленное поведение в пользу другого человека, не мотивированное наградой или наказанием. В этом поведении принято считать главными такие эмоции как эмпатия, симпатия или дисстрес. Было замечено, что с увеличением возраста и в ходе преодоления эгоцентризма связь эмпатии и альтруистическогоповедения становится ярче выражена. Также на просоциальное поведение человека влияют просоциальные аффекты, а именно гордость, стыд и чувство вины. В концепции Н. Айзенберга альтруистическое поведение включает в себя три вида атрибуций: положительное восприятие себя и других людей; осознание своих альтруистических мотивов; объективная оценка потребностей другого человека и объективной необходимой помощи ему. Таким образом, альтруистическое поведение выступает как последовательность социально-когнитивных операций: учет точки зрения другого, формирование мотивации альтруистического поведения, эмпатия, оценка собственных компетенций в оказании помощи.[

4. Возможности и ограничения разных видов методик исследования индивидуальных различий

Методы дифференциальной психологии

1. Общенаучные методы. 2. Собственно психологические методы: - интроспективные (самонаблюдение, самооценка) - психофизиологические (методика измерения кожногальванических реакций, ЭЭГ, методика дихотомического прослушивания …) - социально-психологические (все виды опроса, социометрия…) - возрастно-психологические (поперечные и продольные срезы) - анализ продуктов деятельности - тестирование. 3. Психогенетические методы. 4. Математические методы Номотетический подход – ориентирован на общее, психологию объяснения (количественные методы, статистика). Идиографический подход – ориентирован на единичное, психографию, психологию понимания (качественные методы, описание случая). Психогенетические методы: 1) генеалогический метод – метод исследования семей, родословных (использовал Ф.Гальтон); 2) метод приемных детей; 3) Близнецовый метод: метод контрольных групп, метод разлученной близнецовой пары, метод близнецовой пары, метод контрольного близнеца. Организационные методы исследования: - вариационное (горизонтальное, срезовое) – изучается один признак у многих индивидов; - сравнительное – изучаются два и более индивидов в отношении многих признаков; - лонгитюдное – изучаются индивиды на протяжении длительного времени; - психографическое – изучаются много признаков у одного индивида.

L-, T-, Q-данные в дифференциально-психологическом исследовании

Это вопрос о типах эмпирических данных в психологическом исследовании. Психологические данные могут рассматриваться как результаты реализации отдельных эмпирических методов (наблюдение, эксперимент, психологическое шкалирование, психодиагностика) и как фиксируемые при разных методиках показатели. В обсуждении психологических данных большое значение имеет ряд аспектов. Тип данных и критерий воспроизводимости, т.е. возможности повторных исследований с получением тех же феноменов и закономерностей. Проблема надежности данных и их интерсубъективности (возм. быть получ. разными исследователями). Надежность данных условие оценки валидности эксперимента. Критерий объективности данных (Теплов): соответствие выбираемых методик гипотезе и цели исследования. Оценка репрезентативности. Разные типы эмпирически фиксируемых показателей в неодинаковой степени имеют привязку к определенным структурам организации исследований. Кроме того, не все способы эмпирической фиксации психологической реальности могут быть использованы в экспериментальных схемах или при реконструкции психологических переменных. Одним из наиболее известных примеров классификации психологических методов с точки зрения критерия типа эмпирических данных, т.е. связи психологических данных со способом их получения исследователем, является классификация британского и американского психолога Р. Кеттэлла. Он предложил отличать следующие типы данных: L, Т и Q (от английских названий: L — life record, Т — test и Q — questionnaire). L-данные являются жизненными документами (например, анамнез), они получены в более ранних исследованиях или их поставляет сам испытуемый (либо другие люди, описывающие события его жизни) в ходе актуально проводимого исследования. Неважно, каким конкретно методическим приемом получены эти данные: в результате беседы, внешнего наблюдения, анализа самоотчетов, опроса, свидетельств других людей и т.д. Общим их радикалом является то, что это свидетельства прошлого, фиксация в той или иной форме продуктов прошлой психической деятельности (испытуемого, пациента или «клиента»). Таким образом, они могут быть оценены только как исторические документы, хотя в принципе могут быть получены неоднократно. Соответственно при их интерпретации психолог должен реализовать какие-то нормативы анализа документов. При интерпретации результатов, полученных на основе L-данных, психолог может воспользоваться одним из сложившихся в историографии приемов: например, задать вопрос, почему то или иное событие не отражено в документе. Т- и Q-данные в классификации Кеттэлла имеют общее свойство – то, что они получены в актуально проводимом исследовании, т.е. психолог может осуществлять какие-то формы контроля при их получении и фиксации. Эти данные могут быть им перепроверены актуально – путем продолжения сбора эмпирического материала. Таким образом, в отличие от L-данных, Т- и Q-данные допускают их анализ по тем схемам, которые не могли быть реализованы по отношению к «историческим» документам. Хотя и здесь следует учитывать разницу в моментах фиксации события и его места во времени – до или в период проведения исследования. T – данные являются результатами тестов, в которых фиксируют некокторые показатели достижения. Особенность этих данных – их дифференциально-психологический характер. Сопоставление достижений одних испытуемых с другими.

Близнецовый метод (БМ) в исследовании черт личности

БМ – это метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека. Предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. Близнецовый метод имет разновидности: метод контрольных групп, метод разлученной близнецовой пары, метод близнецовой пары, метод контрольного близнеца. Отечественная психогенетика в научно-дисциплинарном плане в значительной степени является аналогом зарубежной генетики поведения (behavior genetics – BG). Более того, в силу известных обстоятельств, связанных с репрессиями отечественной психогенетики в 1930-е годы, зарубежные поведенческо-генетические исследования (далее – BG-исследования) исторически получили значительно более широкое развитие во многих направлениях, в том числе – в изучении индивидуальных различий личностных черт. В силу этого даже такое общепризнанное направление психогенетических исследований, как изучение наследственной и средовой обусловленности главных, генерализованных, максимально обобщенных личностных черт «Большой Пятерки» (BF-исследования), в отечественной психогенетике до сих пор представлено лишь немногочисленными отдельными публикациями. При этом одним из основных методов подобных BG-исследований является близнецовый метод, состоящий в сравнении развития искомых черт у монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов. 1. Формирование методологии BG-BF-исследований Концепция BF разрабатывалась с 1960-х годов многими авторами. В состав BF входят: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, доброжелательность (agreeableness) и сознательность (conscientiousness). Одним из главных результатов длительного развития подобных исследований является постепенно сформировавшаяся общая методология их проведения, в которой можно выделить 4 взаимосвязанных направления. Первое направление включает общие, ставшие фактически общепринятыми правила организации близнецовых BG-BF-исследований, а также соответствующие правила обработки и анализа полученных эмпирических данных. В качестве примеров подобных правил можно привести следующие: имеющую принципиальное значение фактическую допустимость заполнения близнецами личностных опросников самостоятельно, в домашних условиях; не менее принципиальный критерий наличия неаддитивности (доминирования – dominance) генетических факторов, состоящий в том, что отношение внутрипарных МЗ корреляций к ДЗ корреляциям больше, чем два; ставший трдиционным критерий выявления генетических влияний – близнецовые корреляции указывают на генетическое влияние, если корреляции МЗ близнецов выше, чем ДЗ близнецов; допустимость использования опросных листов с пропущенными данными с помощью применения средних значений; критерий оценки значимости результатов двухфакторного анализа соответствия моделей – генетические и средовые корреляции, для которых 95 % доверительный интервал не содержит нуля, являются статистически значимыми на уровне p<0,05; требование проверки однородности выборок МЗ и ДЗ близнецов по выраженности изучаемых черт; предварительная (до проведения структурно-генетического анализа) корректировка данных близнецовой выборки по полу и возрасту с помощью регрессионного метода. Второе направление – создание и непрерывное совершенствование психодиагностического инструментария для измерения личностных черт BF. В ранних BG-исследованиях личностных черт использовался разнообразный методический инструментарий, созданный пока еще вне рамок концепции BF: личностные опросники Айзенка EPQ и EPI, «Калифорнийский психологический инвентарь» (CPI), «Многофакторный личностный опросник» (MPQ) и др. Постепенно наибольшее распространение в качестве инструментов измерения факторов BF получили опросники, созданные P. T. (Jr.) Costa, R. R. McCrae, которые неоднократно модернизировались и перерабатывались. Так, в 1985 году был создан опросник NEO-PI (NEO Personality Inventory), вскоре получивший широкое применение, в том числе, в BG-исследованиях. Данный опросник обеспечивал измерение всех пяти факторов BF, а также включал в себя измерения для субшкал (facets), определяющих факторы нейротизма, экстраверсии и открытости для опыта. В 1992 году появилась пересмотренная версия этого опросника –NEO-PI-R, имеющая высокий уровень внутренней надежности шкал, в которую, в частности, были добавлены субшкалы для двух оставшихся факторов – доброжелательности и сознательности, а также была создана сокращенная версия опросника – NEO-FFI (NEO Five-Factor Inventory). Как отмечают многие авторы, NEO-PI-R имеет хорошо обоснованные психометрические свойства и используется в многочисленных исследованиях по всему миру. Третье направление связано с совершенствованием методов и средств решения ключевой для применения близнецового метода проблемы – определения зиготности близнецов, т. е. их разделения на МЗ и ДЗ. С этой целью чаще всего применяют соответствующие опросники, один из наиболее известных вариантов которых разработали еще в 1966 году R. C. Nichols, W. C. Bilbro. Несмотря на значительное время, прошедшее с момента его создания, данный опросник попрежнему широко используется в BG-BF-исследованиях, чему способствует, по-видимому, его краткость (он содержит всего 16 вопросов), а также конкретность содержания вопросов, которые касаются физического сходства близнецов (роста, цвета глаз, цвета и текстуры волос, общего внешнего вида, частоты, с которой их ошибочно принимают одного за другого, и т.д.). Кроме того, весьма важной является удивительно высокая точность данного опросника, составляющая более 90 % точности, которую при определении зиготности дает лабораторный молекулярно-генетический анализ, основанный на выявлении маркеров одинаковых генов. Четвертое направление – совершенствование математического аппарата и программного обеспечения структурно-генетического моделирования, ставшего фактическим стандартом современных BG-BF-исследований. K. G. Jöreskog, D. Sörbom на протяжении многих лет развивали программный комплекс LISREL, получивший в процессе своего совершенствования множество модификаций. Данный комплекс позволяет, в частности, осуществлять структурно-генетическое моделирование с учетом влияния возраста и пола. Другим известным программным средством, реализующим моделирование структурными уравнениями и широко применяемым в BG-BF- исследованиях, является программный пакет Mx. Таким образом, можно констатировать, что методология близнецовых BG-BF-исследований получила к настоящему времени мощное и разностороннее развитие. Вместе с тем, говорить о ее полноте и завершенности пока не приходится, и основания для такого вывода дает сравнительный анализ имеющихся в литературе результатов BG-BF-исследований. Нейротизм. В большинстве BG-BF-исследований нейротизма выявлено наличие значимых генетических влияний (от умеренных до сильных) при малых или полностью отсутствующих влияниях разделенной среды. Оценки широкой наследуемости иногда значительно различаются: от 41 % до 74 %. Вклад неаддитивных (Аддитивность и неаддитивность — это взаимосвязанные понятия научного дискурса, выражающие типы соотношений между целым и составляющими его частями, то есть частью и целым.) генетических эффектов чаще всего оценивается как отсутствующий (0 %) либо небольшой (0–30 %). Вклад разделенной среды обычно оценивается как отсутствующий. Вклад неразделенной среды оценивается как существенный, но сами оценки вариативны: 39–59 %. Таким образом, в результатах по нейротизму особых противоречий не выявлено, хотя имеются некоторые расхождения в оценках. Экстраверсия. Наличие ее генетической обусловленности признается практически всеми авторами. Оценки широкой наследуемости в целом достаточно близки: 43-61 %. Вместе с тем, наличие генетической неаддитивности здесь является дискуссионным. Таким образом, по экстраверсии имеется серьезное противоречие в оценках генетической неаддитивности. Открытость для опыта. D. J. Bem теоретически обосновал незначительную генетическую обусловленность данного фактора; вместе с тем, другие авторы считают данную обусловленность значимой. При этом, наследуемость данного фактора, по мнению одних, обусловлена исключительно неаддитивными генетическими эффектами, в то время как другие авторы оценивают вклад неаддитивности как 0 %. Вклад разделенной среды оценивается как отсутствующий, либо незначительный (0–6 %). Вклад неразделенной среды оценивается как существенный при широкой вариативности оценок: 28 %-61 %. Таким образом, по открытости для опыта выявлено противоречие в оценках генетической неаддитивности и существенная вариативность оценок широкой наследуемости, равно как и вклада неразделенной среды воспитания. Доброжелательность.A. Caspi, D. J. Bem теоретически обосновали ее незначительную генетическую обусловленность. С этим согласуется подход McCrae & Costa, согласно которому «Доброжелательность», равно как и «Сознательность», могут рассматриваться как аспекты характера, которые могут быть сформированы, в первую очередь, в процессах социализации, включающих родительскую любовь и дисциплину. Этот вывод подтверждает ряд оценок широкой наследуемости: например, 0–20 %. В то же время другие авторы показывают, что доброжелательность имеет сущесвенную наследуемость, давая следующие оценки ее широкой наследуемости: 27–63 %. A. Tellegen et al., использовав опросник MPQ, оценили наследуемость фактора «Агрессии» (альтернативного доброжелательности) в 44 %.]. Таким образом, по доброжелательности выявлено противоречие в оценках широкой наследуемости и существенная вариативность оценок вклада как разделенной, так и неразделенной среды. Сознательность. Как и для ряда других факторов BF, A. Caspi, D. J. Bem теоретически обосновали незначительную генетическую обусловленность сознательности. Вместе с тем, другие авторы считают такую обусловленность значимой. Оценки широкой наследуемости: 11–68 %. Таким образом, по «Сознательности» выявлено противоречие в оценках роли генетического доминирования и существенная вариативность оценок вклада широкой наследуемости и неразделенной среды. Итак, несмотря на интенсивное развитие в зарубежной генетике поведения BG-BF-исследований, полученные в этом направлении результаты нередко содержат расхождения, а иногда и противоречия. Несмотря на отмеченные противоречия, BG-BF-исследования являются мощным средством выявления наследственной и средовой обусловленности индивидуальных различий личностных черт. Перспективы развития подобных исследований связаны со следующими тенденциями, способствующими устранению, по крайней мере, некоторых из выявленных противоречий. Первая тенденция – дальнейшее совершенствование психодиагностического инструментария для определения личностных черт. В частности, весьма характерным фактом, отражающим, в первую очередь, наблюдаемое расширение кросс-культурных BG-BF-исследований, является создание невербальной формы опросника NEO-PI-R, получившей название FF-NPQ. Другой важной тенденцией BG-исследований личностных черт является выявление взаимосвязи факторов BF с иными чертами, существенными для развития, поведения и всей жизнедеятельности человека. Примерами подобных исследований, получающих интенсивное развитие, могут служить работы, посвященные изучению связи наследственно-средовой обусловленности факторов BF с такими чертами личности, как недавно введенный конструкт «ментальная устойчивость»; показатели пограничного расстройства личности; факторы «Темной Триады» (нарциссизм, макиавеллизм, психопатия), стили юмора, групповая идентичность и др. Следующей тенденцией, набирающей популярность в современных BG-BF-исследованиях, является применение метода метаанализа, в соответствии с которым повторному углубленному анализу подвергаются результаты сразу нескольких BG-BF-исследований. Такой анализ позволяет, в первую очередь, выявить наиболее общие, инвариантные результаты по наследственной и средовой обусловленности личностных черт, воспроизводимые в разнообразных исследованиях, выполняемых с помощью различных методических средств определения личностных черт, на различных в кросс-культурном отношении выборках испытуемых, с помощью различной методологии организации психогенетического анализа (близнецовый метод, метод приемных детей и др.).
       

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.