Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Petite Bibliotheque Payot/10 3 страница



Безусловно, важно подчеркнуть влияние социально-культур­ных факторов на поведение гипнотизируемых. Однако они не ка­жутся нам столь решающими, какими представляются Огпе. Они взаимодействуют с психобиологическими факторами. Различные «паттерны» могут сосуществовать. К тому же не совсем верно то, что в конце XVIII в. у всех гипнотизированных возникали конвуль­сивные кризы. Даже среди окружавших пресловутый металличес­кий чан Месмера не у всех постоянно наблюдался приступ конвуль­сий: некоторые из пациентов прогуливались и разговаривали меж­ду собой. Имеются многочисленные тому свидетельства. Приведем некоторые из них. Mahon (1752-1801), судебно-медицинский экс­перт и историк медицины, присутствовавший на сеансах Месмера, писал в 1784 г: «Я видел людей в таком состоянии, какое описыва­ют у лунатиков, с открытыми, но неподвижными глазами, не произ­носивших ни слова, но знаками показывавших, что они хотели; ка­залось, они слышали то, что им говорили относительно их поведе­ния.., уверяя потом, что ничего не помнят из того, что было» (пост­магнетическая амнезия) [Mahon, 1784, р. 3-4].

Швейцарский теолог Шарль Мулинье (1757-1824) также со­общает, что в окружении Месмера одна юная служанка 13 лет, буду­чи подвергнутой магнетизации, вела себя, как настоящий лунатик (Moulinie, 1784).

Ряд описаний поведения больных в состоянии сомнамбулиз­ма приведен в знаменитом докладе Bailly (1784): «Больные ищут контакта, спешат навстречу друг другу, улыбаются, ласково разго­варивают и стремятся взаимно облегчить приступы конвульсий».

Анонимный автор, который присутствовал на опытах Месме­ра, заявляет (датировано 3 сентября 1784 г.), что он видел, как в состоянии сомнамбулизма пациенты указывали локализацию забо­левания у других участников группового сеанса (известно, что спо­собность диагностировать в то время считалась особенностью лу­натиков).

В докладе знаменитого ботаника Jussieu (1784) описывается, в частности, один случай, когда «молодой человек спокойно прохо­дил по залу, часто прикасаясь к больным... Придя в нормальное со­стояние, он разговаривал, не припоминая ничего из происшедшего, и больше не мог магнетизировать. Я ничего не понял из того, что многократно повторялось на моих глазах».

Gauthier (1842) сообщает в своей «Истории лунатизма» о 25-летней девушке, у которой в магнетическом состоянии, вызванном ассистентом Месмера доктором Обри, часто наблюдались явления сомнамбулизма. Однажды, когда она находилась в таком состоянии в отсутствие этого доктора, никто не смог разбудить ее окончатель­но, и она дошла до дома доктора Обри, ибо только он мог ее «раз-магнетизировать».

Примерно к тому же времени относится известный случай с пастухом, загипнотизированным Puysegur. В гипнотическом состо­янии у него практически не наблюдалось никаких выраженных дви­гательных реакций. В таких условиях трудно говорить о том, что загипнотизированный играл роль (role-taking).

Американский автор Pattie, напоминая об открытии Jussieu постмагнетической амнезии, замечает: «Эта амнезия, до тех пор неизвестная, не могла в то время сыграть особую роль». (О пост­магнетической амнезии сообщалось еще до Jussieu, как указыва­лось выше, но это не меняет сути проблемы.)

Следовательно, в эпоху Месмера бурные кризы возникали не всегда. Вместе с тем подобные кризы можно наблюдать и сегодня при гипнотизации явно истерических особ.

Вероятно, что первая пациентка Месмера страдала истерией. Такое поведение, должно быть, импонировало Месмеру по моти­вам контртрансферентным и рациональным (криз являлся целитель­ным эпилогом). Месмер был убежден в целебном действии кризов, и в дальнейшем его пациенты воспроизводили такое поведение пу­тем подражания. Метр рассматривал сомнамбулизм как вторичный нежелательный эффект магнетического состояния, но мы думаем, что, напротив, конвульсивный криз означает преобладание истери-

ческого в этом состоянии. Итак, по-видимому, уже во времена Мес­мера в магнетических состояниях проявлялась вся гамма гипноти­ческих феноменов. Тем не менее эта проблема весьма сложна, по­скольку трудно отделить искренние проявления от симуляции (со­знательной или бессознательной). Интересно отметить, что старые авторы уже принимали во внимание этот аспект проблемы. В «Сек­ретном докладе», опубликованном вместе с официальным докла­дом членов Королевской комиссии, сказано: «Существует еще одно средство вызывать конвульсии, средство, об использовании которо­го члены комиссии не имеют прямых и неоспоримых доказательств, но о существовании которого могут подозревать. Это симулирован­ный1 криз, который служит сигналом или определяющим фактором для возникновения множества других кризов посредством имита­ции» [Rapport, 1784, р. 515]. Charles de Villiers (1787) пишет во «Влюбленном Магнетизере» (стр. 133): «Я думаю, что воображе­ние2 играет весьма существенную роль в магнетизме (и я не усмат­риваю в этом ничего дурного, поскольку вижу в нем лишь духовное начало). Вероятно, сомнамбулизм, возникший впервые, не был ре­зультатом воображения, но когда этот эффект стал известным, то больной, страдавший сомнабулизмом, мог легко повторно впадать в подобное состояние вследствие собственного душевного настроя, будучи хорошо осведомлен в том, что дерево или чан3 способны его вызвать. Я отнюдь не уверен в подлинности такого сомнамбулиз­ма».

Мы склонны думать, что существует несколько разновиднос­тей сомнамбулизма, среди которых истинный, «настоящий», сомнам­булизм представляет собой адаптивное психобиологическое состо­яние, а более поверхностный, «приобретенный», является резуль­татом имитации. Ввиду этого не приходится удивляться утвержде­нию Weitzenhoffer, что он за многие годы экспериментирования на сотнях субъектов встретил не более десятка подлинных сомнамбул. Мы не производили таких подсчетов. Наш опыт был поневоле бо­лее ограниченным, поскольку наш «экспериментальный материал»

1 Это слово выделено в тексте доклада.

2 Если истолковывать слово «воображение» согласно современному понима­нию, можно констатировать, что оно отражает два пласта нашей личности: оно имеет отношение или к глубоко эмоциональной жизни со всеми присущими ей психоаф­фективными сдвигами, или к интеллектуальному аспекту нашей личности, к ее куль­турной деятельности (обучение, подражание).

' Металлический блестящий чан — атрибут гипнотических сеансов в эпоху Месмера. — Примеч ред.

составляли главным образом больные, а не нормальные субъекты, как в Соединенных Штатах, где обычно для этой цели пользуются услугами студентов. Но мы знаем, что «удачные случаи» редки. Небезынтересно отметить, что наши «лучшие случаи» были пред­ставлены индивидуумами со спонтанным сомнамбулизмом или с феноменом раздвоения личности.

На основании опубликованных работ старых авторов можно предположить, что раньше сомнамбулизм встречался чаще. Но ут­верждать это трудно. Если данное предположение справедливо, то возникает вопрос: каким было соотношение «подлинного» и «по­верхностного», имитационного сомнамбулизма? Если первая из этих двух категорий была более многочисленной, чем в настоящее вре­мя (и это вероятно), то надо признать, что тип («паттерн») экспрес­сивного поведения изменился. Это верно по отношению к истерии. У некоторых слаборазвитых народов мы еще встречаем формы по­ведения, которые не свойственны более развитым народам. Все это возвращает нас к вопросу о социально-культурных влияниях, зна­чение которых особенно подчеркивал Огпе и исследование кото­рых, несомненно, представляет большой интерес. Мы сделали ого­ворки лишь по поводу одного из слишком смелых его предположе­ний относительно того, что «наивных» субъектов практически боль­ше нет.

Такое утверждение кажется нам слишком категоричным. Во Франции, где гипноз в настоящее время в немилости, как мы уже отмечали, нередко можно встретить пациентов, не имеющих ника­ких предварительных сведений об этом предмете. Однако реакция пациентов, ничего не знающих о психотерапии, которую к ним при­меняют, не отличается от реакции других пациентов. Поскольку трудно предположить, что эта реакция целиком определяется гип­нотизером, то приходится думать о существовании специфическо­го механизма, представленного в различных вариантах. Этот меха­низм в его элементарной форме выявляется в гипнозе животных. Он обусловливает адаптивное поведение, изменяющее взаимоотно­шения животного с окружающей средой и характеризующееся пре­кращением двигательной активности (см. далее «Гипноз живот­ных»). У человека в первой стадии гипноза также тормозится ак­тивность двигательного аппарата — инструмента исследования ок­ружающего мира. Нам возразят, что пациент в состоянии сомнам-

булизма ходит. Это объясняется тем, что у человека вступают в игру психодинамические феномены; можно сказать, что гипнотизируе­мый ходит не по своей воле, а по воле гипнотизера.

Американский исследователь Barber (1961,1962) шел по пути, намеченному еще Бернгеймом. Он пытался доказать, как и глава школы Нанси, что все феномены, названные гипнотическими, а именно — изменение под гипнозом различных физиологических функций (сенсорных, кровообращения, желудочно-кишечных и др.), можно посредством внушения получить у предрасположенных субъектов и в состоянии бодрствования.

Это уподобление гипноза внушению выдвигает проблему, к которой мы вернемся позже. Ограничимся пока замечанием, что сторонники этой точки зрения продолжают использовать гипноти­ческие приемы, чтобы добиться феноменов, для получения кото­рых (по логике вещей) достаточно было бы внушения наяву. Такую непоследовательность проявил даже Бернгейм.

Работы Barber представляют несомненный интерес. Они по­казывают, что и в состоянии бодрствования для возникновения пси­хофизиологических реакций имеет значение фактор взаимоотноше­ний. Однако эти работы не облегчают понимания гипноза. Гипно­тическое воздействие, включающее в себя воздействие сенсомотор-ное и эмоциональное, вызывает изменение сознания, связанное с особым интерсубъективным опытом, что рассматривается некото­рыми учеными как регрессия. В большинстве случаев гипноза про­является повышенная внушаемость, но некоторые психодинамичес­кие констелляции могут ее подавлять. Когда внушаемость проявля­ется в гипнозе, внушение может оказать гораздо более глубокое воздействие, чем внушение в состоянии бодрствования. Примером возможности гипноза может служить выполнение с его помощью такого серьезного хирургического вмешательства, как лапаротомия, что не было осуществлено в экспериментах Barber. Такого рода по­пытка стала предметом душераздирающего представления, пред­положенного французским телевидением (знаменитая передача в феврале 1963 г.): больной, получивший «установку», но не загипно­тизированный, был подвергнут аппендэктомии, во время которой он проявлял все признаки чрезмерных страданий.

Weitzenhoffer(1953,1957,1963), будучи вначале под сильным влиянием Bernheim и Hull, считал, что возможность воздействия в гипнозе определяется внушаемостью. Но впоследствии он, по-ви­димому, изменил свою точку зрения, так как в одной из последних

работ признал, что гипноз содержит в себе «нечто другое». Он до­бавляет, что сам Bernheim никогда не был так категоричен, как час­то думают, и что он признавал существование некоего «гипноти­ческого состояния», которое нельзя сводить только к внушению.

По мнению Weitzenhoffer, по существу нет противоречий меж­ду тем, что писал Бернгейм в 1887 г., когда он еще различал эти два состояния, и тем, что он писал в 1903 г., когда различия между ними начали стираться, и взгляды Бернгейма за данный период не пре­терпели значительных изменений.

Мы же думаем, что в его работе 1903 г. выявилось некоторое изменение точки зрения. Правда, при этом обнаружилась и опреде­ленная двойственность суждений, от которой Бернгейм никогда не мог освободиться. Она присутствует и в более поздних его работах, в которых он полностью отрицает существование собственно гип­нотического состояния, независимого от внушаемости. Эта двой­ственность снова проявляется в последней формулировке его идей в 1917 г. (за 2 года до смерти). Он пишет по поводу феноменов, именуемых гипнотическими: «Все эти феномены не являются ре­зультатом особого состояния, называемого гипнотическим, посколь­ку их можно вызвать в состоянии бодрствования у субъектов, кото­рых никогда не усыпляли и которые никогда не видели, как усыпля­ют других. У внушаемых индивидуумов посредством словесного внушения наяву также можно добиться обезболивания, галлюцина­ций, действий по приказу и т. д., которые вызываются у них и в состоянии спровоцированного сна. Значит, вовсе не этот сон обус­ловливает внушаемость. Состояние сна и гипнотическое состояние, или состояние внушаемости, следовательно, не связаны друг с дру­гом (подчеркнуто нами. - Л. Ч.). Иначе я могу сказать: гипнотизма нет, а есть только внушаемость» (подчеркнуто автором) [Bernheim, 1917, р. 46-47].

На возражение, сделанное ему по поводу того, что его утвер­ждение внушено любовью к парадоксам и внушаемость есть не что иное, как гипнотизм наяву, Бернгейм ответил еще более категорич­но: «Точнее было бы сказать: гипнотизм — это внушаемость в со­стоянии сна». Здесь внутреннее противоречие становится явным, и оно усиливается, когда автор добавляет: «Необходимо ещё, как я уже говорил, чтобы сон был неполным». Но что такое «неполный сон?» Существует ли он? Если да, то это не что иное, как внушае­мость. Впечатление противоречивости не исчезает, когда Бернгейм старается уточнить свои идеи. Он продолжает: «Сон не является

необходимостью для возникновения феноменов внушаемости. Их можно было бы обнаружить непосредственно в состоянии бодрство­вания, минуя необязательное посредничество провоцированного сна; тогда и слово «гипнотизм» не появилось бы, а идея особого магнетического или гипнотического состояния, вызванного специ­альными действиями, не была бы связана с этими феноменами. Внушение родилось из древнего гипнотизма, как химия родилась из алхимии». Эти рассуждения Бернгейма, высказанные столь кате­горично, не представляются нам бесспорными. В самом деле, ведь существует состояние, определяемое Бернгеймом (и другими) как «неполный сон», «спровоцированный сон», которое является все же чем-то иным, отличным от чистой внушаемости. Именно это «не­что иное», этот неполный сон остается неуловимым, непостижи­мым, хотя существование его засвидетельствовано веками, а его изучение с конца XVIII в. вызвало столько страстей.

Определенная «слабинка» в теории Бернгейма, о которой мы только что говорили, позволяет выдвинуть предположение о том, что им бессознательно не была полностью принята абсолютная тож­дественность гипноза и внушаемости и что его позиции, все более и более категоричные по отношению к гипнозу, не всегда соответ­ствовали глубокому убеждению. Нам кажется, что частично они обусловлены той борьбой, которую Бернгейму приходилось вести на двух фронтах: с одной стороны, атаки школы Сальпетриера, ко­торая после смерти Шарко и краха соматической теории гипноза стала отрицать само существование гипноза, с другой — возраже­ния морального порядка, выдвинутые против гипноза швейцарс­кой школой (Дюбуа из Берна).

Борьба велась крайне жестко (что, впрочем, часто бывает в дискуссиях, касающихся психологических проблем), причем аргу­менты в спорах нередко носили далеко не научный характер. Все это послужило причиной колебаний Бернгейма и заставило его на­стаивать на том, что гипноза не существует.

Отрекаясь от гипноза, от отстаивал внушение, что вызывало враждебность его прежних сторонников (сформировавших в неко­тором роде третий фронт), которые протестовали против безуслов­ного и простого отождествления гипноза и внушения. Бернгейм (1917) полагал, что «это значит отнять у гипнотизеров весь их пре­стиж»; «они отвергнут меня и исключат из своей среды», — добав­лял он с горечью.

Помимо влияния Бернгейма, некоторые исследователи, рабо­тавшие над теорией гипноза, испытывали также влияние Жане. Они исходили из понятия «диссоциации сознания», суть которой, напом­ним вкратце, заключается в том, что какие-то течения сознания мо­гут «отделяться» и брать на себя «автоматическую» активность. Крайняя степень диссоциации сознания выражается раздвоением личности или появлением так называемых множественных личнос­тей. Подобная диссоциация возникает в состоянии спонтанного со­мнамбулизма или вне его. В литературе описано много примеров такой диссоциации, из которых наиболее известны сообщения о Мари Рейнольде (1811), о Фелиде (сообщение доктора Azam из Бордо в конце XIX в.), а также Элен Смит, описанной в книге Theodore Floumoy в начале XX в. Этот механизм объясняет прово­цированный сомнамбулизм; прочие гипнотические феномены можно рассматривать как проявления неполной диссоциации.

Работы Жане оказали влияние на многих американских авто­ров, среди которых отметим McDougall (1926), Morton Prince (1925-1926), Sidis.

В механизме диссоциации психики важную роль играет бес­сознательное. Но, показав всю важность бессознательного, Жане не интерпретировал его динамически, не подчеркнул его импера­тивность. Этот шаг был сделан Фрейдом, и мы увидим в следую­щей главе влияние его идей на развитие теории гипноза.

5. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Психоаналитические теории гипноза вначале были сконцент­рированы на проблеме удовлетворения инстинктивных желаний ин­дивидуума. С этой точки зрения гипнотическая ситуация создается с помощью особого рода перенесения.

Термин «перенесение», хотя он является одним из наиболее часто употребляемых в психоаналитическом словаре, обозначает по­нятие, определить которое не так легко. Между существующими определениями имеется значительное расхождение. Тем не менее, придерживаясь общего в этих определениях, можно сказать, что под этим термином подразумевается перенесение на личность терапев­та чувств, испытанных пациентом в прошлом по отношению к ли­цам, имевшим для него важное значение, — родителям, лицам, их заменяющим (кормильцам, воспитателям и др.). Термином «контр-

перенесение» обозначается феномен той же природы, но относя­щийся соответственно к чувствам терапевта, перенесенным налич­ность пациента.

Согласно Ferenczi (1852-1909), последователю Фрейда, в гип­нозе возможна реактивация эдипова комплекса с его любовью и стра­хом; отсюда два типа гипноза: «материнский», основанный на люб­ви, и «отцовский», базирующийся на страхе.

Фрейд изложил свои взгляды на гипноз в 1921 г. в своей рабо­те «Psychologie collective et analyse du Moi». По его утверждению, гипнотические взаимоотношения имеют эротическую основу: «Гип­нотические отношения заключаются в неограниченном любовном самоотречении, за исключением полового удовлетворения» [Freud, 1921, р. 128]. Но состояние влюбленности, лишенное прямой сек­суальной направленности, пока не поддается какому-либо разумно­му объяснению, и во многих отношениях гипноз еще трудно по­нять, он продолжает сохранять свой мистический характер (см. там же, с. 129). Автор настаивает и на значении подчинения в гипноти­ческих отношениях. Гипнотизер замещает идеал «я» (сверх «я») субъекта, он играет роль всемогущего отца первобытной орды.

Schilder (1922,1926) также подчеркивает сексуальный харак­тер отношений между гипнотизером и гипнотизируемым и настаи­вает на отождествлении пациента и врача'. Приписывая врачу ма­гическое всемогущество, больной реализует свои собственные ин­фантильные фантазмы.

Вместе с тем Schilder был первым психоаналитиком, привлек­шим внимание к физиологическим, телесным факторам и показав­шим значение их связи с факторами психологическими. Таким об­разом, он открыл плодотворный путь, который должен был привес­ти к обновлению теории гипноза.

Jones (1923) рассматривает проблему в аспекте нарциссизма и структуры «идеала я». Нарциссизм — существенный компонент ауто- и гетеровнушения; в гипнозе, по данным автора, происходит регрессия к аутоэротической стадии развития либидо.

Fenichel (1953) более подробно анализирует сексуальные по­зиции пациента и утверждает, что они направлены на удовлетворе­ние инфантильных прегенитальных влечений пассивно-рецессив­ного типа.

1 На основании своих экспериментов Gill и Brenman считают, что эротичес­кие фантазмы возникают во время гипнотической индукции не чаще, чем при дру­гих психотерапевтических процедурах.

В последние годы гипноз анализируется психоаналитиками

МКпГГпНН0 ВПЛЭНеПСИХ°Л0ГИИ<<Я>>' ВгеПтап (1952),атакже G. и Kn.ght подчеркивают значение изучения психологии «я» для понимания сущности гипноза. Они экспериментально изучали «ко­лебания глубины гипноза» и их отношение к состоянию «я». Рабо­ты этих авторов вскрыли сложность феномена транса, феномена, который не может оцениваться только в плане большей или мень шей глубины.

Мы не располагаем никаким способом измерения глубины транса. Наиболее точный критерий - это высказывания пациента о своих переживаниях в гипнотическом состоянии, конечно при

условии, что он достаточно умен и способен к самоанализу. '

Исследование Brenman, Gill и Knight основано на анализе выс­казывании пациентов. Суммировав ряд наблюдений во время сеан­сов, на которых отмечались колебания глубины транса, авторы пред­ставили их с целью проверки людям, хорошо знавшим биографию больных. Учитывая контекст гипнотического сеанса, эти люди мог­ли даже предугадать, наблюдались ли у данного пациента колеба­ния глубины транса и в каком направлении они происходили Авто­ры пришли к заключению, что углубление или ослабление транса может быть проявлением механизма защиты. Глубина транса меня­ется при нарушении равновесия импульс — защита. Так измене ние глубины транса может следовать за появлением агрессивной эмоции по отношению к гипнотизеру. Пациент впадает в более глу­бокий транс не столько для получения инфантильного сексуально го вознаграждения, сколько для того, чтобы скрыть свою агрессив­ность путем преувеличения своей покорности. Углубление или ос­лабление транса служит то сексуальному вознаграждению то за щите против агрессивных импульсов.

Нам пришлось наблюдать пожилого человека с нарушенным общим состоянием (азотемия, неизлечимая долголетняя бессонни­ца). Большие дозы снотворного, вредно действующие на его здоро­вье, вызывали лишь кратковременный сон. Этот пациент сильная личность типа «менеджера», несмотря на значительную азотемию сохранял бодрость, энергию и представительность, что удивляло его врачей, к которым он относился с агрессивным скептицизмом Вну­шение оказалось успешным, уже на первом сеансе этот человек страдавший бессонницей и употреблявший огромные дозы снот­ворного, мгновенно заснул при простом сигнале; сон сопровождал-42

ся храпом. Он спал все время, пока мы находились рядом. Однако отсроченное суггестивное действие имело только кратковременный эффект.

Такое развитие событий может быть результатом инстинктив­ного вознаграждения, «позволяющего» спать при условии неотступ­ного присутствия терапевта. Это может быть также формой заши­ты, которая имеет целью прервать некоторые формы общения с те­рапевтом.

В совместных с Muriel Cahen исследованиях, часто наблюдая пациентов, способных довольно точно описывать свои пережива­ния в гипнозе, мы могли убедиться в том, что колебания глубины транса являются результатом развития взаимоотношений терапев­та и пациента [Chertok, 1955].

Итак, психоаналитическая теория перенесения дала возможность полнее проанализировать отношения между гипнотизером и гипно­тизируемым. Однако эта теория не дает исчерпывающего объясне­ния, поскольку перенесение имеет место при всех способах психоте­рапии и не является спецификой гипнотических отношений.

Ida Macalpine (1950) показала, что гипнотизация обусловливает мгновенное развитие трансферентных отношений, аналогичных тем, которые устанавливаются в процессе психоанализа, однако в после­днем случае они развиваются постепенно. Механизм создания пере­несения, по мнению автора, идентичен при обоих способах психоте­рапии: пациент оказывается в инфантильной ситуации, к которой он приспосабливается посредством регрессии.

Добавим от себя, что в гипнотических отношениях перенесе­ние обычно управляется вознаграждением: гипнотизер одаривает сво­ими словами, внушение принимается как подкрепление, как хорошая пища.

Fisher (1953) пишет по этому поводу: «Внушения принимаются или отвергаются в зависимости от степени тревоги или вознагражде­ния, обусловленных фантазмами поглощения или отвержения; иначе говоря, внушение принимается, если оно бессознательно ассимили­руется с принятием хорошей пищи, хорошей субстанции, и отвергает­ся, если оно приобретает значение «дурной» субстанции» [Fischer, 1953, р. 435]. С этой точки зрения про субъекта, загипнотизированного сло­весным внушением, можно сказать, что он как бы включил в свой организм «хорошую» субстанцию. Автор добавляет, что динамика

влечений, подобная той, какая имеет место в процессе внушения, раз­вертывается и в ходе психоанализа; она играет роль и в обычных че­ловеческих взаимоотношениях.

В процессе проведения психоанализа терапевт вначале пасси­вен, он ничего не предпринимает, безмолвствует. Перенесение при этом развивается в атмосфере некоторого разочарования. Конечно, разли­чие процедур не всегда так ясно выражено, и переживания пациента, подвергающегося гипнозу или проходящего курс психоанализа, мо­гут быть сходными.

Вопрос о такого рода разочаровании в начале курса психоана­лиза был вновь поставлен Nacht (1962). Автор считает необходимым строгий нейтралитет врача. Перенесение в этих условиях возникает и развивается с трудом, однако глубоко бессознательное отношение пси­хоаналитика, основанное на доброжелательности, «внимательной от­крытости», чуткости и уступчивости, способствует вовлечению боль­ного в процесс лечения. Даже во время молчания психоаналитика па­циент должен чувствовать его постоянное внимание, которое воспри­нимается как помощь. Nacht идет дальше, считая, что бессловесное общение является наиболее значимым и что «речь, во всяком случае в начале лечения, утверждает и усиливает отчуждение, отрыв пациента от врача, что... порождает страх». Австралийский автор Meares (I960) полагает, что в гипнозе словесное общение в какой-то мере тормозит пациента; он описывает технику бессловесного гипнотизирования, при которой эффект достигается благодаря особой атмосфере (см. с. 171).

Таким образом, роль речи или молчания в терапевтических от­ношениях по-разному оценивается различными авторами. Несомнен­но, что значение этих факторов различно в зависимости от стадии развития лечебного процесса.

Важным шагом на пути к пониманию роли перенесения в гип­нотических отношениях стал выход в свет в American Journal of Psychiatry в 1944 г. статьи Kubi и Margolin «Процесс гипнотизма и природа гипнотического состояния». После плодотворных исследо­ваний SchilderaTa статья явилась первой смелой попыткой сформули­ровать с психоаналитических позиций теорию гипноза с учетом как психологических, так и физиологических факторов.

Авторы много экспериментировали с гипнозом и пришли к сле­дующему заключению.

«Наука постепенно пришла к признанию существования гипно­тизма, но мы до сих пор еще не имеем удовлетворительного ему объяс­нения. Одной из причин этого является то, что мы до сих пор не осоз-

напи необходимости описывать и объяснять два совершенно различ» ных аспекта феномена, а именно: гипнотическое внушение и гипно­тическое состояние. Они различны как в психологическом, так и в физиологическом плане».

Это различие отчетливо выявляется в отношении перенесения. Kubie и Margolin установили, что перенесение не является обязатель­ным условием для индукции гипноза, ее можно достичь посредством чисто физических манипуляций'.

Кроме того, авторы отмечают, что перенесение, когда оно про­исходит в стадии индукции, не обязательно является причиной после­дующего гипнотического состояния2. В то же время очевидно, что гипнотическое состояние со всеми присущими данному субъекту пси­хологическими особенностями может быть вызвано сенсомоторны-ми манипуляциями.

Kubie и Margolin, опираясь на эти данные3, попытались дос­тичь синтеза психоаналитической и павловской теории гипноза. Они полагают, что в процессе индукции происходит постепенное вы­теснение всех стимулов, не исходящих от гипнотизера. Это пони­мается как возникновение очага концентрированного кортикально­го возбуждения, окруженного зоной торможения. В психологичес­ком плане авторы понимают этот процесс как отождествление «я» и

' В сообщении, датированном 1942 г., авторы описывают физиологический метод индукции, в котором в качестве гипногенного стимула используется фикса­ция внимания на собственном дыхании.

- Вопрос о том, может ли одно перенесение играть роль индуктивного аген­та, еще не выяснен. Неясно также, действует ли перенесение при каких-либо усло­виях изолированно. Например, являются ли гипноидные состояния, возникающие спонтанно в ходе психоанализа, результатом исключительно переживаемых субъек­том межличностных отношений или в их возникновении играют роль и физические факторы (тишина, положение лежа, неподвижность и др.), эквивалентные сенсо-моторным манипуляциям и создающие афферентную изоляцию. Правда, иногда встречаются субъекты, впадающие в гипнотическое состояние при первом контак­те с врачом, т. е. еще до того момента, когда' действие указанных факторов может проявиться. В этих случаях можно было бы усмотреть действие только самого пе­ренесения.

1 Идея о возможности вызвать феномены психологического регресса посред­ством сенсомоторных манипуляций (идея «сенсорного ограничения» в еще не офор­мленном виде) уже содержалась в работах Kubie и Margolin (1944). Работы предста­вителей школы Hebb (начиная с 1954 г.) дали экспериментальные подтверждения этой идеи, но отправной точкой для таких исследований (в Монреале) послужила не гипотеза Kubie и Margolin, а стремление найти механизм «lavage de cerveau», что и позволило в дальнейшем определить значение «сенсорного ограничения».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.