Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Petite Bibliotheque Payot/10 2 страница



Фрейд в предисловии к книге Бернгейма, изданной в 1888 г., также защищает школу Сальпетриера. Его смущало только одно: если допустить, что внушение способно вызывать любое гипнотическое явление, следует признать, что оно может спро­воцировать и истерию; с этим он не хотел соглашаться.

Впоследствии Ferenczi попытался примирить позиции обе­их школ, доказывая обоснованность каждой теории. Для объяс­нения гипнотической реакции он воспользовался фрейдовской концепцией перенесения.

Возникновение симптомов истерии, как и гипнотических явлений, зависит от аффектов, испытываемых субъектом по от­ношению к лицу, связанному для него с прошлым в первом слу­чае, и по отношению к гипнотизеру — во втором.

Победа школы Нанси была признана за границей. Среди других павловская школа признала значение внушения и интер­персонального раппорта, но не занималась их углубленным изу­чением. Она довольствовалась объяснением внушения в физио­логических терминах.

Так, А. П. Николаев, используя язык, напоминающий язык Дюмонпалье, писал в 1927 г., что гипноз достигается стимуля­цией посредством физических агентов', которые он классифи­цирует в иерархическом порядке: наиболее эффективные сти­мулы — термические, затем тактильные и слуховые. Русские ав­торы используют также пассы, давая им физиологическое объяс­нение. Это стимулы тактильные (И. П. Павлов) или термичес-Перенесение этих теорий на человека представляет трудности вслед­ствие вмешательства речи, названной сторонниками павловского

'Далее (см. «Психоаналитические теории») мы увидим, что в новых теориях гипноза, внушенных психологией «я» и работами о «сенсорной изоляции», переоце­нивается (в различных аспектах) значение физического компонента в индукции гип­ноза и в его понимании.

кие (А. П. Николаев). Ими были введены и световые пассы, ко­торые расцениваются как визуальные (А. Г. Иванов-Смоленский) или как термические (А. П. Николаев) стимулы.

Заметим попутно, что некоторые американские авторы [Klemperer, 1947] высказываются в пользу пассов, интерпретируя их в психодинамическом аспекте; они отмечают, что легкие прикоснове­ния ко лбу благоприятствуют сну, вызывая инфантильные реминес-ценции. Исследования Шарко (1878-1882) убедили академию в ре­альности гипнотических феноменов, которые стали объектом изуче­ния. Это почтительное отношение к гипнозу не пережило Шарко. После его смерти во Франции перестали изучать гипноз. В других странах это было не столь заметно. После первой мировой войны интерес к гипнозу начал возрождаться, но и сегодня еще отмечается некоторое умалчивание о гипнозе со стороны врачей и их приходится постоянно убеждать в реальности этого метода психотерапии. В чис­ло отчетов научных обществ, которые служат вехами в истории гип­ноза, входит отчет Британской медицинской ассоциации (1955) офи­циально реабилитировавшей гипноз в Англии. В 1958г. Американс­кая медицинская ассоциация включила гипноз в медицинскую тера­пию, уточнив условия его применения. В отчете Американской пси­хиатрической ассоциации (1961) сказано: «Гипноз—это специализи­рованный психиатрический метод, и как таковой он создает аспект отношений врач-больной. В психиатрической практике гипноз явля­ется вспомогательным средством для исследования, диагностики и лечения. Он может быть также полезным и в других областях меди­цинских исследований и практики».

Интересно отметить, что комиссия по изучению гипноза, назна­ченная Британской медицинской ассоциацией, долго руководствова­лась докладом Husson, представленным Королевской медицинской академией в 1831 г. Члены комиссии заявили, что «заключения этого доклада необычайно прозорливы и в большей своей части приемле­мы сегодня»1. Следует подчеркнуть, что за 130 лет прогресс в изуче­нии гипноза был чрезвычайно медленным по сравнению, например, с физикой, не говоря уже об астронавтике.

Во Франции исследователи полностью охладели к гипнозу. Пос­ле работ Жане, опубликованных в 1918 г., последовало глубокое мол­чание (за исключением уже упомянутой статьи Parcheminey). Конеч­но, некоторые отдельные исследователи пользовались гипнозом, но

1 Доклад Husson, однако, был встречен академией весьма сдержанно не было ни его публикаций, ни открытых обсуждений.

практически полулегально1. Общая атмосфера была враждебной, при­чем особая враждебность чувствовалась со стороны бывших учени­ков Babinski2. С одной стороны, стали отрицать существование гип­ноза, с другой—он был объявлен неэффективным, опасным и расце­нивался как смесь игры, обмана и симуляции3.

Известно, что школа Нанси начала уклоняться от применения гипноза с того момента, когда она стала придавать внушению боль­шее значение, чем гипнозу. Все теперь сводилось только к внушению. Так, фармацевт Coue, считавший себя последователем этой школы, ввел знаменитое самовнушение, которое неожиданно получило ми­ровой резонанс. Но со смертью Coue (1926) популярность его метода начала снижаться.

В ЗО-е годы другой фармацевт, Brotteaux (1936, 1938), по­пытался использовать гипноз в сочетании с химиотерапией. «Гипнотизм Льебо, Рише, Жане и др., — говорил он, — будет реабилитирован благодаря более эффективному и более научно­му методу гипнотизации». Он добивался медикаментозного гип­ноза с помощью скопохлоралозы, после чего делал терапевти­ческое внушение. Этот прием должен был заменить «торпеди­рование» больных истерией фарадическим током, применявше­еся в больницах (еще до сих пор его используют наряду с амфе-таминовым шоком, введенным во время второй мировой вой­ны).

В то же время психиатры (Baruk и его ученики), которые возобновили работы Brotteaux, полностью игнорировали пси­хологическую сторону этого способа. Они не принимали во вни­мание состояние сознания, вызванное медикаментами, полагая,

1 Berrillon, имя которого напоминает о блестящем периоде гипноза (он был генеральным секретарем конгресса в 1889 г. и редактором журнала «Гипнотизм»), вплоть до своей смерти в 1948 г. принял гипнотерапию, следуя концепциям конца прошлого века.

2 Возможно, психобиография этого автора обнаружит когда-нибудь существо­вание бессознательных аффективных проблем по отношению к своему учителю Шарко. Но, будучи великим неврологом и заслуженным исследователем, Babinski был лишен гениальной интуиции своего учителя и не мог предчувствовать роль психологических проблем в генезе некоторых болезненных проявлений.

3 Такое положение встречается еще и в наши дни, о чем свидетельствуют критические, но вместе с тем весьма учтивые высказывания одного из психиатров по поводу второго издания настоящего труда. Он вновь выдвигает тезис о неэффек­тивности гипноза, его обманчивом характере и предлагает возобновить дебаты по этому поводу.

что химические препараты способны действовать на истеричес­кое расстройство.

В течение 10 лет происходила постепенная реабилитация гипноза. В январе 1957 г. Bachet и Padovani представили в Ме­дико-психологическое общество работу об обезболивании пос­ле ампутации с помощью «невербального внушения». Просто глядя в глаза больному, они добивались «легкого каталептифор-много расслабления, а иногда и сна». Во втором сообщении, сделанном в ноябре того же года, Bachet уточняет, что состоя­ние, достигнутое с помощью его метода лечения, — это «тормо­жение гипнотического типа», которому он дает павловское объяс­нение [Bachet, 1951, 1953]. Речь в нем идет, как нам кажется, о гипнотическом состоянии, но автор избегает всякого словесно­го внушения, чтобы оставаться, как он объяснит позже, на более научной почве, ближе к экспериментам на животных.

В январе 1953 г. мы совместно с Montassut и Gachkel пред­ставили в Медико-психологическое общество сообщение о клас­сическом применении гипноза и словесного внушения2 [Montassut, 1953]. Оно относится к лечению внушением под гип­нозом (выполненным в 1949 г.) лакунарной амнезии (см. наблю­дение 7).

В 1954 г. появляется другое исследование двух психиатров (Faure и Burger). В следующем году Lassner публикует работу о применении гипноза в анестезиологии.

В том же 1953 г. начинается взлет аутогенного тренинга — техники, произошедшей от гипноза. Этот процесс шел парал­лельно развитию гипноза в других странах. Хотя аутогенный тренинг своими корнями уходит в гипноз, он избежал во Фран­ции табу, довлевшего над последним.

В 1955 г. вышел в свет том «Психиатрия» медико-хирурги-

1 Последнее сообщение о гипнозе в этом обществе относится к 1889 г. Оно было представлено Chambard под заголовком «Проект дискуссии об опасностях экспериментального гипнотизма и внушения»

(Ann. med. psychol, 1889, 47, 1, 292-301).

2 Она занимает всего 7 страниц, хотя технике расслабления посвящено 8, а наркоанализу 10 страниц. Это объясняется тем небольшим интересом, который вы­зывает гипноз во Франции. В США существуют три периодических издания, по­священных гипнозу, в Великобритании — одно и одно в Южной Америке. Два об­щества находятся в Северной Америке, Латиноамериканская федерация клиничес­кого гипноза объединяет 18 обществ, учрежденных на американском континенте, три общества имеются в Испании и одно — в Италии.

ческой энциклопедии, включающий главу о гипнозе'. Однако количество работ французских авторов остается ограниченным. В библиографическом исследовании, относящемся к периоду 1955-1960 гг., Montserrat-Esteve (1961) собрал 505 наименований, посвя­щенных гипнозу. Из них только 9 принадлежат французским авторам.

2. ТЕОРИИ

Трудно дать определение гипнотизму или гипнозу. Оба тер­мина имеют очень близкое значение. Термин «гипнотизм» был вве­ден Брэдом в 1843 г. и через несколько лет появился во Франции.

В Littre (1863) читаем: «Гипнотизм: физиологический термин. Магнетическое состояние, которое достигается путем разглядыва­ния блестящего предмета на очень близком расстоянии». Трудно определить точную дату появления слова «гипноз». В большом уни­версальном словаре Ларусса оно впервые встречается в издании 1865-1890 гг. (том IX, вышедший в свет в 1873 г.) со следующим определением: «Сон, вызванный главным образом продолжитель­ным разглядыванием блестящих предметов». Мы будем употреб­лять оба термина в одинаковом значении, однако укажем, что неко­торые авторы отмечают разницу между ними, обозначая термином «гипноз» состояние, а термином «гипнотизм» — совокупность тех­нических приемов, позволяющих вызвать это состояние.

Недавно испанские авторы2 предложили заменить термины «гипноз» и «гипнотизм» терминами «софроз» и «софротерапия». Они хотели таким образом устранить магическое звучание слова «гипноз». Эта затея представляется нам совершенно необоснован­ной. Предложенные термины не отражают каких-либо теоретичес­ких изменений в отличие от того случая, когда Брэд заменил тер­мин «животный магнетизм» термином «гипнотизм». Но давайте спросим себя, не создает ли в некоторых случаях ореол таинства, присущий слову «гипноз», мотивационный фактор, облегчающий развитие психотерапевтических взаимоотношений. В дальнейшем это слово может утратить свой магический характер. Впрочем, воз­можно, что некоторые врачи не склонны ставить в зависимость от этого условия налаживание контакта с пациентом. Возможно так­же, что этот отказ послужил бессознательным мотивом предложе-

1 Фамилии авторов не указаны - Примем ред

ния изменить терминологию. Как заметил известный психосоцио­лог Otto Klinberg, вполне вероятно, что если бы эта замена про­изошла, а техника осталась той же, то кончилось бы тем, что новое слово приобрело бы значение прежнего термина.

Итак, мы предпочитаем сохранить слово «гипноз». В совре­менной литературе Porot (1952) дает ему следующее определение: «Гипнозом называют искусственно вызванный неполный сон осо­бого вида». Более полным является определение, предложенное Британской медицинской ассоциацией (1955). Оно гласит, что гип­ноз — это «кратковременное состояние изменяющегося внимания у субъекта, состояние, которое может быть вызвано другим чело­веком и в котором могут спонтанно возникать различные феноме­ны в ответ на вербальные или другие стимулы. Эти феномены со­держат в себе изменения сознания и памяти, повышение воспри­имчивости к внушению и появление у субъекта реакций и идей, которые ему не свойственны в его обычном состоянии духа. Кроме того, такие феномены, как потеря чувствительности, паралич, мы­шечная ригидность и вазомоторные изменения, могут быть вызва­ны и устранены в гипнотическом состоянии.»

Мы не будем приводить другие примеры. Ни одно из пред­ложенных определений не является вполне удовлетворительным. Каждое из них отражает представление автора о природе фено­мена, как мы увидим ниже. Кроме того, область гипноза очерче­на недостаточно четко, и нет объективных критериев гипноти­ческого состояния. Мы не знаем, что свойственно собственно данному состоянию и что зависит от внушения — прямого или косвенного. Иначе говоря, имеет ли гипнотическое состояние нечто специфическое или только элементы, введенные гипноти­зером?

Одни авторы, представляющие крайнюю точку зрения, счи­тают, что все зависит от внушения, другие предполагают существо­вание специфического гипнотического состояния, имеющего по­чти органическую основу, ввиду чего сравнивают гипнотическое состояние с состояниями постэнцефалитическими. Павловская школа говорит о гипнотическом состоянии как о состоянии час­тичного сна. Schultz также предполагает существование чистого гипноза (Heilschlaf). Kretschmer рассматривает и гипноз en soi (в себе). Для него гипноз даже разложим в своих конституцио­нальных, нейропсихологических и психофизиологических ме­ханизмах.

Чтобы подчеркнуть сложность проблемы, напомним еще, что гипнотический трансj— это состояние лабильное и динами­ческое, изменяющееся в зависимости от психотерапевтической ситуации. Schilder еще в 1926 г. обратил внимание на то, что глубина транса в классическом смысле термина не всегда соот­ветствует глубокому погружению личности пациента в гипно­тические взаимоотношения: один пациент в состоянии сомнам­булизма может быть менее втянут в гипнотические связи, чем другой во время легкого транса.

Уже старые авторы подметили, что терапевтический эф­фект гипноза не всегда зависит от глубины транса. Кроме того, транс может иметь различную направленность — то более вы­раженную психологическую, то более физиологическую. В за­висимости от своей индивидуальности пациент мобилизует или физиологические, или психологические структуры.

Можно вообразить (и это явно рискованная гипотеза), что когда-нибудь такая перспектива будет использована для освеще­ния столь трудной проблемы выбора, который делает субъект, выражая себя посредством психоневроза или психосоматичес­кого заболевания. Возможно, те, кто в межличностных отноше­ниях реагирует больше в физиологическом плане, ориентиру­ются на психосоматическое заболевание, а те, кто реагирует ско­рее в плане психологическом, ориентируются на психоневроз?

Кроме того, нельзя определить, загипнотизирован субъект или нет. Некоторые пациенты думают, что они загипнотизиро­ваны, когда они не были загипнотизированы; другие считают, что они не загипнотизированы, в то время как они находились в состоянии гипноза. Существует также симуляция — сознатель­ная, подсознательная, или бессознательная. Кроме того, у неко­торых пациентов лечебный эффект достигается потому, что они действительно находились в трансе, тогда как другие получают аналогичную пользу именно оттого, что не дали себя загипно­тизировать. В последнем случае больной избавляется от симп­томов заболевания через отказ от лечения. Такое поведение мож­но квалифицировать как «бегство в здоровье».

В качестве примера приведем следующее наблюдение: муж­чина 60 лет приехал на консультацию (из-за границы) по поводу реактивной депрессии. После смерти жены он находился в со­стоянии уныния и апатии, сопровождавшихся полной анорекси-ей. Больной был убежден, что его можно вылечить только гип-

нозом. По приезде в Париж, еще до прихода к нам, он ознако­мился с предыдущим изданием настоящей книги. Прочтя ее, он понял, что гипнотерапия — это не болеутоляющее лекарство, как он себе представлял. В то же время он почувствовал, что его печаль стала рассеиваться, и в этот вечер впервые за несколько месяцев хорошо поел. Придя к нам на следующий день, он ска­зал, что больше не нуждается в гипнотическом сеансе. Простой психотерапевтической беседы было достаточно, чтобы убедить его в выздоровлении.

Даже бесплодная попытка гипнотизации приводит в дви­жение психодинамические механизмы и может мобилизовать благоприятную защиту.

Мы лечили мужчину 55 лет с бредовой ипохондрией на деп­рессивно-тревожном фоне. Несколько несвоевременных хирур­гических вмешательств ухудшили состояние больного, все вни­мание которого было сконцентрировано на своей анальной об­ласти. Он дошел до того, что просил сделать ему искусствен­ный задний проход. Все виды терапии, включая электролечение и лечение сном, не имели эффекта; больной для борьбы с упор­ными запорами употреблял огромные дозы слабительного, им было поглощено значительное количество наркотиков и алкого­ля, чтобы устранить приступы тревоги, и это создало токсичес­кую путаницу. Оставалась надежда лишь на гипнотическую пси­хотерапию. Конечно, в данном случае не было показаний для гипнотерапии, но по настоятельным просьбам лечащего врача и самого больного мы сделали несколько попыток гипнотизиро­вания в экспериментальном порядке. Как и следовало ожидать, больной, слишком занятый самосозерцанием, оказался невосп­риимчивым к гипнозу, но его сопротивление психотерапевтичес­кому контакту вызвало защитные реакции, что было вознаграж­дено некоторой ремиссией. В течение 15 дней он мог занимать­ся своими делами. Он прервал лечение, заключив с сожалением и триумфом, что его не смогли «магнетизировать».

Не существует теорий, дающих исчерпывающее объясне­ние гипноза. Все теории неполные, каждая дает объяснение на определенном уровне. Таким образом, можно говорить о трех основных тенденциях: 1) теории павловской школы; 2) теории экспериментальной психологии; 3) психоаналитические теории. Мы проанализируем тенденции, кратко остановимся на отноше­ниях гипноза и сна и обсудим гипноз животных.

3. ТЕОРИЯ ПАВЛОВА

Павловская школа создавала свою теорию гипноза, исходя из опытов на животных. Бирман в 1925 г. сумел экспериментально со­здать «сторожевой центр» у собаки с условным рефлексом, связан­ным со звуком трубы, сигнализирующим о пище. Заснув, собака просыпалась для принятия пищи только при звуке трубы, оставаясь нечувствительной ко всем другим, даже более интенсивным звукам. Кора головного мозга собаки в этих условиях заторможена, но «сто­рожевые пункты» в некоторых областях мозга находятся в состоя­нии бодрствования. Таким путем шла павловская школа, создавая свою теорию, рассматривающую гипноз как частичный сон, тео­рию, предугаданную в прошлом веке Liebault, Beaunis (1887), Brown-Sequart (1882). Гипноз — это промежуточное состояние между бод­рствованием и сном, частичный сон, частичное торможение1 как в топографическом смысле, так и в смысле глубины. В коре головно­го мозга остаются «сторожевые центры», делающие возможными контакты между гипнотизируемым и гипнотизером.

Гипнотическое состояние включает три фазы: уравнительную, парадоксальную и ультрапарадоксальную. В первой фазе все услов­ные раздражители, как сильные, так и слабые, действуют одинако­во. В парадоксальной фазе сильный раздражитель вызывает или слабую реакцию, или не вызывает никакой, а слабый раздражитель вызывает сильную реакцию. В ультрапарадоксальной фазе реакция может быть достигнута с помощью негативного стимула, т. е. по­средством стимула, на который клетки головного мозга не реагиру­ют в состоянии бодрствования. Таким образом объясняются гипно­тические феномены, получаемые в парадоксальной фазе, назван­ной Павловым «фазой внушения».

К. И. Платонов (1955), интерпретируя высказывание Павло­ва, объясняет, что «фазовые состояния» скоротечны, мимолетны в физиологических состояниях, но в патологических состояниях они могут длиться неделями и месяцами. Таким образом, гипноидные фазы, с одной стороны, могут рассматриваться как физиологичес­кий субстракт неврозов или психозов, но, с другой стороны, они представляют собой «нормальную форму физиологической борь­бы против болезненного агента».

1 Один из советских авторов, Слободняк, в своей работе пишет: «Объясняя гипноз (и сон) торможением, мы до сих пор не знаем даже природы этого торможе­ния, этого «проклятого», по выражению Павлова, феномена» [Слободняк А. П , 1962].

учения второй сигнальной системой. Слово рассматривается как сигнал, стимул столь же материальный, как любой физический сти­мул. Но тем не менее Павлов подчеркивает, что эти два рода стиму­лов нельзя отождествлять ни с количественной, ни с качественной точки зрения, учитывая пережитое человеком прошлое. Именно здесь возникают затруднения, так как павловская школа не прини­мает во внимание бессознательных наслоений в аффективной жиз­ни субъекта. Кроме того, межличностные отношения строятся не только на речевой основе.

На знаменитой сессии двух академий (АН и АМН) в 1950 г., посвященной официальному признанию главенства павловской физиологии в медицине, многочисленные ораторы (Б. Н. Бирман, Б. А. Гиляровский, Е. А. Попов, К. И. Платонов, И. В. Стрельчук, А. Г. Иванов-Смоленский) рекомендовали изучение и использование гипноза как психотерапию, основанную на физиологии.

С 1956 г. психология вступила на путь реабилитации1 и нача­ла постепенно освобождаться от засилия физиологии2. Некоторые авторы подчеркивают, что павловская теория не объясняет полнос­тью гипноза. Чехословацкий исследователь павловского направле­ния Horvai писал:

«Павловская теория гипноза не догма. Павлов недостаточно обработал свои идеи... некоторые из них только гипотетичны» [Horvai, 1959, р. 37]. Все эти идеи должны служить точкой отправ­ления для новых исследований.

Вопросы применения павловской теории в гипнотической психотерапии освещают С. И. Консторум (1959), М. С. Лебединс­кий (1959), К. И. Платонов (1959), В. Е. Рожнов (1954), А. М. Свя-дощ (1959), Volgyesi (1938, 1959), Horvai (1959). Работа Svorad и

1 Она была отмечена появлением в журнале «Коммунист» (1956, № 4, с. 87-93) редакционной статьи, озаглавленной «Крепить связь психологической науки с практикой».

2 Авторитетное собрание исследователей, посвященное философским воп­росам в психологии, было созвано по инициативе Академии наук, Академии меди­цинских наук и Академии педагогических наук в Москве 8-12 мая 1962 г. Оно заня­ло позицию против некоторых догматических интерпретаций решений 1950 г. и офи­циально реабилитировало психологию, подняв ее на уровень автономной науки.

Hoskovec содержит необходимый библиографический материал о клиническом и экспериментальном изучении гипноза в Советском Союзе и социалистических странах Европы.

4. ТЕОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В этой главе мы рассмотрим концепции Hull, White Sarbin, Weitzenhoffer и др.

Первый из названных авторов, Hull, изучал гипноз в ас­пекте концепций Бернгейма. Известно, что Бернгейм, обескура­женный острой дискуссией со школой Сальпетриера и не согла­шаясь с Льебо, в конце концов заявил в полемическом запале: «Гипнотизма не существует, есть только внушаемость». Психо-лог-бихевиорист Hull (1933) тщательно изучал пределы внуша­емости. По его мнению, внушаемость удерживает словесные (символические) процессы субъекта в состоянии пассивности и позволяет реализоваться словесным побуждениям (символичес­кая стимуляция), которые передаются экспериментатором. Эта точка зрения близка к тому, что Бернгейм называл «законом иде-одинамики», согласно которому в определенных условиях идея может непосредственно претворяться в движение. Отсюда Бер­нгейм заключил, что внушаемость — это способность подда­ваться влиянию «идеи, воспринятой мозгом», и реализовать ее [Bemheim, 1917, р. 52].

Начиная с White (1941), произошли значительные переме­ны, обусловленные тем, что исследователи стали учитывать фак­тор мотивации. White определял гипнотическое поведение как экспрессивное, направленное к определенной цели, которая по существу состоит в пассивном поведении, подчинении указани­ям, постоянно даваемым экспериментатором, в соответствии с тем, как гипнотизируемый субъект их себе представляет.

Sarbin (1950) подчеркивает важность элемента игры (role-taking) в поведении гипнотизируемого. Игра является обычной формой его социально-психологического поведения, которая может реализоваться в гипнотическом состоянии.

Огпе (1959, 1962) воскресил идеи White и Sarbin, значи­тельно обогатив их. Он был поражен тем фактом, что поведение гипнотизируемых зависит от господствующих в данное время представлений о гипнозе. В доказательство он приводит два примера диаметрально противоположного поведения; во время

сеансов Месмера у пациентов, не получавших словесного вну­шения, возникали приступы конвульсий, тогда как при исполь­зовании метода Соиё (автор считает этот метод более совершен­ным) гипнотизируемые не проявляли никаких внешних призна­ков транса. Огпе задает себе вопрос: имеет ли гипноз специфи­ческую сущность или это полностью социально-культурный продукт? Чтобы выявить влияние предварительного знания (prior konwiedge), автор производил следующие эксперименты (см. ниже).

На лекциях о гипнозе он говорил студентам, что одним из характерных признаков гипнотического состояния является ка­талепсия поднятой руки1 (что не соответствует действительнос­ти; каталепсия, как правило, проявляется в обеих руках одно­временно, однако такое объяснение казалось правдоподобным). Студенты, присутствовавшие на сеансе гипноза, видели, что пациенты, согласно полученной ими ранее установке, демонст­рировали каталепсию поднятой руки. Загипнотизированные пос­ле этого студенты также обнаруживали каталепсию одной руки.

В данном случае пациент получал от гипнотизера точные, хотя и не прямые, указания о том, как себя вести. Но вопрос о зависимости поведения гипнотизируемого от экспериментатора иногда очень труден, поскольку гипнотизер может даже безот­четно, бессознательно внушить именно то, что он ожидает по­лучить у пациента. Под названием «Специфические требования экспериментальной ситуации» Огпе описывает совокупность указаний, передающих намерения или желания гипнотизера (в том числе скрытые, невысказанные указания экспериментатора и указания, связанные с процессом самого эксперимента).

Однако специфические требования экспериментальной си­туации влияют не только на пациента, но и на экспериментато­ра. Гипноз во многих отношениях можно рассматривать как «folie a deux» (сумасшествие вдвоем), каждый из вовлеченных в гип­нотические отношения играет ту роль, которую другой от него ожидает. Пациент ведет себя так, как будто он не может сопро­тивляться внушениям гипнотизера, а тот играет роль всемогу-

1 Каталепсию здесь надо понимать так, что, если экспериментатор поднима­ет руку гипнотизируемого, она остается в том же положении.

щей особы. Например, если пациент испытывает внушенные гал­люцинации, то гипнотизер ведет себя так, будто эти галлюцина­ции отражают реальные явления1.

Это взаимное влияние гипнотизера и гипнотизируемого ярко проявилось в случае, когда экспериментатор был предубеж­ден против пациента, полагая, что он является симулянтом. На самом же деле пациент был способен впасть в глубокий транс. Гипнотический сеанс потерпел неудачу, так как пациент проявил враждебность к гипнотизеру, который, делая обычное внушение, не сумел вполне убедительно сыграть свою роль.

Brotteaux (1936,1938) подчеркивал значение бессознательной связи между гипнотизером и пациентом. Он цитировал работу од­ного из хирургов, который использовал скопохлоралозу как вспо­могательное средство при анестезии. Brotteaux, как известно, счи­тал, что этот препарат прежде всего способствует повышению вну­шаемости. Хирург не разделял его мнения, так как «теоретически не признавал использования гипноза и внушения». «Подмена воли, — говорил он (хирург), — это самая большая ошибка, которую мо­жет совершить человек по отношению к себе подобным». Brotteaux указывал: «Гипнотизеры обычно выбирают тех пациентов, которые для них желательны. Liegeois и Liebault имели очень послушных пациентов. Brouardel и Babinski не могли заставить загипнотизиро­ванных выполнить внушение, которое, как они считали, должно было вызвать возмущение их морального сознания. В сущности, пациенты всегда выполняют те основные внушения, которые соот­ветствуют предвзятым идеям гипнотизера... Во времена Шарко счи­талось, что у истериков нервные припадки должны иметь вид кра­сочных зрелищ. Но Babinski не признает подлинности этих кризов... Конечно, ему не придется их наблюдать: сам того не подозревая, он внушит своим больным не проявлять больше этих признаков болез­ни» [Brotteaux, 1938, р. 115-116].

По мнению Огпе, трудно определить, что характеризует гип­нотическое состояние само по себе, поскольку невозможно найти наивных пациентов, полностью избавленных от влияния своей со-

1 Конечно, этот пример не является случаем «folie a deux» в обычном его понимании, поскольку отсутствует бредовое убеждение; не только у гипнотизера, но и у гипнотизируемого «я» все время сохраняет контроль реальности, которая в любой момент может быть восстановлена. Принять выражение Огпе буквально -значит обрадовать нынешних противников, которые с удовольствием цитируют ос­троумный выпад Dupre: «кто более безумен — гипнотизер или гипнотизируемый?».

циально-культурной среды. Если бы удалось освободить основной процесс от множества социально-культурных наслоений, тогда, по автору, проявилась бы в чистом виде сущность гипноза.

Не только в гипнозе, но и в психотерапии в целом социально-культурные факторы играют, по мнению Огпе, самую значитель­ную роль. Процесс психотерапии зависит от того, какое представ­ление о ней в данное время имеют пациент и терапевт. Идеи, рас­пространенные в обществе в тот период, когда проводится курс пси­хотерапии, в большой мере определяют ее успех. Степень доверия социальной среды к этому виду лечения также в какой-то мере вли­яет на его эффективность. Таким образом, для того чтобы вскрыть сущность всякого психотерапевтического процесса, необходимо отделить его от всех этих социально-культурных факторов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.