![]()
|
|||||||
Аннелиз Ф. Корнер 45 страницаСчитается, что любой испытуемый, независимо от уровня приспособленности, интеграции и степени оказываемого на него давления окружающей среды, должен получить по меньшей мере несколько Р-оце-нок. Полное отсутствие Р-оценок, вероятно, должно казаться подозрительным, поскольку предполагает гиперкритичность испытуемого. На неприспособленность испытуемого может указывать: 1) большое количество низких (полученных за незначительные отклонения) оценок; 2) два или три значительных отклонения от нормы; 3) отклонения одного типа, имеющие устойчивый характер; 4) большое количество Р-оценок различного уровня. XI. РЕЗЮМЕ Пройдя через этапы анализа и последующего синтеза полученного материала, исследователь получает возможность сделать выводы, касающиеся личности испытуемого в целом и его взаимодействия с окружающей средой. Представленный ниже план поможет систематизировать записи выводов в общепринятой клинической терминологии. A. Наблюдение за тестовой ситуацией. (1) Кооперативное^; (2) симптомы стресса; (3) физическая неспособность; (4) манерность; (5) объем внимания; (6) эмпатия; (7) время реакции; (8) ориентация; (9) другое. Б. Аффект. (1) Характер аффекта (подавленный, бодрый, приподнятый и т.д.); (2) интенсивность; (3) неуместность; (4) контроль; (5) согласованность. B. Вербализация. (1) Характер протекания (ограниченный, свободный и т.д.); (2) спонтанность; (3) модуляция (монотонная, двойственная и т.д.); (4) содержание идеи (персеверативное, странное). . Г. Распределение энергии. (1) Уровень; (2) контроль; (3) согласованность (утомляемость и т.д.). Д. Психосексуальность. (1) Уровни сексуального удовлетворения и их относительное преобладание; (2) конфликты и их возможные источники (например, испытуемый не способен удовлетворительно приспособиться на гетеросексуальном уровне из-за фиксации на оральном уровне, религиозных убеждений или из-за физической неспособности). Е. Окружающая среда. На этом этапе задача исследователя — прокомментировать аспекты поведения испытуемого со следующих точек зрения: (1) источники удовлетворения: (а) реальность — фантазия; (б) экстрастимуляция — интрастимуляция: склонность испытуемого реагировать на внешние (экстра) или на внутренние (интра) стимулы; (в) экстракатектирование — интракатек-тирование: склонность испытуемого искать внешние или внутренние источники удовлетворения (для испытуемого с диагнозом паранойя, например, вероятно, были бы характерны экст-растимулированность и интракатектирование); (г) сфера (ограниченны ли источники удовлетворения, например, домашним кругом, уровнем реальности и т.д.); (2) достижимость цели (являются ли цели реалистичными или вымышленными) и интенсивность стремления к цели (насколько она привлекательна для испытуемого); (3) временная доминанта (рассматриваются относительные роли психологического прошлого, настоящего и будущего); (4) адаптивность (свойственны ли испытуемому в целом гибкость или ригидность и стереотипность); (5) доступность (каков характер испытуемого — мягкий, Дружелюбный общительный или напряженный, враждебный, замкнутый). Ж. Межличностные отношения, (а) Внутрисемейные: (1) эмоциональный тон; (2) импульсивность; (3) постоянство; (4) гибкость; (5) идентификация; (6) ощущаемая роль (представления испытуемого о его положении в семье, включая его сексуальную роль), (б) Внесемейные: (1) эмоциональный тон; (2) интенсивность; (3) постоянство; (4) гибкость; (5) реакция родительского замещения; (6) роль (представление испытуемого о своем положении в обществе в целом, включая его сексуальную роль). 3. Внутриличностный баланс. Сбалансированность особенностей личности испытуемого с его точки зрения, выраженная в рисунках и комментариях. И. Базовые потребности (такие как потребность автономии, достижений, сексуального удовлетворения и др.). К. Основные ценные качества (такие как нормальный интеллект, гибкость, доступность и т.д.). Предостережение: стремясь выявить актуальные или потенциальные недостатки личности испытуемого, исследователь не должен упустить из внимания его сильные стороны, позитивные особенности, от которых зависит потенциально опасное значение так называемых негативных факторов или недостатков. Л. Впечатление. Какими бы неполными ни были данные классификационные системы, исследователь может классифицировать, например: психоневроз, смешанный тип, нормальный интеллектуальный уровень. БЛАНК ПОСТ-РИСУНОЧНОГО ОПРОСА 41. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? 42. Сколько ему (ей) лет? 43. Кто он? 44. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? 45. О ком вы думали, когда рисовали? 46. 4то он делает? (И где он в это время находится?) 47. О чем он думает? 48. 4то он чувствует? Др 1. 4то это за дерево? Др2. Где в действительности находится это дерево? ДрЗ. Каков приблизительный возраст этого дерева? Др4. Это дерево живое? ДрЗ. А. (Если испытуемый считает, что дерево живое.) а) 4то именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? в) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? г) Как вы думаете, когда это произошло? Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое.) а) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? б) Как вы думаете, когда это произошло? Дрб. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже — на мужчину или на женщину? Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения? Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев? ДрЮ. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами? ДрП. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке? Др 12. Есть ли на рисунке ветер? ДрП. Покажите мне, в каком направлении дует ветер? Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер? Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось? Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? Д L. Сколько этажей у этого дома? , Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? ДЗ. Это ваш дом? (Если нет, то чей он?) Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина? Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему? Д6. Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им так, как вам хочется: (а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему? (б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему? Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко? Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами? Д9. О чем вас заставляет думать этот дом? Д10. О чем он вам напоминает? Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный? Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему? Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке? Др17. О чем заставляет вас думать это дерево? Др18. О чем оно вам напоминает? Др19. Это дерево здоровое? Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Др21. Это дерево сильное? Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? 49. О чем вас заставляет думать нарисованный человек? 410. Кого вам напоминает этот человек? 411. Этот человек здоров? 412. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? 413. Этот человек счастлив? 414. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? 415. 4то вы чувствуете по отношению к этому человеку? 416. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему? 417. Какая, на ваш взгляд, погода на рисунке? 418. Кого напоминает вам этот человек? Почему? 419. 4его больше всего хочет человек? Почему? Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему? Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему? Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему? Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? Д17. Куда ведет этот дымоход? Д18. Куда ведет эта дорожка? Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть? Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был человек, то кто бы это мог быть? 420. Как одет этот человек? ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ СЛУЧАИ СЛУЧАЙ 1№ 1. К. Н. История. К. Н. — мужчина 26 лет, уроженец шт. Вирджиния. Несмотря на среднее образование и довольно высокий уровень интеллекта (121 балл по шкале Векслера—Бельвью), он долгое время не был способен поднять свой предельно низкий уровень жизни, пока незадолго до исследования не начал работать страховым агентом, и стал преуспевать в этом, как только над ним был снят постоянный давлеющий контроль со стороны непосредственного наблюдателя (которого он, по-видимому, отождествлял со своим отцом). Он был женат, но не смог достичь удовлетворительной сексуальной совместимости с супругой, что объясняет физической неспособностью жены. Н. жаловался на хроническую усталость, диффузную тревогу, низкий порог фрустрации и насыщения и внушительное количество незначительных соматических заболеваний. При психологическом обследовании обнаружилось, что он склонен искать удовлетворение в фантазиях, а не в реальной жизни, Психиатрический диагноз: психоневроз, смешанный тип. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ I. Детали Дом: (I) Дымоход не нарисован (поскольку это нельзя объяснить низким уровнем интеллекта, можно предположить: (а) определенный недостаток теплоты в домашней обстановке, Р2; (б) проблемы, связанные с изображением мужского сексуального символа, Р2). (2) Ступени нарисованы плохо (испытуемый в некоторой степени недоступен, Р1). (3) Вдоль крыльца нарисованы перила (относительная недоступность, Р1; отрицание дома как неприятного в прошлом места проживания, Р2). (4) Дорожка начата, но не закончена (относительная недоступность, Р1). (5) Рядом с домом нарисованы два дерева и куст (оказалось, что они символизируют — слева направо — его отца, брата и мать; на рисунке, так же как и в реальности, мать отдалена от него, Р1). (6) Окна были нарисованы в необычной последовательности: второе окно слева на втором этаже он нарисовал после всех остальных (очень неприятные ассоциации, связанные с комнатой за этим окном, сперва некоторое время препятствовали его изображению, Р2) и закрыл его решеткой (там испытуемый чувствовал себя заключенным, Р2). Дерево: (1) На стволе нарисовано два рубца (самый близкий к основанию дерева рубец символизирует смерть друга, который умер, когда К. Н. было 4 года; рубец, расположенный выше, символизирует полученную им в 15-летнем возрасте психическую травму, вызванную смертью его брата, Р2). (2) Линия основания на рисунке видна, но четко не выделена (базовая незащищенность, Р1). Дом Дерево Человек Человек: (1) Выделены рот и сигара (сильная оральная озабоченность, Р2). (2) Подчеркнуты несущественные декоративные детали одежды (нарциссическое самосозерцание с самоприукрашением компенсаторного характера, PI). (3) Выделенные в рисунке нос, сигара и галстук, по-видимому, являются фаллическими замещающими объектами (сексуальная неприспособленность, Р2). II. Пропорции. Дерево: Дерево имеет довольно большие размеры по сравнению с листом рисуночной формы (испытуемый определенно чувствует сужение окружающей среды и ее давление, Р2). III. Перспектива Дом: Рисунок дома размещен ближе к верхнему левому углу (незащищенность в домашней ситуации, PI). Дерево: (1) Рисунок дерева помещен ближе к вертикальному краю листа (умеренное ощущение напряжения, Р1). (2) Дерево имеет заметный наклон вправо (попытка подавить прошлое с сопутствующей умеренной переоценкой будущего как источника поучения удовлетворения, Р1). Человек: (1) Рисунок человека расположен практически в центре страницы рисуночной формы (ригидность и базовая незащищенность, Р2). (2) Движение человека, как позже объяснил испытуемый, — это реакция испуга при виде проходящих мимо девушек (сексуальная неприспособленность, Р2). IX. Комментарии А. Рисуночная фаза. Дерево: Он заметил, после того как нарисовал ветви: «Мне больше интересны мертвые деревья, чем живые, это нормально?» (Р2. Он понимает болезненность своего интереса, который мо- жет свидетельствовать о наличии незначительных саморазрушительных тенденций.) Человек: Прежде чем начать рисовать человека, он спросил: «Человека полностью? Он должен быть похож на настоящего человека или главное — просто нарисовать? У меня такой характер — я люблю подурачиться». Он продолжил эту реплику, сказав, что рисовал такого человека раньше много раз, но никогда не дорисовывал его ниже талии (нерешительность и сексуальный конфликт, Р2. Раньше он всегда избегал рисовать область таза, которая доставляла ему беспокойство). Б. Пострисуночные комментарии. Дерево: (1) Н. сказал, что нарисованное им дерево кажется ему в большей степени женским,.чем мужским, и напоминает ему мать (фактически не существующую), она покинула семью, когда ему было 9 лет (потребность в материнской опеке, Р1); (2) сперва он сказал, что его дерево мертвое (сильное чувство неполноценности, сопровождающееся депрессией, Р2), но позже поправил себя, сказав, что оно живое, но больное и слабое (надежда на благоприятное будущее, Р1). Человек: На вопрос «Как он себя чувствует?» К. Н. ответил: «Он должен чувствовать себя хорошо, так как мне кажется, что это беспечный человек» (неприятие своего нынешнего состояния, Р2). X. Содержание Дом: К. Н. нарисовал дом, в котором он и его брат провели самые неприятные дни раннего детства после того, как мать бросила их, а отец занялся поиском работы (резко отрицательная валентность, Р2). Дерево: Это дерево находилось во дворе дома, с которым связан приятный опыт в его прошлом (желание вернуться к независимой, свободно-обязательной детской роли, Р1). Человек: Карикатура на «Оскара», аптечного ковбоя: «Который под допингом» (эго-инфляция через обесценивание другой фигуры, Д1); (2) Оскар стоит на углу, наблюдая за проходящими мимо девушками: «У него только это в голове» (сексуальная неполноценность, Р2); (3) «Оскар такой же мечтатель, как и я. Я, стоя на углу, думал бы только о том, как там моя жена и что происходит дома» (тревожность, связанная с супружескими отношениями, Р1; фантазия как источник удовлетворения, Р1). РЕЗЮМЕ Качественный анализ полученных в ДДЧ данных обнаруживает: (1) серьезную сексуальную неприспособленность, которая является причиной болезненной тревожности; (2) склонность испытуемого избегать межличностных отношений всегда, когда это возможно; при общении с людьми, контакта с которыми избежать не удается, ведет себя в ригидной, нерешительной манере; (3) базовую потребность в безопасности, любви, мужественности, успехе и автономии; (4) чувство того, что окружающая реальность по существу является безучастной, ограниченной и не приносит удовлетворения, а он не в силах это изменить; (5) попытки подавить воспоминания о прошлом и сопутствующую переоценку будущего в качестве источника удовлетворения; (6) тенденцию искать удовлетворение в фантазиях. Впечатление: Психоневроз, смешанный тип, интеллектуальное функционирование в настоящее время соответствует среднему уровню; потенциальный уровень — выше среднего. По-видимому, можно прогнозировать улучшение. Рекомендуется психиатрическое лечение. СЛУЧАЙ № 2. М. X. История. М. X., 35 лет, родилась в сельской местности в шт. Вирджиния. Она была четвертой из семи дочерей. По экономическому и социальному положению ее семья не дотягивает даже до среднего класса. История семьи отрицает психические заболевания и неполноценность. В свое время она закончила высшую школу с удовлетворительными результатами. Затем поступила на курсы медсестер при муниципальной больнице, которые оставила после четырех месяцев испытательной работы, чтобы выйти замуж за водителя такси, который уже был прежде женат. После замужества она работала продавцом в нескольких магазинах. Ее супружеская жизнь протекала довольно бурно. Она отказалась от религии, которую исповедовала ее семья (примитивный баптизм), приняв религию мужа (католическая). Ее муж, внешность которого в своих описаниях она уподобляла скандинавскому божеству, очень часто изменял ей. Она хотела иметь детей, он — нет. У нее дважды был выкидыш, и, к ее большому разочарованию, она была не способна родить живого ребенка. Три года назад состоялся их развод на основании нарушения мужем супружеской верности. С тех пор всякий раз, когда он приходил, чтобы повидаться с ней (что происходило очень часто), она очень переживала, считая себя сильно привязанной к нему. За три дня до проведения ДДЧ, при очередном своем посещении, бывший муж уговаривал ее сбежать с ним. Его визит совпал с моментом, когда X. почти решилась вторично выйти замуж за кого-нибудь другого. После этого, ночью, она приняла большую дозу фенобарбитала, но при таких обстоятельствах, когда она была уверена, что ее обнаружат до того, как она умрет. Психиатр потребовал провести психологическое обследование и сделать заключение об основных характеристиках ее личности. Психиатрический диагноз: реактивная депрессия с псевдосуицидальной попыткой. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ I. Детали Дом: (1) Дымоход — обязательная деталь — перерисовывался несколько раз в различных вариантах, но в заключение был стерт (сексуальный конфликт, РЗ); (2) патоформное подкрепление линий периметра рисунка (испытуемой тяжело контролировать внутрисемейную ситуацию, Р2). Человек: (1) Хотя человек нарисован анфас, причем в обнаженном виде, половые признаки отсутствуют (чувство беспомощности и безза- Дом щитности, Р2). (2) Явно патологическая последовательность изображения деталей: сначала она нарисовала ноги и ступни, затем — остальное тело и в последнюю очередь — черты лица (сильный телесный конфликт, заметное нежелание провести идентификацию, РЗ). (3) Заметно чрезмерное акцентирование на линиях туловища, бедер и ног (испытуемая остро осознает плотские влечения, которые она с трудом сдерживает, Р2). II. Пропорции Дом: Имеет необычную диспропорциональность между размерами по вертикали и горизонтали в пользу последних (в психологической сфере испытуемой «дом» имеет большое временное значение; «дом» — это источник элементарного удовлетворения, Р1). III. Перспектива Дом: Нарисован только фасад дома (желание подавить выражение подлинного чувства, Р1). Дерево: (1) Сдвинуто вправо, верхушка «срезана» краем листа (испытуемая стремится найти удовлетворение в будущем, в фантазиях, Р2); (2) Использование предварительного наброска привело к некоторой загрязненности рисунка (свидетельство неспособности испытуемой логически планировать свои действия, символизирует ее чувство дезорганизованное™, Р2). Человек: (1) Необычное положение ступней (испытуемая чувствует, что она должна проявлять сознательные усилия, чтобы «владеть собой», Р2). Общее: (1) Все три рисунка «отцентрированы» по горизонтальной оси (общая ригидность и напряженность, Р2); (2) по вертикальной оси — расположены выше центра (осознание тщетности своих стремлений, Р2). IV. Время Дом: (1) Дом нарисован за 6 мин. 35 сек. — патоформный признак («дом» — сфера конфликта, Р2). (2) Во время рисования имела место пауза патоформного характера в связи с изображением дымохода (сексу-* альный, конфликт, Р2). Дерево Человек Человек: (1) Человек нарисован за 6 мин. 48 сек. — патоформный признак (внутри- и межличностный конфликт, Р2). (2) Пауза перед рисованием черт лица (попытка скрыть автопортрет, Р1). V. Качество линий Общее: В каждом рисунке линии выполнялись иногда явно нерешительно (общая нерешительность и амбивалентность, Р2). VI. Критичность Дом: Патологичное по характеру стирание дымохода (конфликт, вызванный изображением мужского сексуального символа, РЗ). Общее: В каждом рисунке имело место стирание; поправок было мало (плохое узнавание обнаруживает посредственные интеллектуальные способности; ее неспособность усовершенствовать рисунок говорит о функциональном ослаблении интеллекта, Р2). VII. Отношение Общее: Была проявлена прогрессирующая тенденция к отказу (па-тоформная утомляемость и увеличивающийся негативизм, Р2). VII. Распределение энергии Общее: Имело место быстрое переключение внимания после завершения каждого рисунка с ситуации исследования (патоформная апро-зексия1, Р2). IX. Комментарии А. Рисуночная фаза. Дом: (1) Непосредственно перед началом изображения дымохода она заметила, что дом похож на тюрьму (она чувствует, что ее привязанность к мужу ограничивает ее, PI). (2) Сразу 1 Нарушение сосредоточенности активного внимания. — Прим. ред. после того, как она признала дымоход негодным, она сказала, что дом выглядит как-то не так, он скорее похож на сарай (место, лишенное тепла; ее семейная роль напоминает роль домашнего животного, Р1). Дерево: Прежде чем нарисовать крону, она прокомментировала неплодовитость дерева (ее псевдобесплодность является причиной чувства неполноценности, Р1). Человек: В процессе рисования черт лица человека он сказала: «Она выглядит мертвой» (в другом месте она призналась, что скорее умрет, чем потеряет своего мужа, но ее возврат к нему также может обернуться для нее гибелью, Р2). Б. Пост-рисуночная фаза. Человек: (1) О нарисованной.женщине она сказала, что та вышла из ванной, чтобы облачиться в одежду, которой она не имеет в достаточном количестве (беззащитность, зависимость, бедность, Р1; при дальнейшем опросе обнаружилось, что X. занималась обрядовым омовением, Р2). Общее: (1) X. иногда смеялась во время обсуждения всех трех рисунков, но ее смех не был веселым (попытка ослабить напряжение, Р1). (2) Всякий раз, когда обсуждались вопросы, связанные с сексом, она становилась очень беспокойной и проявляла много признаков тревожности (сексуальный конфликт, Р2). (3) Ее понимание реальности было удивительно скудным (функционирование интеллекта снижено из-за эмоциональных факторов, Р2). В. Ассоциации. Общее: Ее речь содержала сильные персеверации, если обсуждение касалось лично ее, существующей ситуации, ее мужа, фрустрирующих чувств, связанных с ее неспособностью удержать мужа и родить ребенка (явная интроспекция, Р2). Постоянно проявлялась депрессия настроения (хотя суицидальная попытка, возможно, была ненастоящей, испытуемая определенно подавлена, Р2). X. Концепция Дом: Рисунок дома благодаря своей крайне бедной организации, создает впечатление, что он вот-вот рухнет (явное отражение ее ощущения переполненности внутренними проблемами, Р2). Дерево: Сперва испытуемая сказала, что это — лиственное дерево, которое росло на заднем дворе родительского дома (стремление вернуть прошлое детское состояние, Р1), затем — что оно хвойное и растет где-то в лесу (покинутая, она отклоняет свою фемининность, Р2). Человек: Идентификация ограничена автопортретом (патоформная субъективность, Р2). РЕЗЮМЕ Из качественного анализа следует, что X. проявляет: 1) сексуальную неприспособленность наряду с довольно сильной потребностью в сексуальном удовлетворении; 2) тревожность и депрессию; 3) почти подавляющее чувство фрустрации, связанное с тем, что она расценивает как бесполезное стремление к получению удовольствия; 4) склонность ^избегать реальности; 5) обсессивно-компульсивное поведение; 6) сильная потребность в безопасности и стабильности. Впечатление: психоневроз, реактивная депрессия. Базовый интеллектуальный уровень — средний, на сегодняшний день интеллектуальный уровень не достигает уровня «ниже среднего». ВЫВОДЫ Представленные данные демонстрируют, что с помощью данной методики можно определить уровень зрелости, гибкости, интеграции и сензитивности личности благодаря тому, что она позволяет испытуемому посредством такого механизма, как проекция, раскрыть структурные связи элементов собственной личности и сензитивной области, а в большинстве случаев и причину (причины) возникновения сензитивности. Кроме того, ДДЧ может служить средством измерения интеллекта взрослых испытуемых, оценивая качественный уровень сформированное™ понятий и понимания пространственных отношений. ДДЧ не является диагностическим методом. Автор убежден в том, что ни одна отдельно взятая психологическая процедура не может обеспечить достаточное количество данных, на которых основывается диагноз, потому что ни одна тестовая процедура не может содержать в себе исчерпывающий набор образцов поведения. При обследовании плохо приспособленного с психологической точки зрения индивида многие компоненты структуры его личности, оцениваемые данной методикой, могут остаться практически незатронутыми, и в результате может сложиться во многих отношениях ложная картина. Методика ДДЧ разрабатывалась для того, чтобы: (1) обеспечить исследователя такой процедурой, которая может дать богатую и ценную информацию относительно личности испытуемого в целом и взаимодействия этого индивида с окружающим миром в общем и в частностях; (2) предоставить опытному клиницисту возможность наблюдать испытуемого в реально или потенциально стрессовой ситуации обследования, что позволяет получить данные о реактивном поведении индивида. Иначе говоря, ДДЧ предназначена для использования в качестве процедуры, облегчающей клиницистам получение ценных диагностических данных. Опыт показал, что ДДЧ можно использовать и в ином качестве, не как диагностическое средство. Например: 1) как дополнительное средство для установления взаимопонимания с испытуемыми, проявляющими высокую степень подозрительности и/или негативизма; 2) для того, чтобы воспользоваться преимуществом момента «отрыва карандаша», облегчающего получение ответа на поставленный вопрос; 3) для того, чтобы облегчить протекание свободных или направленных ассоциаций. В пользу обоснованности применения ДДЧ на практике можно перечислить пять основных факторов: (1) обследование личности осуществляется как вербальным, так и невербальным способами; (2) рисунок, как довольно примитивный метод, способствует самовыражению замкнутых испытуемых или тех, чей интеллект не достигает среднего уровня (рисуночную фазу ДДЧ можно использовать для работы с испытуемы- ми, которые не могут или не хотят говорить вообще); (3) невербальная фаза ДДЧ практически неструктурирована, что способствует проецированию; (4) процесс создания рисунков дома, дерева и человека вызывает у испытуемого эмоциональный отклик, что способствует вербализации во время рисования или после него подавленного (и возможно, вытесненного) материала; (5) система пост-рисуночного опроса позволяет испытуемому давать характеристики, интерпретировать содержание и приводить ассоциации, касающиеся собственных рисунков и той реальности, которая окружает их; кроме того, она дает возможность выразить дополнительные проекции. Существует еще один аргумент в пользу ДДЧ, который может иметь реальную ценность для лонгитюдных исследований, необходимое условие которых по возможности свести на нет в записях наблюдений различных исследователей любые субъективные моменты. Рисунки дома, дерева и человека представляют собой модель поведения испытуемого, процесс регистрации которого не поддается изменениям (хотя незначительные искажения не исключены), которые всегда сопровождают записи поведения в процедурах, включающих взаимодействие испытуемого с исследователем. В настоящее время главный недостаток ДДЧ — отсутствие достаточной объективности количественной и качественной систем оценки, это свойственно всем проективным техникам. Надеемся, что в конечном счете обоснованность большинства оценочных пунктов методики будет доказана экспериментальным путем. Однако замеченные недостатки строения процедуры и широта подхода, вероятно, сделают получение таких доказательств затруднительным. Методика ДДЧ представлена вниманию читателей, несмотря на отсутствие экспериментальной проверки, поскольку ее ценность как методики для оценки личности в целом была довольно убедительно продемонстрирована в процессе ее использования автором и другими исследователями в клинической практике.
|
|||||||
|