|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 22 страницаЕсли испытуемый рисует неполную фигуру, его просят взять другой лист и нарисовать человека целиком. (Экспериментатор должен не забыть последовательно пронумеровать каждый лист). Необходимо объяснить, что значит «полная, целая фигура». Фигура, которая включает большую часть четырех главных областей тела, считается полной. Четыре области тела — это голова, туловище, руки и ноги. Если любая из этих частей полностью отсутствует, то фигура-считается неполной. Если отсутствует часть области, например, кисти или ступни, или детали лица, то рисунок считается полным. Если испытуемый рисует карикатуру, «палочную», стереотипную или абстрактную фигуру, то его просят взять другой лист и нарисовать человека; стереотипные, карикатурные фигуры не принимаются, инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Теперь у экспериментатора есть один, или более последовательно пронумерованных рисунков, по крайней мере один из которых — приемлемая полная фигура. Если эта фигура — мужчина, то экспериментатор говорит: «Это мужская фигура, теперь, пожалуйста, нарисуйте женскую». Если первая фигура — женская, то экспериментатор говорит: «Вы нарисовали женскую фигуру, теперь нарисуйте, пожалуйста, мужскую». Реакции испытуемого на это могут быть различными так же, как было описано ранее, ответы экспериментатора должны быть соответствующими. Наблюдения. Эта часть методики состоит из записи описаний и интерпретаций, касающихся поведения и рисунка испытуемого. ПОВЕДЕНИЕ Поведение испытуемого может быть описано с учетом ориентировочных, вербальных и моторных аспектов. Он оказывается в неструктурированной ситуации. Как он ориентируется? Выражает ли он острую необходимость в дальнейших указаниях? Если это так, то выражает ли он данную потребность, прямо говоря о ней, или она проявляется через его движения и моторную активность? Смело ли он погружается в выполнение задания? Выражает ли он сомнения относительно своих способностей, если да, то — прямо или косвенно, вербально или через моторику? Чувствует ли он себя незащищенным, тревожен ли он, подозрителен, высокомерен, негативно настроен, враждебен, напряжен, расслаблен, юмористичен, смущен, насторожен, импульсивен? Проницательный клиницист сможет сформировать достаточно яркое впечатление об испытуемом, опираясь на его поведенческие особенности. Рис. 6. Фигуры, нарисованные открытыми гомосексуалистами АНАЛИЗ РИСУНКОВ Существует множество подходов к анализу рисунков. После изучения соответствующей литературы Крим пришел к выводу, что интерпретация рисунков логически делится на три части, а именно: формальную, графологическую и психоаналитическую (контент-анализ).' После множества проб и ошибок я разработал технику анализа, основанную на форме записи анализа рисунков (см. бланк в конце статьи). Это служит двойной цели: фокусированию внимания клинициста на важных аспектах рисунка и обеспечению единой системы записи данных, что облегчает использование исследовательских техник. Нет ничего сакрального ни в этой форме, ни в процедуре, основанной на ней. Ожидается, что каждый клиницист почувствует себя достаточно свободным, чтобы продолжать работу наиболее удобным и продуктивным для него образом. В следующих параграфах описаны этапы анализа, а также приведена дополнительная информация и рисунки, относящиеся к данному вопросу. Рисунки не являются доказательством принципов интерпретации, они включены исключительно для иллюстративных целей. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФИГУР Рисует ли испытуемый первой мужскую или женскую фигуру? Из пяти тысяч взрослых испытуемых, принимавших участие в исследовании, 87% первой рисовали фигуру своего пола. Из шестнадцати явных гомосексуалистов тринадцать нарисовали сначала фигуру противоположного пола. Эти два факта позволяют нам предположить, что для неотобранной группы характерно сначала рисовать фигуру их собственного пола, а для отобранной группы гомосексуалистов характерно первой рисовать фигуру противоположного пола. Это вовсе не означает, что каждый человек, рисующий сначала фигуру противоположного пола, -гомосексуалист. Опытный клиницист знает, как опасно прикладывать нормативные обобщения к отдельному индивиду. Однако, если испытуемый сначала рисует фигуру противоположного пола, клиницисту Следует поинтересоваться причинами такого атипичного поведения. Я обнаружил следующие объяснения в случаях, когда первой была нарисована фигура противоположного пола: сексуальная инверсия, спутанность половой идентичности, сильная привязанность или зависимость от родителя противоположного пола, сильная привязанность или зависимость от какого-либо индивида противоположного пола. Вероятно, существуют и другие объяснения. Испытуемые могут случайно вербализовать свою нерешительность, задавая, например, такие вопросы: «Фигуру какого пола мне нарисовать первой?» Клиницист должен рассматривать такую возможность, что испытуемый, задающий такие вопросы, может тем самым демонстрировать спутанность собственной сексуальной роли. Фигуры 6А, 6В и 6С были нарисованы явными гомосексуалистами, фигура 6D — индивидом, имевшим как гомосексуальный, так и гетеросексуальный опыт. ОПИСАНИЕ ФИГУРЫ Я обнаружил, что простым описанием каждой фигуры можно получить замечательные открытия. Далее приведены примеры описательных утверждений: Рисунок 6А. «Это накаченная балерина, которая стоит на носочках, ее левая нога вытянута горизонтально». Рисунок 6В. «Похоже на фигуру мужчины — акробата, слегка присевшего. Его поза похожа на позу танцоров, когда они готовятся принять своего партнера. На нем явно нет одежды, за исключением трико, черты лица пропущены». Рисунок 10А. «Это очень необычный рисунок индивида с большими глазами, длинными волосами, бородой и причудливо одетого. Он не наш современник. Несмотря на бороду и одежду, он не выглядит взрослым». Рисунок 10В. «Это рисунок женщины се строгим выражением лица. Ее одежда богато украшена. Ее овальное лицо четко прорисовано, рот напряжен». Рисунок 12А. «Это очень маленькая, безвкусно одетая женщина с выступающим носом и впалым подбородком. Кажется, что она стеснительная». Рисунок 12В. «Это мрачный мужчина со сжатыми губами, на нем надета высокая шляпа, деловой костюм; он несет трость». Интересно отметить, что женщина, нарисовавшая фигуры 14Аи 14В, сперва протестовала, говоря: «Я никогда не могла ничего нарисовать. Я просто не знаю, как рисовать». Позже, обсуждая своего отца, Джона, она описала его следующим образом: «Очень строгий человек, который любил хорошо одеваться. Он всегда был очень щепетилен, когда дело касалось его персоны, настаивал на том, что надо делать правильные вещи в правильное время, критиковал других людей, которые делали что-то ради удовольствия или просто потому, что им так хотелось. Маргарита (рис. 12А) — молодая девушка, которая на самом деле не выглядит так, как она нарисована. Но Джон заставляет ее чувствовать себя именно такой. Джон заставил ее почувствовать себя так, будто ее вечернее платье — это домашняя одежда. Она колебалась, сопровождать ли его на торжество, так как боялась, что ее будут критиковать». Интересно, что, несмотря на ее протесты и заявления о недостатке художественных способностей, обе фигуры, которые она нарисовала, с удивительной ясностью и четкостью передают ее чувства, связанные с ней и ее отцом. Опыт большинства клиницистов показывает, что даже люди необученные, без специальных навыков, включая маленьких детей, рисуют фигуры, которые передают их чувства и мысли. СРАВНЕНИЕ ФИГУР В сущности, каждый может нарисовать две фигуры, чем-то отличающиеся друг от друга. Конкретные же способы, выбранные (осознанно или неосознанно) испытуемым, обычно несут в себе информацию о его психосексуальных установках. Например, рисунок 7А: мужская фигура намного меньше и более статичная, чем женская, изображенная на рисунке 7В. Также у мужской фигуры короче руки. Это описание различий между двумя рисунками. Одна из возможных интерпретаций, основанная на объективном различии, может быть следующей: мужчина — слабее и пассивнее женщины. Интерпретация опирается на следующие элементы: осанка женщины, ее поза и руки подразумевают активность, тогда как поза, руки и кисти мужской фигуры производят такое впечатление, будто он стоит, держа руки в карманах, смотрит и не двигается. Отталкиваясь от рисунка, мы можем сделать следующий шаг к интерпретации: испытуемый воспринимает мужчину как неактивного (пассивного), интроверта, а женщина представляется ему активной, экстравертом. Это общее чувство, передаваемое рисунками, можно легко проверить с помощью использованной мною техники. Эта пара рисунков была показана пяти клиницистам. Их просили описать каждую фигуру настолько кратко, насколько это возможно. Из этих пяти описаний мужчины (все пять клиницистов сошлись во мнении относительно основных характеристик) были отобраны и сведены в таблицу наиболее часто встречавшиеся слова. Рис. 7. Рисунки мужской и женской фигур Слова, подразумевавшие, скорее, постороннее наблюдение, чем активное участие (наблюдатель, обозревающий, задумчивый, смотрящий), встречались во всех пяти описаниях. Слова, подразумевавшие пассивность или зависимость (менее компетентный, зависимый, чувствует себя маленьким), встречались в четырех описаниях. Описания, подразумевавшие активность (агрессивная, защищающая, активная) были во всех утверждениях, касающихся женщины; также везде подразумевалась экстравертированность (заботится о других, неэгоцентрична, хорошая мать, знающая). Когда пять описаний были сведены в один рассказ о каждой фигуре, то получилось следующее описание: «Фигура 7А — застенчивый, сензитивный, задумчивый, мягкий человек, идеалист, интроверт». «Фигура 7В ~ знающий, энергичный, активный, защищающий, благородный, твердый человек, привыкший брать на себя ответственность». Эти два описания без указания пола были даны пяти другим клиницистам. Их попросили сказать, к какому рисунку какое описание относится. Во всех случаях первое описание было отнесено к мужской фигуре, а второе — к женской. В этих рисунках есть и другие факторы, подтверждающие эти характеристики. Руки и кисти — это те части человеческого тела, которые «делают вещи», устанавливают контакты (пожатие рук), наказывают или защищают. У мужской фигуры руки относительно короткие (ограниченные возможности контакта), близко прижаты к телу, кисти находятся в карманах. В таком положении нет и намека на готовность к действию, атаке, манипулированию, агрессии или каким-либо другим формам контакта. У женщины руки довольно длинные, отклонены от тела, кисти выписаны. Она находится в таком положении, в котором очень легко устанавливать контакты с другими людьми или объектами. Кинестезия, выражаемая положением рук, предполагает активность, тогда как руки, опущенные вдоль тела, кисти рук, находящиеся в карманах, подразумевают недостаток мышечного тонуса, а следовательно, пассивность. Волосы на женском рисунке нарисованы одиночными твердыми штрихами, что дает общее впечатление энергии. Какая женщина так причесывает волосы? Отметим, что волосы у мужчины нарисованы не от центра головы и от тела (как у женщины), а на большей части от головы к телу. По моему опыту, линии, направленные к телу, предполагают интровер-сивные тенденции, тогда как линии, идущие от тела, часто ассоциируются с экстраьерсивньтми тенденциями. Посмотрим на разницу в размере. С чем обычно ассоциируется размер? Разве взрослый не больше ребенка, не лучше его осведомлен? Посмотрим на различия более детально. В фигуру, нарисованную с большей тщательностью, имеющей большее количество деталей, вложено больше либидозной энергии. На этих рисунках у мужской фигуры есть два ряда пуговиц, тщательно завязанный галстук, четко прописанные брови и черты лица. Лицо прорисовано очень тщательно. Может быть дана следующая интерпретация: испытуемый идентифицирует себя с мужской фигурой его внимание направлено на самого себя (интровертирован), женская фигура вобрала в себя его восприятие женщины. Можно предположить, что последнее происходит из его отношений с матерью или человеком, выполняющим ее функции. Тот факт, что в рисунке женщины, так же как и в рисунке мужчины, есть тщательно нарисованные детали — вычерчены пояс и бусы, — позволяет нам предположить, что испытуемый, рисовавший эти фигуры, является компульсивным индивидом, склонным к детализированию и порядку. То, как заштрихован контур в мужской фигуре — пиджак нарисован, а затем подправлен до правильных пропорций, — также подтверждает интерпретацию, предполагающую компульсивность и стремление к порядку. Таким образом, сравнив рисунки мужчины и женщины, можно дать следующую интерпретацию, касающуюся нарисовавшего их испытуемого — мужчины: «С интровертированный, задумчивый, сензитивный индивид; скорее наблюдатель, чем человек действия; нуждается в поддержке и помощи, которые ожидает получить от фигуры, выполняющей функции матери». РАЗМЕР Соотношение между размером рисунка и свободным пространством может соответствовать динамическим отношениям между испытуемым и его окружением или между испытуемым и родительскими фигурами. Если рисунок является проекцией я-концепции, тогда размер демонстрирует способ, каким испытуемый отвечает, на внешнее давление. Если фигура, отражающая я-концепцию, мала, то может быть сформулирована следующая гипотеза: испытуемый чувствует себя маленьким (слабым) и отвечает на требования окружающей среды снижением самоуважения. Если фигура большая, тогда испытуемый отвечает «а внешнее давление экспансией и агрессией. Эти интерпретации могут быть сделаны только после того, как будет установлено, что рисунки являются именно проекцией я-концепции. А В Рис. 8. Агрессивные и наказующие мужская и женская фигуры Рис. 9. Рисунки фигур незрелого мужчины и женщины, одетой в богато украшенную одежду Скажем для порядка слово о значениях понятий «большой» и «маленький». Средний рисунок полной фигуры — приблизительно 15 см в длину или две трети от свободного пространства. Более важным, чем абсолютный размер, является впечатление от соотношения между рисунком и окружающим пространством. Если фигура, символизирующая я-концепцию, производит впечатление маленького, тогда в интерпретации можно говорить о том, что испытуемый чувствует себя маленьким (подчиненным) или потерянным (отвергнутым). Если бы было определено, что рисунки не являются проекцией я-концепции, тогда необходимо бы было рассмотреть две другие возможности, а именно: рисунок — проекция идеального (желаемого) я-образа или проекция родительского образа. В последнем случае крупный рисунок означает сильного, способного, надежного родителя или угрожающего, агрессивного, наказывающего. Какая именно из этих интерпретаций подходит, обычно становится ясно из контекста. Например, описанная выше материнская фигура на рисунке 7В (она большая) подразумевает силу, компетентность, надежность. С другой стороны, фигуры на рисунках 8А и 8В, равные по величине, могут быть проинтерпретированы как существа угрожающие, агрессивные и наказующие. Если рисунки являются проекцией образа идеального я, тогда большой рисунок можно проинтерпретировать следующим образом: испытуемый компенсирует чувство слабости, неадекватности фантазий. Фигуры ЮА, 10В и ЮС — это рисунки мужских фигур, сделанных тремя шестнадцатилетними мальчиками, у всех них рост — не меньше 1 м 60 см. Фигура ЮА — это рисунок слабого, неэффективного человека, который «бахвалится», то есть компенсирует чувство собственной неполноценности в фантазиях. Фигура 10В — это рисунок юноши, который чувствует себя слабым, его реакцией на это чувство является уход и подчинение. Он часто «болеет»", у него часто бывают неудачи в школе, он очень зависимый и уступчивый. Фигура ЮС — это рисунок юноши, который чувствует себя компетентным и независимым, он не использует в качестве механизмов приспособления ни фантазию, ни подчинение. РАСПОЛОЖЕНИЕ Есть пять возможностей размещения. Рисунок может быть помещен в верхней половине, в нижней половине, слева, справа или в центре листа. Дети, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, обычно постоянно стремятся к достижению каких-либо целей, и уровень их достижений довольно высок. Взрослые, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, часто чувствуют себя неуверенными («подвешенными в воздухе»). Те люди, чьи рисунки смещены влево, часто бывают стеснительными или интровертированными. Те, чьи рисунки располагаются внизу страницы, кажутся более стабильными, спокойными, «твердо стоящими на ногах». Иногда такие фигуры рисуют люди, пережившие кратковременные депрессии. Те, чьи рисунки расположены аккуратно в центре, обычно эгоцентричны, адаптивны, сами направляют свой жизненный путь. По моему опыту, редко можно встретить рисунки, смещенные вправо. В тех немногочисленных случаях, где наблюдалось такое расположение, были сделаны различные интерпретации. По-видимому, был только один общий фактор — склонность к негативизму или сопротивлению. Рис. 10. Фигуры, нарисованные мальчиками-подростками То, что было сказано о других пунктах анализа, может быть применимо и к расположению. Нельзя делать интерпретации, вырванные из контекста. Они должны соответствовать общей линии рассуждений. ДВИЖЕНИЕ Почти все рисунки предполагают некоторую степень кинестетического напряжения, варьирующего от ригидности до чрезмерной подвижности. Рисунок, предполагающий большую активность, часто выполняется индивидами с сильными импульсами к моторной активности. Непоседливые индивиды, люди действия, гиперманиакальные индивиды делают рисунки, содержащие элементы явного движения. Фигуры, передающие впечатление крайней ригидности, часто рисуются индивидами с серьезными и глубокими конфликтами, которые контролируются ригидным и обычно легко разрушаемым способом. Иногда такой рисунок может быть сделан индивидом, который не может ходить. В таком случае он обозначает низкий уровень энергии, недостаток побуждений или эмоций. Если рисунок выполнен в механистической манере, в нем полностью отсутствуют кинестетические элементы, то аналитику следует обратить внимание на другие симптомы психоза. Рисунки 11А и 11В — механические и безжизненные, они были сделаны людьми, страдающими шизофренией. ИСКАЖЕНИЯ и ПРОПУСКИ Искажение или пропуск любой части фигуры предполагает, что таким образом могут выражаться конфликты, связанные с этой частью. Например, вуаеристы часто пропускают глаза или рисуют их закрытыми (см. рис. 8В). Индивиды с сексуальными конфликтами будут пропускать или искажать области, ассоциирующиеся с сексуальными зонами. Инфантильные индивиды с оральными потребностями обычно увеличивают грудь на рисунках. Изучая людей, перенесших ампутацию ног, я обнаружил, что нижняя часть тела в рисунках часто пропускалась (см. рис. 13). Пометки, затирания, штриховка и усиление также относятся к искажениям и пропускам; их следует изучать в связи с возможными конфликтными областями. Область головы. Ее обычно рисуют первой. Чаще всего выражение я-концепций фокусируется на голове и лице. Если голова подчеркнуто увеличена, то испытуемый может быть либо очень агрессивным, либо у него большие амбиции, либо он страдает головными болями или другими соматическими симптомами. Если голова и лицо нарисованы очень блекло, то испытуемый может быть крайне стеснительным. Если голову рисуют последней, то есть вероятность серьезного нарушения межличностных отношений. Если голова прорисована очень четко, а тело дано лишь набросками или вовсе отсутствует, то возможно, для этого индивида привычной компенсацией является уход в фантазию, либо он стыдится своего тела. Рис. П. Фигуры, нарисованные шизофрениками Нарциссические индивиды и гомосексуалисты много внимания уделяют волосам. Волосы на лице (борода или усы) обычно связаны со стремлением к мужественности, половой зрелости у тех, кто чувствует собственную сексуальную слабость или сомневается в своей маскулинности. Рот может быть нарисован прямой линией, волнистой линией, овалом, иногда с зубами. Если нарисованы зубы, то это означает возможность вербальной агрессии, садистские тенденции, также следует поискать другие характеристики, связанные с этой стадией развития. Если рот обозначен одной линией,"индивид может быть вербально агрессивен. Если рот овальной, полной формы или открытый, то у испытуемого могут быть орально-эротические тенденции, это признак зависимого индивида. Если губы на рисунке мужчины полные и чувственные, то испытуемый может быть женоподобным или гомосексуалистом. Если на рисунке мужчины очень большие глаза с ресницами, то можно практически не сомневаться в его гомосексуальности. Если глаза большие, но зрачки отсутствуют, то у индивида есть чувство вины, связанное с вуаеристскими тенденциями. Если глаза большие, вытаращенные, то клиницисту следует исследовать возможность параноидальных тенденций. Нос может отображать социальный стереотип или может быть интерпретирован как фаллический символ. Если нос крючком или широкий и выступающий, то испытуемый таким образом выражает отвержение и презрение. Если рисунок является проекцией я-концепции, тогда эти чувства относятся к нему самому. Если же рисунок не является проекцией я-концепции, тогда эти чувства направлены на других. Если нос очень большой, то обычно это связано с чувством сексуальной импотенции. Мужчины-меланхолики обычно рисуют огромные носы. Юноши, которые пытаются установить свою мужественность через агрессию, почти все без исключения рисуют большие носы. Подбородок является социальным стереотипом силы и главенства. Если на рисунке, выражающем я-концепцию, увеличенный подбородок, то это может быть выражением сильного стремления, агрессивных тенденций или компенсаторных чувств, относящихся к собственной слабости и нерешительности. Если подбородок увеличен на рисунке, где нет проекции я-концепции, то испытуемый может тем самым выражать чувство неадекватности перед лицом властных, агрессивных, сильных индивидов. Ухо редко прорисовывается. Если оно увеличено или подчеркнуто, то клиницисту следует разузнать, нет ли органических повреждений органов слуха, либо слуховых галлюцинаций у параноидального индивида, либо снижения слуха. Шея отделяет голову от туловища и может рассматриваться как связь между интеллектуальным контролем и импульсами, исходящими от ид. Длинная шея может говорить о том, что у испытуемого есть трудности в контроле и управлении инстинктивными стремлениями. Длинная шея также может означать наличие соматических симптомов в данной области. Индивиды, испытывающие проблемы глотания, истерический комок или имеющие психогенные расстройства пищеварительной системы, могут рисовать фигуры с очень длинными шеями. Шизоиды или шизофреники часто рисуют фигуры с увеличенными шеями (см. рисунки 11Аи 11В). Если есть заметные различия в рисунке шеи у мужской и женской фигур, когда шея у женской фигуры явно длиннее, то испытуемый может быть женственным, зависимым, пассивным индивидом. Руки и кисти. Руки и кисти являются органами контакта и манипулирования. Если кисти спрятаны, то испытуемый тем самым выражает трудности контакта или чувство вины за манипуляторную активность (мастурбацию). Если руки показаны, но увеличены в размере, то это можно проинтерпретировать как компенсаторное поведение, вызванное чувством манипуляторной неспособности, трудностями в контакте или неадекватностью. Если руки заштрихованы, то, возможно, испытуемый выражает тревожность, связанную с манипуляторной активностью или общением. Ести руки близко прижаты к телу, то испытуемый таким образом может выражать пассивные или защитные чувства. Если руки далеко отходят от тела, то испытуемый может выражать агрессивные мотивы, направленные вовне. Если пальцы, ногти и сочленения тщательно прорисованы, то испытуемый либо компульсивен, либо имеет трудности, связанные с образом тела (как при ранней шизофрении). Сжатые кулаки говорят о подавленной агрессии. Другие части тела. Если ноги и ступни рисуются первыми, им уделяется больше внимания, чем остальному рисунку, то испытуемый тем самым может выражать упадок духа или депрессию. Если бедра и ягодицы на мужской фигуре округлее и больше, чем должны быть, или им уделено необычно много внимания, то у испытуемого сильные гомосексуальные тенденции. В том случае, если туловище крупное или с осиной талией, может быть дана такая же интерпретация. Если локти и связанные области выписаны, то испытуемый либо является компульсивным индивидом, в этом случае данная черта будет проявляться множеством других способов, либо он зависимый, неуверенный индивид, нуждающийся в знакомых перцептивных ключах для уверенности. Если рисуется внутреннее анатомическое строение, то почти наверняка данный испытуемый страдает шизофренией или манией. Если тело нарисовано смутно или причудливо (рисунки ПА и 11В), то испытуемый может страдать шизофренией. Следует осторожно обращаться с женскими фигурами. Является ли рисунок репрезентацией ребенка, девушкой мечты (модель Петти), материнской фигурой? Какие части женского тела выделены? Если груди очень сильно увеличены и тщательно прорисованы, то испытуемый может выражать сильную оральную зависимость. Если кисти и руки длинные и выступающие, то это может быть выражением потребности в защищающей материнской фигуре. Если женственность в женской фигуре обозначается с помощью незначительных или символических деталей, то это может быть выражением жестоко подавленных чувств, связанных с Эдиповым комплексом. Если плечи и другие признаки мужественности в мужской фигуре увеличены, то это может быть выражением ощущения небезопасности у испытуемого, связанного с маскулинностью. Одежда. Большинство нарисованных фигур одеты. Если фигуры обнажены, четко прорисованы сексуальные зоны, то испытуемый тем самым может выражать вызов обществу (родительским фигурам) или он может осознавать свои сексуальные конфликты. Индивиды с сильными вуаеристскими тенденциями могут рисовать разукрашенные обнаженные фигуры. Если фигура, представляющая я-концепцию, голая и ей уделено много внимания, то можно говорить о телесном нарциссизме. С другой стороны, если такая фигура тщательно одета, то индивид может выражать нарциссизм, связанный с одеждой, или социальный нарциссизм. Обе формы нарциссизма обнаруживаются у инфантильных, эгоцентричных индивидов. Рис. 12. Фигуры, изображающие стеснительную девушку и мрачного мужчину с плотно сжатыми губами Рис. 13. Фигуры, нарисованные ветеранами войны с ампутированными ногами Пуговицы обычно являются индикатором зависимой, инфантильной, неадекватной личности. Если пуговицы нарисованы вдоль средней линии, то у индивида могут быть соматические проблемы. Если пуговицы нарисованы на манжетах, обшлагах или других малозаметных местах, то испытуемый, возможно, страдает обсессивно-компульсивным неврозом. Такие индивиды также рисуют шнурки, складки, морщины на лице и т.п. Карманы, расположенные на груди, являются признаками оральной и аффективной депривации; их обычно рисуют инфантильные, зависимые индивиды. Галстук часто интерпретируется как фаллический символ. Если галстуку уделено слишком много внимания и усилий, если фигура при этом женоподобная, то испытуемый может быть гомосексуалистом. Маленький галстук может свидетельствовать о подавленных чувствах, связанных с неполноценностью полового органа. Серьги часто рисуют испытуемые, имеющие сексуальные проблемы эксгибиционистской природы. Сигареты, трубки, трости часто интерпретируют как детали, символизирующие стремление к мужественности. ГРАФОЛОГИЯ При описании штрихов следует обратить внимание на нажим, направление, продолжительность, наличие углов, ритм. Нажим обычно связывают с уровнем энергии. Так, индивид с сильными стремлениями и амбициями обычно рисует четкие, твердые линии. Индивид с низким уровнем энергии (по физическим или психическим причинам) будет рисовать довольно слабые линии, прерывистые. У циклотимиков, нестабильных или импульсивных индивидов сила нажима будет меняться. Направление штриха может быть вертикальным или горизонтальным, определенным или неопределенным. Выраженное предпочтение горизонтальных движений часто связано со слабостью, женственностью, фантазированием. Выраженное предпочтение вертикальных штрихов часто связано с доминантностью, гиперактивностью, чрезмерным стремлением к маскулинности. Если направление штриха определенное, неколеблющееся, то можно говорить об уверенном, спокойном индивиде, который упорно и настойчиво идет к достижению поставленных целей. Штрихи неопределенного направления или колеблющиеся часто связаны с недостатком вышеперечисленных качеств. Так, тревожные индивиды, которым недостает собственного мнения и собственной точки зрения, будут рисовать фигуры, где штрихи не будут иметь определенного направления. Непрерывные прямые линии часто принадлежат перу быстрых, решительных индивидов. Прерывистые изогнутые линии относят к медлительным и нерешительным индивидам. Очень короткие штрихи-наброски часто ассоциируются с тревожностью и неуверенностью. Если штрих дан в свободной и ритмичной манере, то испытуемый может быть открытым, отзывчивым индивидом. Если штрихи сужающиеся, то индивид может быть напряжен, замкнут. Если контур фигуры четкий и ясный, линия непрерывная, утолщенная, то это может говорить об изоляции индивида и его потребности защитить себя от внешнего давления. Штриховка, тень являются признаками тревожности. Если штриховка обнаруживается в сексуальных областях, то тревожность может быть связана с сексуальными функциями.
|
|||
|