|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 17 страницаМОДИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА V Беллак, описывая CAT, говорит о том, что он предназначен для детей от 3 до 10 лет; ТАТ он считает пригодным для подростков и взрослых. В качестве промежуточного этапа он предлагает Тест картинок и рассказов Саймондза (Symonds Pictury-Story Test, SPST), который, по его мнению, идеально подходит для работы с подростками. Он ни словом не упоминает Мичиганский картиночный тест (Michigan Picture Test, MPT), впервые описанный в 1951 г., а в качестве действующей методики существующий с 1953 г. МРТ предназначен для работы с детьми от 8 до 14 лет и по принципу ТАТ состоит из восьми карточек, применимых для обоих полов, а также четырех карточек для мальчиков (М) и четырех для девочек (Д). Не существует видимого сходства между карточками для девочек и для мальчиков с одинаковыми номерами; одна из карточек, предназначенных для девочек, совпадает с карточкой № 7GF ТАТ. Из 8 неспецифичных карточек 4, в том числе и белый лист, считаются «базовыми» и рекомендуются для применения при проведении отборов и т.д. Их содержание и расположение в наборе таковы: (1) Семья из четырех человек за обеденным столом. «Мама» кормит малыша, старший сын наблюдает за ними. (6) Смешанная группа из шести детей играет в настольную игру. (9) Никаких человеческих фигур: вспышка молнии на темном фоне. (12) Белый лист. Совершенно очевидно, на что направлены эти картинки. Каган (Kagan) утверждает, что преобладает позитивный эффект с возможностью выразить мотивацию на достижение цели. Генри (Henry) же отмечает «полуобъективность» этой методики, возможно потому, что МРТ не нашел универсального применения: только для определения уровня адаптации, на что этот тест и был изначально направлен, да и то это зависит скорее от оценки исследователя, чем непосредственно от показателей по трем переменным, которые можно вывести из ответов. Три переменные («Индекс напряжения», «Времена глаголов» и «Направление усилий»), судя по всему, используют только некоторую часть данных, на основе которых, в соответствии с концепцией ТАТ, должны делаться выводы. Иными словами, как и всем остальным «усовершенствованным» проективным методикам, МРТ не удалось усидеть на двух стульях. Возвращаясь к Тесту картинок и рассказов Саймондса (SPST), стоит сказать о том, что, в отличие от МРТ, разработанного для клинических нужд, SPST — это побочный продукт исследовательского проекта по изучению воображения подростков; почти таким же образом ТАТ возник не без помощи исследования пятидесяти человек в возрасте студентов колледжа в Гарварде. Тест привлек к себе пристальное внимание, как только был опубликован, он часто встречается, хоть и в нескольких словах, в обсуждениях проективных методик изучения личности. Факт остается фактом, упоминается ошеломляюще малое количество работ с его применением. Стимульный материал состоит из двадцати картинок, разделенных на два набора — А и Б. Тот факт, что все картинки весьма узнаваемы, точно созданы одним и тем же художником, стимулирует составление рассказов с продолжением или производит устойчивые эффекты того же рода. Картинки были созданы в 1940 г., поэтому стиль одежды и т.д. уже очень устарели — намного ощутимей, чем какая-либо картинка из ТАТ. Провоцируемые темы имеют по большей части негативную окраску. Однако некоторые авторы утверждают, что ситуации, наводящие на мысли о конкуренции сиблингов и другие, особенно важные при исследовании подростков, которых нет в ТАТ, здесь присутствуют. Саймондз утверждает, что подростки с легкостью идентифицируют себя с образом любого пола (и любого возраста), поэтому картинки не стали делить на наборы для девочек и мальчиков конкретно. Каган высказывает предположение о том, что выборка картинок из МРТ, SPST и оригинальной версии ТАТ будет намного более эффективным инструментом для работы с детьми и подростками, чем полные наборы по отдельности. Среди картинок ТАТ наиболее эффективными для работы с детьми 7—11 лет он называет Карточки 1, 3BM.7GF, 8ВМ, 12М, 13В, 14 и 17ВМ (интересно отметить, что две из специально предназначенных Мерреем для детей картинок соответственно. 12GF и 13G среди них не упоминаются. Не окажутся ли эти картинки чрезмерно загруженными со стилистической точки зрения, а посему трудными для восприятия, — этот вопрос остается открытым. Возможность появления «культурного шока», если концепция Роршаха применима к данной ситуации, не должна быть упущена из внимания. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ИНЫЕ МОДИФИКАЦИИ Существуют различные методики семейства ТАТ, предназначенные для работы с людьми с различными типами физических недостатков. Этот материал труднодоступен, он даже практически не появляется в журналах. Та же ситуация сложилась и по отношению к другим «целенаправленным» тестам, как выразился Кронбах, которые использовались применительно к представителям различных профессий. Две такие опубликованные методики можно обсудить более детально. Первая из них — методика Генри и Гуетцкого (Henry and Guetzkow) под названием «Тест групповой проекции» (Test of Group Projection). Она состоит из пяти картинок, представленных в статье Генри, посвященной методикам ТАТ. Ниже следует их краткое описание: I. Группа людей вокруг стола совещаний. II. Человек в дверном проеме. III. Два человека, расположенные почти так же, как персонажи картинки № 7ВМ ТАТ, но разница в возрасте не так очевидна. IV. Молодой мужчина и женщина старше него; по содержанию сильно напоминает картинку № 6ВМ ТАТ. V. Неформальная группа, общее расположение персонажей практически такое же, как на СЗ ORT (см. далее). Тест направлен на изучение динамик малых групп; от членов группы требуется написать серию коротких рассказов, совещаясь друг с другом. Возникнув как составная часть проекта по изучению групповой продуктивности, который спонсировало Американское научное ведомство военно-морских сил, он был разработан в некоторой степени для того, чтобы сделать очевидной необходимость организации наблюдения за групповыми процессами; исследователи были уверены, что их детище сможет само по себе стать основой для интерпретации. Тест в общем был встречен неблагосклонно, и мы обсуждаем его здесь отчасти только потому, что это послужит для читателя стимулом проверить жизнеспособность лежащей в его основе идеи. Сами картинки имеют в большинстве своем «мужское» содержание, и основное достоинство их в том, что наряду с остальными присутствуют ситуации деловой встречи (картинка I) и неструктурированного межличностного взаимодействия (картинка V), которые редко можно встретить на картинках тематического материала. Многое из сказанного относится также к картинкам, используемым Мак-Клелландом (McClelland) и его соавторами в рамках изучения потребности в достижении цели (NAch). Само исследование получило широкую огласку, оно даже стало настолько популярным, что авторство концепции «потребности в достижении» чаше приписывают Мак-Клел-ланду, чем Меррею. Главный вклад Мак-Клелланда в проективную психологию заключается в характере системы анализа тематического материала. Сама система, или метод, обладает рядом индивидуальных особенностей, что позволяет рассматривать ее как самостоятельную методику. Стимульный материал, который использовал Мак-Клелланд, состоял из четырех слайдов, отобранных по принципу ассоциаций с темами, имеющими отношение к достижениям. Две картинки были заимствованы из стандартного ТАТ — 7ВМ и 8ВМ; на остальных были изображены по очереди: молодой человек, склонившийся над книгой, и двое мужчин, работающих с аппаратом. Тест предъявлялся группе испытуемых, на каждую картинку отводилось около 5 минут. Скорость предъявления картинок была рассчитана на то, чтобы испытуемые успели записать ответы на каждый из четырех вопросов, отпечатанных на каждой странице розданного им буклета: 1. Что происходит на этой картинке? Кто эти люди? 2. Что привело к этому? Или что происходило раньше? 3. Что думают эти люди, к чему они стремятся? О ком из персонажей вы говорите? 4. Что произойдет? Какие шаги будут предприняты? Рассказы испытуемых оцениваются с точки зрения присутствия или отсутствия «образов достижения». Перефразировав Мерштейна, отметим, что ключевым моментом убеждений Мак-Клелланда является мнение о том, что встречаемость «образов достижения» в рассказах по ТАТ является надежным свидетельством того, что испытуемый мотивирован на достижение цели. Сила этой мотивации оценивается при помощи системы обработки результатов, которую вкратце можно пересказать следующим образом: для того, чтобы быть отнесенным к содержащим «образы достижения» (AI), рассказ должен содержать ссылку на поставленную цель, определяемую по критерию долговременной деятельности по достижению цели, уникальности достижения или же установленному эталону наивысшего достижения. Ссылка на достижение, не отвечающая названным критериям, классифицируется как TI (Т — это «задача»; имеется в виду, что простое выполнение определенной задачи не является показателем наличия мотивации на достижение). «Несвязанные образы» (UI) — это отсутствие упоминания о цели. AI, TI и UI оцениваются как +1, 0 и —1 соответственно. Рассказы, классифицированные как AI, затем анализируются еще по нескольким дополнительным критериям, количество которых может доходить до 10. Критерии могу быть следующими: Потребность в достижении цели (N). Успех (Ga+) или неудача (Ga~), предвосхищение судьбы поставленной цели. Обратите внимание на то, что за предвосхищение неудачи (GA—) начисляется +1 балл, так как это указывает на озабоченность достижением цели. Инструментальная активность (I) — то, что делается в связи с достижением цели. Препятствия или преграды (ВР — личностные и BW' — средовые). Прессы воспитания (Nup). Аффективные состояния (G+, G-). Как и в случае Ga—, негативные аффекты, сопровождающие деятельность по достижению цели, расцениваются не меньше чем в качестве позитивного аффекта. Тема достижения (AchThj. Начисляется, если AI является основной темой рассказа. Каждый из этих пунктов может добавить по баллу к исходному +1, соответствующему AI, что составляет шкалу значений от +11 до —1. Эта шкала нашла широкое применение в разного рода практической деятельности и при проведении исследований. Мерштейн предпринял исследование положительных и отрицательных результатов, которые распределились довольно равномерно. Этот метод также применялся для исследования других форм мотивации, например, потребности в привязанности, но проект привлек к себе меньше внимания, вероятно потому, что его практическая ценность оказалась не столь масштабной. Даже на примере изысканий в области достижений становится очевидно, что слишком много обобщений было сделано на основе данных по весьма и весьма ограниченной выборке (четыре рассказа по ТАТ) поведения человека. В частности, было заявлено, что женские реакции в ситуациях, ставящих под угрозу достижение цели, отличаются от мужских. Система обработки результатов Мак-Клелланда встретила одобрение, так как она отличается высокой степенью объективности, а следовательно, и надежностью подсчета баллов. Однако способ, при помощи которого складывается конечный результат, то есть суммирование элементов свободно написанного текста, заслуживает критики, так как записанная в течение какого-то времени история по определению будет содержать большое количество элементов такого рода. Работы Линдзея и Сильвермана (Lindzey and Silverman) указали на значительную степень корреляции показателей по NAch как со скоростью речи, так и с результатами тестов на интеллект. Более того, нельзя исключать вероятность того, что построение вопросов само по себе может навести испытуемого на установку на достижение. Так, напомнив испытуемому о том, что он должен рассказать о том, «какие шаги будут предприняты», вы можете заставить его развить бурную деятельность, тогда как для этого человека было бы намного естественнее оставить свою историю незавершенной, с нерешенной проблемой. Именно эти причины, равно как и некоторые другие, обусловили нелюбовь проективистов-сторонников холизма ко всему, что касается «счета». И в самом деле, точно такие же рассуждения лежат в основе представления некоторых переменных методики Роршаха в процентах. ТЕХНИКА ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ OBJECT RELATION TECHNIQUE (ORT) Для того чтобы составить у вас представление об «отдаленных» производных ТАТ, мы отобрали четыре теста. Это (в хронологическом порядке) Тест Рисуночной фрустрации Розенцвейга (1944), Картинки про Блэки (1950), Техника объектных отношений (1955) и Проективные картинки Пикфорда (1963). Рассмотрению вариаций на тему двух из них мы также уделим некоторое внимание. Мы начинаем с рассмотрения Техники объектных отношений по той причине, что по характеру заданий и способу проведения в общем она практически не отличается от стандартного ТАТ. Различия, конечно же, существуют, их два, и они весьма существенны: 1) стиль и содержание отдельных картинок характерны для всего спектра серии; 2) методика была разработана в качестве дополнения к терапии, проводившейся в рамках конкретной пснходинамической теории. Филлипсон (Phillipson) оперирует двумя названиями — «Тест объектных отношений» и «Техника объектных отношений», причем первое обозначает, что картинки представляют собой тест, а второе — их применение в терапии. Теория объектных отношений, на которой основан этот подход, возникла преимущественно на базе учения Кляйн (Klein) и Фейрбейрна (Fairbairn). Нижеизложенное представляет собой сжатый пересказ описания Филлипсона основных позиций теории в связи с ORT. То, как человек строит свои отношения с другими людьми, полностью зависит от того, как он учился строить такие отношения, изначально это были отношения с объектами, окружавшими его в самом раннем возрасте, то есть с теми людьми, от которых зависело, сможет ли он удовлетворить свои первичные биологические потребности. Сохранение и развитие этих ранних отношений имеет такое огромное значение для человека, что в основном именно они оказывают непосредственное влияние на выбор способа взаимодействия человека с окружающим миром... На этой основе мы можем предположить, что уникальные способы восприятия конкретного субъекта, эксплуатации интеллектуальных ресурсов, достижения интересов, выполнения заданий уходят корнями в устоявшиеся паттерны построения отношений с людьми. В этой связи переживания человека и его поведение могут быть представлены как результат его попыток примирить две совпадающие и взаимодействующие системы объектных отношений: 1) подавленные бессознательные способы построения отношений, которые сам человек представляет как средства адаптации в период превышающей его возможности фрустрации, пережитой им в раннем возрасте, и 2) более сознательное накопление опыта отношений, подтвержденного и подкрепленного в процессе «проверки реальности», по итогам которой этот опыт преобразуется в устойчивые паттерны взаимодействия. Б соответствии с балансом сил и ресурсов как в самом человеке, так и внутри ситуации, в которой он находится, бессознательные объектные отношения могут ввести свои паттерны за счет более сознательно усвоенных способов построения отношений с людьми, упомянутых под цифрой 2 выше. Результатом этого будет ухудшение качества отношений. В соответствии с таким изменением восприятие может стать неточным, неполным или необычным, доказательства чему можно найти в ответах по ORT, которая в данном случае рассматривается в качестве примера характерного для человека способа восприятия мира вокруг себя. Далее Филлипсон переходит к исследованию факторов, которые определяют, до какой степени бессознательные силы смогут таким образом получить перевес, а также способы, при помощи которых стимуль-ный материал ORT был разработан с расчетом на то, что он сможет пролить свет на эти процессы. Эту часть его повествования, и так лаконичного, трудно изложить еще более конспективно, но мы надеемся, что основные его пункты, по крайней мере те, что имеют отношение к средовым факторам, станут очевидны при ознакомлении с нижеизложенным описанием стимульного материала ORT. Стимульный материал включает в себя тринадцать карточек, среди которых белый лист, как и в ТАТ, и три «серии» по четыре карточки каждая, систематично варьируемые и образующие таким образом двухпутную (3 х 4) классификацию. Три серии — А, В и С — различаются по стилю выполнения. Филлипсон особо подчеркивает, что значимость различий заключается в «климате реальности» каждой картинки, благодаря которой «эмоциональный климат», как он это называет, связывается с различиями в качестве стимула. Восприимчивость к этим различиям он воспринимает как аналог реакций на детерминанты Роршаха. После него эта идея была использована Уилкинсоном (Wilkinson) при создании детского варианта Техники объектных отношений (CORT) (см. далее). Хотя основным отличием трех серий является стиль изображения, оно в терминах особенностей заключается именно в «содержании реальности», разница в котором оказывает наибольшее воздействие. Картинки серии А минимально структурированы: такие объекты изображены неопределенно, к характеристике общего эффекта картинок лучше всего подходит слово «туманный» (см. рис. 3). Это легкое бледное затенение введено в качестве аналога структурной детерминанты Роршаха и с целью вывести наружу первичные потребности из области объектных отношений. Картинки серии В отличаются резкой контрастностью черного с белым и черного с серым, с четко вырисованными силуэтами, но человеческие фигуры полностью лишены деталей. Самым близким аналогом Роршаха является детерминанта К; преобладающий эмоциональный «климат» задуман как угрожающий и тревожный. На картинках серии С появляется цвет, хотя и в довольно произвольном исполнении: в большинстве случаев создается впечатление, что цвет скорее добавлен в картинку, нежели является неотъемлемым качеством изображенных предметов. При всем этом цветные элементы могут £ыть в буквальном смысле расценены как «бросающие вызов», как и цвет в Роршахе. Изображенные объекты легко узнаваемы (исключение составляет только группа людей с картинки CG, описанной ниже), даже Рис. 3. Картинка A3 (слева), картинка BG (справа) при том, что контуры, состоящие из множества наезжающих друг на друга штрихов, не так уж и отчетливы, если говорить точно. Четыре карточки каждой серии содержат изображения, соответственно, одного человека, двух человек, трех человек и групповой ситуации. Филлипсон описывает их как матрицы, на основе которых в прошлом происходил весь процесс усвоения человеком способов построения отношений и которые обусловливают все базовые ситуации для всех интеракций O-R в настоящем. Далее приведем краткое описание картинок в систематическом порядке. Стандартная последовательность предъявления указана далее по тексту. Использованные символы объясняют сами себя (например, «G» обозначает «групповую» ситуацию). А!. Одинокая вертикальная фигура, в которой чаше всего видят мужчину; имеется другой темный силуэт, который располагается в нижнем левом углу, и намек на арку на заднем плане (автор статьи не считает его очевидным!), любой из которых, как утверждает автор методики, представляет возможность установления отношений с другим объектом — в норме это будет человек. А2. Две фигуры, расположенные близко друг к другу, одна из них (или обе) определяется как женщина. Ярко освещенная перспектива, ассоциируемая с водой. A3. Значительно ярче, чем А1 и А2; справа две фигуры, стояшж рядом, а третья изображена слева от них и, вероятно, несколько ближе к наблюдателю, явно отделенная от двух других (см. рис. 3). AG. Самая «затененная» из картинок серии А; имеются около шести размытых силуэтов, напоминающих человеческие фигуры; из Под «перцепцией» подразумевается, что конкретно видит человек (в том числе и случаи опускания деталей, нетипичной детализации и так далее), тогда как с «апперцепцией» связаны смыслы, приписываемые воспринимаемому, причем и в этом случае особое значение придается нетипичным проявлениям и скрытому значению таких отклонений от обычно приписываемых смыслов для самого испытуемого. Под «содержанием объектных отношений» подразумеваются люди, упомянутые в рассказе, их характеристики и типы взаимодействия, в которое они вовлечены. Здесь нашли применение категории из системы Меррея, Уайэтта и остальных, ,но особое значение придается бессознательной «объект-отношенческой» теме во взаимодействии, то есть, в соответствии с психоаналитической теорией, уровню развития личности, на котором предположительно возникли определенные отношения. Характер любых видов тревожности, имеющих отношение к этим воображаемым отношениям, а также средства, которыми пользуется человек для того, чтобы с ними справиться, также имеют большое значение. При анализе «структуры рассказа» применяются фактически те же категории, которые были предложены другими авторами. Немаловажной характеристикой является наличие или отсутствие конфликта; наряду с этим следует обратить внимание на то, присутствовали ли в рассказе попытки разрешить конфликтную ситуацию. Ближе всего этот подход напоминает, вероятно, систему Беллака. Также имеет смысл задаться следующим вопросом: присутствует ли здесь, эмоциональное содержание, соответствуют ли чувства и эмоции линии рассказа, избранного испытуемым? Здесь прослеживается аналогия с предложенной Уайеттом переменной «тон рассказа». Необходимо сказать о том, что совсем недавно Филлипсон ввел некоторые изменения, преимущественно в области терминологии. В частности, вместо термина «эмоциональное содержание» теперь используется термин «содержание реальности». По инициативе автора обсуждение вопросов, связанных с техниками ведения опроса и выявления пределов, не упоминается в этой статье. Опрос и выявление пределов представляются незаменимой составляющей ORT, но по сравнению с методикой Роршаха на их проведение требуется гораздо меньше времени. Обе процедуры направлены на получение максимального количества информации о человеке или о индивидуальных особенностях его ответов по тесту; охваченными оказываются те пункты, которые уже фигурировали в качестве цели в вышеописанном примере анализа. Выявление пределов также направлено на то, чтобы определить, насколько далеко и в каком направлении испытуемый варьирует свое восприятие, объект-отношенческие установки и структуру рассказа. Так как предполагается, что в этом случае можно вновь демонстрировать белый лист, то это его предъявление само по себе может быть воспринято в качестве ограничивающей процедуры. Что касается применения ORT в отборе на производстве, то, к сожалению, данные на эту тему еще нигде не опубликованы. У меня есть все основания полагать, что стимульный материал ORT не сможет стать достаточно валидным инструментом при проведении отбора: сходный эксперимент уже был осуществлен с применением ТАТ при отборе MG, в результате которого стало ясно, что неопределенные изображения вызывают недоумение, а следовательно, и толкования на «условном» уровне. Однако Филлипсон утверждает, что ценность ORT состоит не только в том, что эта методика позволяет совершенно точно определить объектные отношения испытуемого, но и в том, что она повышает чувствительность психолога до такой степени, что он получает понимание, позволяющее ему оценить и другие аспекты поведения человека в тестовой ситуации. Однако весьма спорным вопросом остается следующее: будет ли человек, пытающийся пройти отбор, отвечать по ORT так же, как и пациент, пришедший за помощью к терапевту. Короче говоря, несмотря на благосклонные отзывы критиков, которые, хотя и скептически относятся к лежащей в основе методики теории, высоко оценили технические аспекты ORT, существуют некоторые сомнения касаемо того, может ли эта методика применяться сама по себе, без ссылки на теорию объектных отношений. ТЕХНИКА ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ (CORT) Несколько страниц назад мы уже упоминали этот вариант ORT, разработанный Уилкинсоном. В связи с тем, что CORT все еще находится в стадии разработки, мы не считаем целесообразным приводить здесь ее подробное описание. Однако эта методика содержит несколько любопытных моментов, которые заслуживают внимания. Крайне полезные нововведения и отличия от исходной методики заключаются в следующем: 1. Стилистические особенности оригинальных серий А, В и С представлены в несколько смягченном виде: картинки серии А лучше прорисованы, цвета на картинках серии С более определенные. Уилкинсон утверждает, что его картинки более реалистичны и конкретны (по сравнению с картинками ORT), что лучше соответствует более конкретному и предметному характеру переживаний и мышления ребенка. 2. К прежней схеме добавлена новая серия «Без людей». Это нововведение с учетом отказа от белого листа увеличило количество картинок до пятнадцати. Определенные картинки обозначены как карточка «Мама», карточка «хорошая семья», карточка «плохая семья» и так далее. 3. В качестве прелюдии или альтернативы интерпретации в соответ- ствии с основными критериями ORT протоколы проходят обработку по категориям, сильно напоминающим категории Роршаха. Оцениваемая единица — это «перцепт-идея» (p~i). Эта часть обработки результатов претерпела определенные изменения со времен самого раннего и самого последнего вариантов методики, но создается впечатление, что рассказ по картинке может содержать более одной перцепт-идеи, при том, что, как правило, из каждого ответа выделяется только одна перцепт-идея, за тем исключением, что уделяется больше внимания деталям содержания и т.д. Категории из Роршаха, по которым производится оценка, таковы: М — «спонтанное» движение, подразделяемое на «активное» и «пассивное»; К — «защитные» действия; m, F, С, С' — с теми значениями, которые им приписываются в Роршахе. Содержание обрабатывается тем же способом, что и в,Роршахе, основное отличие состоит только в том, что человеческие образы разделяют по полу и возрасту. И наконец, для нашего удобства, периепт-идеи классифицируются по критериям субъективности/объективности, разделение, основанное на концепции «аутоцентричных» и «аллоцентричных» способов восприятия Шахтеля (Scachtel). Шахтель утверждает, что модальности восприятия различаются в том, преобладает ли акцент в переживаниях на происходящем внутри человека (аутоиентрическое восприятие) или же на том, что происходит «снаружи» (аллоцентричное); эта антитеза может найти применение при анализе как Роршаха, так и ТАТ (или ORT). Выделение Уилкинсоном двух типов ответов предполагает, что в большинстве случаев именно ответы объективного (аллоцентричного) типа скорее всего являются более благоприятным показателем (сам автор это определение не употребляет). Отчеты о применении CORT на данный момент весьма немногочисленны, но, судя по всему, имеются все основания утверждать, что закладываются достойные тенденции разработки и т.д. Предлагаемые Уилкинсоном методы анализа могут с тем же успехом применяться и к обработке результатов стандартной ORT или даже — при условии исключения некоторых элементов — ТАТ. ПРОЕКТИВНЫЕ КАРТИНКИ ПИКФОРДА PICKFORD PROJECTIVE PICTURES (РРР) В отличие от ORT, разработанного в первую очередь для применения во взрослом отделении Тавистокской клиники, Проективные картинки Пикфорда (РРР) были изначально направлены на работу с детьми. Разумеется, присутствуют и другие различия, которые станут очевидными в процессе обсуждения методики, но общим у двух методик является то. что они обе применялись преимущественно в качестве инструмента психодинамически ориентированной терапии или дополнения к ней. При том, что в этой книге мы отнесли данную методику к производным ТАТ, РРР обладает некоторым количеством нетипичных характеристик как самого материала, так и способа (скорее, способов) его применения. Рис. 4 Стимульный материал РРР состоит из 120 контурных рисунков размером с почтовую открытку, рисунки очень простые, даже, можно сказать, примитивные. На всех картинках, за единственным исключением, нарисована одна или более детская фигура. В большинстве случаев на лицах героев совершенно отсутствуют черты, но определение пола при этом не вызывает никаких затруднений. Многозначных или несущественных деталей на рисунках практически нет. Ниже приводится классификация рисунков (цифры в скобках указывают на количество картинок в каждой из групп): 1. Взаимоотношение ребенка с образом (образами) отца (15). 2. Взаимоотношение двух и более детей с образом (образами) отца (12). 3. Взаимоотношение ребенка с образом (образами) матери (9). 4. Взаимоотношение двух и более детей с образом (образами) матери (5). 5. Взаимоотношение ребенка с обоими родительскими образами (10). 6. Взаимоотношение двух и более детей с обоими родительскими образами (3). 7. Взаимоотношение двух детей приблизительно одного возраста (24). 8. Взаимоотношения более двух детей приблизительно одного возра- ста (12). 9. Взаимоотношение ребенка или детей с малышом или матерью с младенцем (6). 10. Взаимоотношение старшего с младшим ребенком или детьми (2). 11. Ребенок в одиночку сталкивается с определенной ситуацией (3). 12. Любопытство в вопросах пола, сексуальное напряжение и/или страх кастрации (5). 13. Ситуации, связанные с проблемами с едой (5).
|
|||
|