|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 20 страницаХотя это и не вынесено как заключение, из результатов видно, что методика позволяет отличать людей с проблемами и психоневротиков от нормальных, однако не предоставляет возможности провести различие между первыми двумя группами. ТЕСТ «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» САКСА1 Тест на завершение предложений, направленный на получение важного клинического материала в четырех представительных областях адаптации, был разработан Джозефом М. Саксом (Joseph M. Sacks) и другими психологами Нью-йоркского Управления ветеранов службы ментальной гигиены. В тест включены четыре области: семья, секс, межличностные взаимоотношения и самовосприятие. Очевидно, что пункты, подразумевающие эти области, предоставляют субъекту возможность выразить.свои установки так, чтобы клинический психолог мог определить доминантные тенденции личности. Подобная информация полезна при обследовании пациентов перед терапией и позволяет терапевту проникнуть в содержание и динамику установок пациента, а также в его чувства. Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и родственников. Каждый из них представлен в четырех пунктах, что сти- Далее по тексту SSCT — Sacks Sentence Completion Test — Прим. пер. мулирует респондента выразить установку к каждому из родителей и семье в целом. Предложения «Моя мать и я...», «Если бы только мой отец...» и «В семье ко мне относятся...» являются примерами пунктов, разработанных для выявления этих отношений. Он рассчитан на то, что даже когда респондент осторожничает и уклоняется, он предоставляет ценный материал в ответе как минимум по одному из четырех пунктов, Область секса включает отношение к женщинам и гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов этой области позволяют респонденту выразиться по отношению к женщинам как социальным индивидам, к браку и к сексуальным отношениям как таковым. Темы «Я думаю, что большинство девушек...» и «Если бы у меня были сексуальные отношения...» являются типичными для этой области. Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег по работе или по школе, начальника на работе или в школе и подчиненных. Шестнадцать тем этой области позволяют респонденту выразить свои чувства к окружающим вне дома и его представления об отношениях окружающих к нему. Предложения «Когда меня нет, мои друзья...», «Когда я вижу, что идет начальник...», «Люди, которые на меня работают...» и «На работе я лучше всего лажу с...» являются примерами тем из этой области. Самовосприятие включает страхи, чувство вины, цели и отношения к своим способностям, прошлому и будущему. Установки, выраженные в этой области, дают психологу картину самовосприятия субъекта, какой он есть, каким был, каким хочет быть и каким, по его мнению, он станет. Среди 24 пунктов в этой области находим: «Я бы хотел избавиться от боязни...», «Моей самой большой ошибкой было...», «Я думаю, у меня есть способность ...», «Когда я был маленьким...», «Однажды я...» и «Больше всего от жизни я хочу...». СТРОЕНИЕ ТЕСТА Тест «Завершение предложений» состоит из 60 пунктов, которые выражают 15 установок (отношений), перечисленных выше. На каждую установку приходится по четыре пункта. Тест построен следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест. НАДЕЖНОСТЬ и ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА Три психолога проранжировали степень нарушений у 100 человек по каждой из пятнадцати категорий на основании их ответов на тест. Пси- хиатры, которые наблюдали этих людей, сделали независимое заключение о степени их нарушений по каждой из пятнадцати категорий, основываясь на своих клинических данных. Надежность суждений психологов в отношении степени нарушений определялась по совпадению мнений двух из троих психологов на 92% 1500 оценок. Психиатры не имели понятия о результатах SSCT. Когда оценки психологов сопоставили с оценками психиатров, значение вероятностных коэффициентов оказалось в пределах от О 48 до 0,57 при допущении на ошибку 0,02 и 0,03. Эти цифры показывают, что оценки психологов практически совпали с оценками психиатров. Для 50 человек психологи написали интерпретации по 15 установкам, основываясь на ответах по 4 пунктам, вошедшим в каждую установку. Эти интерпретации были проверены психиатрами, которые оценили их с точки зрения клинических данных. Около 77% выводов были оценены как совпадающие или частично совпадающие с клиническими данными. Эти результаты SSCT выигрывают по сравнению с теми, которые были обнаружены в исследованиях на валидность других методов изучения личности, например теста Роршаха и ТАТ. Таким образом, эксперимент с этим тестом продемонстрировал минимальную необходимость пересмотра в формулировках некоторых пунктов для предоставления большей свободы ответа и введения новых пунктов для тех, кто хочет выявить стереотипы и клише. Эти проверки уже проводятся. РУКОВОДСТВО к ТЕСТУ SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут. Респондента просят прочитать инструкцию и задать вопросы, если таковые имеются. Инструкция: «Ниже находятся шестьдесят частично незаконченных предложений. Прочитайте каждое и завершите его, записывая первое, что придет на ум. Делайте это по возможности быстро. Если вы не можете закончить тему, обведите номер предложения и вернитесь к нему позже». Респонденты часто спрашивают: «Нельзя ли подумать, чтобы дать разумный ответ?» Надо подчеркнуть, что ответ должен состоять из первой спонтанной реакции на всякий стимульный пункт и что респондент не должен останавливаться, чтобы найти логическое завершение. Другим распространенным вопросом является: «Должен ли я вписать только одно слово?» Ему надо ответить, что приемлемо как одно слово, так и целая фраза, и что желательны спонтанные мысли. Иногда респонденты просят проверяющего посмотреть на ответ и сказать, насколько он правильный. Им надо разъяснить, что это правильный ответ, если он представляет собой спонтанную реакцию на стимул. Иногда проверяющего спрашивают о смысле слов Б начале предложения. Допустимо сказать, к примеру, что «редко» (в предложении 1) означает «вряд ли». Но если респондент просит объяснить смысл всего предложения, его надо попросить отвечать в соответствии с тем, как он понял это предложение. Когда респондент готов ответить на первый вопрос, необходимо отметить время начала в верхнем правом углу листа. Когда он возвращает тест, надо пометить время окончания. По мере возможности необходимо проводить опрос. Проверяющий выбирает ответы, которые могут быть значащими или зашифрованными, и просит респондента «рассказать поподробней». Значение этой процедуры показывает следующий случай. Один из ответов депрессивного, непродуктивного пациента был таким: «Моим наиболее живым воспоминанием о детстве является несчастный случай». Когда его попросили рассказать подробнее, он рассказал о событии, которое произошло с ним, когда ему было 5 лет. Играя на кухне с другим ребенком; он опрокинул чайник с кипятком, который ошпарил его товарища, что привело к смерти последнего. Позже он смог обсудить этот инцидент со своим терапевтом. Хотя стандартный метод применения подразумевает, что респондент должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для некоторых тревожных пациентов будет полезнее провести опрос устно и записывать их ответы. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие пациенты часто используют SSCT как стимул для (^реагирования и после говорят, что они «чувствуют себя намного лучше». Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением. Интерпретация и оценка. Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например: Отношение к отцу Пункты 1. Мне кажется, что мой отец редко работает. 16. Если бы только мой отец стал лучше. 31. Я хочу, чтобы мой отец умер. 46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек. Слова курсивом — это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: «Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти». Затем выносится оценка степени расстройства у респондента в этой сфере, соответственно со следующей шкалой: 2. Серьезные расстройства. Требуется помощь терапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области. 1. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи терапевта. 0. Нет заметных расстройств в этой области. X. Неизвестно. Недостаточна сведений. Этот метод ранжирования четырех ответов отличается от процедуры, используемой Тендлером, Роттером и Виллерманом и других, кто занимался техникой завершения предложений. Традиционный метод оценивает отдельные ответы и приходит к финальной оценке адаптации путем сложения отдельных оценок. Автору SSCT кажется, что более приемлемо просто обозначить области расстройства и определить их посредством сбора ответов. Валидность оценки, конечно, зависит от клинического фона и сообразительности экспериментатора, так же как и от материала, предоставленного респондентом. Для тех, кто имеет небольшой опыт в применении этого метода, представляем примеры интерпретации и оценки. Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT: 1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами. 2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как «слишком нервозную» и «мелочную». Он считает, что большинство матерей «слишком любят своих детей и балуют их». Он утверждает, что его семья «нормальная», но они относятся к нему «как к маленькому». Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как «лживых особ, которым нельзя доверять». Он осторожно относится к браку: «Брак хорош, если заранее все обговорено». Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот «перестал упрямиться». Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: «Со мной неправильно обращались». Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность «что-либо сделать». Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает «заработать миллион». ПРИМЕРЫ ДАННЫХ SSCT в СООТНОШЕНИИ с ДАННЫМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ПРИ помощи ДРУГИХ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕХНИК Степень структурированности области проективного импульса обычно влияет на ценность ответов для характеристики личности. Таким образом, чернильные пятна Роршаха могут выявить способы и паттерны реагирования, которые могут поведать нам многое о базовой структуре личности респондента. Рисунки ТАТ могут выявить материал, относящийся к динамике проблем субъекта. SSCT может отразить сознательное, предсознательное и бессознательное мышление и чувства. Рассмотрение материала, вытекающего из различных техник, дает более полную картину личности, чем мы могли бы достичь при использовании одной техники. Например, один пациент показал значительную враждебность в своих ответах по тесту Роршаха. Два животных на карточке № VITT «соби- рались растерзать добычу». Верхняя деталь карточки № X напомнила ему «разорванное горло». В его истории ТАТ вплетались темы жестокости, насилия и убийства. Но в SSCT его ответы отражают преувеличенный альтруизм и идеализм: «Если бы люди работали под моим руководством, я бы платил им больше, чем другие». «Моя тайная мечта в жизни перестроить общество, чтобы все были счастливы». Таким образом, мы можем ожидать, что этот индивид приспособится к своим жестоким агрессивным импульсам благодаря механизму формирования реакции. Таким же путем могут быть сделаны выводы о личностной структуре на основе SSCT, и их можно сопоставить с выводами, сделанными по результатам других техник: 1. Отвечает ли индивид сначала на внутренние импульсы или на внешние стимулы? Респондент № 6 боится «выделиться и быть отвергнутым». Он хочет избавиться от боязни «дать себе волю». Его страхи иногда заставляют его «замыкаться в себе и даже вырвать». Это ответы субъекта, который первоначально реагирует на внутренние импульсы. В противоположность рассмотрим ответы респондента № 15, который не боится «практически ничего. Однако громкий шум смущает меня». Он хотел бы избавиться от боязни «вздрагивать, когда слышит громкий шум». 2. Контролирует ли субъект свои эмоции, или они носят импульсивный характер в стрессовых ситуациях? Респондент № 6 сказал: «Когда обстоятельства против меня, я стараюсь использовать все свои шансы» (эмоции под контролем). Респондент № 25 ответил на тот же вопрос: «Я пугаюсь» (возможно импульсивное поведение?. 3. Является ли его мышление преимущественно зрелым, адекватным его ответственности и интересам и нуждам других, или оно незрелое и эгоцентричное? Респондент № 5 выражает следующие цели: «Я всегда хотел петь». «Я мог бы быть абсолютно счастливым, если я мог бы делать все, что мне хочется». Респондент № 43 в качестве своего тайного желания назвал «руководить оркестром, путешествовать и жить за границей, стать полезным для нашей культуры и общества и сделать мир лучше». Последний взгляд явно более зрелый. 4. Является ли его мышление реалистичным или абстрактным и фантазийным? Отношение к будущему и своим собственным способностям, целям, страхам и чувству вины дает ответы на этот вопрос; например, желание сниматься в фильмах; ощущение способности поиграть в мяч с «Янки»; желание «создать что-нибудь фантастическое» и «полететь к звездам»; «Я всегда хотел убить кого-нибудь»; «Мое представление о совершенной женщине как о тигрице»', «Я знаю, что это глупо, но я боюсь вас»; «Мои страхи заставляют меня совершить суицид»', «Моя самая большая ошибка в жизни — мое рождение» — все это примеры нереалистичных ответов различных респондентов. Другие аспекты ответов SSCT могут использоваться в дополнение к данным ТАТ касательно потребностей человека и прессам из окружения, на которое он отвечает. Отношение к гетеросексуальным контактам и собственным способностям, страхам и целям часто освещает эти факторы. Респондент № 15 утверждает: «Если бы у меня были сексуаль- ные отношения, я бы предохранялся и до и после контакта», тогда как ответ респондента № 16 на тот же самый вопрос таков: «Я бы хотел, чтобы они стали результатом хороших отношений». Часто выражаются потребности в здоровье, здравомыслии и экономической обеспеченности. Боязнь других людей и сложных ситуаций также часто можно найти в ответах. Ниже приводится бланк SSCT вместе с оценочным листом и схемой общего заключения. Тест «Завершение предложений Сакса» (SSCT) Время начала: _ Время окончания: Имя: Пол: Возраст: Дата: Инструкция: Ниже находятся шестьдесят частично законченных предложений. Прочитайте каждое и завершите его, вписывая первое, что придет на ум. Делайте это по возможности быстро. Если вы не можете закончить тему, обведите номер предложения и вернитесь к нему позже. 1. Мне кажется, что мой отец редко... 2. Когда обстоятельства против меня... 3. Я всегда хоте л... 4. Если бы я занимал ответственную должность... 5. Я вижу будущее... 6. Мое начальство... 7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь... 8. Мне кажется, что настоящий друг... 9. Когда я был ребенком... 10. Я представляю себе совершенную женщину как... И. Когда я вижу мужчину и женщину вместе... 12. По сравнению с большинством семей моя семья... 13. На работе я лучше всего лажу с... 14. Моя мать... 15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я... 16. Если бы только мой отец... 17. Я считаю, что у меня есть способность... 18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы... 19. Если бы люди работали под моим руководством... 20. Я надеюсь на... 21. В школе мои учителя... 22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь... 23. Я не люблю людей, которые... 24. До войны я... 25. Я считаю, что большинство девушек... 26. Я думаю о супружеской жизни, что... 27. Моя семья относится ко мне как... 28. Те, с кем я работаю... 29. Моя мать и я... 30. Моей величайшей ошибкой было... 31. Я хотел бы, чтобы мой отец... 32. Моя самая большая слабость — это... 33. Моя тайная мечта в жизни... 34. Люди, которые работают под моим руководством... 35. Однажды я... 36. Когда я вижу, что входит начальник... 37. Я бы хотел избавиться от боязни... 38. Больше всего мне нравятся люди... 39. Если бы я снова стал молодым... 40. Я считаю, что большинство женщин... 41. Если бы у меня были сексуальные отношения... 42. Большинство семей, которые я знаю... 43. Мне нравится работать с людьми, которые... 44. Я считаю, что большинство матерей... 45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за... 46. Мне кажется, что мой отец... 47. Когда удача отворачивается от меня... 48. Отдавая распоряжения другим людям, я... 49. Больше всего от жизни я хочу... 50. Когда я стану старше... 51. Люди, которых я считаю выше меня по положению... 52. Иногда мои страхи заставляют меня... 53. Когда меня нет, мои друзья... 54. Мое самое яркое воспоминание из детства... 55. В женщинах мне меньше всего нравится... 56. Моя половая жизнь... 57. Когда я был ребенком, моя семья... 58. Мои сослуживцы обычно... 59. Мне нравится моя мать, но... 60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал... Оценочный бланк SSCT Имя: Пол: Дата: Время: Возраст: Инструкция: Исходя из вашего клинического заключения, принимая во внимание такие факторы, как несогласованные ответы, сисфорические ссылки и демонстрация конфликта, оцените ответы SSCT по пятнадцати категориям, перечисленным ниже, в соответствии со следующей шкалой: 2 — Серьезные расстройства. Требуется помощь терапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области. 1 — Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи терапевта. О — Нет заметных расстройств в этой области. X — Неизвестно. Недостаточно сведений. Примечание: Стимулы SSCT напечатаны строчными буквами, ответы респондента — заглавными. Если номер темы обведен в кружок, это означает, что респондент сразу не смог ответить и вернулся к этому пункту позже. I. ОТНОШЕНИЕ к МАТЕРИ ОЦЕНКА: 14. Моя мать... 29. Моя мать и я... 44. Я считаю, что большинство матерей... 59. Мне нравится моя мать, но... Заключительная интерпретация: П. ОТНОШЕНИЕ к отцу ОЦЕНКА: \, Мне кажется, что мой отец редко... 16. Если бы только мой отец... 31. Я хотел бы, чтобы мой отец... 46. Мне кажется, что мой отец... Заключительная интерпретация: III. ОТНОШЕНИЕ к ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ОЦЕНКА: 12. По сравнению с большинством семей моя семья... 27. Моя семья относится ко мне как... 42. Большинство семей, которые я знаю... 57. Когда я был ребенком, моя семья... Заключительная интерпретация: IV. ОТНОШЕНИЕ к ЖЕНЩИНАМ. ОЦЕНКА: 10. Я представляю себе совершенную женщину как... 25. Я считаю, что большинство девушек... 40. Я считаю, что большинство женщин... 55. В женщинах мне меньше всего нравится... Заключительная интерпретация: V. ОТНОШЕНИЕ к ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫМ связям ОЦЕНКА: II. Когда я вижу мужчину и женщину вместе... 26. Я думаю о супружеской жизни, что... 41. Если бы у меня были сексуальные отношения... 56. Моя половая жизнь... Заключительная интерпретация: VI. ОТНОШЕНИЕ к ДРУЗЬЯМ и ЗНАКОМЫМ ОЦЕНКА: 8. Мне кажется, что настоящий друг... 23. Я не люблю людей, которые... 38. Больше всего мне нравятся люди... 53. Когда меня нет, мои друзья... Заключительная интерпретация: VII. ОТНОШЕНИЕ к НАЧАЛЬСТВУ НА РАБОТЕ и в ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 6. Мое начальство... 21. В школе мои учителя... 36. Когда я вижу, что входит начальник... 51. Люди, которых я считаю выше меня по положению... Заключительная интерпретация: VIII. ОТНОШЕНИЕ к ПОДЧИНЕННЫМ ОЦЕНКА: 4. Если бы я занимал ответственную должность... 19. Если бы люди работали под моим руководством... 34. Люди, которые работают под моим руководством... 48. Отдавая приказы другим людям, я... Заключительная интерпретация: IX. ОТНОШЕНИЕ к КОЛЛЕГАМ НА РАБОТЕ и в ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 13. На работе я лучше всего лажу с... 28. Те, с кем я работаю... 43. Мне нравится работать с людьми, которые... 58. Мои сослуживцы обычно... Заключительная интерпретация: X. СТРАХИ ОЦЕНКА: 1. Я знаю, что это глупо, но я боюсь... 22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь... 37. Я хотел бы избавиться от боязни... 52. Иногда мои страхи заставляют меня... Заключительная интерпретация: XI. ЧУВСТВО вины ОЦЕНКА: 15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я... 30. Моей величайшей ошибкой было... 45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за... 60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал... Заключительная интерпретация: XII. ОТНОШЕНИЕ к СОБСТВЕННЫМ СПОСОБНОСТЯМ ОЦЕНКА: 2. Когда обстоятельства против меня... 17. Я считаю, что у меня есть способность... 32. Моя самая большая слабость — это... 47. Когда удача отворачивается от меня... Заключительная интерпретация: XIII. ОТНОШЕНИЕ к ПРОШЛОМУ ОЦЕНКА: 9. Когда я был ребенком... 24. До войны я... 39. Если бы я снова стал молодым... 54. Мое самое яркое воспоминание из детства... Заключительная интерпретация: XIV. ОТНОШЕНИЕ к БУДУЩЕМУ ОЦЕНКА: 5. Я вижу будущее... 20. Я надеюсь на... 35. Однажды я... 50. Когда я стану старше... Заключительная интерпретация: XVI. ЦЕЛИ ОЦЕНКА: 3. Я всегда хотел... 18. Я был бы абсолютно счастлив, если... 33. Мое тайное стремление в жизни... 49. Больше всего от жизни я хочу... Заключительная интерпретация: ОБШЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Основные области конфликта и расстройства. 2. Взаимосвязи между установками. 3. Структура личности. A. Степень реагирования респондента на внутренние импульсы и на внешние стимулы. B. Эмоциональная адаптация. C. Зрелость. D. Уровень реальности. E. В какой манере выражаются конфликты. Оценка ответов и заключение. Примеры того, как ответы оцениваются по степени нарушения, и типичные заключения по этим ответам даны ниже. В каждом случае одинаковая оценка была вынесена тремя психологами, которые работали независимо друг от друга. ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ в SSCT I. ОТНОШЕНИЕ к МАТЕРИ Случай № 2 Оценка: 2 Пункты 14. Моя мать — ворчунья. 29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга. 44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих детей. 59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится. Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает слишком требовательной. Случай № 23 Оценка: 1 Пункты 14. Моя мать бережлива. 29. Моя мать и я — хорошие друзья с разными позициями. 44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают свои же доводы. 59. Мне нравится моя мать, но нет никаких «но». Заключительная интерпретация: Видит просчеты матери, но принимает их и допускает разницу во взглядах. Случай № 56 Оценка: О Пункты 14. Моя мать — замечательная женщина. 29. Моя мать и я — большие друзья. 44. Я считаю, что большинство матерей — значимые-персоны. 59. Мне нравится моя мать, но мой отец тоже ничего. Заключительная интерпретация: Выражает только положительные чувства по отношению к матери. 11. ОТНОШЕНИЕ к отцу Случай № 52 Оценка: 2 Пункты 1. Мне кажется, что мой отец редко работает. 16. Если бы только мой отец стал лучше. 31. Я хотел бы, чтобы мой отец умер. 46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек. Заключительная интерпретация: Крайняя враждебность и презрение с явным желанием смерти. Случай № 71 Оценка: 1 Пункты I. Мне кажется, что мой отец редко говорит со мной как отец с сыном. 16. Если бы только мой отец прислушался. 3!. Я хотел бы, чтобы мой отец (без ответа). 46. Мне кажется, что мой отец — значимая персона. Заключительная интерпретация: Восхищается отцом, но хочет, чтобы их отношения стали ближе. Случай № 14 Оценка: О Пункты \. Мне кажется, что моему отцу редко не хватает чувства юмора. 16. Если бы только мой отец взял отпуск. 31. Я хотел бы, чтобы мой отец остался таким, как сейчас. 46. Мне кажется, что мой отец — очень хороший человек. Заключительная интерпретация: Выражает полное удовлетворение личностью отца. III. ОТНОШЕНИЕ к ЧЛЕНАМ СЕМЬИ Случай № 12 Оценка: 2 Пункты 12. По сравнению с большинством семей, моя семья редко бывает вместе. 27. Моя семья относится ко мне как к чужому, но не показывает этого. 42. Большинство семей, которые я знаю, в своем роде страдальцы. 57. Когда я был ребенком, моя семья ссорилась, и мы не ладили друг с другом. Заключительная интерпретация: Чувствует себя отвергнутым семьей, п которой всегда не хватало солидарности и где постоянно были проблемы. Случай № 10 Оценка: \ Пункты 12. По сравнению с большинством семей моя семья в порядке. 27. Моя семья относится ко мне как к маленькому мальчику. 42. Большинство семей, которые я знаю, похожи на мою. 57. Когда я был ребенком, моя семья хорошо со мной обращалась. Заключительная интерпретация: Беспокоится, что семья не воспринимает его как зрелую личность, но не ощущает трудностей в общении с ней. Случай № 16 Оценка: О Пункты 12. По сравнению с большинством семей моя семья самая лучшая. 27. Моя семья относится ко мне как к близкому другу. 42. Большинство семей, которые я знаю, — неплохие люди. 57. Когда я был ребенком, моя семья много переезжала. Заключительная интерпретация'. Частая смена места жительства лишь незначительно повлияла на его замечательное отношение к семье. IV. ОТНОШЕНИЕ к ЖЕНЩИНАМ Случай № 1 Оценка: 2 Пункты 10. Я представляю себе совершенную женщину как — нет такой. 25. Я считаю, что большинству девушек нельзя доверять. 40. Я считаю, что большинство женщин лживы. 55. В женщинах мне меньше всего нравится то, что они противоположного пола. Заключительная интерпретация: Чрезвычайно недоверчив. Возможна гомосексуальная тенденция. Случай № 26 Оценка: 1 Пункты 10. Я представляю себе совершенную женщину как понимающую и прекрасную. 25. Я считаю, что большинство девушек обыкновенные. 40. Я считаю, что большинство женщин хорошие.
|
|||
|