Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 7 страница



Под термином СИТ мы понимаем тот факт, что в сознании совре­менного человека существует огромное количество идей, образов, мифов, символов, которые имеют сугубо надличностный характер.Реинкаранционная тематика, тема загробной жизни, НЛО, экстрасен­сорика и т. д. широко ретранслируются средствами массовой инфор­мации: кино, телевидением, бульварной и интеллектуальной литера­турой. Надличностные (трансперсональные) феномены уже являют­ся темой обсуждения подростков и домохозяек. Я не говорю о новом поколении «виртуальных детей», для которых мир богов, героев и де­монов (надличностный, мифологический) стал более родным, чем со­циальное окружение.

Вне сомнения, трансперсональное реально, но нельзя ли объяснить его происхождение в терминах общей психологии: через феномены долговременной и субсенсорной памяти, специфической нейропси-хологической стимуляции, через механизмы воображения в услови­ях частичной сенсорной депривации (дыхательные процессы проис­ходят с закрытыми глазами или в повязках), сильной тематической музыкальной стимуляции (в холотропном дыхании используется спе­циально подобранная музыка) и гипервентиляционного стресса. Все эти факторы используются в их синтезе.

Возможности человеческой психики, да и тела тоже, в измененных состояниях очень расширены. Но холотропны ли они?

Анализ самоотчетов показывает, что переживания осмысливаются в основном на том уровне вербального и эмоционального конструи­рования, который существует у клиентов. Изложение материалов пе­реживаний, их подробность, содержание, языковая среда во многом зависят от личностной и субкультурной отождествленности клиентов, особенностей воспитания и образования, общей социализации.

Может быть, дыхательные психотехники не дают тех обширных возможностей в стимуляции психического, которые существуют при применении психоделиков. При этом допущении термины «расширен­ные состояния сознания» и «холотропное состояние сознания» явля­ются различными степенями изменения сознания, имеющими общие феномены, которые часто описывают одни и те же территории пси­хического.

Если мы возвратимся к вопросу о дифференциации холотропного состояния сознания и расширенных состояний сознания, то нужно признать превосходство холотропных состояний сознания в интен­сивности и возможностях психоделического распаковывания ресур­сов психического.

Что касается проблемы методов, техник и средств для раскрытия «полного тождества», то нам уготован некий тупик. К великому сожа­лению, психоделические вещества как синтетического (ЛСД, ДМТ и Др.), так и природного происхождения (псилоцибиновые грибы, вы­тяжки из красного мухомора, пейот и др.) запрещены еще в прошлом столетии и причислены к наркотикам по первому списку. И здесь мынаходимся в ситуации лисы и винограда из известной басни Крылова, и нам в качестве успокоения остается только признать, что примене­ние психоделиков опасно.

Вы можете соглашаться или не соглашаться, но опыт подсказыва­ет мне, что надежность, эффективность и психогигиеничность пре­дельного изменения сознания обусловлены следующими основны­ми предпосылками.

Проблемы методов, техник и средств для использования расширен­ных состояний сознания в целях личностного роста нами разрешены в настоящий момент достаточно основательно.

Что касается третьего вопроса — о навыках в работе с методами, техниками и средствами и в осознании распакованных пространств психического из надличностных областей, то здесь больше вопросов, чем ответов.

Существует множество тренингов и далее специализаций внутри практической психологии и психотерапии, которые посвящены овла­дению инструментарием и навыками работы с измененными состоя­ниями сознания. Они готовят специалистов «трудовым методом», да­вая не только знания в соответствии с академическим стилем образо­вания, но и глубокий опыт личностной трансформации, исследования внутреннего пространства, овладения умениями и навыками работы в качестве групп-лидера и практического психолога.

Мы сделали множество шагов в разработке теоретических подхо­дов к надличностным измерениям психического. Примером такого рода может служить монография «Трансперсональная психология. Исто­ки, история, современное состояние» (М., 2004) и серия трансперсо­нальных текстов, которая была реализована благодаря усилиям Вла­димира Майкова.

В России существует несколько трансперсональных институтов, которые имеют свои образовательные системы, квалифицированный кадровый состав.

Но еще очень рано говорить о какой-то стройной образовательной системе. Нет единых рабочих программ, как на уровне теории, так и в обучении психотехнологиям. Как, наверное, во всей вузовской систе­ме страны, наблюдается огромный дефицит в высококвалифициро­ванных кадрах.

Станислав Гроф считает, что каким-то таинственным и пока еще необъяснимым способом каждый из нас несет в себе сведения обо всем мире и обо всем существующем, обладает возможным переживаемым доступом ко всем его частям и, в некотором смысле, является всем кос­мическим сплетением в той же самой степени, в какой он является лишь его микроскопической частью, лишь отдельным и незначимым биоло­гическим существом.Картография, которую разработал Гроф, отражает это обстоятель­ство и изображает индивидуальную человеческую психику как сораз­мерную в своем существе со всем космосом и всей полнотою суще­ствующего.

Собственно, холономный подход в науке и сама категория холот-ропного состояния не новы. В конце 1990-х годов на концептуальном уровне мы обозначили это состояние «изначальным состоянием пси­хики». Эта проблема достаточно подробно раскрыта в моей доктор­ской диссертации по социальной психологии.

В психодуховной традиции есть удивительной красоты метафора холотропного состояния сознания, которой уже более двух тысяч лет и которая изложена в «Аватамсакасутре» индийских «Ригвед»: «В не­бесах Индры, как рассказывают, есть покрывало из жемчуга, каждая жемчужина в котором расположена так, что в ней отражаются все ос­тальные».

Есть много других, не менее красивых метафор, мифов и историй, которые проявляют неистовое желание человека к всеобщности — чтобы «быть всем». И мне до боли понятно это стремление. Собствен­но, оно и является базовым проявлением человеческой души — обна­ружить себя во всеобщей целостности.

В конце этого раздела мне хочется обозначить основные качествен­ные признаки холотропного состояния сознания и одновременно об­наружить те сопротивления в личности, которые не позволяют лич­ности войти в это состояние.

Во-первых, в холотропном состоянии сознания человек трансцен-дирует время.

С одной стороны, человек живет в ограниченном структурирован­ном линейном времени, более того, удивительно ценит это время и до абсурда жестко привязан к нему, к его личностному структурирова­нию. С другой стороны, у человека всегда есть стремления совершен­но противоположного характера — быть не ограниченным во време­ни, не ценить время, быть не привязанным ко времени и полностью отдавать свою ответственность и волю в структурировании времени.

Предельное выражение трансцендирования времени мы находим в религиозных системах. Представления о трансценденции времени за пределами земной жизни: о томлениях в подземном царстве мерт­вых, мучениях, странствиях в призрачном мире, блаженстве в стране богов и героев — распространены во всех культурах и мифах всех на­родов. Ясной проекцией вневременного существования являются он­тологические картины существования человечества и всего мира — ° «кончине Мира», например, у древних германцев (сумерки богов) или в древнегреческих философских системах, в иудаизме, мусуль­манских теологических системах и христианстве.

Не так важна содержательная и структурная реализация вечной жизни. То ли это будет происходить по схеме иудейской эсхатологии с торжеством зла язычников, нечестивых и беззаконных на первых ста­диях, появлением Мессии или Бога и борьбы сил зла против царства Божия, победы суда, спасения и «тысячелетнего царства» в блажен­стве с воскресшими праведниками. То ли это будет вера в бессмертие через воскресение Христа как первой победы над смертью. Не так важ­но структурирование послесмертного существования, будь это реин-карнационные воплощения на земле, существование в различных от­делах загробного мира Фомы Аквинского или примитивной бинарно-сти рая и ада.

Не так важен метод трансцендирования времени и получения веч­ного существования: молитва, мытарство, праведность, питие сома-расы или, как в сказаниях Гомера, продолжительное употребление нектара, который был похож на вино, имел красный цвет и смешивал­ся с водой. Важно то напряжение, которое вызывается конфликтом, борьбой этих двух противоположностей — жесткая идентифициро-ванность с линейным временем, полная и чудовищная по силе привя­занность в «Я» и стремление полностью уничтожить это время, быть над временем, в вечности, в «не-Я». Говоря языком Грофа, это конф­ликт отождествленности с хилотропным модусом бытия и безвреме­нья холотропного.

Мне кажется, что где-то глубоко внутри уже трудно дифференци­ровать эти противоположности, как в вихре трудно отличить холод­ные и теплые потоки воздуха, хотя ими и вызывается вихрь.

Человечество уже очень зрело, и мне иногда кажется, что оно уста­ло от коана смерти. И нам вроде бы смешно вспоминать веру древних египтян в то, что жизнь за гробом обусловливается сохранением всех трех элементов человека: тела, души и двойника (Ка), — и их гениаль­ное искусство бальзамировать трупы.

Но если вы хотите увидеть материальное изображение первого ба­зового напряжения в человеке и в человечестве, посмотрите на пира­миду Хеопса в Гизе.

Почему мы так жаждем холотропного состояния сознания вне уче­та всех философских, мифологических и теологических софизмов, которые я привел выше? И почему категория Грофа так будоражит сознание любого мыслящего человека?

Я сейчас не буду останавливаться на красивой идее изначального состояния и на том, что каждый человек имеет как в эволюционном, так и в индивидуально-биографическом аспектах опытное пережива­ние трансценденции времени и жизни в вечном.

Для меня важно, что в каждом из нас прямо сейчас существуют три аспекта структурирования времениВо-первых, это личностное структурирование времени, человек постоянно каким-то образом планирует время, свою жизнь, расчле­няет время, во временном континууме выстраивает стратегию и пер­спективные линии своего развития.

Во-вторых, структурирование времени за пределами этой жизни. Я сейчас обозначу странное словосочетание — посмертное структу­рирование. Но оно точно обозначает вектор. Что касается смыслов, наполняющих эти структуры, они имеют философско-культурологи-ческое происхождение и некоторые из них мы уже упоминали.

В-третьих, это структурирование бессмертия при жизни. Дан­ный аспект касается свободы от времени внутри линейного конти­нуума. В традиции это называется просветлением. Просветление от­личается от всех других способов структурирования тем, что нахо­дится психическое состояние, в котором человек переживает веч­ность и при этом сохраняет осознание и свое индивидуальное су­ществование. Что такое нирвана, саттори, жизнь в теле Христовом, постижение Дао, восприятие Духа или Шуньяты, Великой Пусто­ты? На самом-то деле это способ трансцендирования личного вре­мени, трансцендирования Эго с тем, чтобы при жизни уже полу­чить вечность. Пребывать в том состоянии, в котором нет ни смер­ти, ни увядания, — в вечности.

Когда я просматриваю духовное движение, я вижу конфликт. Нам хочется сохранить способ личностного структурирования и в то же время хочется встретиться с Великой Пустотой. Холотропное состо­яние сознания позволяет получить опыт того, что мы вечны, бессмер­тны. Мы вообще не умираем. Мы просто переходим в разные фор­мы. В конце концов, человек может получить опыт вневременного существования.

В этот момент личность получает дополнительный, более расширен­ный способ утверждения своего Эго, своего структурирования вре­мени. Это дает огромный потенциал философского отношения к жиз­ни, философского отношения к людям, ведь в конце концов все люди являются преходящими формами, и не более. Это дает возможность по-другому посмотреть на время, на свою смерть, чувство Равностно-сти по отношению к времени, которое возможно.

Одновременно Эго не готово, не хочет и никоим образом не может настолько трансцендировать время, чтобы стать просветленным и пол­ностью трансцендировать время, то есть базовый конфликт между вечностью и личностным структурированием сохраняется. С одной стороны, очень хочешь получить вечность, с другой — очень боишься вечности. Почему? Потому что сам привык структурировать время.

Итак, первое напряжение между «Я» и «не-Я», между какими-то глубинными структурами «Я» и «не-Я» — «Я-структурирующее вре-мя» и «Я-существующее в вечности». Мы согласны получать фрагмен­ты, какие-то искорки вечности, но отдаться вечности мы не согласны. В этом огромная внутренняя человеческая проблема, конфликт, на­пряжение, комплекс и, по большому счету, трагедия человеческого су­ществования. В этом сверхценность опыта холотропного сознания и его полная ничтожность.

Во-вторых, это стремление в холотропном состоянии сознания трансцендировать индивидуальную психику во всей ее многоаспект­ное™ в групповом сознании.

Все мы существуем в неком ограниченном пространстве своего Эго, личностном одиночестве.

Смысл второго базового конфликта заключается в том, что, с од­ной стороны, мы имеем индивидуальное сознание и ограниченное Эго, с другой стороны, с самого глубокого детства у нас есть стремление трансцендировать свою индивидуальность.

Стремление трансцендировать свое одиночество, приобрести со­стояние целостности в другом или в других является базовым стрем­лением человека. Люди ищут ощущение слияния, трансцендирования себя, растворения в другом.

Мы можем вычленить определенные уровни проявления этого стремления:

1. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостнос­ти с другим. Не так важен объект слияния: мама, папа, ваш ребе­нок, друг, подруга, муж или жена... Важно, что человек ищет эту возможность и это переживание.

2. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостнос­ти с другими — с группой. Стремление создать хорошую семью, работать в группе высокого уровня сплочения, коллективе, в котором возникает ощущение «Мы».

3. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостно­сти с другими — со всем человечеством. Высшие состояния человеческой интегрированности в любой традиции ассоции­руются именно с этим уровнем слияния. Каждый из нас по­мнит принципы гуманизма, равенства, братства. На самом деле это не только и не столько принципы коммунистического об­щества.

С одной стороны, мы себя стабильно, надежно, структурированно чувствуем внутри пространства своего тела и Эго, жестко охраняем это пространство и чувствуем опасность, когда другой или другие на­рушают его. С другой стороны, мы все время стремимся к целостнос­ти с другим, с другими людьми, со всем человечеством — мы хотимслиться. И в этом заключается второй мощный конфликт холотроп-ного и хилотропного модуса бытия.

С третьей стороны, это стремление к трансцендированию про­странства, стремление индивидуальной психической реальности трансцендировать самое себя через одухотворение окружающего пространства.

Единственный достоверный факт для меня и для вас — это факт нашего существования и факт биения нашей души. Это проблема ко-гито Декарта, его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Смысл третьего базового противоречия заключается в том, что мы имеем индивидуальное психическое пространство и привыч­ные способы структурирования этого пространства, внешнего и внутреннего, через мышление, память, восприятие, чувства, ощу­щения, то есть имеем ограниченный способ когнитивного струк­турирования.

Предельными выражениями трансцендирования индивидуально­го пространства являются одухотворенное мировосприятие шамана, растворение индивидуального атмана в Брахмане, нирвана, раство­рение души в Духе и другие аналоги просветленного состояния.

В шаманском мире все одухотворено: оса, которая летит, имеет душу, трава, сосна, ель, овраг, камень — все они имеют свою психику, свое отношение, свои эмоции и т. д.

Когда мир одухотворен и индивид не дифференцирует себя от ок­ружающей реальности, возникает ощущение слияния со всем. Поэто­му шаман может путешествовать куда угодно. Шаманский мир хорош тем, что шаман на самом деле и является всем миром.

Кроме метафорических, мифологических и теологических анало­гий трансцендирования существуют так называемые научные обосно­вания. Это холономная парадигма науки и голографическая модель Вселенной и человеческого сознания.

В холотропных состояниях сознания люди получают трансперсо­нальный опыт идентификации с пространством за пределами Эго.

Каждый из вас, кто имел такой опыт, может честно признать, что это было временное состояние, осколки и отблески трансцендирова­ния пространства.

Так же честно вы можете признать, что вы, как и все люди, боитесь трансцендировать пространство своего существования. Я признаю это сам, несмотря на все осознание и понимание ситуации. С одной сто­роны, где-то в глубине, внутри есть стремление стать всем, с другой стороны — страшная боязнь нарушить пространство своей души, сво­его тела, своего Эго.

В силу того, что существует триединство этого конфликта, осу­ществляются духовные путешествия.И вроде бы каждый из вас стремится к нирване — к концу страда­ний, к другому берегу океана жизни, к гавани спасения, истине, веч­ности — трансцендированию своего индивидуального Эго во време­ни, пространстве, сознании. Но одновременно каждый из вас жестко укоренен во всех аспектах существования вашего Эго.

Собственно, мы должны быть благодарны этому глубинному кон­фликту человеческого существования. Именно он не позволяет нам забывать о нашей душе. В конце концов, на мой взгляд, именно он пи­тает энергией пытливый ум философов, психологов и теологов в пос­ледние три тысячелетия.

Я глубоко благодарен Ст. Грофу за то, что он предпринимает герои­ческие попытки преодолеть свои ограничения и вкусить плоды истин­но человеческого, предельных устремлений человеческого духа.

Ибн Эль-Араби, древнейший суфийский философ из Испании, пи­сал так:

«Есть три формы знания. Первая — интеллектуальное знание, фак­тически — лишь сведения, собрания фактов и использование их для построения интеллектуальных понятий. Это интеллекту­ализм.

Вторая — знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек полагает, что он постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это эмоционализм.

Третья — реальное знание, называемое Знанием Реальности. В этой форме человек может воспринимать истинное, правильное, за пределами ограничений мысли и чувства. Истины достигают те, кто знает, как связаться с реальностью, лежащей за пределами этих форм знания. Это истинные Суфии, Дервиши, которые достигли».

Холотропное состояние сознания, на мой взгляд, является спосо­бом инициации ограниченного человеческого ума в «Знание Реаль­ности».

В «Одиссее» есть миф об Элизиуме, Елисейских полях. Там не бы­вает бурь и непогод. С океана постоянно веет мягкий, божественно ласкающий ветер. И там есть все, что может пожелать душа человечес­кая. И там наслаждаются бессмертием Ахилл и все герои, сражавшие­ся в знаменитых войнах древности.

Надеюсь, что неистовое человеческое желание бесконечного, борьба за холотропность сознания в конце концов увенчается ус­пехом и, как героев древности, человека ждет Элизиум... холотроп­ное состояние сознания, сознание всепонимания, всезнания, все­общности.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРАТЕГИИ

В профессиональной деятельности важно осознание нескольких моментов:

1) материала, над которым ты работаешь, предмета, на который направлены твои усилия;

2) твоей цели, того, что ты с этим хочешь делать;

3) способа достижения цели.

Очень кратко мы можем обозначить предмет как индивидуальное или групповое сознание.

Цель кратко обозначим как холистическую интеграцию сознания, достижение того уровня целостности сознания, который в состоянии обозначить клиент, группа клиентов или вы сами.

Способ — интенсивные психотехнологии с применением расши­ренных или каких-то других необычных состояний сознания.

Некоторых из вас может насторожить слово «психотехнология». Оно не популярно даже в практической психологии. С другой сторо­ны, при переводе этого слова мы обнаруживаем следующие греческие корни: «душа», «искусство, мастерство, умение», «разум, рассудок, понятие». Если мы станем говорить о «разумном искусстве души», то это будет ближе к истинносу смыслу данного слова.

Мы достаточно подробно обсуждали проблему РСС и его место сре­ди ИСС и указывали на то, что РСС обладает качествами осознаннос­ти, контролируемости, присутствия воли, намерения и возможности в любой момент вернуться в обычное состояние сознания.

Как показывают нейропсихологические и психофизиологические исследования (83,84), существуют объективные предпосылки вхожде­ния в РСС на уровне функционирования ЦНС. Есть множество дан­ных о психотерапевтических (62, 83, 84), психокоррекционных, транс­формационных, интегративных аспектах РСС (39, 40,62,63, 83). Неко­торые исследования (38, 39) фиксируют влияние РСС на социально-психологические закономерности групповой динамики, отличитель­ные особенности взаимоотношений между ведущим и группой, веду­щим и клиентом, включенным в группу.

Когда при работе с клиентом используются РСС, мы можем гово­рить о том, что взаимодействие с клиентом строится в русле интен­сивных психотехнологий.

Использование РСС в терапии, интеграции и трансформации лич­ности обладает высокой скоростью и интенсивностью воздействия. В то же время, как показывает опыт, адаптативные возможности лично­сти к трансформации Эго, изменению ценностной ориентации, на­правленности, мотивационно-потребностной структуры часто быва­ют ограничены. Так же ограничены возможности социальной ниши,в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его измнений. Ломаются старые стереотипы коммуникации, ролевые ожидания и др., что порой приводит к частичной, а иногда и полной дезадаптации лич­ности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и т. п.

Все это выдвигает высокие требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:

1) особенности личности клиента;

2) структуру и содержание материала, который интегрируется личностью;

3) возможности и ограничения психотехник, используемых в про­цессе взаимодействия;

4) обеспечение обратной связи;

5) возможность системы поддержки и отслеживания в социуме.

Первый пункт выдвигает следующие требования:

• обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;

• соблюдение «закона восьми» (на одного лидера должно быть не более восьми клиентов);

• специалист должен владеть профессиональными психологичес­кими знаниями и навыками для исследования личности.

Второй пункт чрезвычайно важен для стратегии взаимодействия. Если специалист не представляет сложной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформацион­ной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента.

Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность созна­ния и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показы­вает, что опора на профессиональные знания и элементарные науч­ные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое главное, соответствущим внутренней картине происходящего.

Опираясь на достаточно большой опыт, мы хотим предложить свое представление о структуре того материала, которым оперирует кли­ент в РСС.

Клиент осознающий и играющий

Каждый практикующий психолог или психотерапевт знает, что люди, приходящие на занятия (групповая форма) или индивидуаль­ный прием, уже обладают осознаваемыми или неосознаваемыми лич­ностными проблемами: повышенной тревожностью, депрессивнымитенденциями, неудовлетворенностью собой, чувством одиночества, фобиями, проблемами коммуникации, низкой или завышенной само­оценкой и др. Кроме психологических проблем, можно указать также на психосоматические расстройства, имеющие психогенную этиоло­гию: органические психосоматические заболевания, психосоматичес­кие функциональные расстройства, вегетативные неврозы и громад­ное поле психосоматических расстройств, связанных с особенностя­ми эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.).

Третьим немаловажным мотиватором посещения психотерапевта является направленность на личностный рост, осознание своего мес­та в жизни, познание самого себя и прочее, то есть проявленная по­требность в изменении своей жизни, переструктурировании личност­ных смыслов.

Аналитическая работа со всеми тремя «кустами» мотивов показы­вает, что причины всегда имеют глубинный психодинамический смысл. При этом клиент расценивает свое актуальное состояние как нечто отрицательное, проблемное, плохое — «НЕ ТАК».

Основная цель психотерапевта — приведение клиента в состояние «ТАК», снятие проблемы, устранение психического стрессового фак­тора, проработка травмы...

В самом общем смысле психическое состояние «НЕ ТАК» можно обозначить как определенный дисбаланс в жизни и деятельности че­ловека, по причине которого возникают неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия. В зоне «НЕ ТАК» находится также дисбаланс нервно-психи­ческого и соматического состояний клиента.

Каждый раз психотерапевт сталкивается с зоной «НЕ ТАК» на раз­личных уровнях существования человека:

• соматическом;

• нервно-психическом;

• психологическом — как конфликт базовых структур личности;

• социально-психологическом — как нарушение коммуникатив­ных функций и механизмов адаптации к социальной среде.

Как правило, зона «НЕ ТАК» имеет системный характер, включает все уровни и в силу этого требует системного, комплексного подхода. Довольно часто зона «НЕ ТАК» фиксируется социальным окружени­ем человека (родственники, друзья), и в психологическом отношении это оправдано, так как в состоянии дисбаланса могут быть нарушены эдекватное, взвешенное поведение и правильная самооценка. В этом случае перед психотерапевтом стоит дополнительная задача по осоз­нанию и принятию клиентом зоны «НЕ ТАК».J

Вхождение в зону «НЕ ТАК» происходит в том случае, когда кли­ент встречается с переживаниями, которые по силе или продолжи­тельности превосходят его психологические регуляторные возмож­ности, что сопровождается нарушением психофизиологических, пси­хологических и социально-психологических адаптационных механиз­мов субъекта. Здесь мы можем обозначить это переживание как эмо­циональный стресс.

Представление о стрессе как универсальной реакции организма, неспецифическом адаптационном синдроме сформулировано физио­логом Г. Селье. При употреблении понятия «стресс» обычно имеется в виду стресс эмоциональный. Хотя на самом деле разновидностей стрес­са немало. Так, зарубежные психологи выделяют стресс бизнесменов-менеджеров, «белых воротничков».

Последствиями хронического стресса помимо общеизвестных: ус­талости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, на­рушений сна и сексуальной потенции (зарубежные авторы использу­ют специальный термин «выгорание») — являются еще и многочис­ленные заболевания, называемые болезнями адаптации (по Селье), или болезнями цивилизации, или психосоматическими заболеваниями. Сюда относят гипертоническую болезнь, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, сахарный диабет, некоторые кожные заболева­ния (экзема, нейродермит, псориаз) и др.

Стресс является реакцией напряжения, которая не всегда приво­дит к повреждениям в организме (Л. Гаркави, М. Уколова, Л. Кваки-на). Повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, приводит к привыканию (реакция адаптации), повышению стрессоу-стойчивости (реакция тренировки).

Стресс, как показали работы физиолога Г. И. Косицкого, развива­ется по определенным закономерностям, проходит через ряд этапов:

1. Вначале — стадия мобилизации, сопровождающаяся повыше­нием внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.

2. Если проблему решить не удается, развивается вторая стадия, или фаза астенической отрицательной эмоции». Возникает из­быток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организ­ма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в по­пытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, дохо­дящие до этой стадии, приводят к истощению организма.

3. Следующая фаза — «астеническая отрицательная эмоция». На­ступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический,пассивно-бессильный, упадочнический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

4. Последняя стадия — невроз, срыв. Человек полностью демора­лизован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме: депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обрати­мых нарушений в стадию нарушений стойких, органических.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.