|
|||
В. В. КОЗЛОВ 7 страницаПод термином СИТ мы понимаем тот факт, что в сознании современного человека существует огромное количество идей, образов, мифов, символов, которые имеют сугубо надличностный характер.Реинкаранционная тематика, тема загробной жизни, НЛО, экстрасенсорика и т. д. широко ретранслируются средствами массовой информации: кино, телевидением, бульварной и интеллектуальной литературой. Надличностные (трансперсональные) феномены уже являются темой обсуждения подростков и домохозяек. Я не говорю о новом поколении «виртуальных детей», для которых мир богов, героев и демонов (надличностный, мифологический) стал более родным, чем социальное окружение. Вне сомнения, трансперсональное реально, но нельзя ли объяснить его происхождение в терминах общей психологии: через феномены долговременной и субсенсорной памяти, специфической нейропси-хологической стимуляции, через механизмы воображения в условиях частичной сенсорной депривации (дыхательные процессы происходят с закрытыми глазами или в повязках), сильной тематической музыкальной стимуляции (в холотропном дыхании используется специально подобранная музыка) и гипервентиляционного стресса. Все эти факторы используются в их синтезе. Возможности человеческой психики, да и тела тоже, в измененных состояниях очень расширены. Но холотропны ли они? Анализ самоотчетов показывает, что переживания осмысливаются в основном на том уровне вербального и эмоционального конструирования, который существует у клиентов. Изложение материалов переживаний, их подробность, содержание, языковая среда во многом зависят от личностной и субкультурной отождествленности клиентов, особенностей воспитания и образования, общей социализации. Может быть, дыхательные психотехники не дают тех обширных возможностей в стимуляции психического, которые существуют при применении психоделиков. При этом допущении термины «расширенные состояния сознания» и «холотропное состояние сознания» являются различными степенями изменения сознания, имеющими общие феномены, которые часто описывают одни и те же территории психического. Если мы возвратимся к вопросу о дифференциации холотропного состояния сознания и расширенных состояний сознания, то нужно признать превосходство холотропных состояний сознания в интенсивности и возможностях психоделического распаковывания ресурсов психического. Что касается проблемы методов, техник и средств для раскрытия «полного тождества», то нам уготован некий тупик. К великому сожалению, психоделические вещества как синтетического (ЛСД, ДМТ и Др.), так и природного происхождения (псилоцибиновые грибы, вытяжки из красного мухомора, пейот и др.) запрещены еще в прошлом столетии и причислены к наркотикам по первому списку. И здесь мынаходимся в ситуации лисы и винограда из известной басни Крылова, и нам в качестве успокоения остается только признать, что применение психоделиков опасно. Вы можете соглашаться или не соглашаться, но опыт подсказывает мне, что надежность, эффективность и психогигиеничность предельного изменения сознания обусловлены следующими основными предпосылками. Проблемы методов, техник и средств для использования расширенных состояний сознания в целях личностного роста нами разрешены в настоящий момент достаточно основательно. Что касается третьего вопроса — о навыках в работе с методами, техниками и средствами и в осознании распакованных пространств психического из надличностных областей, то здесь больше вопросов, чем ответов. Существует множество тренингов и далее специализаций внутри практической психологии и психотерапии, которые посвящены овладению инструментарием и навыками работы с измененными состояниями сознания. Они готовят специалистов «трудовым методом», давая не только знания в соответствии с академическим стилем образования, но и глубокий опыт личностной трансформации, исследования внутреннего пространства, овладения умениями и навыками работы в качестве групп-лидера и практического психолога. Мы сделали множество шагов в разработке теоретических подходов к надличностным измерениям психического. Примером такого рода может служить монография «Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние» (М., 2004) и серия трансперсональных текстов, которая была реализована благодаря усилиям Владимира Майкова. В России существует несколько трансперсональных институтов, которые имеют свои образовательные системы, квалифицированный кадровый состав. Но еще очень рано говорить о какой-то стройной образовательной системе. Нет единых рабочих программ, как на уровне теории, так и в обучении психотехнологиям. Как, наверное, во всей вузовской системе страны, наблюдается огромный дефицит в высококвалифицированных кадрах. Станислав Гроф считает, что каким-то таинственным и пока еще необъяснимым способом каждый из нас несет в себе сведения обо всем мире и обо всем существующем, обладает возможным переживаемым доступом ко всем его частям и, в некотором смысле, является всем космическим сплетением в той же самой степени, в какой он является лишь его микроскопической частью, лишь отдельным и незначимым биологическим существом.Картография, которую разработал Гроф, отражает это обстоятельство и изображает индивидуальную человеческую психику как соразмерную в своем существе со всем космосом и всей полнотою существующего. Собственно, холономный подход в науке и сама категория холот-ропного состояния не новы. В конце 1990-х годов на концептуальном уровне мы обозначили это состояние «изначальным состоянием психики». Эта проблема достаточно подробно раскрыта в моей докторской диссертации по социальной психологии. В психодуховной традиции есть удивительной красоты метафора холотропного состояния сознания, которой уже более двух тысяч лет и которая изложена в «Аватамсакасутре» индийских «Ригвед»: «В небесах Индры, как рассказывают, есть покрывало из жемчуга, каждая жемчужина в котором расположена так, что в ней отражаются все остальные». Есть много других, не менее красивых метафор, мифов и историй, которые проявляют неистовое желание человека к всеобщности — чтобы «быть всем». И мне до боли понятно это стремление. Собственно, оно и является базовым проявлением человеческой души — обнаружить себя во всеобщей целостности. В конце этого раздела мне хочется обозначить основные качественные признаки холотропного состояния сознания и одновременно обнаружить те сопротивления в личности, которые не позволяют личности войти в это состояние. Во-первых, в холотропном состоянии сознания человек трансцен-дирует время. С одной стороны, человек живет в ограниченном структурированном линейном времени, более того, удивительно ценит это время и до абсурда жестко привязан к нему, к его личностному структурированию. С другой стороны, у человека всегда есть стремления совершенно противоположного характера — быть не ограниченным во времени, не ценить время, быть не привязанным ко времени и полностью отдавать свою ответственность и волю в структурировании времени. Предельное выражение трансцендирования времени мы находим в религиозных системах. Представления о трансценденции времени за пределами земной жизни: о томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях, странствиях в призрачном мире, блаженстве в стране богов и героев — распространены во всех культурах и мифах всех народов. Ясной проекцией вневременного существования являются онтологические картины существования человечества и всего мира — ° «кончине Мира», например, у древних германцев (сумерки богов) или в древнегреческих философских системах, в иудаизме, мусульманских теологических системах и христианстве. Не так важна содержательная и структурная реализация вечной жизни. То ли это будет происходить по схеме иудейской эсхатологии с торжеством зла язычников, нечестивых и беззаконных на первых стадиях, появлением Мессии или Бога и борьбы сил зла против царства Божия, победы суда, спасения и «тысячелетнего царства» в блаженстве с воскресшими праведниками. То ли это будет вера в бессмертие через воскресение Христа как первой победы над смертью. Не так важно структурирование послесмертного существования, будь это реин-карнационные воплощения на земле, существование в различных отделах загробного мира Фомы Аквинского или примитивной бинарно-сти рая и ада. Не так важен метод трансцендирования времени и получения вечного существования: молитва, мытарство, праведность, питие сома-расы или, как в сказаниях Гомера, продолжительное употребление нектара, который был похож на вино, имел красный цвет и смешивался с водой. Важно то напряжение, которое вызывается конфликтом, борьбой этих двух противоположностей — жесткая идентифициро-ванность с линейным временем, полная и чудовищная по силе привязанность в «Я» и стремление полностью уничтожить это время, быть над временем, в вечности, в «не-Я». Говоря языком Грофа, это конфликт отождествленности с хилотропным модусом бытия и безвременья холотропного. Мне кажется, что где-то глубоко внутри уже трудно дифференцировать эти противоположности, как в вихре трудно отличить холодные и теплые потоки воздуха, хотя ими и вызывается вихрь. Человечество уже очень зрело, и мне иногда кажется, что оно устало от коана смерти. И нам вроде бы смешно вспоминать веру древних египтян в то, что жизнь за гробом обусловливается сохранением всех трех элементов человека: тела, души и двойника (Ка), — и их гениальное искусство бальзамировать трупы. Но если вы хотите увидеть материальное изображение первого базового напряжения в человеке и в человечестве, посмотрите на пирамиду Хеопса в Гизе. Почему мы так жаждем холотропного состояния сознания вне учета всех философских, мифологических и теологических софизмов, которые я привел выше? И почему категория Грофа так будоражит сознание любого мыслящего человека? Я сейчас не буду останавливаться на красивой идее изначального состояния и на том, что каждый человек имеет как в эволюционном, так и в индивидуально-биографическом аспектах опытное переживание трансценденции времени и жизни в вечном. Для меня важно, что в каждом из нас прямо сейчас существуют три аспекта структурирования времениВо-первых, это личностное структурирование времени, человек постоянно каким-то образом планирует время, свою жизнь, расчленяет время, во временном континууме выстраивает стратегию и перспективные линии своего развития. Во-вторых, структурирование времени за пределами этой жизни. Я сейчас обозначу странное словосочетание — посмертное структурирование. Но оно точно обозначает вектор. Что касается смыслов, наполняющих эти структуры, они имеют философско-культурологи-ческое происхождение и некоторые из них мы уже упоминали. В-третьих, это структурирование бессмертия при жизни. Данный аспект касается свободы от времени внутри линейного континуума. В традиции это называется просветлением. Просветление отличается от всех других способов структурирования тем, что находится психическое состояние, в котором человек переживает вечность и при этом сохраняет осознание и свое индивидуальное существование. Что такое нирвана, саттори, жизнь в теле Христовом, постижение Дао, восприятие Духа или Шуньяты, Великой Пустоты? На самом-то деле это способ трансцендирования личного времени, трансцендирования Эго с тем, чтобы при жизни уже получить вечность. Пребывать в том состоянии, в котором нет ни смерти, ни увядания, — в вечности. Когда я просматриваю духовное движение, я вижу конфликт. Нам хочется сохранить способ личностного структурирования и в то же время хочется встретиться с Великой Пустотой. Холотропное состояние сознания позволяет получить опыт того, что мы вечны, бессмертны. Мы вообще не умираем. Мы просто переходим в разные формы. В конце концов, человек может получить опыт вневременного существования. В этот момент личность получает дополнительный, более расширенный способ утверждения своего Эго, своего структурирования времени. Это дает огромный потенциал философского отношения к жизни, философского отношения к людям, ведь в конце концов все люди являются преходящими формами, и не более. Это дает возможность по-другому посмотреть на время, на свою смерть, чувство Равностно-сти по отношению к времени, которое возможно. Одновременно Эго не готово, не хочет и никоим образом не может настолько трансцендировать время, чтобы стать просветленным и полностью трансцендировать время, то есть базовый конфликт между вечностью и личностным структурированием сохраняется. С одной стороны, очень хочешь получить вечность, с другой — очень боишься вечности. Почему? Потому что сам привык структурировать время. Итак, первое напряжение между «Я» и «не-Я», между какими-то глубинными структурами «Я» и «не-Я» — «Я-структурирующее вре-мя» и «Я-существующее в вечности». Мы согласны получать фрагменты, какие-то искорки вечности, но отдаться вечности мы не согласны. В этом огромная внутренняя человеческая проблема, конфликт, напряжение, комплекс и, по большому счету, трагедия человеческого существования. В этом сверхценность опыта холотропного сознания и его полная ничтожность. Во-вторых, это стремление в холотропном состоянии сознания трансцендировать индивидуальную психику во всей ее многоаспектное™ в групповом сознании. Все мы существуем в неком ограниченном пространстве своего Эго, личностном одиночестве. Смысл второго базового конфликта заключается в том, что, с одной стороны, мы имеем индивидуальное сознание и ограниченное Эго, с другой стороны, с самого глубокого детства у нас есть стремление трансцендировать свою индивидуальность. Стремление трансцендировать свое одиночество, приобрести состояние целостности в другом или в других является базовым стремлением человека. Люди ищут ощущение слияния, трансцендирования себя, растворения в другом. Мы можем вычленить определенные уровни проявления этого стремления: 1. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другим. Не так важен объект слияния: мама, папа, ваш ребенок, друг, подруга, муж или жена... Важно, что человек ищет эту возможность и это переживание. 2. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другими — с группой. Стремление создать хорошую семью, работать в группе высокого уровня сплочения, коллективе, в котором возникает ощущение «Мы». 3. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целостности с другими — со всем человечеством. Высшие состояния человеческой интегрированности в любой традиции ассоциируются именно с этим уровнем слияния. Каждый из нас помнит принципы гуманизма, равенства, братства. На самом деле это не только и не столько принципы коммунистического общества. С одной стороны, мы себя стабильно, надежно, структурированно чувствуем внутри пространства своего тела и Эго, жестко охраняем это пространство и чувствуем опасность, когда другой или другие нарушают его. С другой стороны, мы все время стремимся к целостности с другим, с другими людьми, со всем человечеством — мы хотимслиться. И в этом заключается второй мощный конфликт холотроп-ного и хилотропного модуса бытия. С третьей стороны, это стремление к трансцендированию пространства, стремление индивидуальной психической реальности трансцендировать самое себя через одухотворение окружающего пространства. Единственный достоверный факт для меня и для вас — это факт нашего существования и факт биения нашей души. Это проблема ко-гито Декарта, его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую». Смысл третьего базового противоречия заключается в том, что мы имеем индивидуальное психическое пространство и привычные способы структурирования этого пространства, внешнего и внутреннего, через мышление, память, восприятие, чувства, ощущения, то есть имеем ограниченный способ когнитивного структурирования. Предельными выражениями трансцендирования индивидуального пространства являются одухотворенное мировосприятие шамана, растворение индивидуального атмана в Брахмане, нирвана, растворение души в Духе и другие аналоги просветленного состояния. В шаманском мире все одухотворено: оса, которая летит, имеет душу, трава, сосна, ель, овраг, камень — все они имеют свою психику, свое отношение, свои эмоции и т. д. Когда мир одухотворен и индивид не дифференцирует себя от окружающей реальности, возникает ощущение слияния со всем. Поэтому шаман может путешествовать куда угодно. Шаманский мир хорош тем, что шаман на самом деле и является всем миром. Кроме метафорических, мифологических и теологических аналогий трансцендирования существуют так называемые научные обоснования. Это холономная парадигма науки и голографическая модель Вселенной и человеческого сознания. В холотропных состояниях сознания люди получают трансперсональный опыт идентификации с пространством за пределами Эго. Каждый из вас, кто имел такой опыт, может честно признать, что это было временное состояние, осколки и отблески трансцендирования пространства. Так же честно вы можете признать, что вы, как и все люди, боитесь трансцендировать пространство своего существования. Я признаю это сам, несмотря на все осознание и понимание ситуации. С одной стороны, где-то в глубине, внутри есть стремление стать всем, с другой стороны — страшная боязнь нарушить пространство своей души, своего тела, своего Эго. В силу того, что существует триединство этого конфликта, осуществляются духовные путешествия.И вроде бы каждый из вас стремится к нирване — к концу страданий, к другому берегу океана жизни, к гавани спасения, истине, вечности — трансцендированию своего индивидуального Эго во времени, пространстве, сознании. Но одновременно каждый из вас жестко укоренен во всех аспектах существования вашего Эго. Собственно, мы должны быть благодарны этому глубинному конфликту человеческого существования. Именно он не позволяет нам забывать о нашей душе. В конце концов, на мой взгляд, именно он питает энергией пытливый ум философов, психологов и теологов в последние три тысячелетия. Я глубоко благодарен Ст. Грофу за то, что он предпринимает героические попытки преодолеть свои ограничения и вкусить плоды истинно человеческого, предельных устремлений человеческого духа. Ибн Эль-Араби, древнейший суфийский философ из Испании, писал так: «Есть три формы знания. Первая — интеллектуальное знание, фактически — лишь сведения, собрания фактов и использование их для построения интеллектуальных понятий. Это интеллектуализм. Вторая — знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек полагает, что он постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это эмоционализм. Третья — реальное знание, называемое Знанием Реальности. В этой форме человек может воспринимать истинное, правильное, за пределами ограничений мысли и чувства. Истины достигают те, кто знает, как связаться с реальностью, лежащей за пределами этих форм знания. Это истинные Суфии, Дервиши, которые достигли». Холотропное состояние сознания, на мой взгляд, является способом инициации ограниченного человеческого ума в «Знание Реальности». В «Одиссее» есть миф об Элизиуме, Елисейских полях. Там не бывает бурь и непогод. С океана постоянно веет мягкий, божественно ласкающий ветер. И там есть все, что может пожелать душа человеческая. И там наслаждаются бессмертием Ахилл и все герои, сражавшиеся в знаменитых войнах древности. Надеюсь, что неистовое человеческое желание бесконечного, борьба за холотропность сознания в конце концов увенчается успехом и, как героев древности, человека ждет Элизиум... холотропное состояние сознания, сознание всепонимания, всезнания, всеобщности. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРАТЕГИИ В профессиональной деятельности важно осознание нескольких моментов: 1) материала, над которым ты работаешь, предмета, на который направлены твои усилия; 2) твоей цели, того, что ты с этим хочешь делать; 3) способа достижения цели. Очень кратко мы можем обозначить предмет как индивидуальное или групповое сознание. Цель кратко обозначим как холистическую интеграцию сознания, достижение того уровня целостности сознания, который в состоянии обозначить клиент, группа клиентов или вы сами. Способ — интенсивные психотехнологии с применением расширенных или каких-то других необычных состояний сознания. Некоторых из вас может насторожить слово «психотехнология». Оно не популярно даже в практической психологии. С другой стороны, при переводе этого слова мы обнаруживаем следующие греческие корни: «душа», «искусство, мастерство, умение», «разум, рассудок, понятие». Если мы станем говорить о «разумном искусстве души», то это будет ближе к истинносу смыслу данного слова. Мы достаточно подробно обсуждали проблему РСС и его место среди ИСС и указывали на то, что РСС обладает качествами осознанности, контролируемости, присутствия воли, намерения и возможности в любой момент вернуться в обычное состояние сознания. Как показывают нейропсихологические и психофизиологические исследования (83,84), существуют объективные предпосылки вхождения в РСС на уровне функционирования ЦНС. Есть множество данных о психотерапевтических (62, 83, 84), психокоррекционных, трансформационных, интегративных аспектах РСС (39, 40,62,63, 83). Некоторые исследования (38, 39) фиксируют влияние РСС на социально-психологические закономерности групповой динамики, отличительные особенности взаимоотношений между ведущим и группой, ведущим и клиентом, включенным в группу. Когда при работе с клиентом используются РСС, мы можем говорить о том, что взаимодействие с клиентом строится в русле интенсивных психотехнологий. Использование РСС в терапии, интеграции и трансформации личности обладает высокой скоростью и интенсивностью воздействия. В то же время, как показывает опыт, адаптативные возможности личности к трансформации Эго, изменению ценностной ориентации, направленности, мотивационно-потребностной структуры часто бывают ограничены. Так же ограничены возможности социальной ниши,в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его измнений. Ломаются старые стереотипы коммуникации, ролевые ожидания и др., что порой приводит к частичной, а иногда и полной дезадаптации личности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и т. п. Все это выдвигает высокие требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать: 1) особенности личности клиента; 2) структуру и содержание материала, который интегрируется личностью; 3) возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия; 4) обеспечение обратной связи; 5) возможность системы поддержки и отслеживания в социуме. Первый пункт выдвигает следующие требования: • обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы; • соблюдение «закона восьми» (на одного лидера должно быть не более восьми клиентов); • специалист должен владеть профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности. Второй пункт чрезвычайно важен для стратегии взаимодействия. Если специалист не представляет сложной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента. Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и элементарные научные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое главное, соответствущим внутренней картине происходящего. Опираясь на достаточно большой опыт, мы хотим предложить свое представление о структуре того материала, которым оперирует клиент в РСС. Клиент осознающий и играющий Каждый практикующий психолог или психотерапевт знает, что люди, приходящие на занятия (групповая форма) или индивидуальный прием, уже обладают осознаваемыми или неосознаваемыми личностными проблемами: повышенной тревожностью, депрессивнымитенденциями, неудовлетворенностью собой, чувством одиночества, фобиями, проблемами коммуникации, низкой или завышенной самооценкой и др. Кроме психологических проблем, можно указать также на психосоматические расстройства, имеющие психогенную этиологию: органические психосоматические заболевания, психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы и громадное поле психосоматических расстройств, связанных с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.). Третьим немаловажным мотиватором посещения психотерапевта является направленность на личностный рост, осознание своего места в жизни, познание самого себя и прочее, то есть проявленная потребность в изменении своей жизни, переструктурировании личностных смыслов. Аналитическая работа со всеми тремя «кустами» мотивов показывает, что причины всегда имеют глубинный психодинамический смысл. При этом клиент расценивает свое актуальное состояние как нечто отрицательное, проблемное, плохое — «НЕ ТАК». Основная цель психотерапевта — приведение клиента в состояние «ТАК», снятие проблемы, устранение психического стрессового фактора, проработка травмы... В самом общем смысле психическое состояние «НЕ ТАК» можно обозначить как определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникают неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия. В зоне «НЕ ТАК» находится также дисбаланс нервно-психического и соматического состояний клиента. Каждый раз психотерапевт сталкивается с зоной «НЕ ТАК» на различных уровнях существования человека: • соматическом; • нервно-психическом; • психологическом — как конфликт базовых структур личности; • социально-психологическом — как нарушение коммуникативных функций и механизмов адаптации к социальной среде. Как правило, зона «НЕ ТАК» имеет системный характер, включает все уровни и в силу этого требует системного, комплексного подхода. Довольно часто зона «НЕ ТАК» фиксируется социальным окружением человека (родственники, друзья), и в психологическом отношении это оправдано, так как в состоянии дисбаланса могут быть нарушены эдекватное, взвешенное поведение и правильная самооценка. В этом случае перед психотерапевтом стоит дополнительная задача по осознанию и принятию клиентом зоны «НЕ ТАК».J Вхождение в зону «НЕ ТАК» происходит в том случае, когда клиент встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта. Здесь мы можем обозначить это переживание как эмоциональный стресс. Представление о стрессе как универсальной реакции организма, неспецифическом адаптационном синдроме сформулировано физиологом Г. Селье. При употреблении понятия «стресс» обычно имеется в виду стресс эмоциональный. Хотя на самом деле разновидностей стресса немало. Так, зарубежные психологи выделяют стресс бизнесменов-менеджеров, «белых воротничков». Последствиями хронического стресса помимо общеизвестных: усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушений сна и сексуальной потенции (зарубежные авторы используют специальный термин «выгорание») — являются еще и многочисленные заболевания, называемые болезнями адаптации (по Селье), или болезнями цивилизации, или психосоматическими заболеваниями. Сюда относят гипертоническую болезнь, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз) и др. Стресс является реакцией напряжения, которая не всегда приводит к повреждениям в организме (Л. Гаркави, М. Уколова, Л. Кваки-на). Повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, приводит к привыканию (реакция адаптации), повышению стрессоу-стойчивости (реакция тренировки). Стресс, как показали работы физиолога Г. И. Косицкого, развивается по определенным закономерностям, проходит через ряд этапов: 1. Вначале — стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости. 2. Если проблему решить не удается, развивается вторая стадия, или фаза астенической отрицательной эмоции». Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма. 3. Следующая фаза — «астеническая отрицательная эмоция». Наступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический,пассивно-бессильный, упадочнический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации. 4. Последняя стадия — невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме: депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических.
|
|||
|