Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 6 страница



Известно, что внутренний мир языковой личности состоит преж­де всего из разных людей, предметный мир — это и есть диалог разных субъектов культуры, диалог смыслов человеческого бытия. В «диало­гическое сознание» человека «встроен язык», с помощью которого фиксируются смысловые связи, категориальные мыслительные струк­туры, когнитивные образы различной модальности. Тем самым в со­знании человека (как носителя языка) непрерывно развивается цен­ностно-смысловая система (синтезирующая «природные», «предмет­ные», «социальные», «экзистенциальные» составляющие), осуществ­ляются семантические приращения, порождаемые эстетическим функ­ционированием слова, словообраза, символа, знака. Язык, как извест­но, безлично-всеобщ, необходим для общения людей (путем обмена мыслями) — он неперсонален и объективен. В отличие от языка речь человека всегда персональна, субъектна, часто метафорична и полисе-мантична.

Основными механизмами выявления «смысловых оппозиций» вос­принимаемого человеком мира являются следующие: метафора (по­зволяющая сделать «знакомое необычным»), аллегория (позволяющая «сопоставлять несопоставимое» и «соизмерять несоизмеримое»), ана­логия (позволяющая сделать «необычное знакомым») и катахреза (по­зволяющая вложить новый смысл в старые слова и понятия). Лингви­стическая семантика пронизывает весь предметный мир человека и проявляется не только в языке (метафорический язык), но и в его мыш­лении (метафорическое мышление) и деятельности (эвристичность метафоры направляет мысль человека на поиск новых способов дей­ствия). «Диалог метафор» в сознании человека позволяет реконстру­ировать его внутренний мир: осуществить приспособление к предмет­ной среде путем преобразования предметного мира личности (чело­век изменяет свое отношение к объектам), либо осуществить гармо­низацию внутреннего мира с внешним путем преобразования окру­жающей среды (человек изменяет свое поведение).

Метафора — это сжатый до прототипического образа способ кон­цептуализации действительности, с помощью которого осуществля­ется МЕТА-форическое проникновение сознания человека в глубин­ную структуру мира. Метафорическое моделирование двигательных действий в антропоцентрической биомеханике рассматривается как вторжение «значащих» переживаний личности в сферу значений и смыслов элементов системы движений, чувственно-образных пред­ставлений — в сферу понятий и категорий, эмоций и творческого во­ображения — в сферу интеллекта и абстрактно-формального мышле­ния. На наш взгляд, преодолеть границу между физическим и менталь­ным можно, используя единый язык для их описания — язык геомет­рических представлений и когнитивно-метафорического моделиро­вания предметного мира.

Если более глубоко анализировать данный феномен, то мы можем предположить, что в ресурсном состоянии сознания «пробиваются» многочисленные «каналы», «туннели» (мне хочется извиниться за ме­тафоричность сравнений перед читателями) между базовыми среда­ми функционирования сознания: ощущений, эмоций, образов, сим­волов и знаковых систем, — что и объясняет синергичную целост­ность самого переживания креативных состояний.

7. Трансперсональность опыта. Внешние цели задают только на­правление развития человека или систему требований к результату, выработанную интеллектом. Сутью является действования ради себя самого. Становящийся результат — это предпосылка развития само­цельной личности.

Достижение цели важно только для того, чтобы наметить следую­щее действие, само по себе оно не удовлетворяет. Сохраняют и под­держивают действия не их результаты, а переживание процесса, чув­ство радостности, умиления процессом, вовлеченность в деятельность.

Ресурсное состояние сознания — это экстатическое или инстати-ческое состояние, «захватывающее» человека. В этом состоянии до­минирует мотивационно-эмоциональная сфера мышления, а не раци­онально-логический интеллект и доминирует духовность как направ­ленность к высшим силам, к другим людям и самому себе.

Самосознание человека релевантно ощущению демиурга. В про­цессе творения не столько человек создает те или иные идеи, образы, лингвокреативные (языкотворческие) символы и знаки, сколько про­дуктивные идеи «создают» человека — в их власти находятся увле­ченные своими действиями люди. Действующая личность раскрыва­ется как «causa sui» (причина себя). Так, личность со-творяет себя и «о-творяет» (открывает другому) — в моментах выхода за границы себя (в межличностное пространство) и своих возможностей (зна­ний, умений, способностей), представленности себя в других людях (бытие человека в другом человеке) и воспроизводстве другого чело­века в себе.

Подлинный смысл ресурсных состояний сознания — это не столько погружение вглубь бесконечного (антропокосмического), для того что-бы найти для себя нечто новое, сколько постижение глубины конечно­го (кластеры «образа Я»), чтобы найти неисчерпаемое (обрести духов­ное). Человек на этом пути «взращивает» в себе не только Субъекта Деятельности, но и Субъекта Мира.

Трансперсональность ресурсного состояния заключается еще и в том, что носитель этого состояния трансцендирует пространственно-временные характеристики своего бытия

Трансценденция времени заключается не только в искажении вос­приятия времени, но и в его «забывании». В некотором приближении можно сказать, что творчество происходит во «вневременном со-бы-тии в деятельности», когда временная характеристика жизни стано­вится индифферентной.

Что касается пространства, то включенность в деятельность в ре­сурсном состоянии позволяет нивелировать многие переменные про­странства — «где», «в каких условиях». Для потока это или становится незначимым, или, что еще точнее, внешние по отношению к деятель­ности пространственные характеристики являются незначимыми.

8. Наслаждение процессом деятельности. Чувство упоения сле­дует отличать от чувства удовольствия, которое также может прино­сить процесс деятельности. Удовольствие можно испытывать без при­ложения каких-либо усилий, поэтому оно не ведет к росту и разви­тию личности. Чувство же упоения не может возникать без полной отдачи сил.

Ресурсное состояние сознания обладает непостижимым великоле­пием эмоционального состояния. Само понятие наслаждения не на­столько точно раскрывает содержание состояния. Мы можем выде­лить две возможные версии эмоциональных паттернов, сопровожда­ющих «поток»:

• творческий экстаз, который связан с сильным возбуждением, часто безудержной энергией и восторгом, неуправляемостью, мощными эмоциями, граничащими с безумием и социальной неадекватностью (аналог религиозного экстаза);

• инстаз — более дисциплинированное, систематическое и пото­му сохраняющееся во внутреннем сознании. В ресурсном со­стоянии сознания мы всегда можем дифференцировать мысля­щего субъекта, мышление как процесс и мыслимое как содер­жание деятельности. Когда эти три составляющие сливаются друг с другом и растворяются в единстве — это и есть ресурс­ное состояние сознания. Инстаз я бы обозначил как глубокую медитацию на истину А в эмоциональном состоянии это тихое умиление-восторг-радостность и созерцательность.В любом случае происходит глубокое постижение мира, самого себя и преображение-обогащение сознания человека. Это и есть блажен­ство человеческой деятельности. Вообще говоря, это и есть Деятель­ность Человека.

Такая деятельность позволяет человеку выходить за пределы своих программ к высшим смыслам, выявлять и формировать в себе новые способности одухотворения окружающей его и целесообразно пре­образуемой им реальности, в том числе и собственного бытия.

Именно с такими действиями человека (Н. А. Бернштейн и В. П. Зин-ченко называют их «живыми движениями») связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в самом человеке, в выходе за пределы известного, за границы предустановленного, простирании субъекта в новые пространства знаний, способностей и умений.

Предмет деятельности (предмет познания, оценки и преобразова­ния) у разных людей может быть один, ракурсы его видения взаимо-дополнительны, а пути личного «восхождения» к нему, «вращивания» в него или «взращивания» в себе различны и индивидуальны.

В ресурсном состоянии сознания человек «творит себя» — не толь­ко «образовывается» (то есть приобретает знания, умения, навыки), но и сам «образует мир»: создает свое понимание, свое видение мира, проектирует и строит собственную жизнь, решает, куда ему идти, о чем думать, с кем взаимодействовать и общаться.

Но, доказывая оптимальность ПСС, почему мы так редко испыты­ваем это состояние в повседневной жизни? Почему оно знакомо нам главным образом в форме так называемого досуга: игры в шахматы, альпинизма, танцев, медитации, религиозных ритуалов? Почему мы до сих пор не владеем этим оптимальным состоянием при выполнении повседневной работы? Сложность заключается в условиях возникно­вения состояния «потока», но это, как правило, зависит исключитель­но от самого субъекта.

Если анализировать условия возникновения ресурсных состояний, то можно выделить следующие:

1. Интенсивная и устойчивая концентрация внимания

на ограниченном стимульном поле.

Наши эксперименты с частичной сенсорной депривацией и раз­личными статическими и динамическими медитациями, которые свя­заны с произвольной концентрацией внимания, показали, что это ус­ловие часто является базовым для ресурса. Исследования Чиксентми-хали представляют для нас особый интерес именно потому, что автор выявил «внешние ключи», которые способствуют концентрации и тем самым обеспечивают состояние «потока». Ими являются определен­ные требования к деятельности («вызовы ситуации») и определенная структура деятельности. Рассмотрим их более подробно.2. «Вызовы ситуации».

Экспериментально показано, что войти в ресурсное состояние лег­че в ситуациях, которые обеспечивают следующие возможности: ис­следование неизвестного и открытие нового, решение проблем и при­нятие решений, соревнование и появление чувства опасности, воз­никновение чувства близости или потери границ Эго. В целом это си­туации, способствующие изучению субъектом своих возможностей, их расширению, выходу за пределы известного, творческим открыти­ям и исследованиям нового. Иначе говоря, это ситуации, которые удов­летворяют «центральную человеческую потребность» в трансценди-ровании — в выходе за пределы известного, простирании субъекта в новые пространства навыков, способностей, умений.

3. Структура деятельности.

Во-первых, вхождению в «ресурс» способствуют те виды деятель­ности, в которых есть ясные, непротиворечивые цели, точные прави­ла и нормы деиствования для их достижения и существует ясная (пря­мая, точная, мгновенная) обратная связь о результате действия. Эти условия помогают удерживать концентрацию на процессе. Полное, тотальное включение в деятельность невозможно, если неизвестно, что надо делать и насколько хорошо ты это делаешь.

Во-вторых, вхождение в ресурсное состояние сознания облегчает­ся в такой деятельности, которая постоянно бросает вызов способно­стям субъекта. Субъект должен уметь их замечать и отвечать на них соответствующими умениями и навыками. Необходимым условием ПСС является баланс между требованиями деятельности и индивиду­альными способностями субъекта. Однако существенную трудность создает тот факт, что это не простое соответствие навыков вызовам: породить ПСС может лишь такой баланс, в котором и вызовы, и навы­ки оказываются выше определенного уровня.

У каждого субъекта существует так называемый «личный средний уровень», то есть некий баланс навыков и вызовов. Когда и навыки, и вызовы ниже этого уровня, что обычно для стандартной, хорошо от­лаженной деятельности, нечего ожидать опыта ПСС даже в условиях баланса. Когда возможности для действий ниже среднего уровня, а личные возможности недостаточно использованы, возникает состоя­ние апатии и скуки.

Когда задача не обеспечена соответствующими навыками, появля­ется состояние тревоги. И только деятельность, навыки и вызовы ко­торой превышают «личный средний уровень», не содержит точек для релаксации и поэтому заставляет субъекта быть непрерывно внима­тельным, требует от него высокого уровня концентрации. Только та­кая деятельность создает все условия для полного включения субъек-та, которое сопровождается чувством глубокого удовлетворения, на­слаждения.

Иначе говоря, вхождение в ресурсное состояние сознания происхо­дит в таких условиях, которые понуждают субъекта к полному выявле­нию своих способностей, к полной мобилизации себя. Когда есть ба­ланс, все внимание субъекта сосредоточено исключительно на деятель­ности. Чтобы человек оставался в ресурсном состоянии сознания по мере развития своих способностей, необходимо нарастание вызовов. Для этого не обязательно менять виды деятельности — важно уметь на­ходить новые вызовы в той же самой деятельности, уметь замечать их.

Это глубоко индивидуальное свойство (У. Джеймс назвал его свой­ством гения), но и ему можно научиться, можно развить его в себе. Именно с такой особенностью вчувствования в вызовы бытия и под­тягивания себя к ним связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в человеке. Так, творческая деятельность становится источни­ком внутреннего роста.

Не может быть совершенным общество, в котором наслаждение получают от наркотиков, относятся к работе как к беспощадной и не­приятной обязанности и противопоставляют ее досугу. Длительные исследования по данному вопросу привели нас к следующим выводам:

• любой труд и любая форма материальной, социальной, духов­ной реализации могут доставлять глубокое удовлетворение;

• необходима переориентация общества на то, что серьезная ра­бота может приносить больше наслаждения как экстатическо­го, так и инстатического характера, чем любая форма досуга;

• вообще необходимо переоценить дихотомию «работа-досуг»;

•  ресурсные состояния сознания не только эвристичны по сути, но и содержат огромный потенциал исследования глубинной сущности человека;

• ресурсные состояния сознания имеют интегративный и транс­персональный характер.

Анализ условий спонтанного возникновения ресурсных состояний сознания позволяет нам ставить вопрос о возможности его формиро­вания в любой деятельности, что, в свою очередь, может углубить и расширить наши представления о ее роли в развитии субъекта труда как личности.

Итак, феноменология ресурсного («потокового») состояния созна­ния показывает нам, что люди, которые переживают это состояние, ока­зываются целиком поглощены своим занятием, испытывают глубокое удовлетворение от того, что они делают, и это чувство порождает сам процесс деятельности, а не его результат; они забывают личные пробле-мы, видят свою компетентность, обретают опыт полного управления ситуацией; они переживают чувство гармонии с окружением, «расши­рения» себя; их навыки и способности развиваются, личность растет.

Насколько эти элементы опыта присутствуют, настолько субъект получает наслаждение от своей деятельности и перестает беспокоиться о внешней оценке. Естественно, что такой опыт является оптимальным для человека. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъек­та, дает базовое чувство опоры: в каждый данный момент субъект мо­жет сконцентрировать все свое внимание на осознанно выбранной «за­даче в руках» и мгновенно забыть то, что его разрушало.

При самом общем приближении в ресурсном состоянии сознания мыслящий субъект, мышление как процесс и мыслимое как содержа­ние деятельности сливаются друг с другом и растворяются в единстве, что и позволяет проникнуть в демиургово качество индивидуального свободного сознания — души, проявлять ее интенцию к творчеству и созиданию.

В этом ключе осознанное использование расширенных состояний сознания для индукции ресурсных, потоковых состояний является чрезвычайно важным и перспективным направлением не только эв­ристической психологии и психологии труда, но и теории и методоло­гии исследования самого предмета психологии — psyche.

ХОЛОТРОПНОЕ СОЗНАНИЕ -ПОИСК ДУШИ

В конце 1960-х годов в США появилась трансперсональная психо­логия. Этот подход исследует трансперсональные переживания, их природу, разнообразные формы, причины их возникновения. Станис­лав Гроф, один из основателей данного направления, выделил особое состояние сознания (холотропное), в котором возможны трансперсо­нальные переживания (Grof, 1992).

Данное состояние сознания (на мой взгляд, и я надеюсь, что чита­тели по мере знакомства с этой книгой присоединятся к моему мне­нию) заслуживает того, чтобы быть выделенным из всех остальных состояний сознания, и требует пристального анализа.

Предмет этого раздела книги необычен в силу нескольких обстоя­тельств. Во-первых, каждый достаточно образованный психолог представ­ляет, что в науке не существует ни одной однозначно толкуемой клас­сификации состояний сознания. Во-вторых, главный термин, который будет предметом нашего исследования, слишком нов и спорен. В-треть­их, если придерживаться логики Оккама, в науке и так много ненуж­ных и бессодержательных понятий, стоит ли вводить еще и новые?Само слово «холотропный» означает 'обращенный к цельности' или 'движущийся по направлению к целостности' (от греческих слов hohoc, — 'целый', 'весь', и Tpeneiv — 'движущийся к чему-либо или в направле­нии чего-либо'). Буквально грето означает 'поворачивать1, 'вращать', 'обращать', речь идет об обращении, о возврате к целому, к изначально единому, к полноте. Между прочим, корень врат тот же, что и в слове «врач», и на древнерусском языке врачатися означало поворачивать­ся, а о духовном исцелении так и говорили — врачьство. В. В. Майков переводит это понятие как «всецелообращающий». Продолжая анализ, мы можем вспомнить старинное слово «обрящать», то есть проводить обряд, инициацию, посвящение. Таким образом, холотропный, если пе­ревести это слово на русский язык более подробно, означает «посвяща­ющий во всецелостность», «обращающий во всецелокупность».

В силутого, что понятия «холотропное дыхание», «холотропный под­ход», «холотропная парадигма» уже вплетены в ткань психологичес­кой терминологии в России, мы будем использовать понятие «холот­ропное» без перевода.

Ст. Гроф правильно предполагает, что в своем повседневном состо­янии сознания мы отождествляем себя только с одним очень малень­ким фрагментом того, чем мы в действительности являемся. В холот-ропных же состояниях мы можем превосходить узкие границы теле­сного «Я» и стяжать свое полное тождество.

Таким образом, мы можем предположить, что существует холотроп­ное состояние сознания, в котором мы можем интроецировать, вклю­чать во внутренний план любое другое психическое состояние. В холот-ропном сознании существует открытая возможность присоединения к любому знанию, поведению, переживанию любой сложности.

При первом приближении мы можем заметить, что существует про­блема включенности в холотропное состояние сознания. Во-первых, она выражается в том, насколько холотропное сознание может «распако­вывать» некие территории психического, некие смысловые простран­ства, которые существуют в реальности во внутренней и внешней все­ленной. Во-вторых, это проблема методов, техник и средств, которые существуют для раскрытия «полного тождества». В-третьих, значима проблема навыков как в работе с методами, техниками и средствами, так и в осознании «распакованных» пространств психического.

Рассмотрим вначале эти три проблемы, а затем уже разберем саму возможность индукции холотропного состояния сознания.

Ст. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоиз­меняется качественно, и притом очень глубоко и основательно, но тем не менее оно не является сильно поврежденным и ослабленным, как в случае органических нарушений. Как правило, мы полностью ориен­тируемся в пространстве и времени и совершенно не теряем связи сповседневной действительностью. В то же время поле нашего созна­ния наполняется содержимым из других измерений существующего, и притом так, что все это может стать очень ярким и даже всепоглоща­ющим. Таким образом, мы проживаем одновременно две совершенно разные действительности, «заступая каждой ногой в разные миры».

Профессионалы, получившие академическое образование по пси­хологии, достаточно хорошо представляют, что современная академи­ческая психология занимается более всего картами психического, то есть концепциями и теориями, касающимися психики. Иногда они настолько не соотносимы с самой территорией психического, что их объединяет только интенция к интерпретации и то, что они являются продуктами психики их авторов.

Такие карты психического обозначаются или именем отца-основа­теля (фрейдизм, райхианство, юнгианская психология), или категори­ей, которая является стержневой для концепции (деятельностный под­ход, гуманистическая психология, бихевиоризм).

В любой профессиональной среде факт множества карт является достоверным. Это касается не только психологии, но и любой опред-меченной научно-теоретической деятельности человека. То есть в пси­хологии, как и в других науках, существуют сотни и тысячи карт, ко­торые являются попытками осмыслить психическую реальность. Каж­дая такая попытка имеет свою эволюцию, которая по стадиям и тен­денциям является общей для всех концептуализации.

Вначале опредмечивается определенный феномен, факт, идея. Та­ковыми являются «поведение крысы в проблемном ящике» в бихе­виоризме, «условный рефлекс на слюноотделение» в павловской те­ории об условно рефлекторной деятельности или эффект «незавер­шенного действия» Б. В. Зейгарник. Мы можем обозначить эту фазу развития как стадию адекватного опредмечивания. На начальных стадиях любая концепция является корректным объяснительным механизмом конкретной территории психического, фрейдовское толкование истерии, объяснение зрительного восприятия на началь­ных этапах развития в гештальт-психологии, роль травмы рождения Отто Ранка.

Затем наступает стадия экспансии. На этой стадии объяснительный принцип начинает проецироваться на другие территории психичес­кого. Появляются теории, объясняющие активность личности вооб­ще. Возникает школа, представители которой, одурманенные анали­тической красотой реализации первой стадии (для мужчин это очень важно, а ученые в основном мужчины, а если честно сказать — только Мужчины), забывая, что линейка — идеальный инструмент для изме­рения только определенного расстояния, начинают носиться с этим приспособлением во всех сферах человеческого.На третьей стадии глобализации и онтологизации концепция при­нимает характер всеобъемлющей теории, которая уже имеет миро­воззренческий характер и претендует на истину, у нее есть свои воинствующие сторонники (как правило, намного более ограничен­ные и глупые, чем отец-основатель), которые видят смысл своей жиз­ни в том, чтобы «реализовать самые передовые идеи»...

На третьей стадии теория превращается в ту карту, которая топо­логически объемлет всю территорию, она не только показывает струк­турную мозаику, но и выстраивает динамические, энергетические вза­имодействия между областями.

Более того, теория становится объясняющим принципом индиви­дуального развития личности от рождения до смерти и всей эволю­ции человечества.

Собственно, это и есть признак вырождения теории. Потому что нет ни одной карты психической реальности, которая бы соответство­вала самой территории. На третьей стадии, несмотря на все попытки апологизации теории, вдруг обнаруживается понятный даже средне­му студенту разрыв, щель между реальностями: с одной стороны, есть карта, есть смысловые пространства теории, с другой стороны, есть психическая реальность; есть психология и есть жизнь, которая функ­ционирует по своим законам.

Но возвратимся к нашей теме о холотропном сознании. Самая, на­верное, интересная черта этой концепции, что она с самого зарожде­ния претендует на третий уровень — глобализации и онтологизации. Мне это напоминает историю о Лао-цзы, каноническом просветлен­ном китайском философе, жившем в VI в. до Рождества Христова. Рас­сказывается, что мать носила Лао-цзы в чреве 62 года (по другим ис­точникам — 72 или 81 год), что он родился с белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его Лао-цзы, то есть старый маль­чик. Как бы там ни было, Лао-цзы появился уже взрослым, я бы ска­зал, старым, уже в предельном осознании.

Концепция о холотропном сознании, на первый взгляд, вызывает такие же мысли в силу нашего интуитивного доверия процессуально-линейному развитию систем.

В соответствии с концепцией Ст. Грофа, холотропные состояния характеризуются волнующими изменениями восприятия во всех чув­ственных сферах. Когда мы закрываем глаза, наше зрительное поле наполняется образами, почерпнутыми из нашей личной истории или нашего личного и коллективного бессознательного. У нас могут быть видения и переживания, рисующие разнообразные виды животного и растительного царства, природы вообще или космоса. Наши пере­живания могут увлечь нас в царство архетипических существ и ми­фологические области. Когда же мы открываем глаза, наше восприя-тие окружающего может становиться обманчиво преображенным живыми проекциями этого бессознательного материала. Все это так­же может сопровождаться широким набором переживаний, задейству-ющих и другие чувства: разнообразные звуки, запахи, вкусы и физи­ческие ощущения.

Гроф пишет, что эмоции, вызываемые холотропными состояния­ми, охватывают очень широкий спектр, как правило, простирающий­ся далеко за пределы нашего повседневного опыта и по своей природе, и по своей интенсивности. Они колеблются от чувств восторженного вознесения, неземного блаженства и «покоя, превосходящего всякое понимание», до бездонного ужаса, смертельного страха, полной безыс­ходности, снедающей вины и других видов невообразимых эмоцио­нальных страданий. Крайние формы подобных эмоциональных состо­яний соответствуют описаниям райских или небесных сфер, или же картин ада, изображаемых в писаниях великих мировых религий.

Гроф считает, что особенно интересным аспектом холотропных состояний является их воздействие на процессы мышления. Рассудок не поврежден, но он работает таким образом, который разительно от­личается от его повседневного способа действия. Мы, быть может, не всегда способны полагаться на наш здравый рассудок и в обыкновен­ных практических вещах, а тут оказываемся буквально переполнены замечательными и убедительными сведениями о множестве предме­тов. У нас могут появиться глубокие психологические прозрения от­носительно нашей личной истории, наших бессознательных движе­ний, эмоциональных затруднений и межличностных проблем. Мы пе­реживаем необыкновенные откровения относительно различных сто­рон природы и космоса, которые со значительным запасом превосхо­дят нашу общеобразовательную и интеллектуальную подготовку. Од­нако, и это гораздо важнее, самые интересные прозрения, достигае­мые в холотропных состояниях, вращаются вокруг философских, ме­тафизических и духовных вопросов.

Более того, в соответствии с концепцией Грофа, мы можем пере­живать последовательность психологической смерти и возрождения и широкий спектр трансперсональных явлений, таких как чувства единства с другими людьми, с природой, вселенной, с богом. Обнару­живаем и то, что кажется памятью из других воплощений, встречаем­ся с яркими архетипическими образами, общаемся с бесплотными су­ществами и посещаем бесчисленные мифологические ландшафты. Холотропные переживания такого рода являются основным источни­ком существования космологических, мифологических, философских и религиозных систем, описывающих духовную природу и космоса, и всего существующего. Они представляют собою ключ к пониманию обрядовой и духовной жизни человечества, начиная с шаманизма исвященных церемоний туземных племен и заканчивая большими ми­ровыми религиями.

Таким образом, даже минимальный обзор положений Грофа пока­зывает глобализм этого подхода. Особым аргументом глобализма яв­ляется его анализ холотропных состояний сознания в истории чело­вечества.

Собственно, такой изначальный посыл, на мой взгляд, вполне зас­луживает одобрения. Тем более, что этому подходу предшествовала сорокалетняя экспериментальная работа с измененными состояния­ми сознания.

Для автора данной книги холотропное состояние сознания являет­ся не метафизическим предположением, а вполне достоверной реаль­ностью. В крайнем случае, феноменологические описания, которые приводит Ст. Гроф в своих книгах, вполне совпадают с содержанием самоотчетов, которые я получал от участников тренингов с использо­ванием расширенных состояний сознания, индуцируемых связным дыханием. В силу того, что автором за последние 15 лет проведено око­ло 400 тренингов с участием более 15 тысяч человек, разнородность выборки по половому, возрастному (от 12 до 72 лет), образовательно­му (от школьников-подростков до профессоров вузов), национально­му (участниками были представители почти всех национальностей, кроме некоторых национальных северных меньшинств) признакам с широкой географией исследований (территория бывшего Советско­го Союза, а также страны ближнего и дальнего зарубежья) позволяет сделать этот вывод достоверным даже в соответствии с требованиями строгой академической науки.

Мы обозначили эти состояния сознания как расширенные, но не холотропные в силу того, что не могли им приписать того всеобщного характера, которым их наделяет Гроф. Может быть, это произошло потому, что ко всем паранормальным, трансперсональным явлениям в Ярославской школе психологии относились, да и сейчас относятся довольно скептично. Сейчас уже причина не важна. Важны все те три вопроса, которые мы поставили в начале раздела и хотим обсудить.

Во-первых, мы заметили, что расширенное состояние сознания мо­жет распаковывать некие территории психического, некие смысловые пространства, которые существуют в реальности во внутренней и внеш­ней вселенной в той степени, в которой мы можем фиксировать у кли­ента «субкультурную испорченность трансперсональным» (СИТ). Этот термин мы используем по аналогии с термином «испорченный респон­дент» в экспериментальной психологии и психодиагностике.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.