Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 5 страница



В конце наших тезисов нам хочется предложить вниманию читате­лей «Манифест интегративной психологии», понимание и осознание которого, на наш взгляд, является первым и крупным шагом в транс­формации современного специалиста (который, как известно из пре­мудростей Козьмы Пруткова, похож на флюгер...) в движении к homo ludens и homo creacoficus.

МАНИФЕСТ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Первый, глобальный принцип - единство психологии. Мы считаем, что психология в процессе своего исторического развития дошла до такой ста­дии, когда ее объединение не только возможно и желательно, но и неиз­бежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей - психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способ­ностями для достижения этого.

Второй принцип - идея непротиворечивости. Мы стремимся сами и при­зываем всех психологов стремиться к созданию такой системы психоло­гии и сообщества психологов, в котором вообще не будет конфликтов и непримиримости, желания подавить и уничтожить школы психологии, а также их представителей.

Мы провозглашаем, что каждый психолог имеет благородную цель понима­ния себя и других. Следовательно, исходя из нашего истинного стремления, мы должны стремиться к объединению и жить в духе непротиворечивости. Мы разные, но не чужие. Эти принципы должны быть включены в програм­мы психологических школ и направлений, им должны обучаться все пред­ставители психологии. Представители интегративной психологии долж­ны быть живым примером такого единства в понимании и действии.Третий принцип - идея психологического сообщества взаимопонима­ния и взаимной поддержки. Мы стремимся сами и призываем всех психо­логов стремиться к созданию в масштабах всей планеты такого сообще­ства психологов, в котором будут удовлетворяться потребности психоло­гов в самореализации и в котором родится, расцветет и утвердится психо­лог, познавший немыслимую ранее полноту жизни и реализующий духов­ные функции социальных сообществ. Мы признаем, что путь к созданию «Психологического сообщества взаимопонимания и взаимной поддерж­ки» в полной мере пока неизвестен и нужно начать с пропаганды самой идеи. А путь к цели психологи рано или поздно найдут. Четвертый принцип - идея полного равенства всех психологических школ и их представителей, невзирая на пол, национальность, расу, кастовую или государственную принадлежность. Для начала нам надо добиться по­нимания того, что мы разные, но равные. Любая психологическая теория, концепция являются попыткой понимания своего предмета и одновремен­но права, обязанности психолога самостоятельно искать истину. Пятый принцип - идея признания общего истока и глубинного единства всех представлений о психическом, включая не только психологические школы, но и мировые религии, различные духовные традиции, философс­кие и психотерапевтические, эзотерические и профанические. Вера не противоречит разуму, психологическая наука и духовный поиск могут быть в гармонии.

РЕСУРСНЫЕ И РАСШИРЕННЫЕ

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В РУСЛЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В соответствии с изложенными выше тезисами и в их развитие летом 2002 года, во время научно-практического семинара на берегу великолепной красоты Алтайского озера Алтан-Коль, мы решили сфор­мировать исследовательскую программу, которая была названа «Про­ект Сознания».

В течение следующих десяти лет мы собираемся направить свои усилия на исследование природы сознания — базовых состояний, ме­ханизмов возникновения и функционирования, языковых сред су­ществования и др.

Актуальность исследования ресурсных («потоковых», творческих, эвристических состояний сознания) формируется несколькими при­чинами.

Во-первых, возникла необходимость теоретического осмысления психологии и феноменологии пиковых творческих состояний со­знания.Во-вторых, в настоящее время требуется определить условия про­дуктивности активного творчества

В-третьих, в психологии существует необходимость исследования такого состояния, которое, безусловно, являлось бы оптимальным при выполнении человеком различных видов деятельности.

Главной целью этой части книги является всестороннее исследова­ние ресурсного состояния сознания и его влияния на продуктивность деятельности. Работа опирается в том числе на эксперименты и на­блюдения.

Необходимо сказать о том, что до настоящего времени тема была мало изучена, несмотря на актуальность ее проблематики. Аналогич­ных исследований в России и в странах СНГ не проводилось, а потому феноменология ресурсного состояния сознания с психофизиологи­ческой и психической точки зрения теоретически не анализировалась, ее влияние на психологические, социально-психологические законо­мерности функционирования личности не рассматривалось.

Теоретическое значение выбора темы исследования заключается в том, что при изучении внутренних механизмов, содержания и фено­менологии ресурсного состояния сознания («потокового состояния сознания» — ПСС) выявляется его воздействие на психику, личность. Практическое же значение работы в том, что на основе ее результатов появляется возможность внедрения феномена ресурсных состояний сознания в каждодневную деятельность для повышения эффективно­сти ее результатов.

Наиболее яркий пример того, сколько радости, подъема чувств, глу­бокого удовлетворения приносит само совершение действий, а не их результат, являет собою игра. Существует, однако, и целый ряд разно­образных форм трудовой деятельности, которые ориентированы в первую очередь на процесс, а не на результат.

На возможность отделения мотива от цели и перемещения на саму деятельность указывал еще С. Л. Рубинштейн (1940). В работах, выпол­ненных в рамках его школы, разрабатывается теория «психического как процесса». Эта теория, с одной стороны, специально указывает на дифференциацию психики на процесс и его продукт; а с другой — исходит из отношенческого единства этих составляющих, изучая тем самым продукт только в соотношении с психическим процессом. «Пси­хическое существует прежде всего как процесс — живой, предельно пластичный и гибкий, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся [...] только в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с вне­шним миром» (Брушлинский, 1984)

«В ходе непрерывного и изменяющегося взаимодействия внешне­го и внутреннего возникают все новые, ранее не существовавшие про-дукты, средства, способы осуществления процесса и другие детерми­нанты, которые сразу же включаются в дальнейшее протекание про­цесса в качестве его новых внутренних условий» (Брушлинский, 1979). Эту непрерывную взаимосвязь процесса и продукта, когда продукт, предшествующий деятельности, выступает одновременно и как внут­реннее условие последующей, А. В. Брушлинский считает главной ха­рактеристикой психического как процесса и видит в ней основу дей­ствительного психического развития, то есть развитие характера и способностей человека.

Работы американского психолога М. Чиксентмихали исходят от той же научной парадигмы, так как они прямо нацелены на эксперимен­тальное изучение деятельности, где мотив в первую очередь ориенти­рован на процесс, а не на результат (Csikzentmihalyi, 1975, 1990). Про­дукт такой деятельности автор видит в развитии навыков и способно­стей человека, в росте и становлении его личности. Анализ его работ позволяет выявить главные свойства и механизмы деятельности, ори­ентированной на процесс.

Для уточнения психофизиологических механизмов, вызывающих ПСС, нами были проведены экспериментальные исследования, в ко­торых приняли участие 42 оператора в возрасте от 24 до 45 лет.

Внимание обследуемых не акцентировалось на целях эксперимента.

Исследования выполнялись в рамках оценки профессиональных качеств, что обеспечивало высокий уровень мотивации обследуемых.

В течение примерно одного часа они выполняли привычную для себя операторскую деятельность, моделирующую отдельные элемен­ты управления летательным аппаратом и представляющую собой ре­шение типовых модельных задач по сбору и обработке визуальной информации, которая требует реализации наглядно-образного и вер-бально-логического ее преобразования.

Результаты опроса обследуемых позволили выделить среди них груп­пу из 4 человек, у которых наиболее четко можно было выявить основ­ные элементы ПСС. Анализ результатов тестирования показал, что все обследуемые этой группы входили в число лиц, показавших значимо лучшие результаты, чем остальные. Уровень их профессиональной под­готовки позволял им довольно легко справляться с предлагаемыми тес­тами, однако непривычность условий проведения и соревновательность с другими обследуемыми требовала поддержания непрерывного вни­мания, высокого уровня концентрации и мобилизации.

Как показали результаты исследования физиологических парамет­ров, в процессе эксперимента у всех обследуемых происходили выра­женные изменения в деятельности ряда физиологических систем, что подтверждают многочисленные данные, имеющиеся в литературе по физиологии труда (Ж. Шеррер, 1973). Наблюдалось увеличение ЧСС,повышалось артериальное давление. Об увеличении потребления кис­лорода миокардом свидетельствует повышение индекса Робинсона в 2 — 2,8 раза. Значительное нервно-эмоциональное напряжение, сопро­вождающее процесс тестирования, приводило к снижению вариаци­онного размаха ритмокардиограмм до 0,1 с. Потребление кислорода увеличивалось в 2 — 3 раза. Кратно возрастала частота дыхания и ми­нутная вентиляция легких. О появлении признаков гипервентиляции свидетельствует дисбаланс между потреблением кислорода и выделе­нием углекислого газа, который составил в среднем по группе за вре­мя исследования 510 ±67 мл.

Особенность лиц, имевших признаки состояния «потока», заклю­чалась в значительно меньшей физиологической цене деятельности.

Но наиболее значимое отличие выражалось в значительно большем дефиците СО2 за время исследования, который существенно превы­шал средние значения по группе и составлял 1250 ±83 мл. Происходило и снижение напряжения СО2в крови, о чем свидетельствует значимое уменьшение PET CO2 (с 41 ±2 до 30±3 мм.рт.ст.).

Анализ результатов оценки параметров внешнего дыхания пока­зал, что причиной выраженной гипокапнии у обследуемых явилась относительно мало выраженная гипервентиляция во время выполне­ния операторской деятельности. Сравнение с другими обследуемыми не выявило значимых различий величины минутной вентиляции лег­ких. Более детальный анализ параметров внешнего дыхания показал наличие явных признаков повышения эффективности газообмена в легких. Увеличивалась альвеолярная вентиляция, снижалась вентиля­ция мертвого пространства, увеличивался коэффициент использова­ния кислорода.

Причина указанного парадокса прояснилась при изучении ритма и временных характеристик фаз дыхательного цикла. Оказалось, что характер дыхания у выделенной группы лиц имел признаки «связнос­ти», такой вывод можно сделать из значений вариативности дыхатель­ного ритма, которая была более чем в 2 раза ниже, и продолжительно­сти выдоха, которая была на 65 — 90% выше, при практически прежней частоте дыхания.

Интересные закономерности выявлены нами при анализе элект­рической активности головного мозга. После периода подавления аль­фа-ритма, появления признаков десинхронизации и высокочастотной активности, имевших место у всех обследуемых, у лиц в состоянии «потока» наблюдалось парадоксальное для ситуации активной опера­торской деятельности нарастание медленн°волновой активности.

Известно, что в состоянии расслабленного бодрствования у боль­шинства здоровых взрослых людей на ЭЭГ регистрируется регуляр­ный альфа-ритм максимальной амплитуды. Этот ритм может изредкапрерываться, очевидно, в связи с реакцией активации за счет внут­ренней психической активности обследуемого.

При занятии человека каким-либо видом деятельности, которая вызывает повышенное эмоциональное напряжение или требует вы­сокой степени внимания, на ЭЭГ возникает состояние, называемое десинхронизацией. Представления о связи «уплощения» ЭЭГ с повы­шением активации и нарастания амплитуды альфа-ритма со сниже­нием уровня функциональной активности достаточно хорошо согла­суются с данными исследований зависимости ЭЭГ от психических процессов. Показано, что при умственной нагрузке, визуальном сле­жении, обучении, то есть в ситуациях, требующих повышенной пси­хической активности, закономерно снижается амплитуда ЭЭГ и воз­растает ее частота (Becker-Carus Ch., 1971, Mori F., 1973).

Считается, что наличие медленноволновой активности в обычных условиях является показателем патологического режима работы моз­говых систем и даже при отдельных периодах высокоамплитудных разрядов дельта- и тета-волн отмечается снижение уровня внимания, бодрствования и точности слежения (Л. Р. Зенков, М. А. Ронкин, 1991). Вопреки представленным выше данным литературы в наших исследо­ваниях отмечалась выраженная медленноволновая активность при высоком качестве деятельности и меньшей ее физиологической цене, которая увеличивалась к 15 — 30 мин исследования параллельно с на­растанием дефицита СО2 и степени гипокапнии.

По своей энцефалографической картине деятельность в состоянии высокой концентрации и собранности на выполняемой задаче, то есть в «потоке», имеет весьма большое сходство с неглубокими медитатив­ными состояниями (HiraiTA., 1981, Murphy M., Donovan S., 1988).

В контексте данной проблемы следует отметить происходящее за­воевание западного рынка электронными приборами для биологичес­кой обратной связи и подпорогового программирования. Предысто­рия вопроса такова.

После цикла исследований медитации дзенских монахов было ус­тановлено, что в состоянии «дза-дзен» резко возрастает интенсивность альфа-ритма и происходит синхронизация частот биоритмов мозга обоих полушарий (обычно эти частоты несколько различаются).

Вскоре после этих исследований в русле идей биологической об­ратной связи были разработаны портативные приборы, осуществля­ющие стимуляцию мозга через электрические датчики, наушники и светодиоды.

Оказалось возможным навязывание мозгу человека ритмов, харак­терных для разных состояний сознания.

Например, низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета-ритмчастотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейропептидов, повышающих иммунитет. Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует воз­никновению состояния, характерного для глубокой медитации.

При низком тета-ритме частотой 4 Гц иногда возникает пережива­ние, получившее в литературе название «путешествие вне тела». При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудно со­хранять бодрствующее сознание. С помощью современных портатив­ных приборов легко вызывается состояние «сверхобучения» или «под-порогового программирования». Оказывается, в этом состоянии че­ловек чрезвычайно восприимчив к запоминанию новой информации.

На современном рынке имеются тысячи всевозможных разновид­ностей аудиокассет для подпорогового программирования (для изуче­ния языков, отучения от курения, снятия стресса, избавления от лиш­него веса, настройки на различные жизненные ситуации).

Таким образом, используя терминологию нейролингвистического программирования, можно сказать, что связное дыхание служит при этом для «якорения» ресурсного состояния сознания, состояния «по­тока», а часто, судя по многочисленным наблюдениям на тренингах по интенсивным интегративным психотехнологиям, базовым триггером этих состояний.

Более того, существует реальная возможность создавать физиоло­гические и нейропсихологические предпосылки для вызывания ресур­сных, творческих состояний личности — процессы осознанного связ­ного дыхания.

Кроме того, детальная физиологическая проработка указанной кон­цепции на более представительном статистическом материале может потребовать коренного пересмотра фундаментальных положений пси­хофизиологии труда, в частности, нормирования нагрузки, ибо серь­езная и ответственная работа в состоянии «потока» может приносить большее наслаждение, чем любая самая «крутая» форма досуга, и на­полнять человеческую жизнь большим смыслом. Самое важное — по­мочь личности реализоваться, самоактуализироваться при помощи самого простого и доступного для человека — связного дыхания (Коз­лов, 2002).

Несмотря на то, что при описании опыта «потока» одни акцентиру­ют его аффективное измерение (чувство глубокого удовлетворения), другие — мотивационное (насколько сильно желание его продолжать), третьи — когнитивное (степень и легкость концентрации), можно выделить ряд характерных свойств и признаков этого состояния, ко­торые проявляют высшую степень его интеграции.1. Растворение сознания в деятельности («слияние процессов дей­ствия и осознания»). В этом состоянии человек настолько вовлекает­ся, погружается в то, что он делает, что у него исчезает осознание себя как чего-то отделенного от совершаемых им действий.

Вспомним К Маркса: сознание не параллельно реальному миру, оно является частью его. Возникает феномен ясновидения — «гиб­ридного, полисемантического мышления». В этом «потоке созна­ния и деятельности» нет нужды в рефлексии (осознавании своих результатов) — результат каждого действия мгновенно интерпре­тируется, причем часто на психомоторном уровне («живое созер­цание»), а уже потом — на психосемантическом (интеллектуаль­ном и духовном).

Тело соединяет «Я» и внешний мир — оно становится местом вза­имопроникновения пространств, энергий, вещей, «движений души». Известно, что сознание «человека целостного» отражает мир через живое тело и «живые движения». По А. Ф. Лосеву, тело является «жи­вым ликом души», а «судьба души есть судьба тела». Для расширения сферы сознания не существует орудия более совершенного, чем че­ловеческое тело.

Физическая «телесность, восчувствованная изнутри», становится инструментом взаимодействия человека с миром вещей, природы, миром людей. Одновременно это и инструмент его «Я», который со­вершенствуется душой и духом души Шелдон (американский ученый, заложивший основы теории «психологии телесности») рассматривал тело человека как слово, произнесенное душой. В семантическом мире личности возникает подлинная полифония моторных и умственных процессов, контрапункт понятий, образов, мироощущений, диалоги­ческое сознание как механизм онтологического отношения человека к самому себе и к миру. Всякая мысль и всякое чувство вовлекаются в ситуацию решаемой задачи, воспринимаются как позиция личности в контексте этой ситуации.

2. Полная управляемость ситуации (на основе единства души, ин­теллекта и деятельности). «Движения оказываются умными не пото­му, что ими руководит внешний и высший по отношению к ним ин­теллект, а сами по себе». Координация движений, как отмечает В. П. Зинченко, осуществляется не извне, а средствами самого действия. Данное состояние переживается личностью как «владение ситуаци­ей», как возможность всецело управлять своими действиями, «раство­риться» в них, одухотворить их душой. О таких действиях Пушкин писал. «Душой исполненный полет». Заметим, что в подобных ситуа­циях «Я» является наблюдающим началом, глубинная «самость» чело­века — наблюдаемым.Таким образом, в «живых» движениях человека интегрированы две ипостаси — мир, который находится в человеке (психосеманти­ческий предметный мир), и мир, в котором находится и действует человек (предметная физическая среда). Деятель, творящий свое дей­ствие, выходит из объективного пространства среды в свой предмет­ный мир личности. Предметный мир — это, по существу, духовное ядро многообразной культуры личности, ценности и идеалы, опре­деляющие бытие человека и его деятельность по решению тех или иных проблем и задач.

Важно иметь в виду, что творческое решение имеет конструктив­но-порождающий характер. Оно вырабатывается на основе логико-семантической реконструкции мира, а не в результате механического перебора (выбора) средств решения. Последнее характерно для слож­ных технических систем, например «искусственного интеллекта, при­нимающего решение».

В деятельностной онтологии нивелируется граница между объек­том и субъектом, между тем, что есть, и тем, что есть для субъекта. Отыскание единства человека и окружающей среды являлось целью еще у древнеиндийских философов, последователей Веданты. Этимо­логия слова «Вселенная» подчеркивает исконную и имманентную все-ленность человека в окружающий мир. Выдвинутый нами ранее прин­цип единства личности и предметного мира отражает не столько отно­шения между вещами, сколько отношения между отношениями (ду­шой и духом, добром и злом и т. п.). Вполне понятно, что не может быть Духа Творящего без Духа Воспринимающего (они могут воплощаться в одном человеке). Бытие в мире — это совместное бытие разных лю­дей. Это совмещенность «Я» и «Я-друтой». Это соборность и со-оду-хотворенность многих людей.

Человек, как известно, многовыборное существо. Система его лич-ностно-смысловых установок образует «внутреннее зрение», позво­ляющее рассматривать, как выглядит движение изнутри (Н. А. Берн-штейн). С нашей точки зрения, воспринимать объект — значит ви­деть, что с ним или по отношению к нему можно сделать.

Правомерно утверждать, что человек познает объект в той мере, в какой он его преобразует в соответствии со своими намерениями и замыслами. Но верно также и то, что субъект способен преобразо­вывать объект в той мере, в какой он его отображает, понимает и интерпретирует. Понять нечто означает построить модель этого не­что для себя, придать смысл вещам и событиям. Истину, как извест­но, невозможно познать, в ней надо быть (С. Кьеркегор). Постиже­ние истины представляет собой, по сути, процесс интеграции всех предметных значений, смыслов, позиций и диспозиций мыслящего и действующего человека.В творческом состоянии сознание и мышление полностью вовле­чены в организацию деятельности. Решаемая задача реорганизует воспринимаемый ими мир в терминах действий и свои действия в терминах и смыслах решаемой задачи Вполне понятно, что больше видит тот, кто меняет свою позицию, способы «внутреннего зрения» Сам предмет мысли и объект познания как бы «поворачивается» к субъекту своей новой стороной Тем самым расширяется «мир по­зиций и точек зрения» мыслящего и действующего человека Он на­чинает видеть мир более полно и находит для себя больше вариантов самореализации посредством своих двигательных действий и дея­тельности в целом.

3. Трансценденция Эго («чувство себя» теряется, как правило, на высшей точке управления ситуацией). Отсутствие «Я» в сознании не означает, однако, что человек потерял контроль над своей психикой или над своим телом. Его действия становятся средством выражения и реализации своего «Я» как системы отношений к действительности Человек как бы расширяет свои границы, растворяется в природе или в других людях, становится частью действующей системы, большей, чем его индивидуальное «Я», происходит интеграция всех языков со­знания и чувственного отражения в единую когнитивно-ментальную структуру сознания человека.

Образно говоря, возникает «мыслительная ткань из смешанной пряжи» — синтетические способы познания и интерпретации мира, при которых задействованы всевозможные виды чувственно-логичес­кого опыта, где этос (чувство) и логос (ум) совпадают в едином твор­ческом акте.

Здесь человек действует как субъект своих сущностных сил, — и значит осваиваемая и порождаемая им предметная среда предстает как адекватное, истинное отражение этих сил, самого человека, его меры

Здесь человек существует в предметной среде как Демиург, созда­тель, который и творит ее, и отображает себя в ней.

Сущностно человек полностью проявляет себя, «забывая себя», разотождествляясь со своими материальными, социальными и духов­ными измерениями. Художники, скульпторы, поэты, композиторы нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не замечая вокруг себя, но, завершив произведение, могут тотчас потерять вся­кий интерес к нему. Процесс созидания настолько привлекает и по­глощает их, что ради него самого они готовы жертвовать многим' не спать, голодать, не иметь гарантии ни обязательного признания свое­го продукта, ни материальной компенсации.

Страницы истории искусства изобилуют примерами поистине трагической судьбы его действующих лиц. То же самое можно ска-зать о труде ученых, архитекторов, режиссеров, руководителей про­изводства и представителей других профессий, неустанно бьющих­ся над решением поставленных задач; об актерах, о спортсменах и танцорах, которые действуют прежде всего ради самого процесса и глубоко переживают его. Творчество и само ресурсное состояние в некотором смысле мы можем рассматривать как «заклание Эго», когда сознание ради проявления самого важного своего демиургова каче­ства разотождествляется даже с физическими, телесными потребно­стями «Я».

Одновременно мы должны хорошо представлять, что ресурсное состояние вызывает переживание реализации предначертания, глу­бинной правильности того, что происходит, что именно так и именно таким образом возможна жизнь.

Именно «забывание себя» приводит к экзистенциальному чувству со-бытия в реальности, проникновения в ее сущность, приобретения глубинного смысла существования в бытии.

Мы можем с уверенностью утверждать, что творчество реализует­ся «за пределами добра и зла», за пределами Эго, пола, этнической при­надлежности, статусов.

Именно эта запредельность ресурсного состояния позволяет «про­исходить» творчеству.

4. Одухотворенность. Это качество ресурсного состояния имеет два базовых аспекта.

С одной стороны, происходит атропоморфизация, одухотворение, анимация всех объектов, с которыми сознание контактирует. Оно наделяет животных и растения, неодушевленные предметы и отвле­ченные (высокоабстрактные) понятия человеческими свойствами: сознанием, мыслями, чувствами, волей.

Странным образом любой водитель наделяет живыми личностны­ми качествами свою машину, скрипач персонифицирует свою скрип­ку, программист — компьютер. Сознание в ресурсном состоянии спо­собно перевоплотиться в неодушевленный предмет, видеть его как бы «изнутри», вступать в «диалог с вещами», истолковывать их поведе­ние с точки зрения человеческих мотивов.

В высших проявлениях одухотворенность мира мы можем обна­ружить в религиозных, философских, мистических персонификаци­ях — живой космос, пантеизм, абсолютная идея, Бог, Высший Разум, Мировая Воля.

С другой стороны, ресурсное состояние жестко ассоциировано переживанием функции трансцендентного субъекта, которому исти­на дана «как на ладони» и мир открыт и сущностно понятен. Но при этом не по твоей воле, а по «Его». Если творчество происходит, то оно «боговдохновенно», ты, твое сознание, твое Эго просто являются ин­струментом проявления и раскрытия истины жизни.

Я предельно хорошо понимаю, что термины, которые здесь упот­ребляю, весьма ненаучны. Но нужно понимать, что само творчество часто проживается как мистическое состояние, которое ты «заслужил», «достиг», которое с тобой «случилось».

Творчество трансцендентно в обоих аспектах.

В конце 1990-х годов мы очень много писали об «изначальном со­стоянии сознании», при котором личность теряет свою субъектность и «растворяется в одухотворенном космосе» (Козлов, 1995—1999). Ре­сурсное состояние сознания, насколько мы понимаем, имеет мно­гие качественные характеристики этой «изначальности».

5. Трансцендентные переживания (чувство гармонии с окружа­ющей средой, «открытость» человека внешнему миру, забывание своих «земных» проблем). В результате трансцендирования (выхода за пределы своего «Я») происходят существенные изменения в цен­ностно-смысловой сфере личности, начинают действовать механиз­мы индивидуального свободного сознания. Трансцендентность про­живания творчества обеспечивается именно разотождествлением со структурами Эго, что, в свою очередь, приводит к самой возможнос­ти творчества и — в итоге — к продукту состояния — обогащению самой личности.

Ресурсное состояние сознания всегда связано с дистанцированно-стью от других людей, погружением в собственное интеллектуальное переживание, активацией сознания как безгранично индивидуально­го пространства. Уединение становится сродни самотворчеству, выс­тупает как необходимое условие для «труда сознания».

В этом аспекте мы можем вспомнить мысль А. Маслоу о творческом аспекте состояния одиночества и о том, что одиночество является од­ним из отличительных признаков самоактуализирующееся личности. Человек в таком состоянии представляет собой своеобразный теле­сно-духовный континуум. Он осмысливает себя метафизически.

6. Метафоризация сознания человека. Высказывания респонден­тов свидетельствуют о «лингвистических нонсенсах», «смысловых оппозициях», «парадоксах мышления и восприятия мира». Реальность в ресурсном состоянии сознания приобретает признаки амбивалент­ной целостности.

Мышление становится сходным с поэтическим, которое выражает и формирует новые смысловые образы.

В ходе эволюционного развития человека как рода — мышление, как известно, предшествовало языку: язык (как средство формирова-ния мысли) и речь (как способ формулирования и выражения мысли) возникают позже. Языковой мир стал оказывать определенное влия­ние на бытие и вызывать воздействие реальности на мышление. Язык и речь как изначальные средства общения людей путем обмена мыс­лями имели двойную функцию: идеальную (сказать что-то) и реаль­ную (сказать как-то). Здесь мы обсуждаем вопрос не о том, как устро­ен язык, а скорее о том, как устроен предметный мир человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.