Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 3 страница



В настоящее время большинство людей совершенно не знакомы с грибами. Грибы совсем не соответствуют обычному представлению о растениях. Они размножаются не семенами, им не надо света для рос­та, у них нет листьев. Иногда они вдруг появляются в полный рост пос­ле теплого летнего дождя на каком-нибудь неожиданном месте или образуют известные ведьмины крути, когда на земле кругом растут сотни грибов.

На газоне их не видно, и при попытке истребить грибы успеха не будет, они всегда возвращаются. Большинство знает об этих растени­ях не больше того, что лисички, шампиньоны и боровики очень вкус­ные, а бледные поганки смертельно ядовиты. Поэтому многие люди не решаются сами собирать и готовить грибы, они опасаются спутать опасные ядовитые грибы со съедобными.

На самом деле их опасения не напрасны. К психоактивным грибам мы можем отнести две основные группы:1. Грибы, содержащие псилоцибин и псилоцин. Основное биоло­гически активное вещество — псилоцибин и псилоцин, очень часто еще химически подобные вещества Baecystin и Norbaeocystin, все вместе — соединениятриптамина (также, как буффотенин и серотонин). Как все дериваты триптамина, пси­лоцибин и псилоцин схожи с ЛСД. Все они относятся к соедине­ниям индола.

Виды, содержащие псилоцибин и псилоцин, можно спутать преж­де всего с видами родового названия Inocybe (рваные грибы, во­локнистые головы), Conocybe (бархатный чепчик), Месепа (хем-линги) и Bolbitus (навозные грибы). Psilocybe coprophiha схожа с Inocybe lacera и Inocybe geophylla. Однако оба вида встречаются в лесу, в то время как Psilocybe coprophilia растет на навозе (coprophdia — 'любящий дерьмо'). Inocybe geophilia фиолетового оттенка и дает коричневый отпечаток спор. У Inocybe lacera белый спороносный слой, и этот вид дает серо-коричневый отпечаток спор. Оба вида Inocybe содержат пилокар­пин — сильный яд, который действует подобно мускарину.

2. Группа Amanita (в просторечии — мухоморы). Грибы, которые содержат иботеновую кислоту, мускимол, мусказон и гиоскиа-мин. К сожалению, в этой группе грибов встречается опасное биологически активное вещество мускарин (один из мощных биологических ядов).

Европейцы узнали о применении псилоцибина в XVI веке н.э. Вскоре после проникновения в Мексику испанских завоевателей, когда появились сообщения о том, что индейцы используют этот гриб для религиозных обрядов, в том числе для того, чтобы вызывать ви­дения, позволяющие, по их мнению, предсказывать будущее (Столя­ров Г.В., 1964).

Под влиянием католической церкви употребление гриба было зап­рещено, это считалось дьявольским наваждением. Но на самом деле культ гриба не исчез, а стал тайным и пропал из поля зрения офици­альной науки. И только в начале 50-х годов XX века американские пу­тешественники супруги Вэссоны обнаружили, приняв участие в ри­туале, что индейцы продолжают употребление «священного гриба».

Кактус пейотль не менее популярен. По сегодняшний день в Аме­рике сохранился культ этого кактуса и существует церковь Пейотля, где официально разрешено применение психоделиков. Известно, что первое описание употребления пейотля было сделано францискан­ским монахом Бернардино де Сахагун. В его «Общей истории Новой Испании» (1546) написано, что пейотль «вызывает у тех, которые едят или пьют его, ужасные или смешные видения». Состояние продолжа-ется два или три дня, а потом проходит. Пейотль считался также сред­ством, предохраняющим от опасности, придающим храбрость, устра­няющим голод и жажду. Католическая церковь официально запрети­ла употребление пейотля, действие которого объясняли вмешатель­ством дьявола. Однако запрещение не дало желаемого результата, и пейотль до настоящего времени употребляется североамерикански­ми индейцами и перуанцами, среди которых и сейчас распространено убеждение в том, что это растение излечивает от многих болезней, очищает тело и душу, обеспечивает долголетие, приносит удачу, а пей­отль, зашитый в пояс, обращает в бегство медведя и делает ручным оленя (Столяров, 1964).

В народной медицине Востока и Северной Африки, а также при совершении религиозных ритуалов издревле применялись препара­ты конопли — гашиш, грапха (инд.), киф (североафр.). Препараты из конопли включены в древнейшую в мире китайскую фармакологию. В индийской «Ригведе» прославлен Сома-Раса — божественный напи­ток вечного наслаждения. Питье сомы, в отличие от суры (хмельного напитка), вызывало экстатическое состояние. Сому жертвовали бо­гам, особенно Индре, полагая, что она дает бессмертие и силу для под­вигов. Ритуализировано было не только жертвоприношение сомы, но и даже приготовление этого напитка. Поклонение Соме (одноименно­му божеству в «Ригведах») имеет более древние корни в древнеиран-ской традиции.

Существует много предположений о растении, из которого мог быть приготовлен напиток сома — кузмичева трава, конопля, гриб мухо­мор, ревень, эфедра и др. В последнее время специалисты склонны ут­верждать, что он изготовлялся из красного мухомора. Именно этот гриб предпочитали шаманы северных народов и Сибири, хотя на этих тер­риториях растет совершенно безвредный и оказывающий более мощ­ное психоделическое действие гриб псилоцибе полуланцетовидный [ 10].

В течение многих столетий у жителей Перу и Гаити был в употреб­лении порошок «кохоба», приготовленный из семян дерева Piptadenia peredrina (содержит буфотенин и диметилтриптамин). Порошок они втягивали в нос. Еще в доколумбийский период он употреблялся для колдовства и религиозных церемоний. Он вызывал состояние внеш­ней обездвиженное™ и яркие видения — богов, демонов, отсутству­ющих людей и др.

Из психоделических средств, полученных из растений, нужно упо­мянуть гармин и гармалин, содержащиеся в степном азиатском расте­нии Peganiura harmala и южноамериканском ползучем растении Binisteria caara, йохимбин, близкий по строению к резерпину. Актив­ный принцип, свойственный большинству этих растений, в грибах Amanita muskaria, употребляющихся некоторыми народами Севера дляполучения рауша, неизвестен. С другой стороны, можно предположить, что они содержат какие-то достаточно сильные психомиметики.

Что касается современных гиперстимулирующих веществ естествен­ного и искусственного происхождения, то даже их точное перечисле­ние заняло бы внушительную часть этой книги. По этой причине мы ограничимся только ссылками на классы этих веществ. Наиболее час­то употребляют препараты конопли. К ним относятся высушенная или не высушенная зеленая травянистая часть конопли, которую также называют «марихуана». Это похожие на табак, обычно светлые зеле­новато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Плот­но спрессованая в комочки травянистая часть конопли называется «анаша» или «план». Также используется прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измельченных верхушек конопли («анаша», «гашиш», «план» или «хэш») — темно-коричневая плотная субстанция, по конси­стенции напоминающая пластилин (но менее пластичная), на бумаге оставляет жирные пятна. Действующим (активным) веществом коноп­ли является алкалоид тетрагидроканнабиол. Опиатные наркотики (кус­тарного изготовления и синтетические) занимают второе после произ­водных конопли место по распространенности в нашем регионе. Мо­гут встречаться в виде «маковой соломки» (мелко размолотые — иногда до состояния пыли) коричневато-желтые сухие части растений: листь­ев, стеблей и коробочек), «ханки» (застывший темно-коричневый сок маковых коробочек, сформированный в лепешки величиной 1 — 1,5 см), «марли» (пропитанная опием-сырцом хлопчатобумажная ткань), а также «героина» и «метадона». Все они содержат алкалоиды опиатного ряда — морфин, кодеин и др.

Современные снотворно-седативные средства при высокой дози­ровке или большой сензитивности к этим препаратам со стороны кли­ента также могут выступать в качестве индукторов ИСС. К ним мы можем отнести производные барбитуровой кислоты (барбитураты) типа барбамила, фенобарбитала, а также феназепам, радедорм, рела-ниум, элениум.

К современным индукторам ИСС относятся также психостимуля­торы — довольно разнородная группа веществ, имеющая один объеди­нительный признак: в результате их употребления ускоряется темп мышления. Часть препаратов этой группы имеет также способность искажать восприятие окружающего, поэтому граничит с психоделика­ми. Существуют психостимуляторы растительного происхождения (кока, эфедра, кола). Среди психостимуляторов искусственного проис­хождения наиболее известны эфедрин, псевдоэфедрин и эфедрон — производные эфедрина, амфетамин, «Экстази», «ХТС» — группа про­изводных амфетамина (метилен-диокси-метамфетамин МДМ А, меток-си-метилен-диокси-метамфетамин ММДА), кокаин.

В группу галлюциногенов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них — натурального происхождения. О грибах рода Psilotsibum мы уже рассказывали выше. На данный мо­мент это, вероятно, один из наиболее распространенных галлюцино­генных препаратов в России и ближнем зарубежье (особенно в Бело­руссии). Они доступны только в конце лета. Выглядят как маленькие коричневые поганки на тонкой ножке, шляпка имеет фиолетовый от­тенок. ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) — самый мощный, «эталонный» психоделик. ЛСД встречается в виде прозрачного раство­ра, порошка и разноцветных марок, напоминающих почтовые (их ос­нова пропитана раствором наркотика). РСР или фенциклидин также может вызвать мощные ИСС.

К большому сожалению, мы не можем обойти вниманием ЛНДВ — летучие наркотически действующие вещества — бензин, ацетон и клей «Момент», интоксикация которыми тоже ведет к ИСС, но, правда, с самым печальным исходом для здоровья и психики людей, их употреб­ляющих.

Мы не будем подробно останавливаться на таком известном гипер-стимуляционном методе изменения сознания, как интоксикация ал­коголем. Многие из наших читателей достаточно хорошо представ­ляют феноменологию и механизмы воздействия этого вещества. Хо­чется напомнить, что даже одноразовое употребление высокой дозы алкоголя приводит к гибели 20000 нейронов головного мозга.

В наше время многообразие гиперстимуляционных приемов изме­нения сознания значительно расширилось. Как мы уже указывали выше, клинические методы включают применение чистых растительных алка­лоидов с психоделическим воздействием или синтетических психодели­ческих веществ. Существуют также мощные формы эмпирической пси­хотерапии, такие, как гипноз, первичная терапия, высвобождение, хо-лотропное дыхание, Свободное Дыхание, ребефинг, психотехнология ДМД (авторская психотехнология профессора В.В. Козлова «Дыхание-Музыка-Движение»). Существует множество специальных электронных приборов, использующих принцип «управления» мозговыми волнами при помощи различных акустических и оптических стимулов.

Гипостимуляционные методы

К гипостимуляционным методам мы можем отнести огромное поле психотехник, в которых ИСС разной глубины вызывается или моно­тонней, или частичной сенсорной депривацией.

С психологической точки зрения, погружение в ИСС при помощи гипостимуляционных методов представляет собой процесс отключе­ния сенсорных систем и внутренней речи, являющихся источниками «шума» относительно объекта фокусировки сознания.Объектами сосредоточения могут быть как внутренние, так и вне­шние. В качестве внутреннего объекта может выступать какая-либо мышца или группа мышц, которые мы хотим расслабить, или образ (при направленных визуализациях), символ (медитация на чакры), знак (размышление над коаном). При сосредоточении на телесном ощущении должны быть отключены зрение, слух, тактильные, обоня­тельные и вкусовые рецепторы, а все внимание сконцентрировано на кинестетической системе. В остальных случаях сознание должно быть отключено и от кинестетической системы, но сконцентрировано на объекте сосредоточения медитации. Внутренняя речь должна быть остановлена в обоих случаях.

В качестве внешних объектов могут выступать как природные (луна, дерево, цветок, поток воды и др.), так и различные искусственные объекты (янтры, мандалы, изображения богов и др.).

Монотонное пение (мантр, молитв, произнесение различных дру­гих звукоформ, не имеющих смысловой нагрузки), ритмичные танцы (имеющие характер ритуальных двигательных паттернов) являются наиболее древними способами изменения сознания.

Они могут также включать длительную изоляцию от общества, сен­сорную изоляцию, пост, лишение сна. Эти приемы изменения созна­ния сыграли важную роль в обрядовой и духовной истории челове­чества.

Индукция ИСС при помощи гипостимуляционных методов была неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов перехода и других цере­моний архаических культур. Они представляли собой и ключевой эле­мент древних мистерий смерти и возрождения, которые проводились в разных концах света и особенно процветали в Средиземноморье.

Столь же важную роль гипостимуляционные методы сыграли в мистических ветвях великих мировых религий. Эти эзотерические традиции разработали специфические методы индуцирования ИСС при помощи монотонии и сенсорной депривации. Сюда относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, мо­нотонное многоголосое пение, кружение дервишей, христианский исихазм или «Иисусова молитва», и многие другие методы.

Самым популярным из лабораторных методов вызывания ИСС ста­ла сенсорная изоляция — прием, основанный на лишении человека в той или иной степени сенсорных стимулов. Другим известным мето­дом является биологическая обратная связь, позволяющая использо­вать информацию об изменениях электрических мозговых волн в ка­честве сигнала, направляющего к особым состояниям сознания.

Более интеллектуализированным гипостимуляционным способом вхождения в ИСС является медитация. Можно добавить, что молит­вы, которые во многих современных религиях занимают центральное место в ритуальном пространстве, являются особой формой медита­ций. Молитвы составляли неизменную принадлежность всякого ре­лигиозного культа и играли весьма важную роль при всех выдающих­ся событиях частной и общественной жизни у древних индусов, гре­ков и римлян. Медитация в восьмеричном пути йоги — это совокуп­ность трех последних ступеней: дхараны, дхьяны, самадхи — в расши­ренном понимании, и предпоследняя ступень, дхьяна — в узком смыс­ле. Предыдущие три ступени: асана, пранаяма, пратьяхара — счита­ются подготовительными и рассматриваются как вход в медитацию.

Медитация как гипостимуляционная практика — это слитный про­цесс применения техник, изучаемых на всех ступенях пути, включаю­щий вход в медитативное созерцательное состояние и собственно ме­дитацию — длительное поддержание концентрированного внимания на объекте медитации внешнего или внутреннего содержания.

Иногда медитация представляет собой синтез монотонии и депри-вации (например, коленопреклонная молитва в исихазме или мулатан-тра в правой тантре).

Следующим способом вхождения в ИСС, который был известен с очень давних времен, является голодание, или депривация пищи. Как известно, почти все основатели мировых религий прошли этот путь аскезы. Иисус Христос постился почти 40 дней, почти столько же про­должался пост Будды Шакьямуни. Святость многих пророков и чудот­ворцев испытывалась постом или в пустыне, или в горах, или в лесах. Американские индейцы совершали в таком состоянии визионерские поиски.

Среди искусственных гипостимуляционных методов очень извес­тен гипноз, временное измененное состояние сознания, характери­зующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержа­нии внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. Гипноз вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон, но индуктором ИСС при гипнозе всегда является монотонная стимуляция (голос, звук метронома, блеск молоточка и др.).

Важно подчеркнуть, что эпизоды измененных состояний сознания различной глубины и продолжительности могут возникать и спонтан­но, когда индукторами выступают средовые факторы, естественная гипо- и гиперстимуляция. Они могут появляться и против воли самого человека. Мистические и духовные состояния, которые переживают­ся при этом людьми, часто слабо встраиваются в контекст профани-ческого мышления и миропонимания. В таких ситуациях мы рассмат­риваем функцию психолога как духовного наставника и профессио­нального гида, который может эффективно интегрировать подобный опыт в обыденную жизнь и модель мира клиента.На наш взгляд, каждый человек, достигший зрелости, имеет опре­деленный опыт переживания измененных состояний сознания. В жиз­ни возникают обстоятельства, когда ИСС возникают спонтанно: уг­роза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные пере­живания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и т. д. Жизнь иног­да заставляет наше сознание функционировать в необычных режи­мах. Мы думаем, что она делает это вполне обоснованно и в этом есть глубокий смысл.

Наиболее физиологичным, с современной точки зрения, а самое глав­ное — целенаправленным и осознанным способом достижения изме­ненных состояний сознания является дыхание (11, 20, 36, 38, 56, 93).

Теснейшая связь между дыханием и психикой известна с древ­нейших времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. Она заложена в общей семантике слов дыхание и дух (душа). Эти два понятия имеют общие корни не только в русском языке. В иудаизме еврейское слово руах имеет несколько значений — 'дыхание', 'дух', 'ветер'. Аналогично в «Риг-ведах» и «Авесте» слово ваю (древнеиранское вайю) тоже имеет несколь­ко значений: 'прана', 'ветер', 'воздух'. В ведийской и индуист­ской мифологии, что особенно характерно, подчеркивается связь ваю с сомой. В европейских языках наблюдается та же тенденция. На ла­тыни respirare — 'дышать', spiritus — 'дух', anima — 'дыхание', 'душа'. На греческом языке рпеита — 'дуновение', 'дыхание', позднее — 'дух', psyche — 'душа', 'дыхание', на французском esprit — 'дыхание', 'ум', 'сознание'. Этот список можно продолжать еще очень долго, так как тесную связь между сознанием и дыханием мы можем обнару­жить во многих древних текстах, а также в мировой этнографичес­кой литературе.

С древних времен существовало глубокое осознание связи меж­ду состояниями психики и дыханием, что отразилось в языке, пого­ворках, мифологии, а также происходило проникновенное исполь­зование этой связи в практике самопознания, духовного просвет­ления.

На протяжении тысячелетий йоги использовали пранаяму. Специ­альные методы, основанные на ускорении, замедлении, остановке ды­хания, применялись в шаманизме, кундалини — в сиддха-йоге, дзен-буддизме, ваджраяне, дзогчене, даосизме, суфизме, школах хинаяны и махаяны и во многих других духовных практиках (19, 39, 56).

Мы не будем сейчас специально останавливаться на связном осоз­нанном дыхании как способе вхождения в расширенные состояния сознания, так как эта техника будет подробно освещаться в других гла­вах этой книги.

ОСОБЕННОСТИ ВХОЖДЕНИЯ В ИСС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА

Заканчивая описание пространства измененных состояний созна­ния, хочется отметить тот факт, что каждый способ вхождения в ИСС имеет свой паттерн, свой рисунок в координатной сетке «Глубина — Время». Рассмотрим только несколько способов: применение психо­деликов, дыхание, медитация.

Рис. 3 Характеристика кривой вхождения в ИСС и выхода при применении психоделиков

Мы можем выделить следующие характеристики кривой ПдСС:

• быстрое и неотвратимое вхождение в глубину измененности сознания за малый промежуток времени (от нескольких секунд до нескольких десятков минут в зависимости от дозы и способа введения вещества);

• необходимость достаточно длительного промежутка времени для выхода и полного физического и психического восстановления (от нескольких часов до нескольких суток).

Когда писали этог раздел, то очень слабо представляли практичес­кое использование психоделиков. Основным материалом анализа были книги Ст. Грофа. В начале 1990-х годов использование психоделиков в психотерапии для нас больше было фактом историческим и научно-теоретическим. Настолько реальным, как деятельностный подход Ру­бинштейна или проблема когито Декарта. Собственно, употребление психоделиков было для нас проблемой чисто теоретической, не здесь и сейчас, а где-то, когда-то в другой реальности.

С тех пор прошло всего 15 лет. Употребление психоделиков стало реальностью для многих людей на территории бывшего СССР. Несмот­ря на запреты, введенные государством, и уголовную ответственностьза хранение и распространение, употребление их стало модным, осо­бенно в молодежной среде. На мой взгляд, существует несколько до­водов против психоделиков:

1. Употребление психоделиков может вызвать значимый психоло­гический или психодуховный кризис с полной дезинтеграцией личности, когда она не готова к опыту высокой интенсивности трансперсонального характера.

2. Необходимы табу на использование психоделиков в групповой форме, так как это способствует взаимной индукции психичес­ких состояний, а также индукции наиболее мощных эмоциональ­ных состояний одним из участников на других, что является не­гигиеничным в психологическом отношении. Участникам тре­нингов личностного роста давно пора привыкнуть к идее, что нужно иметь не только зубную щетку индивидуального пользо­вания, но и трепетно относиться к своему личностному про­странству.

3. Нужны абсолютные запреты на использование психоделической терапии в пределах нижней возрастной границы. Психоделики являются методом прорыва зрелой и взрослой личности за пре­делы своего Эго в поисках ответов на вечные вопросы челове­ческого существования. Именно надежная укорененность Эго в социуме, в человеческих взаимоотношениях, материальных и духовных ценностях является гарантом интеграции транспер­сонального опыта в канву обыденной жизни. Когда Эго незре­лое, этой гарантии нет.

4. Для проведения психоделических сессий всегда нужен надеж­ный гид — проводник в трансперсональные области психичес­кого. Он должен не только обладать знаниями о картографии человеческого бессознательного, но и иметь хороший опыт пу­тешествий по территории психической реальности. Кроме того, в нем должна быть хорошо развита чувствительность по отно­шению к тому, что происходит с клиентом психоделической те­рапии. Более того, он должен в совершенстве владеть навыками экстремальной и адекватной помощи ему. Такие гиды встреча­ются чрезвычайно редко.

Я считаю, что психоделическое состояние может быть достигнуто более естественными путями, чем применение психоделиков. Но и при этом должны соблюдаться все те условия, которые я перечислил выше.

Вы можете соглашаться с ними или не соглашаться, но опыт под­сказывает, что надежность, эффективность и психогигиеничность предельного изменения сознания обусловлены именно этими четырь­мя основными предпосылками.

Рис 4 Характеристика кривой вхождения в ИСС и выхода с помощью дыхания

Отметим следующие особенности:

• плавность входа в ИСС и выхода из него;

• возможность выхода из ИСС в любой момент при волевом уси­лии.

+1

Рис 5 Характеристика кривой вхождения в ИСС и выхода при использовании медитации

По нашему мнению, с помощью медитаций трудно достичь глубо­ких уровней измененное™ сознания, хотя возможность флуктуации кривой в пространстве ИСС от + 1 до — 1 реальна.

Мы предполагаем, что флуктуация зависит от нескольких пере­менных:

• тренированности, уровня организованности внимания-осозна­ния. Мы думаем, что клиенты, прошедшие многомесячный курс по випассане или «Тренинг осознания», могут намеренно и дос­таточно плавно продвигаться в пространстве измененных состо­яний сознания независимо от способа вхождения, то есть спон­танные, неуправляемые, неосознанные, аффективные проявле­ния будут сведены к минимуму,«освоенности «территорий ИСС» Знание возможных пережи­ваний, ощущений, состояний в разных глубинах ИСС позволя­ет сохранить «беспристрастность» внимания-осознания; физического, психического состояния и личностных особенно­стей клиента;

уровня психологической готовности и сформированности ус­тановок к изменению сознания;

степени психологической открытости, доверия пространствам ИСС и способности к релаксации;

социокультурных установок, ценностей и табу по отношению к измененным состояниям сознания;

распространенности психотехник, методов и способов измене­ния состояния сознания в социальной среде

ТЕЗИСЫ ИНТЕГРАТИВНОИ ПСИХОЛОГИИ

В последнее время происходит кристаллизация двух наиболее важ­ных потоков в психологии — методологии и понимания предмета са­мой психологии.

Что касается методологии, то на этом мы уже неоднократно оста­навливались в своих публикациях об интегративнои методологии и даже интегративнои психологии как «надпсихологии», способной со­единить все уровни и аспекты функционирования психического

На мой взгляд, в предметном отношении после слов «бессознатель­ное», «поведение», «мышление», «гештальт», «деятельность» и многих других понятий и психологических категорий происходит кристалли­зация изначального понимания предмета — «психе» как «души-разу­ма» или, если употребить более точное и современное понятие, — со­знания.

Общеизвестны основания, по которым построена современная на­учная психология: они совпадают со всеми принципами естественных наук, изложенными еще Рене Декартом в «Метафизических размыш­лениях». Отсюда выводятся и определения психики и психологии.

В учебниках и словарях психология определяется как наука, изуча­ющая процессы активного отражения человеком объективной реаль­ности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики, или как наука о закономерностях раз­вития и функционирования психики как особой формы жизнедея­тельности.

Что касается предмета психологии, то это, как правило, факты, за­кономерности, механизмы психики, при этом психика определяется как форма активного отображения субъектом объективной реально-сти, возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизован­ных живых существ с внешним миром и осуществляющего в их пове­дении (деятельности) регулятивную функцию.

Следует заметить, что научная психология с неизбежностью при­шла к кризису по причинам, имплицитно содержавшимся в ней с са­мого начала.

Появление интегративной психологии во многом обусловлено кри­зисом современной научной психологии, которая оказалась не в со­стоянии удовлетворить широкий общественный заказ на методы лич­ностной терапии, личностного развития, переживания трансцендент­ного опыта, кризисных состояний закономерного, ситуативного ха­рактера и широкого диапазона состояний сознания.

Необходимость в интегративной психологии (ИП) возникла также в связи с игнорированием научной психологией интерперсонального (сознательного и бессознательного аспектов социального сознания) и трансперсонального опыта.

Трансперсональная психология сделала огромный шаг для возвра­щения психологии к своему предмету и, самое главное, к духовным и экзистенциальным проблемам человеческой жизни. Трансперсональ­ные переживания — переживание человеком выхода за пределы свое­го «Я», за пределы пространства и времени, возврата в культурное и историческое прошлое человека и мира. Человек как бы вспоминает эпизоды из истории жизни на Земле. Таким образом, это свидетельству­ет о том, что человек обладает способностью беспрепятственно «путе­шествовать» в любом времени, в любом мире, микро- и макрокосмосе.

Ст. Гроф пишет: «Мне совершенно ясно, что нам нужна новая пси­хология, более соответствующая уровню современных исследований сознания и дополняющая образ космоса, который начинает склады­ваться в нашем представлении благодаря самым последним достиже­ниям естественных наук» [19, с. 30].

Интегративная психология направлена как на изучение отдельных проявлений психики человека, так и на попытку понять природу чело­века в целом — в широком мировоззренческом контексте. Она сосре­доточена как на универсальных картографиях феноменологии пси­хического, так и на экспериментальном изучении состояний индиви­дуального свободного сознания, разворачивающих содержания пер­соны, интерперсоны и трансперсоны.

Сформулируем тезисы, которые помогут нам определить отличия интегративной психологии от других направлений:

1. Интегративная психология как научная дисциплина опирается на психофизиологию и психофизику, на нейрофизиологичес­кую модель индивидуальности, структурируя такие понятия, какпсихические функции, темперамент, характер, мотивация и т.д. При этом психофизика и нейрофизиологические процессы, включая и соматические, больше рассматриваются как среда, в которую погружено индивидуальное свободное сознание. Фи­зиология (в том числе нейрофизиология) является обслужива­ющей, а не порождающей психические феномены системой.

2. Ядро психической организации — индивидуальное свободное сознание, которое Иммануил Кант назвал трансцендентальной апперцепцией. Это «априорное единство самосознания, состав­ляющее условие возможности всякого знания. [...] Таким обра­зом, трансцендентальная апперцепция является сверхличной формой сознания».

3. Научной психологии так и не удалось преодолеть психофизичес­кий и психофизиологический параллелизм. Представляется, что во многом это явилось следствием изначального дуализма, заложен­ного в научной картине мира старой парадигмы: деление на мате­риальное и идеальное (духовное) и на субъект и объект. Интегра-тивная психология устраняет эту дихотомию — как в опыте функ­ционирования сознания в среде, где снимаются различия между субъектом и объектом в непосредственном переживании един­ства познающего и познаваемого. Дуальной картине мира в на­учной психологии противостоит монизм интегративной психо­логии, постулирующий, в частности, единство мира и человека. Серьезным следствием этого является и существование высших уровней интегрированности, целостности в любой личности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.