Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 2 страница



С другой стороны, все, что излагается здесь, уже есть в каждом из вас. За 15 лет совместной работы мы смогли создать общее проблем­ное и смысловое поле. Когда я буду писать о родовой травме, о бессоз­нательном или связном дыхании как об особом способе вхождения в расширенные состояния сознания, каждый из вас будет представлять, о чем идет речь. Уже создан особый язык общения.

Самая главная причина моего волнения заключается в том, что я боюсь не донести до читателя ту книгу, которая уже существует в моем сознании как реальность.

Эта книга ориентирована на практиков, тех, кто хочет сделать свою работу не только эффективной, но и приятной и безопасной.

Излагаемый материал обусловлен практикой, он взращен десятка­ми тысяч процессов связного дыхания, тысячами проблемных ситуа­ций, с которыми сталкивался автор при работе с клиентами.

Когда я буду писать о мышечных блоках и специфических приемах работы с ними или обсуждать феномен переноса во взаимоотношени­ях инструктора и участника тренинга — это будут конкретные про­блемы нашей общей работы. Эти проблемы не метафизические спекуляции, не фантазии кабинетного ученого, а имманентно присущие де­ятельности ведущего (тренера, инструктора) феномены, независимо от того, индивидуальную или групповую форму имеет эта работа-Основная цель этой работы — обобщение теоретического и прак­тического опыта применения в трансформации и интеграции лично­сти интенсивных интегративных психотехнологий (ребефинг, вай-вейшн, холотроп, ЛРТ, Свободное Дыхание, ДМД). Само направление было основано нами в начале 90-х годов прошлого столетия (В. В. Коз­лов, 1991). В книге мы хотим изложить множество методов и средств, служащих личностному росту на групповых тренингах. При этом ос­новной акцент мы будем делать на психотехнологическом аспекте, то есть на приемах, навыках, упражнениях в структуре взаимодействия с клиентом или с группами клиентов. В изложении концептуального аспекта мы будем придерживаться принципа Оккама «сущности не следует умножать без необходимости», минимальной достаточности теоретизирования.

Эта книга — плод совместного труда сотен человек, которые были участниками дискуссий и экспериментов с использованием необычных состояний сознания, а также тренингов личностного роста, которые проводил автор книги в России и за рубежом. Часто здоровая критика тех идей, которые излагаются в этой книге, была не менее важна, чем единодушная поддержка. Поэтому в первую очередь хочется искренне поблагодарить своих оппонентов, в дискуссии с которыми рождалось множество идей: Акопова Гарника Владимировича, Волкова Игоря Пав­ловича, Ерину Светлану Ивановну, Карпова Анатолия Викторовича, Коневу Елену Витальевну, Мазилова Владимира Александровича, По-варенкова Юрия Павловича, Семенова Валентина Евгеньевича, Урван-цева Леонида Петровича, Фетискина Николая Петровича.

Многие материалы и технологии этой книги реализовались благо­даря региональным организаторам семинаров и тренингов. Глубокая благодарность Тарасенко Павлу из Новосибирска, Фроловой Ольге, Бобровой Елене, Каминской Ирине, Радионовой Светлане, Протопо­повой Ольге из Иркутска, Кирич Дмитрию, Надежде Шиловой из Че­лябинска, Андрею Копылову из Петропавловска, Бобровским Людми­ле и Наталье, Качановой Наталье, Степанову Андрею из Минска, Вере-меенко Наталье из Екатеринбурга, Гнедому Геннадию из Норильска, Маргарите Горячевой из Риги, Сукманюк Андрею из Москвы, Елене Баркманн из Гамбурга, Елисеенко Наталье из Израиля.

В жизни каждого есть учителя, которые играют определяющую роль в становлении профессионала. Наверное, у каждого есть свой просвет­ленный мастер — Учитель. Кто-то ищет его в Гималаях, кто-то едет в Пуну, кто-то идет в монастырь. Мне повезло в жизни — я встретил мастера еще в студенческие годы. Благодарен профессору Роговину Михаилу Семеновичу.

Хочется выразить благодарность профессору Новикову Виктору Васильевичу, президенту Международной академии психологических наук, проявившему искреннее участие и заботу при проведении на­учных исследований. Профессор Новиков — мой научный руководи­тель. И кандидатская, и две докторские диссертации были защищены благодаря его поддержке. За двадцать один год знакомства он ни разу не отказал кому-то в понимании и сопереживании. Я не встречал еще в жизни такого Человека, как Виктор Васильевич, который всегда был готов поддержать другого, невзирая ни на что, жертвуя силой, време­нем, энергией, жизнью.

Мне хочется поблагодарить моих родителей, которые уже ушли из жизни, — Надежду Михайловну и Василия Григорьевича Козловых — за беспредельную веру в чудо и возможность все время чувствовать мир живым и одухотворенным. Странствуя по жизни, они всегда пыта­лись понять ее сущность. Вслед за ними и я делаю то же самое.

Хочется выразить бесконечную благодарность моей семье: детям — Надежде, Варваре и Вадиму, которые каждую минуту работы над этой книгой наполнили абсолютно полноценной, шумной, радостной, звеня­щей жизненностью. Взрослея, они не становятся дальше, но ближе — в понимании, сопереживании, участии.

Я знаю, что любой мужчина достаточно легко может взобраться на свой социальный, материальный или духовный Олимп. Труднее под­держивать вечное и хрупкое — семью, в которой каждый был бы сча­стлив и реализован. Это возможно не за счет мужского ума, но жен­ской мудрости. Эту книгу я писал с нежной и преданной любовью к моей жене, моей Аниме, Лазарянц Ольге. Благодаря ей стала возмож­на не только эта книга, но и все основные планы моей жизни.

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ

С КЛИЕНТОМ В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ

Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

К Вейцзеккер

Следуя эпиграфу, можно предположить, что в психике человека существуют элементы, соединяющие оба аспекта, некие первокирпи-чики, атомы психической реальности.

В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово «дхар­ма», обозначающее целостные ситуации опыта. Существовал некий нормативный, поддающийся транслированию «алфавит» из 100 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальнос­ти опыта (7,8, 39).

Говоря о расширенных, гипнотических, измененных, психоделичес­ких, трансовых и иных состояниях сознания, мы не можем определять эту классификацию как некий алфавит, наподобие «алфавита» дхарм. В настоящее время в европейской психологической традиции нет об­щепринятой классификации состояний сознания. Определения состо­яний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить каче­ственной разницы между ними. Это наблюдается не только в конти­нууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляются излишне широкими, а в общении профес­сионалов — синонимичными для определения тех психических состо­яний, которые являются предметом этой монографии. Они включают в себя огромное число состояний, которые оказываются малоинтерес­ными либо вовсе неинтересными с терапевтической или эвристичес­кой точки зрения.

Сознание может глубоко изменяться под воздействием самых раз­нообразных патологических процессов: мозговых травм, поражений химическими или биологическими отравляющими веществами, ин­фекций, нарушений мозгового кровообращения или злокачественных процессов в центральной нервной системе. Подобные случаи, конеч­но же, могут приводить к глубоким изменениям в умственной деятель­ности, которые могли бы способствовать тому, чтобы отнести их к ка­тегории «необычных состояний сознания». Однако такие поврежде­ния, служащие причиной «обыкновенного бреда» или «органических психозов», — состояний, безусловно, важных с клинической точки зрения, не относятся к нашему рассмотрению. Люди, страдающие от подобных поражений, как правило, теряют пространственно-времен­ную ориентацию и их интеллектуальные возможности скудны.

В этой книге мы будем уделять внимание другой большой и важ­ной подгруппе необычных состояний сознания, значительно отли­чающейся от остальных и представляющей собой неоценимый ис­точник новых сведений о человеческой психике. Они обладают за­мечательными психотерапевтическими и трансформационными воз­можностями. Систематические включенные наблюдения, экспери­менты, проводившиеся на протяжении пятнадцати лет мной и мно­гочисленными моими учениками, убедили меня в исключительной природе, эвристической ценности расширенных состояний сознания (РСС). Несмотря на то, что в России уже пятнадцать лет широко рас­пространены практики, использующие РСС, в современной психо­логии и психотерапии на самом деле не представляют себе их специ­фического характера.

В силу вышеуказанных причин мы хотим сразу же по возможнос­ти четко и однозначно обозначить понятие расширенного состояния сознания (РСС).

Расширенное состояние сознания (РСС) — особое состояние изменен­ного сознания, которое возникает при связном дыхании. Даже в сре­де профессионалов понятия «измененные состояния сознания» (ИСС) и «расширенные состояния сознания» используются как си­нонимичные. На самом деле эти термины не идентичны как по объе­му, так и по содержанию Понятие ИСС является родовым по отно­шению к понятию РСС К ИСС относятся медитативные, трансо-вые, гипнотические, психоделические и другие необычные состоя­ния сознания. Процесс связного осознанного дыхания — это способ и средство достижения РСС При этом возникающее РСС является естественным физиологическим и психологическим феноменом

РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных воз­можностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширен­ные возможности управления центральной и периферической нервны­ми системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом.

Расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникаю­щих при глубоком гипнозе, трансе, медитациях и других способах до­стижения измененных состояний сознания. РСС — качественно осо­бое психологическое и психофизиологическое состояние, отличающе­еся от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, на­рушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделичес­ких препаратов (38, 39, 84).

Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерения, и возможностью в лю­бой момент вернуться в обычное состояние сознания (ОСС).

РСС обладает специфической феноменологией (Козлов, 1992, 1994, 1998,2001), отличается аутизацией сенсорной сферы, искажением вос­приятия времени, гипермнезией и некоторыми другими качествен­ными изменениями психических процессов.

Наши исследования нейропсихологических механизмов индукции расширенных состояний сознания при помощи связного (цикличес­кого) дыхания показывают, что оно может быть использовано созна­тельно для вызывания ресурсных («потоковых», творческих, эврис­тических) состояний сознания. Они показывают, что ресурсные, твор­ческие состояния сознания спонтанно, неосознанно сопровождаются связным дыханием. Специальные настройки и осознанное использова­ние связного дыхания позволяют открыть доступ к эвристическому ресурсу, могут помочь личности реализоваться, самоактуализировать­ся при помощи самого простого и доступного для человека инструмен­та — связного дыхания.

ПРОСТРАНСТВО СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его спе­цифические качества, мы предлагаем вашему вниманию следующую карту уровней измененных состояний сознания

Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние со­знания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объе­му и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Мож­но корректно говорить об изменении содержания сознания в зависи­мости от среды идентификации.Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы пред­лагаем вашему вниманию континуум уровней измененности созна­ния (рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: +1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.

Рис 1 Континуум уровней измененности сознания

У нас нет уверенности в том, что состояние четкого, ясного, полно­го сознания является приоритетом обычного состояния сознания. Более того, у нас есть предположение, что это состояние полноты осоз­нания не столь часто бывает в обычном (обыденном) состоянии со­знания (ОСС).

Полное, четкое, ясное осознание связано с такими состояниями со­знания, какинсайт (отангл. insight — 'проницательность', 'усмотрение') в гештальт-теории. В русском языке есть очень емкое слово «озарение», означающее сиюминутное охватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внутренней и внешней реальности. Это некое предельное, пиковое состояние сознания в смысле его полно­ты и ясности. Трудно даже предположить существование человека, ко­торый находится все время в состоянии инсайта, или озарения.

Для обычного, обыденного состояния сознания больше подходит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирующего в пределах от +1 до 0, то есть в пространстве от полного осознания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния сознания (ТСС).

С одной стороны, мы должны признать, что для характеристики «пла­вающего осознания» больше подходят метафоры Н. Гурджиева (21, 22), который предполагал, что элемент неосознания в жизни людей велик. По его мнению, почти все люди представляют собой «машины», не осоз­нающие себя Поведение и деятельность их автоматизированы, алго­ритмизированы, заданы социальными программами и генетическим потенциалом.

С другой стороны, мы должны признать естественность «плаваю­щего осознания» и его самодостаточность в потоке обыденной реаль­ности, в которой приобретенные навыки, автоматизмы социальноговзаимодействия и внутренней работы имеют положительный смысл в аспекте экономии психической и физической энергии.

Чтобы конкретнее обозначить карту пространства «плавающего осознания», опишем более подробно те состояния сознания, которые мы определили как «трансовое» (ТСС) и «нулевое» (НСС).

Определяя трансовые (франц. transe — 'оцепенение') состояния сознания, сразу обозначим объем этого понятия как необычное со­стояние обычного сознания. В психотерапии и психиатрии транс по­нимается как вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем.

Трансовые состояния сознания характеризуются особой отрешен­ностью сознания, вызываемой произвольно (при аутогенных трениров­ках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные об­ряды, камлания шаманов), на сеансах самовнушения и гипнотического воздействия (при направленных визуализациях, медитациях)) или воз­никающей спонтанно при «застревании» внимания на объектах инт­роспекции или качествах восприятия внешних предметов. К спонтан­ным трансовым состояниям можно отнести также суженные состоя­ния сознания, возникающие в результате развития психического зара­жения (коллективных трансов, массовидных психических явлений).

В трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит пе­рераспределение внимания и спад функций планирования. Как при целенаправленном вызывании транса, так и при спонтанном «выпаде­нии» в транс происходит усиление репродуктивной активности со­знания, возникают яркие зрительные образы прошлого и проявляет­ся повышенная способность к фантазированию, усиливается тенден­ция к устойчивому искажению реальности. При этом человек может не замечать перехода от ОСС к ТСС и обратно к нормальному.

Сужение сознания в трансовом состоянии особенно заметно в пси­хотерапевтических сессиях (сеансах релаксации, направленных ви­зуализаций, настроек, эриксонианского и прямого гипноза и т. д.), осо­бенно при фиксации на каком-либо ощущении, символе, образе, то есть ограничении круга воспроизводимых ситуаций, цикличности воспроизведений, а также регулярном возврате к ним. Вне сомнения, при хорошо отработанной технологии сужение сознания усиливает­ся, снижается количество и качество осознаваемых явлений, умень­шается число анализируемых вариантов, возникает феномен «буква­лизма» и заметно увеличивается суггестивность.

Качественной характеристикой «нулевого» состояния сознания является полное отсутствие всякого осознания. При этом наблюдает­ся полная аутизация сенсорной сферы, воспоминания о периоде «ну­левого» состояния сознания отсутствуют. Такое «выпадение» осозна­ния по ощущениям очень похоже на глубокий сон.Еще раз подчеркнем, что эти состояния сознания являются нор­мой для ОСС. В любой момент времени возможен быстрый переход к состояниям, близким в континууме к + 1 с адекватной оценкой и вза­имодействием с внешним и внутренним миром в «здесь и сейчас».

Об особенностях РСС мы уже говорили выше. Хочется отметить дополнительно, что в РСС также достаточно часто встречаются «нуле­вые» состояния сознания.

Под психоделическими состояниями сознания (ПдСС) мы понима­ем изменения сознания, вызываемые введением в организм психоде­ликов или глубокими психофизиологическими сдвигами, которые по­явились в результате очень длительного и интенсивного применения других способов вхождения в ИСС. Психоделические состояния со­знания могут быть индуцированы реальными жизненными обстоя­тельствами. Таковыми являются предсмертные состояния, описанные Р. Моуди, состояния, характеризующиеся повышенными психичес­кими и физическими возможностями (сверхбодрствование, сатори, проявления различных сидхи), трансперсональные переживания, выз­ванные болевым или психологическим шоком и др. К естественным психоделическим состояниям мы можем отнести также осознаваемые (ясные) эмоционально насыщенные сновидения, «просоночные состо­яния сознания».

Расширенные и психоделические состояния составляют особую группу глубоких изменений в сознании, граничащих с множеством патологических состояний, являющихся областью деятельности пси­хиатрии (но не включающих их).

Психоделические и расширенные состояния характеризуются осо­быми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических про­явлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрез­вычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от бредо­вых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В психоде­лических состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляю­щими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальнос­тью. Как пишет Станислав Гроф, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях.

Весьма важным и характерным аспектом психоделических состоя­ний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преоб­ражаются, а когда мы закрываем глаза, у нас могут возникать и виде-ния различных природных явлений, космоса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вку­совые ощущения.

Эмоции, связанные с психоделическими и расширенными состоя­ниями, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта — от чувств экстатического во­сторга, небесного блаженства и непостижимого покоя до чудовищно­го ужаса, неудержимого гнева, бездонного отчаяния, гложущей вины и других крайних проявлений эмоционального страдания. Интенсив­ность этих переживаний сопоставима с описаниями адских мук в ве­ликих религиях мира.

Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физичес­кие ощущения — в зависимости от содержания переживания это мо­жет быть как ощущение необычайного здоровья и благополучия, оп­тимального физиологического функционирования и необычайно сильного сексуального оргазма, так и крайний дискомфорт, например, мучительные боли, давление, тошнота или чувство удушья.

Особенно интересным аспектом расширенных и психоделических состояний является их воздействие на процессы мышления. Как по­казывает наш экспериментальный опыт, интеллект не получает повреж­дений, но работа его весьма отличается от обычного функционально­го режима. Как отмечает Ст. Гроф, хотя в таких состояниях мы не мо­жем положиться на свои суждения по обычным практическим вопро­сам, на нас может буквально обрушиться поток удивительной новой информации, касающейся великого множества других моментов. Нас могут посетить глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые дви­жут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, зат­рагивающие различные аспекты природы и космоса и намного пре­восходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, мета­физических и духовных проблем.

Мы можем перечислить несколько переменных, которые адекват­но отражают качество глубины измененное™ сознания:

1) уровень аутизации сенсорной сферы: min = +1,

max = — 1;

2) время выхода из ИСС:

О или несколько секунд — ТСС,несколько минут или часов — РСС, несколько часов или суток — ПдСС;

3) степень психологической «включенности», «проживания», эмоциональной вовлеченности в происходящее: max = +1 — в хилотропную или объективную реальность; max = — 1 — в холотропную или реальность «истых галлюци­наций».

СПОСОБЫ ВХОЖДЕНИЯ В ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Особенности вхождения в ИСС во многом определяются способа­ми, при помощи которых человек исследует свою внутреннюю кар­тографию. Далее мы очень схематично опишем эти способы. Челове­чеством накоплен богатый, великолепный арсенал способов вхожде­ния в измененные состояния сознания — как естественных, базиру­ющихся на ресурсных возможностях самой психики, так и искусст­венных, с использованием различных веществ (17, 39, 41, 59, 89, 124).

Самый интересный и удивительный факт, с которым мы столкну­лись, анализируя истоки применения расширенных состояний созна­ния, состоял в том, что во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания. Истоки исполь­зования необычных состояний сознания находятся в глубокой древ­ности, на заре возникновения человеческой цивилизации. Согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древ­них захоронений, шаманизм насчитывает около 40000 лет. Системы медитации хатха-, лайя-, раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н. э. Исследования антропологами более половины миро­вых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализи-рованные формы измененных состояний сознания. Необычные со­стояния сознания и по сей день являются центральными для эзотери­ческих течений канонических религий: исихазма и многих сектант­ских течений в христианстве, суфизма в исламе, различных йогичес-ких практик в индуизме, школ Дзен в буддизме и Каббалы в иудаизме (89, 103,124).

В разных культурах и религиозных системах использовались раз­личные способы достижения измененных состояний сознания.

Многолетняя работа с измененными состояниями привела нас к самому примитивному способу классификации методов и техник из­менения состояния сознания. Мы можем вычленить некий контину­ум распределения плотности стимульного поля жизни во времени и пространстве.Изменение сознания всегда является или искусственной, или спон­танно естественной (заданной ситуацией жизни) манипуляцией ин­тенсивности стимульного поля. Для более детальной демонстрации нарисуем схему.

+1

-1

Рис 2 Методы изменения сознания

Крайние полярности:

+ 1 — максимальная интенсивность стимульного поля — гиперсти­муляция.

— 1 — минимальная интенсивность стимульного поля — гипости-муляция в вариантах различных депривационных практик.

В обоих классах происходит трансцендирование Эго-сознания вплоть до идентификации с индивидуальным свободным сознанием, случаев астральной проекции и «выхода за пределы тела», а также пе­реживания продуктов сознания трансперсонального и интерперсо­нального уровней.

Гипврстимуляционныв методы

Гиперстимуляционные методы включают множество измененных состояний сознания, которые включают целый ряд архаических «тех­нологий священного». Эти технологии так или иначе сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гонгов, танцеваль­ные марафоны до физического изнеможения, мощные дыхательные сессии в варианте гипервентиляции.

Издревле и до начала третьего тысячелетия танец был и является необходимым средством проявления чувств, мыслей, которые нелег­ко перевести в слова. На протяжении тысячелетий в разных культу­рах существовали ритуальные танцы для празднования побед, опла-кивания мертвых или празднования смерти, лечения больных. Про­стейшую форму танца, отогняющего или умилостивляющего демонов, представляет австралийский танец вокруг деревянного идола. Давид совершал религиозную пляску перед Ковчегом Завета. Необходимым элементом греческих вакханалий были танцы. В древней Мексике во время больших жертвоприношений в честь бога солнца плясали вок­руг жертвенного огня. Древние германцы танцевали вокруг весенней фиалки (запах которой имеет наркотическое действие). Трансовые танцы были в ходу у древних славян. Дервиши, буддийские монахи, шаманы предаются пляске. Гаитяне впадают в транс во время танцев, когда участники оказываются одержимыми своими богами. Бушмены Калахари также используют трансовые танцы. В современном мире танцевальные технологии не только являются осознанным методом вхождения в ИСС и трансформационным и самоисследовательским способом в танцевально-двигательной терапии, но и бессознательно, но очень эффективно используются во всех культурах как мощная тех­ника эмоционального и физического катарсиса.

Песнопение как звуковибрационный гиперстимуляционный метод выступает в качестве самостоятельного метода достижения изменен­ных состояний сознания. Таковы, например, молитвенные песни ба-лийских монахов (кенджак), эскимосские и тибетские горловые мно­гоголосые пения, суфийские молитвенные песнопения (киршанс, бхад-жанс), песни-плачи в русском фольклоре.

В России весьма популярен такой способ достижения ИС С, как край­ние температурные воздействия. У американских индейцев «свет-лод-жи» (что-то вроде очень горячей парной) является местом воздействия чрезвычайной жары, а погружение в холодную воду использовалось как экстремальный холод. В России применяются более мощные и жесткие способы. С одной стороны, горячая парная сочетается с бить­ем вениками, с другой стороны, вместо прохладной воды использует­ся снег, а иногда и окунание в проруби.

К ним мы можем отнести также обезвоживание и крайние физи­ческие вмешательства, такие как кровопускание, применение сильных слабительных средств и причинение сильной боли (различные вари­анты бичевания и самобичевания), а также преодоление сна.

Гиперстимуляционные методы преодоления сна и бичевания были достаточно широко распространены во всех духовных традициях. Пре­одоление сна использовалось во многих ритуалах (шаманские ритуалы перехода, бдение в христианских, дзен-буддийских традициях), вклю­чая визионерские поиски индейцев прерий. Бичевание во многих ре­лигиозных и философских традициях более известно как «умерщ­вление плоти». Способы были очень разные- отказ от одежды, когда природные условия этого явно не предполагали; ношение неудобнойI

или истязающей одежды типа власяницы; ношение кандалов, вериг, пудовых крестов; погребение себя заживо в различных чрезвычайно неудобных каменных мешках, самобичевание плетками в христианс­кой монастырской традиции и др. Некоторые американские индейцы хлестали себя и переносили такие физические и духовные испытания, как «танцы солнца».

Многие сексуально-эротические оргии, имеющие вулканический оргаистический характер (некоторые ритуалы перехода, левотант-рические практики и шиваистские культы, храмовые мистерии Изи-ды и др.), тоже можно отнести к гиперситмуляционным методам. К совершенно новым гиперситмулиционным методам мы можем при­числить музыкальный грохот (рок-концерты, рейв, техно, психоде­лическая музыка на дискотеках и др.), а также информационное пе­ренасыщение.

Особый класс «технологий священного» представляют ритуальные употребления растений, их производных и веществ группы сома (пси­ходелические вещества) и суры (вещества, содержащие алкоголь).

Среднеамериканские и предколумбийские культуры использовали грибы из рода псилоцибе, кактус пейотль. Ацтеки применяли псило-цибиновые грибы при совершении ритуальных обрядов. Эти грибы были известны жрецам майя в древней Мексике, которые использо­вали их в религиозных церемониях. В Центральной Америке псило-цибиновые грибы с давних времен считаются божественными, най­дены даже каменные изображения грибов. В Гватемале найдены ка­менные изображения гриба, в ножку которого врезана голова или фигурка бога или демона, наиболее древние из них выполнены более трех тысяч лет тому назад (культура майя). Им индейцы поклонялись как божествам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.