Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И ушел. газон засох.. Карточка №11.. Осенние листья». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.. Листья осенние тихо кружатся,. листья нам под ноги тихо ложатся. и под ногами шуршат, шелестят,. будто опять закружиться хотят.. Карточка



-Ох!

(Один хлопок.)

И ушел. газон засох.

(Ритмичные хлопки по столу.)

Развитие моторики.        Осень.

      Карточка №11.

             «Осенние листья»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на цыпочках, руки в стороны)

листья нам под ноги тихо ложатся

(приседают)

и под ногами шуршат, шелестят,

(движения руками вправо – влево)

будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся).

 

Развитие моторики.                                                              Осень.

    Карточка №12.

“Дождик”

Координация речи и движения.

К нам на длинной тонкой ножке

 Скачет дождик по дорожке.

(Прыжки на одной ноге по

 кругу.)

В лужице - смотри, смотри! -

Он пускает пузыри.

 (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.) 

Стали мокрыми кусты,

(Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы.

(Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

(Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)

Развитие моторики.                   Осень.

Карточка №13.

«Осенью»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

 

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул...

(пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

(постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

(Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,

(плавные движения кистями рук вперёд-назад.)

Одеялом их прикрыл.

(ладони крепко прижать к столу.)

 

     

Дождь.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

 

       Туча.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Лужа.

Дождь прошел, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня.

 

Осень.

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят.. летят…

 

     Осень.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?


 

Общие речевые навыки                                    Овощи - фрукты Карточка №1 Упражнение: «Узнай овощ». «Узнай фрукт» Цель: формирование общих речевых навыков. Развитие глубокого вдоха. Расширение пассивного словаря. Ход: Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп (фрукты : апельсин, лимон, яблоко). Дети рассматривают овощи (фрукты), называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем по очереди логопед завязывает глаза; ребёнок должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.   
Общие речевые навыки                                       Овощи - фрукты  Карточка №2 Упражнение: «Поезд». Цель:преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха. Ход:логопед показывает картинку, на которой изображен поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у...». Дети повторяют 3-5 раз.  
Общие речевые навыки                                                                    Овощи - фрукты Карточка №3. Упражнение «Лесенка». Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных. Ход:пропевание гласных А, У с повышением и понижением тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается и опускается по лесенке».  
Общие речевые навыки                                             Овощи - фрукты Карточка №4. Упражнение «Огород», «Яблоко», «Купите лук». Цель: работа над чёткостью дикции и выразительностью речи. Ход: логопед читает стихотворение сам, чётко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребёнка; в заключении стихотворение декламируется хором.   В огороде много гряд,          Яблоко спелое, красное, сладкое, Тут и репа, и салат.              Яблоко хрупкое, с кожицей гладкою. тут и свёкла, и горох,           Яблоко я пополам разломлю, А картофель разве плох?     Яблоко с другом своим разделю. Наш зелёный огород Нас прокормит круглый год.
Общие речевые навыки                                         Овощи - фрукты Карточка №5. Упражнение «Разговоры овощей», «Разговоры фруктов» Цель: работа над речевым дыханием и силой голоса. Ход:Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, по-пы!» Огурец «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени бабушки, дедушки и внучки. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фо!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!».
Общие речевые навыки                                  Овощи - фрукты Карточка №6. Игра: «Дедушка Рох». Цель: работа над ясной шепотной речью, развитие глагольного словаря. Ход:логопед шепотом читает стихотворение сам, чётко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребёнка. Дедушка Рох посеял горох. Землю пахал – тяжко вздыхал. Когда убирал, пот утирал. Когда молотил – по пальцу хватил. Зато когда ел, язык проглотил – До того вкусно было.                             польская песенка
Общие речевые навыки                                         овощи – фрукты Карточка №7. Игра: «Перец» Цель:Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.   Перец перцу говорит: -У тебя прекрасный вид! Ты большой и гладкий! -Потому что сладкий! Если был бы горький, злой, То не вырос бы такой!  
Общие речевые навыки                                         овощи – фрукты Карточка №8. Игра: «Лук» Цель:Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.  -Знаю я, любезный лук, Ты мой добрый, верный друг. Что ж глаза мне щиплешь так, Будто ты не друг, а враг? -Уж такой я потерпи, Если любишь, то прости!
 Общие речевые навыки                                овощи – фрукты Карточка №9. Игра: «Репка» Цель:Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.   - Круглый жёлтенький крепыш, Ты кого боишься? - Мышь! Каждый вечер прибегает, За бочок меня кусает! - Репка, мы тебя спасём! Ну-ка, мышка, марш в свой дом!
Общие речевые навыки                                    овощи – фрукты Карточка №10. Игра: «Чеснок» Цель:Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. -Заболел малютка ёжик! Доктор, что ему поможет? -Ваш поправится сынок. А спасёт его чеснок!
Общие речевые навыки                                 овощи – фрукты Карточка №11. Игра: «Редиска» Цель:Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.   -Ну-ка девица – редиска, полезай скорее в миску! Здесь уже твои сестрички, Видишь хвостики – косички? -Нет, я в миску не спешу, Лучше в грядке посижу!
Общие речевые навыки                              овощи – фрукты Карточка №12. Игра «Про Егорку» Цель:Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. В огороде у Егорки Появились помидорки. Но у них еще пока Нерумяные бока. Долго ждать не мог Егорка - С красной краской взял ведерко… Раньше срока у Егорки Покраснели помидорки!
Общие речевые навыки                                   овощи – фрукты Карточка №13. Игра «Лягушкины покупки» Цель:Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи в диалогах, работа повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.  - Откуда идешь ты, Лягушка-квакушка? -С базара домой, дорогая подружка.  - А что ж ты купила?  -Всего понемножку: Купила квапусту, квасоль и квартошку.  
Общие речевые навыки                                      овощи – фрукты Карточка №14. Игра
Речь с движением                            Овощи- фрукты Карточка №15. Пальчиковая гимнастика. (Поочерёдно загибать палец, о котором рассказывается, а затем его разогнуть.)   Палец толстый и большой В сад за сливами пошёл. Указательный с порога Указал ему дорогу. Средний пальчик – самый меткий: Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик – господинчик В землю косточки сажает.  
Речь с движением     Овощи- фрукты Карточка №16. Пальчиковая гимнастика. «Сколько грядок в огороде?» (поочерёдно загибать пальцы) В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разного салата. У бабушки Фёклы Четыре грядки свёклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки. Раз, два, три, четыре, пять – Поможем урожай собрать.  
Речь с движением          Овощи- фрукты Карточка №17.                  Пальчиковая гимнастика, “ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА” Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.) Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.) Картошку, капусту, морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.) Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.) Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.) Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.) Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.) И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.) Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.) Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.) Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.) Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.) И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Речь с движением                    Овощи- фрукты Карточка №18.                   Пальчиковая гимнастика. “АПЕЛЬСИН” Мы делили апельсин. (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.) Много нас, (Показывают 10 пальцев.) А он один. (Показывают один палец.) Эта долька - для ежа. (Загибают большой палец левой руки.) Эта долька - для стрижа. (Загибают указательный палец.) Эта долька - для утят. (Загибают средний палец.) Эта долька - для котят. (Загибают безымянный палец.) Эта долька - для бобра. (Загибают мизинец.) А для волка - кожура. (Бросательное движение правой рукой.) Он сердит на нас - Беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.) Разбегайтесь - Кто куда! (“Бегут” пальцами по столу.)
Речь с движением     Овощи- фрукты Карточка №19.   Пальчиковая гимнастика “ КОМПОТ”  Будем мы варить компот,                 (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)        Фруктов нужно много. ( Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)  Вот:                                   Будем яблоки крошить,               Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот.            (Опять “варят” и мешают”.) Угостим честной народ.  
Речь с движением Овощи- фрукты Карточка №20.   Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.   “Капуста”   Давайте заготовим капусту на зиму. Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)  Мы капусту нарубили, перетерли, (Хватательные движения обеими руками.) Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.) И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.) Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)
Речь с движением          Овощи- фрукты  Карточка №21.   Игра «Сбор ягод»   Цель: Развитие пальчиковой моторики. Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков     С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю. Ягод – полное лукошко! Я попробую немножко. Я поем ещё чуть-чуть – Легче будет к дому путь. А поем ещё малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять.... Снова буду собирать. (выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения)
Речь с движением Овощи- фрукты Карточка № 22. Пальчиковая гимнастика “У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ“ У Лариски - Две редиски. У Алешки - Две картошки. У Сережки - сорванца - Два зеленых огурца. А у Вовки - Две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки.     (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
Речь с движением Овощи- фрукты Карточка № 23. Пальчиковая гимнастика     «На базар ходили мы»   На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз.   (Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую строчку; при этом ладони не касаются друг друга.)
Речь с движением   Овощи- фрукты Карточка № 24. Пальчиковая гимнастика «ОВОЩИ»   Как-то вечером на грядке, (Дети «шагают» пальчиками по столу.) Репка. Свекла, редька, лук (дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого пальца.) Поиграть решили в прятки, (закрывают ладошками глаза.) Но сначала встали в круг. (соединяют пальцы обеих рук друг с другом, образовав руками круг.) Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.) Прячься лучше, прячься глубже, (Дети сжимают- разжимают кулачки) Ну а ты иди искать. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Речь с движением       Овощи- фрукты. Карточка №25. “УРОЖАЙ”   Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов.   В огород пойдем,  ( идут по кругу, взявшись за руки.) Урожай соберем Мы морковь натаскаем (“Таскают”)    И картошки накопаем   (“Копают”) Срежем мы кочан капусты, (Срезают) Круглый, сочный очень вкусный,         (Показывают круг руками - 3 раза.) Щавеля нарвем немножко   ( Рвут, идут по кругу, взявшись за руки.) И вернемся по дорожке.
Речь с движением  Овощи- фрукты Карточка №26. «Зарядка на грядке»      Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков                      Повторяй за мной зарядку. С ней звук Т пришёл на грядку. (дети идут по кругу). Тыква – вот, а вот – томат. Здесь – капуста, здесь – салат, (наклоны вперёд, в стороны) Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Всё, что вырастили мы, Будем есть мы до весны.
Речь с движением           Овощи- фрукты  Карточка №27. Координация речи с движением, Работа над общими речевыми  навыками (вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики “ЯБЛОНЯ” - Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? (Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок - “яблонька”.) Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? (Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок -“яблонька” отрицательно качает головой.) Куда они пропали? (Разводят руками, пожимают плечами.) -НЕ морозил их мороз, (Дети загибают по одному пальцу на правой руке.) И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали... Дети оборвали! (Дети разбегаются, “яблонька” бежит за ними, “пятнает”.)
Речь с движением         Овощи- фрукты Карточка №28. “ОВОЩИ” Координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи   Как - то вечером на грядке (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами.) Репа, свекла, редька, лук,            Поиграть решили в прятки,                Но сначала встали в круг. (Останавливаются, крутят водящего.) Рассчитались четко тут же:         Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше,    Прячься глубже, Ну а ты иди искать. (Разбегаются, приседают, водящий ищет.)
Речь с движением                Овощи- фрукты Карточка №29. “САДОВНИК” Цель: Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов. Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.) Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.) Яблони белили мы известью, белилами. (Движение правой рукой вверх - вниз.) Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.) Завели мы разговор: (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.) - Ты скажи, садовник наш, Что ты нам в награду дашь? (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.) - Дам в награду слив лиловых, Груш медовых, самых крупных, Спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам!  
Речь с движением                             Овощи- фрукты Карточка №30.
Речь с движением                             Овощи- фрукты Карточка №31.
Зрительное и слуховое внимание                  Овощи- фрукты Карточка №32. Игра: «Четвёртый лишний».(Овощи, фрукты) Цель: развитие слухового внимания, дифференциация овощи и фрукты, логического мышления Ход:Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнee» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Морковь, капуста, опенок, чеснок. Огурец, груша, кабачок, тыква. Апельсин, мандарин, огурец, слива; Груша, картошка, яблоко, персик; Мандарин, апельсин, хурма, лимон.
Зрительное и слуховое внимание        Овощи- фрукты  Карточка №33.  Упражнение: “НАША ГРЯДКА” Цель:Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.                                Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп, Для приправы и для проб. Есть редиска и салат - Наша грядка просто клад. Шесть овощей на нашей грядке Перечисли по порядку. Если слушал ты внимательно, Назовешь их обязательно.
Зрительное и слуховое внимание                       Овощи- фрукты Карточка №34. Игра «Я знаю 5 имен (названий…)»    Цель: обогащение словарного запаса, развитие быстроты реакции.  Описание: Раз и два, и три, и четыре – Все мы знаем в этом мире.   Ребенок, ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю….». Движения можно разнообразить.  
Зрительное и слуховое внимание                Овощи- фрукты Карточка №35. Игра: «Чего не стало?»  «Что прибавилось?»(овощи), (фрукты) Цель: развитие зрительного внимания (с муляжами). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных) Ход:логопед ставит на стол корзину с овощами. Вместе с детьми рассматривают и трогают овощи. Логопед обращает внимание детей на то, что овощи имеют разную форму, что они разные на ощупь. - А теперь я оставлю на столе только 4 овоща. Назовите их и запомните. (Дети выполняют). Логопед просит детей закрыть глаза. Убирает со стола один овощ. - Открывайте глаза и скажите, чего не стало. Упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз с новым набором овощей.
Зрительное и слуховое внимание          Овощи- фрукты Карточка №36. Игра: «Подскажи словечко». Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания. Ход игры: Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я ...(свекла). Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимой в бочке - желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас? ...(огурцы).
Зрительное и слуховое внимание                    Овощи- фрукты Карточка №37. Игра: «Бывает – не бывает» Цель:расширение активного словаря ребенка, развитие логического мышления. Описание: Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!   Ведущий называет время года и явление природы. Ребенок должен сказать, бывает так или нет (Лето, ледоход; заморозки, метель, гроза…)
Зрительное и слуховое внимание               Овощи- фрукты Карточка №38. Игра: «Что изменилось?» (овощи), (фрукты) Цель: развитие зрительного внимания и восприятия (с опорой на предметные картинки). Ход:на наборном полотне помещаются 4 картинки по изучаемой теме. Логопед просит рассмотреть и назвать картинки. Затем дети должны закрыть глаза, а логопед может удрать картинку, добавить лишнюю или поменять местами. Упражнение следует проводить не более 4-х раз.  
Зрительное и слуховое внимание          Овощи- фрукты Карточка №39. Игра: «Доскажи словечко». Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания. Сильно плачут все вокруг, Если мама чистит ЛУК.   Ох, в земле засела крепко Наша сказочная РЕПКА.   Все друзья зовут Антошку Им помочь копать КАРТОШКУ.   Юбки свои накрахмалив до хруста, Гордо расселась на грядке КАПУСТА.  
Зрительное и слуховое внимание                      Овощи- фрукты Карточка №40. Игра: «Доскажи словечко». Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания. Спорим мы с братом доныне,                       Нужен сахара вагон, Что же вкусней: арбуз или ДЫНЯ.              Чтоб с улыбкой съесть ЛИМОН. Ели мы в гостях у Наты                                А в подарке у Марины Безопасные ГРАНАТЫ.                                Вкусно пахнут МАНДАРИНЫ. Не бросают их солдаты,                                Детвора и обезьяны Ох вкусны, сочны ГРАНАТЫ.                     Любят сладкие БАНАНЫ. Гость тропический у нас Длиннохвостый АНАНАС. Ох, обманщики вы, вруши,                          Прибегу я по тропинке Не растут на елках ГРУШИ.                        К сладкой ягодке МАЛИНКЕ. Спеет на ветке она горделиво, Синяя сладкая с косточкой СЛИВА.
Зрительное и слуховое внимание                    Овощи- фрукты Карточка №41. Игра: «Что лишнее?» Цель:  развитие зрительного внимания; дифференциация по цвету и форме, по месту произрастания (с муляжами и картинками). Ход:логопед помещает на наборное полотно три картинки с изображением овоща (фрукта) круглой формы и одну с изображением овоща (фрукта) овальной формы. Дети объясняют, какая картинка лишняя и почему. Затем три картинки с изображением овощей (фруктов) жёлтого цвета и одну картинку с изображением овоща (фрукта) красного цвета. Дети объясняют, какая картинка лишняя и почему.  
Лексика. Грамматика                                            Овощи- фрукты Карточка №42. Игра: «В огороде у козы Лизы». Цель: Расширение словарного запаса по теме: «Овощи». дифференциация овощей и фруктов. Ход: на доске картинка с изображением козы. У козы корзинка, а рядом вырезанные по контуру изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши. Логопед объясняет детям, что коза пришла за овощами, и просит помочь козе собрать в корзинку только овощи. Дети по очереди подходят к козе и кладут в корзинку овощи, комментируя свои действия: - Это помидор. -Это огурец. И т.п. В заключении логопед выясняет, почему дети не взяли в корзинку яблоко и грушу.   Описание и материал «Играй-ка. 8 игр для развития речи дошкольников» Н.В .Нищева.
Лексика. Грамматика                                Овощи- фрукты Карточка №44. Игра: «Поможем Клоуну Роме».  Цель: Расширение словарного запаса по темам «Овощи», «Фрукты».Классификация растений по месту произрастания (дифференциацияовощей и фруктов).Совершенствование грамматического строя речи (согласованиеприлагательных с существительными в роде, числе, падеже). Ход игры: логопед объясняет, что клоун играл с овощами и фруктами, всё перепутал. Просит детей помочь клоуну. Нужно положить фрукты в коробку, которая слева от Ромы, а овощи – в ту, что справа. В ст. гр. дети составляют предложения. - Я положу зелёное яблоко в коробку слева от Ромы. - А я положу красный помидор в коробку справа от Ромы.   Описание и материал «Играй-ка. 8 игр для развития речи дошкольников». Н.В.Нищева.
Лексика. Грамматика                                         Овощи- фрукты Карточка №45. Игра: «Маленькие художники». Цель:Расширение словарного запаса по темам «Овощи», «Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование и использование в речи родительного падежа существительных. Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения. Ход: сначала рассматриваются чёрно-белые картинки, рассматривают их, называют одним словом. Все становятся художниками. На стол выкладываются кружки зелёного, красного и жёлтого цветов (в ст.гр. – 6 цветов). Логопед предлагает выбрать кружок того цвета, в который они хотят «раскрасить» свой овощ. Дети кладут кружок на левый угол карточки и составляют словосочетания (в ст.гр. – предложения) Описание и материал «Играй-ка. 8 игр для развития речи дошкольников». Н.В.Нищева
Лексика. Грамматика                                      Овощи- фрукты Карточка №46. Игра: «Составь предложение». Цель:Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а . Ход:Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально). Помидор круглый, а морковка. . . Огурец овальный, а тыква. . Лук горький, а морковка ... Огурец зеленый, а свекла. . . Редиска мелкая, а редька. . . Кабачок большой, а тыква. . . Помидор кислый, а чеснок. . .
Лексика. Грамматика                                   Овощи- фрукты Карточка №47. Игра: «Один - много». Цель:Образование родительного падежа множественного числа имени существительного. Ход игры:             Мы – волшебники немного.             Был один, а станет много. Логопед показывает картинки с изображением овощей (фруктов) и просит назвать, что там изображено. Огурец - ..., помидор - ..., кабачок - ..., баклажан - ..., тыква - ..., репа..... , луковица- ..., Обратить внимание на слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок»- ведь в единственном и мн. ч. они звучат одинаково. Яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ­..., банан - ..., абрикос - ..., апельсин - ..., лимон - ..., мандарин - ....      
Лексика. Грамматика                                       Овощи- фрукты Карточка №48. Игра: «Веселый повар». Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи - образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Ход: на панно изображение повара с подносом на вытянутой руке, а вокруг него – коробка с соком, вазочка с вареньем, банка с компотом и т.п. Логопед закрепляет изображение фрукта, овоща и предлагает рассказать, какие сок, повидло, компот, пюре получится из яблок; груши, и т.п.   - Весёлый повар приготовил из яблок яблочный сок, яблочный компот, сварил яблочное пюре, испёк ватрушки с яблочной начинкой ит.п. Рекомендовано с 5 лет. Описание и материал «Играй-ка. 8 игр для развития речи дошкольников». Н.В.Нищева.
Лексика. Грамматика                             Овощи- фрукты Карточка №49. Игра: «Угадай, что это?» Цель:составление загадок – описаний о фруктах (овощах) с опорой на картинки. Согласование прилагательного с существительным, образование качественных прилагательных. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Ход : водящий выходит, дети выбирают фрукт (овощ). Водящий входит. Дети называют подходящие к данному объекту эпитеты.  Например: Что это? Фрукт, круглый, оранжевый, сладкий, вкусный, сочный.     Рекомендовано с 5 лет.  
Лексика. Грамматика                                 Овощи- фрукты Карточка № 50. Игра: «Назови ласково». Цель:Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами). Ход: логопед рассказывает, что фрукты и овощи не сразу появляются большими и зрелыми. Из цветков появляются маленькие зародыши будущего урожая. Дети называют по картинкам большие и маленькие предметы: Огурец -..., помидор - ..., горох - ..., тыква - ..., баклажан - ..., лук -..., картошка- ..., капуста- .... Яблоко- яблочко, груша- ..., слива- ..., банан...... , абрикос.. , апельсин- ..., лимон- ..., мандарин-... Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай. Рекомендовано ср.гр.  
Лексика. Грамматика                              Овощи- фрукты Карточка №51. Игра: «Что творится на огороде? В саду?» Цель: Введение новой лексики. Расширение глагольного словаря. Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу. Ход: Овощ (фрукт) - растет, зеленеет, краснеет, спеет, зреет, наливается, желтеет, созревает... Как ухаживают за урожаем - вскапывают, сеют, сажают, пропалывают, поливают ... . Что делают с урожаем - дергают, срезают, выкапывают, срывают. Как его заготавливают - варят, жарят, маринуют, солят.    
Лексика. Грамматика                              Овощи- фрукты Карточка №52. Упражнение: Измени слова по образцу. Цель:Расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно изменять глаголы по временам. Ход : Логопед предлагает ребенку изменить слова по образцу: Растет - растут, зреет -..., зеленеет - ..., спеет - ..., цветет- ..., краснеет - ..., сажает - ..., копает - ..., окучивает - ..., рыхлит - ..., поливает - ..    
Лексика. Грамматика                               Овощи- фрукты Карточка №77. Игра: «Что растет в саду, а что в огороде?» Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложения с союзом а. Ход: Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, и рассказывает, где они произрастают.    
Лексика. Грамматика                                  Овощи - фрукты Карточка №78. Игра: «Мой, моя, мое, мои». Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи; согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными. Развитие мышления (способности к обобщению) и зрительного внимания. Ход:  1) На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют. - Это чье яблоко? - Это мое яблоко. и т. д. 2) бросайте ребёнку мяч и произносите: «мой», «моя», «моё». Попросите ребёнка вернуть вам мяч. Одновременно называя нужный фрукт, овощ. Рекомендовано ст.гр. Описание и материал «Играй-ка. 8 игр для развития речи дошкольников» Н.В .Нищева.
Лексика. Грамматика                                  Овощи- фрукты Карточка №53. Игра: «Давайте приготовим». Цель: Расширение словаря по теме, словообразование, относительные и качественные прилагательные. Ход: (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку и говорит: - Что мы положим в винегрет? Картофель отварной, почищенный морковь, лук, огурец солёный, свёкла. - Что мы положим в кастрюлю, когда будем готовить борщ? Картофель сырой, почищенный морковь, лук, огурец, свёкла.  
Лексика. Грамматика                            Овощи- фрукты Карточка №54. Игра: «Про что можно сказать?. Цель:Активизация словаря по теме. Формировать умение детей подбирать существительное к прилагательному. Ход: Логопед задает вопрос: Большой (что?) - арбуз, желтая- . . . , маленькая ..., крупный ..., круглый..., мелкий ..., твердый ..., мягкая ..., сладкая . . . , вкусное. . . , горький. . . . , синяя. . . , красная . . . , зеленый. . . , черная ...., длинный..., спелая ...., сочный ...., свежий ..., хрустящий ... .    
Лексика. Грамматика                             Овощи- фрукты Карточка №55. Игра: «Какой? Какая? Какое? Какие?» Цель:Актуализация словаря. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе. Ход: Логопед предлагает ответить на вопросы: Какой, какая, какое?- подбирая определения к каждому фрукту (овощу). Лимон - желтый, сочный, кислый, . . . Апельсин- . . . , мандарин - ..., груша- . . . , яблоко - . . . , слива - ..., персик- . . . ,  
Лексика. Грамматика                                                                         Овощи- фрукты Карточка №56. Упражнение: «Подбери слова-родственники» Цель:Учить образовывать (подбирать) однокоренные слова. Ход: Яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; Лимон - лимончик, лимонный; Слива - сливонька, сливовый. Банан - бананчик, банановый.   Картофель – картофелина, картофельный. репа – репка, репчатый. лук – луковица, луковка, луковичный.    
Лексика. Грамматика                                  Овощи- фрукты Карточка №57. Игра: «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам. Цель: Активизация словаря по теме. Учить строить простые предложения.. Ход: У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: - Я люблю банан (грушу и т. д.) Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».    
Лексика. Грамматика                                Овощи- фрукты Карточка №58. Упражнение: «Незнайка на кухне». Цель:Активизация словаря по теме. Учить образовывать сложные слова и разделять сложные слова на простые. Ход: решил Незнайка приготовить ужин. - Помещение для хранения овощей? (овощехранилище) - Приспособление для выжимания сока? (соковыжималка) - Приспособление для резки овощей? (овощерезка) - Приспособление для терки овощей? (овощетёрка) и т.д. логопед просит детей образовать новое слово: - Если у апельсина толстая кожа? (толстокожий) - А у яблока гладкая кожица? (гладкокожий) Объяснить слова: Плодоносит, удобрение, толстокожий и т.д..  
Лексика. Грамматика                                 Овощи- фрукты Карточка №59. Упражнение: «Измени слово». Цель:Активизация словаря


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.