![]()
|
|||||||
ПРЕДИСЛОВИЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 В жизни каждого студента рано или поздно наступает пора, когда от созерцания что-то рассказывающих на лекциях преподавателей нужно переходить к собственной творческой активности и подводить итог - вышло ли из тебя хоть что-нибудь «дельное». Реально подтвердить эту надежду в собственных и чужих глазах можно только одним способом - защитив дипломную работу. Завершать получение образования таким образом - традиция довольно старая. Но такими же старыми являются настойчивые попытки студентов при этом «наломать дров» и доказать экзаменаторам или нынешним членам государственных комиссий прямо противоположное их заветным желаниям. Особенно обидно бывает за выпускника, когда из-за случайной ошибки, незначительной недоработки или из-за излишнего волнения «на пустом месте» ставится под удар вся проведенная работа, снижается оценка, падает профессиональный рейтинг. Ситуации, в которых возникают или проявляются подобные ошибки, лежат в диапазоне от драматических до комических, причем защищающимся и их умудренным оппонентам одна и та же ситуация часто видится в разном свете. Данная брошюра - не столько методическое пособие и не строгие инструктивные материалы (хотя избавиться от них совсем не удалось), а лишь опирающаяся на опыт попытка помочь тем, кому скоро предстоит столкнуться с проблемой написания, а точнее создания дипломной работы. Их чтение и рецензирование, формальные и неформальные консультации, некоторый опыт руководства научными исследованиями, да и собственное студенческое прошлое показывают, что типичные недоумения, проблемы и ошибки в подобных случаях каждым новым поколением выпускников воспроизводятся с упрямой закономерностью. С надеждой на то, что кому-то прочтение этой небольшой брошюры позволит улучшить качество дипломной работы, и это, несомненно, будет замечено и по достоинству оценено членами Государственной экзаменационной комиссии. К. пс. и., доцент А. /7. Бизюк 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Давайте разберемся - о чем пойдет речь. По определению - защита дипломной работы является «формой итоговой государственной аттестации студента». Во-первых, дипломная работа - это документ, подвергающийся квалификационной экспертизе, т. е. на его основании с помощью пятибалльной количественной оценки будет приниматься качественное решение - можно ли данного человека (вас) переводить из одной категории (студента) в другую (специалиста, профессионала). Реально принятая к защите работа обычно удостаивается лишь оценок «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Теоретически возможна и «неудовлетворительная» оценка, но такие рукописи, как правило, отсеиваются еще до защиты. Решение по дипломной работе в перспективном плане настолько серьезно, что может определить существенный этап вашей остальной жизни. Во-вторых, проведенную работу нужно защищать, т. е. всеми доступными из принятых способами отстаивать ту точку зрения (стратегию поиска, выводы, результаты и др.), которая была выработана в ходе исследования. В качестве «нападающей стороны» прежде всего, выступает рецензент, которому работа отдается для специального анализа - поиска положительных и, конечно, отрицательных ее сторон и выработки рекомендаций о принципиальном допуске к защите. Найти недостатки в работе - обязанность рецензента и если он человек добросовестный - он их найдет. Чем более добросовестный и опытный, тем больше ошибок и дефектов будет обнаружено. Идеальных работ вообще не бывает. Другой, коллективный «нападающий» - члены Государственной аттестационной комиссии (ГАК), которые будут заслушивать ваше выступление, задавать «каверзные» вопросы, ставить под сомнение любую вашу мысль и на основе полученных ответов и разъяснений делать свои выводы. В качестве первого и доброжелательного критика будет выступать и руководитель диплома. 1.2. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ Самый надежный способ свести критику к минимуму, а оценку привести к максимуму - исполнить дипломную работу так, чтобы она по своему уровню приближалась к требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям. Такая задача требует времени и сил. Поэтому - начинайте подготавливать дипломную работу задолго до того, как от вас это потребуется формально. Работа над дипломным исследованием состоит из нескольких последовательных этапов: - общая ориентация в проблематике избранной дисциплины; - выбор и утверждение темы; - составление плана (структуры) работы; - изучение научной литературы и других, в том числе официальных документов по теме работы; - проведение экспериментального исследования; - статистическая обработка полученных результатов; - написание и оформление текста работы; - защита дипломной работы. Дипломная работа, как правило, первое серьезное научное исследование. Поэтому при реализации плана сразу нужно приучать себя систематически работать над темой, продуктивно использовать даже самые небольшие отрезки времени. Регулярная или с небольшими перерывами работа над темой психологически имеет огромное значение. Опыт научно-исследовательской деятельности показывает, что ежедневное внимание к диплому, даже в течение одного-двух часов, а иногда и минут (записать возникшую мысль, просмотреть статью), может дать больший результат, чем работа по несколько суток, но с большими перерывами. В последнем случае неизбежно приходится возвращаться к пройденному, чтобы восстановить в памяти, что уже сделано и, что предполагалось сделать, а это - потери драгоценного времени. Исключением из данного правила может являться лишь один случай. Когда вы посчитали дипломную работу в целом, но вчерне выполненной, она должна небольшой срок, допустим недели две-три, а еще лучше месяц «вылежаться», то есть о ней нужно забыть. А после возвращения к тексту прочитать его чужими глазами, что позволяет сразу увидеть смысловые и стилистические погрешности, и лишь после их исправления предлагать ее для окончательной правки научному руководителю. 1.2.1. Выбор темы Начало работы над дипломом - выбор темы. Сделать это «с наскока» вряд ли удастся, хотя бы потому, что даже на старших курсах всегда остаются определенные недоумение и растерянность, иногда от изобилия возможностей, а иногда от страха перед необратимыми послед- ствиями выбора. Поэтому, если выбор зависит от вас - при прочих равных условиях надо выбирать то, что интересно. Если это интересно вам, значит вероятнее всего окажется таковым и для других. Вас будут с любопытством читать и слушать. Помимо этого пожелания, существуют и формальные требования к содержанию планируемой работы, важнейшими из которых являются проблемность и новизна. Совершенно очевидно, что нет смысла на защите в 276-ой раз нудно и многозначительно доказывать то, что для всех присутствующих давно является прописной истиной. А это значит, что формулировка самой темы должна содержать такой текст, в котором оба эти требования будут, хотя и неявно, представлены. Выражаясь бытовым языком, тема дипломной работы должна «интриговать» и вызывать желание заглянуть в основной текст. В обязательных требованиях к дипломным работам звучат и такие формулировки, как актуальность (буквально - важность в настоящее время, отвечающая на вопрос - почему именно сегодня для разработки была принята заявленная тема) и профессиональная значимость, которая может трактоваться двояко - и как ожидаемый вклад проведенного, пускай пока скромного, исследования в общую копилку избранной науки и как подтверждение понимания защищающимся приоритетов, существующих в рамках того или иного научного направления. Практических путей решения перечисленных задач три: 1) выяснить примерную тематику дипломных работ по кафедре, научная направленность которой вам наиболее близка (см. также Приложение 1); 2) принять совет или рекомендации научного руководителя, которого вы должны сами выбрать или который назначается вам на заседании соответствующей кафедры; 3) в результате «мучительных» раздумий предложить свою (сформулированную вами) тему. В последнем случае, если вы уже работаете в специализированном профильном учреждении и приобрели какой-то опыт, целесообразно использовать iy теоретическую базу и тот экспериментальный материал, с которыми Вы имеете дело как практикующий сотрудник этого учреждения. Независимо от предпосылок вашего выбора, окончательную формулировку темы предлагайте только после знакомства с проработанностью и глубиной ее изложения в уже опубликованной научной литературе. Следует иметь в виду, что наличие в библиотеке значительного количества научных трудов по той или иной теме может, с одной стороны, свидетельствовать о ее важности и облегчить работу с собственным материалом, а с другой стороны, затруднить поиск новых неисследованных или слабо изученных аспектов данной проблемы. Гипотетически возможны следующие виды дипломных работ и соответствующих тем (здесь расположены в порядке приоритетности): 1. Исследовательская работа: самостоятельное, экспериментальное исследование какого-либо конкретного явления. 6 2. Теоретическая работа: изучение и, главное, анализ той или иной теоретической проблемы с привлечением всей необходимой литературы и других материалов. 3. Историческая работа: углубленное историко-теоретическое изучение какого-либо научного события, процесса, документа; связи этого явления с современностью. К этой же рубрике могут быть отнесены и работы, посвященные исследованию деятельности какого-то выдающегося ученого прошлого. 5. Библиографическая работа: систематизация, классификация и анализ публикаций, посвященных какой-либо проблеме и вышедших в различных, в том числе периодических изданиях в течение определенного срока. 6. Перевод с иностранного языка монографии, совокупности учебного материалов или других публикаций по избранной теме с комментарием дипломника. Формулирование темы - это, прежде всего искусство, ясно мыслить. Но не только. Это же и первая содержательная предпосылка для выбора своеобразного вектора дальнейшего научно-исследовательс- кот поведения, основа плана студенческой жизни на месяцы и, порой, годы. Практика показывает, что не каждое предварительное название темы в неизменном виде доживает до защиты. Следует признать, что в результате столкновения с экспериментальной реальностью, во многих случаях содержание работы и ее «вывеска» корректируются, уточняются и даже радикально пересматриваются. К подобным явлениям нельзя относиться негативно, напротив, это свидетельство совершенствования представлений студента и признак более ясного понимания им своей задачи (конечно, речь не идет о беспорядочных метаниях). Если идея изменения темы принадлежит вам, то это обстоятельство: 1) должно быть веско и четко обосновано (большая четкость достигается, когда аргументация и для себя и для других не только проговаривается, но и прописывается); 2) должно быть согласовано с руководителем дипломной работы и найти у него поддержку. В названии темы закладывается суть работы, а не все, что вы по этому поводу можете сказать. Поэтому не превращайте ее в перечень деталей, которые хотя и кажутся вам важными, но вполне могут быть пояснены в дальнейшем тексте; не насыщайте ее причастными и деепричастными оборотами. Порой приходится сталкиваться просто с курьезными случаями, когда студент на защите из-за текстуальной перегруженности не может без бумаги правильно вспомнить название своей работы. Старайтесь сформулировать название темы так, чтобы оно содержало не более семи слов (предлоги не в счет). Тема дипломной работы, после ее обсуждения с научным руководителем, утверждается на заседании кафедры и оформляется распоряжением декана факультета или приказом ректора Института. 1.2.2. Планирование Итак-темаутверждена, руководитель выбран. Дальше начинается наведение порядка в своей голове и в своих делах. Это значит, что вам придется реализовывать два параллельных и согласованных между собой плана. Во-первых: что, в какой последовательности, и в какие сроки вы реально собираетесь делать. К числу того, что должно быть обязательно «развешено» по времени здесь относятся: - работа с литературой и посещение с этой целью библиотек; - организация (в том числе поиск места) и проведение эксперимента; - статистическая обработка полученного материала; - теоретическое осмысление полученных результатов; - встречи для консультаций, отчетов и обсуждений полученных результатов с руководителем работы; - написание и предварительное оформление дипломной работы, включая подготовку не только ее текста, но и таблиц и графических материалов; - сроки последнего прочтения и редактирования работы руководителем; - окончательное оформление дипломной работы; - сроки передачи дипломной работы рецензенту; - написание доклада и оформление наглядного материала для защиты; - и, наконец, дата самой защиты. Вопреки любимому развлечению студентов начинать готовиться к экзамену за час до него, в отношении дипломной работы усвойте в качестве императива (приказа) правило - все должно быть подготовлено за две недели до назначенного срока. Это - ваша страховка. Второй план имеет отношение к структуре самого дипломного исследования как документа. Требуемая структура не является случайностью или чьей-то прихотью. Это - выработанный годами результат поиска наиболее целесообразного предъявления научных материалов, общепринятый и с небольшими вариациями повторяющийся во всех видах научной документации. Каждая дипломная работа должна иметь: - титульный лист; - содержание (оглавление); - введение; - основную исследовательскую часть, которая в свою очередь, традиционно делится на литературный обзор и экспериментальный раздел с обсуждением полученных материалов; - заключение (обычно с выводами); - рекомендации (возможны, но необязательны); - список литературы; - приложение (при необходимости). К каждому из указанных разделов предъявляются ряд требований, как по их содержанию, так и оформлению. Они будут рассмотрены ниже. Кроме того, следует иметь в виду, что к публичной защите допускаются лишь те дипломные работы, которые имеют следующие обязательные сопроводительные документы: - отзыв научного руководителя (по сути - характеристика выпускника как научного исследователя); - отзыв рецензента, который может содержать рекомендации к защите или даже рекомендации по конкретной оценке работы. 1.3. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 1.3.1. Оглавление Первая ориентация в любой научной работе начинается со знакомства с ее оглавлением. Расположенное после титульного листа, оно сразу должно создавать у читающего впечатление о направленности исследования, его логике и его ценности. Смысл рубрикации - деление и классификация вашего материала на главы, параграфы, пункты, подпункты (разделы, подразделы) и другие структурные единицы, каждая из которых относительно самостоятельна и несет собственную смысловую нагрузку. Необходимо учитывать несколько задач, решаемых оглавлением: - во-первых, оно облегчают читающему поиск нужной информации - напротив каждого заголовка (рубрики) должен стоять номер страницы, с которой начинается очередной блок текста, заключающий вполне определенное содержание; - во-вторых, оно показывает иерархическую структуру дипломной работы, то есть связь и взаимозависимость разделов и подразделов (видно равноправие или вхождение одного в другой) -- именно в этом отношении студентами и допускается большинство ошибок; - в-третьих, реализованное в основном тексте диплома, оно психологически организует и направляет восприятие исследования, заставляя читателя делать паузу и целостно обдумывать прочитанное прежде, чем перейти к следующему структурному разделу. Рубрики в оглавлении не должны быть слишком многочисленными. Исходя из сложившейся традиции, оптимальным количеством глав в дипломной работе следует считать 3—5, независимо от общего объема работы. Слишком большое количество глав наводит на размышление о том, что, либо автор не может логично сгруппировать свой материал, либо излагаемое им, не вполне соответствует теме, указанной в названии. Каждая из глав может быть представлена 2—4 параграфами, любой из которых, если в том есть необходимость, может быть еще упорядочен в 2—3 раздела (пункта), а те, в свою очередь в подразделы. Самой мелкой самостоятельной структурной единицей, имеющей собственный заголовок, в дипломной работе может быть кусок текста не менее 2—3 страниц. Плохо воспринимается и другая крайность, когда в оглавлении присутствуют только названия 2—3-х глав без раскрытия их внутреннего «каркаса». Названия рубрик не должны быть длинными, то есть содержать более 7 слов (исключения возможны), и уж конечно должны пониматься при однократном прочтении. Парадокс оглавления заключается в том, что, будучи расположенным, в начале дипломной работы, оно окончательно составляется в последнюю очередь, когда все остальные ее части, не только написаны, но и оформлены. Сопоставление основного текста с задуманным оглавлением позволяет лишний раз уточнить не только формальную рубрикацию, но и общую логику изложения материала. 1.3.2. Введение Первый вопрос, который задается при подготовке дипломной работы - «а что писать во введении?». Несмотря на свой скромный объем по числу страниц, введение - принципиально важная часть исследования. По существу это его лицо, заявка, по которой будут судить о всей дальнейшей работе, планка, которую выставляет для себя студент и преодоление которой станет предметом оценки на самой защите. Высота этой планки выбирается индивидуально, но уж что точно - она не должна быть низкой. Выражаясь психологическим языком, введение - это тест на уровень притязаний. Формально введение должно состоять из следующих смысловых элементов: - обоснование выбранной темы (его актуальность); - краткая характеристика состояния проблемы, степени ее изученности и решенности; - выдвигаемая гипотеза; - характеристика объекта исследования; - характеристика предмета исследования; - цель исследования; - задачи исследования; - краткое описание используемых методик; - практическая значимость; - новизна исследования. 1.3.2,1. Актуальность Актуальность темы исследования является одним из основных критериев при его экспертизе и означает, что поставленные в исследовании задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки, Здесь своеобразно выпячивается обнаруженное вами противоречие между настоятельной для общества необходимостью теоретически осмыслить или практически справиться с некой социально значимой проблемой и отсутствием ее решения в реальности, Подобная проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний. Т.о., в тексте введения, касающегося актуальности избранной вами темы с той или другой степенью внятности должны звучать следующие мотивы (разумеется, данный перечень не является буквальным и исчерпывающим): - существует настоятельная потребность решения задач исследования для нужд общества; - задачи фундаментальных наук требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов; - без осуществляемых теоретических разработок затрудняется или делается невозможным продолжение прикладных исследований; - теоретические положения исследования позволяют снять существующие разногласия в понимании процесса или явления; - гипотезы и закономерности, выдвинутые в исследовании, позволяют обобщить известные ранее и полученные вами эмпирические (опытные, экспериментальные) данные. - исследование по данной теме существенно повышают качество разработок творческих, научных коллективов в данной отрасли знаний; - новые знания, полученные в исследовании, способствуют повышению квалификации кадров или могут войти в учебные программы обучения студентов. Вашими критиками актуальность не должна подвергаться сомнению, поскольку необходимость проводимых вами в избранном направлении работ для всех должна быть очевидной. Поэтому в данной части введения бывают уместными ссылки не только на мнения известных ученых (предельно кратко, конспективно, сгруппировано), но и на официальные правительственные или международные документы последних лет, в которых разрабатываемая вами задача уже поднималась на «столь высоком» уровне, но еще не нашла своего решения в современных условиях. 1.3.2.2. Гипотеза Гипотеза - это главная идея, выражающаяся в начале исследования в форме предположения, которое должно найти свое подтверждение в ходе проводимых вам работ. Гипотеза как раз и является тем, что выносится на защиту. Это ваши надежды, ожидания и предмет доказательства в дипломной работе (например, связи, отношения, причины, зависимости и т. п.). К точности формулировки гипотезы предъявляются повышенные требования. Здесь любое слово играет принципиальную роль и от него зависит весь ход исследования - начиная от выбора того, что или кого вы будете исследовать и, кончая нюансами сделанных вами в конце работы выводов. Иногда формулировку гипотезы называют «изюминкой» исследования. Гипотеза: - должна быть достаточно простой, ясной; - не должна вступать в противоречие с ранее установленными научными фактами, либо объяснять несостоятельность, неполноту устаревших научных концепций; - должна объяснять круг вопросов, составляющих сущность изучаемого явления; - должна обладать свойством проверяемости в двух смыслах: (1) гипотеза не должна строиться на фактах, которые в принципе невозможно проверить или экспериментально подтвердить; (2) повторный эксперимент, построенный в соответствии с данной гипотезой, при использовании тех же методов и в тех же условиях должен приводить к аналогичным результатам; - должна обладать способностью прогнозировать изучаемый круг явлений. Самым интригующим в гипотезе является то, что в оригинальном исследовании она может либо подтвердиться, либо не подтвердиться. Выдвижение гипотезы - всегда риск, на который идет студент (и его руководитель) и степень этого риска во многом зависит от уверенности в себе и легкости ориентации в накопленном за годы учебы материале. Другими словами - еще до начала исследования «в голове» должны существовать теоретические аргументы в пользу какой- то точки зрения, выносимой на защиту, либо - две группы аргументов - «за» и «против», выбор между которыми и определяет характер гипотезы (второе предпочтительней). С блеском, как правило, подтверждается лишь то, что и не нуждается в особых доказательствах и наоборот - не получившая подтверждение или частично подтвердившаяся гипотеза - всегда новая проблема, всегда новый стимул для следующего поиска. Случаи, когда выдвигаемое предположение вообще не имеет ничего общего с реальной действительностью, здесь не рассматриваются. К числу «маленьких хитростей» для осторожных студентов относится совет: окончательно формулируйте гипотезу только после того, как получены предварительные материалы в пользу той или иной точки зрения. Особо «добросовестные» это делают даже после того, как получены окончательные результаты. Правда, подобные манипуляции ничего общего с наукой не имеют и скорее могут рассматриваться как технология избегания трудностей на защите. 1.3.2.3. Объект исследования Несмотря на кажущуюся простоту, ответ на вопрос о том, как корректно может быть сформулирован объект исследования, особенно в психолого-ориентированных науках, не однозначен. С одной стороны, в качестве объекта исследования может выступать практически все - от ветра в поле до мысли об этом ветре, т. е. и материальные и идеальные явления. В науке вообще это могут быть реальные предметы, в том числе и люди, все формы отношений между ними, психическое как специфическое отражение объективного мира (психические функции, процессы и состояния), научные факты, теории и гипотезы, сами методы исследования, информация во всех ее видах, явления прошлого (как в истории вообще или истории чего-либо) и даже прогноз будущего. Любопытно то, что объект, существуя независимо от исследователя и, даже часто сохраняясь после смерти последнего, сам изначально дается ему в ощущениях, представлениях и понятиях. Короче говоря, объект - это материальный предмет, процесс или явление (в том числе идеальное), порождающие проблемную ситуацию, выбранную для изучения. С другой стороны - выбор объекта всегда связан с многочисленными ограничениями. Изучить или измерить все, имеющее отношение к выделенной проблемной ситуации невозможно. Поэтому каждым исследователем еще на начальных стадиях своей деятельности вводятся целесообразные ограничения, которые могут одновременно накладываться в нескольких отношениях (здесь и далее будем касаться лишь сферы интересов психолого-физиологического профиля и наиболее распространенного экспериментального варианта дипломной работы). Представим себе, с чем гипотетически придется иметь дело, т. е. что может оказаться носителем проблемной ситуации в интересующей нас области. Общество в целом - раз. Какой-то слой или группа этого общества (в частности, семья) - два. Человек как единица общества- три. Организм человека - четыре. Центральная нервная система (в нашем контексте) - пять. Мозг как материальный носитель психики - шесть. Общее состояние психики (допустим, на уровне личности) - семь. Конкретный психический процесс - восемь. И это лишь при самом грубом и, конечно, неполном «расслоении» возможных объектов исследования. По другому спектру параметров обследованию подлежит не все население России, а только его мужская часть, не вся эта часть, а только в возрастном диапазоне от 12 до 14 лет, не все эти подростки, а только обучающиеся в специализированных школах Центрального района Санкт-Петербурга и только перенесшие в раннем детстве черепно-моз- говую травму и т. д. Можно сказать, что во всех указанных примерах речь идет об отборе носителей определенного качества, то есть об ограничении качественных особенностей будущего объекта исследования, даже в тех случаях, когда, казалось бы, эти ограничения носят количественный характер. Подбор представителей объекта (в данном случае индивидуумов), обладающих одинаковой качественной спецификой, обеспечивает важнейшее требование (именно требования, а не пожелание!) любого научного исследования - однородность (гомогенность) по принципиально важным характеристикам той группы, которая формируется для дальнейшего научного анализа. Принципиально важным - значит - способным существенно повлиять на результаты эксперимента. Поэтому сперва мысленно, а потом реально отобранная по избранным критериям группа будет называться экспериментальной. Если не все из принципиально важных характеристик объекта будут учтены, то вероятность ошибочности выводов или вероятность «размазанности» эксперимента резко возрастет, Когда объектом исследования становится чедовек с гигантским разнообразием своих свойств, качеств и историй жизни, то достичь идеальной однородности группы объективно становится невозможным. В подобных случаях каждый исследователь с известным риском идет на шаг, который в науке называется «полезной абстракцией» - он начинает сознательно (хорошо, если сознательно) пренебрегать довольно большой группой обстоятельств, вероятность влияния которых на предполагаемые результаты, по мнению исполнителя исследования мала или в конкретном случае не значима. Помимо общей осведомленности и опыта, при отборе объекта исследования большую роль начинает играть и интуиция - способность к предсказанию без достаточной для этого информации. Совокупность обстоятельств, факторов и условий, сыгравших роль при отборе объекта исследования, во введении к дипломной работе должна быть прописана. L 3.2.4. Проблема репрезентативности В экспериментальных исследованиях всегда или за крайне редким исключением рассматривается не один представитель данного объекта, а их совокупность, достаточная для установления искомой в дипломной работе закономерности. Даже после ограничений, наложенных по качественным критериям, число носителей желаемых свойств может оказаться слишком велико и ни временных ни других ресурсов для их полного исследования не хватит. Если обратиться к терминологии, принятой в вариационной статистике (разделе математики, занимающейся разработкой специальных приемов-вычислений для нужд науки), то вся мыслимая совокупность объектов, обладающая заданным набором качеств, называется генеральной совокупностью. Это могут быть, например, все песчинки на всех пляжах мира или все больные детским церебральным параличом во вселенной. Ни сосчитать, ни исследовать их невозможно. Поэтому «ленивые» ученые научились делать выводы о имеющихся закономерностях не после измерений генеральной совокупности, «всего», а только ее достаточной части, называемой выборкой. Эта выборка объектов должна обладать двумя свойствами: - набором принципиальных качеств генеральной совокупности, то есть их - качеств - у выборки должно быть ни больше и не меньше (например, это значит, что если вы исследуете становление речи у мальчиков- левшей, то в вашей выборке не должно быть ни девочек, ни правшей); - быть количественно представительной, т. е. включать в себя объекты с достаточным числом количественных вариаций какого-то важного для исследования качества (например, для исследования роста китайцев в антропологических исследованиях абсолютно недостаточно измерить только двух случайных представителей этого народа, потому что их рост может никак не отражать общую тенденцию - выбранные могут оказаться лилипутами из местного цирка или членами национальной сборной по баскетболу). Не вдаваясь сейчас в математические обоснования, запомните следующее: надежные, а значит, подкрепленные специальными статистическими критериями выводы могут быть сделаны лишь на выборке численностью из не менее 30 представителей объекта исследования. Это minimum minimorum. В противном случае надежность полученных результатов существенно снижается, даже если само исследование вами проведено весьма добросовестно. Среди ряда математиков даже существует мнение, что численность выборки должна быть не меньше 100, но подобный критерий вполне уместен лишь при весьма серьезных работах или при проведении экспериментов социально-психологичес- кой направленности. В реальной жизни часто приходится встречаться со случаями, когда из-за организационных трудностей дипломнику не удается набрать желаемое число испытуемых. Подобные обстоятельства не безвыходны, но здесь вступают в действие другие правила - либо приходится мириться с ущербной надежностью получаемых результатов, либо при дальнейшей обработке экспериментального материала необходимо отказываться от некорректного использования традиционных (они еще называются параметрическими) статистических процедур, которые должны быть заменены на т. н. непараметрические. Об этом разговор пойдет в разделе, посвященном обработке и анализу полученных материалов. В принципе, в истории науки известны случаи, когда объектом даже диссертационного исследования становился лишь «один экземпляр», как, например, при столкновении с новой экзотической болезнью или при обнаружении «штучного» ископаемого животного. Во введении, помимо описания основного объекта исследования, в зависимости от направленности самого исследования достаточно часто приходится делать ссылку на параллельный объект, вводимый в качестве эталона для сравнения. Таким эталоном становится контрольная группа, которая должна обладать всем набором тех же характеристик, что и экспериментальная, кроме одной - той, по которой необходимо производить оценку и сравнение. Если число принципиальных различий между группами больше и они никак не учитываются, то у вас - автора дипломной работы - размывается основа для объяснения зарегистрированных различий - то ли гипотеза подтвердилась, то ли это результат влияния неучтенного фактора. А наука не терпит неконкретности. Любой рецензент неудачный выбор контрольной группы будет рассматривать как грубую ошибку, ставящую под сомнение большую часть полученного материала. Из этого правила существуют и исключения. В относительно редких случаях исследователь может поставить перед собой специальную задачу проанализировать сочетанное влияние нескольких факторов на тот или иной объект. Но тогда каждое влияние должно быть количественно оценено, а позднее с помощью процедур вариационной статистики взвешено и сопоставлено с другими. Само собой разумеется, что и на контрольную выборку распространяется требования репрезентативности. На всякий случай поясним - в «образцовой» дипломной работе для обеспечения корректных параметрических расчетов не всего должно быть 30 испытуемых, а, в идеале, по 30 и в той и в другой группах. 1.3.2.5. Предмет исследования Предмет исследования - это часть или аспект некоторого объекта, специально выделенная для исследования в данных условиях и обстоятельствах. Это наиболее важная в данном случае сторона объекта, это концентрированное выражение взаимосвязи подлежащей анализу проблемы и объекта, на котором эта проблема планируется к изучению. Поэтому понятие «предмет исследования» конкретнее, чем понятие «объект исследования». Один и тот же объект можно рассматривать под многочисленными углами зрения. Например, человек может выступать как носитель физических свойств (массы, размера и пр.), как биологическое существо, как субъект социальных и экономических отношений, как источник отражательной психической деятельности и многое другое. Т. е., в одном объекте могут быть выделены разнообразные предметы исследования. Определение предмета означает установление «ракурса» рассмотрения, ограничения масштабов поиска, предположение о наиболее существенных сторонах объекта в контексте той специальности, конкретной науки, которая реализуется через дипломное исследование. Точное определение предмета избавляет от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное». В значительной части случаев предмет исследования - это специфические характеристики, свойства, качества, стороны, отношения или изменения во времени объекта. Именно на них и должно направляться основное внимание исполнителя дипломной работы, и именно предмет исследования определяет ее тему, которая после выделения предмета обозначается на титульном листе как часть ее заглавия. Любое научное исследование и даже такое скромное, как дипломная работа, в конечном счете решает лишь одну «чистую» задачу - систематизацию и классификацию регистрируемых явлений, что также может найти отражение в формулировке предмета исследования. Конечной целью любой научной работы является получение нового знания об объекте исследования. Если это условие не соблюдается, то получаемые выводы оказываются банальными и общеизвестными. Поэтому предмет исследования должен быть достаточно оригинален. Практика показывает, что очень часто подобная замечательная черта исследования возникает как следствие видения решения проблемы на стыке двух или нескольких научных
|
|||||||
|