Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ



В жизни каждого студента рано или поздно наступает пора, когда от созерцания что-то рассказывающих на лекциях преподавателей нуж­но переходить к собственной творческой активности и подводить итог - вышло ли из тебя хоть что-нибудь «дельное». Реально подтвердить эту надежду в собственных и чужих глазах можно только одним спосо­бом - защитив дипломную работу.

Завершать получение образования таким образом - традиция до­вольно старая. Но такими же старыми являются настойчивые попытки студентов при этом «наломать дров» и доказать экзаменаторам или нынешним членам государственных комиссий прямо противополож­ное их заветным желаниям. Особенно обидно бывает за выпускника, когда из-за случайной ошибки, незначительной недоработки или из-за излишнего волнения «на пустом месте» ставится под удар вся прове­денная работа, снижается оценка, падает профессиональный рейтинг. Ситуации, в которых возникают или проявляются подобные ошибки, лежат в диапазоне от драматических до комических, причем защищаю­щимся и их умудренным оппонентам одна и та же ситуация часто ви­дится в разном свете.

Данная брошюра - не столько методическое пособие и не строгие инструктивные материалы (хотя избавиться от них совсем не удалось), а лишь опирающаяся на опыт попытка помочь тем, кому скоро пред­стоит столкнуться с проблемой написания, а точнее создания диплом­ной работы. Их чтение и рецензирование, формальные и неформаль­ные консультации, некоторый опыт руководства научными исследованиями, да и собственное студенческое прошлое показывают, что типичные недоумения, проблемы и ошибки в подобных случаях каждым новым поколением выпускников воспроизводятся с упрямой закономерностью.

С надеждой на то, что кому-то прочтение этой небольшой брошю­ры позволит улучшить качество дипломной работы, и это, несомнен­но, будет замечено и по достоинству оценено членами Государствен­ной экзаменационной комиссии.

К. пс. и., доцент А. /7. Бизюк

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Давайте разберемся - о чем пойдет речь. По определению - защи­та дипломной работы является «формой итоговой государственной аттестации студента».

Во-первых, дипломная работа - это документ, подвергающийся квалификационной экспертизе, т. е. на его основании с помощью пяти­балльной количественной оценки будет приниматься качественное ре­шение - можно ли данного человека (вас) переводить из одной катего­рии (студента) в другую (специалиста, профессионала). Реально принятая к защите работа обычно удостаивается лишь оценок «отлич­но», «хорошо» и «удовлетворительно». Теоретически возможна и «не­удовлетворительная» оценка, но такие рукописи, как правило, отсеива­ются еще до защиты. Решение по дипломной работе в перспективном плане настолько серьезно, что может определить существенный этап вашей остальной жизни.

Во-вторых, проведенную работу нужно защищать, т. е. всеми дос­тупными из принятых способами отстаивать ту точку зрения (страте­гию поиска, выводы, результаты и др.), которая была выработана в ходе исследования. В качестве «нападающей стороны» прежде всего, выс­тупает рецензент, которому работа отдается для специального анализа - поиска положительных и, конечно, отрицательных ее сторон и выра­ботки рекомендаций о принципиальном допуске к защите. Найти недо­статки в работе - обязанность рецензента и если он человек добросо­вестный - он их найдет. Чем более добросовестный и опытный, тем больше ошибок и дефектов будет обнаружено. Идеальных работ вооб­ще не бывает. Другой, коллективный «нападающий» - члены Государ­ственной аттестационной комиссии (ГАК), которые будут заслушивать ваше выступление, задавать «каверзные» вопросы, ставить под сомне­ние любую вашу мысль и на основе полученных ответов и разъясне­ний делать свои выводы. В качестве первого и доброжелательного кри­тика будет выступать и руководитель диплома.


1.2. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

Самый надежный способ свести критику к минимуму, а оценку привести к максимуму - исполнить дипломную работу так, чтобы она по своему уровню приближалась к требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям. Такая задача требует времени и сил. По­этому - начинайте подготавливать дипломную работу задолго до того, как от вас это потребуется формально.

Работа над дипломным исследованием состоит из нескольких пос­ледовательных этапов:

- общая ориентация в проблематике избранной дисциплины;

- выбор и утверждение темы;

- составление плана (структуры) работы;

- изучение научной литературы и других, в том числе официаль­ных документов по теме работы;

- проведение экспериментального исследования;

- статистическая обработка полученных результатов;

- написание и оформление текста работы;

- защита дипломной работы.

Дипломная работа, как правило, первое серьезное научное иссле­дование. Поэтому при реализации плана сразу нужно приучать себя систематически работать над темой, продуктивно использовать даже самые небольшие отрезки времени. Регулярная или с небольшими пе­рерывами работа над темой психологически имеет огромное значение. Опыт научно-исследовательской деятельности показывает, что ежеднев­ное внимание к диплому, даже в течение одного-двух часов, а иногда и минут (записать возникшую мысль, просмотреть статью), может дать больший результат, чем работа по несколько суток, но с большими пере­рывами. В последнем случае неизбежно приходится возвращаться к пройденному, чтобы восстановить в памяти, что уже сделано и, что пред­полагалось сделать, а это - потери драгоценного времени.

Исключением из данного правила может являться лишь один слу­чай. Когда вы посчитали дипломную работу в целом, но вчерне выпол­ненной, она должна небольшой срок, допустим недели две-три, а еще лучше месяц «вылежаться», то есть о ней нужно забыть. А после воз­вращения к тексту прочитать его чужими глазами, что позволяет сразу увидеть смысловые и стилистические погрешности, и лишь после их исправления предлагать ее для окончательной правки научному руко­водителю.

1.2.1. Выбор темы

Начало работы над дипломом - выбор темы. Сделать это «с наско­ка» вряд ли удастся, хотя бы потому, что даже на старших курсах всегда остаются определенные недоумение и растерянность, иногда от изо­билия возможностей, а иногда от страха перед необратимыми послед-


ствиями выбора. Поэтому, если выбор зависит от вас - при прочих равных условиях надо выбирать то, что интересно. Если это инте­ресно вам, значит вероятнее всего окажется таковым и для других. Вас будут с любопытством читать и слушать.

Помимо этого пожелания, существуют и формальные требования к содержанию планируемой работы, важнейшими из которых являют­ся проблемность и новизна. Совершенно очевидно, что нет смысла на защите в 276-ой раз нудно и многозначительно доказывать то, что для всех присутствующих давно является прописной истиной. А это зна­чит, что формулировка самой темы должна содержать такой текст, в котором оба эти требования будут, хотя и неявно, представлены. Выра­жаясь бытовым языком, тема дипломной работы должна «интриго­вать» и вызывать желание заглянуть в основной текст.

В обязательных требованиях к дипломным работам звучат и такие формулировки, как актуальность (буквально - важность в настоящее время, отвечающая на вопрос - почему именно сегодня для разработки была принята заявленная тема) и профессиональная значимость, кото­рая может трактоваться двояко - и как ожидаемый вклад проведенного, пускай пока скромного, исследования в общую копилку избранной на­уки и как подтверждение понимания защищающимся приоритетов, су­ществующих в рамках того или иного научного направления.

Практических путей решения перечисленных задач три:

1) выяснить примерную тематику дипломных работ по кафедре, научная направленность которой вам наиболее близка (см. также При­ложение 1);

2) принять совет или рекомендации научного руководителя, кото­рого вы должны сами выбрать или который назначается вам на заседа­нии соответствующей кафедры;

3) в результате «мучительных» раздумий предложить свою (сфор­мулированную вами) тему.

В последнем случае, если вы уже работаете в специализирован­ном профильном учреждении и приобрели какой-то опыт, целесооб­разно использовать iy теоретическую базу и тот экспериментальный материал, с которыми Вы имеете дело как практикующий сотрудник этого учреждения. Независимо от предпосылок вашего выбора, окон­чательную формулировку темы предлагайте только после знаком­ства с проработанностью и глубиной ее изложения в уже опублико­ванной научной литературе.

Следует иметь в виду, что наличие в библиотеке значительного количества научных трудов по той или иной теме может, с одной сто­роны, свидетельствовать о ее важности и облегчить работу с соб­ственным материалом, а с другой стороны, затруднить поиск новых неисследованных или слабо изученных аспектов данной проблемы.

Гипотетически возможны следующие виды дипломных работ и соответствующих тем (здесь расположены в порядке приоритетности):

1. Исследовательская работа: самостоятельное, эксперименталь­ное исследование какого-либо конкретного явления. 6

2. Теоретическая работа: изучение и, главное, анализ той или иной теоретической проблемы с привлечением всей необходимой литера­туры и других материалов.

3. Историческая работа: углубленное историко-теоретическое изучение какого-либо научного события, процесса, документа; связи этого явления с современностью. К этой же рубрике могут быть отне­сены и работы, посвященные исследованию деятельности какого-то выдающегося ученого прошлого.

5. Библиографическая работа: систематизация, классификация и анализ публикаций, посвященных какой-либо проблеме и вышедших в различных, в том числе периодических изданиях в течение определен­ного срока.

6. Перевод с иностранного языка монографии, совокупности учеб­ного материалов или других публикаций по избранной теме с коммен­тарием дипломника.

Формулирование темы - это, прежде всего искусство, ясно мыс­лить. Но не только. Это же и первая содержательная предпосылка для выбора своеобразного вектора дальнейшего научно-исследовательс- кот поведения, основа плана студенческой жизни на месяцы и, порой, годы.

Практика показывает, что не каждое предварительное название темы в неизменном виде доживает до защиты. Следует признать, что в ре­зультате столкновения с экспериментальной реальностью, во многих случаях содержание работы и ее «вывеска» корректируются, уточня­ются и даже радикально пересматриваются. К подобным явлениям нельзя относиться негативно, напротив, это свидетельство совершен­ствования представлений студента и признак более ясного понимания им своей задачи (конечно, речь не идет о беспорядочных метаниях).

Если идея изменения темы принадлежит вам, то это обстоятель­ство: 1) должно быть веско и четко обосновано (большая четкость дос­тигается, когда аргументация и для себя и для других не только прогова­ривается, но и прописывается); 2) должно быть согласовано с руководителем дипломной работы и найти у него поддержку.

В названии темы закладывается суть работы, а не все, что вы по этому поводу можете сказать. Поэтому не превращайте ее в перечень деталей, которые хотя и кажутся вам важными, но вполне могут быть пояснены в дальнейшем тексте; не насыщайте ее причастными и дееп­ричастными оборотами. Порой приходится сталкиваться просто с ку­рьезными случаями, когда студент на защите из-за текстуальной пере­груженности не может без бумаги правильно вспомнить название своей работы. Старайтесь сформулировать название темы так, чтобы оно содержало не более семи слов (предлоги не в счет).

Тема дипломной работы, после ее обсуждения с научным руково­дителем, утверждается на заседании кафедры и оформляется распоря­жением декана факультета или приказом ректора Института.

1.2.2. Планирование

Итак-темаутверждена, руководитель выбран. Дальше начинается наведение порядка в своей голове и в своих делах. Это значит, что вам придется реализовывать два параллельных и согласованных между со­бой плана.

Во-первых: что, в какой последовательности, и в какие сроки вы реально собираетесь делать. К числу того, что должно быть обязатель­но «развешено» по времени здесь относятся:

- работа с литературой и посещение с этой целью библиотек;

- организация (в том числе поиск места) и проведение эксперимента;

- статистическая обработка полученного материала;

- теоретическое осмысление полученных результатов;

- встречи для консультаций, отчетов и обсуждений полученных результатов с руководителем работы;

- написание и предварительное оформление дипломной работы, включая подготовку не только ее текста, но и таблиц и графических материалов;

- сроки последнего прочтения и редактирования работы руково­дителем;

- окончательное оформление дипломной работы;

- сроки передачи дипломной работы рецензенту;

- написание доклада и оформление наглядного материала для за­щиты;

- и, наконец, дата самой защиты.

Вопреки любимому развлечению студентов начинать готовиться к экзамену за час до него, в отношении дипломной работы усвойте в качестве императива (приказа) правило - все должно быть подго­товлено за две недели до назначенного срока. Это - ваша страховка.

Второй план имеет отношение к структуре самого дипломного исследования как документа. Требуемая структура не является слу­чайностью или чьей-то прихотью. Это - выработанный годами резуль­тат поиска наиболее целесообразного предъявления научных материа­лов, общепринятый и с небольшими вариациями повторяющийся во всех видах научной документации.

Каждая дипломная работа должна иметь:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- введение;

- основную исследовательскую часть, которая в свою очередь, традиционно делится на литературный обзор и экспериментальный раздел с обсуждением полученных материалов;

- заключение (обычно с выводами);

- рекомендации (возможны, но необязательны);

- список литературы;

- приложение (при необходимости).

К каждому из указанных разделов предъявляются ряд требований, как по их содержанию, так и оформлению. Они будут рассмотрены ниже.

Кроме того, следует иметь в виду, что к публичной защите допус­каются лишь те дипломные работы, которые имеют следующие обяза­тельные сопроводительные документы:

- отзыв научного руководителя (по сути - характеристика выпуск­ника как научного исследователя);

- отзыв рецензента, который может содержать рекомендации к за­щите или даже рекомендации по конкретной оценке работы.

1.3. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

1.3.1. Оглавление

Первая ориентация в любой научной работе начинается со знаком­ства с ее оглавлением. Расположенное после титульного листа, оно сразу должно создавать у читающего впечатление о направленности исследова­ния, его логике и его ценности. Смысл рубрикации - деление и классифи­кация вашего материала на главы, параграфы, пункты, подпункты (разде­лы, подразделы) и другие структурные единицы, каждая из которых относительно самостоятельна и несет собственную смысловую нагрузку.

Необходимо учитывать несколько задач, решаемых оглавлением:

- во-первых, оно облегчают читающему поиск нужной информа­ции - напротив каждого заголовка (рубрики) должен стоять номер стра­ницы, с которой начинается очередной блок текста, заключающий впол­не определенное содержание;

- во-вторых, оно показывает иерархическую структуру диплом­ной работы, то есть связь и взаимозависимость разделов и подразделов (видно равноправие или вхождение одного в другой) -- именно в этом отношении студентами и допускается большинство ошибок;

- в-третьих, реализованное в основном тексте диплома, оно психо­логически организует и направляет восприятие исследования, застав­ляя читателя делать паузу и целостно обдумывать прочитанное преж­де, чем перейти к следующему структурному разделу.

Рубрики в оглавлении не должны быть слишком многочисленны­ми. Исходя из сложившейся традиции, оптимальным количеством глав в дипломной работе следует считать 3—5, независимо от общего объе­ма работы. Слишком большое количество глав наводит на размышле­ние о том, что, либо автор не может логично сгруппировать свой мате­риал, либо излагаемое им, не вполне соответствует теме, указанной в названии. Каждая из глав может быть представлена 2—4 параграфами, любой из которых, если в том есть необходимость, может быть еще упорядочен в 2—3 раздела (пункта), а те, в свою очередь в подразделы. Самой мелкой самостоятельной структурной единицей, имеющей соб­ственный заголовок, в дипломной работе может быть кусок текста не менее 2—3 страниц.

Плохо воспринимается и другая крайность, когда в оглавлении при­сутствуют только названия 2—3-х глав без раскрытия их внутреннего «каркаса».

Названия рубрик не должны быть длинными, то есть содержать более 7 слов (исключения возможны), и уж конечно должны пони­маться при однократном прочтении.

Парадокс оглавления заключается в том, что, будучи расположен­ным, в начале дипломной работы, оно окончательно составляется в последнюю очередь, когда все остальные ее части, не только написаны, но и оформлены. Сопоставление основного текста с задуманным ог­лавлением позволяет лишний раз уточнить не только формальную руб­рикацию, но и общую логику изложения материала.

1.3.2. Введение

Первый вопрос, который задается при подготовке дипломной ра­боты - «а что писать во введении?».

Несмотря на свой скромный объем по числу страниц, введение - принципиально важная часть исследования. По существу это его лицо, заявка, по которой будут судить о всей дальнейшей работе, планка, которую выставляет для себя студент и преодоление кото­рой станет предметом оценки на самой защите. Высота этой планки выбирается индивидуально, но уж что точно - она не должна быть низкой. Выражаясь психологическим языком, введение - это тест на уровень притязаний.

Формально введение должно состоять из следующих смысловых элементов:

- обоснование выбранной темы (его актуальность);

- краткая характеристика состояния проблемы, степени ее изучен­ности и решенности;

- выдвигаемая гипотеза;

- характеристика объекта исследования;

- характеристика предмета исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- краткое описание используемых методик;

- практическая значимость;

- новизна исследования.

1.3.2,1. Актуальность

Актуальность темы исследования является одним из основных кри­териев при его экспертизе и означает, что поставленные в исследова­нии задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответ­ствующей отрасли науки, Здесь своеобразно выпячивается обнаруженное вами противоречие между настоятельной для обще­ства необходимостью теоретически осмыслить или практически спра­виться с некой социально значимой проблемой и отсутствием ее реше­ния в реальности, Подобная проблема выступает как осознание, кон­статация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием новых фактов, связей, законов, обна­ружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов практики, которые требуют выхода за пре­делы уже полученных знаний.

Т.о., в тексте введения, касающегося актуальности избранной вами темы с той или другой степенью внятности должны звучать следую­щие мотивы (разумеется, данный перечень не является буквальным и исчерпывающим):

- существует настоятельная потребность решения задач исследо­вания для нужд общества;

- задачи фундаментальных наук требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов;

- без осуществляемых теоретических разработок затрудняется или делается невозможным продолжение прикладных исследований;

- теоретические положения исследования позволяют снять суще­ствующие разногласия в понимании процесса или явления;

- гипотезы и закономерности, выдвинутые в исследовании, позво­ляют обобщить известные ранее и полученные вами эмпирические (опытные, экспериментальные) данные.

- исследование по данной теме существенно повышают качество разработок творческих, научных коллективов в данной отрасли знаний;

- новые знания, полученные в исследовании, способствуют повы­шению квалификации кадров или могут войти в учебные программы обучения студентов.

Вашими критиками актуальность не должна подвергаться сомне­нию, поскольку необходимость проводимых вами в избранном направ­лении работ для всех должна быть очевидной. Поэтому в данной части введения бывают уместными ссылки не только на мнения известных ученых (предельно кратко, конспективно, сгруппировано), но и на официальные правительственные или международные документы пос­ледних лет, в которых разрабатываемая вами задача уже поднималась на «столь высоком» уровне, но еще не нашла своего решения в совре­менных условиях.

1.3.2.2. Гипотеза

Гипотеза - это главная идея, выражающаяся в начале исследова­ния в форме предположения, которое должно найти свое подтвержде­ние в ходе проводимых вам работ. Гипотеза как раз и является тем, что выносится на защиту. Это ваши надежды, ожидания и предмет доказа­тельства в дипломной работе (например, связи, отношения, причины, зависимости и т. п.). К точности формулировки гипотезы предъявляют­ся повышенные требования. Здесь любое слово играет принципиаль­ную роль и от него зависит весь ход исследования - начиная от выбора того, что или кого вы будете исследовать и, кончая нюансами сделан­ных вами в конце работы выводов. Иногда формулировку гипотезы называют «изюминкой» исследования.

Гипотеза:

- должна быть достаточно простой, ясной;

- не должна вступать в противоречие с ранее установленными научными фактами, либо объяснять несостоятельность, неполноту устаревших научных концепций;

- должна объяснять круг вопросов, составляющих сущность изу­чаемого явления;

- должна обладать свойством проверяемости в двух смыслах: (1) ги­потеза не должна строиться на фактах, которые в принципе невозмож­но проверить или экспериментально подтвердить; (2) повторный экс­перимент, построенный в соответствии с данной гипотезой, при использовании тех же методов и в тех же условиях должен приводить к аналогичным результатам;

- должна обладать способностью прогнозировать изучаемый круг явлений.

Самым интригующим в гипотезе является то, что в оригиналь­ном исследовании она может либо подтвердиться, либо не подтвер­диться. Выдвижение гипотезы - всегда риск, на который идет студент (и его руководитель) и степень этого риска во многом зависит от уве­ренности в себе и легкости ориентации в накопленном за годы учебы материале. Другими словами - еще до начала исследования «в голо­ве» должны существовать теоретические аргументы в пользу какой- то точки зрения, выносимой на защиту, либо - две группы аргумен­тов - «за» и «против», выбор между которыми и определяет характер гипотезы (второе предпочтительней). С блеском, как правило, под­тверждается лишь то, что и не нуждается в особых доказательствах и наоборот - не получившая подтверждение или частично подтвердив­шаяся гипотеза - всегда новая проблема, всегда новый стимул для следующего поиска. Случаи, когда выдвигаемое предположение во­обще не имеет ничего общего с реальной действительностью, здесь не рассматриваются.

К числу «маленьких хитростей» для осторожных студентов отно­сится совет: окончательно формулируйте гипотезу только после того, как получены предварительные материалы в пользу той или иной точки зрения. Особо «добросовестные» это делают даже после того, как получены окончательные результаты. Правда, подобные манипу­ляции ничего общего с наукой не имеют и скорее могут рассматри­ваться как технология избегания трудностей на защите.

1.3.2.3. Объект исследования

Несмотря на кажущуюся простоту, ответ на вопрос о том, как кор­ректно может быть сформулирован объект исследования, особенно в психолого-ориентированных науках, не однозначен.

С одной стороны, в качестве объекта исследования может высту­пать практически все - от ветра в поле до мысли об этом ветре, т. е. и материальные и идеальные явления. В науке вообще это могут быть реальные предметы, в том числе и люди, все формы отношений между ними, психическое как специфическое отражение объективного мира (психические функции, процессы и состояния), научные факты, теории и гипотезы, сами методы исследования, информация во всех ее видах, явления прошлого (как в истории вообще или истории чего-либо) и даже прогноз будущего. Любопытно то, что объект, существуя независимо от исследователя и, даже часто сохраняясь после смерти последнего, сам изначально дается ему в ощущениях, представлениях и понятиях.

Короче говоря, объект - это материальный предмет, процесс или явление (в том числе идеальное), порождающие проблемную ситуа­цию, выбранную для изучения.

С другой стороны - выбор объекта всегда связан с многочислен­ными ограничениями. Изучить или измерить все, имеющее отноше­ние к выделенной проблемной ситуации невозможно. Поэтому каж­дым исследователем еще на начальных стадиях своей деятельности вводятся целесообразные ограничения, которые могут одновременно накладываться в нескольких отношениях (здесь и далее будем касаться лишь сферы интересов психолого-физиологического профиля и наи­более распространенного экспериментального варианта дипломной работы).

Представим себе, с чем гипотетически придется иметь дело, т. е. что может оказаться носителем проблемной ситуации в интересую­щей нас области. Общество в целом - раз. Какой-то слой или группа этого общества (в частности, семья) - два. Человек как единица обще­ства- три. Организм человека - четыре. Центральная нервная система (в нашем контексте) - пять. Мозг как материальный носитель психики - шесть. Общее состояние психики (допустим, на уровне личности) - семь. Конкретный психический процесс - восемь. И это лишь при са­мом грубом и, конечно, неполном «расслоении» возможных объек­тов исследования.

По другому спектру параметров обследованию подлежит не все население России, а только его мужская часть, не вся эта часть, а только в возрастном диапазоне от 12 до 14 лет, не все эти подростки, а только обучающиеся в специализированных школах Центрального района Санкт-Петербурга и только перенесшие в раннем детстве черепно-моз- говую травму и т. д.

Можно сказать, что во всех указанных примерах речь идет об от­боре носителей определенного качества, то есть об ограничении каче­ственных особенностей будущего объекта исследования, даже в тех случаях, когда, казалось бы, эти ограничения носят количественный характер.

Подбор представителей объекта (в данном случае индивидуумов), обладающих одинаковой качественной спецификой, обеспечивает важ­нейшее требование (именно требования, а не пожелание!) любого на­учного исследования - однородность (гомогенность) по принципи­ально важным характеристикам той группы, которая формируется для дальнейшего научного анализа. Принципиально важным - значит - способным существенно повлиять на результаты эксперимента. По­этому сперва мысленно, а потом реально отобранная по избранным критериям группа будет называться экспериментальной.

Если не все из принципиально важных характеристик объекта бу­дут учтены, то вероятность ошибочности выводов или вероятность «размазанности» эксперимента резко возрастет, Когда объектом ис­следования становится чедовек с гигантским разнообразием своих свойств, качеств и историй жизни, то достичь идеальной однородности группы объективно становится невозможным. В подобных случаях каждый исследователь с известным риском идет на шаг, который в на­уке называется «полезной абстракцией» - он начинает сознательно (хорошо, если сознательно) пренебрегать довольно большой группой обстоятельств, вероятность влияния которых на предполагаемые ре­зультаты, по мнению исполнителя исследования мала или в конкрет­ном случае не значима. Помимо общей осведомленности и опыта, при отборе объекта исследования большую роль начинает играть и интуи­ция - способность к предсказанию без достаточной для этого инфор­мации.

Совокупность обстоятельств, факторов и условий, сыгравших роль при отборе объекта исследования, во введении к дипломной работе должна быть прописана.

L 3.2.4. Проблема репрезентативности

В экспериментальных исследованиях всегда или за крайне редким исключением рассматривается не один представитель данного объек­та, а их совокупность, достаточная для установления искомой в дип­ломной работе закономерности.

Даже после ограничений, наложенных по качественным критери­ям, число носителей желаемых свойств может оказаться слишком ве­лико и ни временных ни других ресурсов для их полного исследования не хватит. Если обратиться к терминологии, принятой в вариационной статистике (разделе математики, занимающейся разработкой специ­альных приемов-вычислений для нужд науки), то вся мыслимая сово­купность объектов, обладающая заданным набором качеств, называ­ется генеральной совокупностью. Это могут быть, например, все песчинки на всех пляжах мира или все больные детским церебральным параличом во вселенной. Ни сосчитать, ни исследовать их невозмож­но. Поэтому «ленивые» ученые научились делать выводы о имеющих­ся закономерностях не после измерений генеральной совокупности, «всего», а только ее достаточной части, называемой выборкой.

Эта выборка объектов должна обладать двумя свойствами:

- набором принципиальных качеств генеральной совокупности, то есть их - качеств - у выборки должно быть ни больше и не меньше (напри­мер, это значит, что если вы исследуете становление речи у мальчиков- левшей, то в вашей выборке не должно быть ни девочек, ни правшей);

- быть количественно представительной, т. е. включать в себя объек­ты с достаточным числом количественных вариаций какого-то важно­го для исследования качества (например, для исследования роста ки­тайцев в антропологических исследованиях абсолютно недостаточно измерить только двух случайных представителей этого народа, потому что их рост может никак не отражать общую тенденцию - выбранные могут оказаться лилипутами из местного цирка или членами нацио­нальной сборной по баскетболу).

Не вдаваясь сейчас в математические обоснования, запомните сле­дующее: надежные, а значит, подкрепленные специальными статисти­ческими критериями выводы могут быть сделаны лишь на выборке численностью из не менее 30 представителей объекта исследования. Это minimum minimorum. В противном случае надежность полученных результатов существенно снижается, даже если само исследование вами проведено весьма добросовестно. Среди ряда математиков даже суще­ствует мнение, что численность выборки должна быть не меньше 100, но подобный критерий вполне уместен лишь при весьма серьезных работах или при проведении экспериментов социально-психологичес- кой направленности.

В реальной жизни часто приходится встречаться со случаями, ког­да из-за организационных трудностей дипломнику не удается набрать желаемое число испытуемых. Подобные обстоятельства не безвыход­ны, но здесь вступают в действие другие правила - либо приходится мириться с ущербной надежностью получаемых результатов, либо при дальнейшей обработке экспериментального материала необходимо от­казываться от некорректного использования традиционных (они еще называются параметрическими) статистических процедур, которые дол­жны быть заменены на т. н. непараметрические. Об этом разговор пой­дет в разделе, посвященном обработке и анализу полученных матери­алов. В принципе, в истории науки известны случаи, когда объектом даже диссертационного исследования становился лишь «один экземп­ляр», как, например, при столкновении с новой экзотической болез­нью или при обнаружении «штучного» ископаемого животного.

Во введении, помимо описания основного объекта исследования, в зависимости от направленности самого исследования достаточно часто приходится делать ссылку на параллельный объект, вводимый в качестве эталона для сравнения. Таким эталоном становится конт­рольная группа, которая должна обладать всем набором тех же харак­теристик, что и экспериментальная, кроме одной - той, по которой необходимо производить оценку и сравнение. Если число принципи­альных различий между группами больше и они никак не учитывают­ся, то у вас - автора дипломной работы - размывается основа для объяснения зарегистрированных различий - то ли гипотеза подтверди­лась, то ли это результат влияния неучтенного фактора. А наука не терпит неконкретности. Любой рецензент неудачный выбор конт­рольной группы будет рассматривать как грубую ошибку, ставящую под сомнение большую часть полученного материала.

Из этого правила существуют и исключения. В относительно ред­ких случаях исследователь может поставить перед собой специаль­ную задачу проанализировать сочетанное влияние нескольких факто­ров на тот или иной объект. Но тогда каждое влияние должно быть количественно оценено, а позднее с помощью процедур вариацион­ной статистики взвешено и сопоставлено с другими.

Само собой разумеется, что и на контрольную выборку распрост­раняется требования репрезентативности. На всякий случай поясним - в «образцовой» дипломной работе для обеспечения корректных па­раметрических расчетов не всего должно быть 30 испытуемых, а, в идеале, по 30 и в той и в другой группах.

1.3.2.5. Предмет исследования

Предмет исследования - это часть или аспект некоторого объекта, специально выделенная для исследования в данных условиях и обстоя­тельствах. Это наиболее важная в данном случае сторона объекта, это концентрированное выражение взаимосвязи подлежащей анализу про­блемы и объекта, на котором эта проблема планируется к изучению. Поэтому понятие «предмет исследования» конкретнее, чем понятие «объект исследования».

Один и тот же объект можно рассматривать под многочисленны­ми углами зрения. Например, человек может выступать как носитель физических свойств (массы, размера и пр.), как биологическое суще­ство, как субъект социальных и экономических отношений, как источ­ник отражательной психической деятельности и многое другое. Т. е., в одном объекте могут быть выделены разнообразные предметы иссле­дования. Определение предмета означает установление «ракурса» рас­смотрения, ограничения масштабов поиска, предположение о наибо­лее существенных сторонах объекта в контексте той специальности, конкретной науки, которая реализуется через дипломное исследова­ние. Точное определение предмета избавляет от заведомо безнадеж­ных попыток «объять необъятное».

В значительной части случаев предмет исследования - это специ­фические характеристики, свойства, качества, стороны, отношения или изменения во времени объекта. Именно на них и должно направляться основное внимание исполнителя дипломной работы, и именно пред­мет исследования определяет ее тему, которая после выделения пред­мета обозначается на титульном листе как часть ее заглавия. Любое научное исследование и даже такое скромное, как дипломная работа, в конечном счете решает лишь одну «чистую» задачу - систематизацию и классификацию регистрируемых явлений, что также может найти отражение в формулировке предмета исследования.

Конечной целью любой научной работы является получение но­вого знания об объекте исследования. Если это условие не соблюдает­ся, то получаемые выводы оказываются банальными и общеизвестны­ми. Поэтому предмет исследования должен быть достаточно оригина­лен. Практика показывает, что очень часто подобная замечательная черта исследования возникает как следствие видения решения пробле­мы на стыке двух или нескольких научных



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.