Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 3 страница



Перед началом работы в Интернете необходимо четко представить себе сферу интереса (предмет) и столь же четко сформулировать зап­рос на поисковую машину, часто с учетом той терминологии, которая принята в данной научной области. Даже если на первый взгляд осуще­ствленный поиск оказался удачным, целесообразно его повторить с несколько измененным запросом (критерием поиска) или с примене­нием другой поисковой машины. Особенностью многих сайтов узкой направленности является то, что они сами содержат обширные ресур­сы ссылок на другие страницы, тематически сходные с найденной.

Помимо возможности поиска по ключевым словам, Интернет по­зволяет обращаться к тематическим сайтам-каталогам, сайтам различ­ных профильных организаций, научно-исследовательских институтов, университетов и, что особенно важно, сайтам библиотек и журналов, на которых часто хранятся не только рефераты и аннотации ранее опуб­ликованных статей, но иногда и полные тексты важнейших из них. В последние годы в Интернете часто встречаются и электронные версии многих монографий. Экономия времени в таких случаях оказывается весьма существенной.

Другой, менее распространенной формой получения необходи­мой информации из Интернета является подписка на тематические бюллетени, рассылаемые по электронной почте. Для этого необходи­мо обзавестись собственным электронным адресом.

При работе с Интернетом следует иметь в виду, что это инфор­мационное пространство заполняется множеством отдельных и не­зависимых друг от друга государственных учреждений, учебных за­ведений, коммерческих и некоммерческих организаций, фирм, час­тных лиц и каких-то инициативных групп, члены которых могут объе­диняться по самым замысловатым принципам. При взгляде со стороны все это представляет своеобразный информационный хаос, а иногда и помойку, из которых необходимо извлечь «жемчужину» полезных сведений. Кроме того, информационные ресурсы в про­странстве сети активно развиваются, реорганизуются, а иногда и прекращают свое существование. Сайты и тем более конкретные страницы внутри них могут с течением времени изменять свои ад­реса или даже исчезать.

В итоге полученные вами ссылки могут оказаться принадлежащи­ми как весьма известным и достойным уважения авторам (как прави­ло, в таких случаях на сайте есть четкое указание, из какого журнала, за какой год скопирована данная статья или из какой книги какого изда­тельства позаимствован тот или иной раздел монографии), так и ано­нимным источникам. Ссылки на последние в дипломной работе недо­пустимы, хотя сами мысли, если они показались вам интересными, могут быть приняты к сведению. Помните, что вы не имеете права использовать информацию, если она не была официально опублико­вана, поэтому даже источники, имеющие в Интернете библиографи­ческое сопровождение, должны быть перепроверены.

Рассмотренные положения представляют собой принципы любо­го информационного поиска, лишь адаптированные к конкретным ус­ловиям Интернета.

L3.3.3. Фиксация материала

Обычно библиография для любой научной работы набирается «по цепочке» (это касается и Интернета). После прочтения первой взятой вами книги или статьи внимательно просмотрите литературу, на кото­рую ссылается автор, и перепишите источники, которые могут иметь отношение к вашей проблеме. Так поступайте с каждой книгой, пока не почувствуйте, что уже вся литература вами учтена и в очередной монографии или статье она начинает повторяться.

Для этого сразу начинайте формировать картотеку - на каждый источник заводите учетную карточку, аналогичную той, с которой встре­чались в библиотеках. На одной ее стороне вписывается полное и де­тальное библиографическое указание источника, а на другой - аннота­ция или понравившаяся цитата (обязательно с указанием страницы, на которой она встретилась). Наиболее удобный способ, с помощью ко­торого упорядочиваются заполненные карточки, выбирается вами: расположение в алфавитном, хронологическом или тематическом по­рядке. Многие студенты для быстроты поиска помечают карточки цвет­ными карандашами или фломастерами, подклеивают выступающие метки. Сразу составляйте картотеку так, чтобы к ней можно было вер­нуться даже через несколько лет.

Особенно эффективным является создание аналога подобной кар­тотеки или базы данных на собственном компьютере. В нее могут запи­сываться и полные тексты наиболее важных статей или разделов моно­графий, скопированные с помощью сканера, снабженного программой распознавания текста. С учетом того, что файлы с подобной информа­цией должны храниться долго, обязательно делайте и регулярно обнов­ляйте их резервные копии на т. н. флоппи-дисках, лазерных дисках и других магнитных носителях.

L 3.3.4. Техника знакомства с литературой

Изучение литературы по выбранной теме предпочтительно начи­нать с общих работ, чтобы получить представление об основных воп­росах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. К числу таких работ относятся либо монографии, либо обзорные статьи, часто издающиеся в связи с юбилеем какого-то направления исследований. Из спектра именно предварительного зна­комства нельзя исключить и научно-популярную литературу, в кото­рой фантазия автора часто ничем не ограничивается и число интерес­ных мыслей, продиктованных любопытством и любознательностью больше, чем в строгой научной публикации.

Конечно, лучше сначала разобраться с печатными произведения­ми текущего года, поскольку в них содержатся наиболее свежие мате­риалы. Затем необходимо переходить к публикациям предшествую­щих лет, постепенно сдвигая границу до 5—10-летней давности, а при необходимости и до более ранних времени.

Первым шагом в знакомстве с отобранными литературными ис­точниками является прочтение оглавления, которое помогает понять цель написания научного труда, знакомит с расположением материа­ла, с основными вопросами и особенностями их изложения. Затем следует бегло, «по диагонали» просмотреть весь труд и решить, нужно ли его в целом или отдельные разделы выборочно прочитывать, попут­но определяя, в какой мере они могут быть использованы в диплом­ном исследовании. Научная книга не обязательно читается целиком, ваша задача -- найти в ней те фрагменты, которые имеют непосред­ственное отношение к проводимой вами работе и установить связи этих фрагментов с предшествующей информацией и предметом ис­следования. В журнальных статьях, требования к которым достаточно формализованы и схожи с теми, что предъявляются и к дипломным работам, лучше начинать знакомство с первого-второго (постановка проблемы) и последних абзацев (выводов), из которых сразу становит­ся ясным смысл и направленность данной публикации.


Для уяснения основных идей автора необходимо научиться крити­чески воспринимать все прочитанное, делая в его отношении мыслен­ные замечания и вынося суждения. Следует иметь в виду, что подобное отношение к чужому тексту обязательно будет стимулировать возник­новение собственных соображений, развивать взвешенный подход к соб­ственным исследованиям. Иногда вообще полезно часть литературного материала анализировать «въедливо», именно под углом зрения поиска в нем ошибок и недостатков, причем, не взирая на авторитеты.

Для технического облегчения задачи селекции многочисленных лите­ратурных источников есть смысл их прочтение сопровождать разметкой текста в самих книгах (разумеется, это допустимо только в отношении книг из личной библиотеки) - начиная от подчеркиваний или вертикаль­ных черточек на полях и кончая индивидуально выбранными знаками наподобие дорожных. Подобный прием в дальнейшем облегчает разыс­кивание, делает книгу более знакомой и индивидуально более ценной. Менее «травматичным» вариантом разметки является использование разноцветных или помеченных специальными значками закладок.

Помимо литературы, касающейся темы вашего диплома, необхо­димо также изучить все, что связано с инструментальным обеспечени­ем его экспериментальной составляющей, то есть методы и методики исследования, их конкретные показатели, а также приемы математи­ческой статистики, традиционно используемые в выбранном разделе науки.

Из прочитанного в работу могут быть взяты не только мысли или тематически близкие взгляды авторов (естественно, со ссылками на авторство), но и полезные для диплома фактические данные - диаграм­мы, графики, схемы, таблицы и т. п. Ограничения по их включению просты - они должны быть абсо лютно необходимы для иллюстрации выводов цитируемого ученого и не должны загромождать второсте­пенными частностями первую главу, цель которой - аналитический и критический обзор предшествующего материала.

Самой распространенной и грубой ошибкой студентов дипломни­ков является превращение этого обзора в простое заимствование и перечисление точек зрения, вычитанных в литературе или их иногда дословный пересказ. Вместе с тем, отбор литературы и даже ее упоря­дочение - лишь первые этапы, вслед за которыми нужно продемонст­рировать умение приспосабливать этот материал для целей диплома. Ваша творческая самостоятельность в первой главе должна быть про­явлена в способности находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в умении выискивать новые необходи­мые аргументы в пользу отстаиваемой позиции. В конечном счете, это сводится к оценочным характеристикам источников с позиции сфор­мулированной проблемы, «интриги» диплома, и к умению резюмиро­вать, подводить критический итог разделам литературного обзора. Тех­нически подобная задача последовательно решается:

- систематизацией или классификацией библиографического ма­териала по подтемам (это значит, что сам обобщающий смысл подтем должен быть извлечен и сформулирован);

- литературным превращением материала по каждой подтеме в один из разделов первой главы, заканчивающийся подведением по нему итогов (один-два абзаца - общепринятая точка зрения, наличие в ней противоречий, конфликтность с мнением отдельных исследователей, 28 достаточность и обоснованность ранее полученного эксперименталь­ного материала и использованных методик д ля заявленных теоретичес­ких выводов, перспективы дальнейшего развития, неснятые вопросы, возможность их частичного решения в данном дипломе и т. д.)

- выстраиванием этих разделов в логически упорядоченную сис­тему, также заканчивающуюся резюмирующей частью, подводящей будущего читателя и критика к заключению о том, что представляемая дипломная работа - единственно верный шаг в решении накопивших­ся проблем.

1.3.3.5. Оптимизация обзора литературы

Таким образом, первая глава - не только демонстрация знаний и осведомленности, но самое главное - показ умения этими знаниями пользоваться. Это не просто перечисление уже известных фактов, но, возможно и их переосмысление. Такой обзор может становиться са­мостоятельным теоретическим исследованием.

Критический анализ публикаций в дипломной работе лишь час­тично выполняет функцию реферирования и поэтому не должен зани­мать слишком много места. Не пытайтесь «объять необъятное» и во что бы то ни стало представить все известные вам литературные источ­ники. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые поня­тия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одно­му и тому же вопросу.

Умение дифференцировать важнейшее от второстепенного, это тоже параметр, по которому будут оцениваться ваши исследовательс­кие способности. Поэтому по объему первая глава не должна превы­шать 30% всей работы, а число представленных в ней ссылок целесооб­разно ограничить несколькими десятками (30—60). Примерно 80 их процентов должны быть публикациями последних пяти лет.

Это правило не распространяется на дипломные работы, специ­альной целью которых является исторический анализ кого-то понятия или научного направления - здесь и объем ссылок и временные грани­цы их опубликования могут существенно расширяться. Рейтинг по­добных исследований возрастает, если дипломнику удалось познако­миться не только с отечественными разработками, но и сделать несколько оригинальных переводов зарубежных авторов. Хорошо выг­лядят обзоры, в которых данные разных исследователей сведены в таб­лицы, в которых их легко сопоставлять.

Слишком много оригинальных цитат в работе приводить не следу­ет, поскольку такой прием используется лишь как один из способов аргументации. В случае необходимости можно излагать чужие мысли, не искажая их суть, своими словами.


Неудачным следует считать цитирование по чужим ссылкам - вы ссылаетесь на авторах, который цитирует автора Y. Здесь перепровер­ка материала должна стать правилом. Если рецензентом обнаружится, что такой работы не существует или речь в ней идет о другом, клеймо халтурщика вам обеспечено. Вынужденное исключение может быть сделано для действительно раритетных или недоступных зарубежных публикаций. Плохо выглядят и ссылки на старые работы какого-то ав­тора, долго занимающегося одной проблемой, когда у него уже име­ются обобщающие, обычно монографические работы недавнего пе­риода.

1.3.4» Экспериментальный раздел 1.3.4.1. Структура раздела

Формальная структура следующей, называемой основной, части диплома будет существенно зависеть от объема проведенной вами работы и целей, которые вы перед собой ставите. Рассмотрим самый распространенный случай, при котором в качестве разделов этой час­ти будут выступать:

- описание объекта исследования;

- характеристика методов исследования;

- описание организации эксперимента;

- описание полученных результатов эксперимента;

- обсуждение полученных результатов.

В принципе каждая из представленных тем может оказаться дос­тойной самостоятельной главы. Либо в качестве компромиссного ва­рианта возможно, например, объединение «объекта», «методов» и «организации» в одну самостоятельную главу, а «результатов» и «об­суждения» - в другую, либо разнесения «результатов» и «обсужде­ния» в разные главы.

В любом случае, содержание основной части должно подтвердить вашу способность к самостоятельному научному исследованию. По­этому она должна быть развернута с возможной полнотой и тщатель­ностью, с подробным выявлением того нового и оригинального, что получено в результате проведенной работы. Все полученные результа­ты должны быть подтверждены расчетами и экспериментальными дан­ными в виде конечных таблиц, графиков и диаграмм непосредствен­ных измерений с указанием влияния на результаты измерений посторонних факторов и точности проведения этих измерений.

Особое внимание в этом разделе обратите на используемые вами термины и понятия. Если в литературном обзоре резонность их включе­ния в текст лежит на совести цитируемых авторов, которые моти вкла­дывать в них свое, особое содержание, обусловленное научной направ­ленностью, историческим временем и пристрастностью, то в данной главе их грамотное и уместное употребление - полностью ваша зона ответственности. Термины должны быть либо общепризнанными, либо вы должны пояснить, что под ними подразумевается. Это касается и специальной терминологии, сопряженной с показателями методик.

Если речь идет о тех или иных формах патологии (частое явление в дипломных работах клинико-психологической направленности), то они должны быть выверены по соответствующей номенклатуре, напри­мер 10-й Международной классификации болезней (10 МКБ).

1.3.4.2. Объект исследования

Объект исследования, в отличие от введения, где он описывается кратко, для общего представления, в основной части характеризуется подробно со всеми деталями и спецификой, которая объясняет его (ис­пытуемых) выбор. Здесь качественно (по полу, возрасту, социальному статусу, по диагнозу отнесенности к той или другой группе педагоги­ческих отклонений и т. п.) и количественно (сколько испытуемых в ка­ких подгруппах) прописываются все возможные обстоятельства и фак­торы, подлежащие учету при оценке того, кто обследовался. Характеристика объекта может предусматривать и ретроспективные фрагменты, например, историю попадания детей, вошедших в экспе­риментальную группу в спецучреждения, детские дома, постановку на учет в тех или иных диспансерах и т. д. Также подробно описывается и контрольная группа, которая по ряду изучаемых параметров подчер­кнуто противопоставляется экспериментальной.

Для наглядности и быстрого «схватывания» читающим этого раз­дела бывает полезным детализированный подобным образом объект, помимо текста, сопроводить таблицей, заглавия столбцов и строк кото­рой являются его качественными характеристиками, а наполнение таб­лицы - количественными.

1.3.4.3. Методы исследования

У прочитавшего этот раздел не должно возникать никаких вопросов о том, как получены те или иные данные или как провести аналогичное исследование с целью перепроверки полученных результатов. Здесь вам необходимо не просто дать перечень применявшихся вами методов, но и описать - из каких источников они позаимствованы, кто их автор, в какие годы и на каком материале они разрабатывались, какие перемен­ные они способны измерить или какие шкалы в себя включают. В пер­вую очередь это касается случаев, когда какая-то из методик не является общеизвестной или используется лишь в узкой сфере, когда имеется не­сколько переводов одной и той же методики, когда встречаются различ­ные версии (формы) одной методики. С особой детализацией прописы­ваются оригинальные, вами разработанные измерительные приемы или известные методики, но адаптированные к условиям конкретного экспе­римента. В последнем случае вы должны убедить и рецензента и членов ГАК в том, что созданная вами измерительная процедура непогрешима и ей можно доверять во всех отношениях.

Перед началом подбора методик, которые во многом должны со­ответствовать сформулированным во введении задачам исследования (методики подбираются под задачи, а не задачи подгоняются под мето­дики), необходимо еще раз перечитать доступные вам материалы по общей психодиагностике и вспомнить, что каждая методика должна отвечать определенным требованиям, главные из которых - это ее ва- лидность (способность измерять именно то, для чего она предназначе­на) и надежность (способность делать это количественно корректно). Эти тесно взаимосвязанные характеристики, немыслимые одна без другой и будут определять конечную эффективность вашей исследова­тельской деятельности. Достижение высокого уровня валидности и на­дежности методики требует от ее авторов-разработчиков, как правило, нескольких лет исследований и апробаций. Учтите это в процедуре от­бора инструментального арсенала.

Не следует использовать в дипломной работе методики, в которых вы не уверены, которых хорошо не знаете или смысла которых не пони­маете. Если конкретная методика вами выбрана, соберите о ней весь доступный материал, который может касаться как ее формального описания, так и уже проводившихся с ее помощью исследований. Пос­леднее особенно ценно, поскольку дает «живые» образцы ее интер­претации и позволяет сделать предварительные выводы о ее работос­пособности и полезности для диплома. Это не значит, что всю найденную по данному поводу информацию вам нужно приводить в тексте раздела, но вы должны быть готовы ответить на любой вопрос, ставящий под сомнение ваш выбор.

В последние годы по вопросу обеспечения психологических ис­следований было выпущено довольно много литературы, неравноцен­ной по своему качеству. Довольно часто встречаются ошибки (опечат­ки) в фамилиях авторов-разработчиков, неверно указываются номера пунктов в тех или других шкалах, предлагаются дефектные способы пересчета сырых баллов в стандартные, пропускаются целые разделы форм обработки, методике приписывается направленность, явно не соответствующая ее содержанию и т. п.

Наибольшего доверия достойны узко ориентированные методи­ческие письма и рекомендации по использованию (применению) тех или других методик, издающиеся институтами (факультетами уни­верситетов), специализирующимися на разработке приемов измере­ния в психологии. В них обязательно приводятся все материалы, по­служившие основой для создания методики, все ограничения по ее использованию, выверяется «начинка» шкал и предлагаются формы их интерпретации. Другим достаточно надежным источником явля­ются монографии, посвященные одной методике или их группе, объе­диненной по какому-то качественному признаку (например, только проективные). Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге существует несколько фирм, выпускающих для нужд психологов довольно при­личные блоки стимульных и сопроводительных теоретических мате­риалов.


Хуже по качеству методическая информация, предлагаемая в учеб­никах по психологии. Она может служить только в качестве предвари­тельной справочной. Совершенно недопустимо использование мето­дик, позаимствованных из популярных изданий типа «Узнай - 32 счастливый ли ты человек» или «Какой у тебя IQ?» и, тем более, из астрологической литературы. Нежелательно и использование аноним­ных приемов измерения. Каждая из отобранных методик должна пере­проверяться по нескольким источникам и лучше, если эти источники не стереотипны.

С особым вниманием нужно подходить к подбору методического арсенала для обследования детей, и, тем более, больных детей. Наи­большей проблемой в таких случаях оказывается полное отсутствие или ненадежность предлагаемых возрастных норм и порождаемая этим неуверенность - окажется ли данная методика доступной и адекватной для исполнения избранным экспериментальным контингентом. Подоб­ная «слабость» может быть частично снята, если вами для сравнения привлекается достаточная по численности «нормальная» контрольная группа, некоторых членов которой «на пробу» в первую очередь и нужно обследовать.

Следующее важное обстоятельство, требующее учета - времен­ной фактор. Его следует принимать в расчет уже при подборе методик - часто в исходных материалах сразу указывается время, затрачивае­мое на обследование одного испытуемого и обработку полученных по нему материалов. Но часто такой информации нет и тогда целесо­образно перед основным обследованием провести предварительное, по всему блоку методик (даже на себе), чтобы к началу эксперимента точно знать, сколько ежедневного времени и каких сроков он потребу­ет (учтите и временные затраты, связанные с организацией самого обследования). Если дефицит времени очевиден, есть смысл пересмот­реть состав методик в сторону поиска более лаконичных, конечно, без потери с их стороны валидиости и надежности.

Количество методик в дипломном исследовании не должно быть слишком большим - как правило, до 5—6. Каждая из них должна вы­полнять свою роль и все вместе они обязаны «работать» на конечную цель исследования, т. е. на доказательство сформулированной гипоте­зы. Поэтому при размышлениях над составом методик, основным орга­низующим фактором всего отобранного блока может стать принцип их взаимодополнительности в достижении этой цели. Обратите внима­ние, что при этом они не должны по характеру своих показателей дуб­лировать друг друга (если только не ставится специальной задачи срав­нения методов исследования). Весь блок у потенциального критика, анализирующего его, должен создавать впечатление целостности и мно­госторонности подхода. В нем не должно оставаться брешей или неуч­тенных значимых показателей, способных в дальнейшем поставит под сомнение вашу интерпретацию полученных результатов. Желаемое впечатление от выбранных методик можно кратко описать формулой «ни прибавить, ни убавить».

Анализируя характер методик, например, нельзя считать пол­ноценным дипломное исследование, выполненное только с помо­щью опросников или построенное только на наблюдении или анке­тировании. С другой стороны, избыточный акцент на проективных методиках, без учета подтверждающих, относительно объективных (например, аппаратурных или условно объективных групповых эк­спертных или достаточно формализованных) методов тоже может вызывать сомнение. Слабым будет считаться и исследование, ори­ентированное, например, только на оценку одной характеристики мышления или одного дефекта без учета результатов измерения общего психологического или социально-психологического контек­ста и т. п. Повышает рейтинг методического блока, если в него вклю­чены приемы оценки, традиционно используемые в смежных обла­стях, например, результаты заключений педагогических комиссий, медицинских экспертиз, социологических служб. Другими словами - на уровне методик должен быть предусмотрен и надежный каче­ственно-количественный учет того, что влияет, и учет того, как это влияние сказывается.

Вспомогательные сведения по оригинальным малоизвестным ме­тодикам, не принципиальные для понимания их диагностических воз­можностей, а также стимульный материал и детали организации их шкал, техническое описание использованных в исследовании прибо­ров и другие загромождающие вторую главу частности лучше вынес­ти в Приложение.

1.3.4.4. Организация эксперимента

В данном разделе кратко описываются все обстоятельства, имею­щие непосредственное отношение к исполнительной части работы с испытуемыми. Где, когда, в какой последовательности, почему, что мешало и способствовало, возникали ли факторы, реально влияющие на результаты, появлялись ли во время обследования неучтенные фе­номены, интересные для ваших коллег, занимающихся смежными те­мами - вот неполный перечень вопросов, на которые в этом разделе нужно дать ответы.

1.3.4.5. Результаты эксперимента

После того, как предваряющая информация изложена, можно при­ступать к двум основным шагам, демонстрирующим ваш персональ­ный вклад в решение поставленной научной проблемы:

- предъявлению материала, его описанию;

- анализу материала, его интерпретации.

Как правило, это два самостоятельных блока, отличающихся как по задачам, так и по построению разделов.

Каждый из представляемых ниже разделов дипломной работы, име­ющий собственную рубрику, нужно заканчивать кратким (в один абзац) подведением итогов, позволяющим читателю, не вдаваясь в подробнос­ти предыдущего материала по разделу, сразу понять - для чего этот ма­териал был представлен и каков его вклад в общий итог исследования.

1.3.4.5.1. Общие требования к блоку описания

Первый блок должен преимущественно содержать таблицы, гра­фики, рисунки, схемы и т. п., сопровождаемые текстом, так описываю­щим этот материал, чтобы из него была видна центральная мысль ис­следования. Для этого целесообразно при изложении придерживаться логической последовательности, которая была выработана еще при формулировке задач исследования - очередность материала должна повторять очередность вопросов и давать на них однозначные ответы, регистрировать некий, выраженный в цифрах факт.

Таким образом, в основной текст диплома у вас будет попадать не вся полученная информация (исходные таблицы могут быть весьма громоздки), а только уже обработанная и та, которая будет иметь не­посредственное отношение к сформулированной гипотезе. Весь вто­ростепенный, исходный, вспомогательный материал, полученный в ходе работы, но не имеющий прямого к ней отношения следует разме­щать в Приложении, при необходимости делая на него ссылку.

Содержательная сторона экспериментальной части работы требу­ет дополнительных разъяснений.

Любое измерение в науке не является самоцелью и как инстру­мент оно решает одну из задач, сводящихся:

- к регистрации факта наличия;

- к сравнению;

- к оценке влияния;

- к отслеживанию изменений;

- к прогнозированию процесса или его ретроспективе.

Поэтому вам необходимо четко уяснить - какую эксперименталь­ную задачу вы собираетесь решать, и, следовательно, какие методы статистической обработки будете в дальнейшем использовать.

То, что подвергается измерению или контролируется называет­ся переменной. Качественное и количественное разнообразие пере­менных может быть достаточно велико, и, в частности оно будет касаться того, какого рода измерения по отношению к ним возмож­ны. Но в каждом случае исследователь сталкивается с двумя их груп­пами (явлений, обстоятельств, факторов, качеств, отношений и пр.) - теми, которые влияют на что-то (они называются независимыми) и теми, которые находятся под влиянием (зависимые переменные). В вашей голове должно возникнуть осознание, а в дипломной рабо­те должно быть четко указано, какие переменные относятся к той и другой группе.

13.4.5.2. Статистическая обработка

Учитывая большое число ошибок, допускаемых дипломниками при подготовке доказательных статистических материалов, коротко ос­тановимся на основных приемах обработки эмпирических данных, от­вечая на вопрос - зачем они нужны.

❖ Описательные статистики

Для описания типичного в исследованных группах используются следующие статистики.

Средняя (арифметическая) величина признака - это простейшая, хотя и важная групповая характеристика, обладающая свойством абст­рактности (в реальной жизни средних нет). Она не слишком информа­тивна по сравнению с качественными описаниями группы и достаточ­но обобщенно характеризует исследованную выборку. Весомость среднего возрастает при увеличении объема экспериментальной груп­пы и снижается при увеличении разброса конкретных значений пока­зателя. Отсюда и рождается пожелание иметь выборку как можно боль­шую по численности, но однородную по существенным характеристикам. Выборочная средняя традиционно в документах обо­значается как М или X с чертой сверху.

Сигма (стандартное отклонение -а)- это мера количественно­го разнообразия (рассеивания, разброса, изменчивости) того или ино­го качества в изученной выборке. Всякая группа состоит из объектов (лиц, особей, индивидов), отличающихся друг от друга по любому при­знаку. Эти различия иногда очень велики, иногда почти незаметны, но они всегда есть и они могут быть выражены числом, обычно лежащим в диапазоне шкалы от -3 до +3 баллов (почему так - см. учебники по статистике). Это универсальный способ измерения, независимый от размерности исходной шкалы, по которой производилось первоначаль­ное измерение. Он строится на представлениях о том, что любая доста­точно репрезентативная (достаточная по численности и соответствую­щая по качеству) выборка подчиняется закону нормального распределения (рис. 1). По малой выборке построить такой закон не­возможно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.