|
|||
ПРЕДИСЛОВИЕ 3 страницаПеред началом работы в Интернете необходимо четко представить себе сферу интереса (предмет) и столь же четко сформулировать запрос на поисковую машину, часто с учетом той терминологии, которая принята в данной научной области. Даже если на первый взгляд осуществленный поиск оказался удачным, целесообразно его повторить с несколько измененным запросом (критерием поиска) или с применением другой поисковой машины. Особенностью многих сайтов узкой направленности является то, что они сами содержат обширные ресурсы ссылок на другие страницы, тематически сходные с найденной. Помимо возможности поиска по ключевым словам, Интернет позволяет обращаться к тематическим сайтам-каталогам, сайтам различных профильных организаций, научно-исследовательских институтов, университетов и, что особенно важно, сайтам библиотек и журналов, на которых часто хранятся не только рефераты и аннотации ранее опубликованных статей, но иногда и полные тексты важнейших из них. В последние годы в Интернете часто встречаются и электронные версии многих монографий. Экономия времени в таких случаях оказывается весьма существенной. Другой, менее распространенной формой получения необходимой информации из Интернета является подписка на тематические бюллетени, рассылаемые по электронной почте. Для этого необходимо обзавестись собственным электронным адресом. При работе с Интернетом следует иметь в виду, что это информационное пространство заполняется множеством отдельных и независимых друг от друга государственных учреждений, учебных заведений, коммерческих и некоммерческих организаций, фирм, частных лиц и каких-то инициативных групп, члены которых могут объединяться по самым замысловатым принципам. При взгляде со стороны все это представляет своеобразный информационный хаос, а иногда и помойку, из которых необходимо извлечь «жемчужину» полезных сведений. Кроме того, информационные ресурсы в пространстве сети активно развиваются, реорганизуются, а иногда и прекращают свое существование. Сайты и тем более конкретные страницы внутри них могут с течением времени изменять свои адреса или даже исчезать. В итоге полученные вами ссылки могут оказаться принадлежащими как весьма известным и достойным уважения авторам (как правило, в таких случаях на сайте есть четкое указание, из какого журнала, за какой год скопирована данная статья или из какой книги какого издательства позаимствован тот или иной раздел монографии), так и анонимным источникам. Ссылки на последние в дипломной работе недопустимы, хотя сами мысли, если они показались вам интересными, могут быть приняты к сведению. Помните, что вы не имеете права использовать информацию, если она не была официально опубликована, поэтому даже источники, имеющие в Интернете библиографическое сопровождение, должны быть перепроверены. Рассмотренные положения представляют собой принципы любого информационного поиска, лишь адаптированные к конкретным условиям Интернета. L3.3.3. Фиксация материала Обычно библиография для любой научной работы набирается «по цепочке» (это касается и Интернета). После прочтения первой взятой вами книги или статьи внимательно просмотрите литературу, на которую ссылается автор, и перепишите источники, которые могут иметь отношение к вашей проблеме. Так поступайте с каждой книгой, пока не почувствуйте, что уже вся литература вами учтена и в очередной монографии или статье она начинает повторяться. Для этого сразу начинайте формировать картотеку - на каждый источник заводите учетную карточку, аналогичную той, с которой встречались в библиотеках. На одной ее стороне вписывается полное и детальное библиографическое указание источника, а на другой - аннотация или понравившаяся цитата (обязательно с указанием страницы, на которой она встретилась). Наиболее удобный способ, с помощью которого упорядочиваются заполненные карточки, выбирается вами: расположение в алфавитном, хронологическом или тематическом порядке. Многие студенты для быстроты поиска помечают карточки цветными карандашами или фломастерами, подклеивают выступающие метки. Сразу составляйте картотеку так, чтобы к ней можно было вернуться даже через несколько лет. Особенно эффективным является создание аналога подобной картотеки или базы данных на собственном компьютере. В нее могут записываться и полные тексты наиболее важных статей или разделов монографий, скопированные с помощью сканера, снабженного программой распознавания текста. С учетом того, что файлы с подобной информацией должны храниться долго, обязательно делайте и регулярно обновляйте их резервные копии на т. н. флоппи-дисках, лазерных дисках и других магнитных носителях. L 3.3.4. Техника знакомства с литературой Изучение литературы по выбранной теме предпочтительно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. К числу таких работ относятся либо монографии, либо обзорные статьи, часто издающиеся в связи с юбилеем какого-то направления исследований. Из спектра именно предварительного знакомства нельзя исключить и научно-популярную литературу, в которой фантазия автора часто ничем не ограничивается и число интересных мыслей, продиктованных любопытством и любознательностью больше, чем в строгой научной публикации. Конечно, лучше сначала разобраться с печатными произведениями текущего года, поскольку в них содержатся наиболее свежие материалы. Затем необходимо переходить к публикациям предшествующих лет, постепенно сдвигая границу до 5—10-летней давности, а при необходимости и до более ранних времени. Первым шагом в знакомстве с отобранными литературными источниками является прочтение оглавления, которое помогает понять цель написания научного труда, знакомит с расположением материала, с основными вопросами и особенностями их изложения. Затем следует бегло, «по диагонали» просмотреть весь труд и решить, нужно ли его в целом или отдельные разделы выборочно прочитывать, попутно определяя, в какой мере они могут быть использованы в дипломном исследовании. Научная книга не обязательно читается целиком, ваша задача -- найти в ней те фрагменты, которые имеют непосредственное отношение к проводимой вами работе и установить связи этих фрагментов с предшествующей информацией и предметом исследования. В журнальных статьях, требования к которым достаточно формализованы и схожи с теми, что предъявляются и к дипломным работам, лучше начинать знакомство с первого-второго (постановка проблемы) и последних абзацев (выводов), из которых сразу становится ясным смысл и направленность данной публикации. Для уяснения основных идей автора необходимо научиться критически воспринимать все прочитанное, делая в его отношении мысленные замечания и вынося суждения. Следует иметь в виду, что подобное отношение к чужому тексту обязательно будет стимулировать возникновение собственных соображений, развивать взвешенный подход к собственным исследованиям. Иногда вообще полезно часть литературного материала анализировать «въедливо», именно под углом зрения поиска в нем ошибок и недостатков, причем, не взирая на авторитеты. Для технического облегчения задачи селекции многочисленных литературных источников есть смысл их прочтение сопровождать разметкой текста в самих книгах (разумеется, это допустимо только в отношении книг из личной библиотеки) - начиная от подчеркиваний или вертикальных черточек на полях и кончая индивидуально выбранными знаками наподобие дорожных. Подобный прием в дальнейшем облегчает разыскивание, делает книгу более знакомой и индивидуально более ценной. Менее «травматичным» вариантом разметки является использование разноцветных или помеченных специальными значками закладок. Помимо литературы, касающейся темы вашего диплома, необходимо также изучить все, что связано с инструментальным обеспечением его экспериментальной составляющей, то есть методы и методики исследования, их конкретные показатели, а также приемы математической статистики, традиционно используемые в выбранном разделе науки. Из прочитанного в работу могут быть взяты не только мысли или тематически близкие взгляды авторов (естественно, со ссылками на авторство), но и полезные для диплома фактические данные - диаграммы, графики, схемы, таблицы и т. п. Ограничения по их включению просты - они должны быть абсо лютно необходимы для иллюстрации выводов цитируемого ученого и не должны загромождать второстепенными частностями первую главу, цель которой - аналитический и критический обзор предшествующего материала. Самой распространенной и грубой ошибкой студентов дипломников является превращение этого обзора в простое заимствование и перечисление точек зрения, вычитанных в литературе или их иногда дословный пересказ. Вместе с тем, отбор литературы и даже ее упорядочение - лишь первые этапы, вслед за которыми нужно продемонстрировать умение приспосабливать этот материал для целей диплома. Ваша творческая самостоятельность в первой главе должна быть проявлена в способности находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в умении выискивать новые необходимые аргументы в пользу отстаиваемой позиции. В конечном счете, это сводится к оценочным характеристикам источников с позиции сформулированной проблемы, «интриги» диплома, и к умению резюмировать, подводить критический итог разделам литературного обзора. Технически подобная задача последовательно решается: - систематизацией или классификацией библиографического материала по подтемам (это значит, что сам обобщающий смысл подтем должен быть извлечен и сформулирован); - литературным превращением материала по каждой подтеме в один из разделов первой главы, заканчивающийся подведением по нему итогов (один-два абзаца - общепринятая точка зрения, наличие в ней противоречий, конфликтность с мнением отдельных исследователей, 28 достаточность и обоснованность ранее полученного экспериментального материала и использованных методик д ля заявленных теоретических выводов, перспективы дальнейшего развития, неснятые вопросы, возможность их частичного решения в данном дипломе и т. д.) - выстраиванием этих разделов в логически упорядоченную систему, также заканчивающуюся резюмирующей частью, подводящей будущего читателя и критика к заключению о том, что представляемая дипломная работа - единственно верный шаг в решении накопившихся проблем. 1.3.3.5. Оптимизация обзора литературы Таким образом, первая глава - не только демонстрация знаний и осведомленности, но самое главное - показ умения этими знаниями пользоваться. Это не просто перечисление уже известных фактов, но, возможно и их переосмысление. Такой обзор может становиться самостоятельным теоретическим исследованием. Критический анализ публикаций в дипломной работе лишь частично выполняет функцию реферирования и поэтому не должен занимать слишком много места. Не пытайтесь «объять необъятное» и во что бы то ни стало представить все известные вам литературные источники. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу. Умение дифференцировать важнейшее от второстепенного, это тоже параметр, по которому будут оцениваться ваши исследовательские способности. Поэтому по объему первая глава не должна превышать 30% всей работы, а число представленных в ней ссылок целесообразно ограничить несколькими десятками (30—60). Примерно 80 их процентов должны быть публикациями последних пяти лет. Это правило не распространяется на дипломные работы, специальной целью которых является исторический анализ кого-то понятия или научного направления - здесь и объем ссылок и временные границы их опубликования могут существенно расширяться. Рейтинг подобных исследований возрастает, если дипломнику удалось познакомиться не только с отечественными разработками, но и сделать несколько оригинальных переводов зарубежных авторов. Хорошо выглядят обзоры, в которых данные разных исследователей сведены в таблицы, в которых их легко сопоставлять. Слишком много оригинальных цитат в работе приводить не следует, поскольку такой прием используется лишь как один из способов аргументации. В случае необходимости можно излагать чужие мысли, не искажая их суть, своими словами. Неудачным следует считать цитирование по чужим ссылкам - вы ссылаетесь на авторах, который цитирует автора Y. Здесь перепроверка материала должна стать правилом. Если рецензентом обнаружится, что такой работы не существует или речь в ней идет о другом, клеймо халтурщика вам обеспечено. Вынужденное исключение может быть сделано для действительно раритетных или недоступных зарубежных публикаций. Плохо выглядят и ссылки на старые работы какого-то автора, долго занимающегося одной проблемой, когда у него уже имеются обобщающие, обычно монографические работы недавнего периода. 1.3.4» Экспериментальный раздел 1.3.4.1. Структура раздела Формальная структура следующей, называемой основной, части диплома будет существенно зависеть от объема проведенной вами работы и целей, которые вы перед собой ставите. Рассмотрим самый распространенный случай, при котором в качестве разделов этой части будут выступать: - описание объекта исследования; - характеристика методов исследования; - описание организации эксперимента; - описание полученных результатов эксперимента; - обсуждение полученных результатов. В принципе каждая из представленных тем может оказаться достойной самостоятельной главы. Либо в качестве компромиссного варианта возможно, например, объединение «объекта», «методов» и «организации» в одну самостоятельную главу, а «результатов» и «обсуждения» - в другую, либо разнесения «результатов» и «обсуждения» в разные главы. В любом случае, содержание основной части должно подтвердить вашу способность к самостоятельному научному исследованию. Поэтому она должна быть развернута с возможной полнотой и тщательностью, с подробным выявлением того нового и оригинального, что получено в результате проведенной работы. Все полученные результаты должны быть подтверждены расчетами и экспериментальными данными в виде конечных таблиц, графиков и диаграмм непосредственных измерений с указанием влияния на результаты измерений посторонних факторов и точности проведения этих измерений. Особое внимание в этом разделе обратите на используемые вами термины и понятия. Если в литературном обзоре резонность их включения в текст лежит на совести цитируемых авторов, которые моти вкладывать в них свое, особое содержание, обусловленное научной направленностью, историческим временем и пристрастностью, то в данной главе их грамотное и уместное употребление - полностью ваша зона ответственности. Термины должны быть либо общепризнанными, либо вы должны пояснить, что под ними подразумевается. Это касается и специальной терминологии, сопряженной с показателями методик. Если речь идет о тех или иных формах патологии (частое явление в дипломных работах клинико-психологической направленности), то они должны быть выверены по соответствующей номенклатуре, например 10-й Международной классификации болезней (10 МКБ). 1.3.4.2. Объект исследования Объект исследования, в отличие от введения, где он описывается кратко, для общего представления, в основной части характеризуется подробно со всеми деталями и спецификой, которая объясняет его (испытуемых) выбор. Здесь качественно (по полу, возрасту, социальному статусу, по диагнозу отнесенности к той или другой группе педагогических отклонений и т. п.) и количественно (сколько испытуемых в каких подгруппах) прописываются все возможные обстоятельства и факторы, подлежащие учету при оценке того, кто обследовался. Характеристика объекта может предусматривать и ретроспективные фрагменты, например, историю попадания детей, вошедших в экспериментальную группу в спецучреждения, детские дома, постановку на учет в тех или иных диспансерах и т. д. Также подробно описывается и контрольная группа, которая по ряду изучаемых параметров подчеркнуто противопоставляется экспериментальной. Для наглядности и быстрого «схватывания» читающим этого раздела бывает полезным детализированный подобным образом объект, помимо текста, сопроводить таблицей, заглавия столбцов и строк которой являются его качественными характеристиками, а наполнение таблицы - количественными. 1.3.4.3. Методы исследования У прочитавшего этот раздел не должно возникать никаких вопросов о том, как получены те или иные данные или как провести аналогичное исследование с целью перепроверки полученных результатов. Здесь вам необходимо не просто дать перечень применявшихся вами методов, но и описать - из каких источников они позаимствованы, кто их автор, в какие годы и на каком материале они разрабатывались, какие переменные они способны измерить или какие шкалы в себя включают. В первую очередь это касается случаев, когда какая-то из методик не является общеизвестной или используется лишь в узкой сфере, когда имеется несколько переводов одной и той же методики, когда встречаются различные версии (формы) одной методики. С особой детализацией прописываются оригинальные, вами разработанные измерительные приемы или известные методики, но адаптированные к условиям конкретного эксперимента. В последнем случае вы должны убедить и рецензента и членов ГАК в том, что созданная вами измерительная процедура непогрешима и ей можно доверять во всех отношениях. Перед началом подбора методик, которые во многом должны соответствовать сформулированным во введении задачам исследования (методики подбираются под задачи, а не задачи подгоняются под методики), необходимо еще раз перечитать доступные вам материалы по общей психодиагностике и вспомнить, что каждая методика должна отвечать определенным требованиям, главные из которых - это ее ва- лидность (способность измерять именно то, для чего она предназначена) и надежность (способность делать это количественно корректно). Эти тесно взаимосвязанные характеристики, немыслимые одна без другой и будут определять конечную эффективность вашей исследовательской деятельности. Достижение высокого уровня валидности и надежности методики требует от ее авторов-разработчиков, как правило, нескольких лет исследований и апробаций. Учтите это в процедуре отбора инструментального арсенала. Не следует использовать в дипломной работе методики, в которых вы не уверены, которых хорошо не знаете или смысла которых не понимаете. Если конкретная методика вами выбрана, соберите о ней весь доступный материал, который может касаться как ее формального описания, так и уже проводившихся с ее помощью исследований. Последнее особенно ценно, поскольку дает «живые» образцы ее интерпретации и позволяет сделать предварительные выводы о ее работоспособности и полезности для диплома. Это не значит, что всю найденную по данному поводу информацию вам нужно приводить в тексте раздела, но вы должны быть готовы ответить на любой вопрос, ставящий под сомнение ваш выбор. В последние годы по вопросу обеспечения психологических исследований было выпущено довольно много литературы, неравноценной по своему качеству. Довольно часто встречаются ошибки (опечатки) в фамилиях авторов-разработчиков, неверно указываются номера пунктов в тех или других шкалах, предлагаются дефектные способы пересчета сырых баллов в стандартные, пропускаются целые разделы форм обработки, методике приписывается направленность, явно не соответствующая ее содержанию и т. п. Наибольшего доверия достойны узко ориентированные методические письма и рекомендации по использованию (применению) тех или других методик, издающиеся институтами (факультетами университетов), специализирующимися на разработке приемов измерения в психологии. В них обязательно приводятся все материалы, послужившие основой для создания методики, все ограничения по ее использованию, выверяется «начинка» шкал и предлагаются формы их интерпретации. Другим достаточно надежным источником являются монографии, посвященные одной методике или их группе, объединенной по какому-то качественному признаку (например, только проективные). Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге существует несколько фирм, выпускающих для нужд психологов довольно приличные блоки стимульных и сопроводительных теоретических материалов. Хуже по качеству методическая информация, предлагаемая в учебниках по психологии. Она может служить только в качестве предварительной справочной. Совершенно недопустимо использование методик, позаимствованных из популярных изданий типа «Узнай - 32 счастливый ли ты человек» или «Какой у тебя IQ?» и, тем более, из астрологической литературы. Нежелательно и использование анонимных приемов измерения. Каждая из отобранных методик должна перепроверяться по нескольким источникам и лучше, если эти источники не стереотипны. С особым вниманием нужно подходить к подбору методического арсенала для обследования детей, и, тем более, больных детей. Наибольшей проблемой в таких случаях оказывается полное отсутствие или ненадежность предлагаемых возрастных норм и порождаемая этим неуверенность - окажется ли данная методика доступной и адекватной для исполнения избранным экспериментальным контингентом. Подобная «слабость» может быть частично снята, если вами для сравнения привлекается достаточная по численности «нормальная» контрольная группа, некоторых членов которой «на пробу» в первую очередь и нужно обследовать. Следующее важное обстоятельство, требующее учета - временной фактор. Его следует принимать в расчет уже при подборе методик - часто в исходных материалах сразу указывается время, затрачиваемое на обследование одного испытуемого и обработку полученных по нему материалов. Но часто такой информации нет и тогда целесообразно перед основным обследованием провести предварительное, по всему блоку методик (даже на себе), чтобы к началу эксперимента точно знать, сколько ежедневного времени и каких сроков он потребует (учтите и временные затраты, связанные с организацией самого обследования). Если дефицит времени очевиден, есть смысл пересмотреть состав методик в сторону поиска более лаконичных, конечно, без потери с их стороны валидиости и надежности. Количество методик в дипломном исследовании не должно быть слишком большим - как правило, до 5—6. Каждая из них должна выполнять свою роль и все вместе они обязаны «работать» на конечную цель исследования, т. е. на доказательство сформулированной гипотезы. Поэтому при размышлениях над составом методик, основным организующим фактором всего отобранного блока может стать принцип их взаимодополнительности в достижении этой цели. Обратите внимание, что при этом они не должны по характеру своих показателей дублировать друг друга (если только не ставится специальной задачи сравнения методов исследования). Весь блок у потенциального критика, анализирующего его, должен создавать впечатление целостности и многосторонности подхода. В нем не должно оставаться брешей или неучтенных значимых показателей, способных в дальнейшем поставит под сомнение вашу интерпретацию полученных результатов. Желаемое впечатление от выбранных методик можно кратко описать формулой «ни прибавить, ни убавить». Анализируя характер методик, например, нельзя считать полноценным дипломное исследование, выполненное только с помощью опросников или построенное только на наблюдении или анкетировании. С другой стороны, избыточный акцент на проективных методиках, без учета подтверждающих, относительно объективных (например, аппаратурных или условно объективных групповых экспертных или достаточно формализованных) методов тоже может вызывать сомнение. Слабым будет считаться и исследование, ориентированное, например, только на оценку одной характеристики мышления или одного дефекта без учета результатов измерения общего психологического или социально-психологического контекста и т. п. Повышает рейтинг методического блока, если в него включены приемы оценки, традиционно используемые в смежных областях, например, результаты заключений педагогических комиссий, медицинских экспертиз, социологических служб. Другими словами - на уровне методик должен быть предусмотрен и надежный качественно-количественный учет того, что влияет, и учет того, как это влияние сказывается. Вспомогательные сведения по оригинальным малоизвестным методикам, не принципиальные для понимания их диагностических возможностей, а также стимульный материал и детали организации их шкал, техническое описание использованных в исследовании приборов и другие загромождающие вторую главу частности лучше вынести в Приложение. 1.3.4.4. Организация эксперимента В данном разделе кратко описываются все обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к исполнительной части работы с испытуемыми. Где, когда, в какой последовательности, почему, что мешало и способствовало, возникали ли факторы, реально влияющие на результаты, появлялись ли во время обследования неучтенные феномены, интересные для ваших коллег, занимающихся смежными темами - вот неполный перечень вопросов, на которые в этом разделе нужно дать ответы. 1.3.4.5. Результаты эксперимента После того, как предваряющая информация изложена, можно приступать к двум основным шагам, демонстрирующим ваш персональный вклад в решение поставленной научной проблемы: - предъявлению материала, его описанию; - анализу материала, его интерпретации. Как правило, это два самостоятельных блока, отличающихся как по задачам, так и по построению разделов. Каждый из представляемых ниже разделов дипломной работы, имеющий собственную рубрику, нужно заканчивать кратким (в один абзац) подведением итогов, позволяющим читателю, не вдаваясь в подробности предыдущего материала по разделу, сразу понять - для чего этот материал был представлен и каков его вклад в общий итог исследования. 1.3.4.5.1. Общие требования к блоку описания Первый блок должен преимущественно содержать таблицы, графики, рисунки, схемы и т. п., сопровождаемые текстом, так описывающим этот материал, чтобы из него была видна центральная мысль исследования. Для этого целесообразно при изложении придерживаться логической последовательности, которая была выработана еще при формулировке задач исследования - очередность материала должна повторять очередность вопросов и давать на них однозначные ответы, регистрировать некий, выраженный в цифрах факт. Таким образом, в основной текст диплома у вас будет попадать не вся полученная информация (исходные таблицы могут быть весьма громоздки), а только уже обработанная и та, которая будет иметь непосредственное отношение к сформулированной гипотезе. Весь второстепенный, исходный, вспомогательный материал, полученный в ходе работы, но не имеющий прямого к ней отношения следует размещать в Приложении, при необходимости делая на него ссылку. Содержательная сторона экспериментальной части работы требует дополнительных разъяснений. Любое измерение в науке не является самоцелью и как инструмент оно решает одну из задач, сводящихся: - к регистрации факта наличия; - к сравнению; - к оценке влияния; - к отслеживанию изменений; - к прогнозированию процесса или его ретроспективе. Поэтому вам необходимо четко уяснить - какую экспериментальную задачу вы собираетесь решать, и, следовательно, какие методы статистической обработки будете в дальнейшем использовать. То, что подвергается измерению или контролируется называется переменной. Качественное и количественное разнообразие переменных может быть достаточно велико, и, в частности оно будет касаться того, какого рода измерения по отношению к ним возможны. Но в каждом случае исследователь сталкивается с двумя их группами (явлений, обстоятельств, факторов, качеств, отношений и пр.) - теми, которые влияют на что-то (они называются независимыми) и теми, которые находятся под влиянием (зависимые переменные). В вашей голове должно возникнуть осознание, а в дипломной работе должно быть четко указано, какие переменные относятся к той и другой группе. 13.4.5.2. Статистическая обработка Учитывая большое число ошибок, допускаемых дипломниками при подготовке доказательных статистических материалов, коротко остановимся на основных приемах обработки эмпирических данных, отвечая на вопрос - зачем они нужны. ❖ Описательные статистики Для описания типичного в исследованных группах используются следующие статистики. Средняя (арифметическая) величина признака - это простейшая, хотя и важная групповая характеристика, обладающая свойством абстрактности (в реальной жизни средних нет). Она не слишком информативна по сравнению с качественными описаниями группы и достаточно обобщенно характеризует исследованную выборку. Весомость среднего возрастает при увеличении объема экспериментальной группы и снижается при увеличении разброса конкретных значений показателя. Отсюда и рождается пожелание иметь выборку как можно большую по численности, но однородную по существенным характеристикам. Выборочная средняя традиционно в документах обозначается как М или X с чертой сверху. Сигма (стандартное отклонение -а)- это мера количественного разнообразия (рассеивания, разброса, изменчивости) того или иного качества в изученной выборке. Всякая группа состоит из объектов (лиц, особей, индивидов), отличающихся друг от друга по любому признаку. Эти различия иногда очень велики, иногда почти незаметны, но они всегда есть и они могут быть выражены числом, обычно лежащим в диапазоне шкалы от -3 до +3 баллов (почему так - см. учебники по статистике). Это универсальный способ измерения, независимый от размерности исходной шкалы, по которой производилось первоначальное измерение. Он строится на представлениях о том, что любая достаточно репрезентативная (достаточная по численности и соответствующая по качеству) выборка подчиняется закону нормального распределения (рис. 1). По малой выборке построить такой закон невозможно.
|
|||
|