|
|||
ПРЕДИСЛОВИЕ 2 страницаL 3.2.4. Проблема репрезентативности В экспериментальных исследованиях всегда или за крайне редким исключением рассматривается не один представитель данного объекта, а их совокупность, достаточная для установления искомой в дипломной работе закономерности. Даже после ограничений, наложенных по качественным критериям, число носителей желаемых свойств может оказаться слишком велико и ни временных ни других ресурсов для их полного исследования не хватит. Если обратиться к терминологии, принятой в вариационной статистике (разделе математики, занимающейся разработкой специальных приемов-вычислений для нужд науки), то вся мыслимая совокупность объектов, обладающая заданным набором качеств, называется генеральной совокупностью. Это могут быть, например, все песчинки на всех пляжах мира или все больные детским церебральным параличом во вселенной. Ни сосчитать, ни исследовать их невозможно. Поэтому «ленивые» ученые научились делать выводы о имеющихся закономерностях не после измерений генеральной совокупности, «всего», а только ее достаточной части, называемой выборкой. Эта выборка объектов должна обладать двумя свойствами: - набором принципиальных качеств генеральной совокупности, то есть их - качеств - у выборки должно быть ни больше и не меньше (например, это значит, что если вы исследуете становление речи у мальчиков- левшей, то в вашей выборке не должно быть ни девочек, ни правшей); - быть количественно представительной, т. е. включать в себя объекты с достаточным числом количественных вариаций какого-то важного для исследования качества (например, для исследования роста китайцев в антропологических исследованиях абсолютно недостаточно измерить только двух случайных представителей этого народа, потому что их рост может никак не отражать общую тенденцию - выбранные могут оказаться лилипутами из местного цирка или членами национальной сборной по баскетболу). Не вдаваясь сейчас в математические обоснования, запомните следующее: надежные, а значит, подкрепленные специальными статистическими критериями выводы могут быть сделаны лишь на выборке численностью из не менее 30 представителей объекта исследования. Это minimum minimorum. В противном случае надежность полученных результатов существенно снижается, даже если само исследование вами проведено весьма добросовестно. Среди ряда математиков даже существует мнение, что численность выборки должна быть не меньше 100, но подобный критерий вполне уместен лишь при весьма серьезных работах или при проведении экспериментов социально-психологичес- кой направленности. В реальной жизни часто приходится встречаться со случаями, когда из-за организационных трудностей дипломнику не удается набрать желаемое число испытуемых. Подобные обстоятельства не безвыходны, но здесь вступают в действие другие правила - либо приходится мириться с ущербной надежностью получаемых результатов, либо при дальнейшей обработке экспериментального материала необходимо отказываться от некорректного использования традиционных (они еще называются параметрическими) статистических процедур, которые должны быть заменены на т. н. непараметрические. Об этом разговор пойдет в разделе, посвященном обработке и анализу полученных материалов. В принципе, в истории науки известны случаи, когда объектом даже диссертационного исследования становился лишь «один экземпляр», как, например, при столкновении с новой экзотической болезнью или при обнаружении «штучного» ископаемого животного. Во введении, помимо описания основного объекта исследования, в зависимости от направленности самого исследования достаточно часто приходится делать ссылку на параллельный объект, вводимый в качестве эталона для сравнения. Таким эталоном становится контрольная группа, которая должна обладать всем набором тех же характеристик, что и экспериментальная, кроме одной - той, по которой необходимо производить оценку и сравнение. Если число принципиальных различий между группами больше и они никак не учитываются, то у вас - автора дипломной работы - размывается основа для объяснения зарегистрированных различий - то ли гипотеза подтвердилась, то ли это результат влияния неучтенного фактора. А наука не терпит неконкретности. Любой рецензент неудачный выбор контрольной группы будет рассматривать как грубую ошибку, ставящую под сомнение большую часть полученного материала. Из этого правила существуют и исключения. В относительно редких случаях исследователь может поставить перед собой специальную задачу проанализировать сочетанное влияние нескольких факторов на тот или иной объект. Но тогда каждое влияние должно быть количественно оценено, а позднее с помощью процедур вариационной статистики взвешено и сопоставлено с другими. Само собой разумеется, что и на контрольную выборку распространяется требования репрезентативности. На всякий случай поясним - в «образцовой» дипломной работе для обеспечения корректных параметрических расчетов не всего должно быть 30 испытуемых, а, в идеале, по 30 и в той и в другой группах. 1.3.2.5. Предмет исследования Предмет исследования - это часть или аспект некоторого объекта, специально выделенная для исследования в данных условиях и обстоятельствах. Это наиболее важная в данном случае сторона объекта, это концентрированное выражение взаимосвязи подлежащей анализу проблемы и объекта, на котором эта проблема планируется к изучению. Поэтому понятие «предмет исследования» конкретнее, чем понятие «объект исследования». Один и тот же объект можно рассматривать под многочисленными углами зрения. Например, человек может выступать как носитель физических свойств (массы, размера и пр.), как биологическое существо, как субъект социальных и экономических отношений, как источник отражательной психической деятельности и многое другое. Т. е., в одном объекте могут быть выделены разнообразные предметы исследования. Определение предмета означает установление «ракурса» рассмотрения, ограничения масштабов поиска, предположение о наиболее существенных сторонах объекта в контексте той специальности, конкретной науки, которая реализуется через дипломное исследование. Точное определение предмета избавляет от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное». В значительной части случаев предмет исследования - это специфические характеристики, свойства, качества, стороны, отношения или изменения во времени объекта. Именно на них и должно направляться основное внимание исполнителя дипломной работы, и именно предмет исследования определяет ее тему, которая после выделения предмета обозначается на титульном листе как часть ее заглавия. Любое научное исследование и даже такое скромное, как дипломная работа, в конечном счете решает лишь одну «чистую» задачу - систематизацию и классификацию регистрируемых явлений, что также может найти отражение в формулировке предмета исследования. Конечной целью любой научной работы является получение нового знания об объекте исследования. Если это условие не соблюдается, то получаемые выводы оказываются банальными и общеизвестными. Поэтому предмет исследования должен быть достаточно оригинален. Практика показывает, что очень часто подобная замечательная черта исследования возникает как следствие видения решения проблемы на стыке двух или нескольких научных дисциплин или специальностей. Правда, такой подход требует широкой эрудиции и достаточно высокой профессиональной подготовки студента. Сложность выделения «объекта» и «предмета» заключается в том, что эти понятия относительны. В одних исследованиях нечто может рассматриваться как объект, а в других - как предмет, причем в обоих случаях и та и другая точка зрения будут обоснованными и зависеть лишь от системы теоретических взглядов автора-исследователя. /.5,2.6. Цель исследования Достаточно очевидным выглядит определение цели исследования, как доказательства сформулированной гипотезы и тогда текстуально они должны были бы дублировать друг друга. Но фактически между ними имеются существенные смысловые различия. Если содержание гипотезы и предмет исследования могут носить достаточно обобщенный, а порой и отвлеченный характер, ориентированный на науку вообще, то цель исследования «приземляет» его на вполне конкретный способ доказательства, которым вы и пользуетесь в своей ограниченной по представленным теоретическим и экспериментальным аргументам, а также объему работе. Цель исследования жестко ориентирует на конечный результат, который должен быть получен в дипломном исследовании, а уж он становится основным и, желательно, убедительным доводом в пользу предложенной гипотезы. Например, вы выдвигаете гипотезу о том, что Земля - круглая. Существует много вариантов доказательства этого предположения. Вы выбираете самый, по вашему мнению, неотразимый - наблюдение за высотой над горизонтом мачты удаляющегося по морю корабля. Тогда целью вашего исследования становится доказательство того, что по мере удаления от берега видимая часть мачты будет уменьшаться. Определение цели исследования обычно включает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. По характеру цели (найти, описать, объяснить) исследовательские работы могут быть разделены на три соответствующих группы, в каждой из которых отражен очередной логический шаг научной деятельности. - Поисковые - целесообразны в тех случаях, когда изучаются принципиально новые или практически неизученные явления, либо само явление ставится под сомнение как факт. Это позволяет позднее построить первую осторожную гипотезу относительно закономерностей и причин, управляющих данным объектом. Как и любой поиск, поиск научный успехом может не увенчаться. Здесь от дипломника главным образом нужны наблюдательность и гибкость в выборе методов наблюдения. - Описательные - объект в принципе известен и о нем уже имеются определенные сведения, хотя и неполные. Проводимая работа существенно расширяет спектр желаемой информации об объекте, дополнительно характеризует его, что также приводит к более корректному формулированию гипотезы о связях и отношениях объекта, включенного в контекст каких-то явлений. На первый план здесь выходят точность, надежность измерений, а в психологически ориентированных работах и беспристрастность наблюдателя. - Объяснительные - их основная цель - установление и содержательное определение прежде сформулированных в качестве гипотезы причинно-следственных связей между событиями или объектами (это «высший пилотаж» научных исследований). Помимо требований к качествам, упомянутым в первых двух случаях, здесь абсолютно необходимы мыслительные аналитические способности исследователя, умение не только группировать и сопоставлять факты, имеющие отношение к избранной гипотезе, но и умение аргументировано отсеивать все правдоподобные, но альтернативные ее варианты. Проверка гипотезы считается наиболее важной составляющей исследования, и, вообще говоря, может предусматривать множество целей. 1.3.2.7. Задачи исследования Задачи исследования - это подразделы цели. Даже если цель одна, то в дипломном исследовании она должна быть достаточно сложна, чтобы заинтересовать ваших потенциальных оппонентов, рецензентов и других экспертов, чье мнение может оказаться решающим при подведении итогов вашей работы. Это значит, что вам не удастся одним исследовательским «шагом» доказать выдвинутую гипотезу, и этот шаг должен быть разбит на несколько (обычно 3—6) «шажков», исполнение каждого из которых приближает вас к желаемому научному результату. Задачи исследования'можно рассматривать и как последовательность вопросов, на которые нужно дать однозначные ответы, причем последний ответ на последний вопрос в этом списке (по очередности, а не по значимости) - это и есть окончательное подтверждение выдвинутой гипотезы. С помощью задач определяются границы, в рамках которых производится поиск, это русло, удерживающее дипломника от попыток «растечься мыслию по древу». Это, конечно, не значит, что по ходу исследования не могут возникнуть новые задачи или конкретизироваться старые. Часть из задач исследования может быть связана с анализом научной информации, накопленной по данной тематике и представленной в литературных источниках, часть - иметь отношение к подбору адекватного методического материала, часть - к проведению экспериментальной части работы, часть - к интерпретации полученных результатов и т. д. Таким образом, перечень сформулированных задач можно рассматривать как маленькую програАмму, выполнение которой упорядочивает логику и хронологию исследования. Подобная программа, только в более развернутой форме, обычно представляется руководителю дипломной работы еще до ее начала и утверждается им как не только научный, но и организационный план исследования. Надо иметь в виду, что в дальнейшем, когда дело дойдет до написания заключения, там, в качестве выводов будут фигурировать результаты решения каждой из сформулированных во введении частных задач. 1.3.2.8. Описание методик В данном разделе предусматривается лишь краткое описание используемых методик, в форме перечня, который позволил бы рецензенту и другим читающим на основе собственного опыта быстро сориентироваться, насколько избранные инструменты решения адекватны конечной цели и промежуточным задачам исследования. Добавим здесь лишь пожелание помимо методов исследования объекта (допустим, собственно психологических тестов, логопедических или физиологических проб) также кратко прописывать и применявшиеся способы их статистической обработки. , Более подробную во всех отношениях характеристику методического арсенала целесообразно давать в главе, посвященной экспериментальной части работы. 1.3.2.9. Практическая значимость Практическая значимость - это все, что отражает полезность данной работы для других, Под этими «другими» могут подразумеваться студенты и преподаватели - например, если получены уж очень интересные результаты, то они могут быть включены в учебные планы или лекционные материалы. Это и ваши будущие коллеги (например, психотерапевты), для которых будет облегчено или усовершенствовано понимание каких-то значимых феноменов или явлений, это ваши клиенты или пациенты, для которых сокращаются сроки излечения (восстановления утраченных функций) или уменьшается уровень страданий. Это дети, учащиеся, с большей эффективностью овладевающие учебным материалом или какими-то двигательными навыками, преподаватели, совершенствующие стратегию и тактику учебной и воспитательной работы с учащимися и много другое. Практическая ценность может заключаться и в разработке нового, более совершенного метода исследования каких-то явлений, в повышении эффективности научных исследований, которые возможны в дальнейшем. В некоторых случаях уместно говорить даже и о экономической стороне полученных результатов. Воплощением практических устремлений дипломника могут стать «Практические рекомендации», составляемые по материалам проведенного исследования. Если таковые имеются, то во введении они лишь упоминаются как аргумент в пользу практической значимости, а их текст обычно дается либо после заключения, либо в одном из разделов приложений. Реальная практическая ценность дипломной работы точно может быть установлена крайне редко. Как правило, она лишь провозглашается или предполагается (никаких документов, подтверждающих таковое дипломником не предоставляется). Но в более серьезных квалификационных исследованиях, таких, как работах на соискание ученой степени, практическая значимость исследования в обязательном порядке формально обосновывается. Для тех, кто планирует свою дальнейшую жизнь в науке, это следует иметь в виду. 1.3.2.10. Научная новизна Во введении необходимо показать, в чем состоит оригинальность постановки предлагаемой научной задачи, как она, по сравнению с ранее имеющимися знаниями, расширяет существующие границы представлений в избранном секторе науки. Новизна, прежде всего, показывается в сопоставлении со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительных аргументах в пользу того или иного мнения, в использовании полученных результатов в новых условиях, в других областях науки и практики. В редких случаях, например, при наличии очень сильных, безупречных доводов, возможна и существенная коррекция имеющихся теоретических концепций (правда, дипломные работы практически никогда не претендуют на столь высокий научный уровень). Очевидно, что новизна может быть определена только благодаря обстоятельному изучению литературы по предмету исследования, при тщательном рассмотрении его истории, а также благодаря критическому анализу существующих точек зрения. Если попытаться конкретизировать возможные основные варианты источников новизны, то в качестве таковых могут быть предложены следующие: - впервые рассматривается новый объект исследования; - впервые известный объект или явление рассматривается под новым, неизвестным из доступной литературы, углом зрения; - впервые в научный оборот вовлекается новый цифровой и фактический материал, полученный, например, в результате проведенного эксперимента; - впервые производится детализация известного процесса или явления, из чего логически вытекают новые полезные результаты, выводы и обобщения; - впервые предлагается новая постановка уже известных проблем или задач (например, при учете новых условий, при снятии каких-то существующих ранее ограничений и т. п.); - впервые для исследования какого-то явления используется уже известный, но никогда не применявшийся для рассматриваемых целей метод, методика или их комплекс; - впервые предлагается новый метод (методика) исследования, разработанный(ая) самим автором дипломной работы; - впервые получены новые или усовершенствованные критерии и показатели, позволяющие по-новому оценивать какой-то объект или явление; - впервые дается новый теоретический анализ, отслеживается логика в развитии того или иного научного представления или понятия (для исторических, библиографических работ); Большинство разделов введения целесообразно писать уже после того, как весь исследовательский цикл закончен, полученные материалы обсчитаны и для самою дипломника становятся очевидными контуры получившейся работы. 1.3.3. Обзор литературы1.3.3.1. Поиск материала Логика любого исследования подсказывает, что прежде, чем окончательно формулировать гипотезу и проводить собственные эксперименты, необходимо составить представление об источнике этой проблемы и осмыслить ее в первом приближении. Вся современная наука (да и житейская мудрость) в этом отношении руководствуется простым и гениальным ленинским принципом: любое явление может быть правильно понято только в истории своего развития. А она немыслима без обращения к тому материалу, в котором эта история отражена. Какое бы направление исследований вы не избрали, на самом деле вы не оригинальны. Ваша работа всегда имеет предшественников, которые уже размышляли и писали по этому поводу, проводили эксперименты и приходили к каким-то выводам. Это ваше наследство. Незнание того, что уже сделано в прежние годы, есть ни что иное, как разновидность профессионального невежества. Следовательно, начальным этапом исследования должен стать тщательный анализ научной литературы имеющейся в данной предметной области. Обычно этому и посвящается первая глава дипломной работы. Она, как правило, носит теоретический, а иногда методологический характер. Этот раздел специально разрабатывается в проблемном плане. Здесь дается история вопроса, показывается степень его изученности, систематизируются позиции российских и зарубежных ученых на основе обзора отечественной и, желательно, иностранной научной литературы. В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, причины возникновения и тенденциях его развития, уточнены формулировки и др. В ней, на основе изучения литературы и систематизации современных публикаций, отслеживаются этапы исследования проблемы и на основании всего рассмотренного аргументируется собственная точка зрения. И в техническом и смысловом отношении вообще очень важно зафиксировать несогласие кого-либо с другими исследователями, или, напротив солидарность группы авторов по тому или иному вопросу. При противоречивости взглядов авторов на какое-либо привлекательное для вас понятие желательно привести такое его определение, которое в дальнейшем и будет использоваться. Избрать для себя и предложить читателям диплома определение основных понятий, пусть даже речь идет не о вами лично сформулированных, значит решить половину проблемы. Во всех случаях в первой главе излагаются литературные источники по основной и, желательно, смежным областям, дается краткий критический анализ взглядов ученых и практиков, показываются дискуссионные и нерешенные аспекты темы, намечаются пути их решения, планируемые к изучению в дипломной работе. В итоге вы либо примыкаете к одной из полемизирующих сторон, либо вырабатываете свой подход к решению рассматриваемой проблемы. Из предшествующих теоретических положений должны определяться методика и средства анализа в ваших последующих разделах исследования. При работе над дипломным сочинением можно использовать следующую научную литературу: - монографии (научные книги по специальным темам); - статьи из научных журналов; - статьи в сборниках трудов различных научно-исследовательских институтов; - статьи и тезисы из материалов научных конференций, симпозиумов, съездов и т. п.; - рецензии на опубликованные монографии и научные статьи; - авторефераты диссертаций и сами диссертации; - аннотации публикаций иностранных авторов в реферативных сборниках; - официальные документы и ведомственные материалы, в том числе материалы международных организаций. Изучение литературы в одном случае целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, к числу которых, как правило, относятся монографии, написанные общепризнанными классиками в данной научной сфере, в других случаях - с проблемных работ, чаще всего статей по относительно узкой проблематике, более всего вас интересующей. Конечно, при изучении литературы по выбранной теме используется не вся заключенная в ней информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме дипломной работы. Критерием оценки прочитанного является возможность его практического применения в собственном исследовании. Помните, что после получения экспериментальных данных и формулировки предварительных (рабочих) выводов, вы должны будете сопоставить полученные вами результаты с уже имеющимися в науке. Необходимый материал для первой главы может быть почерпнут из двух мощных источников информации - традиционных библиотек и Интернета, причем, поиск желаемого может начинаться разными путями. 22 Во-первых, самые общие исходные сведения об основных публикациях по интересующей вас теме можно найти в рекомендованных вам по тому или иному курсу учебниках и методических пособиях. Хотелось бы подчеркнуть - речь идет о поиске литературных источников, а не о возможности ссылок на сами учебники. Последнее в дипломных работах не только считается дурным тоном, а просто исключается из исследовательской практики. Конечно, в учебниках дается перечень наиболее важной и, как правило, не вызывающей сомнения с точки зрения научной корректности и надежности литературы, а значит часто не самые последние и не проблемные публикации. Но это - первый «трамплин» позволяющий достаточно эффективно «впрыгнуть» в мир интересующих вас сведений. Подобным трамплином могут оказаться и хрестоматии, включающие основные публикации (иногда их фрагменты) в той или иной области знания. Во-вторых, достаточно эффективный способ поиска тематически ограниченной информации - это знакомство с так называемым «Реферативным журналом» и его разделами, касающимися вашей специальности. В таком журнале описываются все статьи за определенный период времени, изданные по какому-то заданному направлению науки, дается их краткая (в несколько строк) аннотация, в которой рассказывается об основном содержании публикации и полученных автором выводах. Ценность реферативных журналов заключается в том, что в них приводится полное и точное библиографическое описание статьи, позволяющее найти сборник, в котором она опубликована. Если составители реферативных журналов поработали добросовестно, то можно надеяться, что для дипломной работы собранных в них за несколько лет материалов, будет достаточно. Краткость изложения оборачивается и отрицательной стороной - часто из-за неудачного написания аннотаций не удается однозначно решить - стоит ли эта статья того времени, которое необходимо затратить на ее поиск и полное знакомство. В серьезных библиотеках реферативные журналы имеются не только по отечественным, но и зарубежным публикациям. Существуют и похожие издания типа «Летописи журнальных статей», «Библиографических указателей» и т. п. В-третьих - каждая библиотека имеет справочно-поисковый аппарат, который состоит из каталогов, картотек и библиографических указателей (шкафы с наполненными карточками ящиками, которые встречают вас в коридорах и при входе в почти каждый зал). Алфавитный каталог дает возможность подобрать произведения определенного автора, установить, есть ли в библиотеке нужные издания, которые вам известны из других источников. В систематическом (или тематическом) каталоге подбор книг представлен по отраслям знаний и темам в определенной логической последовательности. Здесь упорядоченность карточек в ящиках обычно соответствует хронологии выхода публикации, вначале предлагаются отечественные материалы, затем зарубежные. В последние годы многие библиотеки оснащаются компьютерными системами поиска, позволяющими гибко работать с так называемыми базами данных своих фондов и архивов. Далеко не всегда библиографические поиски приводят к цели, так как в самой совершенной библиографии возможны пробелы. В некоторых, весьма редких случаях оказывается, что по интересующей проблеме вообще ничего не написано или писалось очень мало. Даже если библиография достаточно обширна, недостаток опыта нередко побуждает отбирать из составленного списка лишь работы последних лет (во многих методических пособиях даже есть рекомендации использовать в первой главе дипломной работы лишь публикации последних 5, максимум 10 лет), что на самом деле является лишь ограниченно разумным. Не ставя под сомнение безусловную необходимость знаний самых последних исследований по теме, следует подчеркнуть, что часто интересные и даже обгоняющие свое время мысли могли возникнуть и значительно раньше, и, будучи «выкопанными» в архивах, становятся украшением диплома. В-четвертых - поиск предположительно нужных журнальных статей в серьезных, многолетних изданиях целесообразно начинать с просмотра последних номеров за соответствующий год (изредка это, напротив, первые номера). В них, как правило, дается общий перечень названий всех опубликованных за год материалов, к тому же тематически упорядоченных, а иногда и с представлением авторов. В-пятых, в целом ряде случаев дня начального поиска можно пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями и другими аналогичными материалами, в которых помимо описательных и разъяснительных статей часто приводятся и основные научные труды, откуда представленная информация была позаимствована. В-шестых, существенным моментом работы с литературой является просмотр чужих ранее успешно защищенных кандидатских и докторских диссертаций по близкой вам теме, что полезно как в общеинформационном отношении, так и с оформительской точки зрения. Из этого ценного источника также может быть отобрана часть библиографии, нуждающаяся в дальнейшем раскрытии в дипломе. В-седьмых, источниками исходной информации об опубликованных по интересующей теме материалах могут стать ваши преподаватели и руководитель дипломной работы. Единственное, что нужно здесь не забывать, что эта работа реально должна вестись самостоятельно, то есть и поиск литературы, даже по подсказке, тоже должен осуществляться именно вами. В восьмых - современные электронные коммуникационные системы и в частности мировая, глобальная информационная сеть Интернет, открыли абсолютно необозримые возможности для поиска и сбора интересующих вас научных сведений. Это гигантское хранилище информации, которую можно и нужно уметь извлекать. Для пользования Интернетом необходим компьютер, оснащенный модемом, программа, обеспечивающая связь и отчетливое понимание того, что вы хотите найти. 1.3.3.2. Использование Интернета Поиск информации в Интернете обеспечивается специальными средствами - так называемыми поисковыми машинами, из которых наибольшей популярностью среди русскоязычных студентов-дипломников и аспирантов пользуются Япёех, AltaVista, Rambler, Aport и Google. Каждая из них реализует свою стратегию поиска среди многих миллионов страниц текста, рисунков, баз данных и т. п. Но общим для них является необходимость ввода одного или нескольких «ключевых» слов, которые обязательно должны содержаться в тексте требуемого информационного источника. Результатом применения любого поискового механизма, который длится секунды, является набор ссылок на страницы или сайты (тематически объединенную совокупность станиц), которые еще предстоит просмотреть вручную, чтобы проверить, содержится ли на них нужная информация. Подобных ссылок может быть извлечено сотни и даже тысячи. Каждая из них имеет свой уникальный адрес, начинающийся тремя буквами: WWW с точкой. Несмотря на то, что большая часть ссылок оказывается в целом бесполезной, именно так можно встретить новые подходы к проблеме* рассматриваемой в дипломной работе, неожиданные аналогии с совершенно другими предметными областями, обнаружить важную деталь, которая позволит существенно уточнить критерии поиска.
|
|||
|