Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 2 страница



L 3.2.4. Проблема репрезентативности

В экспериментальных исследованиях всегда или за крайне редким исключением рассматривается не один представитель данного объек­та, а их совокупность, достаточная для установления искомой в дип­ломной работе закономерности.

Даже после ограничений, наложенных по качественным критери­ям, число носителей желаемых свойств может оказаться слишком ве­лико и ни временных ни других ресурсов для их полного исследования не хватит. Если обратиться к терминологии, принятой в вариационной статистике (разделе математики, занимающейся разработкой специ­альных приемов-вычислений для нужд науки), то вся мыслимая сово­купность объектов, обладающая заданным набором качеств, называ­ется генеральной совокупностью. Это могут быть, например, все песчинки на всех пляжах мира или все больные детским церебральным параличом во вселенной. Ни сосчитать, ни исследовать их невозмож­но. Поэтому «ленивые» ученые научились делать выводы о имеющих­ся закономерностях не после измерений генеральной совокупности, «всего», а только ее достаточной части, называемой выборкой.

Эта выборка объектов должна обладать двумя свойствами:

- набором принципиальных качеств генеральной совокупности, то есть их - качеств - у выборки должно быть ни больше и не меньше (напри­мер, это значит, что если вы исследуете становление речи у мальчиков- левшей, то в вашей выборке не должно быть ни девочек, ни правшей);

- быть количественно представительной, т. е. включать в себя объек­ты с достаточным числом количественных вариаций какого-то важно­го для исследования качества (например, для исследования роста ки­тайцев в антропологических исследованиях абсолютно недостаточно измерить только двух случайных представителей этого народа, потому что их рост может никак не отражать общую тенденцию - выбранные могут оказаться лилипутами из местного цирка или членами нацио­нальной сборной по баскетболу).

Не вдаваясь сейчас в математические обоснования, запомните сле­дующее: надежные, а значит, подкрепленные специальными статисти­ческими критериями выводы могут быть сделаны лишь на выборке численностью из не менее 30 представителей объекта исследования. Это minimum minimorum. В противном случае надежность полученных результатов существенно снижается, даже если само исследование вами проведено весьма добросовестно. Среди ряда математиков даже суще­ствует мнение, что численность выборки должна быть не меньше 100, но подобный критерий вполне уместен лишь при весьма серьезных работах или при проведении экспериментов социально-психологичес- кой направленности.

В реальной жизни часто приходится встречаться со случаями, ког­да из-за организационных трудностей дипломнику не удается набрать желаемое число испытуемых. Подобные обстоятельства не безвыход­ны, но здесь вступают в действие другие правила - либо приходится мириться с ущербной надежностью получаемых результатов, либо при дальнейшей обработке экспериментального материала необходимо от­казываться от некорректного использования традиционных (они еще называются параметрическими) статистических процедур, которые дол­жны быть заменены на т. н. непараметрические. Об этом разговор пой­дет в разделе, посвященном обработке и анализу полученных матери­алов. В принципе, в истории науки известны случаи, когда объектом даже диссертационного исследования становился лишь «один экземп­ляр», как, например, при столкновении с новой экзотической болез­нью или при обнаружении «штучного» ископаемого животного.

Во введении, помимо описания основного объекта исследования, в зависимости от направленности самого исследования достаточно часто приходится делать ссылку на параллельный объект, вводимый в качестве эталона для сравнения. Таким эталоном становится конт­рольная группа, которая должна обладать всем набором тех же харак­теристик, что и экспериментальная, кроме одной - той, по которой необходимо производить оценку и сравнение. Если число принципи­альных различий между группами больше и они никак не учитывают­ся, то у вас - автора дипломной работы - размывается основа для объяснения зарегистрированных различий - то ли гипотеза подтверди­лась, то ли это результат влияния неучтенного фактора. А наука не терпит неконкретности. Любой рецензент неудачный выбор конт­рольной группы будет рассматривать как грубую ошибку, ставящую под сомнение большую часть полученного материала.

Из этого правила существуют и исключения. В относительно ред­ких случаях исследователь может поставить перед собой специаль­ную задачу проанализировать сочетанное влияние нескольких факто­ров на тот или иной объект. Но тогда каждое влияние должно быть количественно оценено, а позднее с помощью процедур вариацион­ной статистики взвешено и сопоставлено с другими.

Само собой разумеется, что и на контрольную выборку распрост­раняется требования репрезентативности. На всякий случай поясним - в «образцовой» дипломной работе для обеспечения корректных па­раметрических расчетов не всего должно быть 30 испытуемых, а, в идеале, по 30 и в той и в другой группах.

1.3.2.5. Предмет исследования

Предмет исследования - это часть или аспект некоторого объекта, специально выделенная для исследования в данных условиях и обстоя­тельствах. Это наиболее важная в данном случае сторона объекта, это концентрированное выражение взаимосвязи подлежащей анализу про­блемы и объекта, на котором эта проблема планируется к изучению. Поэтому понятие «предмет исследования» конкретнее, чем понятие «объект исследования».

Один и тот же объект можно рассматривать под многочисленны­ми углами зрения. Например, человек может выступать как носитель физических свойств (массы, размера и пр.), как биологическое суще­ство, как субъект социальных и экономических отношений, как источ­ник отражательной психической деятельности и многое другое. Т. е., в одном объекте могут быть выделены разнообразные предметы иссле­дования. Определение предмета означает установление «ракурса» рас­смотрения, ограничения масштабов поиска, предположение о наибо­лее существенных сторонах объекта в контексте той специальности, конкретной науки, которая реализуется через дипломное исследова­ние. Точное определение предмета избавляет от заведомо безнадеж­ных попыток «объять необъятное».

В значительной части случаев предмет исследования - это специ­фические характеристики, свойства, качества, стороны, отношения или изменения во времени объекта. Именно на них и должно направляться основное внимание исполнителя дипломной работы, и именно пред­мет исследования определяет ее тему, которая после выделения пред­мета обозначается на титульном листе как часть ее заглавия. Любое научное исследование и даже такое скромное, как дипломная работа, в конечном счете решает лишь одну «чистую» задачу - систематизацию и классификацию регистрируемых явлений, что также может найти отражение в формулировке предмета исследования.

Конечной целью любой научной работы является получение но­вого знания об объекте исследования. Если это условие не соблюдает­ся, то получаемые выводы оказываются банальными и общеизвестны­ми. Поэтому предмет исследования должен быть достаточно оригина­лен. Практика показывает, что очень часто подобная замечательная черта исследования возникает как следствие видения решения пробле­мы на стыке двух или нескольких научных дисциплин или специально­стей. Правда, такой подход требует широкой эрудиции и достаточно высокой профессиональной подготовки студента.

Сложность выделения «объекта» и «предмета» заключается в том, что эти понятия относительны. В одних исследованиях нечто может рассматриваться как объект, а в других - как предмет, причем в обоих случаях и та и другая точка зрения будут обоснованными и зависеть лишь от системы теоретических взглядов автора-исследователя.

/.5,2.6. Цель исследования

Достаточно очевидным выглядит определение цели исследования, как доказательства сформулированной гипотезы и тогда текстуально они должны были бы дублировать друг друга. Но фактически между ними имеются существенные смысловые различия. Если содержание гипотезы и предмет исследования могут носить достаточно обобщен­ный, а порой и отвлеченный характер, ориентированный на науку во­обще, то цель исследования «приземляет» его на вполне конкретный способ доказательства, которым вы и пользуетесь в своей ограничен­ной по представленным теоретическим и экспериментальным аргу­ментам, а также объему работе. Цель исследования жестко ориентиру­ет на конечный результат, который должен быть получен в дипломном исследовании, а уж он становится основным и, желательно, убедитель­ным доводом в пользу предложенной гипотезы.

Например, вы выдвигаете гипотезу о том, что Земля - круглая. Существует много вариантов доказательства этого предположения. Вы выбираете самый, по вашему мнению, неотразимый - наблюдение за высотой над горизонтом мачты удаляющегося по морю корабля. Тогда целью вашего исследования становится доказательство того, что по мере удаления от берега видимая часть мачты будет уменьшаться.

Определение цели исследования обычно включает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. По характеру цели (найти, описать, объяснить) исследовательские работы могут быть разделены на три соответствующих группы, в каждой из которых отражен очередной логический шаг научной деятельности.

- Поисковые - целесообразны в тех случаях, когда изучаются прин­ципиально новые или практически неизученные явления, либо само явление ставится под сомнение как факт. Это позволяет позднее пост­роить первую осторожную гипотезу относительно закономерностей и причин, управляющих данным объектом. Как и любой поиск, поиск научный успехом может не увенчаться. Здесь от дипломника главным образом нужны наблюдательность и гибкость в выборе методов на­блюдения.

- Описательные - объект в принципе известен и о нем уже имеют­ся определенные сведения, хотя и неполные. Проводимая работа су­щественно расширяет спектр желаемой информации об объекте, до­полнительно характеризует его, что также приводит к более корректному формулированию гипотезы о связях и отношениях объекта, включен­ного в контекст каких-то явлений. На первый план здесь выходят точ­ность, надежность измерений, а в психологически ориентированных работах и беспристрастность наблюдателя.

- Объяснительные - их основная цель - установление и содержа­тельное определение прежде сформулированных в качестве гипотезы причинно-следственных связей между событиями или объектами (это «высший пилотаж» научных исследований). Помимо требований к ка­чествам, упомянутым в первых двух случаях, здесь абсолютно необхо­димы мыслительные аналитические способности исследователя, уме­ние не только группировать и сопоставлять факты, имеющие отношение к избранной гипотезе, но и умение аргументировано отсеивать все правдоподобные, но альтернативные ее варианты.

Проверка гипотезы считается наиболее важной составляющей ис­следования, и, вообще говоря, может предусматривать множество целей.

1.3.2.7. Задачи исследования

Задачи исследования - это подразделы цели. Даже если цель одна, то в дипломном исследовании она должна быть достаточно сложна, чтобы заинтересовать ваших потенциальных оппонентов, рецензентов и других экспертов, чье мнение может оказаться решающим при под­ведении итогов вашей работы. Это значит, что вам не удастся одним исследовательским «шагом» доказать выдвинутую гипотезу, и этот шаг должен быть разбит на несколько (обычно 3—6) «шажков», исполне­ние каждого из которых приближает вас к желаемому научному ре­зультату. Задачи исследования'можно рассматривать и как последова­тельность вопросов, на которые нужно дать однозначные ответы, причем последний ответ на последний вопрос в этом списке (по оче­редности, а не по значимости) - это и есть окончательное подтвержде­ние выдвинутой гипотезы. С помощью задач определяются границы, в рамках которых производится поиск, это русло, удерживающее дип­ломника от попыток «растечься мыслию по древу». Это, конечно, не значит, что по ходу исследования не могут возникнуть новые задачи или конкретизироваться старые.

Часть из задач исследования может быть связана с анализом науч­ной информации, накопленной по данной тематике и представленной в литературных источниках, часть - иметь отношение к подбору адек­ватного методического материала, часть - к проведению эксперимен­тальной части работы, часть - к интерпретации полученных результа­тов и т. д. Таким образом, перечень сформулированных задач можно рассматривать как маленькую програАмму, выполнение которой упо­рядочивает логику и хронологию исследования. Подобная программа, только в более развернутой форме, обычно представляется руководи­телю дипломной работы еще до ее начала и утверждается им как не только научный, но и организационный план исследования.

Надо иметь в виду, что в дальнейшем, когда дело дойдет до напи­сания заключения, там, в качестве выводов будут фигурировать ре­зультаты решения каждой из сформулированных во введении част­ных задач.

1.3.2.8. Описание методик

В данном разделе предусматривается лишь краткое описание ис­пользуемых методик, в форме перечня, который позволил бы рецен­зенту и другим читающим на основе собственного опыта быстро со­риентироваться, насколько избранные инструменты решения адекватны конечной цели и промежуточным задачам исследования. Добавим здесь лишь пожелание помимо методов исследования объекта (допустим, собственно психологических тестов, логопедических или физиологи­ческих проб) также кратко прописывать и применявшиеся способы их статистической обработки. ,

Более подробную во всех отношениях характеристику методичес­кого арсенала целесообразно давать в главе, посвященной экспери­ментальной части работы.

1.3.2.9. Практическая значимость

Практическая значимость - это все, что отражает полезность дан­ной работы для других, Под этими «другими» могут подразумеваться студенты и преподаватели - например, если получены уж очень инте­ресные результаты, то они могут быть включены в учебные планы или лекционные материалы. Это и ваши будущие коллеги (например, пси­хотерапевты), для которых будет облегчено или усовершенствовано понимание каких-то значимых феноменов или явлений, это ваши кли­енты или пациенты, для которых сокращаются сроки излечения (вос­становления утраченных функций) или уменьшается уровень страда­ний. Это дети, учащиеся, с большей эффективностью овладевающие учебным материалом или какими-то двигательными навыками, пре­подаватели, совершенствующие стратегию и тактику учебной и воспи­тательной работы с учащимися и много другое.

Практическая ценность может заключаться и в разработке нового, более совершенного метода исследования каких-то явлений, в повы­шении эффективности научных исследований, которые возможны в дальнейшем. В некоторых случаях уместно говорить даже и о экономи­ческой стороне полученных результатов.

Воплощением практических устремлений дипломника могут стать «Практические рекомендации», составляемые по материалам прове­денного исследования. Если таковые имеются, то во введении они лишь упоминаются как аргумент в пользу практической значимости, а их текст обычно дается либо после заключения, либо в одном из разделов приложений.

Реальная практическая ценность дипломной работы точно может быть установлена крайне редко. Как правило, она лишь провозглашает­ся или предполагается (никаких документов, подтверждающих таковое дипломником не предоставляется). Но в более серьезных квалифика­ционных исследованиях, таких, как работах на соискание ученой степе­ни, практическая значимость исследования в обязательном порядке формально обосновывается. Для тех, кто планирует свою дальнейшую жизнь в науке, это следует иметь в виду.

1.3.2.10. Научная новизна

Во введении необходимо показать, в чем состоит оригинальность постановки предлагаемой научной задачи, как она, по сравнению с ранее имеющимися знаниями, расширяет существующие границы представлений в избранном секторе науки. Новизна, прежде всего, показывается в сопоставлении со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительных аргументах в пользу того или иного мнения, в использовании полученных результатов в новых условиях, в других областях науки и практики. В редких случаях, например, при наличии очень сильных, безупречных доводов, возмож­на и существенная коррекция имеющихся теоретических концепций (правда, дипломные работы практически никогда не претендуют на столь высокий научный уровень).

Очевидно, что новизна может быть определена только благодаря обстоятельному изучению литературы по предмету исследования, при тщательном рассмотрении его истории, а также благодаря критическо­му анализу существующих точек зрения. Если попытаться конкретизи­ровать возможные основные варианты источников новизны, то в каче­стве таковых могут быть предложены следующие:

- впервые рассматривается новый объект исследования;

- впервые известный объект или явление рассматривается под но­вым, неизвестным из доступной литературы, углом зрения;

- впервые в научный оборот вовлекается новый цифровой и фак­тический материал, полученный, например, в результате проведенно­го эксперимента;

- впервые производится детализация известного процесса или яв­ления, из чего логически вытекают новые полезные результаты, выво­ды и обобщения;

- впервые предлагается новая постановка уже известных проблем или задач (например, при учете новых условий, при снятии каких-то существующих ранее ограничений и т. п.);

- впервые для исследования какого-то явления используется уже известный, но никогда не применявшийся для рассматриваемых целей метод, методика или их комплекс;

- впервые предлагается новый метод (методика) исследования, разработанный(ая) самим автором дипломной работы;

- впервые получены новые или усовершенствованные критерии и показатели, позволяющие по-новому оценивать какой-то объект или явление;

- впервые дается новый теоретический анализ, отслеживается ло­гика в развитии того или иного научного представления или понятия (для исторических, библиографических работ);

Большинство разделов введения целесообразно писать уже после того, как весь исследовательский цикл закончен, полученные материа­лы обсчитаны и для самою дипломника становятся очевидными кон­туры получившейся работы.

1.3.3. Обзор литературы1.3.3.1. Поиск материала

Логика любого исследования подсказывает, что прежде, чем окон­чательно формулировать гипотезу и проводить собственные экспери­менты, необходимо составить представление об источнике этой про­блемы и осмыслить ее в первом приближении. Вся современная наука (да и житейская мудрость) в этом отношении руководствуется про­стым и гениальным ленинским принципом: любое явление может быть правильно понято только в истории своего развития. А она немыслима без обращения к тому материалу, в котором эта история отражена.

Какое бы направление исследований вы не избрали, на самом деле вы не оригинальны. Ваша работа всегда имеет предшественников, ко­торые уже размышляли и писали по этому поводу, проводили экспе­рименты и приходили к каким-то выводам. Это ваше наследство. Не­знание того, что уже сделано в прежние годы, есть ни что иное, как разновидность профессионального невежества. Следовательно, началь­ным этапом исследования должен стать тщательный анализ научной литературы имеющейся в данной предметной области. Обычно этому и посвящается первая глава дипломной работы.


Она, как правило, носит теоретический, а иногда методологичес­кий характер. Этот раздел специально разрабатывается в проблемном плане. Здесь дается история вопроса, показывается степень его изу­ченности, систематизируются позиции российских и зарубежных уче­ных на основе обзора отечественной и, желательно, иностранной на­учной литературы. В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, причины возникновения и тенденциях его развития, уточнены формулировки и др. В ней, на основе изучения литературы и систематизации современных публика­ций, отслеживаются этапы исследования проблемы и на основании всего рассмотренного аргументируется собственная точка зрения. И в техническом и смысловом отношении вообще очень важно зафикси­ровать несогласие кого-либо с другими исследователями, или, напро­тив солидарность группы авторов по тому или иному вопросу.

При противоречивости взглядов авторов на какое-либо привлека­тельное для вас понятие желательно привести такое его определение, которое в дальнейшем и будет использоваться. Избрать для себя и пред­ложить читателям диплома определение основных понятий, пусть даже речь идет не о вами лично сформулированных, значит решить полови­ну проблемы.

Во всех случаях в первой главе излагаются литературные источни­ки по основной и, желательно, смежным областям, дается краткий кри­тический анализ взглядов ученых и практиков, показываются дискусси­онные и нерешенные аспекты темы, намечаются пути их решения, планируемые к изучению в дипломной работе. В итоге вы либо при­мыкаете к одной из полемизирующих сторон, либо вырабатываете свой подход к решению рассматриваемой проблемы. Из предшествующих теоретических положений должны определяться методика и средства анализа в ваших последующих разделах исследования.

При работе над дипломным сочинением можно использовать сле­дующую научную литературу:

- монографии (научные книги по специальным темам);

- статьи из научных журналов;

- статьи в сборниках трудов различных научно-исследовательских институтов;

- статьи и тезисы из материалов научных конференций, симпозиу­мов, съездов и т. п.;

- рецензии на опубликованные монографии и научные статьи;

- авторефераты диссертаций и сами диссертации;

- аннотации публикаций иностранных авторов в реферативных сборниках;

- официальные документы и ведомственные материалы, в том чис­ле материалы международных организаций.

Изучение литературы в одном случае целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, к числу которых, как правило, относят­ся монографии, написанные общепризнанными классиками в данной научной сфере, в других случаях - с проблемных работ, чаще всего статей по относительно узкой проблематике, более всего вас интере­сующей. Конечно, при изучении литературы по выбранной теме ис­пользуется не вся заключенная в ней информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме дипломной работы. Крите­рием оценки прочитанного является возможность его практического применения в собственном исследовании. Помните, что после полу­чения экспериментальных данных и формулировки предварительных (рабочих) выводов, вы должны будете сопоставить полученные вами результаты с уже имеющимися в науке.

Необходимый материал для первой главы может быть почерпнут из двух мощных источников информации - традиционных библиотек и Ин­тернета, причем, поиск желаемого может начинаться разными путями. 22

Во-первых, самые общие исходные сведения об основных публи­кациях по интересующей вас теме можно найти в рекомендованных вам по тому или иному курсу учебниках и методических пособиях. Хотелось бы подчеркнуть - речь идет о поиске литературных источни­ков, а не о возможности ссылок на сами учебники. Последнее в дип­ломных работах не только считается дурным тоном, а просто исключа­ется из исследовательской практики. Конечно, в учебниках дается перечень наиболее важной и, как правило, не вызывающей сомнения с точки зрения научной корректности и надежности литературы, а зна­чит часто не самые последние и не проблемные публикации. Но это - первый «трамплин» позволяющий достаточно эффективно «впрыг­нуть» в мир интересующих вас сведений. Подобным трамплином мо­гут оказаться и хрестоматии, включающие основные публикации (иног­да их фрагменты) в той или иной области знания.

Во-вторых, достаточно эффективный способ поиска тематически ограниченной информации - это знакомство с так называемым «Ре­феративным журналом» и его разделами, касающимися вашей специ­альности. В таком журнале описываются все статьи за определенный период времени, изданные по какому-то заданному направлению на­уки, дается их краткая (в несколько строк) аннотация, в которой расска­зывается об основном содержании публикации и полученных авто­ром выводах. Ценность реферативных журналов заключается в том, что в них приводится полное и точное библиографическое описание статьи, позволяющее найти сборник, в котором она опубликована. Если составители реферативных журналов поработали добросовестно, то можно надеяться, что для дипломной работы собранных в них за не­сколько лет материалов, будет достаточно. Краткость изложения обо­рачивается и отрицательной стороной - часто из-за неудачного напи­сания аннотаций не удается однозначно решить - стоит ли эта статья того времени, которое необходимо затратить на ее поиск и полное зна­комство. В серьезных библиотеках реферативные журналы имеются не только по отечественным, но и зарубежным публикациям. Суще­ствуют и похожие издания типа «Летописи журнальных статей», «Биб­лиографических указателей» и т. п.

В-третьих - каждая библиотека имеет справочно-поисковый аппа­рат, который состоит из каталогов, картотек и библиографических ука­зателей (шкафы с наполненными карточками ящиками, которые встре­чают вас в коридорах и при входе в почти каждый зал). Алфавитный каталог дает возможность подобрать произведения определенного ав­тора, установить, есть ли в библиотеке нужные издания, которые вам известны из других источников. В систематическом (или тематичес­ком) каталоге подбор книг представлен по отраслям знаний и темам в определенной логической последовательности. Здесь упорядоченность карточек в ящиках обычно соответствует хронологии выхода публика­ции, вначале предлагаются отечественные материалы, затем зарубеж­ные. В последние годы многие библиотеки оснащаются компьютерны­ми системами поиска, позволяющими гибко работать с так

называемыми базами данных своих фондов и архивов.

Далеко не всегда библиографические поиски приводят к цели, так как в самой совершенной библиографии возможны пробелы. В неко­торых, весьма редких случаях оказывается, что по интересующей про­блеме вообще ничего не написано или писалось очень мало. Даже если библиография достаточно обширна, недостаток опыта нередко побуждает отбирать из составленного списка лишь работы последних лет (во многих методических пособиях даже есть рекомендации ис­пользовать в первой главе дипломной работы лишь публикации после­дних 5, максимум 10 лет), что на самом деле является лишь ограничен­но разумным. Не ставя под сомнение безусловную необходимость знаний самых последних исследований по теме, следует подчеркнуть, что часто интересные и даже обгоняющие свое время мысли могли возникнуть и значительно раньше, и, будучи «выкопанными» в архи­вах, становятся украшением диплома.

В-четвертых - поиск предположительно нужных журнальных ста­тей в серьезных, многолетних изданиях целесообразно начинать с про­смотра последних номеров за соответствующий год (изредка это, на­против, первые номера). В них, как правило, дается общий перечень названий всех опубликованных за год материалов, к тому же темати­чески упорядоченных, а иногда и с представлением авторов.

В-пятых, в целом ряде случаев дня начального поиска можно пользо­ваться справочниками, словарями, энциклопедиями и другими анало­гичными материалами, в которых помимо описательных и разъясни­тельных статей часто приводятся и основные научные труды, откуда представленная информация была позаимствована.

В-шестых, существенным моментом работы с литературой явля­ется просмотр чужих ранее успешно защищенных кандидатских и док­торских диссертаций по близкой вам теме, что полезно как в общеин­формационном отношении, так и с оформительской точки зрения. Из этого ценного источника также может быть отобрана часть библио­графии, нуждающаяся в дальнейшем раскрытии в дипломе.

В-седьмых, источниками исходной информации об опубликован­ных по интересующей теме материалах могут стать ваши преподавате­ли и руководитель дипломной работы. Единственное, что нужно здесь не забывать, что эта работа реально должна вестись самостоятельно, то есть и поиск литературы, даже по подсказке, тоже должен осуществ­ляться именно вами.

В восьмых - современные электронные коммуникационные системы и в частности мировая, глобальная информационная сеть Интернет, откры­ли абсолютно необозримые возможности для поиска и сбора интересую­щих вас научных сведений. Это гигантское хранилище информации, кото­рую можно и нужно уметь извлекать. Для пользования Интернетом необходим компьютер, оснащенный модемом, программа, обеспечиваю­щая связь и отчетливое понимание того, что вы хотите найти.

1.3.3.2. Использование Интернета

Поиск информации в Интернете обеспечивается специальными средствами - так называемыми поисковыми машинами, из которых наибольшей популярностью среди русскоязычных студентов-диплом­ников и аспирантов пользуются Япёех, AltaVista, Rambler, Aport и Google. Каждая из них реализует свою стратегию поиска среди многих миллионов страниц текста, рисунков, баз данных и т. п. Но общим для них является необходимость ввода одного или нескольких «ключевых» слов, которые обязательно должны содержаться в тексте требуемого информационного источника.

Результатом применения любого поискового механизма, который длится секунды, является набор ссылок на страницы или сайты (тема­тически объединенную совокупность станиц), которые еще предстоит просмотреть вручную, чтобы проверить, содержится ли на них нуж­ная информация. Подобных ссылок может быть извлечено сотни и даже тысячи. Каждая из них имеет свой уникальный адрес, начинаю­щийся тремя буквами: WWW с точкой. Несмотря на то, что большая часть ссылок оказывается в целом бесполезной, именно так можно встретить новые подходы к проблеме* рассматриваемой в дипломной работе, неожиданные аналогии с совершенно другими предметными областями, обнаружить важную деталь, которая позволит существен­но уточнить критерии поиска.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.