|
|||
ПРЕДИСЛОВИЕ 6 страницаВ. С. Тюхтин высказывается еще более определенно: «Активный характер психической деятельности, идеальная форма отражения и индивидуальные особенности деятельности субъекта - эти три признака определяют позитивный смысл субъективного» [14, с. 100]. «Для того, чтобы перейти от действия к операции, - пишет Ж. Пиаже, - необходимо, чтобы действие было обратимым» [38, с. 177]. Приведенный способ оформления ссылок достаточно компактен, но имеет существенный недостаток. Если возникает необходимость ввести в литературный обзор (и в пронумерованный список литературы) нового автора или новую работу уже цитированного автора, либо, напротив, изъять лишнюю, то приходится пересматривать всю нумерацию ссылок в дипломе. 2. Для ссылки используется фамилия автора (с предшествующими инициалами), сопровождаемая годом публикации цитируемой работы. В зависимости от контекста либо и фамилия и год, либо только год заключаются в круглые или квадратные скобки. Подобный способ «предъявления» цитированных авторов несколько загромождает текст, но более приемлем в случаях, когда вы не уверены в количественном составе источников. Кроме того, сразу видно, на работы каких авторов и каких лет вы в основном ссылаетесь. Например: В рамках дистимических или дисфорических состояний отмечается появление периодов тоскливого настроения, аффектов злобы, ранимости (М. О. Гуревич, 1948; Г. Е. Сухарева, 1955; М. П, Подобед 1967, В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева, 1999, и др.). Эта идея получи ла дальнейшее развитие в трудах Н. А. Бер- нштейна (1935), Э. А. Асратяна (1953), Г. И. Полякова (1959), П. К. Анохина и его научной школы (1968). «В каждом возрастном периоде отдельные системы должны находиться в определенной степени зрелости, иначе не произойдет полного слияния систем в единый ансамбль» [Л. О. Ба- далян, 1983, с. 213]. Выбрав один из способов оформления, его следует строго придерживаться на протяжении всей работы. Названия иностранных книг в тексте работы даются в русском переводе, названия зарубежных газет, журналов не переводятся и пишутся в оригинальной транскрипции. Фамилии общеизвестных иностранных ученых, таких, как Ньютон, Эйнштейн или Пиаже можно писать по-русски, но малоизвестные фамилии при первом упоминании в тексте даются в подлинной транскрипции и параллельно в русской. Например: «По Г. Шмидту (И. Schmidt, 2000),...». При нескольких одновременных ссылках, они делаются сначала на русскоязычные работы в хронологическом порядке, а затем на иностранные - тоже начиная с более ранних и заканчивая более поздними. Если по смыслу вашего дипломного исследования нет необходимости специально подчеркивать многочисленность работ по той или иной теме, то в тексте следует избегать одновременных ссылок на многих авторов, Если это действительно оригинальные данные, то при разных обстоятельствах их могли установить вряд ли более двух—трех исследователей, а если это широко известные факты, то их допустимо приводить вообще без ссылки на источник. Если используется цитата, взятая не из первоисточника, а из другого документа (позаимствована у другого цитирующего автора), то ссылку, в зависимости от выбранного способа ее оформления, следует заканчивать словами: «[цит. по 00, с. 00]» или «(цит. по X. X. Хххххххх, 2000, с. 00)». 2.11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список использованной литературы—обязательный раздел дипломной работы, который характеризует уровень вашего знакомства с современным состоянием проблемы, над которой вы работаете. В него включаются все печатные издания (книги, статьи, материалы конференций, энциклопедии, нормативные акты и документы и др.), а также неопубликованные (на правах рукописи, как например, тексты чьих-то диссертаций) материалы, которыми вы пользовались при выполнении работы. Это значит, что при подготовке списка вы должны избегать двух ошибок: включать в него источники, на которые нет ссылок в тексте диплома и, напротив, приводить в тексте ссылки или цитаты, не имеющие адреса в списке. К оформлению списка литературы предъявляются строгие требования, полностью сформулированные в ГОСТе 7.1-84 «Библиографическое описание документа» с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1991). Рассмотрим самые общие из этих требований. Во-первых, все документы списка должны быть определенным образом сгруппированы. Наиболее распространенным вариантом группировки является такой, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей. Вначале списка идут источники на русском языке, в конце - на иностранных (в порядке уже латинского алфавита). Для обеспечения «алфавитности» в списке литературы, соответствующий источник должен начинаться с фамилии автора, после которой следуют его инициалы, а не наоборот (например: Иванов А. Н...., а не А. Н. Иванов...). Довольно часто встречаются случаи, когда в списке литературы приводятся несколько работ одного и того же автора. В подобных случаях упорядочение их в списке производится в хронологическом порядке - сперва более ранние, затем - более поздние. Если возникла ситуация, когда вы ссылаетесь на две работы одного автора, одна из которых написана им индивидуально, а другая в соавторстве, то первой в списке должна стоять индивидуальная работа. Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов (например, сперва Иванов А. Б..., затем Иванов А. П.). Из общеалфавитного порядка списка выпадают лишь официальные и нормативные документы (Законы, Указы, Постановления), которые рекомендуется давать в начале списка. Во-вторых, библиографическое описание источника, на который вы ссылаетесь в дипломе, по правилам должно состоять из нескольких элементов (фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, название издательства, год издания, количество страниц и ряд других), условно разделяемых пробелами, тире, запятыми, двоеточиями, точками, точками с запятой и одиночными или двойными косыми чертами. После печатных разделительных знаков должны стоять пробелы. Не вдаваясь в подробности этих правил, приведем несколько примеров наиболее распространенных библиографических описаний. Монографии Веккер JI. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с. Переизданная монография Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд., перераб. М.: Мысль, 1989. 575 с. Переведенная монография Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека (введение в психологию): Пер. с англ. / Под ред. А. Р. Лу- рия. М.: Мир, 1974. 561 с. Статья в периодическом издании Кок Е. П. К проблеме проводниковой афазии // Журнал института невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1965, Т. 65, № 12. С. 1777-1779. Статья из тематического сборника Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня/Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд. МГУ, 1995. С. 154—160. или Мельник И. М. Влияние общения на характер воспроизведения в кратковременной памяти // Категории, принципы, методы психологии. Психические процессы: Материалы VI съезда Общества психологов СССР. М., 1983. 4.2. С. 462-463. Методические документы Шкала для психологической диагностики уровня невротической астенизации (УНА): Методические рекомендации / Вассерман JI. И., Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Исурина Г. Л., Карпова Э. Б., Малкова Л. Д., Сергеев В. А., Губанова И. В. СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. 1988. 18 с. [Обратите внимание - для всех библиографических описаний - если авторов четверо и более, то их фамилии пишутся после названия работы]. или Степанов А. Н., Соломин И. Л., Калугин С. В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. СПб.: Мэрия Санкт-Петербурга. Комитет по занятости населения. 1994. 16 с. Автореферат Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и ал алии: Автореф. дис.... докт. мед. наук. Л., 1960. 28 с. Статья из энциклопедии Фотьянов М. И. Сознание // БСЭ. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 24. С. 129-131. Статья из Интернета Сазонов В. Ф., Ладохина И. Ю. Графическая симметрия в рисовании симметричной фигуры у первоклассников // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: Материалы конференции. М.: НИИ мозга РАМН. Б. г. http ://ni i-mozga. narod. ru/mater3. html Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию документов, число которых в дипломной работе целесообразно ограничивать несколькими десятками. При этом общий объем списка не должен превышать 5% объема рукописи. В конечном счете список литературы приобретает следующий формальный вид. L Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекозна- ния. М.: Наука. 1977. 384 с. 57. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение. 1969. 317 с. 58. Gescrwirid N., Lev itsky M. Human brain: left-right asymmetries in temporal speech region // Science. 1968. Vol. 161. P. 186-187. 2.12. ПРАВОПИСАНИЕ И СТИЛЬ Окончание института или университета предполагает, что выпускник выходит в большую жизнь грамотным человеком. Элементарным индикатором этого качества будущего интеллигента и профессионала для членов ГАК является ваша дипломная работа. Борьба с внешними проявлениями собственной «письменной» безграмотности за последние десять лет существенно облегчилась распространением компьютерных технологий, в число которых входят специальные программы, обеспечивающие автоматическую нроверку грамматики и орфографии набираемых текстов. Имеется такая встроенная программа и в рекомендованном текстовом редакторе Microsoft Word. Следует иметь в виду, что она очень хорошо «отлавливает» случайные опечатки и явные дефекты правописания, но «не узнает» те случаи, когда опечатка приводит к замене одного слова на другое, тоже орфографически правильное («полка» - «палка»), либо сигнализирует об ошибке, натолкнувшись на специфический для данной науки термин (в самом термине тоже может быть допущена ошибка) и многие фамилии. Поэтому компьютерную проверку подготовленного текста следует считать лишь первым шагом подготовки диплома. Практика показывает, что орфографические, грамматические, оформительские и стилистические ошибки самим автором после продолжительной работы над текстом не замечаются. Оптимальным вариантом является такой, при котором ваш текст перед передачей научному руководителю кроме вас прочитывает какой-то независимый редактор или просто грамотный человек, способный уловить слабые места, несуразности, заметить ошибки или даже почувствовать смысловые противоречия. Задачи дипломника в этот период подготовки текста: - проверить орфографию вообще и орфографию терминов; - проверить правильность написания фамилий цитируемых авторов; - избавиться от вульгаризмов, слэнга, иногда применяемых в бытовой речи; - избавиться от лишних слов, загромождающих текст; - заменить одинаковые или однокоренные слова в одном предложении или в соседних предложениях адекватными синонимами (вместо повторяющегося «выявили» - «установили» или «обнаружили» и т. п.); - отследить и избавиться от тавтологий - одних и тех же мыслей, повторяемых разными словами; - разделить громоздкие предложения на несколько более кратких и понятных при первом прочтении; - отследить правильность соотнесения придаточных предложений; - избавиться (за редким исключением) от цитированных цитат; - заменить в ссылках ранние работы авторов на более поздние (при наличии). Не допускается: - применять для одного и того же понятия различные научные термины; - применять произвольные словообразования; - применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующих государственным стандартам или специально оговоренных в дипломной работе; при первой встрече в тексте аббревиатуры, рядом с ней в скобках необходимо приводить ее полную расшифровку, либо, наоборот, после специального словосочетания давать в скобках его аббревиатуру, которая в дальнейшем будет его эквивалентом в тексте, например:«... ПЛО (профиль латеральной организации) ... «или «... детский церебральный паралич (ДЦП)...»; - сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки; - применять в тексте дипломной работы (за исключением формул, таблиц и рисунков) математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»); - применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), а также знаки № (номер) и % (процент); В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Например: «Средний рост восьми обследованных девочек составил 152,4 мм, а 27 обследованных мальчиков - 167,2 мм». или «В данной методике используется три шкалы, каждая с диапазоном в 10 баллов». Опыт «работы над ошибками» дипломников предыдущих поколений позволяет обратить внимание на следующие конкретные обстоятельства оформления текста. Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся: - в конце заголовков и в подписях таблиц (в конце подрисуночных подписей точка ставится); - в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназначена запятая [2,17]). Кавычки следует использовать только угловые [«...»]. Обычные кавычки [" "] используются только в английских текстах. Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире - знак препинания, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка. Пробел используется для отделения единиц измерения от числа [127 м], для разделения порядков в больших числах [10 ООО км], при этом следует следить, чтобы из-за этого не возникало переносов части этих целостных элементов на другую строку. - Пробелом не отделяются от чисел знаки процентов [99%], градусов [21°] и показатели степени [б3]. - Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок [(эти данные... многочисленных экспериментов)]. - После знака № пробел следует ставить [№ 9]. - В текстовом редакторе Word не следует отбивать красную строку (а также центрировать заголовки) пробелами или с помощью табуляции. Для этой цели в большинстве версий редактора служат опции «Формат - Абзац - Отступы и интервалы» или их аналоги. - После любого знака препинания и в тексте диплома и в списке литературы ставится пробел. 3. ПРОЦЕДУРА ЗАШИТЫ Процедура защиты дипломной работы является своеобразным апофеозом всей проделанной вами за годы пребывания в институте или университете учебной и исследовательской деятельности. Отношение к этому моменту вашей будущей карьеры должно быть самое серьезное и требует весьма вдумчивой подготовки и времени. Вместе с тем надо отдавать себе отчет, что защита диплома состоит из двух взаимодополняющих «слоев». Первый из них связан с возможностью предложить членам ГАК интересное по задачам и великолепно реализованное по содержанию исследование, а второй - с формой «исполнения» защиты как своеобразного сценического действа, в котором ваша роль строго регламентирована по поведению и по тексту. Опыт наблюдения за защитами не только дипломных, но и диссертационных работ показывает, что пренебрежение формой защиты, ее внешней стороной, порой может приводить к нареканиям и снижению оценки даже очень приличных по содержанию исследований. С другой стороны, не редки случаи, когда скромная по внутреннему потенциалу работа, будучи искусно озвученной и уверенно защищенной, позволяла получить соискателю самые желаемые результаты. Конечно, если работа откровенно слабая, то никакое самое яркое ваше выступление на защите не спасет ситуацию. Защита дипломной работы происходит на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие. Принципиальная схема защиты, которая может незначительно варьироваться, примерно такова: - дипломник излагает содержание выполненного им исследования; - задаются вопросы, возникшие у членов ГАК или у любого присутствующего на защите, при этом вопросы могут иметь отношение к конкретному содержанию представленного доклада, к сопровождающим иллюстрациям и к теоретическим взглядам в рассматриваемой области; - дипломник кратко и по существу отвечает на поставленные вопросы (по усмотрению председателя комиссии или по просьбе защищающегося ответ может следовать либо сразу после вопроса, либо сперва задаются все вопросы, после чего, предварительно записав их, дипломник последовательно на них отвечает); - зачитывается отзыв руководителя и рецензия; - дипломник отвечает на замечания, сделанные в отзыве и рецензии; - по всем предложенным материалам могут выступить присутствующие на защите руководитель, рецензент и другие лица; - по результатам защиты, на закрытом заседании ГАК выносит решение об оценке дипломной работы и о присуждении выпускнику искомой квалификации. Смысловым стержнем, вокруг которого выстраивается защита, является ваш доклад, который должен быть рассчитан примерно на 10 минут. Это время должно предусматривать не только зачтение текста, но и отвлечения, связанные с обращением к иллюстративному материалу и пояснениями к нему. Для того, чтобы уложиться в указанный временной отрезок, еще в период подготовки необходимо точно выверить - какое количество страниц (или знаков) вы способны со средней скоростью (без волнения, не тараторя и не «спотыкаясь» на сложных словосочетаниях) прочитать вслух за эти 10 минут. Полученный объем текста и должен стать базовым для будущего доклада. Совершенно очевидно, что доклад должен исходить из существа выполненного исследования, то есть из него для ранее непосвященных слушателей должны четко вытекать необходимость проделанной работы, ее результаты, их аргументированность и интерпретация. Доклад должен быть в меру лаконичным, без «лирических отступлений» и вместе с тем достаточно информативным, чтобы не вызывать у членов ученого совета и присутствующих на защите многочисленных уточняющих вопросов. Но нельзя уходить и в другую крайность - типичной ошибкой является попытка во что бы то ни стало вместить в доклад все данные, полученные в процессе работы. В принципе, доклад в своей содержательной части - это конспект вашего диплома, причем в этом конспекте в достаточно полном виде должны быть представлены материалы Введения и Заключения, а между ними - подвергнутые тщательной селекции материалы основных глав. В соответствии с содержанием доклада подготавливаются иллюстрации, которые не только облегчают присутствующим восприятие части сложной информации, но и улучшают общее впечатление от выступления. Иллюстраций не должно быть много (2—5) и, как правило, это либо плакаты с таблицами и графиками (стандартные листы ватмана), либо слайды или прозрачные пленки, требующие дня своей демонстрации специальной аппаратуры и экрана. В любом случае, все иллюстрации должны иметь достаточные размеры, величину букв и цифр, жирность линий, поля, оптимальное расстояние между строками, чтобы текст можно было прочесть даже сидящему в последнем ряду. Для написания цифр и букв на бумаге целесообразно использовать стандартные трафареты, имеющиеся в продаже. Если есть возможность, то клетки таблиц можно заполнять вырезанными и аккуратно подклеенными цифрами и знаками, исполненными на струйных или лазерных принтерах. Попытку вместить слишком много информации на одном плакате следует признать неудачной. Также неудачной является попытка продемонстрировать многочисленные слайды, которые для слушателей при быстром обновлении превращаются в калейдоскоп, недоступный для содержательного восприятия. А это, в свою очередь, вызывает раздражение. Сам доклад ни в коем случае не должен быть перегружен цифрами, оставлять их в тексте выступления нужно лишь в минимальном, 70 абсолютно необходимом количестве. Весь остальной цифровой материал, без которого невозможно обойтись, лучше выразить иллюстрирующими графиками и таблицами. Содержание доклада, выверенное по логике и стилю, в напечатанной форме представляется руководителю диплома, который может по нему сделать свои замечания или внести в него свои исправления. Готовый доклад (в сборе) в качестве репетиции есть смысл несколько раз прочитать вслух, желательно даже в той аудитории, где будет проходить защита, в присутствии вашего научного руководителя и агрессивно настроенных друзей-коллег. Это позволит, не только выучить его практически наизусть, но и отработать детали своего выступления: когда взять в руки указку (она должна быть приготовлена!), когда обратиться к плакату (чем и на чем он будет крепиться?), куда встать, чтобы не загораживать наглядный материал собой, обговорить условия с тем, кто будет показывать слайды (когда и по какой команде, кто будет включать и выключать свет и т. д.). Замечания, полученные на таких репетициях, позволят избежать грубых ошибок в будущем. Отработав многократно все элементы, вы будете чувствовать во время реальной защиты себя намного спокойнее, это придаст вам уверенность, а слушатели будут видеть, что вы свободно владеете материалом. Весьма полезным для знакомства с процедурой мероприятия является и посещение защит однокурсников, которые проходят раньше вашей. Перед каждым защищающимся всегда стоит вопрос - учить доклад наизусть или зачитывать его с бумаги «от корки до корки». Обе крайности, хотя и по разным причинам, нежелательны. Свободно, последовательно, связно, грахмотно и интонационно насыщенно проговорить на заданную тему в реальной жизни даже 10 минут могут далеко не все. Поэтому, прежде всего, пресловутые семь раз примерьте к себе - по силам вам такая задача или лучше перестраховаться. Механическое заучивание при случайном забывании какого-то фрагмента часто приводит к тотальным сбоям в выступлении. Поэтому полный его текст, лежащий перед глазами, должен гарантировать вас от подобных недоразумений. Но, также плохо и безотрывное чтение, сразу наводящее на мысль, что студент просто не знает собственного материала или не владеет русским языком. Строгий стиль научных документов, к числу которых относится и дипломная работа, все же отличается от стиля устного доклада, в котором могут присутствовать известные «вольности», индивидуально окрашивающие предлагаемую информацию, расставляющие акценты в выигрышных для вас местах или допускающие сдержанную экспрессию. Волнение на защите диплома естественно, поэтому даже с учетом проведенных репетиций целесообразно в тексте доклада цветным фломастером или другим удобным для вас способом сделать ясные пометки в тех местах, где нужно отвлечься от текста - повернуться лицом к членам ГАК, сделать эмоциональный акцент, указать на график и т. п. Опытные ораторы при подобных обстоятельствах прибегают и к другим техническим и мнемотехническим приемам. Например, это выучивание наизусть лишь первых нескольких начальных слов каждого абзаца (в напечатанном тексте они подчеркиваются). Быстрый взгляд, брошенный лишь на первое слово, моментально позволяет вспомнить остальное, а потом можно вернуться взглядом к бумаге и оставшееся дочитать «с листа». Особую важность такое избирательное заучивание приобретает для фрагментов выступления, следующих сразу после обращения к иллюстративному материалу (обычно для показа графиков и таблиц приходится отходить от кафедры и отрываться от текста). Отдельного и особого внимания требует и текст комментариев к иллюстрациям. Затянувшаяся пауза после демонстрации выглядит неважно. Очень хорошо, если полностью отработанный текст в собственном исполнении вам удастся записать на магнитофон и несколько раз его прослушать. Это, во-первых, позволит «взглянуть» на него со стороны, а во-вторых, и лучше запомнить. Текст выступления целесообразно напечатать несколько большим шрифтом, чем обычно (например, как в детских книжках). Имейте в виду, что он должен легко читаться, когда вы стоите перед напечатанными листами, положенными на обычный стол. Продумайте вопрос о том, как вы будете находить нужный фрагмент текста после отрыва от него (фиксировать его пальцами, линейкой, полоской бумаги или положитесь на быстроту зрительного поиска). 4. ЭТИКЕТ На всех публичных научных мероприятиях, и в том числе на защите дипломных работ, существует определенный этикет, который выпускник должен соблюдать во время доклада и его обсуждения. Согласно писанным и неписанным правилам ваше выступление на защите должно начинаться с уважительного обращения к членам ГАК словами: «Глубокоуважаемый Председатель, глубокоуважаемые члены Государственной экзаменационной комиссии», и далее, обращаясь уже к залу: «многоуважаемые коллеги!». Это уважение должно проявляться и в том, что вы всех членов указанной комиссии должны знать по имени и отчеству. Подразумевается, что это знание распространяется не только на профессорско-преподавательский состав института, в котором вы учитесь, но и на приглашенных членов комиссии. Если у вас по этому поводу возникают сомнения, лучше выяснить имена-отчества всех будущих членов комиссии и других заинтересованных лиц до защиты и в решающий день иметь под рукой их список (незаметный для них). Во время ответов на вопросы и во время возможной дискуссии будьте предельно корректны. Независимо от тона или содержания заданного вам вопроса (в зале могут находиться и неблагоприятно настроенные к вам люди), ответ на него должен предполагать, что задавший способствует более полному доведению смысла вашей работы до присутствующих. Если на заседании председатель не предлагает вам сразу отвечать на вопросы, записывайте их кратко с указанием фамилии, имени, отчества задавшего (смотрите в подготовленный список) и отвечайте на них в порядке их поступления. Ответ начинайте теми же «Глубокоуважаемый...», «многоуважаемый...», «уважаемый...» (последнее для ваших ровесников). Если вопрос задан профессором, то общим правилом является обращение «Глубокоуважаемый...». Обращенные к дипломнику вопросы обычно бывают двух родов. Первые связаны с просьбой дополнительных разъяснений по экспериментальному материалу, по способам его обработки, мотивам выбора тех или других методов и т. п. Ответы на них требуют удовлетворительного знания и умения быстро ориентироваться в информации, как правило, не выходящей за пределы собственной дипломной работы. Вторые, серьезнее по сути, ставят под сомнение сформулированные выводы или полученные частные результаты. Ответ на них требует развернутой аргументации и таких доводов, которые ни у кого из присутствующих не оставляют сомнения в верности вашей точки зрения. Вместе с тем, если правота оппонента для вас очевидна, необходим ответ, в котором подтверждается факт вашего с ним согласия, дается объяснение обнаруженной ошибки или противоречия, а также выражается благодарность за ценное замечание. Например, на всех видах защит общепринятой в подобных случаях является фраза, заключающая ваш ответ: «По этому вопросу Вы, безусловно, правы и мы учтем Ваше замечание в нашей дальнейшей работе». Для словесного оформления ответа при отстаивании своих взглядов в научной практике за многие годы были выработаны и другие вводные шаблонные обороты типа: «Мы полагаем...», «Нам представляется, что...», «Полученные результаты позволяют предположить...» и т. п. При объяснении замеченной ошибки или недоработки, ее объяснение может принимать примерно такие формулировки: «К сожалению из-за ограниченности выборки нам не удалось...», «Сделанное Вами предположение, безусловно, интересно, но его подтверждение не входило в число задач нашего исследования», «Мы с Вами полностью согласны, но данная точка зрения требует своего подтверждения с применением других методик», «Полученные результаты действительно противоречат общепринятой точке зрения, что по нашему мнению, может быть объяснено...» и т. п. Конечно ответы и по форме и по существу должны быть индивидуальны и учитывать специфику заданного вопроса. Фразы типа «Сейчас я вам объясню» или «Так я об этом уже говорила», «Ну как вы не понимаете» и подобные им абсолютно неприемлемы как по форме, так и по психологическому контексту. Ваша этика на защите диплома будет выражаться также и в том, что в заключении своего выступления, либо в специально предоставляемом заключительном слове вы выразите свою благодарность членам ГАК, своему научному руководителю, рецензенту и всем тем, кто способствовал появлению вашей работы на свет. Не забудьте, что защита дипломной работы - достаточно серьезное мероприятие и, следовательно, оформление вашей внешности должно ему соответствовать. Желаемый стиль одежды, украшений для девушек, прически, манеры держаться скорее может характеризоваться как «деловой». Кольца в носу, потертые джинсы, боевая окраска волос и другие признаки инфантильности здесь неуместны.
|
|||
|