Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 6 страница



В. С. Тюхтин высказывается еще более определенно: «Ак­тивный характер психической деятельности, идеальная форма отражения и индивидуальные особенности деятельности субъекта - эти три признака определяют позитивный смысл субъективного» [14, с. 100].

«Для того, чтобы перейти от действия к операции, - пишет Ж. Пиаже, - необходимо, чтобы действие было обратимым» [38, с. 177].

Приведенный способ оформления ссылок достаточно компактен, но имеет существенный недостаток. Если возникает необходимость ввести в литературный обзор (и в пронумерованный список литерату­ры) нового автора или новую работу уже цитированного автора, либо, напротив, изъять лишнюю, то приходится пересматривать всю нуме­рацию ссылок в дипломе.

2. Для ссылки используется фамилия автора (с предшествующими инициалами), сопровождаемая годом публикации цитируемой рабо­ты. В зависимости от контекста либо и фамилия и год, либо только год заключаются в круглые или квадратные скобки. Подобный способ «предъявления» цитированных авторов несколько загромождает текст, но более приемлем в случаях, когда вы не уверены в количественном составе источников. Кроме того, сразу видно, на работы каких авторов и каких лет вы в основном ссылаетесь. Например:

В рамках дистимических или дисфорических состояний от­мечается появление периодов тоскливого настроения, аффек­тов злобы, ранимости (М. О. Гуревич, 1948; Г. Е. Сухарева, 1955; М. П, Подобед 1967, В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева, 1999, и др.).

Эта идея получи ла дальнейшее развитие в трудах Н. А. Бер- нштейна (1935), Э. А. Асратяна (1953), Г. И. Полякова (1959), П. К. Анохина и его научной школы (1968).

«В каждом возрастном периоде отдельные системы долж­ны находиться в определенной степени зрелости, иначе не про­изойдет полного слияния систем в единый ансамбль» [Л. О. Ба- далян, 1983, с. 213].

Выбрав один из способов оформления, его следует строго придер­живаться на протяжении всей работы.

Названия иностранных книг в тексте работы даются в русском пе­реводе, названия зарубежных газет, журналов не переводятся и пишут­ся в оригинальной транскрипции. Фамилии общеизвестных иностран­ных ученых, таких, как Ньютон, Эйнштейн или Пиаже можно писать по-русски, но малоизвестные фамилии при первом упоминании в тек­сте даются в подлинной транскрипции и параллельно в русской. На­пример: «По Г. Шмидту (И. Schmidt, 2000),...».

При нескольких одновременных ссылках, они делаются сначала на русскоязычные работы в хронологическом порядке, а затем на иност­ранные - тоже начиная с более ранних и заканчивая более поздними. Если по смыслу вашего дипломного исследования нет необходимости специально подчеркивать многочисленность работ по той или иной теме, то в тексте следует избегать одновременных ссылок на многих авторов, Если это действительно оригинальные данные, то при разных обстоятельствах их могли установить вряд ли более двух—трех иссле­дователей, а если это широко известные факты, то их допустимо приво­дить вообще без ссылки на источник.

Если используется цитата, взятая не из первоисточника, а из другого документа (позаимствована у другого цитирующего автора), то ссылку, в зависимости от выбранного способа ее оформления, следует заканчи­вать словами: «[цит. по 00, с. 00]» или «(цит. по X. X. Хххххххх, 2000, с. 00)».

2.11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы—обязательный раздел диплом­ной работы, который характеризует уровень вашего знакомства с совре­менным состоянием проблемы, над которой вы работаете. В него вклю­чаются все печатные издания (книги, статьи, материалы конференций, энциклопедии, нормативные акты и документы и др.), а также неопубли­кованные (на правах рукописи, как например, тексты чьих-то диссерта­ций) материалы, которыми вы пользовались при выполнении работы.

Это значит, что при подготовке списка вы должны избегать двух ошибок: включать в него источники, на которые нет ссылок в тексте диплома и, напротив, приводить в тексте ссылки или цитаты, не имею­щие адреса в списке.

К оформлению списка литературы предъявляются строгие требо­вания, полностью сформулированные в ГОСТе 7.1-84 «Библиографи­ческое описание документа» с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Книжная

палата», 1991). Рассмотрим самые общие из этих требований.

Во-первых, все документы списка должны быть определенным образом сгруппированы. Наиболее распространенным вариантом группировки является такой, при котором описания книг и статей рас­полагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и ста­тей. Вначале списка идут источники на русском языке, в конце - на иностранных (в порядке уже латинского алфавита).

Для обеспечения «алфавитности» в списке литературы, соответ­ствующий источник должен начинаться с фамилии автора, после кото­рой следуют его инициалы, а не наоборот (например: Иванов А. Н...., а не А. Н. Иванов...). Довольно часто встречаются случаи, когда в списке литературы приводятся несколько работ одного и того же автора. В подобных случаях упорядочение их в списке производится в хроноло­гическом порядке - сперва более ранние, затем - более поздние. Если возникла ситуация, когда вы ссылаетесь на две работы одного автора, одна из которых написана им индивидуально, а другая в соавторстве, то первой в списке должна стоять индивидуальная работа.

Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов (например, сперва Иванов А. Б..., за­тем Иванов А. П.).

Из общеалфавитного порядка списка выпадают лишь официаль­ные и нормативные документы (Законы, Указы, Постановления), кото­рые рекомендуется давать в начале списка.

Во-вторых, библиографическое описание источника, на который вы ссылаетесь в дипломе, по правилам должно состоять из нескольких элементов (фамилия и инициалы автора, название работы, место изда­ния, название издательства, год издания, количество страниц и ряд дру­гих), условно разделяемых пробелами, тире, запятыми, двоеточиями, точками, точками с запятой и одиночными или двойными косыми чер­тами. После печатных разделительных знаков должны стоять пробелы.

Не вдаваясь в подробности этих правил, приведем несколько при­меров наиболее распространенных библиографических описаний.

Монографии

Веккер JI. М. Психика и реальность: единая теория психи­ческих процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

Переизданная монография

Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд., перераб. М.: Мысль, 1989. 575 с.

Переведенная монография

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у чело­века (введение в психологию): Пер. с англ. / Под ред. А. Р. Лу- рия. М.: Мир, 1974. 561 с.

Статья в периодическом издании

Кок Е. П. К проблеме проводниковой афазии // Журнал института невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1965, Т. 65, № 12. С. 1777-1779.


Статья из тематического сборника

Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегод­ня/Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд. МГУ, 1995. С. 154—160.

или

Мельник И. М. Влияние общения на характер воспроизве­дения в кратковременной памяти // Категории, принципы, ме­тоды психологии. Психические процессы: Материалы VI съез­да Общества психологов СССР. М., 1983. 4.2. С. 462-463.

Методические документы

Шкала для психологической диагностики уровня невро­тической астенизации (УНА): Методические рекомендации / Вассерман JI. И., Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Исурина Г. Л., Кар­пова Э. Б., Малкова Л. Д., Сергеев В. А., Губанова И. В. СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. 1988. 18 с.

[Обратите внимание - для всех библиографических описа­ний - если авторов четверо и более, то их фамилии пишутся после названия работы].

или

Степанов А. Н., Соломин И. Л., Калугин С. В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. СПб.: Мэрия Санкт-Петербурга. Комитет по занятости населения. 1994. 16 с.

Автореферат

Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и ал алии: Автореф. дис.... докт. мед. наук. Л., 1960. 28 с.

Статья из энциклопедии

Фотьянов М. И. Сознание // БСЭ. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 24. С. 129-131.

Статья из Интернета

Сазонов В. Ф., Ладохина И. Ю. Графическая симметрия в рисовании симметричной фигуры у первоклассников // Акту­альные вопросы функциональной межполушарной асиммет­рии: Материалы конференции. М.: НИИ мозга РАМН. Б. г. http ://ni i-mozga. narod. ru/mater3. html

Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию докумен­тов, число которых в дипломной работе целесообразно ограничивать несколькими десятками. При этом общий объем списка не должен пре­вышать 5% объема рукописи. В конечном счете список литературы приобретает следующий формальный вид.

L Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекозна- ния. М.: Наука. 1977. 384 с.

57. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение. 1969. 317 с.

58. Gescrwirid N., Lev itsky M. Human brain: left-right asymmetries in temporal speech region // Science. 1968. Vol. 161. P. 186-187.

2.12. ПРАВОПИСАНИЕ И СТИЛЬ

Окончание института или университета предполагает, что выпуск­ник выходит в большую жизнь грамотным человеком. Элементарным индикатором этого качества будущего интеллигента и профессионала для членов ГАК является ваша дипломная работа. Борьба с внешними проявлениями собственной «письменной» безграмотности за после­дние десять лет существенно облегчилась распространением компью­терных технологий, в число которых входят специальные программы, обеспечивающие автоматическую нроверку грамматики и орфогра­фии набираемых текстов. Имеется такая встроенная программа и в рекомендованном текстовом редакторе Microsoft Word.

Следует иметь в виду, что она очень хорошо «отлавливает» случай­ные опечатки и явные дефекты правописания, но «не узнает» те случаи, когда опечатка приводит к замене одного слова на другое, тоже орфог­рафически правильное («полка» - «палка»), либо сигнализирует об ошибке, натолкнувшись на специфический для данной науки термин (в самом термине тоже может быть допущена ошибка) и многие фамилии.

Поэтому компьютерную проверку подготовленного текста следу­ет считать лишь первым шагом подготовки диплома. Практика показы­вает, что орфографические, грамматические, оформительские и сти­листические ошибки самим автором после продолжительной работы над текстом не замечаются. Оптимальным вариантом является такой, при котором ваш текст перед передачей научному руководителю кро­ме вас прочитывает какой-то независимый редактор или просто гра­мотный человек, способный уловить слабые места, несуразности, за­метить ошибки или даже почувствовать смысловые противоречия.

Задачи дипломника в этот период подготовки текста:

- проверить орфографию вообще и орфографию терминов;

- проверить правильность написания фамилий цитируемых авторов;

- избавиться от вульгаризмов, слэнга, иногда применяемых в бы­товой речи;

- избавиться от лишних слов, загромождающих текст;

- заменить одинаковые или однокоренные слова в одном предложе­нии или в соседних предложениях адекватными синонимами (вместо повторяющегося «выявили» - «установили» или «обнаружили» и т. п.);

- отследить и избавиться от тавтологий - одних и тех же мыслей, повторяемых разными словами;

- разделить громоздкие предложения на несколько более кратких и понятных при первом прочтении;

- отследить правильность соотнесения придаточных предложений;

- избавиться (за редким исключением) от цитированных цитат;

- заменить в ссылках ранние работы авторов на более поздние (при наличии).

Не допускается:

- применять для одного и того же понятия различные научные термины;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующих государственным стандартам или специально оговоренных в дипломной работе; при первой встрече в тексте аббревиатуры, рядом с ней в скобках необходимо приводить ее полную расшифровку, либо, наоборот, после специального словосоче­тания давать в скобках его аббревиатуру, которая в дальнейшем будет его эквивалентом в тексте, например:«... ПЛО (профиль латеральной орга­низации) ... «или «... детский церебральный паралич (ДЦП)...»;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначе­ний, входящих в формулы и рисунки;

- применять в тексте дипломной работы (за исключением формул, таблиц и рисунков) математический знак минус (-) перед отрицатель­ными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять без числовых значений математические знаки, напри­мер > (больше), < (меньше), = (равно), а также знаки № (номер) и % (процент);

В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Например:

«Средний рост восьми обследованных девочек составил 152,4 мм, а 27 обследованных мальчиков - 167,2 мм».

или

«В данной методике используется три шкалы, каждая с диапазоном в 10 баллов».

Опыт «работы над ошибками» дипломников предыдущих поколе­ний позволяет обратить внимание на следующие конкретные обстоя­тельства оформления текста.

Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся:

- в конце заголовков и в подписях таблиц (в конце подрисуночных подписей точка ставится);

- в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназна­чена запятая [2,17]).

Кавычки следует использовать только угловые [«...»]. Обычные ка­вычки [" "] используются только в английских текстах.

Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире - знак препинания, используемый в предложениях. Тире всегда отбива­ется пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.

Пробел используется для отделения единиц измерения от числа [127 м], для разделения порядков в больших числах [10 ООО км], при этом следует следить, чтобы из-за этого не возникало переносов части этих целостных элементов на другую строку.

- Пробелом не отделяются от чисел знаки процентов [99%], граду­сов [21°] и показатели степени [б3].

- Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок [(эти данные... многочисленных экспериментов)].

- После знака № пробел следует ставить [№ 9].

- В текстовом редакторе Word не следует отбивать красную стро­ку (а также центрировать заголовки) пробелами или с помощью табу­ляции. Для этой цели в большинстве версий редактора служат опции «Формат - Абзац - Отступы и интервалы» или их аналоги.

- После любого знака препинания и в тексте диплома и в списке литературы ставится пробел.


3. ПРОЦЕДУРА ЗАШИТЫ

Процедура защиты дипломной работы является своеобразным апофеозом всей проделанной вами за годы пребывания в институте или университете учебной и исследовательской деятельности. От­ношение к этому моменту вашей будущей карьеры должно быть самое серьезное и требует весьма вдумчивой подготовки и време­ни. Вместе с тем надо отдавать себе отчет, что защита диплома со­стоит из двух взаимодополняющих «слоев». Первый из них связан с возможностью предложить членам ГАК интересное по задачам и великолепно реализованное по содержанию исследование, а вто­рой - с формой «исполнения» защиты как своеобразного сцени­ческого действа, в котором ваша роль строго регламентирована по поведению и по тексту.

Опыт наблюдения за защитами не только дипломных, но и диссер­тационных работ показывает, что пренебрежение формой защиты, ее внешней стороной, порой может приводить к нареканиям и снижению оценки даже очень приличных по содержанию исследований. С дру­гой стороны, не редки случаи, когда скромная по внутреннему потен­циалу работа, будучи искусно озвученной и уверенно защищенной, позволяла получить соискателю самые желаемые результаты. Конеч­но, если работа откровенно слабая, то никакое самое яркое ваше выс­тупление на защите не спасет ситуацию.

Защита дипломной работы происходит на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие. Принципиальная схема защиты, которая может незначительно варьироваться, примерно такова:

- дипломник излагает содержание выполненного им исследо­вания;

- задаются вопросы, возникшие у членов ГАК или у любого присут­ствующего на защите, при этом вопросы могут иметь отношение к кон­кретному содержанию представленного доклада, к сопровождающим иллюстрациям и к теоретическим взглядам в рассматриваемой области;

- дипломник кратко и по существу отвечает на поставленные воп­росы (по усмотрению председателя комиссии или по просьбе защища­ющегося ответ может следовать либо сразу после вопроса, либо спер­ва задаются все вопросы, после чего, предварительно записав их, дипломник последовательно на них отвечает);

- зачитывается отзыв руководителя и рецензия;

- дипломник отвечает на замечания, сделанные в отзыве и рецензии;

- по всем предложенным материалам могут выступить присут­ствующие на защите руководитель, рецензент и другие лица;

- по результатам защиты, на закрытом заседании ГАК выносит решение об оценке дипломной работы и о присуждении выпускнику искомой квалификации.

Смысловым стержнем, вокруг которого выстраивается защита, является ваш доклад, который должен быть рассчитан примерно на 10 минут. Это время должно предусматривать не только зачтение текста, но и отвлечения, связанные с обращением к иллюстративному мате­риалу и пояснениями к нему. Для того, чтобы уложиться в указанный временной отрезок, еще в период подготовки необходимо точно выве­рить - какое количество страниц (или знаков) вы способны со средней скоростью (без волнения, не тараторя и не «спотыкаясь» на сложных словосочетаниях) прочитать вслух за эти 10 минут. Полученный объем текста и должен стать базовым для будущего доклада.

Совершенно очевидно, что доклад должен исходить из существа выполненного исследования, то есть из него для ранее непосвященных слушателей должны четко вытекать необходимость проделанной рабо­ты, ее результаты, их аргументированность и интерпретация. Доклад должен быть в меру лаконичным, без «лирических отступлений» и вместе с тем достаточно информативным, чтобы не вызывать у членов ученого совета и присутствующих на защите многочисленных уточня­ющих вопросов. Но нельзя уходить и в другую крайность - типичной ошибкой является попытка во что бы то ни стало вместить в доклад все данные, полученные в процессе работы.

В принципе, доклад в своей содержательной части - это конспект вашего диплома, причем в этом конспекте в достаточно полном виде должны быть представлены материалы Введения и Заключения, а меж­ду ними - подвергнутые тщательной селекции материалы основных глав.

В соответствии с содержанием доклада подготавливаются иллюст­рации, которые не только облегчают присутствующим восприятие ча­сти сложной информации, но и улучшают общее впечатление от выс­тупления. Иллюстраций не должно быть много (2—5) и, как правило, это либо плакаты с таблицами и графиками (стандартные листы ватма­на), либо слайды или прозрачные пленки, требующие дня своей демон­страции специальной аппаратуры и экрана.

В любом случае, все иллюстрации должны иметь достаточные раз­меры, величину букв и цифр, жирность линий, поля, оптимальное рас­стояние между строками, чтобы текст можно было прочесть даже си­дящему в последнем ряду. Для написания цифр и букв на бумаге целесообразно использовать стандартные трафареты, имеющиеся в продаже. Если есть возможность, то клетки таблиц можно заполнять вырезанными и аккуратно подклеенными цифрами и знаками, испол­ненными на струйных или лазерных принтерах.

Попытку вместить слишком много информации на одном плакате следует признать неудачной. Также неудачной является попытка про­демонстрировать многочисленные слайды, которые для слушателей при быстром обновлении превращаются в калейдоскоп, недоступный для содержательного восприятия. А это, в свою очередь, вызывает раз­дражение.

Сам доклад ни в коем случае не должен быть перегружен цифра­ми, оставлять их в тексте выступления нужно лишь в минимальном, 70 абсолютно необходимом количестве. Весь остальной цифровой мате­риал, без которого невозможно обойтись, лучше выразить иллюстри­рующими графиками и таблицами.

Содержание доклада, выверенное по логике и стилю, в напечатан­ной форме представляется руководителю диплома, который может по нему сделать свои замечания или внести в него свои исправления.

Готовый доклад (в сборе) в качестве репетиции есть смысл несколь­ко раз прочитать вслух, желательно даже в той аудитории, где будет про­ходить защита, в присутствии вашего научного руководителя и агрессив­но настроенных друзей-коллег. Это позволит, не только выучить его практически наизусть, но и отработать детали своего выступления: когда взять в руки указку (она должна быть приготовлена!), когда обратиться к плакату (чем и на чем он будет крепиться?), куда встать, чтобы не загора­живать наглядный материал собой, обговорить условия с тем, кто будет показывать слайды (когда и по какой команде, кто будет включать и вык­лючать свет и т. д.). Замечания, полученные на таких репетициях, позво­лят избежать грубых ошибок в будущем. Отработав многократно все элементы, вы будете чувствовать во время реальной защиты себя на­много спокойнее, это придаст вам уверенность, а слушатели будут ви­деть, что вы свободно владеете материалом. Весьма полезным для зна­комства с процедурой мероприятия является и посещение защит однокурсников, которые проходят раньше вашей.

Перед каждым защищающимся всегда стоит вопрос - учить док­лад наизусть или зачитывать его с бумаги «от корки до корки». Обе крайности, хотя и по разным причинам, нежелательны. Свободно, пос­ледовательно, связно, грахмотно и интонационно насыщенно прогово­рить на заданную тему в реальной жизни даже 10 минут могут далеко не все. Поэтому, прежде всего, пресловутые семь раз примерьте к себе - по силам вам такая задача или лучше перестраховаться. Механичес­кое заучивание при случайном забывании какого-то фрагмента часто приводит к тотальным сбоям в выступлении. Поэтому полный его текст, лежащий перед глазами, должен гарантировать вас от подобных недо­разумений.

Но, также плохо и безотрывное чтение, сразу наводящее на мысль, что студент просто не знает собственного материала или не владеет русским языком. Строгий стиль научных документов, к числу которых относится и дипломная работа, все же отличается от стиля устного доклада, в котором могут присутствовать известные «вольности», ин­дивидуально окрашивающие предлагаемую информацию, расставля­ющие акценты в выигрышных для вас местах или допускающие сдер­жанную экспрессию.

Волнение на защите диплома естественно, поэтому даже с учетом проведенных репетиций целесообразно в тексте доклада цветным фло­мастером или другим удобным для вас способом сделать ясные по­метки в тех местах, где нужно отвлечься от текста - повернуться лицом к членам ГАК, сделать эмоциональный акцент, указать на график и т. п.

Опытные ораторы при подобных обстоятельствах прибегают и к другим техническим и мнемотехническим приемам. Например, это выучивание наизусть лишь первых нескольких начальных слов каждо­го абзаца (в напечатанном тексте они подчеркиваются). Быстрый взгляд, брошенный лишь на первое слово, моментально позволяет вспомнить остальное, а потом можно вернуться взглядом к бумаге и оставшееся дочитать «с листа». Особую важность такое избирательное заучивание приобретает для фрагментов выступления, следующих сразу после обращения к иллюстративному материалу (обычно для показа графи­ков и таблиц приходится отходить от кафедры и отрываться от текста). Отдельного и особого внимания требует и текст комментариев к иллю­страциям. Затянувшаяся пауза после демонстрации выглядит неважно.

Очень хорошо, если полностью отработанный текст в собствен­ном исполнении вам удастся записать на магнитофон и несколько раз его прослушать. Это, во-первых, позволит «взглянуть» на него со сто­роны, а во-вторых, и лучше запомнить.

Текст выступления целесообразно напечатать несколько большим шрифтом, чем обычно (например, как в детских книжках). Имейте в виду, что он должен легко читаться, когда вы стоите перед напечатан­ными листами, положенными на обычный стол. Продумайте вопрос о том, как вы будете находить нужный фрагмент текста после отрыва от него (фиксировать его пальцами, линейкой, полоской бумаги или по­ложитесь на быстроту зрительного поиска).


4. ЭТИКЕТ

На всех публичных научных мероприятиях, и в том числе на защи­те дипломных работ, существует определенный этикет, который вы­пускник должен соблюдать во время доклада и его обсуждения. Со­гласно писанным и неписанным правилам ваше выступление на защите должно начинаться с уважительного обращения к членам ГАК слова­ми: «Глубокоуважаемый Председатель, глубокоуважаемые члены Го­сударственной экзаменационной комиссии», и далее, обращаясь уже к залу: «многоуважаемые коллеги!». Это уважение должно проявляться и в том, что вы всех членов указанной комиссии должны знать по име­ни и отчеству. Подразумевается, что это знание распространяется не только на профессорско-преподавательский состав института, в кото­ром вы учитесь, но и на приглашенных членов комиссии. Если у вас по этому поводу возникают сомнения, лучше выяснить имена-отчества всех будущих членов комиссии и других заинтересованных лиц до за­щиты и в решающий день иметь под рукой их список (незаметный для них).

Во время ответов на вопросы и во время возможной дискуссии будьте предельно корректны. Независимо от тона или содержания за­данного вам вопроса (в зале могут находиться и неблагоприятно на­строенные к вам люди), ответ на него должен предполагать, что задав­ший способствует более полному доведению смысла вашей работы до присутствующих.

Если на заседании председатель не предлагает вам сразу отвечать на вопросы, записывайте их кратко с указанием фамилии, имени, отче­ства задавшего (смотрите в подготовленный список) и отвечайте на них в порядке их поступления. Ответ начинайте теми же «Глубокоуважае­мый...», «многоуважаемый...», «уважаемый...» (последнее для ваших ровесников). Если вопрос задан профессором, то общим правилом является обращение «Глубокоуважаемый...».

Обращенные к дипломнику вопросы обычно бывают двух родов. Первые связаны с просьбой дополнительных разъяснений по экспери­ментальному материалу, по способам его обработки, мотивам выбо­ра тех или других методов и т. п. Ответы на них требуют удовлетвори­тельного знания и умения быстро ориентироваться в информации, как правило, не выходящей за пределы собственной дипломной работы. Вторые, серьезнее по сути, ставят под сомнение сформулированные выводы или полученные частные результаты. Ответ на них требует раз­вернутой аргументации и таких доводов, которые ни у кого из при­сутствующих не оставляют сомнения в верности вашей точки зрения. Вместе с тем, если правота оппонента для вас очевидна, необходим ответ, в котором подтверждается факт вашего с ним согласия, дается объяснение обнаруженной ошибки или противоречия, а также выра­жается благодарность за ценное замечание. Например, на всех видах защит общепринятой в подобных случаях является фраза, заключаю­щая ваш ответ: «По этому вопросу Вы, безусловно, правы и мы учтем Ваше замечание в нашей дальнейшей работе».

Для словесного оформления ответа при отстаивании своих взглядов в научной практике за многие годы были выработаны и другие вводные шаблонные обороты типа: «Мы полагаем...», «Нам представляется, что...», «Полученные результаты позволяют предположить...» и т. п. При объяснении замеченной ошибки или недоработки, ее объяснение мо­жет принимать примерно такие формулировки: «К сожалению из-за ог­раниченности выборки нам не удалось...», «Сделанное Вами предполо­жение, безусловно, интересно, но его подтверждение не входило в число задач нашего исследования», «Мы с Вами полностью согласны, но дан­ная точка зрения требует своего подтверждения с применением других методик», «Полученные результаты действительно противоречат обще­принятой точке зрения, что по нашему мнению, может быть объясне­но...» и т. п. Конечно ответы и по форме и по существу должны быть индивидуальны и учитывать специфику заданного вопроса.

Фразы типа «Сейчас я вам объясню» или «Так я об этом уже гово­рила», «Ну как вы не понимаете» и подобные им абсолютно неприем­лемы как по форме, так и по психологическому контексту.

Ваша этика на защите диплома будет выражаться также и в том, что в заключении своего выступления, либо в специально предоставляе­мом заключительном слове вы выразите свою благодарность членам ГАК, своему научному руководителю, рецензенту и всем тем, кто спо­собствовал появлению вашей работы на свет.

Не забудьте, что защита дипломной работы - достаточно серьез­ное мероприятие и, следовательно, оформление вашей внешности дол­жно ему соответствовать. Желаемый стиль одежды, украшений для девушек, прически, манеры держаться скорее может характеризовать­ся как «деловой». Кольца в носу, потертые джинсы, боевая окраска волос и другие признаки инфантильности здесь неуместны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.