![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРЕДИСЛОВИЕ 5 страницаВесьма вероятно, что анализ собственного экспериментального материала в сопоставлении с литературой обнаружит расхождения. В подобных случаях необходимо пояснить свое мнение по возникшему поводу и дать оценку причин, вызвавших расхождение (разные условия эксперимента, отличающиеся методики, неоднородность контингента, разные статистические критерии и т. п.). Приведение ссылок, противоречащих вашим данным, порой в научном плане представляет больший интерес, чем факт многократного подтверждения. Если речь идет не о разнице в полученных результатах, а о различиях в их интерпретации, то не бойтесь вступать в полемику с вашими заочными оппонентами, но делайте это предельно корректно, избегая резких суждений и тщательно взвешивая каждый аргумент. Помните, что предложенную вами точку зрения придется позднее отстаивать и на выступлении перед членами ГАК. И, тем не менее, собственное обоснованное мнение - лучшая визитная карточка вас как ученого. Учитывая, что обсуждение и анализ - основной раздел диплома, выводящий вас на выводы, постарайтесь, чтобы последовательность изложения в нем аргументов «за» и «против» примерно совпадала с последовательностью задач, сформулированных во введении. Это фактор, который в принципе дисциплинирует логику всего диплома. 1.3.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ Это кульминационная и весьма ответственная часть работы, но вызывающая трудности у многих выпускников. Для того, чтобы правильно написать заключение, нужно учесть один психологический момент - в отличие от руководителя и рецензента, большинство членов ГАК вряд ли будут полностью читать ваш диплом. Как правило, они сначала знакомятся с названием работы, затем просматривают введение с сформулированными в нем гипотезой, задачами и методическими приемами, далее - с особым пристрастием - выводы, и лишь в последнюю очередь и бегло - другие объемные разделы. Поэтому представьте себе фантастическую ситуацию, что вся написанная вами часть работы между введением и перечнем литературы утеряна, и вы должны на трех страницах ее изложить, оставив важнейшее. Это и будет текстом заключения. Заключение пишется, четко согласовываясь с текстом введения. Строго говоря, введение и заключение должны вместе (без литературного обзора и экспериментальных глав) составлять гармоничное целое, достаточное для того, чтобы понять основной смысл проведенного вами исследования. Заключение завершается выводами, к которым тоже предъявляются определенные требования. Во-первых, они должны соответствовать названию работы и при их совместном прочтении не должно возникать недоумения причинами появления последних. Во-вторых, убедитесь, что цель, задачи исследования и содержание выводов сформулированы в одном ключе, имеют одинаковое содержание и нет выводов, которые вообще неадекватны гипотезе и которым нет никакого экспериментального подтверждения именно в вашем исследовании. Смежная ситуация возможна - в дипломе могут прозвучать выводы, которым нет прямого соответствия в задачах, но которые могут возникнуть на основе непредсказуемых в начале исследования результатов и вполне вписываться в контекст исследуемой проблемы. Если же вам не удалось в полной мере достичь поставленной цели или какие-то аспекты проблемы в силу объективных причин оказались неосвещенными, то это тоже должно найти отражение в одном из выводов (вы сделали все доступное, но на данном этапе развития науки ответ на поставленный вопрос оказалось получить невозможным). К наиболее часто встречающимся дефектам в формулировках выводов относятся: - вывод представляет аксиому или общеизвестный факт, для доказательства которого не было необходимости проводить громоздкое исследование; - выводы не основываются на результатах проведенного исследования, а взяты «с потолка» или явно подогнаны под задачи исследования; - выводы мелки, заметно увлечение частностями, которые уже были упомянуты или разобраны в разделе обсуждений; - не отражены интересные находки и умозаключения из-за чего они выглядят неоправданно скромно; - вывод малоинформативен, никак не раскрывает обнаруженную закономерность (оставляет читателя в недоумении). Вопрос об оптимальном количестве выводов остается открытым. Вероятнее всего их число будет равно числу ранее сформулированных задач исследования или на один-два вывода будет их превышать. В любом случае многочисленность выводов начинает наводить на мысль о том, что каждый из них в отдельности не является существенным, а дипломник не в состоянии лаконично излагать свои соображения. Первым обычно следует вывод, содержательно подчеркивающий достижение цели исследования. 1.3.6. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Писать их есть смысл только тогда, когда вам реально есть, что сказать. В противном случае они начинают выглядеть вымученными, искусственными или настолько абстрактными, что их присутствие в дипломе лишь понижает его рейтинг. Формулировки рекомендаций типа: «К детям нужно проявлять внимание» будут вызывать иронию и прочитываться как признак вашей беспомощности. При составлении рекомендаций исходите из следующих соображений. Они: - должны быть конкретными; - должны основываться на результатах проведенной вами исследовательской работы; - должны носить ограниченный характер, т. е. неоправданно не распространяться на сферы, контингента, возрастные группы и т. п., не рассмотренные в дипломе; - могут быть реально воплощены; - должны учитывать возможные материальные затраты. Объем рекомендаций и их число в принципе не ограничивается, но опыт показывает, что количество «настоящих» практических советов редко превышает число пальцев на одной руке и если они действи тельно конкретны, то занимаемое ими в дипломе место - не более двух-трех страниц. Ценность ваших рекомендаций резко возрастет, если часть из них по ходу вашей исследовательской деятельности окажется уже воплощенной в рамках, например, того учреждения, где вы уже работаете или проходили практику. При подобных выигрышных для вас обстоятельствах желателно обзавестись подтверждающим это официальным (с печатью!) документом. 2. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К оформлению дипломной работы предъявляются высокие требования. Это не самоцель, а лишь попытка унифицировать, а значит, и облегчить процесс ее восприятия. Для этого были разработаны общепринятые правила оформления, изложенные в ГОСТ-ах, и обязательные для соблюдения. Можно сказать, что культура оформления сделанного является и признаком культуры вашей научной деятельности. Во-первых, определимся с пропорциями диплома. Рекомендуемый общий его объем должен находиться в границах от 80 до 100 страниц. Из них: - 1 страница-титульный лист; - 1 страница-содержание (оглавление); - до 3-х страниц - введение; - не более 1/3 общего объема - литературный обзор; - около 3/5 общего объема - собственные экспериментальные данные с их обсуждением (примерно по 50% от этих 3/5); - до 3-х страниц - заключение с выводами; - до 3-х страниц - практические рекомендации; - до 5% общего объема - список цитируемой литературы; - неограниченное по числу страниц - приложение (оно в общий объем диплома не входит). В общем объеме текста таблицы, графики и рисунки не учитываются. Все указанные разделы печатаются на одной стороне стандартных листов белой бумаги шириной 210 высотой 297 мм (формат А4). Допускается в сложенном виде представлять крупные таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата A3 (в два раза больше, чем А4). Листы должны иметь одинаковую плотность (70—80 г/см2) и белизну. Во всяком случае, печатный текст не должен проступать с обратной стороны. Остальные параметры оформления, сложившиеся довольно давно, исходить из предположения, что работа будет печататься на пишущей машинке. Это значит, что: на одной странице количество строк должно быть равно 30, а количество знаков в строке, включая пробелы и знаки препинания - 60—65. Следовательно, число знаков на одной странице, сплошь покрытой текстом примерно 1800. Это стандартный для одной страницы объем, на который по размеру ориентируются и вышеперечисленные разделы диплома. Такое число знаков при печатании на пишущей машинке достигается при полях 3 0 мм слева, 10—15 мм справа и по 20—-25 мм сверху и снизу. В настоящее время таким образом дипломные работы почти никто не печатает, поскольку большинство студентов для этих целей пользуется персональными компьютерами с установленными программами обработки текста - текстовыми редакторами. Как известно, наиболее популярным из них является Microsoft Word или просто Word, суще- ственно облегчающий рутинную часть работы. Прежде чем приступить к его использованию, следует внимательно ознакомиться с возможностями этого редактора. Выводится текст на струйных или лазерных принтерах. Шрифты, Для получения на компьютере характеристик текста, легких для чтения и близких к печати на пишущей машинке, следует пользоваться шрифтом Тайме (Times New Roman Суг). Им при полуторном межстрочном интервале печатаются: - основной текст глав - размер 14 пунктов, обычный шрифт; - заголовки глав - размер 16 пунктов, жирный шрифт; - заголовки параграфов и пунктов - размер 14 пунктов, жирный шрифт; для оформления заголовков пунктов допускается изменение наклона шрифта (курсив); - заголовки подпунктов - размер 14 пунктов, обычный шрифт, курсив; -титульный лист: название учреждения, в котором выполнен диплом - 14 пунктов, жирный шрифт; название диплома - 16 пунктов, жирный шрифт; слова «Дипломная работа» - 14 пунктов, жирный шрифт; атрибуты автора диплома и его руководителя - 14 пунктов, нормальный шрифт; фамилии автора диплома и его руководителя -14 пунктов, жирный шрифт; название города и год -14 пунктов, жирный шрифт (см. Приложение 2). Для избранных случаев, например, в подписях к таблицам и рисункам допускается применение шрифта Ариэл (Arial Суг) размером 12 пунктов. В качестве исключения допускается использование компьютерных возможностей акцентирования внимания на определениях, терминах, формулировках, теоремах, применяя увеличенную жирность, курсив, выделение с помощью разрядки, подчеркивания и пр. Однако злоупотреблять в дипломе различными гарнитурами не стоит. Для обеспечения равномерной плотности текста (отсутствия искусственных растяжек внутри строки) вводится автоматическая расстановка переноса слов, которая не распространяется на любые заголовки. Формулы можно вписывать от руки черной тушью или чернилами. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слов «где» без двоеточия. Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:). Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные после окончательной распечатки дипломной работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами. Исправления над строкой не допускаются. 54 2.2. ЗАГОЛОВКИ Текст основной части работы делится на главы и параграфы. Параграфы при необходимости подразделяются на пункты и очень редко на подпункты. Каждый из этих структурных элементов должен иметь свой заголовок, включающий два элемента - номер и название. Знаки параграфов в заголовках не ставятся. Более мелкое деление текста - абзацы. В тексте диплома рекомендуется использовать заголовки различных уровней. Заголовки глав печатаются симметрично тексту (с выравниванием по центру) прописными буквами. Желательно, чтобы длина заголовка главы не превышала 40 знаков. Переносы слов в заголовке не делаются, точка в конце не ставиться, слово «Глава», как правило, не пишется. Если заголовок состоит из двух или более предложений, то их разделяют точкой. Заголовки параграфов печатаются строчными буквами (первая буква - прописная), тоже с выравниванием по центру. Заголовки пунктов печатаются с красной строки (строчными буквами, первая прописная) с выравниванием по левому краю. Ни один из заголовков не подчеркивается. Каждая новая глава диплома, а также основные структурные части работы: оглавления, введение, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы. Благодаря этому, в случае необходимости исправления или добавления в каком-то разделе диплома, их можно делать, не затрагивая остальные его структурные части. Каждый следующий параграф и пункт начинают на той же странице, где заканчивается предыдущий. Между заголовком главы и последующим текстом делается пропуск в две строки. Между заголовками параграфов, последующим и предыдущим текстом - пропуск по одной пустой строке, между заголовками пунктов и текстами «до» и «после» промежутков не делается. Запрещается отрывать заголовки от основного текста, то есть создавать ситуацию, когда заголовок оказывается на одной странице, а текст этого раздела - на следующей. В подобных случаях приходится оставлять несколько пустых строк в нижней части страницы. Заголовки основных глав, параграфов и пунктов должны иметь следующую порядковую нумерацию (заголовки оглавления, введения, заключения, списка литературы, рекомендаций и приложение под это правило не подпадают): глава нумеруется цифрой с точкой, параграф - двумя цифрами с точками, пункт - тремя цифрами с точками и подпункт - четырьмя цифрами с точками. Между точкой последней цифры и названием раздела ставится пробел. Каждый очередной нижний уровень заголовков начинает нумерацию в рамках вышестоящего раздела. Пример оформления заголовков (размер шрифта уменьшен, пустая строка помечена знаком «#») дан на с. 56. 1. ХХХХХХХ ХХХХХ X ХХХХХХХХ [Глава] # # Ххххххх X ХХХХХХХХХХ ХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХ XX хххххххх хххх хххх ххх ххххххх ххх. [Текст абзаца] # 1.1. Хххххх ххххххх хххх ххххххх [Параграф] # Ххххххх X ХХХХХХХХХХ ХХХХХ хххххх ххххххххххх ХХХХХХ ХХХХ XX хххххххх хххх хххх ххх ххххххх ххх. [Текст абзаца] 1.1.1.Хххх ХХХХХХХХХХ хххххх ххххх [Пункт] Ххххххх х хххххххххх ххххх хххххх ххххххххххх хххххх хххх XX хххххххх хххх хххх ххх хххххххххх. [Текст абзаца] 1.1.2.Хххххх хххххххххх [Пункт] ХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ ХХХХХ XXXXXXXXXXXXXXXXX ХХХХХХ ХХХХ XX хххххххх хххх хххх ххх ххххххх ххх. [Текст абзаца] 2.3. АБЗАЦ Абзац - это смысловое целое, завершенная мысль. Поэтому абзацы одного параграфа или главы должны быть логически упорядочены, идейно и последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце может быть различным и колеблется от одного до пяти - шести. Абзацы, состоящие только из одного предложения, начинают наводить на мысль, что дипломник пытается за счет этого увеличить объем текста. Число абзацев на странице предпочтительно иметь не менее трех. Очевидно, что каждый очередной абзац должен начинаться с отступа, размер которого в Word-e устанавливается по умолчанию - 1,27 см. Этот отступ красной строки должен быть одинаков для всех абзацев основного текста. В основном тексте для обычных абзацев используется выравнивание по ширине. Это значит, что и левая, и правая края текста начинают располагаться по строго вертикальной линии, а не «лесенкой». 2.4. НУМЕРАЦИЯ Все страницы дипломной работы, включая таблицы и схемы, выполненные на отдельных листах, за исключением титульного листа обязательно должны быть пронумерованы. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. На втором листе ставится номер «2». Номера страниц проставляются вверху страницы по центру или вверху справа (однообразие соблюдается для всей работы). Размер шрифта, используемого для нумерации должен быть меньше, чем у основного текста и иметь тот же тип (Times New Roman Суг - 12 пунктов). 2.5. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам и форме (см. Приложение 2). 2.6. ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ) Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте, что предусматривает и их нумерацию. Сокращать или давать их в другой формулировке по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы и не имеют точек на конце. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления, над которым ставится обозначение «с.» (страницы). Для улучшения внешнего вида оглавления и облегчения восприятия иерархии разделов допускается для параграфов, пунктов и подпунктов устанавливать дополнительный отступ или отступы. Оглавление условной дипломной работы может принимать следующий вид: с. ВВЕДЕНИЕ................................................................................ О 1. ХХХХХХХ ХХХХХХХ............................................. О 1.1. Хххххххххххххххх..................................................... О 1.2. Ххххххххх хххххх..................................................... 00 2. ХХХХХХХХХ ХХХХХ.................................................... 00 2.1. Ххххх хххххххххх..................................................... 00 2.2. Ххх хххххххххххх..................................................... 00 3. XXX XXX ХХХХХХХХХХХХ...................................... 00 3.1. Ххххх хххх................................................................. 00 3.1.1. Ххххххх хххх хххххх хххх................................... 00 3.1.2. Ххххххх хххххххххх............................................. 00 3.2. Ххххххххх хххххх.................................................... 00 3.2.1. Хххххххххх хххххххххх ххххх............................. 00 3.2.2. Ххх хххххххх ххххххх........................................... 00 ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ............................................... 00 РЕКОМЕНДАЦИИ.......... ...................................................... 00 Список литературы.................................................................. 00 Приложение 1. Ххххх ххххххххх..................................... .....00 Приложение 2. Хххххххххххххх........................................... 00 2.7. ТАБЛИЦЫ Самой распространенной формой предъявления полученного числового материала в большинстве научных исследований является таблица. Она должна состоять из следующих элементов: порядкового номера, заголовка, заголовков столбцов и строк и тела таблицы (ячеек). В тексте диплома все таблицы в порядке встречаемости нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Если число таблиц в дипломе более десяти, то возможна нумерация, предусматривающая два числа, пишущихся через точку. Первое обозначает номер раздела (главы, в которой встречается данная таблица), а второе - ее порядковый номер в этой главе (например, 2.3). Номер таблицы помещается над правым верхним углом таблицы вместе со словом «Таблица», без значка № и без точки в конце. Если в дипломе лишь одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Заголовок таблицы располагается ниже номера, по центру таблицы, начинается с прописной буквы и тоже без точки в конце. В заголовок, помимо темы таблицы, кратко, в скобках и отдельной строкой может быть внесена и дополнительная информация. Например, касающаяся использованных единиц измерения, порогов достоверности, особенностей разметки чисел и т. п. В принципе, длинных заголовков таблиц следует избегать, при необходимости переадресуя читателя фразой: «(пояснения к таблице даются в тексте)». Заголовки столбцов (граф) таблицы пишутся с прописной буквы. Подчиненные заголовки, детализирующие структуру заголовков более высокого уровня, могут писаться со строчной буквы только в тех случаях, когда они грамматически связаны с главным заголовком. Вертикальную графу «Порядковый номер» (№ п/п.) следует предусматривать только тогда, когда число переменных, испытуемых или других «пунктов» реально имеет значение для оценки табличных данных. Числовой материал и заголовки граф центрируются (располагаются в центре столбца), если это грубо не мешает восприятию дробных значений. Во избежание последнего предпочтительно все цифровые материалы данного столбца приводить к одной размерности, то есть давать одинаковое число знаков после запятой. Не следует экспериментальный раздел диплома сразу начинать с предъявления таблицы. Ее появлению должен предшествовать вводный текст, порой достаточно объемный, в структуре которого должна иметься обращающаяся ссылка. Выглядит она примерно следующим образом:«... Как видно из табл. 00,...»,«... (см. табл. 00)» или просто «... (табл. 00)». В тексте таблица должна появляться сразу после ссылки на нее (не ранее) или после абзаца, содержащего ссылку и отделяться от текста одной пустой строкой. Пустая строка должна следовать и после таблицы. Для удобства чтения предпочтительным является размещение всей таблицы целиком на одной странице. 58 Но часто приходится встречаться со случаями, когда выдержать указанные правила для многострочной таблицы не удается. Тогда возможны два варианта: 1. Вы полностью переносите таблицу в верхнюю часть следующей страницы, а свободное место заполняете продолжающимся текстом. Иногда такой вариант нежелателен, поскольку может возникнуть «наезд» таблицы на другой, отличающийся по содержанию абзац. Если этого не происходит, то перенос вполне уместен. 2. Таблица в конце страницы рассекается по горизонтали и ее вторая часть переносится на следующую страницу. При подобном переносе структура заголовков граф на второй странице дублируется, но не буквально, а с помощью номеров. Для этого все столбцы первой части таблицы сразу нумеруются в дополнительной строке, следующей сразу после заголовков граф (головки или «шапки» таблицы). Эта строка и повторяется в верху второй половины таблицы. Заголовок над перенесенной частью таблицы уже не пишется, но над правой верхней ее стороной дается текст «Продолжение табл. О» Пример оформления таблицы с переносом: Таблица О Хххххххх X ххххххххххх хххххх хххххххххх
Если таблица имеет много столбцов, которые не размещаются по ширине страницы, то таблицу следует вынести на отдельный лист и развернуть на 90° против часовой стрелки (заголовок оказывается у сшиваемого края). Эта операция достаточно легко производится в Word-e при изменении формата текущей страницы с книжного на альбомный. Текст главы на такой странице уже не печатается. Если таблица широкая, но имеет небольшое число строк, то она размещается не в верхней, а в центральной части альбомной страницы. В основных главах диплома следует приводить только таблицы с уже обработанными материалами. Все «сырые» результаты, которые не «играют» на доказательство выдвинутой гипотезы, но которые могут заинтересовать рецензента или членов ГАК (например, для перепроверки расчетов), нужно размещать в Приложении. Таблицы, позаимствованные из программных пакетов типа «Statistics», следует адаптировать под требования оформления диплома, в частности обеспечивать перевод с английского всей терминологии, автоматически подставляемой в таблицу и ее название, избавляться от цветного фона, мешающего восприятию, заменять шрифты на принятые и т. п. 2.8. ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ В качестве таковых для психологически ориентированных дипломов могут выступать фрагменты стимульного материала методик, фотографии, показывающие условия эксперимента, рисунки, графики, чертежи, схемы и т. п. В тексте диплома все они обозначаются словом «рисунок». Требования по их расположению, нумерации, а также требования к их тематическим названиям аналогичны требованиям, предъявляемым к таблицам. Но подпись к рисункам, в отличие от таблиц, располагается не сверху, а снизу от представляемого объекта и состоит из: ~ сокращенного слова «Рис.»; - порядкового номера арабскими цифрами; - названия рисунка с прописной буквы, в конце которого точка ставится; - дополнительных пояснений, имеющих отношение к обозначениям на рисунке (например, название осей графиков, характер разметки элементов рисунка и т. п.); этот элемент не является обязательным. Нумерация рисунков и таблиц осуществляется отдельно. Пример подрисуночной подписи: Рис.00. Ххххххххххххххххххххюсхххххххххххххххххххх хххххх. Ххх хххххх ххххххххххх хххх хххххх XXX Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение (ксерокопирование, микрофильмирование и т. п.). Вполне приемлемы рисунки в компьютерном исполнении, в том числе и цветные, но злоупотреблять последним не стоит, поскольку при монохромном копировании часть информации из-за одинаковой плотности разных цветов может потеряться. Таблицы и рисунки, вынесенные в приложение, нумеруются отдельно. Ссылка на них в тексте будет выглядеть: «см. Приложение 1, рис. 1.2.» Если таблица заимствована или рассчитана по данным журнальной периодики или другого литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования). 2.9. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложения являются продолжением диплома, т. е. размещаются на последних его страницах. Каждое из них должно начинаться с нового листа (страницы) со словом «Приложение» в правом верхнем углу и номера арабскими цифрами (без знака №). Далее, строкой ниже следует центрированный заголовок приложения, а после пропуска строки - содержание приложения (текст, таблица и т. п.). Если в дипломе имеется более одного приложения, их нумеруют последовательно, например, Приложение 1, Приложение 2 и т. д. Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, нумеруемые аналогично главам. Многочисленные таблицы и иллюстрации, помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения. Для удобства поиска и различения таблиц в приложениях от таблиц основного текста диплома, допускается вводить в нумерацию первых дополнительную букву «П». В таких случаях номер таблицы в приложении и ссылка на нее в тексте будет выглядеть следующим образом: Таблица П. 1.2 (второй рисунок первого приложения). Отражение приложения в оглавлении диплома имеет форму самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения и номера страницы (см. выше). 2.10. ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ На все литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные вами при написании диплома, на заимствованные рисунки, таблицы и графики должны быть ссылки в тексте, отсылающие читателя к списку использованной литературы, публикуемому в конце работы. Заимствование текста чужих произведений без ссылки на них не допускается и может служить основанием для снятия диплома с защиты. Существует два основных способа оформления ссылок, оба из которых целесообразно применять только после того, как вы убедитесь, что никаких изменений в тексте литературного обзора и других разделов вы уже делать не будете. Таким образом, оформление ссылок - один из окончательных этапов оформления диплома. 1. Для ссылки используется порядковый номер источника в списке литературы, заключаемый в квадратные скобки. Например: Л. С. Выготский [6] и Б. Г. Ананьев [2] считают, что...; Ряд авторов [9, 15, 37, 39] независимо друг от друга пришли к выводу о том, что.... Считается, что иероглифы преимущественно обрабатываются правым, а алфавитное письмо - левым полушарием [14,46]. Особо важные или оригинальные мысли цитируемого ученого целесообразно давать авторским текстом, заключая его в кавычки. После него рядом с номером по списку литературы после запятой необходимо приводить и номер страницы, с которой данная цитата была позаимствована. Например:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|