Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 5 страница



Весьма вероятно, что анализ собственного экспериментального материала в сопоставлении с литературой обнаружит расхождения. В подобных случаях необходимо пояснить свое мнение по возникшему поводу и дать оценку причин, вызвавших расхождение (разные усло­вия эксперимента, отличающиеся методики, неоднородность контин­гента, разные статистические критерии и т. п.). Приведение ссылок, противоречащих вашим данным, порой в научном плане представляет больший интерес, чем факт многократного подтверждения.

Если речь идет не о разнице в полученных результатах, а о различи­ях в их интерпретации, то не бойтесь вступать в полемику с вашими заочными оппонентами, но делайте это предельно корректно, избегая резких суждений и тщательно взвешивая каждый аргумент. Помните, что предложенную вами точку зрения придется позднее отстаивать и на выступлении перед членами ГАК. И, тем не менее, собственное обоснованное мнение - лучшая визитная карточка вас как ученого.

Учитывая, что обсуждение и анализ - основной раздел диплома, выводящий вас на выводы, постарайтесь, чтобы последовательность изложения в нем аргументов «за» и «против» примерно совпадала с последовательностью задач, сформулированных во введении. Это фак­тор, который в принципе дисциплинирует логику всего диплома.

1.3.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Это кульминационная и весьма ответственная часть работы, но вызывающая трудности у многих выпускников. Для того, чтобы пра­вильно написать заключение, нужно учесть один психологический момент - в отличие от руководителя и рецензента, большинство чле­нов ГАК вряд ли будут полностью читать ваш диплом. Как правило, они сначала знакомятся с названием работы, затем просматривают вве­дение с сформулированными в нем гипотезой, задачами и методичес­кими приемами, далее - с особым пристрастием - выводы, и лишь в последнюю очередь и бегло - другие объемные разделы.

Поэтому представьте себе фантастическую ситуацию, что вся на­писанная вами часть работы между введением и перечнем литерату­ры утеряна, и вы должны на трех страницах ее изложить, оставив важ­нейшее. Это и будет текстом заключения.

Заключение пишется, четко согласовываясь с текстом введения. Строго говоря, введение и заключение должны вместе (без литератур­ного обзора и экспериментальных глав) составлять гармоничное це­лое, достаточное для того, чтобы понять основной смысл проведенно­го вами исследования.

Заключение завершается выводами, к которым тоже предъявляют­ся определенные требования. Во-первых, они должны соответствовать названию работы и при их совместном прочтении не должно возни­кать недоумения причинами появления последних. Во-вторых, убеди­тесь, что цель, задачи исследования и содержание выводов сформули­рованы в одном ключе, имеют одинаковое содержание и нет выводов, которые вообще неадекватны гипотезе и которым нет никакого экспе­риментального подтверждения именно в вашем исследовании. Смеж­ная ситуация возможна - в дипломе могут прозвучать выводы, кото­рым нет прямого соответствия в задачах, но которые могут возникнуть на основе непредсказуемых в начале исследования результатов и впол­не вписываться в контекст исследуемой проблемы.

Если же вам не удалось в полной мере достичь поставленной цели или какие-то аспекты проблемы в силу объективных причин оказались неосвещенными, то это тоже должно найти отражение в одном из выводов (вы сделали все доступное, но на данном этапе развития науки ответ на поставленный вопрос оказалось получить невозможным).

К наиболее часто встречающимся дефектам в формулировках вы­водов относятся:

- вывод представляет аксиому или общеизвестный факт, для дока­зательства которого не было необходимости проводить громоздкое исследование;

- выводы не основываются на результатах проведенного исследова­ния, а взяты «с потолка» или явно подогнаны под задачи исследования;

- выводы мелки, заметно увлечение частностями, которые уже были упомянуты или разобраны в разделе обсуждений;

- не отражены интересные находки и умозаключения из-за чего они выглядят неоправданно скромно;

- вывод малоинформативен, никак не раскрывает обнаруженную закономерность (оставляет читателя в недоумении).

Вопрос об оптимальном количестве выводов остается открытым. Вероятнее всего их число будет равно числу ранее сформулированных задач исследования или на один-два вывода будет их превышать. В лю­бом случае многочисленность выводов начинает наводить на мысль о том, что каждый из них в отдельности не является существенным, а дипломник не в состоянии лаконично излагать свои соображения. Пер­вым обычно следует вывод, содержательно подчеркивающий дости­жение цели исследования.

1.3.6. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Писать их есть смысл только тогда, когда вам реально есть, что ска­зать. В противном случае они начинают выглядеть вымученными, ис­кусственными или настолько абстрактными, что их присутствие в дип­ломе лишь понижает его рейтинг. Формулировки рекомендаций типа: «К детям нужно проявлять внимание» будут вызывать иронию и про­читываться как признак вашей беспомощности.

При составлении рекомендаций исходите из следующих сообра­жений. Они:

- должны быть конкретными;

- должны основываться на результатах проведенной вами иссле­довательской работы;

- должны носить ограниченный характер, т. е. неоправданно не рас­пространяться на сферы, контингента, возрастные группы и т. п., не рассмотренные в дипломе;

- могут быть реально воплощены;

- должны учитывать возможные материальные затраты.

Объем рекомендаций и их число в принципе не ограничивается,

но опыт показывает, что количество «настоящих» практических сове­тов редко превышает число пальцев на одной руке и если они действи ­тельно конкретны, то занимаемое ими в дипломе место - не более двух-трех страниц.

Ценность ваших рекомендаций резко возрастет, если часть из них по ходу вашей исследовательской деятельности окажется уже вопло­щенной в рамках, например, того учреждения, где вы уже работаете или проходили практику. При подобных выигрышных для вас обстоя­тельствах желателно обзавестись подтверждающим это официальным (с печатью!) документом.


2. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К оформлению дипломной работы предъявляются высокие требо­вания. Это не самоцель, а лишь попытка унифицировать, а значит, и облегчить процесс ее восприятия. Для этого были разработаны обще­принятые правила оформления, изложенные в ГОСТ-ах, и обязатель­ные для соблюдения. Можно сказать, что культура оформления сде­ланного является и признаком культуры вашей научной деятельности.

Во-первых, определимся с пропорциями диплома. Рекомендуемый общий его объем должен находиться в границах от 80 до 100 страниц. Из них:

- 1 страница-титульный лист;

- 1 страница-содержание (оглавление);

- до 3-х страниц - введение;

- не более 1/3 общего объема - литературный обзор;

- около 3/5 общего объема - собственные экспериментальные дан­ные с их обсуждением (примерно по 50% от этих 3/5);

- до 3-х страниц - заключение с выводами;

- до 3-х страниц - практические рекомендации;

- до 5% общего объема - список цитируемой литературы;

- неограниченное по числу страниц - приложение (оно в общий объем диплома не входит).

В общем объеме текста таблицы, графики и рисунки не учитываются.

Все указанные разделы печатаются на одной стороне стандартных листов белой бумаги шириной 210 высотой 297 мм (формат А4). До­пускается в сложенном виде представлять крупные таблицы и иллюст­рации на листах бумаги формата A3 (в два раза больше, чем А4). Листы должны иметь одинаковую плотность (70—80 г/см2) и белизну. Во вся­ком случае, печатный текст не должен проступать с обратной стороны.

Остальные параметры оформления, сложившиеся довольно дав­но, исходить из предположения, что работа будет печататься на пишу­щей машинке. Это значит, что: на одной странице количество строк должно быть равно 30, а количество знаков в строке, включая пробелы и знаки препинания - 60—65. Следовательно, число знаков на одной странице, сплошь покрытой текстом примерно 1800. Это стандартный для одной страницы объем, на который по размеру ориентируются и вышеперечисленные разделы диплома.

Такое число знаков при печатании на пишущей машинке достигается при полях 3 0 мм слева, 10—15 мм справа и по 20—-25 мм сверху и снизу.

В настоящее время таким образом дипломные работы почти ник­то не печатает, поскольку большинство студентов для этих целей пользу­ется персональными компьютерами с установленными программами обработки текста - текстовыми редакторами. Как известно, наиболее популярным из них является Microsoft Word или просто Word, суще-

ственно облегчающий рутинную часть работы. Прежде чем присту­пить к его использованию, следует внимательно ознакомиться с воз­можностями этого редактора. Выводится текст на струйных или лазер­ных принтерах.

Шрифты, Для получения на компьютере характеристик текста, лег­ких для чтения и близких к печати на пишущей машинке, следует пользо­ваться шрифтом Тайме (Times New Roman Суг). Им при полуторном межстрочном интервале печатаются:

- основной текст глав - размер 14 пунктов, обычный шрифт;

- заголовки глав - размер 16 пунктов, жирный шрифт;

- заголовки параграфов и пунктов - размер 14 пунктов, жирный шрифт; для оформления заголовков пунктов допускается изменение наклона шрифта (курсив);

- заголовки подпунктов - размер 14 пунктов, обычный шрифт, курсив;

-титульный лист: название учреждения, в котором выполнен дип­лом - 14 пунктов, жирный шрифт; название диплома - 16 пунктов, жирный шрифт; слова «Дипломная работа» - 14 пунктов, жирный шрифт; атрибуты автора диплома и его руководителя - 14 пунктов, нормальный шрифт; фамилии автора диплома и его руководителя -14 пунктов, жирный шрифт; название города и год -14 пунктов, жирный шрифт (см. Приложение 2).

Для избранных случаев, например, в подписях к таблицам и рисун­кам допускается применение шрифта Ариэл (Arial Суг) размером 12 пунктов. В качестве исключения допускается использование компью­терных возможностей акцентирования внимания на определениях, тер­минах, формулировках, теоремах, применяя увеличенную жирность, курсив, выделение с помощью разрядки, подчеркивания и пр. Однако злоупотреблять в дипломе различными гарнитурами не стоит.

Для обеспечения равномерной плотности текста (отсутствия искус­ственных растяжек внутри строки) вводится автоматическая расстанов­ка переноса слов, которая не распространяется на любые заголовки.

Формулы можно вписывать от руки черной тушью или чернила­ми. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательно­сти, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и число­вого коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку по­яснения начинают со слов «где» без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными стро­ками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после зна­ков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:).

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные пос­ле окончательной распечатки дипломной работы, допускается исправ­лять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами. Исправления над строкой не допускаются. 54


2.2. ЗАГОЛОВКИ

Текст основной части работы делится на главы и параграфы. Пара­графы при необходимости подразделяются на пункты и очень редко на подпункты. Каждый из этих структурных элементов должен иметь свой заголовок, включающий два элемента - номер и название. Знаки пара­графов в заголовках не ставятся.

Более мелкое деление текста - абзацы.

В тексте диплома рекомендуется использовать заголовки различ­ных уровней.

Заголовки глав печатаются симметрично тексту (с выравнивани­ем по центру) прописными буквами. Желательно, чтобы длина заго­ловка главы не превышала 40 знаков. Переносы слов в заголовке не делаются, точка в конце не ставиться, слово «Глава», как правило, не пишется. Если заголовок состоит из двух или более предложений, то их разделяют точкой. Заголовки параграфов печатаются строчными бук­вами (первая буква - прописная), тоже с выравниванием по центру.

Заголовки пунктов печатаются с красной строки (строчными бук­вами, первая прописная) с выравниванием по левому краю.

Ни один из заголовков не подчеркивается.

Каждая новая глава диплома, а также основные структурные части работы: оглавления, введение, заключение, список литературы, прило­жения начинаются с новой страницы. Благодаря этому, в случае необ­ходимости исправления или добавления в каком-то разделе диплома, их можно делать, не затрагивая остальные его структурные части.

Каждый следующий параграф и пункт начинают на той же страни­це, где заканчивается предыдущий. Между заголовком главы и после­дующим текстом делается пропуск в две строки. Между заголовками параграфов, последующим и предыдущим текстом - пропуск по од­ной пустой строке, между заголовками пунктов и текстами «до» и «пос­ле» промежутков не делается.

Запрещается отрывать заголовки от основного текста, то есть со­здавать ситуацию, когда заголовок оказывается на одной странице, а текст этого раздела - на следующей. В подобных случаях приходится оставлять несколько пустых строк в нижней части страницы.

Заголовки основных глав, параграфов и пунктов должны иметь следующую порядковую нумерацию (заголовки оглавления, введе­ния, заключения, списка литературы, рекомендаций и приложение под это правило не подпадают): глава нумеруется цифрой с точкой, параграф - двумя цифрами с точками, пункт - тремя цифрами с точ­ками и подпункт - четырьмя цифрами с точками. Между точкой пос­ледней цифры и названием раздела ставится пробел. Каждый очеред­ной нижний уровень заголовков начинает нумерацию в рамках вышестоящего раздела.

Пример оформления заголовков (размер шрифта уменьшен, пус­тая строка помечена знаком «#») дан на с. 56.

1. ХХХХХХХ ХХХХХ X ХХХХХХХХ [Глава]

# #

Ххххххх X ХХХХХХХХХХ ХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХ XX

хххххххх хххх хххх ххх ххххххх ххх. [Текст абзаца]

#

1.1. Хххххх ххххххх хххх ххххххх [Параграф]

#

Ххххххх X ХХХХХХХХХХ ХХХХХ хххххх ххххххххххх ХХХХХХ ХХХХ XX

хххххххх хххх хххх ххх ххххххх ххх. [Текст абзаца]

1.1.1.Хххх ХХХХХХХХХХ хххххх ххххх [Пункт]

Ххххххх х хххххххххх ххххх хххххх ххххххххххх хххххх хххх XX

хххххххх хххх хххх ххх хххххххххх. [Текст абзаца]

1.1.2.Хххххх хххххххххх [Пункт]

ХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ ХХХХХ XXXXXXXXXXXXXXXXX ХХХХХХ ХХХХ XX

хххххххх хххх хххх ххх ххххххх ххх. [Текст абзаца] 2.3. АБЗАЦ

Абзац - это смысловое целое, завершенная мысль. Поэтому абзацы одного параграфа или главы должны быть логически упорядочены, идей­но и последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце может быть различным и колеблется от одного до пяти - шести. Абзацы, состоящие только из одного предложения, начи­нают наводить на мысль, что дипломник пытается за счет этого увели­чить объем текста. Число абзацев на странице предпочтительно иметь не менее трех.

Очевидно, что каждый очередной абзац должен начинаться с от­ступа, размер которого в Word-e устанавливается по умолчанию - 1,27 см. Этот отступ красной строки должен быть одинаков для всех абзацев основного текста. В основном тексте для обычных абзацев ис­пользуется выравнивание по ширине. Это значит, что и левая, и правая края текста начинают располагаться по строго вертикальной линии, а не «лесенкой».

2.4. НУМЕРАЦИЯ

Все страницы дипломной работы, включая таблицы и схемы, вы­полненные на отдельных листах, за исключением титульного листа обя­зательно должны быть пронумерованы. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. На втором листе ставится номер «2». Номера страниц проставляются вверху страницы по центру или вверху справа (однообразие соблюдается для всей рабо­ты). Размер шрифта, используемого для нумерации должен быть мень­ше, чем у основного текста и иметь тот же тип (Times New Roman Суг - 12 пунктов).

2.5. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам и форме (см. При­ложение 2).

2.6. ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ)

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте, что предусматривает и их нумерацию. Сокращать или давать их в дру­гой формулировке по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы и не имеют точек на конце. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления, над которым ставится обозначение «с.» (страницы).

Для улучшения внешнего вида оглавления и облегчения восприя­тия иерархии разделов допускается для параграфов, пунктов и подпун­ктов устанавливать дополнительный отступ или отступы.

Оглавление условной дипломной работы может принимать следу­ющий вид:

с.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................ О

1. ХХХХХХХ ХХХХХХХ............................................. О

1.1. Хххххххххххххххх..................................................... О

1.2. Ххххххххх хххххх..................................................... 00

2. ХХХХХХХХХ ХХХХХ.................................................... 00

2.1. Ххххх хххххххххх..................................................... 00

2.2. Ххх хххххххххххх..................................................... 00

3. XXX XXX ХХХХХХХХХХХХ...................................... 00

3.1. Ххххх хххх................................................................. 00

3.1.1. Ххххххх хххх хххххх хххх................................... 00

3.1.2. Ххххххх хххххххххх............................................. 00

3.2. Ххххххххх хххххх.................................................... 00

3.2.1. Хххххххххх хххххххххх ххххх............................. 00

3.2.2. Ххх хххххххх ххххххх........................................... 00

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ............................................... 00

РЕКОМЕНДАЦИИ.......... ...................................................... 00

Список литературы.................................................................. 00

Приложение 1. Ххххх ххххххххх..................................... .....00

Приложение 2. Хххххххххххххх........................................... 00


2.7. ТАБЛИЦЫ

Самой распространенной формой предъявления полученного числового материала в большинстве научных исследований явля­ется таблица. Она должна состоять из следующих элементов: по­рядкового номера, заголовка, заголовков столбцов и строк и тела таблицы (ячеек).

В тексте диплома все таблицы в порядке встречаемости нумеру­ются арабскими цифрами в пределах всего текста. Если число таблиц в дипломе более десяти, то возможна нумерация, предусматривающая два числа, пишущихся через точку. Первое обозначает номер раздела (главы, в которой встречается данная таблица), а второе - ее порядко­вый номер в этой главе (например, 2.3). Номер таблицы помещается над правым верхним углом таблицы вместе со словом «Таблица», без значка № и без точки в конце. Если в дипломе лишь одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Заголовок таблицы располагается ниже номера, по центру табли­цы, начинается с прописной буквы и тоже без точки в конце. В заголо­вок, помимо темы таблицы, кратко, в скобках и отдельной строкой мо­жет быть внесена и дополнительная информация. Например, касающаяся использованных единиц измерения, порогов достоверно­сти, особенностей разметки чисел и т. п. В принципе, длинных заголов­ков таблиц следует избегать, при необходимости переадресуя читателя фразой: «(пояснения к таблице даются в тексте)».

Заголовки столбцов (граф) таблицы пишутся с прописной буквы. Подчиненные заголовки, детализирующие структуру заголовков бо­лее высокого уровня, могут писаться со строчной буквы только в тех случаях, когда они грамматически связаны с главным заголовком. Вер­тикальную графу «Порядковый номер» (№ п/п.) следует предусматри­вать только тогда, когда число переменных, испытуемых или других «пунктов» реально имеет значение для оценки табличных данных. Чис­ловой материал и заголовки граф центрируются (располагаются в цен­тре столбца), если это грубо не мешает восприятию дробных значений. Во избежание последнего предпочтительно все цифровые материалы данного столбца приводить к одной размерности, то есть давать одина­ковое число знаков после запятой.

Не следует экспериментальный раздел диплома сразу начинать с предъявления таблицы. Ее появлению должен предшествовать ввод­ный текст, порой достаточно объемный, в структуре которого должна иметься обращающаяся ссылка. Выглядит она примерно следующим образом:«... Как видно из табл. 00,...»,«... (см. табл. 00)» или просто «... (табл. 00)».

В тексте таблица должна появляться сразу после ссылки на нее (не ранее) или после абзаца, содержащего ссылку и отделяться от текста одной пустой строкой. Пустая строка должна следовать и после табли­цы. Для удобства чтения предпочтительным является размещение всей таблицы целиком на одной странице. 58

Но часто приходится встречаться со случаями, когда выдержать указанные правила для многострочной таблицы не удается. Тогда воз­можны два варианта:

1. Вы полностью переносите таблицу в верхнюю часть следующей страницы, а свободное место заполняете продолжающимся текстом. Иногда такой вариант нежелателен, поскольку может возникнуть «на­езд» таблицы на другой, отличающийся по содержанию абзац. Если этого не происходит, то перенос вполне уместен.

2. Таблица в конце страницы рассекается по горизонтали и ее вто­рая часть переносится на следующую страницу. При подобном пере­носе структура заголовков граф на второй странице дублируется, но не буквально, а с помощью номеров. Для этого все столбцы первой части таблицы сразу нумеруются в дополнительной строке, следую­щей сразу после заголовков граф (головки или «шапки» таблицы). Эта строка и повторяется в верху второй половины таблицы. Заголовок над перенесенной частью таблицы уже не пишется, но над правой верхней ее стороной дается текст «Продолжение табл. О»

Пример оформления таблицы с переносом:

Таблица О

Хххххххх X ххххххххххх хххххх хххххххххх

№ п/п.

Хххххххх

Ххххххх хххххххх хххххххх

Хххххххх

Хххххххх

XXX хххх ххх хххх
Ххххх
Ххххххх
Ххх
Ххххх
Хххх

[новая страница]


 

Продолжение табл. О

Ххххх
Ххххххх

 

Если таблица имеет много столбцов, которые не размещаются по ширине страницы, то таблицу следует вынести на отдельный лист и раз­вернуть на 90° против часовой стрелки (заголовок оказывается у сшива­емого края). Эта операция достаточно легко производится в Word-e при изменении формата текущей страницы с книжного на альбомный. Текст главы на такой странице уже не печатается. Если таблица широкая, но имеет небольшое число строк, то она размещается не в верхней, а в центральной части альбомной страницы.

В основных главах диплома следует приводить только таблицы с уже обработанными материалами. Все «сырые» результаты, которые не «играют» на доказательство выдвинутой гипотезы, но которые мо­гут заинтересовать рецензента или членов ГАК (например, для пере­проверки расчетов), нужно размещать в Приложении.

Таблицы, позаимствованные из программных пакетов типа «Statistics», следует адаптировать под требования оформления дипло­ма, в частности обеспечивать перевод с английского всей терминоло­гии, автоматически подставляемой в таблицу и ее название, избавлять­ся от цветного фона, мешающего восприятию, заменять шрифты на принятые и т. п.

2.8. ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

В качестве таковых для психологически ориентированных дипло­мов могут выступать фрагменты стимульного материала методик, фотографии, показывающие условия эксперимента, рисунки, графи­ки, чертежи, схемы и т. п. В тексте диплома все они обозначаются сло­вом «рисунок». Требования по их расположению, нумерации, а также требования к их тематическим названиям аналогичны требованиям, предъявляемым к таблицам. Но подпись к рисункам, в отличие от таб­лиц, располагается не сверху, а снизу от представляемого объекта и состоит из:

~ сокращенного слова «Рис.»;

- порядкового номера арабскими цифрами;

- названия рисунка с прописной буквы, в конце которого точка ставится;

- дополнительных пояснений, имеющих отношение к обозначени­ям на рисунке (например, название осей графиков, характер разметки элементов рисунка и т. п.); этот элемент не является обязательным.

Нумерация рисунков и таблиц осуществляется отдельно.

Пример подрисуночной подписи:

Рис.00. Ххххххххххххххххххххюсхххххххххххххххххххх хххххх.

Ххх хххххх ххххххххххх хххх хххххх XXX

Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроиз­ведение (ксерокопирование, микрофильмирование и т. п.). Вполне при­емлемы рисунки в компьютерном исполнении, в том числе и цветные, но злоупотреблять последним не стоит, поскольку при монохромном копировании часть информации из-за одинаковой плотности разных цветов может потеряться.

Таблицы и рисунки, вынесенные в приложение, нумеруются от­дельно. Ссылка на них в тексте будет выглядеть: «см. Приложение 1, рис. 1.2.»

Если таблица заимствована или рассчитана по данным журналь­ной периодики или другого литературного источника, делается обяза­тельная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).

2.9. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложения являются продолжением диплома, т. е. размещаются на последних его страницах.

Каждое из них должно начинаться с нового листа (страницы) со словом «Приложение» в правом верхнем углу и номера арабскими цифрами (без знака №). Далее, строкой ниже следует центрированный заголовок приложения, а после пропуска строки - содержание прило­жения (текст, таблица и т. п.).

Если в дипломе имеется более одного приложения, их нумеруют последовательно, например, Приложение 1, Приложение 2 и т. д.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разде­лен на разделы и подразделы, нумеруемые аналогично главам.

Многочисленные таблицы и иллюстрации, помещаемые в прило­жении, нумеруют в пределах каждого приложения. Для удобства поис­ка и различения таблиц в приложениях от таблиц основного текста дип­лома, допускается вводить в нумерацию первых дополнительную букву «П». В таких случаях номер таблицы в приложении и ссылка на нее в тексте будет выглядеть следующим образом: Таблица П. 1.2 (второй ри­сунок первого приложения).

Отражение приложения в оглавлении диплома имеет форму само­стоятельной рубрики с полным названием каждого приложения и но­мера страницы (см. выше).

2.10. ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ

На все литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные вами при написании диплома, на заим­ствованные рисунки, таблицы и графики должны быть ссылки в тексте, отсылающие читателя к списку использованной литературы, публику­емому в конце работы. Заимствование текста чужих произведений без ссылки на них не допускается и может служить основанием для снятия диплома с защиты.

Существует два основных способа оформления ссылок, оба из ко­торых целесообразно применять только после того, как вы убедитесь, что никаких изменений в тексте литературного обзора и других разде­лов вы уже делать не будете. Таким образом, оформление ссылок - один из окончательных этапов оформления диплома.

1. Для ссылки используется порядковый номер источника в списке литературы, заключаемый в квадратные скобки. Например:

Л. С. Выготский [6] и Б. Г. Ананьев [2] считают, что...;

Ряд авторов [9, 15, 37, 39] независимо друг от друга при­шли к выводу о том, что....

Считается, что иероглифы преимущественно обрабатываются правым, а алфавитное письмо - левым полушарием [14,46].

Особо важные или оригинальные мысли цитируемого ученого целесообразно давать авторским текстом, заключая его в кавычки. После него рядом с номером по списку литературы после запятой необходимо приводить и номер страницы, с которой данная цитата была позаимствована. Например:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.