Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 1 страница




воспроизводит его свойств. Внешнее воздействие высво­бождает нервную энергию, которая дремлет в органе чувств и только ждет толчка для этого возбуждения.

Как же мы приходим к уверенности в том, что вос­принимаем объекты, а не состояние наших нервов? Мюллер отвечал так: нервы имеют определенное соот­ношение с внешними объектами. Ясно, что глаз воспри­нимает цвет, а не давление. Он может воспринимать и давление, но тогда он воспринимает его как свет. По­этому мы воспринимаем действительно объект, в случае же действия на нас неадекватного стимула мы имеем иллюзию.

В. И. Ленин в связи с философским анализом поло­жения, которое сложилось в естествознании к концу XIX — началу XX в., подвергает критическому рассмот­рению выводы Мюллера с позиции теории отражения. Он квалифицирует эти взгляды как идеализм 6.

Теория Мюллера не является случайным явлением в развитии физиологических знаний. В. И. Ленин назвал уклон в сторону идеализма среди естествоиспытателей XIX в. «временным зигзагом, преходящим болезненным периодом в истории науки, болезнью роста, вызванной крутой ломкой старых установившихся понятий»7.

В физиологии, развивавшейся в русле механического материализма, к XIX в. накопились такие факты, кото­рые свидетельствовали о больших трудностях в объяс­нении специфики деятельности именно живого организ­ма: работы органов чувств, нервной системы, мышечной ткани и т. д.

Например, нервная деятельность, самый нервный процесс по­нимались в механистическом материализме по образцу механиче­ского движения. Ее носителем считались мельчайшие тельца, «животные духи». При изучении деятельности органов чувств так­же наталкивались на очень большие трудности. Уже факт разли­чия между сетчаточным образом и видимым образом предмета ставил в тупик.

В XIX в. многие физиологи, столкнувшись с этими трудностями и не имея средств для их преодоления, приняли позицию отказа от теории и занялись описани­ем деятельности органов чувств (Ян Пуркинье, 1787— 1869). В основе теории Мюллера лежит неправомерное

6 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 322.

7 Там же. С. 323,


6 А. Н. Ждан



допущение о том, что органы чувств и проводящие нерв­ные пути обладают своей специфической энергией изна­чально8, и, следовательно, ощущение зависит не от при­роды раздражителя, а от самого органа или нерва и яв­ляется выражением его специфической энергии.

Теория Мюллера встретила оппозицию уже у совре­менников. Так, Пуркинье в рецензии на учебник Мюл­лера писал: «Мы не хотим, чтобы наша точка зрения оценивалась как идеалистическая. Мы считаем более действительной реальность вещей вне нас и именно в том смысле, как это обычно понимается...»9. С подоб­ной критикой выступил физиолог Э. X. Вебер. Философ­скую критику теории Мюллера впервые осуществил Л. Фейербах. Ее одобрил В. И. Ленин.

Мюллер дал также объяснение восприятия простран­ства, опираясь при этом на философию И. Канта. Он считал, что ощущающий орган имеет прирожденную способность к пространственному зрению, т. е. на сет­чатке есть точки для восприятия величины, глубины и других пространственных свойств. Стимуляция этих то­чек дает впечатление о предметах как находящихся на определенном расстоянии от нас, имеющих определен­ную величину и т. д. При этом опыту уделяется незна­чительное место. Мюллер явился основателем позиции нативизма в теории восприятия пространства. Эти взгля­ды разделял немецкий психолог К- Штумпф, а также физиолог Э. Геринг. В 1801 г. Юнг выдвинул трехком-понентную теорию цветового зрения: сетчатка имеет три типа рецепторов, которые отвечают на красный, зеленый или фиолетовый цвета, а белый цвет является резуль­татом равномерного возбуждения всех трех рецепторов. Позже, в последней четверти XIX в., Э. Геринг сформу­лировал фотохимическую теорию цветового зрения. В глазу имеются три фоторецептора, в каждом — пара цветоощущающих веществ: бело-черное, красно-зеленое, желто-синее. Внутри каждой пары происходят противо­положно направленные химические процессы ассимиля-

8 Ошибочность концепции Мюллера преодолевается обращением к эволюционному подходу, который объясняет специфичность как результат приспособления в филогенезе к определенным свойствам объектов.

* Цит. по: Ярошевский М. Г. Критика В. И. Лениным физио­логического идеализма и ее значение для понимания истории пса-хофизиологии//Вопр. психологии. 1960. № 2. С. 53.


Рис. 2. Э. X. Вебер (1795—

1878). Сформулировал за­кон различительной чувст­вительности

ции — диссимиляции: диссимиляция вещества вызывает ощущение белого, красного, желтого; ассимиляция — черного, зеленого, синего.

Большой вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии Лейпциг-ского университета Э. X. Вебер. Он работал главным образом над осязанием («Об осязании» (1924)). Вебер различал в кожных ощущениях три рода ощущений: давления, или прикосновения, температурные, а также локализации. Для изучения этого последнего он изобрел специальный прибор — эстезиометр, или циркуль Вебе­ра, и с его помощью проводил экспериментальные иссле­дования осязания. Он установил экспериментально, что при действии двух раздражителей на кожу, они разли­чаются как разные в том случае, если отстоят друг от друга на известном расстоянии, причем это расстоя­ние различно для разных участков кожи, т. е. что кожа обладает разной чувствительностью к локализации при­косновения. В объяснение этого факта он соединил прин­ципы нативизма и генетического подхода. Самые извест­ные эксперименты Вебера относятся к различительной чувствительности, которые привели к выводу: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздра­житель должен находиться в известном отношении к ис-


6*



ходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Для звука это отношение составляет 1/10, для света—1/100, и т. д. Этим обобщением Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии. Оно было осуществлено Фехнером.

Выдающийся вклад в физиологию, а также в психо­логию восприятия и ощущения сделал jf\ Гельмгольц (1821 —1894). В 1850 г. в статье «Измерение скорости нервного возбуждения» он опубликовал результаты эк­спериментальных исследований, в которых показал, что скорость распространения возбуждения по нерву состав­ляет примерно 120 м/сек. В 1849 г. другой великий фи­зиолог, друг Гельмгольца Дюбуа-Реймон, который ис­следовал электрические явления в мышце и нерве, по­казал, что нервный процесс — это не движение живот­ных духов, а не что иное, как электрическая волна. Этот вывод приближал к пониманию физиологического про­цесса возбуждения и вместе с исследованиями Гельм­гольца о скорости нервного возбуждения способствовал материалистическому пониманию нервного процесса и психики. В 1851 г. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, прибор, с помощью которого можно было исследовать глазное дно. С этого времени Гельмгольц занимается зрением. Он принимает теорию Юнга о цветовом зре­нии и развивает ее. Из всех исследований, направлен­ных на изучение зрения, рождается знаменитая работа «Физиологическая оптика» (1856—1866). Здесь пред­ставлены физика света, анатомия и физиология органов зрения, а также психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Здесь же Гельмгольц сформулировал теорию восприятия, тео­рию бессознательных умозаключений. В 1863 г. выходит еще одна большая работа Гельмгольца «Учение о слу­ховых ощущениях». Здесь даются физическая характе­ристика звука, анатомия и физиология органов слуха, резонансная теория слуха, описываются психологические феномены. Так, к 60-м годам XIX в. благодаря работам Вебера и Гельмгольца три органа чувств — осязание, зрение и слух — получили капитальную разработку.

В теории ощущений Гельмгольц проявлял непоследо­вательность, колебался между материализмом и идеа­лизмом. Исходя из правильного положения о том, что наши представления, ощущения являются результатом


воздействия предметов на нас, соотношение ощущения с вызвавшим его предметом мыслилось Гельмгольцем не по типу отражения и описывалось в терминах символа, иероглифа, знака. Важной частью исследований Гельм-гольца явилась его теория восприятия.

Теория бессознательных умозаключений Гельмголь-ца утверждает, что перцептивный образ не ограничива­ется тем, что идет от стимула в данный момент: вос­приятие, которое выступает для человека как непосред­ственно данное, является на самом деле продуктом опы­та. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту ра­боту, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то ча­стью прошлого опыта (большая посылка), а затем де­лаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Гельмгольц указывал на условность термина «бессозна­тельное умозаключение»: оно — результат не сознатель­ной деятельности, а какой-то игры нервных процессов, неизвестной нам, но которую можно представить по ана­логии с умозаключением. Выделяются следующие осо­бенности бессознательных умозаключений. Во-первых, они действуют принудительно, от них нельзя избавиться с помощью мышления. Они возникают бессознательно и не управляются сознанием. Во-вторых, они формируют­ся в опыте, путем многократного повторения, в-третьих, механизмом таких умозаключений являются, по-видимо­му, какие-то сенсомоторные связи между собственно зрительными ощущениями и ощущениями от движений глаза в процессе восприятия.

Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания вос­приятия: она указывает на существование механизмов, которые хотя и не выступают в самонаблюдении, но со­ставляют действительное содержание таких явлений, как «я вижу», «я слышу» и др. Объективно все это выявля­ет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии.

Гельмгольц оставил интересные психологические за­метки по творческому мышлению, вниманию и др. во­просам. Но они имеют более частное значение.

В XIX в. развернулись исследования по анатомии и физиологии мозга. Они углубляли представления о ма-


термальном субстрате психической деятельности. В пер­вой четверти XIX в. известный австрийский врач и ана­том Ф. А. Гвллъ выступил с исследованиями по морфо­логии мозга. Он впервые отличил серое вещество, со­ставляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, которое состоит из проводящих волокон, свя­зывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Наибольшую известность, однако, получили не эти исследования, а френология Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способность человека. Френология Галля как учение о связи строго локализо­ванных способностей человека со строением черепа яв­ляется ложным направлением, хотя в свое время эти идеи вызывали определенный интерес, в том числе в России. Она отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга, который до этого казался однородной массой.

Идеи локализационизма натолкнулись на сопротив­ление со стороны фактов. Примерно в это же время, в первой четверти XIX в., французский физиолог, основа­тель экспериментальной физиологии мозга Пьер Флу-ранс (1794—1867) на основе физиологических экспери* ментов с разрушением полушарий у птиц обнаружил, что через некоторое время у птиц восстанавливается по­ведение, независимо от того, какая часть мозга была разрушена. «Масса мозговых полушарий физиологичес­ки столь же равноценна и однородна, как масса какой-нибудь железы, например печени». Так была высказана идея о полной функциональной однородности мозговой массы. Исследования Флуранса имели большое значе­ние, так как на место умозрительных домыслов поставили научный эксперимент. Полученные данные свидетельст­вовали о пластичности мозга, о взаимозамещаемости его функций. Однако Флуранс сделал слишком широкие обо­бщения. Неучет эволюционного подхода к мозгу, имею­щему различное строение у животных, находящихся на разных ступенях развития, привел к неправомерным вы­водам. Все последующие десятилетия работы по иссле­дованию мозга были связаны с развитием идей локали-


зационизма. Материал поступал из двух источников. Во-первых, из наблюдений за нарушениями поведения у больных с локальными поражениями мозга (клиниче­ские наблюдения французского врача Буйо, показавшие, что потеря моторной функции речи связана с наруше­ниями в области передних отделов мозга (1825); откры­тие французским анатомом Брока центра моторных об­разов слов (1861); открытие немецким психиатром Вер-нике центра сенсорных образов слов и др.)- Вторым ис­точником, на базе которого складывались локализаци-онистские представления о мозге, были анатомические и физиологические исследования мозга (опыты с непо­средственным раздражением коры, с разрушением опре­деленных областей мозга и т. п.). Открытие двигатель­ных центров в коре Фритчем и Гитцигом (1870) мето­дом раздражения роландовой борозды коры электриче­ским током и исследования киевского анатома Беца по морфологическому описанию коры, открытие связи за­тылочной коры мозга с функцией зрения, височной — слуха и др. (Мунк), передних областей мозга — с вни­манием и интеллектуальными функциями (Гитциг и Ферьер), полученные методом экстирпации отдельных участков коры мозга, подкрепляли вывод о неоднород­ности морфологической структуры мозга: мозг имеет высокодифференцированное строение. Однако представ­ления о прямой связи функции с каким-то узким участ­ком мозга были слишком грубыми, противоречащими фактам. Так, например, немецкий физиолог Ф. Гольц (1834—1902) обнаружил, что экстирпация отдельных участков мозга у собаки приводит к нарушению пове­дения в целом, следовательно, к мозгу нужно подходить как к целостному образованию.

В период расцвета узколокализационистского подхо­да эта идея не получила достаточного развития, и толь­ко в 60-х гг. крупнейший английский невролог X. Джек­сон преодолел узкий локализационизм и сформулиро­вал принципиально новый подход к пониманию локали­зации психических функций.

По Джексону, психическая функция представлена в мозгу по уровневому типу: например, по отношению к двигательной активности низший уровень — что спинной мозг и варолиев мост, средний уровень — моторная об­ласть коры, высший уровень — префронтальная область. Нарушения на том или ином уровне приводят квыпаде-


нию той или другой стороны функции. В процессе эво­люции происходит развитие и интеграция различных уровней головного мозга — формирование системы свя­зей, которые обусловливают сложное поведение челове­ка— мышление, символическое действие. Распад этой интегративной деятельности приводит к нарушению пси­хики. Идеи Джексона были развиты Г. Хэдом, его учени­ком. Новое и весьма прогрессивное направление, нача­тое Джексоном по проблеме локализации психических функций, получило настоящее развитие позже, уже в XX в., особенно в нейропсихологии, в теории системной динамической локализации высших психических функ-ций человека.

Таковы главные направления в развитии учений по физиологии мозга в XIX в. Локализационистский и ан-тилокализационистский подходы сосуществовали, пото­му что каждый из них опирался на какие-то факты, ко­торые, однако, понимались односторонне, а сложность проблемы локализации психических функций в мозгу не позволяла принять тот или другой подход как единст­венный.

Успехи в области исследования мозга так же, как и достижения в некоторых других областях физиологии (были открыты железы внутренней секреции и показана связь эндокринной системы с психическими процесса­ми), способствовали развитию знаний о материальных (анатомических и физиологических) основах психики и поставили большой вопрос о соотношении анализа фи­зиологических механизмов психических функций и соб­ственно психологического анализа, т. е. проблему соот­ношения психологического и физиологического. В ходе ее решения оформились две теории — параллелизма и взаимодействия физиологических процессов и психиче­ских явлений. Каждая из них базировалась на концеп­ции дуализма духа и материи. В теории параллелизма психическое рассматривается как параллельное физио­логическому, т. е. как эпифеномен. Отрицая реальную функцию психики, эта концепция вступает в противоре­чие с естествознанием и ставит под сомнение необходи­мость психологии как отдельной науки. В теории взаи­модействия сохраняется значение психики и тем самым значимость психологии как науки. Однако объяснение самого процесса влияния психики на тело встречает большие трудности. Наибольшее распространение среди психологов получила теория параллелизма.


Глава II

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОФИЗИКИ И ПСИХОМЕТРИИ

Другим важнейшим источником, на ба­зе которого формировалась экспериментальная психо­логия, явилась психофизика. Г^Т. Фехнер (1801—1887) в работе «Элементы психофизики» (Т860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную тео­рию соотношения между физическим и психическим ми­рами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физиче­ским). Фехнер разработал только внешнюю психофи­зику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспери­ментальные методы. Он сформулировал основной пси­хофизический закон. Все это составило новую самостоя­тельную область знания— психофизику. Целью Фехне-ра было измерение ощущений. Поскольку раздражи­тель, который вызывает ощущения, может быть изме­рен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физиче­ского раздражителя. Точкой отсчета при этом выступа­ла та минимальная величина раздражителя, при кото­рой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражите­лями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры изме­рения ощущения. Таким образом, интенсивность ощуще­ния равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фех-нера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.

Для психофизических измерений Фехнер разрабо­тал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классиче-



Рис. 3. Г. Т. Фехнер (1801 — 1887). Основатель психофизики


ские методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, ко­нечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздра­жителя возрастает, то в конце концов наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе. Соглашаясь с кри­тиками в деталях, он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли стол­коваться относительно способа ее постройки; мой пси­хофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разру­шения» '.

Третьей областью, на базе которой выросла экспери­ментальная психология, явилась психометрия. Ее пред­метом является измерение скорости протекания психиче­ских процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в

1 Цит. по кн.: Рибо Т. Современная германская психология, Спб., 1895. С. 161.


астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всег­да есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Былустановлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.

Разница в показаниях между отдельными наблюда­телями была названа Бесселем «личным уравнением».

Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, суще­ственно влияющим на это время, является то обстоя­тельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изо­бретением тоже астрономами специального аппара­та для измерения времени реакции — хроноскопа.

Настоящее развитие психометрия получила в иссле­дованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.

Дондерс (1818—1889) изобрел методику исследова­ния времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь про­стого слухового или зрительного раздражителя до мо­мента ответного на него движения. Потом задание ус­ложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерялось время этих более сложных реакций. За­тем из времени сложных реакций вычиталось время, за­трачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других за­дач.

В настоящее время работа Дондерса получила новое прочте­ние в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахож­дения экспертного критерия для суждения об уровневой органи­зации психики. В 1969 г. она была переиздана.

Большой вклад в психометрию внес австрийский фи­зиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время ре­акции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различе­ние сенсорной и моторной реакций и показал, что в за­висимости от того, настроен ли испытуемый на сенсор­ную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.


Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхо­да к психическим явлениям. В этом заключается прин­ципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материали­стическому пониманию психики. Сама постановка вопро­са о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов2.

2 См.: Грот Н. О времени//Вопр. философии и психологии. 1894. Кн. 24(4).

Глава III

РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕИ

В БИОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

для психологии

Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире — принцип развития. По С. Л. Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием: философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, выдвинувших в философском плане идею раз­вития, и эволюционного естествознания *. Немецкий пси­холог К- Гросс (1861—1946) так оценивал значение Дарвина для психологии: «Естественный эксперимент и теория Дарвина повлияли на психологию как если бы ей подарили одновременно подзорную трубу и микро­скоп: экспериментальные методы придали ее исследова­ниям проникающую в глубь точность, а стремление про­вести сравнение между различными ступенями жизни и в психическом мире и подойти к вопросу о развитии ду­ши открыло для нее новые необъятные области исследо­вания. Это зоопсихология, психология народов, психоло­гия детства»2. В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора», самую значительную работу в биологии. Установленный Дарвином факт изменчивости видов и открытые им за­коны эволюции — естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе зако­нов изменчивости и принцип наследственности-—дали

1 Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М, 1935. С. 18.

2 Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. С. 2.


материалистическое истолкование целесообразности — приспособленности организмов в природе. Указывая на дальнейшее развитие исследований, Дарвин писал: -«Много света будет пролито на происхождение челове­ка и на его историю»3. В книге «Происхождение челове­ка и половой отбор» (1871) Дарвин специально иссле­довал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «...человек обязан своим суще­ствованием длинному ряду предков. Если бы не суще­ствовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними на­шими знаниями мы сможем приблизительно узнать на­ших прародителей, и нам незачем стыдиться их»4. В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выра­зительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособи­тельного значения психики оказала большое влияние на психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.

Теория эволюции оказала глубокое влияние на пси­хологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поста­вили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отноше­нию к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направ­лений и подходов в психологии — психологии животных, детской психологии и психологии так называемых мало­культурных народов.

Сосредоточив свое внимание на доказательстве род­ства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, припи­сывал им специфически человеческие черты (воображе-

3 Дарвин Ч. Происхождение видов. М, 1987. С. 359.

4 Дарвин Ч. Соч.: В 9 т. Т. 5. М., 1953. С. 274.


ние, нравственные чувства и т. п.). Дарвин не усматри­вал качественного своеобразия интеллекта человека: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное»5. Истолкование психических проявле­ний животных по аналогии с психикой человека опреде­лило развитие начатой им сравнительной психологии* Первым направлением этой области был антропомор­физм (Дж. Романее). Животные изображались по образ­цу человека, делались выводы о том, что в каких-то от­ношениях животные выше людей (имелись в виду вза­имопомощь, взаимовыручка и другие факты поведения так называемых «общественных» животных).

Наивный антропоморфизм был приостановлен иссле­дованиями крупного английского биолога Ллойда Мор­гана (1852—1936). Он ввел так называемый «закон эко­номии», известный также как «закон Ллойда Моргана» («Введение в сравнительную психологию», 1894): не при­писывать животному высшие психические способности» если его поведение можно объяснить механизмами бо­лее низкого психического уровня. Морган установил, что животные способны к научению, и ввел термин «обуче­ние путем проб и ошибок», обозначив им форму науче­ния у животных6. В это же время Дж. Леббок (1834— 1913) занимался исследованиями поведения муравьев, ос, пчел7. Назовем также Леонарда Гопхоуза (1864— 1929) 8. Несмотря на отход от антропоморфизма, этим биологам не удалось полностью избежать субъективиз­ма в истолковании поведения животных: им приписыва­ли сознание, старались определить его уровни и т. п.*

Реакцией на антропоморфизм и субъективизм яви­лось механистическое направление: исходило из того, что животные не только не обладают психикой человеческо-

5 Дарвин Ч. ... Т. 5. С. 239.

6 Морган Л. Поведение животных. Спб., 1909.

7 Леббок Дж. Муравьи, осы и пчелы. Спб., 1882.

8 Гопхоуз Л. Ум в процессе эволюции. Спб., 1901.

9 В русской науке против очеловечения животных выступал
один из основоположников зоопсихологии в России В. А. Вагнер
(1849—1934). С позиции эволюционной теории он анализировал
сложнейшие формы поведения животных, их психику. Так он по­
казал, что инстинкты произошли в процессе эволюции «под дик­
товку среды и под контролем естественного отбора». Он наблюдал
факты «объективным методом» путем филогенетических и онтоге­
нетических исследований.


го рода иуровня, но вообще не имеют никакой психики (Ж. Фабр, Ж. Лёб; школа «объективной сравнительной психологии» (А. Бете, Т. Беер, Э. Циглер, И. Икскюль]). Тенденция изображать животных как слепые машины породила реакцию. Американский натуралист, зоолог Г. Дженнингс показал, что уже простейших нельзя по­нять с помощью теории тропизмов и рассматривать их поведение как механический результат прямого воздей­ствия внешнего раздражителя. В зависимости от общего физиологического состояния животного в данный мо­мент его реакция изменяется, хотя бы внешний раздра­житель оставался тем же. Дженнингс обнаружил уже у простейших элементарные формы научения. Эти экспе­рименты свидетельствовали о том, что, по-видимому, психика у животных простирается до самых началь­ных— простейших их форм.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.