Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 13. ОСО­БЕН­НО­СТИ ПРО­ВЕ­ДЕ­НИЯ ЭМО­ЦИО­НАЛЬ­НО-СТРЕС­СО­ВОЙ ПСИ­ХО­ТЕ­РА­ПИИ МЕ­ТО­ДОМ В. Г. ЕВ­ТУ­ШЕН­КО ПРИ ЛЕ­ЧЕ­НИИ ЛО­ГО­НЕВ­РО­ЗА



Гла­ва 13. ОСО­БЕН­НО­СТИ ПРО­ВЕ­ДЕ­НИЯ ЭМО­ЦИО­НАЛЬ­НО-СТРЕС­СО­ВОЙ ПСИ­ХО­ТЕ­РА­ПИИ МЕ­ТО­ДОМ В. Г. ЕВ­ТУ­ШЕН­КО ПРИ ЛЕ­ЧЕ­НИИ ЛО­ГО­НЕВ­РО­ЗА

 

Од­ним из наи­бо­лее распространённых ви­дов ре­че­вых рас­стройств у де­тей и взрос­лых яв­ля­ет­ся заи­ка­ние.

Заи­ка­ние — дис­ко­ор­ди­на­ци­он­ное на­ру­ше­ние ре­чи, как пра­­в­ило, свя­зан­ное с вы­ра­жен­ны­ми в той или иной сте­пе­ни нев­ро­­л­ог­ич­еск­ими и нев­ро­ти­че­ски­ми рас­строй­ства­ми. Ли­ца, стра­даю­­щие заи­ка­ни­ем, ли­ше­ны воз­мож­но­сти нор­маль­но­го об­ще­ния с ок­ру­жаю­щи­ми. По­сто­ян­ные за­труд­не­ния в ре­чи трав­ми­ру­ют пси­­х­ику боль­ных, вы­зы­вая раз­лич­ные нев­ро­ти­че­ские рас­строй­ства.

В за­ви­си­мо­сти от то­го, пре­об­ла­да­ют ли су­до­ро­ги в ар­ти­куля­тор­ном, го­ло­со­вом или ды­ха­тель­ном ап­па­ра­тах, раз­ли­ча­ют ар­ти­ку­ля­тор­ную, го­ло­со­вую и ды­ха­тель­ную фор­мы заи­ка­ния. Од­на­ко на прак­ти­ке наи­бо­лее час­то встре­ча­ют­ся сме­шан­ные фор­мы: ар­ти­ку­ля­тор­но-ды­ха­тель­ная, ды­ха­тель­но-го­ло­со­вая.

Раз­ли­ча­ют так­же два ви­да су­до­рог, пре­ры­ваю­щих речь, — клони­че­ские и то­ни­че­ские. Обыч­но при заи­ка­нии на­блю­да­ют­ся оба ви­да су­до­рог, при этом, ес­ли боль­ше вы­ра­же­ны то­ни­че­ские су­­д­ор­оги, го­во­рят о то­но-кло­ни­че­ском заи­ка­нии, ес­ли пре­об­ла­да­­ют кло­ни­че­ские су­до­ро­ги, — о кло­но-то­ни­че­ском заи­ка­нии.

При ле­че­нии заи­ка­ния те­ра­пия не долж­на сво­дить­ся к борь­бе с от­дель­ны­ми сим­пто­ма­ми, тре­бу­ет­ся уст­ра­не­ние ос­нов­ной при­чи­ны бо­лез­ни, ук­ре­п­ле­ние нерв­ной сис­те­мы и ор­га­низ­ма в це­лом.

Фор­ми­ро­ва­ние нев­ро­за при заи­ка­нии свя­за­но с не­пра­виль­­ным раз­ви­ти­ем лич­но­сти в ус­ло­ви­ях пси­хи­че­ской трав­ма­ти­зации. По­это­му боль­шое зна­че­ние при ле­че­нии заи­ка­ния при­об­­р­ет­ает при­ме­не­ние раз­лич­ных форм пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ско­го воз­дей­ст­вия: ра­цио­наль­ной и суг­ге­стив­ной пси­хо­те­ра­пии, вну­­ш­ения в бодр­ст­вую­щем со­стоя­нии, ау­то­ген­ной тре­ни­ров­ки, са­мо­вну­ше­ния. В сис­те­ме пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских ме­ро­прия­тий по ле­че­нию заи­ка­ния наи­бо­лее эф­фек­тив­ным яв­ля­ет­ся при­ме­­н­ение груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии.

Уче­ние о заи­ка­нии яв­ля­ет­ся од­ной из ча­ст­ных про­блем как па­то­ло­гии, так и де­фек­то­ло­гии и вме­сте с тем пред­став­ля­ет со­бой об­ласть пси­хо­нев­ро­ло­гии и ме­ди­цин­ской пе­да­го­ги­ки. Ста­­т­ист­ич­еские дан­ные ука­зы­ва­ют на зна­чи­тель­ную распространённость заи­ка­ния сре­ди на­се­ле­ния (от 1,5 до 2,5%).

Труд­но­сти ре­ше­ния про­бле­мы заи­ка­ния в зна­чи­тель­ной сте­­п­ени свя­за­ны с мно­го­чис­лен­ны­ми при­чи­на­ми, обу­слов­ли­ваю­­щ­ими его воз­ник­но­ве­ние. Эти труд­но­сти объ­яс­ня­ют­ся со­че­та­­н­ием при заи­ка­нии как соб­ст­вен­но ре­че­вых на­ру­ше­ний раз­лич­­ной сте­пе­ни, так и уча­сти­ем в ге­не­зе за­бо­ле­ва­ния и в кли­ни­­ч­еской кар­ти­не пси­хо­ло­ги­че­ских фак­то­ров, во мно­гом оп­ре­де­ляю­щих его те­че­ние.

Заи­ка­ние обыч­но воз­ни­ка­ет в ран­нем дет­ст­ве, в пе­ри­од фор­­м­ир­ов­ания и раз­ви­тия фра­зо­вой ре­чи. Его при­чи­на­ми час­то яв­ля­ют­ся ис­пуг, пе­ре­на­пря­же­ние ре­че­вой функ­ции, как пра­ви­­ло, у де­тей с из­вест­ной не­дос­та­точ­но­стью нерв­ных ме­ха­низ­мов в ре­гу­ля­ции ре­че­вой дея­тель­но­сти.

Эта не­дос­та­точ­ность мо­жет раз­ви­вать­ся в ре­зуль­та­те не­бла­­г­опр­ия­тно про­те­каю­щей бе­ре­мен­но­сти, тяжёлых ро­дов, час­тых про­студ­ных бо­лез­ней, травм го­лов­но­го моз­га в ран­нем дет­ст­ве. Сле­ду­ет так­же учи­ты­вать роль на­след­ст­вен­ной пред­рас­по­ло­жен­­н­ости в ви­де сла­бо­сти ре­чед­ви­га­тель­но­го ана­ли­за­то­ра.

В. М. Шклов­ским бы­ла раз­ра­бо­та­на ком­плекс­ная сис­те­ма ло­го­те­ра­пии, в ко­то­рой объ­е­ди­не­ны ло­го­пе­ди­че­ские за­ня­тия и ак­тив­ная пси­хо­те­ра­пия, со­че­таю­щая раз­лич­ные ва­ри­ан­ты суг­­г­ести­вн­ого ме­то­да с ра­бо­той по пе­ре­строй­ке на­ру­шен­ных от­­н­ош­ений лич­но­сти. Вся ра­бо­та про­во­дит­ся в тес­ном кон­так­те ло­го­пе­да, вра­ча-пси­хо­те­ра­пев­та, нев­ро­па­то­ло­га и пси­хо­ло­га.

Пер­вый этап. Ди­аг­но­сти­че­ский пе­ри­од обыч­но про­дол­жа­­е­тся 10—15 дней. В это вре­мя тща­тель­ное об­сле­до­ва­ние больно­го про­во­дят нев­ро­па­то­лог, де­фек­то­лог, пси­хо­те­ра­певт и пси­­х­олог: вни­ма­тель­но изу­ча­ют­ся анам­не­сти­че­ские и кли­ни­че­с­кие дан­ные, оп­ре­де­ля­ют­ся воз­мож­ные при­чи­ны по­яв­ле­ния за­­ик­ания.

 

Вто­рой этап. Пе­ре­строй­ка па­то­ло­ги­че­ских ре­че­вых на­вы­ков и кор­рек­ция лич­но­ст­ных на­ру­ше­ний. Эта ра­бо­та про­дол­жа­ет­ся 1,5 — 2 ме­ся­ца. Она по­строе­на сле­дую­щим об­ра­зом. Вна­ча­ле про­во­дят­ся кор­рек­ци­он­ные ло­го­пе­ди­че­ские за­ня­тия по нор­ма­­л­из­ации ды­ха­тель­ной, го­ло­со­вой функ­ции, вы­ра­бот­ка ре­че­вых «эта­ло­нов». Од­но­вре­мен­но мож­но про­во­дить ау­то­ген­ную тре­­н­иро­вку и ра­цио­наль­ную пси­хо­те­ра­пию.

При­мер­но че­рез 15 — 20 дней по­сле на­ча­ла ло­го­пе­ди­че­ской и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской ра­бо­ты про­во­дит­ся се­анс им­пе­ра­тив­­н­ого вну­ше­ния в со­стоя­нии бодр­ст­во­ва­ния (се­анс эмо­цио­наль­­но-стрес­со­вой те­ра­пии по ме­то­ду К. М. Дуб­ров­ско­го).

Даль­ней­шая ло­го­пе­ди­че­ская ра­бо­та на­прав­ле­на:

• на кор­рек­цию ды­ха­ния, ре­ги­ст­ра и тем­бра го­ло­са;

• вы­ра­бот­ку пра­виль­но­го рит­ма и тем­па ре­чи;

• ов­ла­де­ние «эта­ло­на­ми» ре­чи.

Вви­ду той ро­ли, ко­то­рую иг­ра­ют пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры в раз­ви­тии заи­ка­ния, важ­ное зна­че­ние при­об­ре­та­ют раз­лич­ные фор­мы пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ско­го воз­дей­ст­вия: гип­но­те­ра­пия, им­пе­ра­тив­ное вну­ше­ние в со­стоя­нии бодр­ст­во­ва­ния, са­мо­вну­­ш­ение и ау­то­ген­ная тре­ни­ров­ка.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.