![]()
|
|||
КАК РАСПОЗНАТЬ. В РОССИИ. Геометрическая абстракция (Супрематизм) ЧТО ЭТО ТАКОЕКАК РАСПОЗНАТЬ Перечислить приемы очень трудно — они индивидуальны для каждого мастера и крайне многочисленны. Среди вариантов — линии и пятна неправильных форм, передача движения и отношений фигур с помощью пятен, свободная композиция. Картины американцев — обычно большого размера, созданные либо хаотичными мазками, каплями, брызгами («живопись действия»), либо пятнами цвета, заполняющими всю или почти всю картину («живопись цветового поля»). В РОССИИ Изобретатель экспрессивной абстракции — Василий Кандинский — был русским, но придумал ее в Германии. Его работы повлияли не только на все европейское и американское искусство XX века, но и на экспрессивные варианты абстракции в нонконформистском искусстве СССР 1950–80-х годов: Элия Белютина, Михаила Кулакова, Евгения Михнова-Войтенко, Петра Беленка, Лидию Мастеркову, Владимира Немухина. Те же художники находились и под влиянием американских и европейских экспрессионистов. При этом абстракцию они нередко соединяли с элементами фигуративной живописи, а характер их живописи был чаще философский и символический, а не экстатически-драматический. Геометрическая абстракция (Супрематизм) ЧТО ЭТО ТАКОЕ Адепты геометрической абстракции не собирались передавать средствами живописи ни явления видимого мира, ни свое душевное состояние — вместо этого они создавали системы, основанные либо на рациональности и функциональности, либо на идеалистических построениях. Так, супрематисты ставили себе задачи метафизические и утопические: создать новый мир форм, не связанный с земным и человеческим; творец воспринимался ими как создатель формы из ничего. А голландские неопластицисты стремились уйти от личностного и эмоционального к абсолютным категориям и божественному. Русские конструктивисты, поставившие себе цель изменить быт нового советского общества, в живописи исходили из фактур и материалов, из движения и отношений между формами, а не из умозрительных теорий — и исповедовали прикладной, рациональный, материалистический подход. Во второй половине XX века геометрическая абстракция продолжилась в оп-арте 1960-х (течении, работавшем с оптическими иллюзиями), постживописной абстракции и других направлениях.
|
|||
|