|
|||
Нео)примитивизм ЧТО ЭТО ТАКОЕ. КТО И КОГДА. КАК РАСПОЗНАТЬ(Нео)примитивизм ЧТО ЭТО ТАКОЕ В широком смысле неопримитивизм — это направление, вдохновленное народным искусством разных стран, примитивным искусством древних народов или современных архаичных обществ, наивной живописью. Его черты можно найти у многих художников: постимпрессионистов, фовистов, экспрессионистов, кубистов и так далее, — но самостоятельным течением он стал только в России на рубеже 1900–10-х годов. Примитивисты хотели преодолеть академизм и традицию, привнести силу и свежесть взгляда через обращение к архетипическому и мифологическому мышлению, а порой еще и снизить градус серьезности и связать «музейное» высокое искусство с низовым. КТО И КОГДА Русские примитивисты — участники выставок «Ослиный хвост», «Мишень», «Бубновый валет». Главные среди них — Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Александр Шевченко, но влияние примитива есть и у Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Роберта Фалька, Давида Бурлюка, а также Казимира Малевича, Владимира Татлина, Марка Шагала, Павла Филонова и других. Кто-то из них вдохновлялся иконой, кто-то — лубком, кто-то — яркой уличной вывеской, кто-то — детской игрушкой, а кто-то и надписью на заборе и непристойным солдатским фольклором. Черты примитивизма есть и у многих западных художников, например Пикассо и Матисса. КАК РАСПОЗНАТЬ Картины примитивистов напоминают детские рисунки, лубок, работы непрофессиональных художников. Их часто можно узнать по упрощенным формам, анатомическим несуразностям, отсутствию привычного объема и пространства, огрублению, ощущению «неумелости». Яркость цвета иногда преувеличена, фигуры имеют игрушечный, кукольный вид. Это часто изображение «низких» видов городской жизни (солдат, парикмахеров, гуляк), веселое и хулиганское — хотя примитивизм, вдохновленный серьезной стороной народного творчества (иконой, крестьянскими обрядами, древними идолами), тоже есть.
|
|||
|