|
|||
В РОССИИ. Сюрреализм. ЧТО ЭТО ТАКОЕВ РОССИИ Иногда с ар-деко сопоставляют живопись ОСТа, или Общества станковистов(Дейнеки, Лабаса и других), — но это скорее «стадиальное совпадение»: в середине 1920-х самые разные художники возвращались к фигуративной живописи и воспроизведению в несколько условном виде узнаваемых форм и предметов. Поскольку ар-деко эклектично и разнообразно, то в разных своих проявлениях сближается и с живописью СССР — персонажи Дейнеки, например, могут напоминать «литые» и одновременно выразительно-угловатые формы ар-деко. Однако живопись станковистов была в большей степени основана на конструктивизме и экспрессионизме, авангардный опыт приспосабливался к идеологии (противоположной консюмеризму ар-деко), а стилистика оказывалась компромиссной. В итоге, хотя отдельные формальные приемы советских живописцев (и архитекторов) напоминают ар-деко, идейное наполнение, заказчики и потребители у них совсем иные. Сюрреализм ЧТО ЭТО ТАКОЕ Сюрреалисты ставили своей задачей соединить реальность и сон — формы и предметы внешнего мира с иррациональным внутренним миром человека. Главные их источники, помимо снов, — подсознание (на сюрреалистов повлиял фрейдизм), трансовые состояния, галлюцинации; главные приемы — разрушение логических связей, абсурд, парадокс, уничтожение привычного, сопоставление того, что никогда раньше не сопоставлялось. Моральные ограничения общества для сюрреалистов тоже значения не имели. Один из важных для них методов — автоматическое письмо, когда художник или поэт создает свое произведение, как бы отключив разум. Течение стало международным и существовало долго, неоднократно возвращаясь и проникнув в коммерческое искусство и массовую культуру.
|
|||
|