|
|||
КТО И КОГДА. КАК РАСПОЗНАТЬ. В РОССИИКТО И КОГДА Геометрическая абстракция начинается с Казимира Малевича и Пита Мондриана в середине 1910-х годов. Соратниками Малевича из числа супрематистов и группы Уновис были Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Илья Чашник, Николай Суетин. Соратниками Мондриана из голландской группы De Stijl («Стиль») — Тео ван Дусбург, Барт ван дер Лек, Жорж Вантонгерло, Фридрих Фордемберге-Гильдеварт. Другие важные художники — Йозеф Альберс, Робер Делоне, Виктор Вазарели, Бриджет Райли, Элсуорт Келли. Конструктивисты — Владимир Татлин, Александр Родченко и Эль Лисицкий. КАК РАСПОЗНАТЬ Прежде всего — по линиям и правильным геометрическим формам (прямоугольник, круг, квадрат) — искусственным, не встречающимся в природе. Обычно это плоскостная живопись (нередко с эффектом «безвоздушного пространства»), которая выглядит холодно, сдержанно, может напоминать архитектурные чертежи или научные схемы. Супрематизм опознается по простым, чистым цветам и базовым геометрическим плоским фигурам без фактуры, парящим на светлом фоне. Неопластицисты применяли монолитные динамичные формы, в основе построения композиции использовались крест или диагональ. Их цвета — черный, красный, белый, серый, иногда с добавлением других, не всегда локальных и чистых; поверхности нередко выглядят фактурно и контрастно. В РОССИИ В России появилась одна из основополагающих систем геометрической абстракции — супрематическая. К абстракции близок и лучизм Михаила Ларионова. В послевоенном неофициальном искусстве есть примеры геометрической абстракции (не всегда в чистом виде): Лев Нусберг (группа «Движение»), Леонид Борисов, Эдуард Штейнберг. Находки и принципы конструктивистов стали частью языка архитектуры, а также повлияли на весь мировой опыт дизайна XX века.
|
|||
|