Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сентябрь. Октябрь. Ноябрь — декабрь



Сентябрь

 

Продолжали работать над «Очерками».

Начались занятия в МВПШ (2, 9, 16, 19, 26, 30). В ЦГАОР просматривал фонды, содержащие материалы кадетской партии.

С О. В. Волобуевым дали интервью о партии кадетов для журнала «Вестник высшей школы» (22.9).

Читал лекцию «Большевики и меньшевики: две тенденции в социал-демократическом движении» в Политехническом музее (22.9).

 

Октябрь

 

Получил письмо от мамы (11.10). Продолжается эпопея с благоустройством квартиры. До чего же «здорово» строят наши строители!!! Годами приходится за ними доделывать. Это какой-то ужас. С моей квартирой подобного не было. Подробно описывает эпопею с украденным отцовским преемником, он собирается подавать в суд. Мама его отговаривает, но он все же продолжает верить в наше правосудие. Тем более у него уже есть опыт. Его, по словам мамы, выкинули из льготной очереди на телефон, он написал в Пензу, в результате его восстановили, и он вновь уверовал в справедливость. После летней перерегистрации очереди выявилось, что в ней значится 9 тыс. человек. АТС «не строится, вот уже 30 лет стоит на точке замерзания, так пишет наша местная газета».

Продолжаем дорабатывать наши разделы для «Очерков». Обозначаются контуры большой монографии.

В ЦГАОР интенсивно ищу материалы по истории кадетской партии.

Принимал участие в работе методологического семинара в НМЛ, на котором обсуждаются проблемы места и роли КПСС в условиях перестройки.

Начал работать над статьей «Выбор» (заметки о Малиновском). Данный персонаж меня интересует давно. Когда я перешел на работу в НМЛ, то получил доступ к материалам о Малиновском, которые в ЦПА на первых порах давали с неохотой. А с каким трудом пришлось добывать неопубликованные материалы допросов в Чрезвычайной следственной комиссии в 1917 г. Ленина, Крупской, Розмирович и других?

Познакомившись с материалами, я понял, где собака зарыта: с нравственностью было не все в порядке. Так называемая революционная целесообразность делала из политиков откровенных циников. Именно это случилось и с Малиновским, сначала мелким воришкой, привлеченным к суду, а затем и агентом охранки. Если бы с нравственностью было все в порядке, то ни при каких обстоятельствах Малиновского не избрали бы членом ЦК. председателем большевистской фракции IV Государственной думы, не было бы и основания для личного общения с ним Ленина и Зиновьева. Крупской и Лилиной. Комплекс материалов о Малиновском подталкивал к мысли их опубликовать. Во время работы по сбору материалов для «Очерков» подробно познакомился с делами о Шмитовском наследстве — это пример безнравственности и цинизма. Неслучайно в нашем разделе «Очерков» мы специально уделили внимание тем вопросам, которые в истории партии вообще обходились стороной — источники финансирования РСДРП, наличие в рядах партии провокаторов.

Дорабатывая свои разделы «Очерков», мы со Станиславом пришли к выводу о необходимости написать брошюру «РСДРП в годы первой российской революции» для издательства «Знание», что позволяло оперативно показать читателям свои представления о новых подходах к изучению истории КПСС дооктябрьского периода.

Принимал участие в круглых столах в МВПШ и в школе № 49 «Была ли альтернатива Октябрю» (17.10), в БСЭ на тему «Партия вчера и сегодня».

 

Ноябрь — декабрь

 

Читал лекции в МВПШ, участвовал в круглых столах в Музее В. И. Ленина, в Политиздате.

Читал доклад Ю. А. Буранова «Формирование программы РСДРП. Источниковедческий анализ». С Юрием познакомился еще в Институте истории, он довольно часто наведывался в наш сектор, встречались и в Ленинграде. Он уважительно относился к представителям нового направления, и этого уже было достаточно для дружеского отношения к нему. Сейчас он работает в ИМЛ (в секторе Октябрьской революции), где у него не заладились отношения с Голубом, он попросил взять к себе в сектор, я дал согласие. Юрий Алексеевич стал готовить монографию по истории программы РСДРП, причем с источниковедческой точки зрения. Через какое-то время он представил доклад, который мы обсуждали в секторе. Было высказано немало замечаний, но тему монографии утвердили.

Читал текст рукописи В. И. Старцева «Большевики в 1917 году», которую он представил на обсуждение как член авторского коллектива «Очерков». Мы с Тютюкиным проходили такую же процедуру обсуждения. Георгий Лукич Смирнов и В. В. Журавлев читали тексты всех авторов. Происходило творческое обсуждение материалов в кабинете директора. Оно было конструктивным и откровенным, большое внимание уделялось сквозным теоретическим и методологическим проблемам историко-партийной науки как целого, документальному обоснованию авторских позиций. По сути, эти обсуждения были похожи на обсуждения во время подготовки коллективной монографии «Непролетарские партии. Урок истории». Еще раз убедился, что мы и тогда, и сейчас допустили ошибку, что не вели стенограммы наших дискуссий, для историографов остался бы интересный материал.

Вошел в состав аттестационной комиссии ИМЛ.

18 декабря собрались в том же составе и подвели итоги года. Володя Корнев прочитал нам свое «Соавторское»:

Пишу немыслимые строки,

Вокруг боренья и вражда...

Летят обломки перестройки...

Нам эта жизнь уже чужда!

Задраит юность пусть забрало,

Посеет смуту, вздернет мысль,

А мы — простые либералы,

Перекрестясь, посмотрим ввысь...

Хочу, чтоб крепли наши корни,

Иссякнет мир лихих химер.

В. Шелохаев и В. Корнев

Святой разумности пример.

К 18 декабря 1989 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.