Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Январь. Февраль. Апрель. Июль — август



Январь

 

Получил письмо от мамы (14.1). Пишет, что отец занимается благоустройством квартиры (все приводит в порядок, оборудует кухню, комнаты, шкафы), занимается всеми хозяйственными делами (магазины, базар). Это все хорошие знаки. «Признаться, в магазинах нет ничего, но иногда бывают куры. Песок сахарный нам продают по талонам, которые выдали уже на весь 1989 г., отпускают по 1 кг на душу в месяц. Конфет нет никаких совершенно». «Моющие средства тоже будут отпускать по талонам ежемесячно». Подводя грустный итог, мама пишет: «Одним словом чудеса, после войны и то этого не было. Хотя при Хрущеве были приглашения на белый хлеб, кто больной желудком был, да, мне кажется, и за 200 гр. Масла». Да, в провинции похуже, чем у нас, в столице. Вот тебе и гласность, и демократия в одном «перестроечном» флаконе. Обобщая горбачевские разглагольствования, мама пишет: «Пока все одни толкования, а дела как не было, так и нет». С этой оценкой не поспоришь.

Продолжается работа над «Очерками».

Написал рецензию на книгу В. С. Дякина «Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг.» для журнала «Вопросы истории»; отзывы на рукописи кандидатских диссертаций И. В. Лебедевой «Борьба московских большевиков против либеральной буржуазии в период первой российской революции 1905-1907 гг.» и З. И. Перегудовой «Департамент полиции в борьбе с революционным движением (1907-1914 гг.)». В феврале должен выступать на Диссертационных советах в МГПИ (6.2) и в Историко-архивном институте (10.2). Работа Зинаиды Ивановны классная.

Прочитал лекцию «Великий Октябрь — главное событие XX века» в школе № 49.

Прочитал 40 часов лекций в МВПШ.

 

Февраль

 

 Можно сказать, что «Очерки» стали неотъемлемой частью повседневности. По сути, под них пишем и коллективную секторскую статью «Некоторые проблемы истории КПСС дооктябрьского периода», читаю проспекты следующих глав и разделов «Очерков», ибо пока их структура еще не сложилась.

С Сашей Ватлиным написали рецензию на книгу М. И. Басмановой, К. В. Гусева, и В. А. Полушкиной «Сотрудничество и борьба. Из опыта отношений КПСС с непролетарскими и коммунистическими партиями» для журнала «Вопросы КПСС». С Кириллом Владимировичем дважды в месяц встречаемся в ВАКе.

Читал рукопись плановой монографии В. С. Кириллова «Экономические идеи большевиков накануне Октябрьской революции». Виктор Сергеевич интересный человек, приходит ко мне побеседовать о разном, очень эрудирован, жалуется на здоровье.

Читаю рукопись монографии М. И. Леонова «Партия эсеров в первой российской революции». С Мишей давно дружим, он написал в нашу коллективную работу «Политические партии России» главу об эсерах. Он работает в Куйбышеве, часто приезжает в Москву для работы над докторской диссертацией; беседуем у меня дома.

В МВПШ принимал кандминимум, читал дипломную работу H. М. Руденко.

 

Март

 

Получил письмо от мамы (5.3) с вложенной статьей отца «Почему я невезучий», опубликованной в пензенской газете. Статья по поводу своих злоключений с пропавшим радиоприемником написана с юмором. Мама ко всему этому относится тоже с юмором. Пишет, как сносят дома на улице, где стоял наш дом.

Читал главы второго тома «Истории марксизма», публикацию «Материалы XIV съезда ВКП(б)».

Написал отзыв на рукопись кандидатской диссертации Н. Б. Холопцевой «Опыт сотрудничества РКП(б) с братскими партиями в подготовке революционных кадров в первые годы Советской власти (1917-1921 гг.)», выступал на заседании Диссертационного совета в Академии общественных наук (30 марта).

Выступил с докладом «Актуальные проблемы дооктябрьского периода истории КПСС» на кафедре в МВПШ.

Выступил с лекцией «Ленинская концепция социализма» в школе № 49.

Принимал кандминимум в МВПШ.

 

Апрель

 

Руководителям авторского коллектива «Очерков» со временем стало понятно, что авторов следует официально освободить от плановых заданий и текущих дел и дать им возможность полностью сосредоточиться на работе над выполнением решения Политбюро о создании нового труда по истории КПСС. В Серебряном бору в наше распоряжение была предоставлена дача ЦК КПСС, где с конца апреля мы и стали работать. Решение изолировать авторов от «текучки» было правильным, мы получили возможность сосредоточиться на работе над «Очерками».

Собрав огромный архивный материал в ЦПА, мы со Станиславом Тютюкиным интенсивно работали над нашими главами, которые разрослись, начали обозначаться контуры будущей монографии. Наш куратор В. П. Наумов предоставил авторскому коллективу полную свободу и не ставил каких-либо рамок относительно размеров текста. Каждый получил возможность писать столько, сколько сможет.

После первой встречи на Старой площади в ЦК КПСС, где с авторским коллективом познакомился его руководитель А. Н. Яковлев, нас никто пока не трогал. Авторскому коллективу дали широкий доступ к архивам ЦПА, чем мы со Станиславом и воспользовались. В ЦПА для авторского коллектива был выделен кабинет Б. Н. Пономарева, он и стал своеобразным читальным залом, куда нам выдавали все запрашиваемые нами архивные документы. Не знаю, как дело обстояло с другими авторами, что же касается дооктябрьского периода КПСС, то нам все нужные документы выдают беспрепятственно. Узнали много нового и интересного, что ранее не было доступно исследователям, делали обширные выписки, можно было заказывать и ксерокопии.

Короче, документы и материалы у нас были под рукой. И мы с раннего утра приступали к работе, после обеда совершали прогулки по Серебряному бору, а по вечерам Геннадий Бордюгов организовывал нам просмотр интересных фильмов. На даче в Серебряном бору работали: из НМЛ — Н. А. Барсуков, В. А. Козлов, Г. А. Бордюгов, я, из академических институтов и высших учебных заведений — В. Т. Логинов, В. И. Старцев, Г. З. Иоффе, О. А. Ржешевский.

Перед моим отъездом в Серебряный бор читал рукопись плановой монографии Н. В. Блинова «РСДРП в годы первой российской революции. Историографические очерки». Рукопись обсуждали в секторе 18 апреля. С Николаем Васильевичем познакомились давно. Помню его содержательное выступление в секторе Института истории СССР. В те годы он жил и работал в Сибири. Несколько лет назад он переехал в Москву, стал работать в ИМЛ, женился на Наталье Ивановой. Он очень талантливый человек, обладает твердым характером. Хорошо знаком с его работами по истории рабочего класса. Сейчас он разрабатывает проблемы историографии истории РСДРП. Написал интересную работу.

Принимал кандминимум в МВПШ.

 

Май

 

Несмотря на нашу «изоляцию» в Серебряном бору, сюда постоянно обращаются с просьбами из ИМЛ, МВПШ, требуют что-то сделать, доработать, написать и т. п. Приходится на какое-то время приезжать в Москву, решать там текущие секторские дела.

Получил письмо от мамы: потеплело, и они с отцом выходят гулять в садик. («Все кругом расцвело, яблони, сирень, очень бурное цветение, прелесть смотреть, я вспоминаю свой сад, когда-то также цвело. А сегодня всю ночь и весь день, не умолкая, поют соловьи, такая прелесть»... Из Саратова приезжал Александр Васильевич, и они с отцом ездили в Камешкир на родительский день. До сих пор телефона нет. «Отец ходил отмечать очередь на телефон. Я стою в очереди 15 лет. Его как участника войны выкинули из очереди, кто-то один должен стоять. А если один их нас умрет, снова вставай в хвост в очередь... Одна нервотрепка кругом. Все ждем и чего сами не знаем»).

Получил письмо от профессора Бершевского университета С. Талая, он знает о моих работах о кадетах и хочет установить со мной контакт. Его книгу о кадетах знаю.

26 мая выступил на защите кандидатской диссертации О. В. Лаговской «Борьба большевиков за демократические слои городского населения в годы реакции (1907-1910) на Диссертационном совете в Историко-архивном институте. Ольга — дочь Владлена Терентьевича Логинова, и отказать ему просто не мог. Диссертация получилась очень интересная, прочитать ее было весьма полезно.

Помимо написанных нами двух глав для «Очерков», мы со Станиславом написали статью « Первый опыт перестройки партии в народной революции». В условиях горбачевской перестройки важно осмыслить опыт прошлого, а он на поверку огромен. В условиях первой русской революции стало ясно, что партия коренным образом должна перестроиться, ибо может утратить свое влияние на пролетарские массы. Более того, в условиях политической и партийной конкуренции этого периода формы организации РСДРП оказались устаревшими. Ленин прекрасно уловил новые тенденции и стал настойчиво выступать за реформирование партии, изменение ее тактики. Разве это не повод на примерах из нашего прошлого поразмышлять о необходимости перестройки партии в наши дни. Во время прогулок по Серебряному бору мы не раз обсуждали трудности перестроечного процесса, который «уперся» в «гранитную глыбу» КПСС. Конечно, мы понимаем, что статьями дела не поправишь, но ленинскую идею о необходимости перестройки РСДРП применительно к новым историческим условиям провели красной нитью через текст глав «Очерков».

Принципиально важным для меня стала работа над введением к первому тому документальной публикации «Протоколы ЦК кадетской партии». Идея публикации документального наследия кадетской партии у меня зародилась давно, когда я работал над монографией. В брежневские времена говорить о таком проекте вообще было бессмысленно. Однако в условиях перестройки постановка вопроса о публикации документов и материалов непролетарских партий стала возможной. Эту идею поддержал израильский историк С. М. Галай, крупный исследователь истории русского либерализма. Надо сказать, что идея публикации документального наследия политических партий буквально витает в воздухе. Во-первых, Политбюро ЦК КПСС принял решение о подготовке 100-томной документальной публикации материалов съездов, конференций, и Пленумов ЦК КПСС, которая нужно издать к 100-летию РСДРП. Во-вторых, Отделение истории поддержало издание советско-американского многотомного «меньшевистского проекта». Вне контекста опять оказались непролетарские партии, что принципиально неправильно с научной точки зрения. Я обсуждал этот вопрос с Т. Эмонсом и Л. Хеймсоном, которые идею разделяют, но все же решили сосредоточиться на «меньшевистском проекте».

Идея о подготовке документальной публикации по истории кадетской партии была поддержана и руководством ЦГАОР. В результате я разработал план-проспект многотомного издания документального наследия кадетской партии, который был представлен в Отделение истории. Состоялась встреча с академиком — секретарем отделения И. Д. Ковальченко, председателем Научного совета по истории Октябрьской революции П. В. Волобуевым, на которой кроме меня присутствовали В. В. Журавлев и А. П. Ненароков. Все единодушно поддержали идею, но Ковальченко заявил, что у Отделения нет средств. Опытный Иван Дмитриевич не хотел рисковать. Он считал необходимым ограничиться «меньшевистским проектом», на реализацию которого Отделение уже дало добро. Надо было самим искать финансирование. В это время и появился Самуил Михайлович Галай, прекрасный и доброжелательный человек, увлеченный историей русского либерализма. Он и предпринял меры для поиска финансовых источников за рубежом. В перспективе издать документальное кадетское наследие согласилось издательство «Прогресс», где работал мой хороший знакомый Олег Зимарин.

Составительскую работу по первому тому «Протоколов кадетской партии периода первой русской революции» вел сотрудник сектора Д. Б. Павлов. К этому тому я и писал введение в Серебряном бору.

Получил письмо от мамы (31.5). Гуляют с отцом в заводском садике, с ностальгией вспоминая о своем, уже вырубленным строителями («А сейчас такая прелесть в саду, цветут яблони, но не в нашем саду, а как жаль, что нет у нас ничего»).

 

Июнь

 

Сидим в Серебряном бору и ваяем «Очерки». В. П. Наумов сообщил, что авторским коллективом пожелал встретиться А. Н. Яковлев. В один из дней на дачу прибыли представители спецслужб, все внимательно осмотрели. Нам сообщили, что сегодня на дачу прибудет Александр Николаевич. Не знаю, может быть, задерживалось его прибытие из-за рубежа, но нам пришлось ждать довольно долго. В отличие от первой встречи в здании ЦК на Старой площади, где я видел Александра Николаевича издали, так как сидел на другом конце огромного стола, на сей раз я сидел почти рядом с ним. После приветственных слов и вопроса, как нам тут работается, посыпалось много вопросов. Дело в том, что по мере работы над сбором архивных источников и над текстами у авторского коллектива накопилось немало вопросов, особенно по советскому периоду. В печати и на телевидении фактически каждый день шли жаркие дискуссии вокруг белых пятен. А если учесть, что скоро юбилей заключения советско-германского пакта, то градус обсуждений возрастал с каждым днем. Постоянно говорили и о «Катынском деле», которым вплотную занималась советско-польская комиссия. В ходе работы в архивах члены авторского коллектива по советскому периоду получили доступ далеко не ко всем документам, как обещал А. Н. Яковлев на первом заседании авторского коллектива. Все вместе взятое и породило массу вопросов. Находясь рядом Яковлевым, я чувствовал, что многие вопросы ему не очень приятны, особенно когда речь заходила о советско-германском пакте 1939 г. Александр Николаевич начал говорить, что в архиве не удалось обнаружить подлинник этого договора, что. возможно, эти документы удастся обнаружить в архивах МИД и т. д. Я, воспользовавшись паузой, говорю: «Александр Николаевич, все эти документы, наверняка лежат в секретных папках, они не могли затеряться, это практически невозможно, либо Вы их опубликуйте, либо сожгите». Яковлев, нахмурив свои густые брови, внимательно посмотрел на меня и тихо сказал: «Ну, что Вы говорите?» После внезапно возникшей паузы, он заявил, что вопрос о расширении доступа к архивным источникам будет решен. После заседания пошли на обед, где Яковлев продолжал беседовать с членами авторского коллектива. По результатам этой встречи, как мне показалось, у многих возникло ощущение, что работа над «Очерками» продлится долго, так как и на том, и на этом заседаниях речь о сроках завершения проекта вообще не шла.

Помимо «Очерков» масса другой текущей работы.

 Читал автореферат аспирантки К. Ф. Шацилло С. Г. Чмырь «М. С. Грушевский: страницы политической биографии. 1894 — 1907 гг.», статью Толи Иванова «Российское студенчество в годы первой мировой войны», тезисы моего предполагаемого аспиранта А. Ю. Петровского «Рабочие ЦПР на каторге и ссылке в 1906 — 1914 гг. (анализ источников)». Молодой человек из Сибири, работает с материалами местных архивов. Мне показалось, что тема интересная.

В соавторстве с О. В. Волобуевым и С. В. Кулешовым написали статью «Историко-партийная наука: пути развития» для журнала «Коммунист». Работали над статьей упорно, шли жаркие дискуссии. Статья получилась, ее приняли.

Наконец завершили коллективную секторскую статью «Некоторые проблемы истории партии дооктябрьского периода» и сдали ее в журнал «Вопросы истории КПСС». Для сектора эта статья была принципиально важной, ибо определяла перспективу его дальнейшего развития. Валерий Журавлев нашу идею поддержал и одобрил. Думаю, что статья будет полезна для историков партии.

 

Июль — август

 

Отпуск провели в санатории в Крыму, а затем поехали со Стасом в Кузнецк.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.