Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Январь. Февраль. Апрель. Июль-август



Январь

 

Получил великолепное поздравительное письмо от Стаса, написанное в стиле XIX в., которое было приятно читать. Сколько же приятных воспоминаний связано о наших совместных с сыном поездках в Кузнецк и другие места на летний отдых. Мы с ним отлично проводили время в Марьине.

Интенсивная работа над учебным пособием «Политические партии России» (писал разделы «Кадеты» и Октябристы»; дважды участвовал в совещаниях с авторским коллективом и в обсуждениях текстов (28, 30).

Дважды присутствовал на заседаниях редколлегии журнала «Вопросы истории» (24, 30), обсуждали обращение главного редактора А. А. Искандерова «К читателям», в котором сформулированы новые подходы к изучению истории.

Написал предисловие к документальной публикации «Крымская катастрофа и кадеты», отзыв на рукопись докторской диссертации А. Г. Голикова «Источниковедческие проблемы отражения в периодической печати процесса монополизации российской промышленности».

Читал лекцию « Первая народная революция XX века» в российско-американском университете (10).

 

Февраль

 

Начал читать лекции в Московском областном педагогическом университете, куда меня на работу по совместительству на должность профессора «сосватал» мой друг О. В. Волобуев, возглавивший кафедру отечественной истории (10, 14, 21, 24, 25).

Читал лекции в РГГУ (28).

Выступал с докладом «Идеология российской либеральной буржуазии» на научной конференции в МАДИ, которую проводил мой друг Г. Г. Касаров, возглавивший кафедру отечественной истории в этом техническом вузе (4).

Продолжалось обсуждение глав и разделов для учебного пособия «Политические партии России».

Читал предисловие Н. Тарасовой к воспоминаниям Л. Мартова, которые готовили к изданию в РНИСиНП.

Продолжил работу над протоколами ЦК кадетской партии.

Прочитал рукопись кандидатской диссертации В. Ю. Карнишина «Октябристы в 1907-1914 гг.». В «нашем полку» появился способный аспирант.

Получил теплое письмо от М. Стокдейл, ее Галай «втянул» в наш совместный публикаторский проект. Наш проект заинтересовал редактора издательства Оклахомского университета. Вот жизненные парадоксы: американцы готовы помочь, а наши нет. Тем не менее, я считаю, что протоколы кадетской партии должны быть изданы на родной земле. Как убедить в этом наших издателей, которые предлагают нам самим изыскать финансы для издания протоколов. Будем искать деньги и продолжать бороться с разными чинушами.

Получил письмо от мамы (13.2). Оценивая современную жизнь, пишет: «Ни наши родители, ни мы ничего в жизни хорошего не видели, и на вашу долю хватит лиха, да еще детям и внукам вашим останется. Какая стала тяжелая жизнь не только морально, но и материально. Такие баснословные цены на все: на тряпки, на продукты, это что-то ужасное, все повышаются и повышаются цены на все, нет границ и предела этому хаосу... Только бы не было кровопролития, упаси, Господь. Народ устал, обозлен (хотя еще не совсем), а это очень страшно. Но не будем отчаиваться, человек должен жить надеждой, верой в светлое будущее». Мама всегда нас успокаивала и настраивала на доброе. Страна медленно тонет в болотной трясине. Надо только рассчитывать на себя и максимально концентрировать силу воли. Парадокс состоит в том, что свергли коммунисты коммунистов, а эта порода, как известно, мало пригодна для творчества. Будем, стиснув зубы, преодолевать новые преграды. На моей памяти два предыдущих поколения делали то же самое. Судьба не миновала и наше поколение. Над Россией какой-то злой рок. Видимо, когда-то очень согрешили.

Получил письмо от мамы (27.2). Она против того, чтобы я ехал на конференцию в Польшу. Отцу дали первую группу инвалидности. («Тоска, порою такая тоска, хоть вой по-волчьи, да куда деваться, вся отрада книги, но глаза видят хуже, видимо, к этому много факторов, но все равно в свободную минутку читаю»). Мама за всю свою жизнь прочитала несметное число книг. Помню, она нам читала вслух в Мачкассах Пушкина, Достоевского, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Чехова. Короче, за десять лет пребывания в деревне мама нам вслух прочитала всю русскую классику. А как она читала! Я забирался на печку и там, пригревшись, с большим вниманием слушал ее. Моя любовь к книге привита тетей Шурой и мамой.

 

Март

 

Получил письмо от мамы (19.3). Успокаивает меня насчет работы. Почему-то ей кажется, что у меня с ней какие-то проблемы. («А вообще-то жизнь такая тревожная, столько волнений и тревог, разных проблем во всем, что и решить-то их очень сложно, а порой вообще невозможно, но все равно отчаиваться не нужно, это не с одними нами происходит, весь мир пошатнулся, сколь переживает человек, идет страшное кровопролитие. Народ мученик и страдалец, гибнет ни за что, остаются без крова, нас еще Бог миловал от этого. Но все же не нужно терять веру, может, будет в чем-то улучшение. Но когда же? Когда? Будем надеяться и ждать»). Милая моя мама, она всех нас успокаивает и вселяет в каждого надежду на иное будущее. Сколько же мук пришлось претерпеть предшествующим поколениям и вот опять все по новому кругу.

Продолжаем интенсивно работать над учебным пособием по истории непролетарских партий, часто встречаюсь с А. И. Зевелевым.

В Диссертационном совете МГУ выступил в качестве официального оппонента по докторской диссертации А. Г. Голикова (6). Защита была весьма интересной, Андрей талантливый исследователь.

Редактировал примечания к книге А. А. Богданова «Десятилетие отлучения от марксизма».

Читаю лекции и веду семинары в МГОУ (6, 9, 13, 20, 23, 27).

Милисса прислала теплое письмо, получила мою книгу, просит ускорить решение вопроса с публикацией протоколов в США. У меня все же теплится надежда найти средства на издание протоколов кадетов, их публикация началась в отечественных журналах. Надеюсь, что Милисса, как умная исследовательница, меня правильно поймет. У меня нет ни малейших сомнений в том, что протоколы должны быть опубликованы в России. Мои герои безмерно любили Россию, мечтали возвратиться из эмиграции в свободную страну, но не дождались. В память о них нужно сделать подарок, хотя бы и с опозданием.

 

Апрель

 

Получил письмо от мамы (7.4). 5 апреля ей исполнилось 72 года. («О пирогах и речи нет, все ушло в область предания, все в прошлом, хотя и не очень далеком прошлом — пироги были. И не думала я, что так придется доживать и морально, и материально. Вот вчера прочла в местной газете, что в кооперативе «Разнобыт» гроб стоит 950 руб.; тут и подумаешь: умирать или нет? По-моему, нужно подождать? Правда?.. Родители наши ничего не видели, нам доля досталась не лучше, вам выпала доля несладкая, ваших детей и, я думаю, что и ваших внуков обидят, и долго, очень долго страна наша не проснется от этого кошмарного сна»).

Гоним учебное пособие.

Написал отзыв на рукопись докторской диссертации А. П. Логунова «Революция 1905-1907 годов и российская социал-демократия». Александр Петрович — ученик Ю. Н. Афанасьева. Судя по тексту, автор талантлив и прекрасно владеет материалом. Дал согласие стать официальным оппонентом.

Читал рукопись кандидатской диссертации своего аспиранта А. Н. Кураева «РСДРП и Советы в первой российской революции». Алексей — выпускник МГОУ, был взят мной на работу в сектор, занимался проблемами численности, состава и размещения социал— демократических организаций, постепенно переключился на исследование проблемы взаимоотношений между РСДРП и советами. Парень фантастически упорный.

Написал доклад «Реформы и революция в России (К вопросу о выборе пути национального развития») для Международного семинара в Суздале, организованного РАУ.

Получил письмо от В. С. Дякина, жалуется на неважное самочувствие и паршивое настроение. («В общем — блажен, кто не видел сей мир в его минуты роковые. Только куда ж от него денешься»). Мне его очень жаль. Приходит на ум, что в России никогда не ценили талантливых людей, всегда им приходилось преодолевать разного рода препятствия. А Валентин Семенович очень талантливый и ранимый человек. Нынешние времена не для таких людей.

 

Май

 

   4-7 мая был на семинаре «Власть и общество. Реформы и революции. Современный политический процесс». Поехали в Суздаль на автобусе. Шли постоянные споры о последних событиях на территории уже бывшего СССР, о возможных путях развития России. На мой взгляд, симпозиум удался, было много интересных докладов, с которыми выступали наши и зарубежные исследователи. Страсти не утихали и во время заседаний, чувствовалось, что ситуация в стране продолжает оставаться крайне не устойчивой, что пути дальнейшего развития России окончательно не определились, что проблема выбора по-прежнему актуальна. От того или иного выбора зависят и наши судьбы. В данный момент в общественном сознании еще живы августовские события 1991 г., к тому же конфликт на Северном Кавказе, усиливаются сепаратистские тенденции по всему периметру России. Споры не утихали и на обратном пути.

Получил письмо от мамы (12.5), беспокоится о моей работе. Пишет: «...живем как на пороховой бочке... отец, честно говоря, измучился». Видимо, мама устала, потому что раньше таких грустных писем она не писала, а ведь мама — человек с сильной волей. («Как-то износилась почти до основания, нагрянули болезни, навалилась проклятая старость»). В письме сообщение о смерти Жени Фаленкова (его семья — дальние родственники моего дедушки Полянского), с которым мы дружили. Ему было всего 50 лет.

Продолжилась работа над учебным пособием по истории политических партий.

Написал рецензию на монографию Р. Ш. Ганелина «Российское самодержавие в 1905 году. Реформа и революция» для журнала «Вопросы истории». Рафаил Шоломович — талантливый исследователь и хороший человек. Мы с ним знакомы уже много лет и общение с ним было всегда приятным. Монографию он написал великолепную, много интересных и свежих мыслей.

Написал отзыв на рукопись докторской диссертации польского историка Э. Вишневски «Русские буржуазные партии в период нового революционного подъема (1910-1914 гг.)», которую он будет защищать в МГУ. Эдвард — аспирант Е. Д. Черменского. Меня с ним познакомил Виктор Шевырин.

Продолжал читать лекции в МГОУ и РГГУ (8, 15, 22, 29), принимал кандминимум.

Рецензировал статьи для «Вопросов истории», был на заседании редколлегии (29).

Пусть это не покажется странным, но начал писать воспоминания. Эта мысль возникла в Израиле после посещения Храма Гроба Господня. Воспоминания о прошлом как-то вдруг неожиданно навалились, и я перестал спать по ночам, медленно перебирая в памяти всю жизнь. Это стало наваждением; но постепенно я осознал, что все это следует перенести на бумагу, так и стал понемногу делать. Случилось чудо, стал снова спать спокойно, прошлое вновь уходило в глубины подсознания, по крайней мере, оно мне столь часто уже не напоминает о себе. Когда отложившиеся в памяти эпизоды переношу на бумагу, то чувствую облегчение. Чудеса!

 

Июнь

 

Получил письмо от мамы (3.7) Пишет: «В магазинах у нас такое же “изобилие”, как и везде. Масло у нас по 160 руб. за кг., молоко — 2-40 за литр, сметана (баночки маленькие по 200 гр.) — 9 руб., песка нет, были ириски по 100 руб. за кг. Сумасшествие, но это еще не предел, утром цена одна, а вечером может быть другая. Кому сейчас за все эти “блага” говорить спасибо? Раньше говорили родной партии и правительству. А сейчас?» Мама начинает политизироваться. А как ей не хотелось, чтобы в начале 1960-х гг. «политизировался» я. Для тогдашних молодых людей хрущевские эксперименты, его грубые окрики в адрес творческой молодежи нас раздражали, нам хотелось свободы творчества и самовыражения. Именно за такое вполне естественное желание нас тогда «гнобили», демонстрируя тупую силу идеологического диктата. Затем мы многие годы жили в условиях брежневской «стабильности», а точнее — всеобщего пофигизма, вылившегося, в конце концов, в застой и откровенную пошлость. Горбачевская перестройка, породившая сначала какие-то надежды, привела к краху СССР, а по сути, — к общенациональной катастрофе, последствия которой мы сейчас и переживаем. Думаю, что в этом состоянии мы будем пребывать не одно десятилетие. Тем не менее, расслабляться нельзя, ибо можно потерять себя, что произошло уже со многими вокруг.

Написал общее введение к многотомной документальной публикации «Протоколы ЦК кадетской партии», причем оно писалось легко, ничего не приходилось править. Видимо, наступил момент, когда я стал понимать логику, приведшую к трагедии русского либерализма. Для этого потребовались годы напряженной исследовательской работы. А какое это удовлетворение, что такое осознание пришло. Может, это тоже иллюзия? Тем не менее, испытываю радость.

Продолжаю читать лекции и вести семинары в МГОУ и РГГУ (1, 2, 3, 8, 9, 25, 26).

Редактировал первый раздел учебного пособия «Политические партии России», второй раздел редактирует А. И. Зевелев.

Редактировал статьи для энциклопедии «Политические партии России», как говорил великий комбинатор, лед тронулся, господа присяжные заседатели. Несмотря на то, что издательство «Прогресс» отказалось продолжать финансирование проекта, авторы выразили согласие продолжить работу бесплатно, т. е. поступили как настоящие ученые. Иного просто не ожидал, многие из них мои друзья и сотрудники по отделу.

Написал предисловие к документальной публикации П. Н. Милюкова «При свете двух революций», которую подготовили Н. И. Канищева и К. Г. Ляшенко для журнала «Исторический архив».

Выступал на защите кандидатской диссертации В. Ю. Карнишина на Диссертационном совете в МГУ (25).

 

Июль-август

 

Со Стасом были в «Марьино», а затем поехали в Кузнецк, где пробыли совсем недолго, ибо пришлось срочно ехать в Ленинград, где брат попал в автокатастрофу, погибла его жена, он сам оказался в больнице, пострадала его младшая дочь Катя. Это было тяжелое время.

Получил письмо от мамы (11.8). Это ответ на мое письмо о поездке на похороны жены Владимира. Мама собралась уже ехать в Росляково. Однако состояние отца ухудшилось. («Да, атмосфера ужасная, а куда деваться? Таня работает на элеваторе во вторую смену, с 3 часов дня и до 11 вечера, автобусы не ходят, домой возвращаться страшно... У нас Кузтекстельмаш закрыли, завод конденсаторов, валяльно-меховой комбинат, нет сырья, нечем работать, доработались. Что делать дальше людям? Каждый, видимо, решает сам»). Испытания следуют за испытаниями. Мама очень переживает за Владимира, за внучек Наташу и Катю, они остались без матери. Брат понемногу поправляется, посылаю ему лекарства, потому что в Сестрорецке, где он лежит в больнице, их нет. Кругом царит произвол и беспредел. Работа — вот единственное, что меня спасает.

Последние дни моего отпуска провели со Стасом в санатории «Подмосковье», много гуляли.

У меня возникла идея подготовить серию книг под названием «Политическая история России в партиях и лицах», которая была поддержана в издательстве «Терра». Приступили к написанию первой книги.

Читал вводную главу А. И. Зевелева «Историография политических партий России» для нашего учебного пособия.

Читал статью аспиранта О. В. Волобуева В. А. Патентова «Кадетская фракция II Государственной думы».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.