|
|||
Литература в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945» ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 «Литература в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945» Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». Вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была «голосом героической души народа». Лозунг «Все силы – на разгром врага!» непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня» Константина Симонова, «Землянка» Алексея Суркова, «Огонек» Михаила Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 гг. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы). В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо «устроителей нового порядка». Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. «Ни шагу дальше!» – так начинается статья Алексея Толстого «Москве угрожает враг». По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова «Неизвестному американскому другу». Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману «Молодая гвардия». Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации «У-2» (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Елена Кононенко, Караваева, Михаил Колосов. Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина, «Июль – Декабрь» Симонова. В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как «Просто любовь» В. Василевской, «Это было в Ленинграде» А. Чаковского, «Третья палата» Леонидова. Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.
Витрины 43-45 В 1972 г. Хабаровское книжное издательстве выпустило сборник стихов - книгу «Огненные листья» о Гражданской войне на Дальнем Востоке. Ее особенностью было и то, что к корешку крепился настоящий (без пороха!) патрон с пулей, имитированный под авторучку, а в нем – самая настоящая земля с Волочаевской сопки (в.43, п.2). В пятитомной антологии «Поэт в России больше, чем поэт» (М.: Руский мир, 2013) поэт Евгений Александрович Евтушенко собрал всё лучшее, что создано поэтами России за всю ее тысячелетнюю историю. О каждом поэте составитель пишет не только эссе, но и стихотворение. Авторские подборки размещены в хронологии рождения поэтов (в. 43, п. 2). Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. (Е. А. Евтушенко. Молитва перед поэмой Одним из крупнейших русских поэтов XX в. является Иосиф Александрович Бродский (1940—1996) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 г., поэт-лауреат США в 1991—1992 гг. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику — на английском. Творчество Бродского стало широко известно русскому читателю в конце 1980-х гг., когда он стал лауреатом Нобелевской премии. На выставке (в. 45, п. 1) представлены последние издания его произведений. В основе сборника «Часть речи» (СПб.: Лениздат, 2015) - стихотворения, посвященные его родителям, которые до самой смерти не увидели своего сына после его эмиграции в 1972 г. (его не пустили на родину). В издание «О скорби и разуме» (СПб., 2015) вошли эссе Бродского, отобранные самим автором. Впервые этот сборник был опубликован в Нью-Йорке в 1995 г. и стал последней вышедшей из печати книгой, которую поэту суждено было увидеть. Сюда включены исторические и философские экскурсы, автобиографические сюжеты, поэтические разборы стихотворений русских и зарубежных классиков, а также речь, прочитанная Бродским в Шведской королевской академии при получении Нобелевской премии по литературе в 1987 г. В книгу «Меньше единицы» (СПб., 2015) вошли избранные эссе Бродского. Впервые этот сборник был опубликован в Нью-Йорке в 1986 г.и тогда же удостоен премии Национального совета критиков США. Особенно знаменитым стало трогательное эссе «Полторы комнаты», в котором Бродский вспоминает о родителях, о своей юности и о доме в Ленинграде, где он прожил до 1972 г. и откуда был вынужден уехать в эмиграцию. Иосифу Бродскому принадлежат слова: «… книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы». Сборники стихотворений Бродского «Остановка в пустыне» (1970), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Часть речи», «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987) и «Пейзаж с наводнением»(1996) были опубликованы в 1970-1990-е ггв американском издательстве «Ардис». Над составлением этих книг работал сам поэт в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, основателями «Ардиса». В этом легендарном издательстве, как и в издательствах «Посев» и «IMCA-Press», много лет выходили произведения русской литературы, которые не могли увидеть свет в Советском Союзе. В сборник «Пейзаж с наводнением», представленный на выставке, вошли стихотворения 1980-1990-х годов(СПб., 2000; в.45, п.1). В 1996 – 1997 гг. издательство «Наследие. Диалог – Сибирь» выпустило подарочный сувенирный набор – десятитомник Владимира Семёновича Высоцкого. Основной концепцией миниатюрного десятитомного собрания песен и стихов явилась попытка передать звучащее слово В.Высоцкого в единстве поэзии, музыки, исполнения. Первые три тома представляют собой магнитофонный слепок «Большого концерта» - попытку передать все многообразие творчества поэта, балладность его лирики, ощущение трагического и неповторимость многочисленных выступлений поэта на самых разных аудиториях. Следующие три тома – рассказ поэта о работе в театре и кино, о борьбе автора за то, чтобы песня была не вставным украшением, а внятным средством передачи мыслей персонажей, тональности произведения, чтобы она двигала сюжет. 7 – 9 тома – поэтическое наследие. Последний 10 том – стихи и фрагменты посвящений современников (известных и неизвестных поэту). Каждый том органично входит во все издание, но одновременно является самостоятельным поэтическим сборником, отражающим многообразие поэтических жанров В.Высоцкого: блатной мелос, военная лирика, притча, трагифарс, скоморошество (витрина 45, полка 1). «Строфы века» — антология русской поэзии XX века, выпущенная в 1995 г. минско-московским издательством «Полифакт» в серии «Итоги века. Взгляд из России» (витрина 45, полка 2). Книгу составил поэт Евгений Евтушенко, включивший в неё стихи 875 авторов. Научным редактором издания выступил Евгений Витковский. За работу над антологией Евтушенко был удостоен Царскосельской премии. В томе «Самиздат Века» (Минск; М.: Полифакт, 1997; витрина 45, полка 2) собраны самые значительные и яркие неподцензурные произведения, созданные в России в XX веке. Это публицистика, поэзия, анекдоты, частушки ... Авторов всех возрастов, поколений и направлений объединяют любовь к свободе, юмор и жизнелюбие, стойкость и мужество за право думать и говорить то, что хочется. В книге около тысячи иллюстраций. Александр Исаевич Солженицын – автор издания «Бодался телёнок с дубом. Очерки литературной жизни» (Париж, YMCA-PRESS, 1975; витрина 45, полка 2). Как говорил сам Солженицын, он писал «Теленка» между двумя глыбами: «ГУЛАГом» и «Красным колесом». Это очень своеобразные мемуары о литературной жизни писателя в тоталитарном государстве: писание в стол, работа в «Новом мире», присуждение Нобелевской премии, писание «ГУЛАГа», целое подполье по его хранению и перепечатыванию и наконец, изгнание из страны. Конечно «Теленок» — это совсем не «ГУЛАГ», но тема одна: попранная и порабощенная Россия и отчаянная попытка сказать очистительную освобождающую правду
|
|||
|