Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Витрины №№ 12-13. Литература XVII-XVIII вв.



Витрины №№ 12-13. Литература XVII-XVIII вв.

В XVII в., с установлением конституции в Англии, тон литературе задаёт буржуазия, влияние которой ясно ощущается и в романах и на сцене. Новый потребитель требует своей литературы, изображения семейных добродетелей, честных купцов, чувствительности, природы и т. д.Даниель Дефос его прославленным романом«Робинзон Крузо»— наиболее законченный идеолог средней буржуазии, выражает её желания и то представление, какое она имеет о себе и о своём месте в государстве. Джонатан Свифт(1667-1745)в знаменитых«Путешествиях Гулливера» едко осмеивает современное английское общество (в.12, п.5).

Совершенно независимо от классической поэтики продолжает развиваться в XVII и XVIII вв. роман. Вольтерв своих философских романах (1748-1767) воскресил живой «галльский дух» и вдумчивость Рабле (в.13, п.3).

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) -русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова «...книгой мудрости самого народа» (в.10, п. 2).

Витрина № 14-23  Литература XIX  в.

Александр Сергеевич Пушкина (1799-1837) – всемирный национальный гений, создатель поэтических произведений непревзойденного совершенства. Как художник она развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивая самое ценное и значительное в русской и мировой культуре. Воспитанный на французском классицизме XVII в. и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошёл через влияние романтической поэзии и обогатившись её художественными завоеваниями, одним из первых в литературе XIX столетия поднялся на уровень высокого реализма.

Его брат писал о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». С 19 октября 1811 г. началась лицейская жизнь Пушкина. В лицее Пушкин занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года. По окончании Лицея Пушкин написал политические стихи: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Сказки» (1818), «Деревня» (1819). Стихи Пушкина получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати. В те годы Пушкин увлекается театром, а также он усиленно писал «Руслана и Людмилу». В петербуржский период Пушкин вел весьма праздную жизнь и настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого. Собралась гроза, Александр I решил расправиться с Пушкиным было решено выслать Пушкина в Екатеринослав. На юге он закончил свою повесть «Кавказский пленник. Из-за разногласий на службе по распоряжению Александра Пушкин был выслан в Михайловское, куда и прибыл 9 августа 1824 г.В Михайловском продолжалась работа над романом «Евгений Онегин» (было написано 4 главы и в корне был изменен план романа) (Свердловск, 1987; в.14, п.5), была закончена работа над поэмой «Цыганы», начатая в Одессе, и последним большим произведением, написанным в Михайловском, была шутливая поэма «Граф Нулин! (1825).14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов Пушкин, оставшийся в стороне от заговора и расправы, надеялся на изменение своей участи. 8 сентября 1826 г. Пушкин прибыл в Москву в этот же день был представлен Николаю I. Результаты этого свидания были следующие: Пушкин получил свободу передвижения, произведения его поступали на разрешение самому Николаю I, а посредником назначался шеф жандармов Бенкендорф.С 1827 г. Пушкин ведет праздную жизнь, задумывается над устройством семейной жизни. В 1828 г.он делает попытку вступить в брак с Анной Олениной. Попытка эта расстроилась по вине самого Пушкина. В эти годы выходят в печать многие его произведения. В это время он пишет неоконченный роман «Арап Петра Великого», продолжает писать «Евгения Онегина», в короткое время пишет поэму «Полтава». Тогда же он подвергается литературно-журнальной критике. Во время, когда Пушкин писал «Полтаву» (в.14, п.4), началось новое дело. До правительства дошла «Гавриилиада», начались поиски автора этой «безбожной поэмы». Началось следствие, которому подвергся Пушкин, но он отрекался от авторства в письменном виде. В конце концов, он послал царю какое-то письмо, после чего дело было прекращено, но у Пушкина появились новые обязанности перед правительством. В 1829 г. Пушкин приезжает из Петербурга в Москву и сватается к Наталье Николаевне Гончаровой, на что получает отказ. После Пушкин уезжает на Кавказ, вопреки отказу Николая I. Свою поездку на Кавказ Пушкин описывает в «Путешествии в Арзрум». Пушкин едет на Кавказ из-за желания участвовать в Турецкой войне, но по большей степени из-за друзей-товарищей, служивших в то время там.
Возвращение Пушкина с Кавказа было принято с величайшим раздражением, Николай I требовал объяснений. В конце 1820-х гг. Пушкин ведет постоянные схватки с Булгариным. В апреле 1830 г. Пушкин делает новое предложение Наталье Гончаровой и на этот раз оно было принято. В семье Гончаровых было потребовано от Пушкина официальное удостоверение от Бенкендорфа, что он не находится под полицейским надзором. Также их интересовало материальное благо Пушкина. Его отцом ему была передана часть нижегородского имения - деревня Кистеневка, находившаяся недалеко от принадлежавшему Сергею Львовичу села Болдина. 1 сентября 1830 г. Пушкин уехал в Болдино, предварительно поругавшись с матерью Гончаровой, после чего вопрос о браке остался открытым.

В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина» но последняя сгорает. Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в «Маленьких трагедиях», связанных с драматургическими опытами Пушкина (Пушкин А.С. Маленькие трагедии, 1937; в.14, п.4). Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разоренности и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Он стал первым профессиональным литератором. По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения в правительстве. А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов. Летом 1831 г. роман «Евгений Онегин» получил окончательную отделку, «Борис Годунов»  (в.14, п.5) не пользовался успехом. В этот период Пушкин задумывает «Дубровского» и «Историю Пугачева». Собирая материал для «Истории Пугачева» и ездя на места сражения, Пушкин в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая болдинская осень. Там он закончил «Историю Пугачева», написал «Медный всадник» (ил. Константинова Ф.- М.: Дет. лит-ра, 1975), «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне» и много стихотворений. К этому же времени относится работа над «Пиковой дамой». В личной жизни Пушкина произошли новые изменения. В конце декабря 1833 г. Пушкин был пожалован Николаем I в камер-юнкеры при дворе, что Пушкин воспринял как оскорбление. Его отрицательное восприятие этой должности привело еще к одному конфликту с Николаем I, было угодно то, что жена Пушкина танцевала в Аничкове. В это время у Пушкина были материальные затруднения, должность при дворе не давала спокойно работать, а переиздание его произведений не приносило больших доходов. К тому же в мае 1832 г. у Пушкиных родилась дочь Мария, а в июле 1833 г. - сын Александр, позднее, в 1835 г.родится сын Григорий и в 1836 г.- дочь Наталья. В Петербурге жили сами Пушкины и две сестры жены. Для того, чтобы содержать такую большую семью и давать ей возможность вести широкую светскую жизнь, Пушкин прибегает к займу, и залогам драгоценностей. Долг у него составлял 60 тыс. рублей, и ему пришлось прибегнуть к помощи государства, чем он оказался окончательно привязан ко двору. В марте 1836 г. умерла мать Пушкина, оставив в наследство Михайловское, дележ которого дотянулся до смерти Пушкина. В 1835 г.появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она была не против. По двору ходили мерзкие сплетни и Пушкину было прислано анонимное письмо, где указывалось косвенно на измену его жены с Николаем I. Пушкин заподозрил в авторе этого письме Геккерна (приемного отца Дантеса) и вызвал на дуэль Дантеса. Но вмешательство Жуковского предотвратило дуэль. По настоянию Пушкина Дантес женился на одной из сестер Натальи Николаевны Гончаровой. Но и после брака Дантес продолжал ухаживать за женой поэта. Вскоре Пушкин узнал о свидании Натальи Николаевны с Дантесом, состоявшимся в доме Идалии Полетики, лично ненавидевшей Пушкина. На этот раз Пушкин послал вызов самому Геккерну, но вместо него вызов принял Дантес. Дуэль состоялась 27 января 1837 г. на Черной речке у Комендантской дачи. Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 г. он умер. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря.

В свое время В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего». В 1859 г. Ап. Григорьев писал о Пушкине: «Пушкин - наше всё: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин - пока единственный полный очерк народной личности,... полный и целый, но еще не красками, а только контурами набросанный образ нашей народной сущности... Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после и будет правильного и органически-нашего».
Вокруг имени Пушкина создается атмосфера своего рода обожествления носителя и выразителя основных свойств «национальной души». Пушкина усиленно изучают, издают, на нем «воспитывают» подрастающие поколения.
Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет тому назад дал французский критик М. де Вогюе в своей книге о русском романе. В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии М. Де Вогюе пишет: «Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это - романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы. ...Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для того, чтобы отдать человечеству? Я этого не думаю. ...Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не изменилось, оно бы осталось тем, что оно есть, простым и верным зеркалом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, принятой около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, воспевающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для англичанина, француза или итальянца. ...Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более прекрасно быть сыном Адама; и если, как это иные думают, является большей заслугой быть понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга, заставлять думать, плакать и улыбаться повсюду, где дышит человек; и Пушкину это удалось».
Пушкин родился и жил в эпоху величайших социальных, политических, культурных сдвигов и потрясений. Великая французская революция своим влиянием захватила многие страны и тем как бы связала всю Европу, если не весь мир, в единое целое.

Вот в этой «всемирности» диапазона чувств и мысли, пронизавшей все творчество Пушкина, мы найдем ключ к определению меры значения его наследия для нас. В плане национальном Пушкин - первый и русский поэт - европеец. С его поэзией русская культура стала одним из аспектов культуры европейской с ее сложными и глубокими противоречиями великой исторической эпохи перехода от средневековья феодализма к буржуазным отношениям нового времени. В плане европейском Пушкин - первый великий европейский поэт русской нации, на новом языке, в новых образах и звуках отразивший новый российский участок европейской действительности своей эпохи. Как «европеец» Пушкин плохо чувствовал себя в России. Вот скорбный вопрос Пушкина в письме к П. А. Плетневу в первой половине декабря 1825 г.: «Что мне в России делать?». Или в письме к П. А. Вяземскому 27 мая 1826 г.: «Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или Парижские театры..., то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство». В этом же письме родная страна для него – «проклятая Россия». И в мае он пишет жене из Москвы: «Брюлов сейчас от меня едет в Петербург скрепя сердце; боится климата и неволи... Чорт загадал меня родиться в России и душою и талантом!» Пушкин до конца дней был в движении. Как сказал о нем Н. Станкевич в письме к Я. Неверову (1837 г.): «Спокойствие было не для него; мятежно он прожил и мятежно он умер» (Пушкин А.С. Письма, 1926- Т.I;;Пушкин А.С. Сочинения. –М., 1913.- Т.V-VI, I-II; в.14, п.1; Пушкин А.С. Сочинения– СПб., 1859. –Т.VI; Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения. – СПб, 1864; Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. – СПб., 1871. – Т.VI; Пушкин А.С. Стихотворения. – Берлин, 1870; в.14, п.2; Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 9 тт.- М.Л.: ACADEMIA, 1935.- Т.IV; в. 14, п.2; Пушкин А.С. Сочинения и письма. Б.г. – ТVII; Пушкин А.С. Сочинения и письма. [1903].- Т. II; Пушкин А.С. Бахчисарайский фонтан. – Пушкинское лицейское общество, 1909; Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге. – М., 1915; Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге. – М., 1915;в.14, п.3; Пушкина А.С. Капитанская дочка. – М.; Л.: Дет. лит-ра, 1937; Пушкин А.С. Лирика; Пушкин А.с. Барышня-крестьянка; в.14, п.4; Пушкин А.С. Сказка о попе и работнике его Балде / рис. Буторина.- М.Л.: ACADEMIA, 1937; в.14, п.5 ).

В начале XIX в. Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Течения, развившиеся в литературе Западной Европы на протяжении нескольких столетий (классицизм, романтизм, реализм), существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом.

Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры – выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.

Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) составили важный этап в развитии русской лирики – этап романтический. Сначала поэт пробует свои силы в жанре военно-патриотического гимна, басни, описательной поэмы. Но на первый план в его поэтическом творчестве выдвигается элегия. Первая элегия Жуковского «Сельское кладбище», как считал сам поэт, стала началом его самостоятельной литературной деятельности. С ней связан первый успех, признание у читателя, широкая литературная известность. Выбор этого жанра означает переход автора на позиции романтизма. Постепенно элегия получает у Жуковского более отчетливые признаки жанра национально-русского, а текст насыщается острым социальным (и даже политическим) содержанием. Важное значение для становления и развития русского романтизма имели балладные опыты Жуковского, которому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Поэт стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародную («Людмила» (1808), «Светлана» (1808-1812), «Двенадцать спящих дев» (1817). Связь поэзии с общественно-политическими событиями нашла отражение в военно-патриотической лирике Жуковского (1800-1810 гг.). Откликом на Аустерлицкое сражение стала «Песня над гробом славян-победителей», трагический реквием русским воинам, павшим в войне с Наполеоном. Отечественная война 1812-1814 годов также нашла отражение в лирике поэта. В 1812 г. Жуковский в чине поручика был зачислен в Московское ополчение и вместе со своим полком (а потом с Главным штабом, куда он перешел на службу) проделал всю военную кампанию 1812 года. Самое значительное произведение этой поры – «Певец во стане русских воинов» (1812) - получило широкое распространение в русской армии. Велика и разнообразна та помощь, которую Жуковский оказывал Пушкину: поддерживал его в годы гонений и ссылки (1824-1826), неоднократно заступался за него перед царем, улаживал намечающиеся между ними конфликты (например, «дело» об отставке Пушкина 1834 г.). В ноябре 1836 г. усилиями Жуковского была предотвращена первая дуэль Пушкина с Дантесом. После трагического поединка в 1837 г.Жуковский стал душеприказчиком умирающего поэта, затем принял на себя заботы о его семье и о его рукописном наследии. Участие в делах трагически погибшего Пушкина углубило внутренний разлад Жуковского с двором и царской фамилией. Получив почетную отставку в 1841 г., Жуковский принял решение переселиться в Германию. До последних дней своей жизни Жуковский жил в различных городах Германии, не прерывая своих связей с родиной. Последнее десятилетие творческой жизни Жуковского отмечено активной переводческой деятельностью, широким интересом к народному эпосу не только европейских, но и восточных народов «Руставели и Зораб» (1846-1847), «Одиссея» (1849). Жуковский явился автором нескольких стихотворений, написанных им специально для самых маленьких детей, - «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик», сказки «Мальчик с пальчик». Для юношества Жуковский перевел из Ламот Фуке «старинную повесть» «Ундину». В числе замечательных переводов – «Шильонский узник» Байрона (1822) и драматическая поэма Шиллера «Орлеанская дева» (1817- 1821).
Последним творением Жуковского стало стихотворение «Царскосельский лебедь» (1851), в образной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего свое поколение и ощущающего одиночество в новую историческую эпоху(в.15, п.1).

Самым крупным поэтом среди декабристов былКондратий Федорович Рылеев (1795-1826). Автор тираноборческих стихотворений, таких как«Гражданин»и «К временщику»,он написал также серию патриотических дум. Под влиянием Пушкина Рылеев создалромантическуюпоэму«Войнаровский»,в которой изображена судьба украинского патриота(в.15, п.2) 

Лирика Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855), «учителя Пушкина в поэзии», Носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, несмотря на то что  поэт страдал от медленно развивавшейся опухоли головного мозга (Сочинения К.Н. Батюшкова. – М., 1896; Батюшков К. Опыты в стихах.- М.: Книга, 1987; в.15, п.2).

Заслуги Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829) перед русской литературой основаны на одном произведении – «Горе от ума» (1824) (Грибоедов А.С.Горе от ума. Комедия в четырех действиях, в стихах.- М.: А.Семен, 1833; М., 1945; М., 1952; М.: ЯникО, 2000; в.15., п.2) . Первые два акта пьесы Грибоедов написал в Тифлисе, куда был определен по приказу наместника Кавказа генерала А.П. Ермолова чиновником по дипломатической части при его штабе.  Весной 1823 г. выехал в длительный отпуск в Москву. Закрывшись в своем кабинете, не отличая дня от ночи, работает над продолжением комедии. В мае 1824 г. уехал в Петербург хлопотать о допуске в печать и постановке своей комедии «Горе от ума» на сцене. Разрешение цензурным комитетом дано не было. Текст комедии широко ходил в списках и вызвал неоднозначную реакцию. Летом 1825 г. через Киев Грибоедов вернулся на Кавказ к месту службы. В августе 1828 г. 33-летний поэт обвенчался с 15-летней Ниной Чавчавадзе, дочерью известного грузинского поэта А. Чавчавадзе. В день свадьбы из рук Грибоедова выпало обручальное кольцо, но молодые были так счастливы, что вскоре позабыли о дурной примете. В декабре 1828 г. Грибоедов прибыл в Тегеран. Русско-иранские отношения осложнялись действиями части английской миссии в Тегеране, которая всячески настраивала местное население против русских. 30 января 1829 г., спасая от фанатиков-мусульман, Грибоедов укрыл на территории русского посольства несколько армян, среди которых была жена местного высокопоставленного чиновника. Фанатики ворвались на территорию русской миссии и перебили всех находившихся там. Тело Грибоедова таскали по улицам Тегерана несколько дней, опознан он был только по обручальному кольцу, надетому юной женой. Смерть горячо любимого мужа потрясла Нину, будучи на первых месяцах беременности, она потеряла ребенка. По желанию Нины тело Грибоедова было перевезено из Тегерана в Тифлис и похоронено в монастыре Святого Давида на святой для каждого грузина горе Мтацминда. В 1832 г. на памятнике мужу она приказала вывести слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя». 20-летняя Нина Чавчавадзе смогла оценить масштаб личности и творчества А.С. Грибоедова. После смерти мужа Нина прожила еще 30 лет, многие просили ее руки, известный грузинский поэт Григол Орбелиани любил ее всю жизнь и так и остался неженатым, а она осталась верна памяти Грибоедова. В литературном наследии Грибоедова около 30 литературных произведений: стихотворения, пьесы, комедии, критические статьи. Комедия «Горе от ума» оказала огромное влияние на всю русскую литературу, культуру, театр. А.С. Грибоедов - талантливый пианист-импровизатор, автор двух вальсов для фортепиано.

Вслед за Пушкиным и одновременно с ним выступили первоклассные поэты среди них: Н.Я. Языков, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский.

КнязьПетр Андреевич Вяземский(1792-1878) родился в Москве в богатой и родовитой семье, детство провел в интеллигентной и образованной среде, с малых лет стал встречаться с писателями и жить литературными интересами. Писать стихи Вяземский начал еще в детстве. Поэзия Вяземского сводится к не очень глубокой, но меткой и остроумной критике общественных и литературных нравов. Таковы, например, известный «Русский Бог», «Да, как бы не так», «Семь пятниц на неделе», «Станция», «Старое поколение». Гораздо большее значение имел Вяземский как критик, особенно в 1820-х гг. Выступив на литературном поприще как новатор, Вяземский завязал борьбу со старыми литературными традициями (Записная книжка П.А. Вяземского.- Спб.: Политехника, 1999; в.15, п.2).

Герой Отечественной войны 1812 г., командир гусарского партизанского отрядаДенис  Васильевич Давыдов(1784-1839) в поэтическом творчестве («гусарские» песни, любовные элегии, сатирические стихи) раскрыл образ нового героя — воина-патриота, человека деятельного, свободолюбивого, открытого(Сочинения Давыдова (Дениса Васильевича).- СПб.: А.Смирдин, 1848; в.15, п, 3; Денис Давдов. Избранное. - М.: Книга, 1984; Денис Давыдов Гусарская удаль. – Омск: Наследие. Диалог-Сибирь, 1998; в.15, п.2).

Представителем романтического направления в литературе был  величайший поэт эпохи Дж. Г. Байрон (1788-1824). Презиравший великосветское общество, с которым он был связан своим происхождением, оторвавшись от своего класса, не видя ничего привлекательного в представителях капитала, жадных и продажных торгашах, Байрон на всю жизнь остался мятежным революционером-индивидуалистом, певцом неудовлетворённых разочарованных натур, начав с таинственных демонических скитальцев и разбойников («Гяур», «Лара» и др.). Этот же образ углублён в «Чайльд Гарольде», который стал предметом широкого подражания в европейской поэзии. Закончил Байрон протестом против мироздания и мирового порядка в своих богоборческих трагедиях («Манфред» и «Каин»). К концу жизни Байрон близко подошёл к политической и социальной сатире («Дон-Жуан», «Бронзовый век»). (в.15, п. 2)  Его друг Перси Биши Шелли (1792-1822), гениальный лирический поэт, также аристократ, подобно Байрону соединяет в своей поэзии мир фантастической романтики с революционным протестом против складывающегося буржуазно-капиталистического общества. В своей поэме «Королева Маб» он изображает это общество, где все «на публичном продаётся рынке», где с помощью жестокого голода хозяин гонит своих рабов под иго наёмного труда. Таким же революционером-романтиком выступает Шелли в других своих поэмах («Лаон и Цитна», «Раскованный Прометей» и др.). (в. 15, п. 4)  Его жена Мэри Шелли, автор «Франкенштейна»— пионер вопроса об ответственности учёного (в.15, п.4).

XIX век справедливо называют веком историческим, в противоположность антиисторическому веку рационализма. Историческая точка зрения и идея эволюции действительно лежат в основе философских систем и теорий, господство которых постепенно сменялось в истёкшем столетии. Научный склад мышления отразился и на судьбах художественной литературы. Он сказался прежде всего в выборе основного вида творчества: им оказался роман, стоявший в стороне от всех литературно-художественных теорий. На почве социального и бытового романа возникла в европейской и американской культуре  новая теория поэтического творчества — реализм.

Общепризнанной вершиной критического реализма во Франции стало творчество Оноре Бальзака(1799-1850) (Сцены из сельской жизни. Сельский священник. – Париж: Мишель Леви, 1864; Les parisiens.-Paris, 1857; Theatre.- Paris, 1860; Озорные рассказы. - Свердловск, 1982; Озорные сказки. - Пб., 1922; Бальзак О. Неведомый шедевр, 1966; в.15, п.5)  

В день похорон Бальзака  28 августа 1850 г. на кладбище Пер-Лашез другой писатель В. Гюго произносит речь, в которой склоняется перед его гением и противопоставляет величие ушедшего титана ничтожеству пигмеев, дорвавшихся до власти во Франции. Что восхищение Бальзаком было искренним, Гюго доказал многими страницами своего шедевра, «Отверженных», на которых лежит явная печать воздействия творца «Человеческой комедии».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.