Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Витрины №№ 6-9. Литература средних веков



Вильгельм Вегнер – немецкий историк и писатель. Из его сочинений на русский язык были переведены «Эллада» и «Рим». Книга «Эллада» вышла первым изданием в 1862 г. и до революции издавалась пять раз. Автор книги трудолюбиво собрал материалы о колыбели европейской цивилизации – Элладе и ее народе со времен дописьменных, которые отразились в данных археологии и в мифах, до времен потери Грецией независимости и эпохи эллинизма. (Вегнер В. Эллада. – СПб.-М.: М. О. Вольф; в. 4, п.2, Вегнер В. Рим; в.5, п.1)

 Основой для всей литературы Древней Греции служили мифы. Именно из мифов сочинители брали сюжеты для эпических повествований и для трагедий. Исследование и изложение древнегреческих мифов представлено в сочинениях немецкого учёного XIX в. Августа Генриха Петискуса и русского историка Николая Альбертовича Куна (Петискус А. Г. Олимп. Мифология греков и римлян / ред. Тюлелиев К. А. – СПб.-М.: изд. М. О. Вольф, [1913]; Кун Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. Ч. I. – М.: т-во И. Н. Кушнерев и Ко , 1914; в. 1, п.4). В образовательных учреждениях в XIX в. курс по древнегреческой мифологии вёлся по трудам французского искусствоведа Абинье-Луиса Милленя (1759-1818) (Миллень А. Л. Мифологическая галерея, или собрание памятников / пер. Кирьева М. – СПб.: тип. Э Праца, 1836. – Ч. I; в. 3, п.2) и немецкого историка Генриха Штолля (Stoll H. W. Die Sagen des classischen Alterthums. Erzahlungen aus der alten Welt.- Leipzig, 1878. – B. III / Штолль Г. В. Мифы классической древности. Рассказы древнего мира. – Лейпциг, 1878; в.4, п. 2)

Письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основных литературных рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне. До ІІІ в. до н.э. в древнегреческой литературе длится творческая эпоха. В это время возникают все виды прозы, главенствующее место среди которых занимает эпос, зарождается драматургия и философия.

Эпос, как длинное повествование о героях и богах, с самого своего зарождения имел дидактическую функцию. Он наставлял и поучал сограждан, как разумно хозяйствовать и жить достойно. До наших дней дошли только такие образцы героического эпоса как «Илиада» и «Одиссея» (Гомер. Илиада. Ч. III. / Греческие классики Ч. IX. Кн. 12 / пер. Мартынова И. – СПб.: в тип. Департамента народного просвещения, 1825; Гомер. Одиссея. Ч. 1 / пер. Мартынов И. – СПб.: тип. Департамента народного просвещения, 1826; Гомер. Илиада / пер. Гнедич Н. – СПб.: изд. Лисенков, 1839; Гомер. Возвращение Одиссея / пер. Жуковский В. А, перераб. Дейча А. – М.: Акц. Изд. Об-во «Огонёк», 1927; в.3, п. 1; Гомер. Одиссея. Песнь IX / с объясн. Счастливцева Н. А. Ч. I. – СПб.: типо-лит. В. А. Вацлика, 1893; в.4, п. 3). Французский писатель Франсуа Фенелон продолжил эпос, описав в романе приключения Телемаха, сына Одиссея (Улисса) (La Mothe-Fénelon François de Salignac de. Les aventures de Telemaque, fils d`Uliss. – Paris: Chez Lebentu, 1819 / Фенелон Фр. Приключения Телемаха, сына Улисса. – Париж, 1819; в.3, п.1)

Древнегреческая философия стала одной из вершин человеческого духа. Наиболее известны имена Сократа, Платона, Аристотеля.

Идеи Платона близки мировоззрению русских людей, они очень тесно связаны с христианскими представлениями о мире и человеке (Платон. Творений велемудрого Платона Ч. I / пер. Сидоровского И., Пахомова М..- СПб.: при Импер. Академии наук, 1780; в. 3, п.2). Его труды  стали первыми изданиями Петербургского философского общества, которое впоследствии преобразовалось в издательство «Academia» (Платон. Полное собрание творений Платона в 15 тт. / ред. Жебелев С. А., пер. Карсавин Л. П., Радлов Э. Л. – Пб.: Academia, 1922. - Т. V. Пир. Федр; Платон. Полное собрание творений Платона в 15 тт. / ред. Жебелев С. А., пер. Карсавин Л. П., Радлов Э. Л. – Пб.: Academia, 1923. - Т. XIV. Законы и послесловие к законам; в. 2, п. 2). И в этом смысле «academiки» стали продолжателями традиций отечественного книгоиздательства (Платон. Творения Платона / пер. с греч. Соловьёва В. С., Соловьёва М. С., кн. Трубецкого С. Н. – М.: издание Солдатенкова К.Т., типо-лит. В. Рихтер, 1903. – Т II; в. 2, п. 2)

Сочинение Аристотеля «Политика» чрезвычайно полезно для общества многих государств, в том числе и российского. Общие политические задачи излагаются в ней в их элементарной простоте, что позволяет сознательно воспринимать современные политические процессы (Аристотель. Политика / пер. с греч. Скворцов Н. – М.: Универс. тип., 1865; в. 2, п.2)

В книге советского историка философии Эрнеста Леопольдовича Радлова (1854-1928) раскрывается суть этического учения Аристотеля (Э. Л. Радлов. Этика Аристотеля / пер. с греч. – СПб.: Общественная польза, 1908; в. 2, п. 2)

В европейской науке «отцом ботаники» называют Феофраста(Теофраста) (370-285 гг. до н.э), который являлся также одним из первых психологов и описал человеческие характеры (брюзга, льстец, трус и т.д.) (Феофраст. Характеры / пер. Стратановского Г. А. - Л.: Наука, 1974 (Серия «Литературные памятники»). 

Историки Древней Греции Геродот, Ксенофонт, Фукидид нередко сами были участниками описываемых ими событий.  Геродот впервые описал древних славян и в этом смысле его труды для русской истории бесценны (Геродот. История Иродотова Ч.I / Греческие классики. Ч. XV. Кн. 18 / пер. Мартынов И. – СПб.: тип. Иос. Иоаннеса, 1826; в. 1, п. 5; Геродот. История Иродотова Ч.II / Греческие классики. Ч. XV. Кн. 19/ пер. Мартынов И. – СПб.: тип. Иос. Иоаннеса, 1827; Геродот. История Иродотова Ч.IV / Греческие классики. Ч. XVIII. Кн. 21/ пер. Мартынов И. – СПб.: тип. Иос. Иоаннеса, 1828; в. 3, п. 1)

«История Пелопоннесской войны» — книга древнегреческого историка Фукидида, посвящённая причинам и ходу войны между Спартой и Афинами в V веке до н. э. Фукидид составил свою «Историю» в строгом хронологическом порядке. Каждый год войны разделён на два периода — лето и зиму. Боевые действия ведутся летом, а зима используется для подготовки. Подобная структура книги позволяет с точностью до полугода определить, когда произошло то или иное событие.

В конце первой книги Фукидид сообщает, что во время войны  особенно часто случались затмения— два солнечных и одно луннoе (Фукидид. История Пелопонесской войны в 8 кн. / пер. Мищенок Ф. Г. – М.: Изд. А. Г. Кузнецова, тип. «Т. Рис», 1887. – Т. I; Фукидид. История / пер. Мищенок Ф. Г., вст. ст. Жебелева С. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, тип. В. М. Саблина 1915. – Т. II; в. 3, п. 2).

 В эпоху Пелопоннесских войн протекала молодость другого древнегреческого историка Ксенофонта. Он был учеником Сократа, участником похода персидского царевича Кира против своего брата Артаксеркса II. В Афинах он был объявлен предателем, но в других городах Греции он активно участвует в общественной жизни. Ксенофонту принадлежат лучшие исторические произведения «Анабасис (Отступление 10 000)» и «Греческая история», охватывающая период перехода от эллинствва к эллинизму (411-362 гг.) (Ксенофонт. Греческая история / пер. и вст. ст. Лурье С. – Л.: ОГИЗ, 1935; в.4, п. 3).

Создание демократических основ общественной жизни в древнегреческих полисах в V-IV вв. до н. э. потребовало развития ораторского искусства. Одним из знаменитых ораторов IV в. до н. э был Демосфен. Оставшись после смерти отца сиротой, он в ранней молодости был слабого здоровья и болезненный, так что даже не посещал палестры – спортивные школы, какие обычно посещаю все афинские мальчики. Услышав как-то одного прославившего в Афинах оратора - Каллистрата, мальчик решил тоже стать оратором. Но Демосфен от природы картавил и имел слишком слабое дыхание. Чтобы преодолеть волнение и недостатки, он выходил на берег мор и старался говорить при бурном ветре, таким образом привыкая к шуму. У него было подземное помещение, где он готовил свои речи. У него была привычка во время речи подергивать плечом. Так он вешал меч прямо над самым плечом, и таким образом из опасении поранить себя мог удерживать плечо в надлежащем положении. Эти старания были не напрасны, с помощью своих речей он мог побудить людей идти в бой, изменять свои общественные порядки (Демосфен. Речи / пер. с греч. Радцига С. И. – М.: Изд-во АН ССР, 1954 (Серия «Литературные памятники»; в. 4, п. 3) 

В VIII–VII вв. до н. э. в жизни большинства древнегреческих общин произошли значительные перемены, обострившие противоречия между коллективом и личностью. Возник жанр лирики, которому свойственно личное поэтическое самовыражение. Термин «лирика» происходит от названия древнегреческого музыкального инструмента – лиры. Под её аккомпанемент и исполнялись произведения лирического жанра. Сейчас лирическими называют стихотворения, передающие мысли и чувства автора, его настроения, его мгновенные душевные движения. Древнегреческую лирику VII–VI вв. до н. э. принято делить на три жанра: на элегию, ямб имелику (песенную лирику). Для элегий и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно. Мелика (песенная лирика) была сильнее связана с музыкальным сопровождением, мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф, сложных и чрезвычайно разнообразных по своим поэтическим размерам (Лирика Древней Древней Эллады в переводах русских поэтов / сост. Головскер Я. – М. – Л.: Academia, 1935; в. 4. п. 3; Древнегреческая мелика. – М: Книга, 1988; в.3 , п.2).

Сольная меликаособенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных древнегреческих поэтов – Алкея и Сапфо (Алкей и Сафо. Собрание лирических отрывков / пер., вступ. Иванова В. В. – М.: издание М. и С. Сабашниковых, 1914; в.1, п. 4). Третьим прославленным представителем сольной мелики был Анакреонт.

Одним из лучших создателей оды был уроженец Афин поэт Пиндар (V в.) (Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / подг. Гаспаров М. Л. – М.: Наука, 1980 (Серия «Литературные памятники»); в.1, п.4).

Еще одним жанром поэтического искусства были гимны.Слово «гимн» переводится с греческого как «хвалебная песнь». Гимны делятся на теургические (богослужебные), поэтические (простонародные) и философские. Гимны древнегреческого поэта Каллимаха относятся ко второму роду. В своих произведениях поэт внушает добродетели и почитание богов. Главное достоинство гимнов Каллимаха состоит в изящной простоте (Гимны Каллимаха Киринейского. Кн. II / Греческие клдассики /пер. Мартынов И. Ч. II.  – СПб.: в тип.И Иоаннесова, 1823; в. 1. П.5)  

Эпиграмма в буквальном смысле слова значит «надпись». Первоначально эпиграммы и были только надписями – на надгробных камнях (эпитафии) или на статуях, треножниках и и других предсетах, приносимых в дар божеству (посвящения). Затем (V в.) стали появляться описательные эпиграммы, о предмете. Разные по характеру эпиграммы приводятся в книге «Греческие эпиграммы (VII век до н. э. – IX век н. э.)» (пер.Блуменау Л. В., ред. Петровский Ф. А. – М.-Л.: Academia, 1935; в. 1, п.4) 

Эсхил, Софокл, Еврипид – имена основателей трагического жанра в древнегреческой и мировой  драматургии. Особенно популярной была и остается трагедия Эсхила (525-456 гг. до н. э.) «Прикованный Прометей» ((Эсхил. Трагедии / гравюры на дереве Ечеистова Г. А. – М.-Л.: Academia, 1937; в. 1, п. 5; Эсхил. Трагедии / пер. Иванова В. – М.: Наука, 1989 (Серия «Литературные памятники»);  Эсхил Прикованный Прометей / пер. Пиотровского А., офорты Доброва М. А. – Academia, 1935; в. 4, п.1). Трагедия «Прикованный Прометей» была представлена в 444—443 годах до н. э. Действие трагедии начинается с того, что  за похищение огня Гефест приковывает Прометея по велению Зевса к скале под надзором младшего титана Кратоса (Власти и Силы). Узника посещают Океаниды, их отец Океан, царевна Ио(возлюбленная Зевса), в своих скитаниях по свету случайно попавшая к скале. Прометей рассказывает им, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, проклинает Зевса и пророчествует.

Трагедия Софокла «Трахиниянки» получила свое название по имени города Трахины, где совершались трагические события с участием царя Иракла и его супруги Деяниры (Софокл. Трахиниянки / пер. Мартынова И. К. VI. – СПб.: в тип. И. Иоаннеса, 1824; в.3, п.2). Ни одна трагедия Софокла не встречала со стороны афинской публики такого восторженного приема как «Антигона», где героиня сознательно идёт на гибель в силу своих убеждений (Софокл. Трагедии / пер. Мартынова И. – СПб.: в тип. И. Иоаннесова, 1824; Софокл. Антигона. Трагедия / пер. Алексеева В. – СПб.: А. С. Суворин, 1905; в. 4, п. 1)

«Медея», «Андромаха», «Гекуба», «Троянки» - это названия трагедий младшего современника Софокла Еврипида, которого в древности называли «философом на сцене» (Еврипид. Трагедии. В 2 тт. / пер. Анненского И. Ф., изд. подг. Гаспаров М. Л., Ярхо В. Н. – М.: Ладомир; Наука, 1999 (Серия «Литературные памятники»); в.4, п. 1)

Отцом древнегреческой комедии является Аристофан. Наиболее известны его комедии «Облака» и «Лисистрата» (Аристофан. Облака. Комедия / пер. Алексеева В. – СПб.: 1893; в. 2., п. 2; Аристофан. Книга комедий: Лисистрата, Лягушки, Законодательницы. – М.-Л.: Academia, 1930; в.4, п. 2; Аристофан. Лисистрата / пер. с древнегр.Пиотровского А., рис. Бёрдслея О. – М.: Яникс, 2000; в. 4, п.3)

Комедия «Облака» поставлена в 423 году до н. э. на Великих ДионисияхПьеса направлена против софистов, высмеивающихся в лице Сократа (хотя в постановке пародируется учение не Сократа, а видного софиста Антифонта), и вообще против нового образа мыслей и суждений, чуждого консерватору Аристофану, воспринимавшегося им как нечто «туманное» (нагоняющее «облака» пустословия) и вредное. Сюжет комедии заключается в следующем: старый земледелец Стрепсиад — в долгах из-за сына Фидиппида, проматывающего деньги на занятия конным спортом. Стрепсиад ищет помощи у соседа — мудреца Сократа; придя в «мыслильню», где Сократ обучает молодёжь, Стрепсиад просит научить его хитрым речам и увёрткам, которые позволили бы не отдавать долгов. Но Стрепсиад оказывается негодным для науки, и тогда вместо него идёт учиться Фидиппид. Пройдя обучение в «мыслильне», Фидиппид и в самом деле помогает отцу уйти от уплаты долга; однако, выучившись «кривде», начинает презирать дорогие Стрепсиаду старые обычаи, выходит из послушания и даже избивает отца. В финале пьесы Стрепсиад, испытав позднее раскаяние и нечто вроде прозрения, проклинает софистику и поджигает «мыслильню».

Вторая комедия Аристофана -  «Лисистрата» — создана около 411 г. до н. э. и рассказывает о женщине, которая смогла остановить войну между Спартой и Афинами (Пелопонесская война) хитроумным способом — с помощью женской «сексуальной забастовки».

Лисистрата (дословно «Разрушительница войны»), полная решимости остановить бессмысленную войну, собирает женщин со всей Греции на площади перед афинским Акрополем. Она предлагает им «пока мужчины не замирятся — не спать с ними, не даваться им, не касаться их!». С трудом и после долгих споров и препирательств женщины соглашаются. Они укрываются в Акрополе и не допускают до себя никого. Все гражданское население делится на два лагеря: женщины и старики (все молодые мужчины на войне). Женщины переругиваются со стариками, между ними случаются потасовки, но женщины неумолимы. Через какое-то время, однако, некоторые женщины пытаются сбежать из Акрополя под самыми различными предлогами, но Лисистрата всех останавливает.
Мужчины решают примириться. Встречаются послы, и начинаются переговоры. На переговорах появляется Лисистрата. Мужчины восхищаются её умом и красотой. Они все соскучились по своим жёнам и быстро договариваются: отдают все захваченное в ходе войны друг другу. Мир заключен, счастливые мужья забирают своих жён и отправляются по домам.

Наряду с Аристофаном  Менандр (342 до н. э.—291 до н. э) . является родоначальником греческой комедии. Менандр был учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Мир комедий Менандра — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет ещё; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке (Менандр. Комедии / пер. с греч. Церетели Г. Ф. – М.-Л.: Academia, 1936; Менандр. Комедии. Фрагменты / подг. Ярхо В. Н. – М.: Наука, 1982; в.4, п.3)

Басни Эзопа – раба Клеанфа – стали объектом перевода на французский, немецкий и русский языки. Одним из переводчиков Эзоповых басен был Волсков Сергей Саввич (1707-1773) – секретарь Академии Наук (Езоповы басни с нравоучением и примечаниями Р. Летранжа / на рос. язык пер. Волсковым С. – СПб.: при Имп. Ак.наук,  1810;  Эзоп Басни. – М.: Яникс, 2001; в. 4, п. 2 )

Достаточно проникнуться духом этих древнегреческих повествований и становится очевидно, насколько живо могли древние греки воспринимать действительность и чутко на неё отзываться. Они проявили удивительную способность проникать в причины явлений и улавливать их основные черты. Благодаря этим свойствам литература Древней Греции смогла выработать множество долговечных образов и идей, создать целую систему мировоззрения. Оригинальность и достоверность таких образов и идей стали причиной того громадного влияния, которое оказала литература Древней Греции на формирование западной культуры как таковой.

Литература Древнего Рима продолжила основные направления древнегреческой. Однако она была больше проникнута духом практичности,  воинственности, личного страдания.

Одним из практиков был древнеримский политик и писатель, новатор римской литературыМарк Порций Катон (для различия с правнуком называемый также «Ста́рший», «Цензор», или «Цензорий»; 234—149 до н. э.). Катон происходил из незнатной плебейской семьи, возвысился в годы Второй Пунической войны под покровительством патрицианского семейства Валериев Флакков. Завоевал известность публичными выступлениями, в которых обличал засилье аристократии и всеобщий упадок морали. В 195 г. до н. э. достиг консульства, в 184 г. до н. э. стал цензором. В последней должности исключил некоторых своих противников из сената и из сословия всадников, а также провёл радикальные реформы, ограничившие траты римлян на предметы роскоши и оздоровившие государственный бюджет В дальнейшем продолжал отстаивать свои взгляды, выступая в сенате и на форуме, но стал больше времени уделять литературной деятельности. На склоне лет Катон побывал в Карфагене, вновь набиравшем силу, и после возвращения стал решительно убеждать окружающих в необходимости уничтожения этого города; широко известно постоянно повторяемое им высказывание «Карфаген должен быть разрушен!». Умер вскоре после начала Третьей Пунической войны. Его трактат «Земледелие» (или «О сельском хозяйстве») — самое древнее сохранившееся прозаическое произведение на латинском языке и важный источник по истории сельского хозяйства, экономики и быта (Катон М. П. Земледелие / пер. и комм. Сергеенко М. Е. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950; в. 4, п. 4)

В комедийном жанре Древнего Рима большую известность получили   авторыПлавт и Теренций.  Тит Макций Плавт (254-184 до н. э.) написал около 52 комедий, из которых сохранилось 20. Родовое имя Макций более ни у кого не встречается, это псевдоним, имя одной из масок народной комедии — дурака и обжоры. Прозвище Плавт, буквально «плоскостопый», указывает на плясуна-мима, выступающего в обуви с плоской подошвой. Прибыв в Рим, Плавт поступил служителем в актёрскую труппу, затем занимался торговлей, но неудачно, после чего работал по найму, в свободное время писал комедии. Большую роль в пьесах Плавта играют рабы, благодаря которым действие часто разворачивается и подводится к развязке. В комедиях почти всегда фигурируют прихлебатель (паразит) и сводник. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они оканчиваются благополучно для главного героя. При этом женские роли на сцене исполнялись мужчинами. Язык его произведений был народным, шутки зачастую непристойные, а действие полно обескураживающих выходок. Использовал музыкальное сопровождение. Единственный полный (кроме фрагментов) перевод комедий Плавта на русский язык выполнен А. В. Артюшковым (1933—1937) (Плавт Т. М. Трёхгрошовый день / пер. Эйгес С. – СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1893; Плавт Т. М. Избранные комедии / пер. Артюшкова, ред. Покровского М. М. и Варнеке Б. В. - М.-Л.: Academia, 1935 – Т. II; в. 4, п. 4; Плавт Т. М. Избранные комедии / пер. Артюшкова, ред. Покровского М. М. и Варнеке Б. В. - М.-Л.: Academia, 1937 – Т. III; в. 4, п. 3)

Катулл, Тибулл и Проперций… Эти три поэта открывают ту область римской литературы, которая до них оставалась совсем неизвестной для самих римлян. Это — область личной лирики. Катуллродился в первой четверти I века до н. э. на севере Италии — в Вероне, переехал в Рим, в 57 году до н. э. отправился в Вифинию в свите претора Меммия, вернулся на следующий год в Италию и поселился в Риме, где и умер, не достигнув, по всей вероятности, и сорокалетнего возраста. основные темы лирики Катулла – любовь, дружба. Большая часть любовной лирики Катулла посвящена возлюбленной поэта Клодии, которую он изображает под именем Лесбии (псевдоним, напоминающий о греческой поэтессе Сапфо, жившей на острове Лесбос); в этих стихах – впервые в античной поэзии – любовь понимается не только как чувственная страсть, но и как духовная близость (Катулл. Книга Катулла Веронского. – М.: Книга, 1991; в. 4, п. 4)

Буколики или идиллии – особый литературный жанр, возникший в Греции в Греции. Создателем его считается поэт Феокрит, продолжателями которого в Греции были Мосх и Бион, а в Риме Публий Вергилий Марон (70 г. до н. э.-19 г. до н. э.) (Вергилий. Сельские поэмы / пер., всту. Ст. и ком. Шервинского С. В., худ. Шиллинговский П. А. – М.; Л.: ACADEMIA, 1933; 5, п. 2)  и другие позднейшие буколические поэты.

Последнее произведение Вергилия, вышедшее уже после его смерти – поэма «Энеида» - создала ему незаурядную славу. Поэма посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, переселившегося в Италию с остатками своего народа, который объединился с латинами и основал город Лавиний, а сын его Асканий (Юл) основал город Альба Лонга. Мастерский перевод поэмы, сделанный В.Я.Брюсовым и С.М.Соловьёвым, дает возможность оценить это крупнейшее творение римского эпоса, значительное не только по своим поэтическим достоинствам, но еще и потому, что оно является своеобразным отражением той социально политической борьбы в Риме, которая знаменует начало новой исторической эпохи, известной под именем века Августа (Котляревский И.П. Виргилиева Энеида на малороссийский язык переложенная И. Котляревским : в 5 ч. Ч. IV. – Харьков : В Университетской типографии, 1842; Вергилий. Энеида / пер. Брюсов. В. Я., Соловьёв С. М.., ред., вст. ст. и ком. Н.Ф.Дератани. худ. Л.С.Хижинский.- М.-Л.: Academia, 1933; в. 5, п.2)

Древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 года до н. э.— 17 или 18 год н. э.,) — более всего известен как автор поэм «Метаморфозы» и «Наука любви» а также любовных элегий. По одной из версий, из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние годы жизни. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, в 1821 г. посвятившего ему обширное послание в стихах (Публий Овидий Назон. Любовные элегии (Amores). М., Гос. изд-во худ. лит-ры, 1963; Публий Овидий Назон.Метаморфозы /пер. с лат. – М.: ГИХЛ,1938 г; в. 5, п. 3)

Драматург Публий Теренций Афр образцом для себя избрал греческого комедиографа Менандра. Все произведения Теренция дошли до нас все, их всего 6: «Девушка с острова Андроса», «Свекровь»,  «Наказывающий сам себя» (или Самоистязатель), «Евнух», «Формион»,  «Братья». Эти пьесы были впервые поставлены на римской сцене в период времени с 166 по 160 гг. до н. э. После постановки «Братьев» в 160 до н. э. Теренций предпринял путешествие в Грецию, из которого уже не вернулся: он умер в 159 до н. э., 25 или 35 лет от роду. Пьесы Теренция отличаются благородством языка.. Слог Теренция был изящен.  Теренций старался избежать в действии всего особенно непристойного. Большое вниманиеобращал он на выработку характеров действующих лиц. Намёков на римскую жизнь у Теренция нет никаких. Эта черта его комедий наиболее способствовала живучести произведений почти до XIX столетия. Пьесы Теренция могли главным образом нравиться избранной публике, а не массе (Теренций П. Комедии / пер. Артюшкова А. В., ред. Покровского М. М., вст. ст. Преображенского П. – М.-Л.: Academia, 1934; в. 4, п. 3; Теренций П. Адельфы. Комедия / введ. Соболевского С. И. – М.: изд-во АН СССР, 1954; в. 4, п. 4)

Древнеримский поэт Энний, живший во II в.до н.э., издавая сборник своих разнообразных по содержанию и по размерам стихотворений, озаглавил их : «Saturarum libri» , то есть «поэтическою смесью», по аналогии с термином «satura», обозначающим блюдо, наполненное разными плодами первого сбора для принесения их в жертву богам. Впоследствии термином сатира называли поэтические произведения, которые обличали недостатки и пороки общества. Сатира развивалась поэтами Луцилием, Горацием, Персием и Ювеналом, Варроном. Блестящим развитием в римской литературе являются два произведения эпохи Нерона: «Апофеоз божественного Клавдия» и роман Петрония «Сатирикон». Как литературный жанр сатира окончательно оформилась в творчестве Квинта Горация Флакка (65 - 8 гг. до н.э.). Поэтический путь Горация начался именно с опубликования «Сатир» первая книга которых вышла между 35 и 33 гг., а вторая - в 30 г.. Самым существенным новшеством, внесенным Горацием в его сатиры, является то, что их автор, изучая и показывая реальную жизнь и людей, всячески использует насмешку и шутку доброжелательный. Его художественный принцип, заявленный в начальной сатире, - «смеясь говорить правду», то есть через смех приводить к знанию. Чтобы сделать своего читателя более восприимчивым к критике, Гораций нередко задумывает сатиру как дружеский диалог между читателем и собой Его и произведения других поэтов-сатириков представлены в книге «Римская сатира» (переводы с лат. – М.: Художественная литература, 1957; в. 4, п. 5)

На заре зарождения римской философии Лукреций в своём основном труде — философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди. По имени Тита Лукреция Кара названо карианство — современное рационалистическое мировоззренческое течение, основанное на принципах неопозитивизма и постмодернизма (Лукреций, Кар Тит. О природе вещей / пер. с лат. Рачинского И. - М.: М. и С. Сабашниковы, 1913; Тит Лукреций Кар. О природе вещей / пер. Петровского В. А., вступ. ст. Асмуса В. Ф. – М.;Л.: ACADEMIA, 1936; в. 5, п. 2)

Наряду с такими древними книгами, как «Илиада», «Одиссея», Библия, популярными являются священные книги иудеев Тора  и Талмуд.Ветхий Завет у иудеев состоит из 22 книг (причем «22» у евреев считается священным числом). Согласно традиционной религиозной точке зрения, текст Торыбыл записан Моисеем со слов Всевышнего. Многие столетия Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколение, пока не была записана во II в. в виде Мишны, а позднее - в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд (в пер. «учёба», «учение»). Текст Ветхого Завета был переведен с иврита на латынь Иеронимом Стридонским.В России из-за существования черты оседлости книгопечатание еврейских текстов было распространено мало. Лишь в 1880 г. вышло первое издание Талмуда в Вильно, после чего появилось первое еврейское издательство на улице Покровке в Москве, просуществовавшее до 1948 г. (Тора; Талмуд / пер. Переферкович Н.  – СПб.: П. П. Сойкин, 1903. – Т. II. Книги 3-4; в. 6, п.4)

 

К VI—VII вв. относится начало византийской литературы — литература Византийской империи. Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийские сказания принадлежат к памятникам мирового зна­чения. Распространившись по всему восточному и западному христиан­скому миру, они обогатили литературы-преемницы и оказали влияние на ход их развития (Византийские легенды. – М., 1972 (серия «Литературные памятники; в. 6, п.5) . Особенно велика была роль византийских ска­заний в славянских странах, в частности на Руси и в России нового вре­мени: их прилежно переводили древние русские агиографы и использо­вали в своем творчестве многие русские писатели — Радищев, Герцен» Достоевский, Толстой, Гаршин, Лесков, Ремизов и др.
Как это присуще литературе далекого прошлого, в византийских ска­заниях два слоя — живой, выдержавший испытание временем, и мерт­вый, т. е. принадлежащий только эпохе их создания.

 «Повесть о Дросилле и Харикле» — стихотворный любовный роман византийского писателя Никиты Евгениана, написанный в XII в..

Дросиллы и Харикла здесь содержатся
Побег, скитанья, бури, грабежи и плен,
Враги, тюрьма, пираты, голод и нужда,
Темницы мрак ужасный, даже солнечным
Лучам в неё проникнуть запрещающий,
Ошейник, из железа крепко скованный,
Разлуки тяжкой горе нестерпимое,
Но после все же бракосочетание

Дросилла и Харикл знакомятся на Дионисийских празднествах, влюбляются друг в друга с первого взгляда и совершают побег. По дороге они попадают к диким племенам парфян. Харикл выдает себя за брата Дросиллы, и парфянский царевич Клиний, влюбившийся в Дросиллу, пытается использовать Харикла, чтобы добиться взаимности девушки. Затем на парфян нападают арабы, и Клиний погибает в схватке с ними. Арабы увозят молодых людей в качестве пленников, но Дросилла, зацепившись за ветку дерева, падает с повозки в обрыв. Харикл считает её погибшей. С этого места приключения Дросиллы и Харикла разделяются, и после многих перипетий они встречаются случайно в глухой деревне, в доме старой крестьянки Мариллиды. Следует завершающий роман эпизод счастливой свадьбы (Евгениан Н. Повесть о Дросилле и Харикле М.: ​Наука, 1969.— 157 с.— (Литературные памятники); в. 6, п.5)

 

Витрины №№ 6-9. Литература средних веков

Средневековая литература берёт своё начало в поздней античности (IV—V вв.), а завершается в XV в. Самыми ранними сочинениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I в.), работы Августина Блаженного (Избранные сочинения Блаженного Августина, епископа иппонийского. Ч. 4. М., 1786; Августин Аврелий. Исповедь. – СПб, 2013; в.7, п. 1), Антония Великого(Антоний Великий основатель отшельнического монашества. – М., 2012; в. 6 п. 4), перевод Библии на латинский язык и другие европейские языки языки ( Bibelen, get er: Hellige Skrifts Boger. – Kjobenhaun, 1896 / Библия, т. е. Священное Божье Писание – Копенгаген: Издание Датского Библейского общества, 1896 (дат. яз.); Dichter Anton. Wir ziehen zur Mutter der Gnade. – New-York, Cincinnati? Chicago: Benziger Brothers, 1904 / Поэт Антон. Мы предпочитаем Матерь Милосердия. - Нью-Йорк, Цинциннати, Чикаго: Benziger Братья 1904 (нем. яз.); в. 7., п.1). Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством. Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII вв. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию — Возрождение (Ренессанс) — проходит в Италии в XIV в., в других странах Западной Европы — в XV в.

Младшая Эдда, Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или просто Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написано в 1222—1225 гг., задумано как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии (СПб.: Наука, 2006 (Серия «Литературные памятники»; в. 7, п.1).

В серии «Литературные памятники» были изданы «Жизнеописания трубадуров» (М.: Наука, 1993; в.7. п.1). В издании подлинные средневековые жизнеописания трубадуров (XII-XIII вв.) впервые сопровождаются полным переводом еще одного, несколько более позднего памятника, непосредственно с ними связанного и, при всех присущих ему элементах мистификации, сыгравшего не меньшую, а, может быть, и большую роль в формировании европейских представлений о куртуазной культуре. Речь идет о «Жизнеописаниях древних и наиславнейших провансальских пиитов» Жана де Нострдама (брата знаменитого астролога), вышедших в Лионе в 1575 г. Кроме того, в книге  находятся обширные Дополнения, посвященные преломлению и развитию ряда сюжетов жизнеописаний трубадуров как в современной им литературе, так и в позднейших произведениях

Изящным изданием является «Французская средневековая лирика» (М.: Книга, 1990; в.7. п. 2),иллюстрированная эстонским художником Яном Таммсааре, которого часто сравнивают с Босхом. В сборнике большей частью представлена куртуазная (любовная) лирика.  Однако наряду с этими жанрами в сборнике есть и ткацкие песни, лиро-эпические романсы, песни о крестовом походе, пропагандирующие идею организации крестового похода.
Дошедшие до нас произведения французской куртуазной лирики приписаны определенным авторам. Напротив, ткацкие песни и песни о крестовом походе по большей части анонимны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.