Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Витрины №№ 7-12 Литература Возрождения



«Поэзия вагантов»- безымянное творчество веселых бродячих школяров, которых так чтили романтики. Представленное на выставке издание является первым полным изданием вагантов на русском языке (М.: Наука, 1975 (Серия «Литературные памятники»); в. 7, п.2).

«Легенда о Тристане и Изольде» (М.: Наука, 1979 (Серия «Литературные памятники»); в.7. п.2) относится к числу наиболее популярных произведений западноевропейской литературы. Возникнув в кельтской народной среде, легенда вызвала затем многочисленные литературные фиксации, сначала на валлийском языке, затем на французском, в переработках с которого она вошла во все основные европейские литературы, не миновав и славянских.

Еще одна любовная история издана в Москве в 1935 году издательством «Academia». «Окассен и Николет» - анонимная повесть в прозе и стихах, созданная около 1200 г. Куртуазная идиллия сочетается в ней с пародией на феодальные нравы. Главные события происходят в провансальском замке на Роне. Единственный сын графа де Бокера Окассен страстно любит Николет, похищенную в детстве сарацинами и проданную затем одному из местных аристократов. Попытки графа разлучить влюбленных вызывают открытый отпор Окассена, и после многих невзгод молодая пара воссоединяется (в.7, п.2)

«Кентерберийские рассказы» — произведение поэта Джеффри Чосера, написанное в конце XIV в. на среднеанглийском языке; не завершено. Указывается главным его произведением. Представляет собой сборник из 22 стихотворных и двух прозаических новелл, объединённых общей рамкой: истории рассказывают паломники, направляющиеся на поклонение мощам святого Томаса Беккета в Кентербери и описанные в авторском прологе к произведению. По замыслу Чосера, каждый из них должен был рассказать четыре истории (две по пути в Кентербери и две по дороге обратно). Рассказчики относятся ко всем слоям средневекового английского общества: среди них есть рыцарь, монах, священник, врач, мореход, купец, ткачиха, повар, йомен и пр. Их истории частично восходят к традиционным новеллистическим сюжетам (использованным, в частности, в «Книге благой любви» Хуана Руиса и «Декамероне» Боккаччо), частично носят оригинальный характер. Рассказы паломников весьма разнообразны по тематике, часто связаны с темой любви и предательства; некоторые из них сатирически изображают злоупотребления католической церкви. Литературное мастерство Чосера проявляется и в том, что в новеллах отражены индивидуальные черты и манера речи рассказчиков. По Закону Комстока «Кентерберийские рассказы» были запрещены к распространению в США, и даже сейчас печатаются с сокращениями по причине непристойности (М.: Книга, 1980; в.7, п.2)

Витрины №№ 7-12 Литература Возрождения

Литература эпохи Возрождения (Ренессанса) занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.

У начала XVI века и у начала следующего стоят два великих литературных памятника: это «Утопия» Томаса Мора и «Novum Organum» Фрэнсиса Бэкона.

Томас Мор — типичный представитель английского гуманизма. Его «Утопия» — общественная организация, построенная в духе идеалов гуманизма. Её цель — счастье человека, благосостояние всей общины. В его общине нет собственности, господствует обязательный труд для всех её членов, чередуются работа в городе и в деревне, установлена полная религиозная терпимость, благодаря идеальной организации общества отсутствуют преступления, и т. д. (в. 7, п. 4)

Произведение Бэкона — книга, от которой можно вести развитие позитивной мысли. Автор исходит из наблюдения и опыта как источников познания истины, считает, что не знает того, что лежит за их пределами (в. 7, п. 5)

Глубочайшим выразителем идей Возрождения, интересов к земной человеческой природе, к человеческой личности, к её страстям и чувствам, к личности инициативной, предприимчивой, борющейся за лучшее место в жизни был Уильям Шекспир(1564-1616) (в. 12). Человеческие страсти  —любовь («Ромео и Джульетта»); ревность («Отелло», «Зимняя сказка»); властолюбие («Макбет»); мстительность и алчность («Венецианский купец»); самодурство, неблагодарность, раскаяние («Король Лир»); меланхолия,жажда справедливости («Гамлет») — озарены гениальным драматургом так глубоко, что до последнего времени шекспировский театр остаётся непревзойдённым материалом для актёрской игры.

Для французской литературы XVI в. характерно соединение средневековых, ренессансных, маньеристических и барочных элементов. Идеи гуманизма и Реформации нашли себе высокую покровительницу в лице Маргариты Наваррской, сестры Франциска I. Истинным выразителем гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» (в.7,п.4). В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь.  Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье и Монпелье. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности. В 1532 г. под псевдонимом Алькофрибас Насье Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля». В 1534 г. последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 г. под его настоящим именем, также была запрещена.

Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги. Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах. Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Одним из отличительных признаков гуманизма ΧVI в. был живой интерес к национальным языкам. Пьер де Ронсар, Этьен Жодель, Жан-Антуан Де Баиф,Реми Белло, Понтюс де Тиар и дю Белле начинают собой новый период литературной истории Франции.

В салоны проникла народная сказка в изящном изложении . Так, Шарль Перро(1623 — 1703) выпустил свои «Сказки матушки Гусыни» (1697) (в.12, п.5)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.