Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Витрины №№ 24-26. Литература Серебряного века



Виктор Мари Гюго (1802— 1885) был представителемромантизмаво Франции.  Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников он прежде всего великий национальный поэт, реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот, политик-демократ. Знатокам он известен как незаурядный мастер графики. Но есть основное, что определяет эту многогранную личность и одушевляет ее деятельность, - это любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к милосердию и братству. В 1831 г. Гюго публикует «Notre Dame de Paris» («Собор парижской богоматери») (в.15, п.4) шедевр романтического романа. В нём он перелистал книгу веков, дал контраст чудовищного (Квазимодо) и прекрасного (Эсмеральда). Поднял чудовищное до прекрасного и пришёл к торжеству добра. Он изобразил великое прошлое аристократии, но узрел его глазами демократа времен Июльской революции. Он увидел там не королей и рыцарей, не аристократов и принцесс (они даны в ничтожном Фебе и его жалких родственницах), он увидел цыганку и звонаря, он над кардиналом вознёс нидерландских купцов – пионеров буржуазного порядка. В этом стремлении поднять людей из народных низов до трагических высот – ключ к художественным приёмам Гюго. Необходимо было отвергнуть каноны классиков с теми социальными слоями, которые обслуживала литература классицизма. В автобиографическом эссе «Post-Scriptum» (написанное после) моей жизни» В.Гюго рассуждает о жизни, смерти, литературе, писателях и др. (Post-Scriptum (написанное после) моей жизни посмертное произведение Виктора Гюго (с французского) / В. Гюго. - Санкт-Петербург: Изд.редакции Нового Журнала Иностранной литературы,1902.; Гюго В. Девяносто третий год. – Минск, 1956; в.15, п.5).

Английский писатель шотландского происхожденияВальтер Скотт (1771-1831) обнаруживает, как и два великих поэта, тенденцию к старине. Он был создателем исторического романа («Айвенго», «Роб-Рой», «Квентин Дорвард», «Тамплиеры» и др.), в котором умел соединять правдоподобие и реализм с богатой романтической фантастикой и изображать наиболее драматические моменты национальной истории Шотландии и Англии (в.16, п.1)

Выдающийся американский писатель-романтикВашингтон Ирвинг (1783—1859) , которого часто называют «отцом американской литературы» - наибольшую известность получил за рассказы «Рип ван Винкль» и « Легенда о Сонной лощине». В честь Ирвинга названа улица в Нью-Йорке (Ирвинг В. Рассказы и легенды; в.16, п.1).

Евгению Абрамовичу Баратынскому (Боратынский; 1800-1844) принадлежит заслуга в оригинальной разработке жанров элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»); поэмы («Эда», «Бал»), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной (Баратынский Е.А. Сочинения. – Казань, 1884; Баратынский Е.А. Лирика. – М., 1964; в.16, п.2).

Особняком от пушкинской плеяды стоитФёдор Иванович Тютчев(1803-1873), поэт – мыслитель, он достигает удивительного единства мысли и чувства. Тютчев посвящал свои лирические миниатюры изображению связи человека и природы (Тютчев Ф.И. Лирика. – Т.II; 1965. – Т.I; Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.,1978; Тютчев Ф.И. Есть в ней душа. – Челябинск, 1982; Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М., 1989; Тютчев Ф.И. Собрание сочинений, 2003;   в.16, п.3) .

Владимир Иванович Даль (1801-1872) нередко подписывал свои произведения «Казак Луганский». И это не случайно – он родился в местечке Лугань.  Его отец, Иван Матвеевич Даль (Jochan Christian von Dahl), родом из Дании, прошёл курс наук богословского, а затем врачебного факультета в Германии. Мать В.И. Даля -  Мария Христофоровна Фрейтаг – свободно  владела пятью языками. Её мать, бабушка Владимира Ивановича, Мария Ивановна Фрейтаг, из рода французских гугенотов де-Мальи, занималась русской литературой. Известны её переводы на русский язык С. Геснера и А.В. Иффланда. В возрасте тринадцати с половиной лет В. Даля отвезли учиться в Петербургский морской кадетский корпус. В 1817 г.  во время учебного плавания Даль посетил Данию, о чём спустя много лет вспоминал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Большое значение в его жизни имела встреча с А.С. Пушкиным. В 1833 г. он сопровождал поэта по пугачевским местам. 28 января 1837 г., узнав о трагической дуэли Пушкина с Дантесом, Даль неотлучно дежурит у его постели. После смерти поэта Даль получил из рук Натальи Николаевны простреленный сюртук и знаменитый перстень-талисман. С 1845 г. Даль начинает работу над «Толковым словарем живого великорусского языка», который был издан в 1861-1867 гг. Это издание сделало имя бессмертным (Луганский И. (Даль В.). Повести, сказки. – СПб, 1846. – Ч.1, 3, 4; Даль В.И. Полное собрание сочинений. – СПб.; М., 1897. – ТТ.I-II; Даль В.И. (Казак Луганский). Повести. Рассказы. Очерки. Сказки. – М.; Л., 1961; в.16, п.4).

Иван Васильевич Киреевский(1806-1861) - один из основателей славянофильства полагал, что России необходимо заимствовать просвещение с Запада - но только для того, чтобы Россия могла стать во главе человечества и приобрести всемирно-историческую роль.(Киреевский И.В. Полное собрание сочинений.- М., 1911.- Т.1; в. 16, п.4) 

Один из крупнейших французских лириков XIX в., поэт-романтик Альфред Мюссе (1810—1857) дебютировал со сборником «Испанские и итальянские повести» (1829). Автор поэм «Уста и чаша» (1831), «Намуна» (1931), «Ночи» (1835—1837), исторической драмы «Лоренцаччо» (1934), комедий «Любовью не шутят» (1834), «Не надо биться об заклад» (1836), «Каприз» (1837) и др. Глубиной психологического анализа выделяется роман «Исповедь сына века» (1836) – обобщенный портрет молодого поколения эпохи Реставрации. Автор коротких пьес «Комедии и притчи» (1840). Мюссе часто называют французским Байроном. Как и автор «Паломничества Чайльд Гарольда», он находился в разладе с окружающей его действительностью. Первый сборник стихотворений Альфред выпустил в двадцать лет. Вскоре были поставлены его первые драматические произведения, а небольшие по объему романы сделали Мюссе любимым писателем Франции (Premier poesies de Alfred de Musset. 1829-1835.-Paris, 1865;  Мюссе А. Избранные произведения. –М., 1957; в.16, п.5).

Николай Васильевич Гоголь(1809 — 1852)завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим формам – повести и роману. Литературную известность Гоголю принёс сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 —1832)(М.; Л, 1931; в.17, п.3)), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (1835) открывают реалистический период творчества Гоголя Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842) (Свердловск, 1985; в.17, п.2), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Похождения Чичикова или Мёртвые души» (1-й том — 1842)(М., 1846; в.17, п.3; М., 1952; М., 1953; в.17, п.1; / ил. В.Горяева.- М.: Художеств. лит-ра, 1981) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852  г. Гоголь сжёг рукопись 2-го тома «Мёртвых душ». Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе (Гоголь Н.В.Ревизор.- М., 1952; Гоголь Н.В. Майская ночь. – М., 1953;  Гоголь Н.В. Старосветские помещики.- М., 1983; Гоголь Н.В. собрание сочинений, 1983. _ Т. III-VII; в.17,п. 1; Гоголь Н. В. Сочинения / ред. Н.С. Тихонравова. СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1893. – Т. I; Гоголь Н. В. Иллюстрированное издание сочинений / под ред. Евгения Ляцкого.– СПб, Народная польза, 1902. – Т. IV; Невский проспект. – М.; Л., 1952;  Мёртвые души.- М., 1981; Гоголь Н.В. Афоризмы. – СПб, 2010; в.17, п.2; Гоголь Н. В. Сочинения, 1856. – Т. VI; Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. – М., 1862. – Т. I; Гоголь Н. В. Сочинения / ред. Н.С. Тихонравова. СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1893. – Т. II-V, VII; Гоголь Н.В. Сочинения. – СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1901.- ТТ. VII-VIII; Гоголь Н.В. Сочинения в одном томе.- СПб.: Изд.Ф.Павленкова, 1911; Гоголь Н.В. Собрание сочинений в трех томах / под ред. Л.Б.Каменева и В.И. Соловьева.- М.: Л.: Художеств. лит-ра, 1931. (Приложение к журналу «Красная Нива» на 1931 год) – Т.I Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. / биогр. очерк Н.С.Ашукина, вст. ст. Н.К. Пиксанова; Гоголь Н.В. Петербургские повести. – Л.:Лениздат, 1953; Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего.- М.: Художеств. лит-ра, 1960; в.17, п. 3).

Александр Иванович Герцен (1812-1870) был не только мыслителем и революционером, но и занимательным писателем. В романе «Кто виноват?» (1848) Герцен показывает, как коверкает жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции, изображённые в романе, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей борьбы с ними и не имеют сил для этой борьбы. Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашёл такую форму в своих замечательных мемуарах «Былое и думы» (1850-1860-е гг.). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен – блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики (Герцен А.И. Сочинения. – СПб., 1905. – Т.VII;  Исторический сборник А.И. Герцена и Н.П. Огарева. – М., 1971; в.17, п.5)

Александр Николаевич Островский(1823-1886) родился в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский, испанский языки. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. и поступил на юридический факультет Московского университета (1840 - 1843). Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т.Грановский, М.Погодин. Стремление к литературному творчеству совпадает со страстным увлечением театром, на сценах которого выступали в то время великие актеры М.Щепкин и П.Мочалов. Островский оставляет университет - юридические науки его перестали интересовать, и он принимает решение всерьез заняться литературой. Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд. Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. была написана комедия «Свои люди - сочтемся!»,принесшая признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем I, а Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского», включающий 47 пьес различных жанров. В 1850 г. становится сотрудником журнала «Москвитянин», входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны«Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850).В 1851 г. Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии«Бедная невеста»(1851),«Не сошлись характерами»(1857).Но в 1853, отказываясь от «жесткого» взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас». Последовали комедии: «Не в свои сани не садись»(1852),«Бедность не порок»(1853),«Не так живи, как хочется»(1854). Н.Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции. На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные записи, изучал жизнь местного населения. В 1855 – 1860 гг., в предреформенный период, сближается с революционными демократами, приходит к некому «синтезу», вернувшись к обличению «властителей» и противопоставляя им своих «маленьких людей». Появляются пьесы: «В чужом пиру похмелье»(1855),«Доходное место»(1856),«Воспитанница»(1858),«Гроза»(1859).Добролюбов восторженно оценил драму«Гроза»,посвятив ей статью«Луч света в темном царстве»(1860). В 1860-е гг. Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники«Тушино»(1867),«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (СПб, 1867; в.18, п.1) ,психологическая драма«Василиса Мелентьева»(1868). В 1870-е гг. рисует жизнь пореформенного дворянства:«На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги»(1870),«Лес»(1871),«Волки и овцы» (1875).Особое место занимает пьеса«Снегурочка»(1873) (М., 1954; в.18, п.1),выразившая лирическое начало драматургии Островского. В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870 -1880 гг.:«Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др.Умер А.Островский 2 июня (14 н.с.) 1886 в имении Щелыково(Островский А.Н. Полное собрание сочинений. – СПб., 1885.- Т. VIII; Островский А.Н. Бедность не порок. – Пг., 1919; Островский А.Н. Полное собрание сочинений. - СПб. – Т. X; Островский А. Н. Дневники и письма. – М.; Л., 1937; в.18, п. 1).

Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) в цикле рассказов «Записки охотника» (1847 — 52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859) (М., 1963; в.18, п.2), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872)(М.; Л., 1962; в.18, п.2)  созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских крестьян за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа. Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур (Тургенев И.С. Сочинения. – М., 1869.- Ч.1; Тургенев И.С. Письма.- М., 1900; Гончаров И.А. и И.С. Тургенев. – Пб.:Academia, 1923; в. 17, п. 4; Тургенев И.С.Полное собрание сочинений.- СПб., 1913 – Т.IX; Тургенев И.С. Записки охотника. – ОГИз, 1949; Тургенев И.С. Сочинения. М.; Л., 1962. – Т.III; в.18, п.2).

Неприятие социальных катастроф было свойственно и русскому поэтуАфанасию Афанасьевичу Фету (Шеншину)(1820-1882). Основные темы лиричных стихов Фета — природа и любовь. Предметом лирики Фета становится душевный мир человека (Фет А.А. Полное собрание стихов. – СПб, 1901; 1912. – ТТ.I-II; Фет А.А. Вечерние огни. – М., 1984;  в.18, п. 3).

Русский поэт Яков Петрович Полонский (1819-1898) был, по словам критика Ю. Айхенвальд, замечательно искусным версификатором, и порою для него как бы не существовали технические усилия и трудности размеров и рифмы. Непринужденно и легко, будто разговорная речь, льётся у него простой, ненарядный и часто недорогой стих. Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах. Многие стихи Полонского положены на музыку А.С. Даргомыжским, П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым, С. И. Танееевым, А.Г. Рубинштейном, М.М. Ивановым и стали популярными песнями и романсами. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 г., стала народной песней (Полонский Я.П. Полное собрание сочинений. –СПб., 1896.- Т.I;, V;  Полонский Я.П. полное собрание стихотворений. – СПб., 1896; в.18, п.3)

С середины XIX в. происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I.

Русский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848 —1930) —родился в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург. Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий. В Петербурге (1860—1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Н.А.Некрасова, А.В. Кольцова, И.С.Никитина, Л.Н. Толстого и др. В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни. Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство», «Пробуждение» и др., в том числе тверских — «Тверской вестник» (1878—1882). Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 г. «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин, который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой». Академия наук назначила в 1903 г. Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 г. — премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866—1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 г. — почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря». Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул её, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов(1924) (Дрожжин С.Д. Стихотворения.- М., 1907; в.18, п. 3).

Творчество великого преемника Пушкина Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) отмечено пафосом отрицания современной ему действительности. Трагическое начало жизни отразилось в творчестве темой одиночества, мятежа. В годы ученичества Лермонтов  испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько «байронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата»);в 1829 г. задумывает поэму«Демон» (М., 1964; в.18, п.4),  над которой будет работать почти до конца жизни.1830 -1831 гг. - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма«Странный человек» -своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода. 4 ноября 1832 г. он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». По окончании Школы в 1834 г.произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы«Маскарад»(1835)(1949; в.18, п.4),начинает роман– «Княгиня Лиговская»,в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение«На смерть поэта»,а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 г. поэт был арестован по делу «о непозволительных стихах». Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье».Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино», и появляется«Бородино»,опубликованное в «Современнике»в 1837 г. Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе«Герой нашего времени»(1838) (в.18, п.4).Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова - одаренного живописца. В январе 1838 г. приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму «Тамбовская казначейша»,вскоре опубликованную в «Современнике». В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой,«Песня про царя Ивана Васильевича...» (М., 1977; в.18, п.4)

К началу 1839 г. сближается с редакцией «Отечественных записок», издававшихся А.Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов», - объявляет Белинский.В марте 1840 за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию на Кавказ. Участвует в военных действиях, «исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».В начале февраля 1841 г., получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе. Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. В записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи:«Спор», «Сон», «Утес», «Тамара», «Листок», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»идр. Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н.Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 г.. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», - напишет Белинский. Поэт был убит.Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе(Лермонтов М.Ю. Мцыри. – М., 1961; 1984; Венок поэту, 1976; в.18, п.4).

Чарльз Диккенс (1812-1870), наиболее прославленный писатель XIX в.,  развёртывает широкую картину жизни буржуазно-капиталистического общества в своих известных романах: «Тяжёлые времена», «Давид Копперфильд», «Домби и Сын», «Пиквикский клуб», «Николай Никкльби» и др., создаёт галерею типов капиталиста. Он даёт потрясающие картины сухости, жадности, жестокости, невежества и эгоизма капиталистов. Его цель — трогать человеческие сердца зрелищем страдания, а не будить ненависть и звать к восстанию (Диккенс Ч. Святочные рассказы, 1852. – Ч.1-2; Dickens C. The life…- Boston, 1872; Dickens C. The Adventures of Oliver Tvist. – London; Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. – М.; Л.: ACADEMIA, 1933.- Т.I; Комментарии к «Посмертным запискам Пиквикского клуба»  С.Диккенса.- М.; Л.: ACADEMIA, 1934; в.18, п.5).

Реформатором в поэзии стал американский авторУот Уитмен(1819-1892), который создает новый, свободный ритм стиха, без рифмы. Идеи Уитмена и его свободный стих, его поэтика оказали огромное влияние на поэзию Э.Верхарна и В.В. Маяковского (Уитман, У. Побеги травы / пер. с англ. и пред. К.Д. Бальмонта. М.: Книгоизд. «Скорпион», 1911; в.18, п.5)

ПрозаикМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин (псевдоним — Н. Щедрин) (1826 — 1889) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в «...годы... самого разгара крепостного права», в одном из глухих углов «Пошехонья». Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя. Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 г. переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. В 1844 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. «...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...» — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества. Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848 г. Писатель был выслан в Вятку за «...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...». В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 г. был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя. В конце 1855 г., после смерти Николая I, получив право «проживать где пожелает», возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 гг. были написаны «Губернские очерки»,изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.
В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 — 1858 гг. являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.В эти годы появились рассказы и очерки(«Невинные рассказы»,1857;«Сатиры в прозе»,1859 — 1862), а также статьи по крестьянскому вопросу. В 1862 г. писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х. В 1864 г. Салтыков вышел из редакции «Современника». Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу. В 1865 — 1868 гг. Салтыков возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу«Писем о провинции»(1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 г. был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 г. пишет«Историю одного города» —вершину своего сатирического искусства. В 1875 — 1876 гг. лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. В 1880-е гг. сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске:«Современная идиллия»(1877 — 1883);«Господа Головлевы» (1880);«Пошехонские рассказы»(1883) . В 1884 г. журнал «Отечественные записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале «Вестник Европы». В последние годы жизни писатель создал свои шедевры:«Сказки»(1882 — 1886);«Мелочи жизни»(1886 — 1887);автобиографический роман «Пошехонская старина»(1887 — 1889) (1959; в.19, п.1). За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения«Забытые слова»,где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество... другие там еще...» (Салтыков П.Е. Полное собрание сочинений. – Т. IX; Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные сочинения. – М.; Л., 1947;  в.19, п.1)

Первый поэтический сборникАполлона Николаевича Майкова(1821-1897) вышел в 1842 г. и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование, неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех. Во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847) выражены впечатления от поездки по Италии .
В эти годы сблизился с Белинским и его окружением — Тургеневым и Некрасовым, посещал «пятницы» М. Петрашевского, поддерживал близкое знакомство с Ф. Достоевским и А. Плещеевым. Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы. Однако вскоре он противопоставил свое понимание искусства идеям революционных демократов и стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику со стороны Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Добролюбова. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков создал один из лучших переводов «Слова о полку Игореве».
По мотивам истории Древнего Рима он написал философско-лирическую драму «Два мира», удостоенную Академией наук Пушкинской премии в 1882 г. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика: «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др., отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов (Майков А.Н. Стихотворения, 1842; Майков А.Н. Полное собрание сочинений, 1901. – Т.IV; Майков А.Н. Полное собрание сочинений. – СПб., 1914. – Т.II. – Кн. 4;  Майков А. Стихотворения, 1988; в.19, п.3).

Русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) был также заботливым отцом и воспитателем писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых. В конце 1830-х гг. Аксаков уволился с государственный службы, приобрёл именье Абрамцево в 50-и верстах от Москвы. В начале 1840-х гг, однако, начало ухудшаться его здоровье — сначала начал слабеть один глаз, затем второй, и в конце концов он потерял способность писать самостоятельно, диктуя вместо этого свои сочинения дочери Вере. В 1840-х гг. он приступил к написанию «Семейной хроники» (в.19, п.4), а в 1845 г. загорелся новым замыслом — написать книгу о рыбалке. Работа над книгой, по форме представлявшей собой подборку очерков бывалого рыболова, закончилась в 1846 г., и на следующий год она увидела свет под названием «Записки о рыбалке». Критики приняли книгу с единодушным одобрением, в 1854 г. вышло как «Записки об уженье рыбы» её второе издание, переработанное и существенно дополненное, а ещё через два года — третье прижизненное издание(в.19, п.4).Положительные отзывы критиков вдохновили Аксакова в 1849 г. начать в продолжение «Записок о рыбалке» новую книгу — на сей раз об охоте. Книга под названием «Записки ружейного охотникаОренбургской губернии» была напечатана после трёхлетней работы, в 1852 г.у. По стилю она напоминала предыдущую — каждая глава представляла собой законченный очерк. Эта книга также быстро стала популярна, весь её тираж был мгновенно распродан. «Записки ружейного охотника» получили восторженные отзывы критиков. Гоголь писал Аксакову, что хотел бы видеть героев второго тома «Мёртвых душ» такими же живыми, как его птицы. Ему вторил Тургенев, писавший: «Такой книги ещё у нас не бывало»]. Хвалебным был и отзыв Чернышевского:«Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Г. Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным «Запискам ружейного охотника».Книги Аксакова о рыбалке и охоте отличал от многочисленных руководств его времени по этим темам высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги являлась по сути очерком — законченным литературным произведением о каком-либо элементе снаряжения, виде рыб или птиц. Эти очерки включали поэтичные описания природы, точные и запоминающиеся описания рыбьих и птичьих повадок. В этих книгах Аксакова читателя уже привлекал характерный стиль повествования — интимный, полный личных воспоминаний, но одновременно лишённый праздных созерцательных восторгов, нарочитой яркости и контрастности, сдержанный и «будничный». С 1854 по 1856 гг. писатель работал над книгой «Детские года Багрова-внука», подробно показывающей изменение духовного мира героя по мере взросления, книга заслужила репутацию одного из лучших художественных произведений о развитии ребёнка. В качестве приложения Аксаков разместил в книге сказку «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». В дальнейшем эта сказка, представляющая собой очередную литературную обработку сюжета о красавице и чудовище, много раз выходила в печать отдельно, став самым издаваемым произведением Аксакова.

Художник огромного таланта Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойдённые по силе и выразительности картины страданий людей, отвергая революционный путь. Его первая повесть «Бедные люди» (1846) была восторженно встречена Белинским. В это повести Достоевский с глубоким сочувствием изображает страдания «бедных людей», живущих в большом городе, защищает достоинство простого человека, показывает его нравственное превосходство над представителями аристократии. Но уже в этой повести проявились некоторые черты будущих воззрений Достоевского. Он не видит в «маленьком человеке» способности к протесту и борьбе, не верит в возможность активного воздействия на действительность. Молодой Достоевский состоял в кружке Петрашевского и был приговорён в 1840 г. к смертной казни, заменённой каторгой. После отбытия каторги его зачислили на военную службу рядовым. Именно в эти годы писатель пережил внутренний надлом. Он разочаровался в идеалах революционной интеллигенции, объявил революционеров людьми, далёкими от народа, и призвал обратиться к народной правде, основой которой считал смирение, долготерпение, простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист и писатель неоднократно вступал в полемику со ст



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.