Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Александр Александрович Блок (1880-1921) - поэт, чье имя в истории отечественной культуры занимает особое место. Поэт, о котором «надо не говорить, а петь» (К.Федин). Поэт, ставший «трагическим тенором эпохи» (А.Ахматова), «славнейший мастер-символист» Се



Александр Александрович Блок (1880-1921) - поэт, чье имя в истории отечественной культуры занимает особое место. Поэт, о котором «надо не говорить, а петь» (К.Федин). Поэт, ставший «трагическим тенором эпохи» (А.Ахматова), «славнейший мастер-символист» Серебряного века (В.Маяковский), чья жизнь и творчество – «одно из прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности» (К.Паустовский) (Блок А.А. Песня судьбы.- Пб.: Алконост, 1919; Блок А.А.Стихотворения.- М.: Худ. литература, 1979: Ставрополь, 1982; в.25, п.2) . Полная загадок и тайн, символов и знаков, удивительным образом соединяющая в себе мистическое и реальное, - такова поэма Блока «Двенадцать» ([Худож. Н. Калита], Пермь, 1987; Блок А.А. Поэмы.- М.: Детская литература, 1980; в.26, п.2). Книга Блока «Последние дни Императорской власти»написана на документах и материалах, собранных во времия работы в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, и представляет собо картину трагедии Российской Империи(Пб: Алконост, 1921; в.26, п.2)

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934), русский поэт, писатель, литературовед и философ, оказавший большое влияние на русскую литературу Серебряного века.  «Мастерство Гоголя» явилось итоговым трудом в литературоведческом и литературно-критическом наследии Андрея Белого. В ходе непосредственного анализа гоголевских произведений здесь осуществляется постановка масштабных теоретических проблем, вопросов психологии эстетической деятельности, затрагиваются историко-литературные аспекты, связанные со значением творчества Гоголя в эволюции художественного сознания ХIХ — ХХ вв., а также предпринимается выход на интерпретацию собственного творческого опыта(Белый А. Между двух революций. – Л.; Белый А. Северная симфония. – М.: Скорпион, 1904; Белый А. Петербург. Роман.- М.:Никитинские субботники, 1928.- Ч.2; Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». –М.: Федерация, 1929; Белый А. Начало века, М.; Л.: Худ. лит-ра, 1933; Белый А. Мастерство Гоголя.- М.; Л.: Художественная литература, 1934; в. 26, п.3).

Первый советский нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский  (1875—1933) (псевдонимы — Воинов, Анютин, Антон Левый и др.) — унаследовал фамилию от отца, который был внебрачным сыном дворянина Чарналуского и крепостной крестьянки. По традициям того времени «незаконным детям» присваивалась фамилия отца в измененном виде. Луначарский - результат перестановки слогов в фамилии Чарналуский. Луначарский получил хорошее гимназическое образование, в 14 лет познакомился с марксизмом, а вскоре вступил с социал-демократическую организацию. С Октябрьской революции Луначарский в течение 12 лет занимал пост наркомпроса РСФСР, выполняя кроме того ряд ответственных политических поручений партии и правительства (в годы гражданской войны — объезды фронтов по поручению Реввоенсовета Республики; в 1922 — выступление одним из государственных обвинителей на процессе эсеров; в последние годы — участие в качестве представителя СССР в международных конференциях по разоружению и т. д.). В основе философских исканий Луначарского лежит стремление философски осмыслить свою политическую практику. Луначарский работал и над широкой теорией искусства, впервые изложенной им в 1903 г. в статье «Основы позитивной эстетики», перепечатанной без всяких изменений в 1923. Луначарский исходит из понятия идеала жизни, т. е. жизни наиболее могучей и свободной, в которой органы воспринимали бы лишь ритмическое, гармоничное, плавное, приятное; в которой все движения происходили бы свободно и легко; в которой самые инстинкты роста и творчества роскошно удовлетворялись бы. Идеал личности — прекрасной и гармонической в своих желаниях, творческой и жаждущей все растущей жизни для человечества, идеал общества таких людей — это эстетический идеал в широком смысле. Эстетика есть наука об оценке — с трех точек зрения: истины, красоты и добра. В принципе все эти оценки совпадают, но при наличии расхождения между ними единая эстетика выделяет из себя теорию познания и этику. Эстетично все, что дает необычно большую массу восприятий на единицу затрачиваемой энергии. Интересны  попытки Луначарского создать пролетарскую историческую драму. Одна из таких попыток — «Оливер Кромвель» (1920). В этой пьесе автор уделяет большое внимание протектору английской революции (Луначарский А.В. Оливер Твистер. Историческая мелодрамап. – М.Гиз, 1920; Луначарский А.В.Театр сегодня. – М.; Л.:МОДПиК, 1927; в.26, п.4)

12 сентября 1919 г.в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев(1871-1919). Совсем близкая - рукой подать - Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила. Тем не менее были организованы две публичные церемонии прощания - благодаря усилиям М. Горького, особенно остро переживавшего смерть этого большого художника, с которым его лично связывала многолетняя и непростая история дружбы и вражды. Ему же мы обязаны и «Книгой о Леониде Андрееве» (Пг.- Берлин, 1922), собравшей воспоминания самого Горького, Чуковского, Блока, Белого, Чулкова, Зайцева, Телешова и Замятина. Этот документ литературной жизни стал теперь библиографической редкостью,- как и сборник памяти Леонида Андреева «Реквием», выпущенный в 1930 г. сыном писателя Даниилом и В. Е. Беклемишевой. Судьба же андреевского литературного наследия оказалась более чем незавидной. В 1930 г. вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом - долгие годы умолчания.Столь же скорым стало забвение и в противоположном русском лагере - в эмиграции. Вадим Леонидович Андреев, проведший всю жизнь за границей, вспоминал: «..Большинство лучших вещей отца этого (последнего.- А. Б.) периода было напечатано уже только после его смерти в эмигрантской печати и не заслужило ни одного, буквально ни одного отзыва. Вообще в эмиграции Андреева не любили». "Если о нем иногда и писали,- добавляет В. Андреев,- то всегда иронически или высокомерно-презрительно, и обязательно поминали о том, что Андреев был горьким пьяницей».Второе «открытие» творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 г., с выходом сборника «Рассказов».

Пьеса «Царь Голод» (1908) была написана Андреевым в Финляндии, где он после первой русской революции построил дом. В «Царе Голоде» Андреев, отвлекшись от судьбы отдельной личности, вышел на новый уровень обобщений и обратился к абстракциям социальным (классы и классовая борьба) и надсоци-альным (извечные и неподвластные людям силы природы - Время, Смерть, Голод).  Понять смысл пьесы вновь помогает любимая книга Леонида Андреева – «Мир как воля и представление» Шопенгауэра. В Царе Голоде персонифицируется не что иное, как мировая воля, движущая всем живым в природе. В этой пьесе мы не найдем эстетического идеала Леонида Андреева - здесь нет Человека, нет свободной личности; общество же - это вечная жертва Времени, Голода и Смерти.  Этот период исканий (и участившихся творческих неудач) обозначил начало заката славы Леонида Андреева. Гнетущая атмосфера непонимания, которую Андреев ощущал вокруг себя все явственнее, еще сильнее сгустилась с началом мировой войны. В прошлом активный пацифист, он вдруг стал не менее активным «оборонцем». Вера в благость этой войны была в действительности самовнушением, «системой успокоения»,- и первым случаем в жизни писателя, когда он сознательно принял определенную идеологическую «программу», примкнул к «партии». Помимо публицистики («В сей грозный час», «Гибель»и др.) (Андреев Л. Гибель.- Пг.. 1917; в.26, п.4), Андреев пишет на военную тему ряд художественных произведений «Оборонческая» активность, спасавшая Андреева в годы войны от «ужасов всего проблематического», привела его в редакцию вновь созданной газеты «Русская воля». Он буквально хватается за предложение возглавить в ней отделы беллетристики, критики и театра,- несмотря на дурную репутацию нового печатного органа, организованного депутатом IV Государственной думы, затем министром внутренних дел А. Д. Протопоповым. Февральская революция, открывшая России путь к возрождению, стала для Андреева настоящим «праздником души». Но возбуждение это продолжалось недолго. «Огромное, темное - российское стадо - и несколько мерзавцев, честолюбцев, делателей карьеры»,- такой стала представляться писателю действительность к осени 1917 г. Постепенно наступило разочарование в журналистской и издательской работе. Накануне Октябрьской революции «Русская воля» была продана, и Андреев вернулся из Петрограда на Черную речку, вскоре ставшую частью независимой Финляндии. Наступил последний, самый тяжелый период в жизни писателя. Из России перестали поступать гонорары от проданных книг и театральных постановок; не было ни средств к существованию, ни сил для творчества. Трагедия последнего года жизни Леонида Андреева была трагедией его полной изоляции от России и его невыносимой любви к ней. Снова он бросился в политику, оказался в чуждой, враждебной ему среде банкиров и помещиков и с ними был вынужден делить свою боль, свою утрату. Призыв к гражданам союзных держав спасти Россию («S.O.S.», февраль 1919 г.), затем поиски контактов с «Северо-западным правительством» Юденича - все эти шаги отчаяния приближали конец; все чаще случались сердечные приступы. 12 сентября 1919 г. в деревне Нейвола, куда семья писателя перебралась из-за близости фронта, Андреев умер от кровоизлияния в мозг.

Английский писатель-юморист Джером Клапка Джером (1859-1927)в 1891 г. написал роман «Дневник одного паломничества», основанный на реальной истории из его жизни. Приятель писателя, действительно, увлёк его идеей отправиться в паломничество, дабы насладиться лицезрением редкостной и подлинной мистерии, тем более, совсем задаром. Писатель признаётся, что последнее обстоятельство его окончательно очаровало и вынудило согласиться. Джером заявляет, что его не тревожит мнение публики, он просто отправляется в очередное путешествие. И вот тут-то за каждым поворотом, на каждой остановке, в быте и нравах иностранцев находит массу комичного и потешного (Джером К. Джером. Собрание сочинений. – СПб., 1901; Джером К. Джером. Искусство нравиться женщинам. – СПб, 1901; Джером К.Джером. Дневник одного паломничества / пер. Мурахиной-Аксеновой Л.А.- М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1912; Джером К. Джером. Избранные произведения. – М.: Худ. лит-ра, 1957.- Т.I; в.26, п.5). В 1899 г. Джером К. Джером посетил Россию; свои впечатления описал в статье «Русские, какими я их знаю» (в 1906 г. издана на русском языке под названием «Люди будущего»).

Российское осмысление творчества немецкого драматурга, лауреата Нобелевской премии за 1912 г. Герхерта Иоганна Роберта Гауптмана (1862- 1946) началось в конце XIX в., а именно с 1889 г., практически сразу же после премьеры его первой пьесы «Перед восходом солнца» в берлинском «Freie Biihne». В отечественных журналах и газетах появляются многочисленные критические статьи, рецензии на спектакли по произведениям немецкого драматурга, которые, в свою очередь, активно переводятся на русский язык (Гауптаман Г. Полное собрание сочинений. – СПб., А.Ф. Маркс, 1908.-Т. I; Гауптман Г.И.Р. Полное собрание сочинений.- М.Изд-во В.М.Саблина, 1911.- ТТ. V, X;  Гауптман Г. Крысы. – М.: Искусство, 1958; в.26, п.5).Проблема «одиноких» предстает в драмах писателей в разных ракурсах, считает исследователь. Рассматривая творчество Гауптмана скорее в рамках романтизма, у него изображается герой-индивидуалист, противопоставленный обществу, возвышающийся над ним.

 «Смерть в Венеции» — новелла немецкого писателя, эссеиста, мастера эпического романа, лауреата Нобелевской премии по литературе (1929) Пауля Томаса Манна (1875-1955) Впервые новелла была опубликоваа в 1912.г. В новелле рассказывается, как Густав фон Ашенбах, упорный и трудолюбивый писатель, получивший ещё при жизни широкое признание, прибывает в Венецию и поселяется на острове Лидо. В отеле он встречает мальчика Тадзио, члена польской аристократической семьи, необыкновенно прекрасного, и платонически влюбляется в него. В Венеции из-за сирокко начинается эпидемия холеры. Семья Тадзио собирается уезжать из отеля. Ашенбах в последний раз встречает Тадзио. Сидя через некоторое время в кресле на пляже, Ашенбах наблюдает за купающимся Тадзио. Перед тем как войти в море, Тадзио оборачивается в сторону писателя и смотрит на него. Пытаясь встать, Ашенбах падает в кресло. Через несколько минут его обнаруживают мёртвым. В новелле Манн показал  историю о «страсти как помрачении рассудка и деградации (Манн Т.Смерть в Венеции.-М.: Современные проблемы, 1915; в.26, п.5). Однако известность к Т. Манну пришла  тогда, когда в 1901 г. вышел его первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Манн описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи все менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как-то: бережливость, усердие и обязательность, и все больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата смысла жизни и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода (Манн Т. Полное собрание сочинений. – М.: современные проблемы, 1910. – Т.IV. Семейство Будденброков. Ч.2; в.26. п.5)

В период, который в русской литературе получил название «Серебряный век», многие из авторов подвергали осмыслению творческий процесс. Русский поэт, переводчик, художник пейзажист, художественный и литературный критик, общественный деятель Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877— 1932) в 1914 г. издает книгу избранных статей о культуре — «Лики творчества».Книга представляет собой сборник статей-репортажей Волошина о русской, французской литературе и о театре, о творчестве французских импрессионистов, которые печатались в журналах «Русская мысль», «Весы», «Золотое руно» (Волошин М.А.Лики творчества. – СПб.: Аполлон, 1914.- Кн.1; Волошин М.А. Верхарн.- М.: Творчество, 1919; в.35).

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) в книге «Письма о русской поэзии» провозглашает новое направление, идущее от символизма – акмеизм. Акмеизм боролся заутверждение вещности, жадности к жизни (Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. – Пг.: Мысль, 1923; в.35)

Русский поэт, прозаик, критик и литературовед Серебряного века Борис Александрович Садовской (наст. фам. Садовский, 1881—1952) сборник критических статей «Русская Камена» всецело посвятил поэтам XIX в., творчество которых он воссоздавал в начале XX в. (М.:Мусагет, 1910; в.35).

Русский писатель и переводчикБорис Константинович Зайцев (1881-1972) —одна из последних крупных фигур Серебряного века.В своем творчестве 3айцев продолжает традиции И. Тургенева и А. Чехова; религиозное восприятие мира, неприязнь писателя к гонке за материальным благополучием и упорядоченным, безопасным существованием, а также симпатия к непоседам и изгнанникам — вот связующие линии его творчества (Зайцев Б.К.Рассказы.- М.: Шиповник, 1909.- Кн.2; в.35).

Литературное наследие замечательного русского поэта Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) состоит не только из неповторимых стихов и поэм, стихотворных драм и трагедий, но и из интереснейших, также чрезвычайно оригинальных образцов прозы. Представленный на выставке    очерк «Мой Пушкин» - не литературоведческая работа. Это скорее психологический этюд, попытка воскресить и воспроизвести детское восприятие пушкинского творчества, которое -  при всей наивности этого восприятия - оказывалось первой, на всю жизнь неизгладимой школой не только поэтических впечатлений, но и нравственных понятий (1989; в.38). «Мой Пушкин» написан в 1937 г. в эмиграции (Марина Цветаева вернулась в Россию в 1939 г.), этот очерк, как и все лучшее, что вышло из-под пера Цветаевой, свидетельство глубокой искренности признания, сделанного ей еще в 1925 г.: «...Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».

            Витрины №№ 39-45. Литература XX в.

ЛЕФ (Левый фронт искусств) — литературная группа левого толка, существовавшая с перерывами с 1923 до 1929 г. Основателями и фактически ее единственными членами явились: Н. Асеев, Б. Арватов, О. Брик, Б. Кушнер, В. Маяковский, С. Третьяков и Н. Чужак. Впоследствии к ЛЕФу примкнули С. Кирсанов, В. Перцов и др. Свою родословную сами лефы ведут от известного манифеста русских футуристов «Пощечина общественному вкусу», изданного в 1912 г. После Октябрьской революции признавшие ее футуристы создали свою газету «Искусство коммуны» (1918), в которой сформулировали основные принципы будущей теоретической платформы ЛЕФа. В начале 1923 г.  группа начинает издавать свой журнал «ЛЕФ», который закрылся в 1925 г. (ЛЕФ: журнал левого фронта искусств. – 1925. - № 3. Отв. ред. В.В. Маяковский; в.39). Искусство – это нарушение шаблона», – так понимали сущность искусства футуристы до революции. В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном», «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать». Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся». Таким образом, полагали теоретики Лефа, была уничтожена вековая грань между искусством и действительностью. Теперь стало возможным принципиально новое искусство – «искусство-жизнестроение».

Повесть «Старик и море (1956) является ключевой и знаковой не только для творчества Эрнеста Хемингуэя (1899 - 1961), но и для всей американской литературы (М., 1989; в.40, п.5).Писатель рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака, и его борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой большой добычей в его жизни. В повести в обобщенной форме поставлены важнейшие вечные темы: человека и природы, внутреннего наполнения жизни, преемственности поколений и, как это ни банально звучит, смысла жизни. Немалое место в повести занимает образ человека, борющегося с природой, с самим собой, борющегося, проявляя невиданную стойкость. Идея сопротивления человека внешним обстоятельствам проходит через всё творчество писателя (Хемингуэй Э. Рассказы.- М., 1972; в.40, п.5).

Наибольшую известность из литературного наследия советского писателя-прозаика, революционера, военного и политического деятеля Советской России Дмитрия Андреевича Фурманова (1891 — 1926 )получил роман «Чапаев». В 1934 г.  году по материалам этой книги режиссёры братья Васильевы поставили одноимённый фильм, завоевавший в СССР огромную популярность (Фурманов Д.А. Чапаев.- М.,1935;  Фурманов Д.А. Чапаев. – М., 1947; в.41, п.4).

В 1925—1926 гг. в ходе работы над романом «Разгром» Александр Александрович Фадеев (1901-1956) принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание, но после этой работы он уже не мог уделять внимание одной литературе, став видным литературным руководителем и общественным деятелем. Действие романа «Разгром» в Уссурийском крае. Главные герои — это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон)(Фадеев А.А. Разгром. –М.;Л.:Детгиз, 1949; Фадеев А.А.. Разгром; [Худож.В. С. Чеботарев]. - Владивосток, 1981; в.42, п.4).  Не меньшую известность принёс Фадееву другой  роман «Молодая гвардия». История романа началась с того, что в середине февраля 1943 г., после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия. Впервые книга вышла в свет в 1946 г. До конца 1980-х гг. роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950—1980 гг. (Фадеев А.А. Молодая гвардия. - М., 1947; в.42,п.4).

Леонид Максимович Леонов (1899-1994) — русский советский писатель, который играл заметную роль в литературном процессе на протяжении более чем 60 лет. В советское время его считали мастером социалистического реализма; в новейшее время обращают внимание на острый интерес к проблематике христианской нравственности, на продолжение традиций Ф. М. Достоевского. На протяжении жизни Леонов написал несколько романов, разделённых иногда значительными промежутками времени: «Барсуки» (1924), «Вор» (1927, новая редакция 1959, перерабатывал вплоть до 1990), «Соть», «Скутаревский», роман «Русский лес» (1953) (М., 1956; в.42, п. 4), в котором одним из первых в советской России затронул экологическую проблематику. В 1927 г. принял участие в коллективном романе«Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк» (Леонов Л. Обыкновенный человек. – М., 1942; в.42, п.4).

В 1927 г. в журнале «Красная новь» был опубликован роман Юрия Карловича Олеши(1899-1960)  «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России (М.; Л.:ЗИФ Земля и фабрика, 1929; в.42, п.5)  Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чём Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя — образ колбасы как символ благополучия.

Ни одно из всех выдающихся произведений Олеши не смогло завоевать в Советской России такой популярности, как «Три толстяка» (М.: Советский писатель, 1935; в.42, п.5).Очень своеобразным явлением в книге предстают перед читателем лаконичные, почти по-плакатному броские и угловато-гротескные иллюстрации Владимира Ивановича Козлинского (1891-1967), одним из учителей которого был М. В. Добужинский. Каждая из гравюр для книги – ясная, законченная метафорическая композиция, насыщенная действием. У В. И. Козлинского органично объединилось человеческое и механическое: приемы киномонтажа, о которых много говорилось в те годы.  

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – В. Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 г. на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956 г., когда была издана книга «Избранные сочинения», а также переизданы «Три толстяка» (Олеша Ю.К. Повести и рассказы. – М., 1965; в42, п.5).

Одним из столпов советской поэзии был Александр Александрович Прокофьев(1900-1971), родившийся на Ладоге в семье рыбака. В стихах Прокофьева есть романтическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они насквозь пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимает как бы на вкус, на ощупь и бережет их, будто самоцветы. Множество своих стихотворений он посвящает родине. «Всю Россию дали мне в наследство, всю мою судьбу», - говорит А. Прокофьев в одном из них. От его лирики веет непередаваемо свежим духом бодрости, сохраненной им до последних своих дней (Прокофьев А.А. Стихотворения. -М; Л.: Гослитиздат, 1938; прижизненное издание; в.42.п.5).

«Зачарованная Десна»— повесть кинорежиссера с мировым именем, Александра Петровича Довженко (1894-1956) который был награжден Орденом Красного Знамени и Орденом В.И. Ленина. Произведение пропитано любовью к родному краю, к людям, к красавице Десне, к тем самым местам, где прошло детство режиссера.В книгу также вошли рассказы и записки из дневников (М., 1964; в.43, п.5).

Близко по духу роману Федина произведение другого автора - Алексея Николаевича Толстого - трилогия «Хождение по мукам» (1921– 1941)(М., 1957; в. 43, п. 1). Романы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» рассказывают  о судьбах русской интеллигенции в канун и после Октябрьской революции, герои эпопеи становятся свидетелями важнейших событий ХХ века. По словам автора, «Хождение по мукам» — «это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием Первой мировой войны и кончающейся первым днем Второй мировой войны».

В сборник А.Н. Толстого  «Голубые города» 1927 г. вошли рассказы «О читателе. В виде предисловия» (1923), «Рукопись, найденная под кроватью» (1923), «Голубые города» (1925), «Убийство Антуана Риво» (1924), «Чёрная пятница» (1924), «Союз пяти» (1925), «На рыбной ловле» (1923) (в. 43, п. 1)

«Петр I» А.Н. Толстого  (М.: ГИХЛ, 1947, в.43, п.1) по праву считается одним из лучших исторических романов Толстого. Эта книга имела феноменальный успех в России и русском зарубежье. Историческая концепция писателя многие годы вызывает споры и возражения, а художественная сила романа убедительна и притягательна для многих поколений читателей. Из череды стрелецких бунтов, из сумерек византийской косности выходит на передний план фигура порывистого и деятельного героя, способного творить новый отечественный пейзаж - со свежеструганными корабельными мачтами, с белоснежными морскими облаками, с веселой зыбью Балтики. Дремлющие силы народа, стиснутые боярской косностью и нищими углами, переплавляются в кипучую энергию «птенцов гнезда Петрова». Перековка России проходит в унисон со становлением железного провала под стенами Азова к большой победе под неприступной Нарвой. «Петр I» брызжет жизнелюбием, захватывает обилием точных деталей, завораживает языковой пластикой. Художественные достоинства этой книги подкреплены иллюстрациями блистательных русских художников Ивана Яковлевича Билибина и Дмитрия Николаевича Кардовского.

Прототипом героя повести «Детство Никиты» был сам Алексей Толстой, то есть это автобиографическая повесть, просто персонаж назван именем его сына (родился в 1917 г.). Повесть рассказывает о жизни девятилетнего мальчика, который живет в отцовском имении под Самарой. Будни и праздники Никиты словно наполнены сиянием и счастьем. Внутренний мир ребенка описан с удивительным пониманием и уважением. Эта светлая и немного ностальгическая повесть по праву считается одним из лучших отечественных произведений для детей. Повесть, написанная в 1922 г., многократно переиздавалась и была включена в школьную программу по литературе (в. 43, п. 1).

Писатель Константин Александрович  Федин прожил большую и сложную жизнь, продолжавшуюся свыше 85 лет (1892-1977). Городом, где прошли его детские годы, является Саратов, куда он неоднократно возвращался из Германии после Первой мировой войны, из революционного Петрограда, из Москвы. После посещения Саратова в 1940 г. Федин публикует рассказ «Встреча с прошлым» («Литературная газета»,  № 35). Его внимание по-прежнему привлекали «старые, родные закоулки», места, где прошли детство и юность, но в глаза бросались неудержимые приметы нового. Строился социалистический Саратов, город могучей индустрии, крупнейший культурный центр Поволжья. Писатель видит теперь два города на том месте, где был один только старый Саратов (Федин К. А.Встреча с прошлым. - Саратов, 1982; в. 42, п.5)  Роман «Города и годы»,  опубликованный в 1924 г. выдвинул К.А. Федина в число ведущих представителей советской литературы. Это одна из первых в русской литературе попыток осмыслить опыт Первой мировой и Гражданской войн (М., 1952; в42, п.5; М., 1956; в.43, п.2)

В сборник «Звёзды на броне» (Пермь, 1984; в.43, п.1)
вошли стихи о советских воинах-танкистах. Издание посвящено 40-летию Победы

Детская тематика была близка переводчику и писателю Александру Мелентьевичу Волкову(1891-1977), который в 1939 г. написал цикл сказок «Волшебник Изумрудного города» В основе первой книги цикла лежала книга американского детского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». В процессе перевода А.М.Волков изменил некоторые события и добавил новые приключения героев. Рукопись обработанной сказки одобрил С. Я. Маршак. Повесть «Волшебник Изумрудного города» обрела статус самостоятельного произведения, она была переведена на 13 языков и выдержала 46 переизданий (М.; Л.: Детиздат, 1941; в.42, п.5) У писателя была вера во всемогущество созданной человеком техники, поэтому колдовство герои у него побеждали обычно с помощью разных технических изобретений (пушка, сконструированная Чарли Блеком, механический бур, суперробот Тилли-Вилли).

«Повесть о настоящем человеке» написана Борисом Николаевичем Полевым (настоящая фамилия Кампов) в 1946 г. Сюжет основан на событиях, произошедших в жизни советского лётчика-аса Алексея Мересьева. Прототипом героя книги стал реальный исторический персонаж, лётчик Алексей Маресьев. Он был сбит в воздушном бою в Великой Отечественной войне, его тяжело ранило и он потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих лётчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом. Удостоена Сталинской премии. Более восьмидесяти раз издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом (в.43, п.2).

Перу Эммануила Генриховича Казакевича принадлежат одно из самых лучших и честных произведений о Великой Отечественной войне. «Звезда»– позывные группы войсковых разведчиков, ушедших в рейд по вражеским тылам, чтобы ценой своих жизней добыть сведения о танковой дивизии СС (М.: Книга, 1988; в.43, п.2).

В альбом «Вечно живые» включены 35 гравюр известного советского художника Стасиса Красаускаса и большой цикл стихов поэта Роберта Рождественского, объединенных общей темой - воспоминаниями о павших в Великой Отечественной войне (М.: Изобразительное искусство, 1979; в.43, п.2).

Витрины 27-34



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.