Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава VII. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА



Глава VII

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА

Ст.129. Выборы народных депутатов в Советы всех уровней производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

Ст.130. Всеобщее избирательное право означает, что избирать и быть избранными в Советы народных депутатов могут все граждане СССР, достигшие 18 лет, за исключением

· а/ лиц, признанных в установленном законом порядке умалишёнными;

· б/ лиц, в установленном законом порядке поражённых в гражданских правах по причине их антисоветской, антисоциалистической деятельности в период Третьей мировой войны и временной оккупации территории СССР.

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 23 лет.

 

Ст.131. Равное избирательное право означает, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, каждый избиратель имеет только один голос.

 

Ст.132. Прямое избирательное право означает, что выборы народных депутатов в Советы всех уровней осуществляются гражданами непосредственно, без промежуточных ступеней.

 

Ст.133. Голосование при выборах народных депутатов является тайным.

Попытки установления, в какой бы то ни было форме, контроля за волеизъявлением избирателей влекут за собой предусмотренную законом ответственность.

 

Ст.134. Гражданин СССР не может быть одновременно избран более чем в один Совет народных депутатов.

 

Ст.135. Выборы в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии во главе с Цент-ральной избирательной комиссией СССР, которые образуются из представителей от трудовых коллективов, организаций КПСС, общественных организаций, собраний военнослужащих по воинским частям, инициативных групп граждан.

Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов, включая порядок образования и деятельности избирательных комиссий, определяется соответствующими законами СССР, союзных и автономных республик.

 

Ст.136. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, осуществляются за счёт государства.

 

Ст.137. Депутаты являются полномочными представителями Советского народа в органах государственной власти СССР.

Советский народ имеет право быть представленным в органах государственной власти СССР достойными, способными и высоконравственными людьми, руководствующимися чувством общественного, классового долга, готовыми последовательно и принципиально строить политику Советского государства в интересах трудящегося человека.

Право Советского народа на достойное представительство в органах государственной власти реализуется, в том числе, через предъявление соответствующих требований к кандидату в депутаты законодательством СССР о выборах, а на основе закона – избирательными комиссиями. Предъявление государством таких требований выступает важной составной частью политических прав граждан СССР и не может расцениваться как отклонение от принципа всеобщности избирательного права.

 

Ст.138. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит трудовым коллективам, организациям КПСС, общественным организациям трудящихся, собраниям военнослужащих по воинским частям, инициативным группам граждан (самовыдвижение).

Выдвижение кандидата в депутаты инициативной группой граждан, поскольку численность таких групп не регламентируется, рассматривается как самовыдвижение данного кандидата.

При выборах в Советы народных депутатов, как правило, обеспечивается альтернативность и состязательность кандидатур.

Выдвижение кандидатур (в том числе самовыдвижение) без достаточных к тому оснований, в рекламных и иных недобросовестных или непродуманных целях, влечёт за собой применение мер общественного воздействия, а в случае причинения существенных помех ходу избирательной кампании – установленную законом ответственность.

 

Ст.139. При выдвижении кандидата в депутаты трудовым коллективом на территории данного предприятия, учреждения образуются один или несколько избирательных участков того избирательного округа, по которому выдвинут кандидат, и членам трудового коллектива предоставляется возможность проголосовать на выборах не по месту их жительства, а по месту работы.

 

Ст.140. Избирателям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, их предвыборных программ на собраниях, массовых акциях, в печати, по радио и телевидению.

В рамках данной избирательной кампании каждый избиратель, независимо от его местожительства в настоящий момент, имеет право заявить аргументированный устный или письменный отвод любой выдвинутой кандидатуре.

Избирательная комиссия того округа, где баллотируется кандидат, в адрес которого поступил отвод, обязана незамедлительно организовать проверку отвода. Факт поступления отвода предаётся гласности в обусловленной законом форме.

Если обвинения в адрес кандидата в депутаты подтверждаются и являются достаточно серьёзными, а допущенные им ошибки не могут быть исправлены в оставшийся до выборов срок, кандидатура снимается с баллотировки. Сокрытие членами избирательной комиссии поступивших отводов от рассмотрения влечёт за собой установленную законом ответственность. Если голосование по данной кандидатуре происходило при наличии на день выборов сокрытых от рассмотрения отводов, оно считается недействительным, каковы бы ни оказались результаты последующей проверки отводов.

Заявление гражданином отвода в клеветнических, дезорганизаторских и иных недобросовестных целях преследуется по закону.

 

Ст.141. Кандидат в народные депутаты выступает перед избирателями с предвыборной программой, которую он при избрании его депутатом обязуется выполнять.

Избиратели вправе обращаться к кандидату в депутаты с предложениями по программе его будущей депутатской деятельности, которые в случае их принятия кандидатом именуются избирательскими наказами. Избирательские наказы составляют часть предвыборной программы кандидата и столь же обязательны для выполнения им при избрании его депутатом. В порядке, определяемом избирательной комиссией, кандидат в депутаты ко дню выборов вносит полную ясность в вопрос о том, какие предложения избирателей им приняты и стали наказами, а какие отклонены.

Народный депутат несёт ответственность перед своими избирателями за добросовестное следование предвыборной программе и наказам. Не обусловленный объективными причинами отход депутата от заявленной программы, нарушение предвыборных обещаний, пренебрежение наказами избирателей служат основанием для возбуждения дела об отзыве депутата.

Приобретение статуса народного депутата посредством выступления на выборах с демагогической, заведомо не предназначавшейся к выполнению программой преследуется по закону как обман народа.

 

Ст.142. Народный депутат осуществляет депутатские полномочия, не порывая со своей профессиональной деятельностью.

На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от исполнения профессиональных обязанностей с сохранением за ним среднего заработка по месту постоянной работы.

 

Ст.143. Создание для народного депутата необходимых материальных условий на период действия его депутатских полномочий – почётная конституционная обязанность предприятия, учреждения, организации, где депутат трудится.

До истечения срока депутатских полномочий депутат не может быть уволен с постоянного места работы, в том числе и по причине достижения им пенсионного возраста, переведён на нижеоплачиваемую работу, понижен в должности.

Гарантии беспрепятственной и эффективной депутатской деятельности, включая неприкосновенность личности депутата, устанавливаются Законом о статусе народного депутата в СССР, другими законодательными актами СССР, союзных и автономных республик.

 

Ст.144. Как во время сессии Совета, так и в промежутках между сессиями народный депутат имеет право запроса к руководителям и должностным лицам любых исполнительных и распорядительных, иных органов, образованных данным Советом и непосредственно ему подотчётных.

Ответ на депутатский запрос даётся в письменном виде в трёхдневный срок. Во время сессии ответ на депутатский запрос может быть дан с трибуны сессии устно.

 

Ст.145. В связи со своей депутатской деятельностью народный депутат вправе обращаться в любые официальные органы и организации в пределах ведения соответствующего Совета, как государственные, так и общественные, и принимать участие в рассмотрении поставленных им перед этими органами и организациями вопросов.

Народный депутат пользуется правом безотлагательного приёма у руководителей, должностных лиц, функционеров государственных и общественных органов и организаций в пределах ведения соответствующего Совета, а также – в тех же пределах – правом на освещение принципиальных вопросов своей деятельности в средствах массовой информации. Порядок и сроки рассмотрения обращений, предложений, замечаний народного депутата определяются законом.

Народный депутат имеет право приостанавливать действие актов исполнительных и распорядительных органов в пределах ведения соответствующего Совета, включая акты исполнительных и распорядительных органов нижестоящих Советов, с изложением своей мотивировки приостановления и принятием на себя персональной ответственности за возможные негативные последствия такового. Порядок применения народным депутатом вышеуказанного права определяется законом.

 

Ст.146. Народный депутат обязан отчитываться в своей работе перед избирателями, а также информировать их о работе Совета, разъяснять смысл и направленность принимаемых Советом решений.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван из Совета в установленном законом порядке.

Возбудить дело об отзыве депутата имеет право

· а/ каждый избиратель, участвовавший в соответствующей избирательной кампании, независимо от его местожительства в настоящий момент, если он располагает достаточным для этого фактическим материалом;

· б/ группа избирателей на тех же условиях.

Возбуждение гражданином или группой граждан дела об отзыве депутата в клеветнических, дезорганизаторских и иных недобросовестных целях преследуется по закону.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.