Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мошелес. Путь мира (музыкальный палиндром)



Бас


Мошелес. "Путь мира" (музыкальный палиндром)

Пьеса играется сначала до конца, после чего ноты переворачиваются кверху ногами и музыка исполняется вновь – в обратную сторону. Причем оказывается, что мелодия совсем не изменилась. Финала у пьесы нет и быть не может – конец странички является сигналом к тому, чтобы ее перевернуть и начать все сначала.

Название "Путь мира" в сочетании с такой формой и остроумно, и мудро. Ведь в мире все периодически переворачивается вверх дном. И, тем не менее, спустя годы оказывается, что ничего не изменилось. Вот загадка! Радует одно: судя по форме произведения, композитор, видимо, полагал, что конец света невозможен в принципе.

Современные графические партитуры



К.Пендерецкий "Плач по жертвам Хиросимы"

·

Д. Кейдж "Музыка для колоколов"


Т.Джонсон. "Воображаемая музыка". "Соревнующиеся поля".






Комментарии автора к этой пьесе: «Данную пьесу следует исполнять в любом направлении с любой точки в избранном пространстве в течение любого времени и с любой из четырех ротационных позиции в любой последовательности, используя при исполнении только три измерения (вертикальное, горизонтальное и временное); толщина линии-события указывает относительную громкость и/или (если позволяет инструмент) кластеры. В четырех измерениях, относительная толщина и длина линий-событий – это функции позиции этих событий еще и в глубинном плане партитуры. Тогда все характеристики звука и их отношения подвергаются постоянным изменениям и модификациям. Главное, чтобы пьеса исполнялась непосредственно по этой графической «импликации» (отдельной для каждого исполнителя), и заранее ничего не было предопределено, кроме общего времени звучания. Возможен и противоположный вариант, но определенность не должна противоречить партитуре и приведенным в ней инструкциям».

Можно сказать, что партитура представляет с собой некую выписанную импровизацию, итог которой не предопределен. Исполнитель свободен в выборе всего – от инструмента до длительности звучания. Более того, количество исполнителей тоже свободно: от одного солиста до целого оркестра. И каждый раз, эта пьеса звучит по-новому. Произведение стало во многом поворотным в истории музыки. Оно сподвигло целую плеяду талантливых композиторов в США и Европе на подобные эксперименты.

 


Д.Крам "Makrokosmos". Пьеса "Crucifixus" из I тома.

Партитура представляет собой крест, состоящий из трех секций – А, В и С. Секции должны исполняться последовательно. При исполнении секции С пианист должен повернуть во время исполнения нотный лист, в связи с чем можно в данном случае говорить о партитуре как мобильном феномене.

Сам символ креста называют знаком знаков. Он имеет огромное количество различных трактовок, но, прежде всего, крест – это символ Христа, его распятия и славы, а поэтому является символом христианской религии. Именно в таком значении использует Крам этот символ, что подтверждает и название пьесы – «Crucifixus» («Распятие»).

Материал, расположенный по горизонтали (секции А и В), представляет собой лейтмотив мистерии, который здесь несет на себе функцию показа зарождения христианской религии. Для исполнения следующей секции С исполнитель должен повернуть лист. Также в начале этой секции пианист коротко произносит «Сhri-ste!» (два слога!) – имя Бога. Применение данного текста усиливает акцент на образе креста и личности Христа как явлениях христианского мира. Характер исполнения этой секции очень медленный, спокойный, трансцендентальный.




 


Во многих случаях уже сама форма нотного стана несет в себе символический подтекст. Например, в «Эхо II» («Эхо времени и реки») Крам объединяет последовательность нотных знаков в круги, квадраты, мелодические форманты, в сочетание двух кругов, визуально образующих собой знак бесконечности.

 

А в сочинении «Звезда-дитя» он использует малые и большие круги, символизирующие непосредственно космические тела – звезды и планеты:

 


Д. Кейдж «Music for Piano»








В партитуре есть четкое фиксированное временное пространство и несколько символов, отвечающих за параметр звука. Название пьесы четко отображает как нотную запись, так и саму манеру игры, ведь Гуиро – это латиноамериканский ударный инструмент, звук которого происходит за счет ведения тонкой палочки вдоль зубцов. В этой пьесе роль тонких зубцов играют клавиши, по которым следует плавно проводить пальцами (либо ногтями). Поэтому здесь нет ни единого стандартного приёма звукоизвлечения на фортепиано. Инструмент Лахенман  использует чисто как ударный. В партитуре видно, как композитор разделяет весь диапазон клавиш на три секции – низкую, среднюю и высокую. Квадрат означает, что нужно играть ногтями, а кружок с точкой подушечками пальцев, для более мягкого звучания.


















  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.